зации корпоративной подготовки наставников; 4) организационно-структурного, содержательного и процессуального компонентов корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению эффективной наставнической деятельности.
Corporate training of mentors: regularities, principles and mechanisms of their implementation in practice
There are revealed the socio-economic and socio-ped-agogic regularities of tutors’ corporate training in the modern enterprises conditions, revealed the principles and mechanisms of their implementation in the process of tutors’ corporate training, as well as proved that the suggested tutors’ corporate training principles are universal with regards to the continuing process of specialists corporate training.
Key words: corporate training, regularities, principles, mechanisms, mentors, mentoring activity, integrative approach.
е.р. зинкевич
(Санкт-Петербург)
методология
и методика исследования педагогического мышления врачей - преподавателей медицинских вузов России
В качестве методологических положений рассматриваются антропологическая теория, положения философии об активной сущности личности, единстве теории и практики в условиях педагогической деятельности; теория о педагогической культуре, положения рефлексивной педагогики и психологии.
Ключевые слова: методология педагогического исследования, педагогическое мышление, педагогическая деятельность, методика исследования.
Исследуя особенности педагогического мышления врачей - преподавателей медицинского вуза, мы рассматривали этот феномен как вид профессионального мышления, который выражается в совокупности специальных
педагогических и психологических знаний, в способности фиксировать педагогическую ситуацию, формулировать педагогическую задачу и решать ее; подвергать рефлексии собственную педагогическую деятельность с целью дальнейшего преобразования. На разных уровнях развития педагогическое мышление характеризуется тем или другим уровнем продуктивности и успешности педагогической деятельности.
Как известно, исследование должно строиться на основе методологии, позволяющей очертить круг необходимого и возможного в нем. Методологию мы рассматриваем как учение, позволяющее организовать и выстроить теоретическую и практическую деятельность исследователя. Функции методологии, выделенные В.А. Сластениным, выступают в нашем случае инструментом решения профессиональных проблем [5].
Педагогическое мышление воплощается в широкой педагогической практике, в связи с чем все содержание исследования пронизано размышлениями о специфике педагогической деятельности врача - преподавателя медицинского вуза. Положения антропологической методологии применительно к непрерывному педагогическому образованию обусловливают рассмотрение врача-преподавателя, прежде всего, как личности и изучение его педагогической практики в системе всех видов педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность сложна по своему содержанию, способам реализации и характеру, что позволило нам рассматривать ее вслед М.В. Булановой-Топорковой как сложноорганизованную систему, состоящую из ряда деятельностей: деятельности преподавателя, методиста и педагога. «... Самая первая из них - деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Следующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над первой, т.е. обслуживающими ее. Такова деятельность обобщения опыта обучения, состоящая в сопоставлении процедур обучения, в выделении наиболее эффективных приемов и способов обучения, - деятельность методиста <...>. Третья деятельность тоже методическая, но направлена на построение учебных средств, учебных предметов. Четвертая деятельность состоит в увязывании учебных предметов в одно целое - деятельность программирования, составления учебных программ» [6, с. 78].
© Зинкевич Е.Р., 2013
Для осмысления внутреннего механизма педагогической деятельности мы учитывали положения философии об активной сущности личности, единстве теории и практики в ходе развития педагогической деятельности, и на это опирались при разработке методического инструментария.
С нашей точки зрения, в содержание педагогического мышления входят специальные педагогические и психологические знания, обеспечивающие педагогическую и психологическую грамотность, которая является непременной составляющей культуры преподавателя. В своем исследовании мы использовали положение Е.В. Бондаревской о группах научно-педагогических знаний, среди которых выделяются методологические, теоретические, методические, технологические [2]. Это послужило основанием для дифференциации методик, предполагающих исследование совокупности знаний, иллюстрирующих уровень развития педагогического мышления и определяющих готовность к педагогической деятельности.
как правило, знание трактуется в качестве основной ценности образовательного процесса и его конечной цели. При этом определенный период социального развития накладывает отпечаток на трактовку этого понятия как в философском, так и в прикладном смысле.
Для изучения всех групп знаний педагогики высшей школы врачей - преподавателей медицинских вузов нами были разработаны анкета и опросные листы. Прокомментируем содержание этих методик.
