Модернизация и инновационное развитие глазами государства и бизнеса
В.Б. Железный
проректор по научной и инновационной деятельности НОУ «Международная академия оценки и консалтинга» (г. Москва)
Валерий Борисович Железный, [email protected]
Введение
6 октября 2010 года в Москве состоялся VI ежегодный форум крупного бизнеса России «ЭКСПЕРТ400»1. Пленарное заседание проходило в форме дискуссии под девизом «Крупный бизнес: слагаемые модернизации». В своем вступительном слове главный редактор журнала «Эксперт», член Общественной палаты В.А. Фадеев отметил, что результаты выполненного журналом «Эксперт» исследования приводят к неутешительному выводу о сохраняющемся в подавляющем большинстве случаев равнодушии крупных российских компаний, как государственных, так и частных, к инновациям. Это вполне соответствует мнению академика В.М. Полтеровича о том, что бизнес уделяет внимание инновациям и занимается ими только в крайнем случае, когда другого выхода для развития бизнеса, а зачастую и для его сохранения просто нет.
В то же время за последние несколько лет взгляды высшего руководства страны на необходимость осуществления модер-низационных и инновационных нововведений в экономике претерпели существенную трансформацию. Во всяком случае если несколько лет назад В.В. Путин высказал мнение, что нецелесообразно производить в стране дорого то, что можно купить дешево, то в текущем году он отметил, что нельзя допустить деиндустриализации страны, даже если стоимость производства какой-либо высокотехнологичной продукции в России пока выше, чем за рубежом.
При этом необходимо учитывать, что мировой финансовый кризис вполне мо-
1 Ш1_: www.raexpert.ru
жет послужить трамплином для развития инноваций в нашей стране. Об этом свидетельствуют уже начавшиеся процессы в экономике России, которая, наконец, получила шанс реализовать свой богатый инновационный потенциал. Одним из наиболее эффективных финансовых инструментов в современной российской экономике могут (и должны!) стать вложения капитала в разработку наукоемких технологий и коммерциализацию прав на их результаты. В российских условиях в целях диверсификации экономики, в том числе ее ориентированной на экспорт составляющей, интерес к инновационным проектам может оказаться особенно высоким, поскольку их результаты - это продукты, которые востребованы не только на внутреннем, но и внешнем рынке.
Роль государства в становлении и развитии инновационных процессов, создании инфраструктуры инновационной деятельности трудно переоценить, без его инициатив и активного участия движение в этом направлении невозможно. Мировой опыт свидетельствует о том, что осуществление инновационного прорыва возможно только при помощи государства, только с его помощью разработчики объектов для инновационных проектов могут преодолеть «долину смерти», как во всем мире называют участок инновационного пути, на котором происходит массовая «гибель» научных и технических инициатив. Особенно легко сгинуть в «долине смерти» разработчикам в маленьких и бедных коллективах, а также одиночкам -авторам изобретений и рационализаторских предложений. В то же время невозможно добиться инновационного прорыва только сила-
ми государства, без участия в этом процессе бизнеса, особенно крупного, обладающего существенными финансовыми, материальными и организационными ресурсами.
Взгляд со стороны государства
Взгляды представителей государственной власти на процессы модернизации и инновационного развития российской экономики изложил в своем выступлении вице-премьер Правительства Российской Федерации Иванов С.Б. По его мнению, модернизация - это создание некой общественной среды, способной к генерации, использованию и внедрению новых технологий. Примечательно, что речь идет именно об общественной среде в целом, а не только об отдельных институтах развития или представителях властных элит. При этом С.Б. Иванов отметил, что опыт последних 20 лет свидетельствует о том, что крупный бизнес, опирающийся в основном на сырьевые ресурсы, не стремится стать локомотивом модернизации экономики. Одной из основных проблем, препятствующих движению в этом направлении, является инновационная и социальная апатия крупного бизнеса как государственных, так и частных компаний. По мнению С.Б. Иванова, государство ответственно:
• за принятие и совершенствование соответствующего законодательства, в том числе налогового, в инновационной сфере;
• за создание и нормальное функционирование институтов развития, ответственных за процессы реализации государственной политики в сфере модернизации и инновационной деятельности;
• за создание национальной инновационной системы (НИС) и ее элементов.
