Научная статья на тему 'Методология исследования информационных процессов перевода профессиональных образовательных учреждений в негосударственную форму управления'

Методология исследования информационных процессов перевода профессиональных образовательных учреждений в негосударственную форму управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иптышев Андрей Анатольевич, Полежаева Ирина Михайловна, Иптышев Михаил Анатольевич

Рассмотрены основные подходы к формированию информационной модели, описывающей бизнес-процессы в региональных органах управления системой профессионального образования, для создания автоматизированных информационных систем мониторинга эффективности деятельности учреждений профессионального образования в условиях их перевода в негосударственную форму управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иптышев Андрей Анатольевич, Полежаева Ирина Михайловна, Иптышев Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of research of information translation process of professional educational establishments in not state form of management

In given clause are considered the basic approaches to formation of information model describing business-processes in regional controls system of vocational training, with the purpose of creation of the automated information systems of monitoring of efficiency of activity of establishments professional of vocational training in conditions of their translation in not state form of management are considered.

Текст научной работы на тему «Методология исследования информационных процессов перевода профессиональных образовательных учреждений в негосударственную форму управления»

миграция, а может изменяться в зависимости от некоторого события - асинхронная миграция).

В случае применения мультипопуляционных ПЭА удается достичь сокращения времени работы алгоритма, которое будет больше количества вычислительных узлов, что объясняется возможностью более эффективной параллельной реализации алгоритма, чем в случае последовательного эволюционного алгоритма. К другим достоинствам мультипопуляционных ПЭА следует отнести покрытие большого пространства поиска и малую вероятность преждевременной сходимости.

Все модули единой программной системы способны работать как самостоятельные, не зависящие друг от друга программы. Например, можно применять только нейро-сетевой модуль с выбранной структурой НС, не используя оптимизационный модуль или модуль генетического программирования, либо можно воспользоваться только модулем генетического программирования, не подключая нейросетевой модуль. А модуль распределенных вычислений имеет смысл подключать лишь в тех случаях, когда пользователь для решения своей задачи использует более одной вычислительной станции.

В настоящее время некоторые модули из описанной выше программной системы уже реализованы, ведутся работы по созданию оставшихся модулей и их интеграции.

Таким образом, авторами впервые предложена программная система, предназначенная для решения сложных задач обработки информации и управления, ориентированная на распараллеливание вычислений по нескольким рабочим станциям и содержащая технологии нейронных сетей и эволюционных алгоритмов. Данная система позволит широкому кругу пользователей, не обладающих глубокими знаниями в этих методах и алгоритмах, успешно применять ее инструментарий для решения задач в различных отраслях. В частности, использование отдельных элементов разрабатываемой системы уже позволило реализовать проекты в медицине, создании вычислительных систем, решить некоторые задачи социально-экономического прогнозирования.

Библиографический список

1. Липинский, Л. В. Алгоритмы генетического программирования для формирования интеллектуальных информационных технологий : дис. ... канд. техн. наук / Л. В. Липинский. Красноярск, 2006.

2. Панфилов, И. А. Модели и алгоритмы выбора эффективной конфигурации многопроцессорных систем обработки информации и управления : дис. ... канд. техн. наук / И. А. Панфилов. Красноярск, 2006.

I. A. Panfilov, L.V. Lipinsky, A. S. Egorov, S. Yu. Kuzin, V. S. Tinchenko

THE CONCEPT OF FUNCTIONING OF UNIVERSAL PROGRAM SYSTEM OF DECISION MAKING, PROCESSING OF THE INFORMATION AND CONTROL

The original scheme of functioning of universal program system of decision making, processing of the information and control are present. The program system consist ofneural net technology, evolutionary algorithms, optimization procedures and parallel calculations instrumentals.

УДК 681.3.06

А. А. Иптышев, И. М. Полежаева, М. А. Иптышев

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕВОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В НЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ФОРМУ УПРАВЛЕНИЯ

Рассмотрены основные подходы к формированию информационной модели, описывающей бизнес-процессы в региональных органах управления системой профессионального образования, для создания автоматизированных информационных систем мониторинга эффективности деятельности учреждений профессионального образования в условиях их перевода в негосударственную форму управления.

В соответствии с принятой стратегией инновацион- ния эффективного использования имеющихся ресурсов ного развития России, одной из важнейших задач являет- и привлечения дополнительных средств; ся обеспечение экономики высококвалифицированны- - повышение качества образования на основе обнов-

ми специалистами, в связи с чем в развитии федерально- ления его структуры, содержания и технологий обучения; го и регионального образовательного пространства вы- - привлечение в сферу образования квалифициро-

деляются следующие этапы: ванных специалистов;

- внедрение новых организационно-экономические - повышение инновационного потенциала и инвестици-

механизмов в систему образования с целью обеспече- онной привлекательности образовательного пространства.

