Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / CONCEPTUAL FRAMEWORK / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MANAGEMENT EDUCATION / РУКОВОДИТЕЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ / HEADS OF TERRITORIAL BODIES OF THE MIA OF RUSSIA / КОМПЕТЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPETENCIES AND INNOVATIVE PERFORMANCE / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / СИТУАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ / SITUATION MODELING TECHNIQUES / RESEARCH AND TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закатов В. В.

В статье анализируются проблемы подготовки руководящих кадров для органов внутренних дел, раскрывается содержание принципов, целей, задач и основных направлений развития системы управленческого образования в МВД России на период до 2020 года с учетом современных требований, предъявляемых к руководителям территориальных органов МВД России и необходимых для успешного осуществления оперативно-служебной деятельности в условиях современного социально-экономического развития страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закатов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT EDUCATION IN THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA

The article examines problems of training managerial personnel for internal Affairs bodies, the content of the principles, goals, objectives and main directions of development of management education in the interior Ministry of Russia for the period till 2020 taking into account modern requirements to heads of territorial bodies of the Russian interior Ministry and required for the successful implementation of operational activities in the modern socioeconomic development of the country

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ»

УДК - 378 ББК - 74.04

ЗАКАТОВ В.В.,

заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, полковник полиции

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (юриспруденция)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье анализируются проблемы подготовки руководящих кадров для органов внутренних дел, раскрывается содержание принципов, целей, задач и основных направлений развития системы управленческого образования в МВД России на период до 2020 года с учетом современных требований, предъявляемых к руководителям территориальных органов МВД России и необходимых для успешного осуществления оперативно-служебной деятельности в условиях современного социально-экономического развития страны.

Ключевые слова: концептуальные основы, управленческое образование, руководители территориальных органов МВД России, компетенции инновационной служебной деятельности, научно-педагогические работники, дистанционные образовательные технологии, ситуационные методы моделирования.

ZAKATOV V.V.,

Deputy head of the Department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel the Academy of management of MIA of Russia, the candidate of pedagogical Sciences, police Colonel

CONCEPTUAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT EDUCATION IN THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA

Abstract. The article examines problems of training managerial personnel for internal Affairs bodies, the content of the principles, goals, objectives and main directions of development of management education in the interior Ministry of Russia for the period till 2020 taking into account modern requirements to heads of territorial bodies of the Russian interior Ministry and required for the successful implementation of operational activities in the modern socioeconomic development of the country.

Keywords: conceptual framework, management education, heads of territorial bodies of the MIA of Russia, competencies and innovative performance, research and teaching staff, distance education technologies, situation modeling techniques.

Социально-экономические и политические изменения в жизни России и современного мира в целом актуализируют потребность в совершенствовании государственного и муниципального управления, что требует и соответствующих изменений в сфере профессионального образования государственных и муниципальных служащих. Сегодня в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

России остро стоит проблема подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, что связано, в том числе, с особенностями развития российской государственности в течение двух последних десятилетий.

В связи с этим более чем актуально звучат требования к развитию управленческой компетентности руководителей, вы-

полняющих профессиональные функции в конкретных структурах.

Министерство внутренних дел Российской Федерации придает первостепенное значение развитию управленческой компетентности руководящих кадров и рассматривает данную проблему как важнейшую среди других вопросов реформирования органов, организаций и подразделений МВД России.

Исследования, проводившиеся на протяжении ряда лет в Академии управления МВД России, показали, что деятельность сотрудников на всех уровнях управления осуществляется, как правило, в сложных экстремальных психологических условиях. Это проявляется, прежде всего, в преобладании стрессовых состояний из-за нестабильной социально-экономической обстановки в стране, оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, недостатков в организации управленческой деятельности, профессиональных взаимоотношений.

Проблемы подготовки руководящих кадров для органов внутренних дел многогранны и многоаспектны по своему содержанию. Следует отметить наиболее важные из них.