Осуществление же самих модернизаци-онных и инновационных проектов - задача крупного бизнеса как государственных, так и частных компаний.
Взгляд со стороны бизнеса
В дискуссии приняли участие руководи-
тели крупных государственных и частных компаний, осуществляющих свою деятельность в различных отраслях.
Президент Группы компаний «Волга-Днепр» (далее - ГрК «Волга-Днепр»), занимающей заметное место на мировом рынке грузовых авиационных перевозок, в том числе крупногабаритных грузов, Исай-кин А.И. отметил несомненный прогресс в развитии компании (в период с 1995 по 2010 год доходы компании с 586 миллионов долларов возросли до 2,1 миллиарда долларов; тоннаж перевезенных грузов с 450 тысяч тонн увеличился до 950; парк самолетов - с 61 борта до 85 бортов). Одновременно он посетовал на то, что львиная доля перевозок, осуществляемых компанией, приходится на зарубежные маршруты, а для развития перевозок внутри России необходимо создание по крайней мере четырех грузовых хабов и сети региональных аэропортов, способных принимать тяжелые грузовые самолеты, и призвал представителей государства отнести решение этой проблемы к приоритетным задачам государства.
Генеральный директор открытого акционерного общества «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» (далее - ОАО ОПК «Оборонпром») Реус А.Г. предложил представителям государства установить, что приоритетным направлением в процессе модернизации является создание карты технологических компетенций с ее территориальной привязкой к регионам Российской Федерации. По его мнению, это существенно упростило бы крупным компания стратегическое планирование их развития с учетом тенденций, складывающихся на мировом и внутреннем рынках. Главная задача модернизации -вывод отрасли или холдинга в игроки мирового рынка. В качестве примера он привел успехи ОАО ОПК «Оборонпром» в области изготовления и продажи вертолетов (вертолетами Россия торгует с 80 странами), однако отметил, что дальнейшее развитие компании на этом сегменте рынка возможно только при изменении парадигмы в сторону развития комплексного обслуживания продаваемой техники (производство и по-
ставка запчастей, обучение персонала, организация сервиса для покупателей и т. д.). Для того чтобы компания развивалась в этом направлении, необходима уверенность в заинтересованности государства в размещении новых предприятий в конкретных регионах.
Старший вице-президент - исполнительный директор ОАО «Корпорация «Иркут» Чириков В.Л. отметил, что оптимизация путей развития (на базе технологической и организационной модернизации) корпорации позволила ей удвоить объемы производства за 6 лет. Он назвал и проблемы, в том числе организационные, препятствующие инновационному и модернизационному развитию российской экономики, решать которые необходимо совместно государству и бизнесу, а именно:
• инновации начинаются в головах людей - сотрудников предприятий, поэтому главным в государственной и корпоративной промышленной политике должно быть отношение к ним;
• вина бизнеса заключается в неправильной постановке задач стратегического развития компаний, полноценная модернизация без постановки амбициозных задач невозможна;
• недостатком в государственной промышленной политике является неправомерное упрощение проблем, например сведение инновационной модернизации к техническому и технологическому перевооружению;
• для осуществления инновационной модернизации необходимо менять производственную парадигму с производства полного цикла на выделение отдельных технических и технологических компетенций, используемых другими компаниями по аутсорсингу;
• инновационная модернизация невозможна или по крайней мере будет неоправданно высокозатратна без полноценной технологической кооперации с зарубежными компаниями, обладающими новыми технологиями и компетенциями, на условиях соблюдения интересов российской стороны.
Генеральный директор открытого акционерного общества «Объединенная химическая компания «Уралхим» Осипов Д.В. остановился на том, что основной объем продукции производителей минеральных удобрений отправляется на экспорт, хотя внутренний рынок, безусловно, нуждается в этой продукции для развития и повышения эффективности агропромышленного производства. В то же время без достоверного обоснования с прямым участием государства долгосрочного прогноза цен на природный газ и железнодорожных тарифов модернизация отрасли производства минеральных удобрений невозможна.