Авторами был проведен анализ следующих документов:

- федеральных нормативных актов, регулирующих развитие образовательного пространства, автономиза-цию государственных учреждений, а также региональных нормативных актов, направленных на реорганизацию системы управления образованием в регионе1;

- аналитических материалов, связанных с разработкой критериев оценки профобразования, выработкой показателей оценивания результативности и стратегической обоснованности деятельности образовательного учреждения [1-10];

- существующих в системе управления начальным, средним и высшим профессиональным образованием форм статистической отчетности, с учетом изменений в системе отчетности начального профессионального образования (НПО) (формы № 1, 2, 3, 5, 11, 20), утвержденных письмом Росстата от 13 октября 2006 г.

По официальным данным, в период с 1991 по 2006 гг. обострилась проблема относительного перепроизводства специалистов с высшим образованием. В частности с 1991 г. в 1,5 раза выросла доля выпускников вузов на фоне 30%-го сокращения доли выпускников системы начального и среднего профессионального образования (НСПО). С 2002 г. отмечается увеличение числа выпускников среднего профессионального образования (СПО), поступающих затем в вузы (на 15 %). Растет количество граждан, рассматривающих профессиональное образование как важный экономический ресурс, обеспечивающий успешную самореализацию, социальную мобильность, материальное благосостояние (с 70% в 2003 г. до 85% в 2005 г.). Остается стабильно высокой (более 40 %) доля выпускников, работающих не по специальности или получивших второе образование по иной специальности. Определенной проблемой является и обеспечение взаимодействия между учебными заведениями и работодателями.

Таким образом, существующая организация сети бюджетных учреждений образования не обеспечивает выполнения ими функций по оказанию социальных услуг, не соответствует современным тенденциям и не позволяет эффективно использовать бюджетные средства. А механизм сметного финансирования бюджетных учреждений не способствует повышению качества представляемых услуг и созданию конкурентной среды в сфере их реализации. В качестве метода решения этих задач выступает перевод образовательных учреждений в авто-

номный режим функционирования, т. е. негосударственную форму управления. Для осуществления такого перевода необходимо выполнить следующие действия:

- оценить состояние и возможности учреждения образования в соответствии с требованиями к автономному учреждению;

- выделить учреждения, подлежащие переводу, и выполнить связанные с переводом процедуры;

- обеспечить возможность эффективной адаптации к новым условиям;

- проконтролировать выполнение основных функций.

Но реализация этих мероприятий возможна лишь в

том случае, когда административный управляющий орган и соответствующие законодательные и общественные структуры обеспечены информацией о состоянии и деятельности образовательных учреждений в объеме, достаточном для принятия управленческих решений. С учетом вышесказанного возникает ряд вопросов:

- какие изменения структуры, объема, периодичности, наполненности информационных взаимодействий между управляющими органами и образовательными учреждениями наиболее вероятны;

- какие проблемы в управлении деятельностью учреждений НПО могут возникнуть в результате изменения информационных взаимодействий;

- какие методы предупреждения или решения данных проблем могут быть использованы в управлении профессиональным образованием Красноярского края.

В ситуации выхода образовательных учреждений на региональный или межрегиональный рынок образовательных услуг неизбежно развитие информационных взаимодействий между продавцом (учреждением) и покупателями (работодателями, абитуриентами и их родителями, общественными организациями, государством) (рис. 1).

При этом следует учитывать организационную специфику ситуации, поскольку в зависимости от того, кем будет осуществляться мониторинг и соответствующая аналитическая деятельность, возможны разные варианты информационных взаимодействий между самими образовательными учреждениями (рис. 2). Таким образом, первой тенденцией в развитии информационного пространства системы образования будет появление новых элементов в системе регулярных информационных взаимодействий.

Информационное поле, в котором осуществляется функционирование образовательных учреждений и уп-

1 Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (одобрена Постановлением Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г.); Концепция действий на рынке труда (одобрена Постановлением Правительства РФ № 568-р от 6 мая 2003 г.); План мероприятий по совершенствованию системы начального профессионального образования (утвержден Правительством РФ 3 ноября 2003 г.); Постановление Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за начальным профессиональным образованием за 2006 г.»; федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г.; закон Красноярского края «Об образовании» от 3 декабря 2004 г. № 12-2674; федеральный закон № 3266-1 «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября 2006 г.); постановление администрации города Сургута № 1395 от «О порядке перевода муниципальных учреждений, предоставляющих бюджетные услуги, в форму негосударственных и немуниципальных организаций» от 28 июня 2006 г.

