Педагогические науки
Т.С. Просветова,
доктор педагогических наук, доцент, ВУНЦВВС «Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Ю.А. Попова,
ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦВОЕНШКОЛ (на примере 6-й Воронежской авиационной спецвоеншколы)
THE METHODOLOGY OF THE HISTORICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE RESEARCH OF SPECIAL MILITARY COLLEGES CADETS TRAINING AND EDUCATION (on the base of Voronezh special military college № 6)
В статье рассматривается сущность методологической основы исследования историкопедагогического опыта обучения и воспитания курсантов авиационных спецвоеншкол, представленной социально-педагогическим, герменевтическим и личностно-деятельностным подходами; выделяется направленность данных подходов на предметную область с целью ее целостной характеристики.
In the article the essence of the historical and pedagogical experience research methodology base of special military colleges cadets training and education presented by social-pedagogical, hermeneutical and personal activity approaches is considered. For the purpose of the integral description the direction of these approaches on the knowledge field is given.
На современном этапе развития перед государством и обществом стоит сложная задача совершенствования системы профессиональной подготовки военных специалистов, способных постоянно повышать уровень своей квалификации, умеющих принимать решения и брать ответственность на себя в сложных ситуациях
службы в армии. В настоящее время значительно возросли требования к системе подготовки авиационных кадров среднего звена ВС РФ в учебных заведениях, которые могли бы стать основным источником комплектования вузов Военновоздушных сил России. Это обусловлено, как минимум, тремя причинами: военно-техничес-
99
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
кими инновациями и интенсификацией процессов противоборства боевых систем различных уровней, социальным заказом на подготовку военных специалистов, потребностью образовательной практики в научно обоснованных рекомендациях по формированию профессионализма будущих военных специалистов авиационной службы.
В последние двадцать лет, а точнее с 1992 года, для отбора и подготовки молодежи к поступлению в вузы Военно-воздушных сил стали создаваться специализированные, а с 2000 года — общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой (ПЛП), возраст воспитанников которых составляет 15-17 лет. Деятельность этих учебных заведений начального военного образования в настоящее время актуализирует исследование историкопедагогического опыта авиационных специальных военных школ наркоматов просвещения, созданных накануне Великой Отечественной войны и готовивших юношей 8—10-х классов для поступления в военные училища.
Методологической основой исследования историко-педагогического опыта обучения и воспитания авиационных спецвоеншкол были определены социально-педагогический, герменевтический, личностно-деятельностный подходы.
Социально-педагогический подход (А.В. Муд-рик, Т.С. Просветова и др.) определяет новое качество исследования военного образования, проявляющееся в изучении условий, факторов, влиявших на систему военного образования, что связано с историей военной образовательно-воспитательной среды, развивающейся во взаимосвязи с обществом и его культурой, и преполагает исследование истории политики государства в военном образовании, роли общественности (организаций, партий); исследование отношений семьи и военных учреждений; исследование курсантов, офицеров-преподавателей как социальных групп, имеющих свою субкультуру, влияющую на их развитие, социальное воспитание и социализацию [1, 6].
В исследовании историко-педагогического опыта обучения и воспитания авиационных спецвоеншкол, в частности Воронежской (1940—1944 гг.) — Липецкой (1944—1955 гг.) специальной военной школы Военно-воздушных сил №6, данный подход позволил выявить обусловленность развития военного образования в целом спецификой исторического этапа и политикой государства. Накануне Великой Отечественной войны обострение военно-политической об-
становки и возрастание угрозы военного нападения на СССР потребовали от руководства страны осуществления мероприятий по обеспечению мобилизационного развертывания многомиллионной армии командно-начальствующими кадрами. В результате необоснованных репрессий 30-х годов, негативно сказавшихся на подготовке военнокомандных кадров, были сменены все командующие войсками военных округов, 90% их заместителей, начальников родов войск и служб, 80% руководящего состава корпусного и дивизионного звеньев, 91% командиров полков и их заместителей. Положение с укомплектованностью армии командными кадрами не смогла исправить массовая реабилитация 1939 г., в ходе которой были освобождены из мест заключения 837 тысяч человек, в том числе 13 тысяч кадровых командиров восстановлены в армии. Только в 1940—1941 гг. вновь были назначены на должности 82% командующих военными округами, 53% командующих армиями, 68,7% командиров корпусов, 71,8% командиров дивизий. На освоение новых должностей у них оставалось менее года [7].