Анкета «Понятийный аппарат педагогики высшей школы» была направлена на изучение методологических и теоретических знаний преподавателей, обеспечивающих понимание закономерностей социализации, обучения и воспитания, отражающих знание целей, принципов, методов и форм педагогической деятельности. Задания были представлены в виде вопросов или утверждений. Анкета преподавателями заполнялась письменно.
Анкета «Понятийный аппарат педагогики высшей школы»
Цель анкеты: изучение методологических и теоретических знаний преподавателей, обеспечивающих понимание закономерностей социализации, обучения и воспитания, отражающих знание целей, принципов, методов и форм педагогической деятельности.
Содержание анкеты
1. Дайте определение понятия «обучение».
2. Предложите определение понятия «воспитание».
3. Охарактеризуйте значение высшего образования для человека.
4. Какие дидактические принципы, применяемые в обучении высшей школы, Вам известны?
5. Наполните смыслом понятие «содержание образования в высшей школе».
6. Какие формы организации обучения в высшей школе Вам известны?
Критерии оценки методологических и теоретических знаний по педагогике высшей школы (за каждый правильный ответ респондент получает по 1 баллу):
• высокий уровень знаний - сформирована система методологических и теоретических знаний по педагогике высшей школы, обеспечивающая понимание закономерностей социализации, обучения и воспитания, отражающая знание целей современного образовательного процесса, его принципов, методов и форм педагогической деятельности - от 6 до 5 баллов;
• средний уровень знаний - отсутствует система методологических и теоретических знаний по педагогике высшей школы, обеспечивающая понимание закономерностей социализации, обучения и воспитания, отражающая знание целей современного образовательного процесса, его принципов, методов и форм педагогической деятельности; преподаватель допускает отдельные ошибки в трактовке категорий педагогики и психологии высшей школы -от 4 до 3 баллов;
• низкий уровень знаний - преподаватель не знает категорий педагогики высшей школы, допускает многочисленные ошибки в трактовке этих понятий, не может соотнести названные категории с реальным образовательным процессом в высшей школе - от 2 до 1 балла.
Содержание следующей анкеты «Понятийный аппарат по психологии высшей школы» позволило оценить понимание преподавателями возрастных особенностей студентов, психических процессов и интеллектуальных действий, служащих основанием для успешной учебной деятельности обучающихся. задания были представлены в виде вопросов или утверждений. Анкета преподавателями заполнялась письменно.
Анкета «Понятийный аппарат психологии высшей школы»
Цель анкеты: изучение теоретических знаний преподавателей по психологии, обеспечивающих понимание возрастных особенностей студентов, психических процессов и интел-
лектуальных действий, являющихся основанием для их успешной учебной деятельности.
Содержание анкеты
1. Какие возрастные особенности студентов Вам известны?
2. Назовите психические процессы, обеспечивающие успешность учебной деятельности студентов.
3. Наполните смыслом понятие «мотивация учения» студентов.
4. В чем заключается психологический смысл оценки учебно-познавательной деятельности студентов?
5. Какие интеллектуальные действия Вам известны?
6. Что такое репрезентативная система, каково ее значение в учебно-познавательной деятельности?
Критерии оценки теоретических знаний по психологии высшей школы (за каждый правильный ответ респондент получает по 1 баллу):
• высокий уровень знаний - сформирована система теоретических знаний по психологии высшей школы, обеспечивающая понимание закономерностей обучения и воспитания, отражающая знание психологических особенностей студентов - от 6 до 5 баллов;
• средний уровень знаний - отсутствует система теоретических знаний по психологии высшей школы, обеспечивающая понимание закономерностей обучения и воспитания, отражающая знание психологических особенностей студентов; преподаватель допускает отдельные ошибки в трактовке категорий психологии высшей школы - от 4 до 3 баллов;
• низкий уровень знаний - преподаватель не знает категорий психологии высшей школы, допускает многочисленные ошибки в трактовке этих понятий, не может соотнести названные категории с реальными субъектами образовательного процесса в высшей школе -от 2 до 1 балла.