равление ими, содержит два вида информационных потоков:

- информационные потоки, обеспечивающие документооборот по поводу подконтрольных управленческим структурам функций образовательного учреждения;

- информационные потоки, обеспечивающие аналитические процедуры и возможность планирования в управлении образовательными учреждениями.

Для Агентства профессионального образования и науки (АПОН) администрации Красноярского края в пространстве внешних информационных взаимодействий основными являются процедуры получения или отправления запроса и получения либо отправления ответа (отчета) (рис. 3).

Однако внутри самого агентства между его подразделениями могут быть выделены следующие виды процедуры, выполняемых с данными (рис. 4):

- перенаправление запроса;

- перенаправление ответа;

- анализ данных с целью составления отчета;

- разработка новых показателей;

- разработка новых форм.

Анализ поступившей в АПОН отчетной документации за 2004-2006 гг. позволяет сделать вывод о том, что имеющееся (исходное) состояние пространства информационных взаимодействий, в которые включены это агентство и подведомственные ему учреждения, характеризуется интенсивностью и изменчивостью потока данных. И включение в систему информационных взаимодействий новых элементов приведет к увеличению количества и интенсивности потоков данных и, соответственно, к повышению вероятности искажения информации и увеличению объема необрабатываемых сведений.

Процедура принятия решения о готовности учреждения образования к автономному функционированию предполагает его оценивание по соответствующим параметрам, анализ полученных результатов и только затем - принятие управленческого решения (рис. 5).

Рис. 2. Развитие информационных взаимодействий между субъектами образовательной деятельности

Количество, объем, интенсивность, регулярность потоков данных зависят от содержания критериев оценивания. Автономное образовательное учреждение должно соответствовать следующим требованиям:

- быть состоятельным и перспективным в сфере предоставления услуг, предусмотренных законодательством для учреждений такого типа в данном регионе;

- быть включенным в систему региональных рыночных отношений по данному направлению деятельности;

- обладать необходимыми управленческими ресурсами.

Следовательно, необходимо проанализировать состояние и деятельность учреждения, планируемого к переводу в негосударственное управление, в контексте образовательного пространства региона в соответствии с определенной системой критериев оценивания (рис. 6).

Результаты проведенного в 2006 г. в Красноярском крае исследования показывают следующее.

Работодатели готовы к сотрудничеству в случаях, когда инициативу проявляют образовательные учреждения. В первую очередь работодателей интересуют возможности подготовки низкоквалифицированных работников

Министерство образования и науки РФ

^ОвеТТдмиНистрТции Красноярского края

Крайстат -----.......

Федеральное агентство по образованию

СХужба з анятости Эконом развитие УІ ЇД Проку ратура

Агентство профессионального образования и науки администрации Красноярского края

ПХаново-экономический отдеХ

ОтдеХ непрерывного

ОтдеХ НПО и СПО

ОтдеХ по кадровой и ПХаново-финансовый ^^у5авовоі^забот^^_ ]

НачаХьное профессионаХьное образование (76 учреждений)

ПрофессионаХьные ПрофессионаХьные

Среднее профессионаХьное образование (8 учреждений)

Техникумы

КоХХеджи

Высшие учебные заведения

СамостоятеХьные Филиалы I

Государственные (14 учр.) 1 осударственные (40 учр )

Лицензированные(2 учр.) | Н еіосударствен н ы е (1 0 учр )

НеХицензированные (2 учр.) :

Рис. 3. Система информационных взаимодействий Агентства профессионального образования и науки администрации Красноярского края

Простая процедура сбора данных

Процедура сбора и передачи данных при доработке иХи создании новых форм Процедура сбора и передачи данных при необходимости ввода иХи разработки систем новых показатеХей Процедура сбора и передачи данных в ситуации когда требуется опредеХение содержания и параметров мониторинга, выпоХняемого в стратегических цеХях

Процедура сбора данных по инициативе самого Агентства в цеХях повышения эффективности управХения деятеХьностью образоватеХьных учреждений

Процедура разовой передачи Агентством резуХьтатов анаХиза первичных данных в вышестоящие организации

Рис. 4. Процедура информационных взаимодействий АПОН и его подразделений с внешними организациями

Экспертное заключение о готовности учреждения к переходу в автономный режим функционирования

\ :

