Методология коммерциализации прав на результаты научно-технической деятельности с привлечением бюджетных средств
Н.Н. Евтихиев
префект Восточного административного округа города Москвы В.Б. Железный
проректор по научной и инновационной деятельности НОУ «Международная академия оценки и консалтинга»
В.Г. Систер
председатель правления ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» Е.М. Трейгер
ректор НОУ «Международная академия оценки и консалтинга»
В предложенной вниманию читателей статье в сжатом виде изложены результаты выполненных в период с 2002 по 2007 год НОУ «Международная академия оценки и консалтинга» (НОУ «МАОК») совместно с открытым акционерным обществом «Московский комитет по науке и технологиям» (ОАО «МКНТ») по заказу департамента науки и промышленной политики города Москвы комплекса научно-исследовательских работ в части разработки методологии отбора объектов и коммерциализации прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД), полученные преимущественно в итоге выполнения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР), финансируемых за счет бюджетных средств, в ходе осуществления инновационных проектов.
Разработанная методология позволяет обоснованно отбирать потенциально коммерчески привлекательные РНТД в качестве возможных объектов инновационных проектов и привлекать наиболее эффективным образом в рамках государственно-частного партнерства средства бюджетов как субъектов Российской Федерации, так и Российской Федерации в целом для их осуществления, опираясь на использование разработанной системы количественных и качественных критериев
предварительного отбора РНТД. Разработанное методологическое обеспечение ставит условием соблюдение определенных требований по организации всех стадий инновационного процесса с целью минимизации риска получения отрицательных результатов при одновременном условии минимизации затрат на маркетинговые исследования соответствующих сегментов рынка. Практическая апробация разработанной методологии была проведена в процессе анализа и определения потенциальной коммерческой привлекательности прав на РНТД, полученных в итоге выполнения 102 НИОКР, финансировавшихся за счет бюджета города Москвы.
В настоящее время НОУ «Международная академия оценки и консалтинга» продолжает работу по совершенствованию разработанной методологии коммерциализации прав на РНТД и созданию инфраструктуры инновационной деятельности как в масштабе Российской Федерации в целом, так и применительно к конкретным субъектам Российской Федерации.
В более подробном виде полученные в период с 2002 по 2007 год результаты будут опубликованы как отдельное приложение к журналу «Имущественные отношения в Российской Федерации».
* * *
В настоящее время приоритетом экономической политики любого государства становится создание условий для роста конкурентоспособности национальной экономики на основе ее постиндустриального развития, предусматривающего постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг с использованием созданных и вновь создаваемых технологий на основе результатов научнотехнической деятельности (РНТД) и объектов интеллектуальной собственности (ОИС).
Стратегия постиндустриального развития экономики основывается на сокращении доли промышленности в валовом национальном продукте (ВНП), прежде всего за счет увеличения доли сферы услуг, при абсолютном росте промышленного производства на современной и перспективной технико-технологической базе в различных отраслях. Эта стратегия предполагает преимущественно инновационный путь развития промышленности в постиндустриальной экономике, предусматривающий широкомасштабное вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.
Естественно, что любое государство, в том числе Российская Федерация (или субъект Российской Федерации), заинтересовано в первую очередь в коммерциализации прав на РНТД, полученных за счет бюджетных средств.
В настоящей статье изложена методология организации инновационной деятельности и коммерциализации прав на результаты научно-технической деятельности, полученные преимущественно в итоге выполнения НИОКР, финансировавшихся за счет средств бюджета города Москвы, однако разработанные рекомендации могут быть в полной мере использованы для решения аналогичных задач как в масштабе всей Российской Федерации, так и в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации.
В Москве роль органа исполнительной власти, которому делегированы права организации инновационной деятельности и
распоряжения интеллектуальной собственностью (ИС) от имени субъекта федерации, возложена на департамент науки и промышленной политики правительства Москвы (ДНПП), а роль специализированного предприятия, осуществляющего этот процесс, поручена открытому акционерному обществу «Московский комитет по науке и технологиям» (ОАО «МКНТ»).
Решение задачи коммерциализации прав на РНТД и ОИС, полученные с привлечением средств бюджета города Москвы, при непосредственном участии ДНПП, ОАО «МКНТ» и привлекаемых ими для этих целей предприятий-соисполнителей требует такой организации инновационного процесса, которая обеспечила бы непрерывность цикла «разработка - технология (продукция) - производство - реализация» с использованием прав на РНТД и ОИС, созданных полностью или на долевой основе за счет бюджета города.