Наряду с этим социально-педагогический подход позволил выявить совокупность условий, определивших необходимость открытия спецвоеншкол; проанализировать развитие военно-педагогической теории, получившей отражение в практике подготовки «спецов» (учебные планы, учебные дисциплины, формы организации, методы обучения и воспитания); а также охарактеризовать виды деятельности, направленные на формирование их сознания.
Летно-технический состав для Военновоздушных сил накануне войны готовили в школах и училищах ВВС. В связи с государственной необходимостью увеличения подготовки летных кадров укрупнялись существующие военноавиационные школы и открывались новые. Школы ВВС комплектовались младшим начсоставом РККА, призывниками со средним образованием и выпускниками спецвоеншкол, созданием которых государство реализовало задачу ранней военно-профессиональной ориентации молодежи. С началом Великой Отечественной войны, чтобы удовлетворить возрастающие потребности фронта в офицерах, военные училища перешли на сокращенные программы. Предполагалось проведение досрочных выпусков, изменение программ для перехода на ускоренную подготовку, сокращение сроков обучения, расширение сети и емкости учебных заведений. Таким образом, в первые месяцы войны штатная численность кур-
100
Педагогические науки
сантов военно-учебных заведений ВВС возросла на 11% [7]. Первый выпуск 6-й авиационной спецвоеншколы состоялся 17 июня 1941 года. По результатам этого выпуска Воронежский областной отдел народного образования (приказ от 17.06.1941 г. №1382) дал высокую оценку работе командно-преподавательского состава, обеспечившего выполнение «расширенной учебной программы Наркомпроса» по подготовке за короткий период «достойного пополнения военноавиационных училищ и воспитанию подлинных патриотов Родины, будущих гордых соколов ... авиации» [2. — С. 139].
Проблема подготовки кадров для непрерывно увеличивающейся действующей армии в основном была решена к осени 1942 г. Значение подготовки военных кадров в годы Великой Отечественной войны особенно важно было в начальный ее период, когда действующая армия численно увеличивалась за счет вновь сформированных соединений и частей, которые были пополнены и выпускниками 6-й авиационной спецвоеншколы: «34 выпускника первых четырех выпусков принимали активное участие на фронтах Великой Отечественной войны: на ОрловскоКурской дуге, на фронтах — 1, 2 и 3-м Украинских, Волховском, 2-м Прибалтийском, Ленинградском, Калининском, Северо-Западном, 3-м Белорусском; в боях под Москвой; на Изюм-Барвенском направлении; в Закавказье» [4. — С. 172].
В 1941—1942 гг. одновременно с эвакуацией большого числа промышленных предприятий в соответствии с постановлениями ГКО и приказами Наркома обороны, из прифронтовых областей СССР проводилась эвакуация военно-учебных заведений на Алтай, Урал, в Сибирь, Казахстан. Воронежская авиационная спецвоеншкола №6 была эвакуирована в г. Караганду [3].
Приведенные результаты работы Воронежской — Липецкой спецвоеншколы ВВС №6 являются фактором, подтверждающим то, что организация учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование сознания курсантов, характеризовалась конкретной спецификой, которая и позволяла достигать высокого уровня подготовки выпускников. Учебная деятельность осуществлялась в соответствии с учебным планом, который включал общеобразовательные, специальные и военные дисциплины (метеорология, топография, аэронавигация, авиасвязь, штурманская подготовка;
строевая подготовка, военная подготовка, бомбометание, уставы) с «уплотненной» программой по физкультуре. Внеучебная деятельность (внеклассная и внешкольная), в различные виды которой вовлекались подростки, способствовала, по свидетельству архивных источников [2—5], воспитанию в будущих представителях военной профессии патриотизма и гражданственности.