Вся система подготовки управленческих кадров для МВД России требует серьезной оптимизации. В первую очередь речь должна идти о совершенствовании научных основ развития этой системы. Так, например, в Академии управления МВД России с 1974 г. применяется комплексный подход к подготовке специалистов-управленцев в сфере органов внутренних дел. Но в жизни общества и государства сегодня произошли кардинальные изменения, связанные с трансформацией структуры отношений собственности, власти, сознания, культуры. Все это не может не влиять на систему подготовки управленческих кадров для органов внутренних дел. Речь должна идти о подготовке принципиально новой генерации управленцев, способных руководить органами внутренних дел в сложных, переходных общественных условиях.

Во-первых, внимание должно быть уделено привитию руководящим кадрам орга-

нов внутренних дел демократических правовых и нравственных ценностей, ориен-таций и норм, опыта и навыков открытого, равноправного диалога с конкретными субъектами гражданского общества по проблемам охраны правопорядка, способности к постоянному поиску и удовлетворению общественных потребностей в сфере органов внутренних дел.

Во-вторых, к руководителям территориальных органов МВД России сегодня предъявляются повышенные требования не только к овладению навыками практической организации деятельности в правоохранительной сфере, но и усвоению комплекса теоретических принципов, позволяющих самостоятельно анализировать тенденции в преступной среде, связанные с ее консолидацией и глобализацией, усилением организованного характера, возрастанием профессионализма, масштабности, технической оснащенности, расширением интересов в системе государственной власти, и на этой основе оптимизировать действующие органы внутренних дел, организации и подразделения.

Сегодня одним из главных направлений реформирования МВД России является совершенствование и модернизация подготовки кадров, особенно руководящих. В связи с этим наиболее острым остается вопрос о том, каким должен быть современный руководитель, каким требованиям он должен отвечать, какой компетентностью и какими качествами он должен обладать, какие возможности существуют для их диагностики, каким образом наиболее эффективно развивать профессиональную управленческую компетентность в процессе подготовки.

С этой целью в Академии управления МВД России разработан проект Концептуальных основ развития управленческого образования в системе МВД России до 2020 г. (далее - Концептуальные основы), которые определяют принципы, цели, задачи и основные направления развития системы управленческого образования в МВД России на период до 2020 г. с учетом современных требований, предъявляемых к руководителям территориальных органов МВД России и необходимых для эф-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

фективного управления органами внутренних дел Российской Федерации.

Концептуальные основы разработаны на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы», постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция, утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.), постановления Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы», иных нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России.

В основу формирования и реализации Концептуальных основ положены принципы, определяющие конкретные формы и уровни организации системы управленческого образования:

- сохранение достижений отечественного опыта управленческого образования;

- единство научно-методических и организационных подходов к выработке, реализации и адаптации образовательных стандартов и образовательных программ к специфике управленческой подготовке;

- своевременность корректировки программ преподавания управленческих дисциплин в соответствии с приоритетными направлениями оперативно-служебной деятельности и задачами МВД России;

- единство научной и образовательной деятельности для решения задач развития ведомственной системы высшего и дополнительного профессионального управленческого образования;

- развитие компетентностного подхода в образовательном процессе; непрерывность образования управленческих кадров; комплексность, последовательность и не-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2017

прерывность формирования управленческой компетенции;

- использование в образовательном процессе зарубежного опыта подготовки руководящих кадров для правоохранительных органов (полиции);

- развитие новых информационных образовательных технологий, ориентированных на достижение практических значимых результатов в ходе обучения.

Стратегической целью Концептуальных основ является формирование условий для развития образовательной, научной и организационно-методической деятельности, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных управленческих кадров для территориальных органов МВД России.