Основной механизм коммерциализации прав на РНТД и ОИС в соответствии с результатами анализа мирового опыта, осуществление с их использованием в качестве объектов инновационных проектов, обеспечивающих непрерывность цикла «разработка - технология (продукция) -производство - реализация» можно представить следующим образом.
1. Организация стадий инновационного процесса
Возможно выделить следующие основные стадии инновационного процесса: постановка НИОКР и получение РНТД в результате их выполнения;
• учет и предварительная селекция РНТД;
• оформление исключительных прав на РНТД (формирование ОИС);
• определение возможных источников финансирования (включая внебюджетные источники финансирования);
• выбор ОИС для осуществления пилотных проектов;
• организация процесса доведения ОИС до стадии промышленного освоения;
• реализация механизма коммерциализации ОИС.
В сжатом виде требования к порядку выполнения стадий инновационного процесса, позволяющих минимизировать вероятность неблагоприятного исхода инновационных проектов, следующие.
1.1. Постановка НИОКР и получение РНТД в итоге их выполнения.
Разработка условий и порядка постановки и финансирования НИОКР по договорам на выполнение городского заказа, а также по заявкам предприятий при сохранении порядка постановки НИОКР по заявкам государственных заказчиков. Обязательное условие постановки такой работы - представление предприятием объективного обоснования того, что полученные в итоге выполнения НИОКР РНТД будут охраноспособны и обладать требуемым коммерческим потенциалом.
1.2. Учет и предварительная селекция РНТД.
Разработка и создание (на основе сформированного ОАО «МКНТ» реестра результатов выполнения НИОКР) общегородской базы РНТД, полученных в итоге выполнения НИОКР за счет средств бюджета города Москвы. База должна давать возможность выбрать те РНТД, оформление исключительных прав на которые (формирование ОИС) целесообразно, и определить очередность их последующей коммерциализации.
Критерии предварительного отбора РНТД:
1) качественные - техническая осуществимость; финансовая осуществимость; новизна (охраноспособность РНТД, устанавливаемая государственным охранным документом - патентование или внутренний документ собственника - охрана в режиме коммерческой тайны);
2) количественные - приведенная к дате начала осуществления инновационного проекта сумма затрат, необходимых для оформления прав на ОИС и доведения его до промышленного освоения, исходя их которой можно сделать вывод о возможности использования будущего ОИС в инновационном проекте; предварительная стоимость прав на РНТД, определяемая в рамках доходного подхода на дату начала осу-
ществления инновационного проекта, как стоимость будущего ОИС, сформированного на базе РНТД, в предположении, что эти права уже оформлены; потенциальная коммерческая привлекательность прав на РНТД - отношение значения предварительной стоимости прав на РНТД к приведенной сумме затрат, характеризующее возможную норму прибыли инновационного проекта.
1.3. Оформление прав, в том числе исключительных, на РНТД (формирование ОИС).
Права на охраноспособные РНТД полностью от имени города оформляются только в тех случаях, когда будущие ОИС представляют некоммерческий интерес для города, например с точки зрения решения социальных, экологических и других проблем.
Оформление прав на охраноспособные РНТД, обладающие потенциальной коммерческой привлекательностью, производится на долевой основе с учетом баланса интересов города, предприятия-разработчика и авторов - физических лиц. Наиболее целесообразно оформлять права либо в долевом соотношении между предприятием-разработчиком и уполномоченным на то от имени города юридическим лицом (по нашему мнению, таким юридическим лицом может быть ОАО «МКНТ»), либо в крайнем случае - полностью от имени предприятия-разработчика.
1.4. Источники финансирования стадий инновационного процесса.
Возможности бюджетного финансирования позволяют профинансировать за счет средств бюджета города стадию получения РНТД и оформления исключительных прав на них (по статье финансирования НИОКР) и стадию выпуска конечной продукции (по статье поддержки промышленности). Для финансирования стадий доведения ОИС до промышленного освоения, разработки высококвалифицированных бизнес-планов инновационных проектов, оценки инвестиционной стоимости ОИС - объектов инноваций, а также «раскрутки» продукции, выпущенной с использованием ОИС (организации соответствующей рекламной кампании), необходим внебюджетный источник.
В качестве таких источников, первоначальное наполнение которых производится за счет средств бюджета города Москвы, могут служить либо специально созданный правительством Москвы внебюджетный фонд с управляющей компанией в лице ОАО «МКНТ», либо непосредственно ОАО «МКНТ», получающее эти средства от правительства Москвы в виде грантов на активизацию и развитие инновационной деятельности в городе.