Наряду с выделенными в исследовании аспектами социально-педагогический подход позволил проанализировать социальный состав курсантов (социальное происхождение и положение); сопоставить количество представителей городского, сельского населения и иногородних; выявить конкретные национальности, определить численность принятых на обучение подростков по их причастности к общественным организациям (ВЛКСМ), что впоследствии способствовало пониманию той субкультуры, с которой они поступили в спецвоеншколу в направлении ее содействия или противодействия формированию военного менталитета, а также их мировоззрения. По архивным документам [2] восстановлены статистические данные, представленные в табл. 1.
Социально-педагогический подход также определил направленность исследования на выделение таких форм взаимодействия 6-й спец-военшколы с семьями курсантов, как условия их воспитания и социализации. Исследование архивных источников [2, 4, 5] позволило выявить следующие формы работы с родителями: разговоры по телефону и личные беседы в школе и «на дому»; вызовы в школу из районов, расположенных недалеко от ее местонахождения; рассылка «Табелей об успеваемости» за четверть и за учебный год; письма родителям от преподавателей, командиров и комсомольской организации (комсомольских групп); переписка со школами, в которых воспитанники учились до поступления в специальную военную школу ВВС. Ответы родителей не заставляли себя долго ждать: «...Каждой матери было бы приятно читать такое письмо, которое вами прислано мне с благодарностью... учитесь, ребята на «хорошо» и «отлично», что поможет вам в дальнейшем овладеть знаниями, которые необходимы летчику, чтобы с честью охранять воздушные границы нашей необъятной Родины... (01.11.1954; М. Дикарева. Воронежская область, В. Хавский район, с. Б.-Приваловка)» [5. — С. 421].
101
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
Таблица 1
Количественный состав курсантов первого набора 6-й авиационной спецвоеншколы по месту постоянного проживания, социальному происхождению, национальности и принадлежности к комсомольской организации
№ п/п Место постоянного проживания, социальное происхождение, национальность и принадлежность к комсомольской организации 10-е классы 9-е классы 8-е классы Итого
1 Территории постоянного проживания:
1.1 Воронеж 44 24 75 143
1.2 другие города 25 29 50 104
1.3 сельская местность 64 111 68 243
Итого: 133 164 193 490
2 Социальное происхождение:
2.1 рабочие 35 51 69 155
2.2 колхозники 38 42 56 136
2.3 служащие 60 71 68 199
Итого: 133 164 193 490
3 Национальности:
3.1 русские 123 151 161 435
3.2 украинцы 7 5 16 28
3.3 евреи 3 6 1 10
3.4 белорусы - - 14 14
3.5 татары - - 1 1
3.6 армяне - 2 - 2
Итого: 133 164 193 490
4 В том числе комсомольцы: 96 77 44 217
Вместе с тем социально-педагогический подход определил и анализ социального состава, уровня образования, профессионального опыта преподавателей спецшколы №6 ВВС, их влияния на качество подготовки «спецов» и личностное развитие. На этапе своего формирования и первого года деятельности в Воронеже при участии областной и городской партийных организаций 6-я авиаспецвоеншкола была полностью укомплектована педагогическими кадрами (директор школы В.З. Акимов; 18 лучших учителей г. Воронежа с высшим образованием и большим педагогическим опытом; специально присланные областным военкоматом для проведения лагерных сборов офицеры запаса) [2].
В период эвакуации снижение уровня подготовки кадрово-преподавательского состава обусловливалось следующими факторами:
- отправкой на фронт в 1942—1943 гг. в составе Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 12 наиболее опытных преподавателей и командиров (М.Н. Пономаренко, Н.С. Казакова, В.М. Сидельникова, В.И. Коровина, Г.В. Якимова);
- отъездом некоторых педагогов в освобожденные районы на прежнее место жительства;
- приемом на работу в спецвоеншколу недостаточно квалифицированных специалистов из числа местного населения и переселенцев [4].