организация процесса обучения связана, прежде всего, с четким определением его целей. Цели обучения - идеальное (мысленное) предвосхищение конечных результатов. Для понимания этого следует построить иерархию целей и ценностей, заявленных требованиями системы современного профессионального образования, в линейке которых запросы социума - практические задачи системы образования - конкретные задачи образовательного учреждения - общие цели учебных дисциплин и курсов. Преподаватель должен владеть методикой целеполагания, что позволит ему видеть или прогнозировать результат своей
обучающей деятельности, своевременно осуществлять коррекцию учебно-познавательной деятельности студентов, моделировать настоящее и проектировать будущее.
Для выявления теоретических знаний преподавателей о целеполагании в педагогической деятельности создан опросный лист «определение целей в педагогической деятельности». В опросном листе использовались вопросы в закрытой форме. закрытая форма предусматривала выбор одного из предложенных ответов. опросный лист заполнялся письменно.
Опросный лист «Цель в педагогической деятельности»
Цель опросного листа: выявление теоретических знаний преподавателей о механизме целеполагания.
Содержание опросного листа
Из предложенных утверждений выберите правильное, с Вашей точки зрения, утверждение либо укажите иное.
1. Что такое «таксономия учебных целей»?
- построение четкой системы целей;
- создание эталона оценки результатов обучения.
2. цель Вашей обучающей деятельности:
- формирование системы знаний, умений и навыков по предмету;
- становление личности студента - будущего специалиста.
3. В предложенной последовательности категорий учебных целей укажите, какая категория пропущена: знание, понимание, анализ, синтез, оценка:
- отражение;
- применение.
4. Укажите, где в педагогических целях обозначен признак личностного подхода преподавателя к студенту:
- организация самостоятельной работы студента;
- реализация положительного стимулирования учебно-познавательной деятельности.
5. Какой целевой установке соответствует форма обучения «практическое занятие»:
- осуществить контроль качества знаний;
- систематизировать и структурировать содержание знаний по теме.
6. Укажите одно из условий развития творческого мышления студентов:
- репродуктивный характер учебнопознавательной деятельности;
- совместная с преподавателем исследовательская деятельность.
Критерии оценки теоретических знаний о механизме целеполагания (за каждый правильный ответ респондент получает 1 балл):
• высокий уровень понимания механизма целеполагания - преподаватель знает и умеет использовать методику целеполагания, в педагогических целях реализует личностный подход к студенту; понимает, какой целевой установке соответствуют различные формы организации обучения, применяет их в педагогической практике; понимает, в чем состоят условия развития творческого мышления студентов - от 6 до 5 баллов;
• средний уровень понимания механизма целеполагания - преподаватель имеет представление о методике целеполагания, в педагогических целях использует личностный подход к студенту, но уровень этого подхода характерен для школьной практики; не понимает, какой целевой установке соответствует практическое занятие, но применяет эту форму в педагогической практике; не понимает, в чем состоят условия для развития творческого мышления студентов - от 4 до 3 баллов;
• низкий уровень понимания механизма целеполагания - преподаватель не знает методики целеполагания, в педагогических целях использует личностный подход к студенту, но уровень этого подхода характерен для школьной практики; не понимает, какой целевой установке соответствует практическое занятие, но применяет эту форму в педагогической практике; не понимает необходимости создания условий для развития творческого мышления студентов - от 2 до 1 балла.
В процессе педагогической деятельности у преподавателя постепенно формируется система методических знаний, позволяющих использовать совокупность способов обучения и воспитания, поддерживающих осознание этой деятельности, понимание ее значения для саморазвития, личностного роста и профессионального становления студентов.
Для определения методических знаний преподавателей был создан опросный лист «Методические знания в педагогической деятельности». В опросном листе использовались вопросы в открытой форме, предусматривающие свободный ответ. Опросный лист заполнялся письменно.
Опросный лист «методические знания в педагогической деятельности»
Цель опросного листа: определение методических знаний преподавателей в области педагогической деятельности.
Содержание опросного листа
1. Какой тип обучения Вы реализуете: поддерживающий или инновационный? Прокомментируйте свой выбор.
2. Назовите способы, которыми Вы передаете студентам свои знания и опыт, и объясните их выбор.
3. Какие методы воспитания Вы используете в своей обучающей деятельности и/или во внеучебное время, осуществляя подготовку студентов к профессиональной практике?
4. Приведите примеры сотрудничества с коллегами, отражающие Ваше взаимодействие по вопросам обучения и воспитания студентов и прокомментируйте значение этого сотрудничества.