Основными тезисами выступлений президента ОАО «Ситроникс» Асланяна С.Г. и генерального директора ОАО «Русские машины» Филатова А.В. были:
• главной проблемой обрабатывающих отраслей, в особенности машиностроения, является отсутствие в стране квалифицированных кадров и доступных источников финансирования инвестиционного развития;
• российское машиностроение не может стать конкурентоспособным и выжить без привлечения зарубежных партнеров, что требует дебюрократизации инвестиционных процессов со стороны государства.
В выступлении, завершающем пленарное заседание, вице-премьер Правительства Российской Федерации Иванов С.Б. отметил, что представители крупных компаний справедливо поставили вопросы о государственном участии в разрешении существующих проблем, но предостерег представителей бизнеса от попыток переложить решение своих задач на плечи государства. Так, комментируя выступление Президента ГрК «Волга-Днепр» А.И. Исай-кина, он обратил внимание собравшихся на то, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при строительстве хабов и аэропортов задачей государства является создание взлетно-посадочных полос и их инфраструктуры, а все остальное -задачи бизнеса, и он сам должен искать пути их решения, в том числе на условиях государственно-частного партнерства и ис-
пользования возможностей существующих институтов развития.
Иные области взаимодействия государства и бизнеса при инновационной модернизации экономики
В целом можно сказать, что результаты пленарного заседания VI ежегодного форума крупного бизнеса России «ЭКС-ПЕРТ400» свидетельствуют о наметившемся сближении взглядов государства и бизнеса по поводу инновационной модернизации российской экономики. В то же время, по нашему мнению, за пределами интересов участников форума остался один очень важный аспект возможного участия государства в активизации инновационных процессов в стране, а именно вовлечение в хозяйственный оборот результатов научнотехнической деятельности, полученных за счет бюджетных средств.
Одним из условий эффективного осуществления инновационной деятельности в рамках национальной экономики является наличие достаточно большого количества инновационных проектов, в рамках которых реализуется процесс коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в том числе на результаты научно-технической деятельности (РНТД). У государственных служащих и работников государственных предприятий (финансируемых из бюджета напрямую или косвенно) отсутствуют основные мотивации для занятий инновационной деятельностью - материальная заинтересованность и карьерный рост в результате ее осуществления. Кроме этого, успешная и эффективная инновационная деятельность возможна только в тех случаях, когда в ней принимает участие частный капитал, в противном случае ограниченность объемов бюджетного финансирования и невозможность его оперативного перераспределения между выполняемыми инновационными проектами (прямо пропорционально их успешности) практически исключают возможность эффективной реализации сколько-нибудь обширного портфеля инновационных проектов.
В случае осуществления технологических инноваций объектами инновационных проектов служат права на результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере - результаты выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), обладающие потенциальной коммерческой привлекательностью. При этом необходимо учитывать, что большинство РНТД получено в итоге выполнения НИОКР, финансируемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов федерации. Рассмотрим возможность организации такого процесса на примере отдельно взятого субъекта федерации.
В рамках отдельно рассматриваемого субъекта федерации многократное увеличение числа потенциально коммерчески привлекательных объектов (прав на РНТД) для осуществления инновационных проектов возможно при использовании в качестве таковых прав на РНТД, полученных за счет средств бюджета субъекта федерации. Для этого необходима разработка соответствующей законодательству Российской Федерации организационной схемы, обеспечивающей достаточную эффективность механизма выбора и последующей коммерциализации прав на такие РНТД. Права на РНТД, полученные за счет средств бюджета субъекта федерации, принадлежат этому субъекту в силу практически всегда включаемых в контракты условий государственных контрактов на выполнение НИОКР, однако в большинстве случаев охрана прав на эти РНТД никак не оформлена. Тем не менее охрана прав на часть этих РНТД возможна либо в виде получения соответствующих патентов, либо в виде оформления прав на эти РНТД в виде ноу-хау. Оформление прав на способные к правовой охране РНТД полностью от имени субъекта федерации (в лице уполномоченного органа субъекта федерации) осуществляется в первую очередь в тех случаях, когда эти права представляют некоммерческий интерес для субъекта федерации, например с точки зрения решения социальных, экологических и других проблем. Потенциально же коммерчески привлекательные РНТД целесообразно пере-
дать специально созданной для этих целей субъектом федерации некоммерческой организации (НКО), например в виде фонда, и дальнейшую коммерциализацию прав на эти РНТД осуществлять при посредстве этой организации. Единственным учредителем НКО является субъект федерации.