Представление результата в соответствии с утвержденными формами

Обработка закХючений экспертов

АнаХитический центр

Формирование экспертных закХючений на основании предоставХенных материаХов

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

ПредставХение резуХьтатов расчета в утвержденной форме

Обработка данных, расчет необходимых показатеХей

Аналитический центр Исходные данные о состоянии и взаимодействиях учреждений НПО, СПО

Рис. 5. Процедура принятия решения о переводе учреждения в негосударственную форму управления

Рис. 6. Система показателей оценки состояния и деятельности учреждений профессионального образования

в минимальные сроки, в соответствии с требованиями, выдвигаемыми нанимателем. Опыт взаимодействия с работодателями, накопленный лицеем № 56 Красноярска, доказывает, что они готовы сотрудничать с учреждениями образования и при составлении профессиональных стандартов, и в процессе сертификации выпускников.

Во взаимодействии с социальной средой наибольшую проблему представляет собой отсутствие регулярных информационных взаимодействий. Свыше половины учащихся и их родителей не уверены, но хотели бы быть уверенными в том, что приобретают именно то образование, за которым пришли в данное учебное заведение. Свыше 60 % абитуриентов и их родителей не идентифицируют профессию, которую хотелось бы получить, с конкретным учебным заведением. А представителям социального сообщества в образовательном пространстве Красноярского края хотелось бы регулярно получать информацию о том, каких специалистов готовит учебное заведение; участвовать в обсуждении отдельных аспектов обучения; иметь возможность влиять на процесс управления образованием; подробно знать, что происходит в конкретных учебных заведениях.

Итак, вторая тенденция в развитии системы информационных взаимодействий заключается в следующем: возникает потребность в накоплении и систематизации данных о деятельности образовательных учреждений. При этом совокупность накапливаемых данных должна быть доступной для таких операций, как просмотр имеющейся информации, формирование отчетов и сравнение данных, относящихся к различным учреждениям или за разные периоды, использование данных в аналитических процедурах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, перевод учреждений профессионального образования всех уровней в негосударственную форму управления, выпуск специалистов которых ориентирован на региональные рынки труда и образовательных услуг, требует формирования в регионе специальных систем мониторинга состояния образовательного пространства и соответствующего информационно-программного обеспечения.

Библиографический список

1. Абанкина, И. В. Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура и источники денежных средств / И. В. Абанкина, Е. В. Савицкая // Вопросы статистики. 2006. № 7.

2. Рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям развития образования : темат. прил. / Л. М. Гохт-берг, И. Ю. Забатурина, Н. В. Ковалева и др. // Вестн. образования. 2006. № 1.

3. Индикаторы образования : стат. сб. / Л. М. Гохтберг, И. Ю. Забатурина, Н. В. Ковалева и др. М., 2006.

4. Княгинин, В. Н. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере высшей школы в Российской Федерации / В. Н. Княгинин, П. Г. Щедровицкий ; Центр стратег. разработок «Северо-Запад». СПб., 2006.

5. Ковалева, Н. В. Научно-практическая конференция «Модернизация статистики образования» // Вопросы статистики. 2006. № 4.

6. Ковалева, Н. В. Экономика образования России: итоги мониторинга / Н. В. Ковалева // Нар. образование. 2005. №10.

7. Кондрашев, П. Е. Цели, задачи, организационные формы создания федеральной системы мониторинга образования / П. Е. Кондрашев ; Упр. развития образования и региональной политики Рос. Федерации. М., 2004.

8. Савельев, Ю. В. Разработка и реализация стратегий и планов регионального развития в Республике Карелия / Ю. В. Савельев ; Рос. акад. наук, Карел. науч. центр, Ин-т экономики. Петрозаводск, 2006.

9. Савицкая Е. В. Начальное и среднее профессиональное образование: итоги мониторинга / Е. В. Савицкая, Е. А. Давыдова // Экономика образования. 2006. № 2.

10. Мониторинг. Разработка программ мониторинга : отчет о НИР / Агентство проф. образования и науки администрации Краснояр. края ; исполн. И. М. Полежаева. Красноярск, 2006.

A. A. Iptyshev, I. M. Polezhaeva, M. A. Iptyshev

METHODOLOGY OF RESEARCH OF INFORMATION TRANSLATION PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN NOT STATE FORM OF MANAGEMENT

In given clause are considered the basic approaches to formation of information model describing business-processes in regional controls system of vocational training, with the purpose of creation of the automated information systems of monitoring of efficiency of activity of establishments professional of vocational training in conditions of their translation in not state form of management are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.