Такая ситуация не могла не оказывать отрицательного влияния как на обучение и воспитание, так и на социализацию подростковой курсантской среды. Выявлялись случаи грубого
102
Педагогические науки
нарушения дисциплины и чрезвычайные происшествия (воровство, продажа личных и «казенных» вещей, отказ работать в колхозах, коллективный отказ от приема пищи в столовой, пьянство, ссоры и драки, «самовольные отлучки» и побег из школы, обман — под видом болезни в учебное время нахождение в постели в ботинках и обмундировании, подделки санитарной карты, скрытие судимости, грубость в обращении с командно-преподавательским составом и товарищами, курение, игра в карты, уход с поста, отказ отвечать на занятии) [4].
О том, как с течением времени изменились уровень и качество подготовки выпускников, свидетельствуют статистические данные архивных документов: если в 1946 году спецшколу окончили на «отлично» и «хорошо» 25 человек, то в 1955 году 68 человек показали такие результаты успеваемости на равный контингент, т. е. почти в три раза больше. Всего за 10 лет (годы работы спецвоеншколы в Липецке: 1945—1955 гг.) выпущено 107 медалистов и 290 выпускников, не имеющих троек. Архивные источники позволили также констатировать, что вклад липецких преподавателей спевоеншколы №6 ВВС в обучение и воспитание курсантов был по достоинству оценен государством: за большие заслуги в народном образовании преподавателям Т.Ф. Присекину, А.Н. Поспеловой, П.И. Пономаревой присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» [5].
Герменевтический подход (В. Дильтей и др.), дающий возможность на основе письменных источников реконструировать общественное сознание и образ мышления людей, живших в различные эпохи, применительно к исследованию историко-педагогического опыта обучения и воспитания 6-й авиационной спецвоеншколы содействовал пониманию мировосприятия как курсантов, так и преподавательского состава на основе изучения архивных материалов и документов, биографий и автобиографий выпускников. Так, например, проведенный анализ литературных произведений («Молодая гвардия», «Разгром» А. Фадеева, «Люди с чистой совестью» П. Верши-горы, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Зоя» М. Алигер), фильмов («Юные коммунары», «Трактористы», «Партийный билет», «Фронтовые подруги», «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Сталинград», «Два бойца», «Истребители», «Небо Москвы»), спектаклей («Очная ставка», «Гестапо» «Нашествие», «Русские люди» [2, 4], активно использовавшихся в учебно-воспитательном процессе, позволил
понять систему ценностей, являвшихся основой сознания старшего поколения (педагогов, родителей), формирующих мировоззрение и характер будущих защитников и патриотов Родины. Примером сформированности в выпускниках нравственных качеств, активности в выполнении поставленных задач, сознательного отношения к овладению военной профессией является судьба одного из выпускников 6-й спецшколы ВВС 1945 года, дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР, руководителя подготовки советских космонавтов В.А. Шаталова, который в документальных воспоминаниях «Трудные дороги космоса» воспроизводит события своей биографии, связанные с поступлением в спец-военшколу: «Много раз тайком от мамы я пытался разузнать, куда эвакуировались спецшколы ВВС и как можно туда попасть... Мне попалось на глаза объявление в газете о наборе учащихся в спецшколу., которая находилась в Караганде. Послал туда запрос, и, когда уже потерял всякую надежду, из школы пришел ответ. Конечно, мое желание уехать страшно огорчило маму, но она прекрасно понимала меня.» [5]. Приведенный фрагмент позволяет констатировать, что целеустремленность характеров молодых парней, мотивированных на получение военной профессии, связанной с жизненной перспективой стать защитником своего народа, воином-освободителем, побеждала все препятствия на пути к осуществлению мечты. Такие воспитанники составляли основу контингента переменного состава 6-й авиационной спецвоеншколы.