Еще одним способом участия бюджетных средств города Москвы в финансировании инновационных проектов (с использованием в качестве объектов ОИС, принадлежащих третьим лицам) является бюджетное кредитование процесса осуществления этих проектов под залог ОИС с выделением кредита в виде кредитной линии, при котором на каждом последующем шаге кредитования в предмет залога дополнительно включаются все активы (материальные и нематериальные), созданные в ходе осуществления инновационного проекта.
1.5. Выбор ОИС для осуществления пилотных инновационных проектов.
Инновационный процесс в городе Москве будет успешно развиваться в том случае, если удастся заинтересовать частных инвесторов во вложении средств. Следовательно, пилотные инновационные проекты, предназначенные для отработки процесса, должны продемонстрировать частным инвесторам возможность получения достаточно высокой нормы прибыли, то есть успешность первых инновационных проектов должна быть практически гарантирована. Поэтому критерий выбора прав на РНТД (высокая потенциальная коммерческая привлекательность) для их использования в пилотных инновационных проектах остается основополагающим, но крайне приветствуется возможность привлечения частного инвестора, изначально заинтересованного в появлении технологии и (или) конечной продукции, создание которых возможно с использованием прав на эти РНТД.
1.6. Организация стадии доведения ОИС до стадии промышленного освоения.
Доведение ОИС до промышленного освоения в рамках отдельного инновационного
проекта организуется путем создания инновационной компании в организационноправовой форме открытого или закрытого акционерного общества (ОАО или ЗАО), в учредительных документах которой содержится положение о том, что компания создана с единственной целью - реализовать инновационный проект. В число учредителей ОАО или ЗАО входят предприятие-разработчик, по поручению правительства Москвы - ОАО «МКНТ», или внебюджетный фонд и, возможно, авторы разработки. При этом уставный капитал инновационной компании (предпочтительно создаваемой в форме ЗАО) формируется в минимально допустимых законодательством Российской Федерации размерах денежных средств. С начального этапа осуществления инновационного проекта и до его завершения денежные средства предоставляются инновационной компании учредителем (ОАО «МКНТ» или фондом) в виде беспроцентного займа. В случае успешного завершения проекта эти средства капитализируются в уставный капитал компании, в случае неудачи - списываются учредителем на убытки. Аналогично права на РНТД, с начального этапа осуществления инновационного проекта и до его завершения, предоставляются инновационной компании учредителем (предприятием-разработчи-ком или совместно предприятием-разра-ботчиком и ОАО «МКНТ») в безвозмездное пользование. В случае успешного завершения проекта эти права, после оценки их рыночной стоимости, капитализируются в уставный капитал компании, в случае неудачи - возвращаются учредителю.
Обеспечение моральной и материальной заинтересованности физических лиц - авторов РНТД, а также их прямого участия в осуществлении инновационного проекта является необходимым условием его успешной реализации. Это достигается за счет привлечения инновационной компанией авторов к осуществлению инновационного проекта по трудовым соглашениям и заключения между собственниками прав на РНТД (в большинстве случаев предприяти-ем-разработчиком) и авторами соглашения о том, что на любом этапе до завершения
инновационного проекта авторы имеют право приобрести определенную долю пакета акций инновационной компании, принадлежащего собственнику прав на РНТД, по номинальной цене этих акций.
В том случае, когда существует частный инвестор, изначально заинтересованный в успешной реализации инновационного проекта, он также входит в число учредителей инновационной компании, действуя аналогично фонду или ОАО «МКНТ». Для частного инвестора предусматривается предоставление льготных условий на приобретение дополнительной доли пакета акций инновационной компании по завершении инновационного проекта.
В качестве мест первоначального размещения таких инновационных компаний используются аналоги технопарков и бизнес-инкубаторов, на начальном этапе предоставляющие этим инновационным компаниям помещения для размещения и оборудование, например в лизинг.
Роль общегородского центра трансфера технологий, позволяющего инновационным компаниям установить контакты одновременно и с научными, и с промышленными организациями, может играть ОАО «МКНТ».
1.7. Кадровое обеспечение процесса доведения прав на РНТД до стадии промышленного освоения.
Для России в целом и для города Москвы в частности проблема обеспечения менеджерского руководства инновационными проектами является весьма существенной. В качестве членов менеджерской команды могут привлекаться студенты последних курсов технических высших учебных заведений, осуществляющих обучение в рамках формата высшего профессионального образования специалистов в области управления инновациями, для которых участие в проекте может являться дипломной работой. При этом необходимо, чтобы эти студенты прослушали дополнительный курс повышения квалификации в области инновационного менеджмента (по крайней мере курс в объеме 104 часов, например, разработанный НОУ «МАОК»). Что касается высшего менеджерского состава инновацион-
ных компаний, то он должен обладать специфическими качествами, необходимыми инновационным предпринимателям.