В любом случае для того чтобы иметь возможность осуществлять селекцию и последующий выбор РНТД, предназначенных для дальнейшей коммерциализации, необходима соответствующая база данных -реестр РНТД, полученных за счет средств бюджета субъекта федерации, содержащий информацию о приоритетности и целесообразности выбора РНТД для последующей коммерциализации.
Доведение прав на РНТД до промышленного освоения в рамках отдельного инновационного проекта организуется путем создания инновационной компании малого предприятия (например в форме общества с ограниченной ответственностью - ООО), в учредительных документах которой содержится положение о том, что компания создана с единственной целью - реализовать инновационный проект. В число учредителей ООО входят:
• на первом этапе - организация-разработчик и авторы - разработчики РНТД;
• в дальнейшем - финансирующий проект инвестор («бизнес-ангел» или венчурный фонд).
При этом уставный капитал малого предприятия - инновационной компании формируется в минимально допустимых законодательством Российской Федерации размерах денежными средствами - 10 000 рублей (на паритетных началах за счет организации -разработчика и авторов - разработчиков РНТД). Начиная с момента инициации и до завершения процесса осуществления инновационного проекта денежные средства предоставляются инновационной компании лицами, обеспечивающими финансирование, в виде беспроцентного займа. В случае успешного завершения проекта эти средства капитализируются в уставный капитал компании, в случае неудачи - списываются финансистом на убытки. Аналогично права на РНТД, начиная с начального
этапа развития и до завершения процесса осуществления инновационного проекта, предоставляются инновационной компании собственником прав на РНТД (НКО, на которую с момента их передачи субъектом федерации оформлены права на РНТД либо в виде патента, либо в форме ноу-хау) в безвозмездное пользование. В случае успешного завершения проекта эти права после оценки их рыночной стоимости капитализируются в уставный капитал компании, в случае неудачи - возвращаются НКО.
Обеспечение моральной и материальной заинтересованности физических лиц -авторов РНТД, а также их прямого участия в осуществлении инновационного проекта является необходимым условием его успешной реализации. Эта цель достигается посредством привлечения авторов к осуществлению инновационного проекта по трудовым соглашениям с инновационной компанией.
Первоначальное финансирование деятельности хозяйственного общества может осуществляться за счет субсидий, выделяемых субъектам малого предпринимательства в научно-технической сфере за счет средств бюджета, осуществляющих их поддержку в субъекте федерации. Дальнейшее финансирование проектов может производиться как за счет средств венчурных фондов субъекта федерации, созданных в соответствии с существующим законодательством, так и за счет частных инвесторов. Участие в дальнейшем финансировании инновационных проектов может принимать и НКО, в ведении которого находятся права на РНТД, при наличии у нее соответствующих средств.
Коммерциализация оформленных в соответствии с российским законодательством прав на РНТД в результате успешной реализации инновационного проекта может быть осуществлена по крайней мере двумя способами (собственником прав на РНТД с момента внесения их в уставный капитал становится инновационная компания). Первым способом коммерциализации прав на РНТД является продажа инновационной компанией лицензий на применение технологии или выпуск конечной продукции
с использованием прав на РНТД третьим лицам. Компания получает за это роялти, распределяемое между учредителями в долях, пропорциональных их участию в уставном капитале на момент завершения инновационного проекта.
Исходя из мирового опыта можно утверждать, что наиболее эффективным является второй способ коммерциализации прав на РНТД: при успешном завершении инновационного проекта продажа пакетов акций или долей компании, принадлежащих учредителям, по цене, значительно выше первоначальной. Акции продаются (частично на льготных условиях) частному инвестору, если он изначально участвует в проекте, и третьим лицам, заинтересованным в приобретении доходного бизнеса для производства новой продукции или использования новой технологии в промышленном масштабе.