Источниками исследования явились также газеты («Коммуна», «Липецкая Коммуна» и др.), позволившие проанализировать документы и материалы печати: постановления правительства СССР, приказы ЦК ВКП(б), РККА, Верховного Главнокомандующего и др.; речи маршалов Советского Союза (К.К. Ворошилова, В.В. Куйбышева, С.К. Тимошенко); передовые статьи («Через все испытания к конечной победе!», «За Москву, за Родину!» и др.); статьи о положении на фронтах Великой Отечественной войны («Не пропустить врага к Ростову» и др.); о воинах-героях («Герои Великой Отечественной войны» и др.); о подвигах летчиков («Массированные удары штурмовой авиации» и др.); о работающих в тылу передовиках производства («Трудящиеся Казахстана куют победу над врагом» и др.); о школах и военной подготовке («Война и школа» и др.), — читаемые и обсуждаемые курсантами во время политинформаций, собраний, классных
103
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
часов, бесед, проводимых командирами-педагогами, агитаторами-комсомольцами, младшими командирами [2—5]. Проведенный анализ позволяет констатировать, что нормативноорганизационную основу учебно-воспитательного процесса спецвоеншколы №6 ВВС составляли решения центральных руководящих органов Союза ССР, республик (России, Казахстана), обкомов, горкомов ВКП(б), облисполкомов и горисполкомов Воронежа, Караганды, Липецка, по которым осуществлялась деятельность администрации (приказы по школе, распоряжения) и коллективных органов управления школой: партийной, комсомольской, профсоюзной организаций (протоколы собраний, производственных совещаний, отчеты о работе), родительского комитета.
Содержание материалов периодических изданий, изучаемых курсантами, позволило понять, что данная информация не только пополняла и расширяла представления подростков о современной действительности, формировала их собственное отношение к происходящим событиям на примерах высоких морально-боевых качеств защитников Отечества, правильное осознание своих служебных обязанностей, но и оказывала на них практическое воздействие: курсанты с помощью наставников, педагогов и родителей стремились так организовать свою деятельность, чтобы выражением их любви к Родине могли быть конкретные дела (отличная учеба, полезный труд, помощь семьям красноармейцев). Этот вывод подтвержден анализом сочинений 15-16летних подростков поколения 40-х гг. на тему «Мои впечатления в пути Воронеж - Караганда» [3. — С. 3—36], написанных по заданию преподавателей литературы в первые дни после прибытия в Караганду, а также такими источниками, как взаимная переписка курсантов, преподавателей, родителей, письмами писателям-современ-никам (О. Гончар), общественным деятелям (вдова писателя Н. Островского), участникам и героям Великой Отечественной войны (летчик Герой Советского Союза генерал М.В. Водопьянов), на которые они получали ответы: «Желаю вам, дорогие ребята, ... быть всегда и везде достойными ... Советской Родины. 26.10.1949.
О. Гончар» [5].
Наряду с социально-педагогическим и герменевтическим в исследовании применялся личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев и др.), основывающийся на представлении о единстве личности и деятельности, проявляю-
щемся в том, что деятельность в своих многообразных формах непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности. В исследовании историко-педагогического опыта 6-й авиационной спецвоеншколы данный подход помог выявить особенности учебновоспитательного процесса, методы, формы его реализации, определявшие подготовку «спецов», отличавшихся физическим развитием, дисциплинированностью, товарищеской сплоченностью, а также подготовкой к изучению в военных училищах не только военных предметов, но и общеобразовательных дисциплин. Особенностью учебно-воспитательного процесса на протяжении всего времени деятельности спецвоеншколы ВВС №6 было то, что наряду с обучением и воспитанием курсантов, реализуемыми общепедагогическими методами, для осуществления теоретического и практического обучения военно-специальным дисциплинам применялись военно-педагогические методы. Например, методом непрерывного обучения осваивались вооружение и тактические приемы; метод ускоренного обучения в сокращенные сроки оказался в основе системы обучения на начальном этапе формирования школы в Воронеже и в период эвакуации в Караганде. В годы Великой Отечественной войны содержание военной подготовки определялось также необходимостью применения метода дообучения по тем вопросам военного дела, которые в мирное время невозможно было представить во всех деталях, так как они были вызваны спецификой текущей войны и характером боевых действий; методом военной игры и групповых упражнений выполнялись задания, которые требовали гибкости ума и быстроты реагирования на события, не формального заучивания уставных положений, а глубокого их понимания [2—5].