5. Укажите тематику своих публикаций, иллюстрирующих Вашу педагогическую деятельность.
6. Назовите тематику научно-практических конференций, посвященных высшему медицинскому образованию, в которых Вы принимали участие.
Критерии определения уровня методических знаний преподавателей (за каждый правильный ответ респондент получает 1 балл):
• высокий уровень методических знаний -преподаватель понимает значение инновационного типа обучения и применяет его в своей педагогической деятельности; использует широкую палитру традиционных и инновационных методов обучения и воспитания в педагогической практике; обобщает свой педагогический опыт в публикациях, принимает участие в конференциях, посвященных проблемам медицинского образования - от 6 до 5 баллов;
• средний уровень методических знаний -преподаватель понимает значение инновационного типа обучения, но его использование носит локальный характер в педагогической деятельности; использует традиционные методы обучения и воспитания в педагогической практике; обобщает свой педагогический опыт в публикациях, но не принимает участие в конференциях, посвященных проблемам медицинского образования, - от 4 до 3 баллов;
• низкий уровень методических знаний -преподаватель использует в своей педагогической деятельности поддерживающий тип обучения, не понимает значение инновационного
типа обучения; использует традиционные методы обучения и воспитания в педагогической практике; не обобщает свой педагогический опыт в публикациях, не принимает участие в конференциях, посвященных проблемам медицинского образования, - от 2 до
1 балла.
В современных образовательных условиях понятие «технология обучения» прочно вошло в содержание педагогического знания. Технология рассматривается как эффективный механизм управления процессуальной стороной системы обучения, которая связана с комплексом дидактических методов, средств и организационных форм учебно-познавательной деятельности. Технология обучения позволяет алгоритмизировать процесс обучения и обеспечивать высокий результат его качества. Для современной образовательной парадигмы особо актуальной является проблема поиска и внедрения технологий обучения, обеспечивающих поступательный процесс формирования широкого круга общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов. Именно это определило необходимость изучения состояния технологических знаний преподавателей о возможностях применения в современном образовательном процессе технологий обучения и воспитания. Это исследование осуществлялось на основе выполнения преподавателями заданий двух методик: «Категории педагогических действий в обучении» и «Категории педагогических действий в воспитании».
Содержание этих методик отображает следующую совокупность категорий:
- знание - обозначение и воспроизведение педагогических знаний;
- понимание - способность интерпретировать, объяснять педагогические знания;
- применение - умение использовать имеющиеся педагогические знания в собственной педагогической практике;
- анализ - умение выявлять связи между имеющимися педагогическими знаниями, рассматривать содержание своей педагогической деятельности с различных позиций;
- синтез - умение комбинировать имеющиеся педагогические знания, с тем чтобы создать обновленный педагогический продукт; результатом этого становится наличие творчества в педагогической деятельности;
- оценка - качественная оценка собственной педагогической деятельности.
В методиках использовались вопросы в открытой форме, что предусматривало свободный ответ. Содержание методик заполнялось письменно.
Методика «Технологический подход к обучению»
Цель методики: изучить состояние знаний о технологическом подходе к организации обучения.
Содержание методики
№ п/п Содержание заданий Содержание ответов
Знание
1 Что такое технология обучения?
Понимание
2 Выделите в содержании своей обучающей деятельности элементы технологических процедур
Применение
3 Опишите технологию обучения в практической деятельности
Анализ
4 Проанализируйте, с какими трудностями Вы сталкиваетесь, используя технологический подход к обучению
Синтез
5 Обоснуйте необходимость использования технологий обучения
Оценка
6 Оцените свое педагогическое мастерство в использовании технологий обучения
Критерии оценки уровня знаний о технологических подходах к процессу обучения (за каждый правильный ответ респондент получает 1 балл):
• высокий уровень знаний - преподаватель знает, что такое технология обучения, и может выделить в своей обучающей деятельности все элементы технологической процедуры; применяет технологию обучения в практической деятельности, анализирует трудности, с которыми сталкивается, используя технологический подход к обучению; обосновывает необходимость обращения к технологиям обучения в современном образовательном процессе, дает оценку своему педагогическому мастерству в применении технологий обучения - от 6 до 5 баллов;
• средний уровень знаний - преподаватель знает, что такое технология обучения, выделяет в своей обучающей деятельности
отдельные элементы технологической процедуры; не применяет технологию обучения в практической деятельности в комплексе, анализирует трудности, с которыми сталкивается, используя частично технологический подход к обучению; обосновывает необходимость обращения к технологиям обучения в современном образовательном процессе, дает оценку своему педагогическому мастерству в применении технологий обучения - от 4 до 3 баллов;
• низкий уровень знаний - преподаватель знает, что такое технология обучения, выделяет в своей обучающей деятельности отдельные элементы технологической процедуры; не применяет технологию обучения в практической деятельности в комплексе, не подвергает анализу трудности, с которыми сталкивается, используя частично технологический подход к обучению; не обосновывает необходимость обращения к технологиям обучения в современном образовательном процессе, не дает оценку своему педагогическому мастерству в применении технологий обучения - от
2 до 1 балла.
