18
ЗНиСО СЕНТЯБРЬ №9 (2И)
УДК 614;614.2;614:33
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
Т.Ш. Миннибаев1, И.К. Рапопорт1-2, В.В. Чубаровский12, О.А. Савчук1,3, К.Т. Тимошенко1, С.В. Катенко1
ТБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, г. Москва 2НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН, г. Москва 3ГБОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского
Минздрава России, г. Саратов
Представлено обоснование методологии, обозначены методические подходы, показано преимущество комплексной оценки состояния здоровья студентов за период обучения в высшей школе разного профиля. Разработаны научные основы и уточнены критерий оценки состояния здоровья студентов по группам здоровья. Ключевые слова: здоровье студентов; комплексная оценка; методология; условия и образ жизни; физическое развитие; профилактические медицинские осмотры.
T.S. Minnibaev, I.K. Rapopot, V.V. Chubarovsky, O.A. Savchuk, K.T. Timoshenko, S.V. Katenko □ METHODOLOGY AND APPROACHES FOR COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE STUDENTS' HEALTH □ Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow; Research Institute of hygiene and protection of health of children and adolescents Moscow; Saratov State Medical University Ministry of Health of Russia, Saratov.
The substantiation methodology marked methodological approaches, shows the advantage of an integrated assessment of the health of students during training in higher education in various fields. The scientific basis and evaluation criteria specified health status of students by groups of health.
Key words: students' health; comprehensive assessment; methodology; conditions and lifestyles; physical development; medical check-ups.
g
S
Актуальность научно-практических исследований по динамическому изучению и комплексной оценке условий жизни, обучения, состояния здоровья студентов определяется рядом важных обстоятельств. Прежде всего, это большая численность (более 10 млн) и высокая социальная значимость студенческого контингента как источника постоянного пополнения интеллектуального потенциала страны. По условиям и целям учебного труда, возрастающим потребностям и ограниченным возможностям, студенческая молодежь представляет собой особую социальную группу населения, объединенную определенными возрастными границами (17—25 лет), интенсивным умственным трудом — процессом профессионального обучения, образом жизни и менталитетом. На практике в ряде случаев для характеристики состояния здоровья студентов исследователи используют разные, часто не сопоставимые показатели — заболеваемость, состояние здоровья по результатам профилактических осмотров, посещаемость занятий, академические отпуска. Отсутствие единых унифицированных подходов к сбору, анализу и интерпретации получаемой медицинской информации является причиной значительных расхождений в данных о здоровье студентов, публикуемых в научных изданиях. Необходимы единые методические рекомендации по комплексной оценке здоровья, учитывающие
особенности состояния здоровья современных студентов и требования международной классификации болезней.
Материал и методы. Обобщены результаты многолетних собственных исследований и данные литературы по изучению условий и образа жизни, состояния здоровья студентов разных вузов за период с 70-х годов прошлого столетия, включая материалы исследований 2012—2013 гг. Комплексная оценка состояния здоровья обучаемых проведена по материалам организованных одномоментных профилактических медицинских осмотров в общей сложности более 12 000 студентов с 1-го по 6-й курс.
Результаты и обсуждение. В основу методологии изучения и оценки состояния здоровья студентов должны быть положены принципы системных исследований взаимосвязей условий обучения, быта, образа жизни, морфофункционального и психофизиологического статусов, показателей состояния здоровья по результатам профилактических медицинских осмотров. Системный подход как методологический принцип предполагает проведение комплексной оценки состояния здоровья с учетом показателей подсистем целостной системы. Юношеский возраст не является полностью устоявшимся. У разных индивидуумов процессы соматического, психического и социального «созревания» протекают неравномерно и разновре-
СЕНТЯБРЬ №9 (2И) ЗНифО
^^ менно. Безусловно, здоровье студентов во многом ^ определяется сформированным в школьные годы уровнем здоровья [1, 2]. Особенности студенче-^ ского юношеского возраста оказывают влияние на ^^ формирование менталитета, образа жизни, отно-= шения к своему здоровью, успешность обучения и, в определенных условиях, делают их уязвимыми в плане сохранения и укрепления своего здоровья [3, 4]. Это подтверждается и результатами ^ последних исследований О.А. Савчук, проведен-ЕЕ ных в 2012—2013 гг. Так, абсолютное большинство ^е опрошенных первокурсников (80 %) ответили, что ^ при недомогании не обращаются к врачу и про-1— должают посещать учебные занятия, занимаясь самолечением. Важным показателем состояния здоровья является уровень и гармоничность физического развития. В ряде работ представлен анализ основных закономерностей морфофункцио-нального развития студенческой популяции [5, 6]. Соматическое и психическое здоровье студентов представляет собой динамический процесс, который может постоянно меняться под воздействием внешних и внутренних факторов, сочетанное влияние которых может приводить как к его улучшению, так и ухудшению. Наблюдается ухудшение состояния здоровья студентов от первого к старшим курсам [7, 8] в основном за счет увеличения числа лиц, имеющих хронические заболевания. Преимущественный рост за последнее десятилетие патологии костно-мышечной системы, органов пищеварения, центральных и вегетативных отделов нервной системы, болезней системы кровообращения, органа зрения, эндокринной системы и расстройств питания, заболеваний женских и мужских половых органов определил произошедшее изменение структуры заболеваемости, характерной для студенческой популяции. Хронические заболевания выявляются у 50—70 %, а функциональные расстройства (при отсутствии хронической патологии) — у 20—30 % юношей и девушек. Состояние здоровья студентов зависит от профиля вуза, условий обучения и проживания студентов в общежитиях, организации питания и физкультурно-оздоровительной работы, гигиенического просвещения, наличия или отсутствия четко организованной медицинской помощи.