Использование в качестве высшего менеджерского состава студентов-выпускни-ков чрезвычайно повышает вероятность неудачи осуществления инновационного проекта, поскольку им придется руководить работой и «строить» взрослых профессионально состоявшихся людей - авторов разработки, у которых студентам-выпускникам будет очень трудно заслужить авторитет. В этой «неравной борьбе» с авторами большинство студентов-руководителей будет выведено из игры, что с большой долей вероятности может привести к задержке в осуществлении инновационных проектов, а со стороны это может быть воспринято как непрофессиональная организация инновационной деятельности в целом.
Решение этой проблемы, на наш взгляд, состоит в подготовке руководителей инновационных проектов из числа уже имеющих высшее техническое или естественно-научное образование, обладающих специфическими организаторскими и управленческими способностями, которые могут быть выявлены с использованием специальной методологии оценки их компетенции.
Проект Государственных требований к уровню квалификации и программам подготовки инновационных менеджеров (в формате образовательных программ профессиональной переподготовки с присвоением квалификации слушателям, имеющим высшее техническое образование) в рамках выполнения соответствующей НИР по заказу ДНПП в настоящее время разработан НОУ «МАОК» совместно с ОАО «МКНТ». Первоначально руководителей инновационных проектов, осуществляемых по инициативе и при участии органов исполнительной власти города Москвы, можно подбирать из числа сотрудников малых предприятий города, работающих в научно-технической сфере, проходящих курс повышения квалификации в области управления инновациями в рамках Городской программы подготовки кадров под эгидой департамента развития и поддержки малого предпринимательства города Москвы.
1.8. Реализация механизмов коммерциализации прав на РНТД.
Коммерциализация ОИС (оформленных в соответствии с российским законодательством прав на РНТД) в результате успешного осуществления инновационного проекта может быть проведена по крайней мере двумя способами. Собственником ОИС с момента внесения его в уставный капитал становится инновационная компания.
Первым способом коммерциализации ОИС является продажа компанией лицензий на применение технологии или выпуск конечной продукции с использованием ОИС третьим лицам. Компания получает за это роялти, распределяемое между учредителями в долях, пропорциональных их участию в уставном капитале на момент завершения инновационного проекта.
Наиболее эффективным, как показывает мировой опыт, является второй способ коммерциализации ОИС - продажа (при успешном завершении инновационного проекта) пакетов акций компании, принадлежащих учредителям, по цене, значительно выше первоначальной. Акции продаются (частично на льготных условиях) частному инвестору, если он изначально участвует в проекте, и третьим лицам, заинтересован-
ным в приобретении доходного бизнеса, осуществляющим в дальнейшем производство новой продукции или использование новой технологии в промышленном масштабе.
За счет успешной реализации инновационного проекта и создания производства новой, высокорентабельной продукции (оказания услуг) город в любом случае получает если не прямой, то косвенный доход (возврат вложенных бюджетных средств) в виде налоговых поступлений от нового производства, подоходного налога на заработную плату работников, занятых на новых рабочих местах, и т. д.
В случае продажи учредителями компании своих акций по цене, существенно выше первоначальной (номинальной), город как субъект Российской Федерации получает возврат части вложенных им средств, как причитающейся ему доли налога на прибыль от этой сделки.
Определяющую роль в успешном осуществлении инновационных проектов играет «правильный» выбор объектов для этих проектов.
О методологии «правильного» выбора объектов инновационных проектов читайте в следующем номере журнала.
Некоммерческое партнерство «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ТУРИЗМА»
Приглашает принять участие в семинаре 10-14 сентября 2007 года, Москва НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КРУПНЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
• практические рекомендации по исчислению и уплате НДС в 2007 году с учетом изменений 21 главы Налогового кодекса Российской Федерации
• порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в 2007 году с учетом последних изменений в российском законодательстве, исчисление и уплата НДФЛ и ЕСН
• судебная практика по наиболее сложным вопросам исчисления и уплаты налогов крупными налогоплательщиками
• мероприятия налогового контроля. Виды налоговых правонарушений. Процедура и сроки давности привлечения к налоговой ответственности
• конституционно-правовой подход к уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество и других налогов. Спорные вопросы налогообложения юридических лиц
• защита прав налогоплательщиков при проведении камеральных и выездных налоговых проверок
ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ И ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
125445 Россия, г. Москва, ул. Смольная, д. 24 А, офис 1415 тел. (495) 980-0897,136-6455, 8-903-784-3786 e-mail: [email protected], [email protected] сайт: www.np-icet.ru