Методика «Технологический подход к воспитанию»
Цель методики: изучить состояние знаний о технологическом подходе к организации воспитания.
Содержание методики
Критерии оценки уровня знаний о технологических подходах к процессу воспитания (за каждый правильный ответ респондент получает 1 балл):
• высокий уровень знаний - преподаватель знает, что такое технология воспитания, и может выделить в своей воспитательной деятельности все элементы технологической процедуры; применяет технологию воспитания в практической деятельности, анализирует трудности, с которыми сталкивается, используя технологический подход к воспитанию; обосновывает необходимость обращения к технологиям воспитания в современном образовательном процессе, дает оценку своему педагогическому мастерству в применении технологий воспитания - от 6 до 5 баллов;
• средний уровень знаний - преподаватель знает, что такое технология воспитания, выделяет в своей воспитательной деятельности отдельные элементы технологической процедуры; не применяет технологию воспитания в практической деятельности в комплексе, анализирует трудности, с которыми сталкивается, используя частично технологический подход к воспитанию; обосновывает необходимость обращения к технологиям воспитания в современном образовательном процессе, дает оценку своему педагогическому мастерству в применении технологий воспитания - от 4 до 3 баллов;
• низкий уровень знаний - преподаватель знает, что такое технология воспитания, выделяет в своей воспитательной деятельности отдельные элементы технологической процедуры; не применяет технологию воспитания в практической деятельности в комплексе, не подвергает анализу трудности, с которыми сталкивается, используя частично технологический подход к воспитанию; не обосновывает необходимость обращения к технологиям воспитания в современном образовательном процессе, не дает оценку своему педагогическому мастерству в применении технологий воспитания - от 2 до 1 балла.
В содержании педагогического мышления мы выделили способность преподавателя фиксировать педагогическую ситуацию, на ее основе формулировать условия педагогической задачи и ставить вопросы к ней. Как известно, анализ педагогических ситуаций позволяет врачу-преподавателю отойти от позиции просто врача и приобщить-
№ п/п Содержание заданий Содержание ответов
Знание
1 Что такое технология воспитания?
Понимание
2 Выделите этапы воспитательного процесса студентов
Применение
3 Опишите технологию воспитания, которую Вы практикуете в работе со студентами
Анализ
4 Проанализируйте, с какими трудностями Вы сталкиваетесь, используя технологический подход к воспитанию
Синтез
5 Обоснуйте необходимость использования технологий воспитания
Оценка
6 Оцените педагогическое мастерство в использовании технологий воспитания
ся к педагогическому сообществу, обретая новый статус и формируя педагогическую идентичность, маркером которой является внутренняя мотивация к обучению и воспитанию, стремление реализоваться в новой деятельности.
На наш взгляд, педагогическая ситуация - это обстоятельство, которое складывается в педагогическом процессе и требует от преподавателя быстрого реагирования и гибкого управления с целью его оптимального психологического и педагогического разрешения. В процессе анализа педагогических ситуаций преподаватель обретает профессиональное мастерство педагога и формирует соответствующие компетенции. Нередко удачное решение педагогических ситуаций становится толчком к развитию профессионального интереса к педагогической деятельности и желания быть ее активным участником.
Педагогическая ситуация является весьма динамичной и в конечном итоге выступает средством проявления воспитательных отношений, направленных на развитие личности. Сущность любой педагогической ситуации - в наличии противоречия, его развития и последующего разрешения.
Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных ситуаций, которые вносят значительный вклад в формирование педагогического опыта и мастерства. Преподаватель постепенно накапливает «опыт проектирования, создания и разрешения ситуаций» [1, с. 209]. Решение педагогических задач - это средство развития педагогического мышления, определения уровня и характера педагогической деятельности, наконец, «степени развития такого профессионально значимого качества личности преподавателя, как рефлексия» [3, с. 159].
Исследование способности преподавателей фиксировать педагогическую ситуацию и формулировать педагогическую задачу благодаря ее анализу строилось на основе методики «Размышления о педагогической ситуации». Респондентам предлагалось написать рассказ, описывающий педагогическую ситуацию. Необходимость создания письменного текста ставит респондента перед проблемой самостоятельного и связного выражения результатов своей деятельности, в котором осуществляется поиск отве-
та на возникший вопрос, заставляет структурировать свои наблюдения, а значит, позволяет наметить возможные направления поиска ответа. Описание педагогической ситуации должно было заканчиваться выводом или предположением о возможном педагогическом действии и постановкой вопроса для коллег.
Методика «Размышления о педагогической ситуации»
Цель методики: рассмотреть способности преподавателей описывать педагогическую ситуацию и формулировать на ее основе педагогическую задачу.
Содержание методики
Написать рассказ, описывающий педагогическую ситуацию. Описание педагогической ситуации должно заканчиваться постановкой проблемно-поисковых вопросов для коллеги, с тем чтобы педагогическая ситуация стала педагогической задачей.
Критерии оценки уровня способности преподавателей описывать педагогическую ситуацию и формулировать на ее основе педагогическую задачу:
• высокий уровень - преподаватель понимает, что такое педагогическая ситуация, самостоятельно и связно ее описывает; устанавливает связи между проблемой, заявленной в ситуации, и теорией педагогики и психологии высшей школы; может на основе педагогической ситуации сформулировать педагогическую задачу - от 6 до 5 баллов;
• средний уровень - преподаватель имеет представление о том, что такое педагогическая ситуация, самостоятельно, но не всегда последовательно ее описывает; пытается установить связи между проблемой, заявленной в ситуации, и теорией педагогики и психологии высшей школы, осуществляет попытку на основе педагогической ситуации сформулировать педагогическую задачу - от
4 до 3 баллов;
• низкий уровень - преподаватель имеет нечеткое представление о том, что такое педагогическая ситуация, но предпринимает попытки ее описать; не пытается установить связи между проблемой, заявленной в ситуации, и теорией педагогики и психологии высшей школы, не может на основе педагогической ситуации сформулировать педагогическую задачу - от 2 до 1 балла.
В качестве проявлений педагогического мышления мы рассматриваем рефлек-
сию. В настоящее время «педагогическая рефлексия рассматривается с двух сторон, как:
- теоретическая педагогическая рефлексия - осмысление аксиологических ориентиров (ценностей) в профессиональной деятельности в соотношении с воспитанием и развитием <...>;
- практическая педагогическая рефлексия - осмысление <...> собственных действий в педагогических проблемных ситуациях, в рамках которых она и возникает» [4, с. 211].
Современная профессионально ориентированная образовательная система базируется на концепции рефлексивной педагогики и психологии. По мнению Ю.Н. Кулютки-на, повышенный интерес к рефлексивной деятельности в педагогической науке и практике объясняется, прежде всего, изменением образовательной парадигмы, философским переосмыслением образования как процесса, так и результата деятельности, утверждением идей и принципов личностно ориентированного образования [4]. Выявление преподавателем проблемных зон собственной педагогической компетентности обеспечивает стремление к саморазвитию, т.к. недостаточность знаний предполагает нерешенные задачи, неумение найти правильный путь решения проблем.
С нашей точки зрения, современное изучение состояния педагогической рефлексии врачей-преподавателей возможно на основе анализа не только обучающей деятельности, но и, прежде всего, их воспитательной практики, т.к. именно целенаправленное воспитание реализует усвоение студентами медицинских вузов деонтологии как совокупности этических норм выполнения будущими врачами своих профессиональных обязанностей и врачебной этики. Для исследования рефлексии врачей - преподавателей медицинских вузов была создана методика «Рефлексивный анализ процесса обучения и воспитания студентов». В методике предлагались вопросы в открытой форме, предусматривающие свободный ответ. Методика выполнялась письменно.