Помимо занятий по расписанию учебная деятельность предусматривала ежедневную многочасовую самостоятельную подготовку как по основным аудиторным дисциплинам, так и по факультативным курсам, в рамках которых проводилась и кружковая работа: функционировали кружки по общеобразовательным предметам (физический, литературный — выпуск литературно-художественных журнала и газеты); спортивные — парашютный, футбольный, баскетбольный, фехтования и бокса; музыкальные — струнный оркестр, ансамбль песни и пляски; танцевальный кружок [2, 5]. Согласно «Положению о спецшколе», учебный год для учащихся
104
Педагогические науки
8—9-х классов (2—3 роты) весенними экзаменами не заканчивался: обучение продолжалось в летних 45-дневных лагерях. Занятия проводили присланные военкоматом офицеры запаса. «Спецы» получали в лагере необходимые профессиональные знания и военные навыки: изучали конструкцию самолета, различные виды оружия, уставы внутренней службы РабочеКрестьянской Красной Армии (РККА), совершенствовали строевую и физическую подготовку (Ю. Зевин. В лагерях // Коммуна. — 1941. — 19 июня) [2. — С. 146, 147].
Исследование отчетных данных авиас-пецвоеншколы №6 [2, 5] позволяет сделать вывод о том, что наибольших успехов школа достигала по военным и специальным дисциплинам, а также по физической подготовке (Первый день профсоюзно-комсомольского кросса // Коммуна. — 1941. — 17 июня). Для неуспевающих курсантов, получивших задания на осень, в лагерях был утвержден специальный режим дня, обеспечивающий выполнение лагерного учебного плана и обучение по предметам, не усвоенным в течение учебного полугодия; для проведения дополнительных и индивидуальных занятий в лагеря направлялись преподаватели школы (Приказ по спецшколе №157, ...06.41) [2.— С. 129-130, 147]. В рамках внеучебной деятельности выявляется повышенный интерес воспитанников спецвоеншколы ВВС №6 к культурнопросветительным учреждениям г. Воронежа (кинотеатрам, областному драматическому театру, театру юного зрителя, областному краеведческому музею), результатами коллективных посещений которых были просмотры и обсуждения «спецами» военно-патриотических кинофильмов («Если завтра война», «Александр Невский», «Валерий Чкалов»), спектаклей («Полководец Суворов», «В степях Украины») и выставок (военно-патриотическая выставка «Русское оружие со времен Ивана Грозного и по 1812 год») [2. — С. 168].
Особую роль в воспитательном процессе в период эвакуации авиаспецвоеншколы в г. Караганду (1941—1944 гг.) играла переписка постоянного и переменного состава с преподавателями школы, призванными в ряды РККА. Часть материалов этой переписки помещалась в стенгазету. Практика такой переписки являлась фактором мотивации к учебе, получению военной профессии, преодолению трудностей военного времени: «Будем достойными сынами советской страны, ни одного нарушения дисциплины, ни одной плохой оценки. Овладеем в совершенстве
винтовкой, револьвером, пулеметом, гранатой, приемами штыкового боя; будем ежедневно тренировать свою мускулатуру на уроках и секциях физкультуры. Ускорим разгром ... фашистов...» [4. — С. 37]. Трудовая деятельность переменного состава во время пребывания в Караганде была организована как выполнение задач, поставленных решениями партии и правительства: курсанты принимали участие в строительстве поселка для приезжающих шахтеров; работали на элеваторе, на кирпичном заводе; осуществляли шефство над общежитием шахтеров; помогали в очистке от снега железнодорожных путей; выполняли специальные задания военкомата. Своими силами они переоборудовали и отремонтировали корпуса общежития и учебный корпус, построили овощехранилище, отремонтировали мебель, восстановили автомобиль для обслуживания школы, выполняли работу уборщиц, дворников, истопников [4].