Для достижения стратегической цели необходимо решить следующие задачи:

- приведение образовательной деятельности в сфере развития системы управленческого образования МВД России в соответствие с задачами государственной политики в области образования, а также в сфере обеспечения правопорядка, решения стратегических и тактических задач управления;

- реализация образовательных программ правоохранительной и гуманитарной направленности высшего и дополнительного профессионального образования с развитием управленческих компетенций;

- модернизация образовательных программ магистратуры для слушателей, обучающихся по программам подготовки управленческих кадров для органов внутренних дел в области юриспруденции, менеджмента;

- совершенствование системы переподготовки руководящих кадров, включенных в федеральный кадровый резерв МВД России и кадровый резерв номенклатуры МВД России, путем освоения новых знаний, умений и управленческих навыков;

- повышение эффективности подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации для образовательных организаций высшего образования МВД России, осуществляющих подготовку управленческих кадров;

- разработка и внедрение новых инновационных технологий обучения;

- организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным направлениям управленческой подготовки руководителей территориальных органов МВД России;

- подготовка управленческих кадров, владеющих методами сбора, обработки и анализа данных с использованием современных информационных технологий, а также средствами и методами защиты информации;

- осуществление международного сотрудничества сети образовательных организаций высшего образования, ведущих подготовку и дополнительное профессиональное образование управленческих кадров для правоохранительных органов;

Предлагается следующая этапность решения поставленных задач:

Первый этап (2016-2018 гг.) - создание приоритетных условий для развития системы управленческого образования, эффективного использования научного и педагогического потенциала, оптимизации управления научно-педагогической деятельностью, совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и специальной переподготовки научно-педагогических кадров, внедрения инновационных методик и разработки новых образовательных программ преподавания управленческих дисциплин.

Второй этап (2019-2020 гг.) - совершенствование учебно-методического обеспечения применения инновационных технологий преподавания управленческих дисциплин. Проведение комплекса мероприятий по разработке, апробации и внедрению в учебный процесс новых методик преподавания, подбор современных методов подготовки, организации плановой работы по необходимому ресурсному обеспечению педагогической деятельности. Ежеквартальный мониторинг результатов внедрения.

Что касается основных направлениях совершенствования системы управленческого образования в МВД России, необходимо отметить, что в Академии постоянно осуществляется интенсивный поиск новых

средств, методов, технологий образовательного процесса, ориентированных на подготовку управленческих кадров для органов внутренних дел, способных работать в сложных современных условиях. В частности, речь идет о способах отражения в содержании обучения новых явлений в преступной среде, навыках их самостоятельного прогнозирования, новых способах полицейского реагирования на явления и процессы, происходящие в криминальной сфере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Особое внимание уделяется обучению руководителей территориальных органов МВД России прогрессивным информационным технологиям - компьютерному моделированию проблемных ситуаций в оперативно-служебной деятельности и выработке алгоритма их решения.

Как показывает практика, метод виртуальной игровой имитации оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел наиболее эффективен в процессе обучения лиц, принимающих решения в зависимости от сложившейся ситуации, с учетом имеющихся у них субъективных оценок и установок.

Применительно к обучающим технологиям, реализуемым в Академии, игровые имитационные методы моделирования используются для:

- проведения практических экспериментов, связанных с обоснованием гипотез поведения индивидов в системе управления;

- моделирования ситуаций и реальных механизмов управления в рамках предложенных вводных;

- формирования и закрепления различных навыков и умений, в том числе, управленческого характера;

- слаженных действий отдельных обучаемых в рамках их совместной коллективной работы;

- разработка алгоритмов действий как в стандартных ситуациях, так и в особых условиях функционирования [2, с. 355, 356].

В рамках реализации указанных задач в Академии разработана информационная система виртуального территориального органа МВД России с учетом политических, административно-территориальных, геоОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

графических, природно-климатических, экономических, социально-демографических и иных факторов внешней и внутренней среды функционирования. Данная система представляет собой взаимосвязанный комплекс учебных полигонов кафедр, с помощью которого моделируются основные направления управленческой деятельности руководителей территориальных органов внутренних дел с учетом различных уровней системы и занимаемых должностей. Важность такого подхода обусловлена тем, что руководитель территориального органа МВД России на практике сталкивается с необходимостью выработки и принятия управленческих решений в рамках функционирования различных отраслевых служб и подразделений [1, с. 58].