Методика «Рефлексивный анализ процесса воспитания студентов»
Цель: исследовать рефлексивные способности врача-преподавателя к осуществлению анализа процесса воспитания студентов.
Содержание
Педагогическая деятельность врача-преподавателя
Какое значение, с Вашей точки зрения, имеет воспитание в профессиональной подготовке студентов?
Назовите и раскройте Ваши приоритеты в воспитании студентов
Проанализируйте содержание программы своей учебной дисциплины с точки зрения отражения в ней воспитательных задач
Опишите арсенал воспитательных средств, которыми Вы пользуетесь в своей работе
Выскажите свою точку зрения по поводу эффективности и результативности Вашей воспитательной работы
Дайте оценку своей воспитательной практике
Критерии оценки уровня развития рефлексии:
• высокий уровень развития рефлексии -преподаватель придает высокое значение воспитанию студентов в процессе профессиональной подготовки, называет и раскрывает свои приоритеты в воспитании студентов, педагогически грамотно осуществляет анализ своей учебной дисциплины с точки зрения отражения в ней воспитательных задач, описывает достаточный арсенал воспитательных средств, которыми пользуется в работе, имеет сформированную точку зрения по поводу эффективности своей воспитательной работы, дает ей адекватную оценку - от 6 до 5 баллов;
• средний уровень развития рефлексии -преподаватель придает определенное значение воспитанию студентов в процессе профессиональной подготовки, называет, но не раскрывает своих приоритетов в воспитании студентов, делает попытки проанализировать свою учебную дисциплину с точки зрения отражения в ней воспитательных задач, описывает ограниченный арсенал воспитательных средств, которыми пользуется в работе, не имеет определенной точки зрения по поводу эффективности своей воспитательной работы, затрудняется дать ей оценку - от 4 до 3 баллов;
• низкий уровень развития рефлексии -преподаватель не задумывается о значении воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки, не имеет своих приоритетов в их воспитании, не пытается анализировать свою учебную дисциплину с точки зрения отражения в ней воспитательных задач, описывает отдельные воспитательные средства,
которыми пользуется в работе, не задумывается об эффективности своей воспитательной работы и не пытается дать ей оценку - от 2 до 1 балла.
В исследовании детерминируется концепция профессионально-творческой деятельности преподавателя. Творческий характер педагогической деятельности является ее спецификой и закономерно отражает особенности педагогического мышления преподавателя. Педагогическая деятельность непосредственно связана с творчеством, недаром педагогику рассматривают как искусство.
Социально-педагогический опыт, приобретенный преподавателем, его психологопедагогические и предметные знания, компетенции позволяют находить нестандартные решения педагогических проблем и задач, продуцировать новые идеи, создавать новаторские педагогические технологии обучения и воспитания, совершенствуя тем самым выполнение своих профессиональных функций. Педагогическое творчество заявляет о себе в целеполагании, планировании, организации, реализации и анализе результатов педагогического труда.
Для выявления способностей преподавателей к преобразованию педагогической деятельности с помощью внесения элемента творчества использовалась анкета «Самодиагностика готовности к творчеству в педагогической деятельности».
Анкета самодиагностики готовности к творчеству в педагогической деятельности
1. Испытываю потребность в изменении методики преподавания.
2. Готов к обсуждению новых идей организации педагогического процесса.
3. Могу отказаться от традиционного подхода в обучении и воспитании студентов.
4. Готов использовать новые педагогические технологии в обучении и воспитании.
5. Проявляю творческие способности при организации образовательного процесса.
6. Готов обменяться опытом инновационной педагогической деятельности.
Критерии оценки уровня готовности к творчеству в педагогической деятельности (каждый положительный ответ оценивается в 1 балл):
• высокий уровень готовности к творчеству в педагогической деятельности - от 6 до
5 баллов;
• средний уровень готовности к творчеству в педагогической деятельности - от 4 до
3 баллов;
• низкий уровень готовности к творчеству в педагогической деятельности - от 2 до 1 балла (адаптированная методика Н.В. Кудрявой, 2001) [3].