В период послевоенного восстановления (1945—1955 гг. — реэвакуация спецвоеншколы ВВС №6 в г. Липецк) патриотически настроенный педагогический коллектив, стремясь увязать обучение и воспитание с задачами плана восстановления народного хозяйства, укрепления обороноспособности, дальнейшего экономического, социально-политического и культурного развития страны, использовал богатый фактический материал в организации внеклассной работы: политинформации; доклады; громкая «читка» в отделениях и взводах; обсуждение литературных произведений А. Фадеева, В. Катаева, М. Шолохова, Б. Полевого, О. Гончара и др.; читательские конференции, посвященные патриотическим традициям русского народа; краеведческая работа. Источником информации были фонды школьной библиотеки, которые помимо 13773 книг располагали газетными и журнальными изданиями: «Правда», «Изве-
стия», «Комсомольская правда», «Красная звезда» и др. Стенная печать, отражавшая жизнь подразделений, результаты учебы, досуг, спортивные достижения, поднимала вопросы воинской дисциплины, посвящалась юбилейным, праздничным датам и/или историческим событиям. В 1947—1955 гг. в авиаспецвоеншколе увеличилось количество курсантов—участников художественной самодеятельности, расширившейся до внешкольной деятельности: «спецы» принимали участие в общегородских мероприятиях (встречах, вечерах, концертах) [5].
Таким образом, личностно-деятельностный подход позволил проанализировать механизм
105
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
личностного развития, заключающийся в выборе целенаправленно отобранных видов деятельности (учебной и внеучебной), участие в которых определяло направленность личностного развития, проявляющегося в глубоком понимании курсантами важности выполнения поставленных перед ними задач как перспектив дальнейшего военно-профессионального становления. Такова была мотивационно-ценностная ориентация на предстоящую военную службу, направленная на эффективное освоение профессиональных компетенций (способностей интегрировать полученные знания, применяя их при выполнении поставленных задач; умений ориентироваться в сложных ситуациях, вырабатывая нестандартные решения, и управлять деятельностью коллектива, максимально обеспечивая ее эффективность) как условий становления военнопрофессиональной компетентности офицера. Эти конструкты (компетенции и компетентности), выявленные в историко-педагогическом опыте обучения и воспитания 6-й авиационной спецвоеншколы, составляли основу компетент-ностного подхода как методологии современного образования.
Итак, применение данных методологических подходов дало возможность выделить и охарактеризовать в проведенном исследовании методы обучения и воспитания курсантов и их результативность в целостном учебно-воспитательном процессе, а также выявить актуальный историкопедагогический опыт, встраивающийся в современную компетентностную парадигму образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. — 3-е изд., испр. и доп. / под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
2. Плохих П.С. Голубые петлицы. Из истории 6-й Воронежской спецшколы ВВС: в 4 ч. Ч. 1 // Фонды Великой Отечественной войны Воронежского областного краеведческого музея. — Ф. 2. — Оп. 6. — 208 л.
3. Плохих П.С. Голубые петлицы. Из истории
6-й Воронежской спецшколы ВВС: в 4 ч. Ч. 2 // Фонды Великой Отечественной войны Воронежского областного краеведческого музея. — Ф. 2. — Оп. 7. — 42 л.
4. Плохих П.С. Голубые петлицы. Из истории
6-й Воронежской спецшколы ВВС: в 4 ч. Ч. 3 // Фонды Великой Отечественной войны Воронеж-
ского областного краеведческого музея. — Ф. 2.
— Оп. 8. — 209 л.
5. Плохих П.С. Голубые петлицы. Из истории
6-й Воронежской спецшколы ВВС: в 4 ч. Ч. 4 // Фонды Великой Отечественной войны Воронежского областного краеведческого музея. — Ф. 2.