Важным инновационным направлением совершенствования организации учебного процесса в Академии стало внедрение системы дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционным обучением понимается способ получения знаний слушателями, а также формирование у них знаний и умений, основанных на интерактивном общении обучаемых с преподавателями, через разнообразные каналы компьютерной коммуникации.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с его классическими формами:

- сотрудники органов внутренних дел обучаются без отрыва от выполнения служебных обязанностей;

- возможность выбора обучающимися времени, наиболее оптимального для освоения курса дисциплин;

- возможность изучения и получения учебного материала по необходимой дисциплине блоками (модулями);

- наличие текущего, промежуточного и итогового контроля, а также разнообразных форм тестирования;

- применение специализированных компьютерных технологий (видеоконфе-ренцсвязи).

Дистанционное обучение в Академии активно используется не только для поддержки традиционных форм обучения, но

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

и при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников органов внутренних дел.

В настоящее время дистанционное обучение активно применяется в рамках реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации сотрудников, включенных в федеральный кадровый резерв МВД России.

Таким образом, приоритетными направлениями совершенствования подготовки управленческих кадров для органов внутренних дел Российской Федерации являются:

- организация взаимодействия с авторитетными зарубежными полицейскими учебными заведениями по вопросам использования ими инновационных технологий в образовательном процессе;

- обучение педагогических работников образовательных организаций высшего образования системы МВД России современным информационным технологиям при проведении активных видов учебных занятий и переподготовка;

- автоматизация процессов управления активными формами учебных занятий;

- внедрение элементов виртуального игрового компьютерного моделирования с решением различных вводных, возникающих при реализации задач оперативно-служебной деятельности территориальных органов внутренних дел.

Концептуальные основы определяют управленческое образование в системе МВД России, как совокупность взаимосвязанных элементов подготовки руководящих кадров органов внутренних дел по основным профессиональным образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования путем освоения ими новых знаний, умений и формирования управленческой компетенции, отвечающей современным требованиям непрерывности приобретения профессиональных навыков.

Реализация данных Концептуальных основ позволит создать в МВД России единую систему подготовки квалифицированных управленческих кадров для территориальных органов МВД России.

Сформированная система управленческого образования будет сопровождать руководителя органа внутренних дел на всем протяжении его служебной деятельности.

Оценка ожидаемой эффективности данной системы базируется на разработке системы основных показателей, которая позволяет оценить ход и результативность решения поставленных в ней задач.

Использование в образовательном процессе новейших технологий обучения позволит сформировать у слушателей инновационную культуру, задаст новые векторы развития управленческого образования в системе МВД России.

Практическая реализация направлений, предусмотренных Концептуальными основами, позволит поднять на новый качественный уровень подготовку квалифицированных управленческих кадров для органов внутренних дел, повысить эффективность деятельности образовательных организаций высшего образования МВД России в данном направлении.

Список литературы:

[1] Мыльников В.В., Холостов К.М. Резервы повышения эффективности использования учебных полигонов кафедр Академии управления МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2.

[2] Холостов К.М. Использование имитационных игр в процессе подготовки руководителей органов внутренних дел: Сборник материалов международной научно-практической конференции «Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие». М.: Академия управления МВД России, 2016.

Spisok literatury:

[1] My'l'nikov V.V., Xolostov K.M. Rezervy' povy'sheniya e'ffektivnosti ispol'zovaniya uchebny'x poligonov kafedr Akademii upravleniya MVD Rossii // Trudy' Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 2.

[2] Xolostov K.M. Ispol'zovanie imitacionny'x igr v processe podgotovki rukovoditelej organov vnutrennix del: Sbornik materialov mezhduna-rodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «E'kstremal'ny'e situacii, konflikty', social'noe soglasie». M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2016.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.