Организация исследования с помощью педагогических методов позволяет определить особенности и уровень развития педагогического мышления врачей - преподавателей медицинских вузов и, как следствие, зафиксировать уровень продуктивности их педагогической деятельности. Уровень развития педагогического мышления врачей - преподавателей медицинских вузов определяется на основе средних данных всей выполненной батареи методик, в свою очередь, уровень продуктивности педагогической деятельности определяется на основе соответствия конкретному уровню развития педагогического мышления.
Результаты исследования состояния педагогического мышления позволяют сконструировать содержание курсов повышения квалификации по направлению «Педагогика и психология высшей школы» в условиях непрерывного педагогического образования, максимально сосредоточив внимание на том, что более всего востребовано врачами -преподавателями медицинских вузов.
Литература
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика : учеб. пособие для инж.-пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов. Екатеринбург : Деловая книга, 1996.
2. Бондаревская Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры // Формирование педагогической культуры будущего учителя : межвуз. сб. науч. тр. РГПИ, 1989. С. 3-20.
3. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С. [и др.]. Врач-педагог в меняющемся мире: традиции и новации / под ред. акад. РАМН, проф. Н.Д. Ющука. М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
4. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара : СамГПУ, 2002.
5. Сластенин В.А., Чижова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003.
6. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
Methodology and methods of research of pedagogic thinking of doctors - teachers of medical higher schools of Russia
There are described the methodological theses that become the basis of methods of research of pedagogic thinking of doctors - teachers of medical higher schools. As the methodological theses there is considered the anthropological theory, philosophic ideas about active essence of a personality, unity of theory and practice in the conditions ofpedagogic work; theory about pedagogic culture, issues of reflexive pedagogy and psychology.
Key words: methodology of pedagogic research, pedagogic thinking, pedagogic work, research methods.
В.Г. РЫНДАК (Оренбург)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЦА В БУДУЩЕМ УЧИТЕЛЕ
Обоснованы педагогические стимулы воспитания творца в будущем учителе (мастерство креативного учителя, творческий стиль деятельности, типы учителей по наличию креативной составляющей их деятельности, ее реальности, механизм управления процессом развития креативного потенциала школы). Приведены результаты экспериментальной работы, свидетельствующие о креативности будущего учителя и стимулировании самоактуализации и творческих способностей студентов.
Ключевые слова: креативный учитель, творческий стиль деятельности, типы учителей по креативной составляющей, мифы о креативной деятельности учителя.
В рамках образовательных стандартов второго поколения в качестве ключевых рассматриваются задачи воспитания творческой личности школьника. Конечный результат образовательной деятельности российской школы в данном контексте фиксируется в портрете будущего выпускника:
• креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивирован-
ный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
• владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность [6, с. 3].
Особенности ФГОС общего образования последнего поколения требуют ориентации на креативного учителя. Его стратегия и тактика заключаются в сотворении и самоопределении личности учащегося к конструктивному мышлению и поведению, формировании опыта генерировать идеи, проектировать ситуацию успеха, творческом решении нестандартных профессиональных задач, созидании качественно новых для ученика ценностей, имеющих общественное значение. Насколько готов современный учитель (уже работающий и только приобретающий профессию) к этому - вопрос, на который требуется незамедлительный конструктивный ответ.
Согласно алгоритму креативности, механизм зарождения гениальной и банальной идеи один и тот же - это механизм проб и ошибок. Следовательно, мастерство креативного учителя должно включать и способность к так называемому синектическо-му отстранению, т. е. умению увидеть в привычном, обыденном нечто нестандартное, странное, или, наоборот, умению превратить самую неожиданную фантазию (бредовую идею) в нечто очевидное, само собой разумеющееся, а в иных ситуациях - и умению прикинуться невеждой перед другими и, что особенно интересно, перед самим собой. При этом, во-первых, творческое озарение и кропотливый труд идут рядом, во-вторых, творческая работа сопровождается известным риском: придет вдохновение или нет?
Прислушаемся к совету специалиста: если вы хотите мыслить творчески, то вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не направлять их по определенному руслу. Следовательно, вы можете говорить все, что приходит в голову, каким бы абсурдным это вам ни казалось. Требуется достаточный уровень сформированности умения преодолевать препятствия, которые могут возникнуть на пути творческого мышления. Например, следующие:
1) конформизм - желание быть похожим на других людей; человек боится выска-
© Рындак В.Г., 2013