Получаемые НКО в результате успешного осуществления инновационных проектов средства в дальнейшем (за исключением средств, идущих на обеспечение деятельности НКО) реинвестируются в осуществление новых инновационных проектов.
За счет успешной реализации инновационного проекта и создания производства новой, высокорентабельной продукции (оказания услуг) распорядитель бюджета в любом случае получает если не прямой, то косвенный доход (возврат вложенных бюджетных средств) в виде налоговых поступлений от нового производства, подоходного налога на зарплату работников, занятых на новых рабочих местах и т. д. В случае продажи учредителями компании своих акций по цене, существенно выше первоначальной (номинальной), бюджет субъекта федерации получает возврат части вложенных в осуществление инновационного проекта средств в виде причитающейся ему доли налога на прибыль.
Создание системы государственночастного партнерства в области инновационной деятельности требует определенного уровня квалификации и компетентности
от сотрудников органов государственной власти, осуществляющих выбор объектов и контроль выполнения инновационных проектов с привлечением бюджетных средств. Подготовка кадров для обеспечения активизации инновационной деятельности в Российской Федерации - одна из основных проблем. По мнению ректора Московского гуманитарного университета Игоря Михайловича Ильинского, «...речь идет о существенном улучшении качества образования в России. Причем перед нашей страной эта проблема стоит гораздо острее и болезненнее, чем для любой другой развитой державы, учитывая переживаемое нами состояние экономики, политической системы и социальной сферы. Население стремительно стареет, пенсионеров придется кормить дееспособной части общества, в том числе молодежи»2. Руководителей инновационных проектов, по нашему мнению, целесообразно готовить в рамках системы дополнительного профессионального образования из числа людей, имеющих высшее инженерное или естественнонаучное образование, управленческий опыт и обладающих личностными качествами, обеспечивающими успешное формирование у них необходимых для осуществления инновационной деятельности компетенций. Выявление этих личностных качеств осуществляется на этапе предварительного квалификационного собеседования с потенциальными слушателями. Оплата подготовки соответствующих специалистов по осуществлению инновационной деятельности, в том числе для малых предприятий, частично осуществляется за счет средств бюджета субъекта федерации, предназначенных для организации подготовки специалистов для малых предприятий в научно-технической сфере.
Использование результатов, полученных в итоге выполнения за счет бюджета субъекта федерации прикладных НИОКР, в постоянном режиме позволяет:
• создать и постоянно пополнять специализированную базу данных по РНТД,
2 Ильинский И. М. Возрастает ценность молодого человека в современном обществе // Обучение и карьера. 2006. № 3.
содержащую итоги определения их потенциальной коммерческой привлекательности, что позволит уполномоченному органу субъекта федерации принимать обоснованные управленческие решения как в части формирования на основе этих РНТД объектов исключительных прав или ноу-хау, так и в части определения способов дальнейшего наиболее эффективного использования прав на эти РНТД;
• создать систему и механизмы вовлечения в хозяйственный оборот прав на РНТД, полученных за счет средств бюджета субъекта федерации.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. иии www.raexpert.ru
2. Ильинский И. М. Возрастает ценность молодого человека в современном обществе // Обучение и карьера. 2006. № 3.
Некоммерческое партнерство «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ТУРИЗМА»
приглашает принять участие в семинаре 6-10 декабря 2010 года, Москва
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ
• существенные изменения законодательства Российской Федерации в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости
• практика применения земельного законодательства арбитражными судами
• основные виды и порядок совершения сделок с земельными участками и объектами недвижимости
• легализация самовольных построек
• разрешение спорных вопросов, возникающих при оформлении прав на объекты недвижимости, управлении и распоряжении недвижимостью
• процедура технической инвентаризации объектов недвижимого имущества
• порядок оформления и переоформления прав на земельные участки и объекты недвижимости, расположенные на них
• государственная кадастровая оценка и рыночная оценка земельных участков и объектов недвижимости
• земельный налог и арендная плата за землю
ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ И ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
125445 Россия, г. Москва, ул. Смольная, д. 24 А, офис 1415, тел. (499) 136-6455 e-mail: [email protected], [email protected] сайт: www.np-icet.ru