— Оп. 9—10. — 1078 л.
6. Просветова Т.С. Социально-педагогический подход в военном образовании //Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: материалы XI Международной научно-практической конференции. — Воронеж: Научная книга, 2013. — С. 32—33.
7. Ростов Н.Д. Идем мы в решительный бой... Подготовка резервов для фронта в Сибири в годы Великой Отечественной войны. — Барнаул: изд-во АлтГУ 2007. — 516 с.
REFERENCES
1. Mudrik A.V. Sotsialnaya pedagogika: ucheb. dlya stud. ped. vuzov. — 3-e izd., ispr. i dop. / pod red. V.A. Slastenina. — M.: Akademiya, 2000. — 200 s.
2. Plohih P.S. Golubyie petlitsyi. Iz istorii 6-y Voronezhskoy spetsshkolyi VVS: v 4 ch. Ch. 1 // Fondyi Velikoy Otechestvennoy voynyi Voronezh-skogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya. — F. 2.
— Op. 6. — 208 l.
3. Plohih P.S. Golubyie petlitsyi. Iz istorii 6-y Voronezhskoy spetsshkolyi VVS: v 4 ch. Ch. 2 // Fondyi Velikoy Otechestvennoy voynyi Voronezh-skogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya. — F. 2.
— Op. 7. — 42 l.
4. Plohih P.S. Golubyie petlitsyi. Iz istorii 6-y Voronezhskoy spetsshkolyi VVS: v 4 ch. Ch. 3 // Fondyi Velikoy Otechestvennoy voynyi Voronezh-skogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya. — F. 2.
— Op. 8. — 209 l.
5. Plohih P.S. Golubyie petlitsyi. Iz istorii 6-y Voronezhskoy spetsshkolyi VVS: v 4 ch. Ch. 4 // Fondyi Velikoy Otechestvennoy voynyi Voronezh-skogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya. — F. 2.
— Op. 9—10. — 1078 l.
6. Prosvetova T.S. Sotsialno-pedagogicheskiy
podhod v voennom obrazovanii //Aktualnyie prob-lemyi professionalnogo obrazovaniya: podhodyi i perspektivyi: materialyi XI Mezhdunarodnoy
nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Voronezh: Nauchnaya kniga, 2013. — S. 32—33.
7. Rostov N.D. Idem myi v reshitelnyiy boy. Podgotovka rezervov dlya fronta v Sibiri v godyi Velikoy Otechestvennoy voynyi. — Barnaul: izd-vo AltGU, 2007. — 516 s.
106
Педагогические науки
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Просветова Татьяна Сергеевна. Доцент кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации). Доктор педагогических наук, доцент.
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж).
Е-mail: [email protected]
Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 а.
Тел. (473) 226-46-67 (добавочный 25-45).
Попова Юлия Александровна. Преподаватель кафедры русского языка.
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж).
Е-mail: [email protected]
Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 а.
Тел. (473) 226-46-67 (добавочный 22-27).
Prosvetova Tatyana Sergeevna. Associate Professor of the chair of Moral and Psychological Providing (military operations of aircraft). Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor.
Military Educational-Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin» (Voronezh).
Work address: Russia, 394064, Voronezh, Starykh Bolshevikov Str., 54 a. Tel. (473) 226-46-67 (25-45).
Popova Yulia Aleksandrovna. Teacher of the chair of Russian.
Military Educational-Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin» (Voronezh).
Work address: Russia, 394064, Voronezh, Starykh Bolshevikov Str., 54 a. Tel. (473) 226-46-67 (22-27).
Ключевые слова: историко-педагогический опыт обучения курсантов; сущность социальнопедагогического подхода как системной методологии исследования; взаимодействие социально-педагогического, герменевтического и личностно-деятельностного подходов.
Кеу words: historical and pedagogical experience of cadets training; the essence of social-pedagogical approach as system methodology research; the interaction of social-pedagogical, hermeneutical and personality activity approaches.
УДК 373.6
107