Ухудшение состояния здоровья студентов в определенной мере связано с недостатками в организации и контроле за состоянием здоровья обучающихся; несовершенством системы ранней диагностики у юношей и девушек отклонений в состоянии здоровья, отсутствием своевременной их коррекции и лечения, медицинского наблюдения за лицами, страдающими хроническими болезнями и выраженными функциональными расстройствами, в т. ч. психической сферы.
Существующее в настоящее время методическое обеспечение оценки состояния здоровья не позволяет в соответствии с современными
потребностями объективно и комплексно подходить к определению состояния здоровья всей студенческой популяции и лиц, обучающихся в конкретных вузах. Это, в свою очередь, не дает возможности выявлять приоритетные задачи по организации и проведению адекватной профи -лактической, оздоровительной и коррекционной работы среди молодежи, определять объемы, кадровое обеспечение и методики, необходимые для такой деятельности. Следствием отсутствия единых унифицированных подходов к сбору, анализу и интерпретации получаемой информации являются значительные расхождения в данных о здоровье студентов, публикуемых в научных изданиях.
Профилактические медицинские осмотры являются наиболее информативным и доступным инструментом, позволяющим вынести заключение о состоянии здоровья студентов на индивидуальном, групповом и популяционном уровне. В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Результаты тщательно проведенного профилактического осмотра студентов позволяют дать комплексную оценку состояния здоровья на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях. Показатели комплексной оценки, являясь наиболее обобщенными параметрами мониторинга за здоровьем студенческой молодежи, позволяют оценить эффективность профилактической и оздоровительной работы в вузах.
Сотрудниками ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР и I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова были составлены и опубликованы «Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья студентов при массовых профилактических осмотрах» (утв. Минздравом СССР 25.02.1988, № 10-11/31).
За предыдущие двадцать пять лет методика комплексной оценки доказала свою информативность и целесообразность использования как в отношении детей и подростков, так и в отношении студенческой молодежи. Вместе с тем за прошедшие годы получены новые данные об этиологии, патогенезе, течении многих заболеваний; произошли изменения в клинических и статистических классификациях болезней; выявлены новые факторы риска развития нарушений здоровья. Поэтому 30.12.2003 был издан приказ Министерства здравоохранения РФ № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей», а Научным центром здоровья детей РАМН подготовлено соответствующее пособие для врачей-
20
ЗНиСО СЕНТЯБРЬ №9 (256)
педиатров и специалистов по гигиене детей и подростков. В то же время «Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья студентов при массовых профилактических осмотрах» не были обновлены, дополнены и переработаны в соответствии с достижениями клинического и профилактического направлений медицинской науки. Это послужило основанием для составления новых методических рекомендаций, работа над которыми ведется в Первом московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет (ст. 2.1), что «здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма», при оценке состояния здоровья студентов следует учитывать не только наличие хронических заболеваний, но и функциональные расстройства.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого студента с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается врачом с обязательным учетом всех перечисленных ниже критериев:
— наличие или отсутствие хронических заболеваний;
— наличие или отсутствие функциональных расстройств со стороны органов и систем организма;
— уровень физического развития;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, определяемая частотой (3 и более раз в год) и длительностью течения острых респираторных инфекций с временной утратой трудоспособности.
Следует отметить, что используемые в настоящее время в различных законах, приказах и методических документах понятия: «группы состояния здоровья», «диспансерные группы», «группы диспансерного наблюдения», опираются на иные критерии и предназначены для решения организационно-управленческих проблем — распределение на группы лиц, нуждающихся в различных объемах медицинских услуг, амбулаторной и стационарной помощи, а также в дорогостоящих мероприятиях: высокотехнологичной медицинской помощи и лекарствах.
Заключение. Комплексная оценка результатов профилактических медицинских осмотров характеризует именно состояние здоровья обследованного контингента, а сопоставление показателей в динамике наблюдения в течение нескольких лет позволяет выявить основные благоприятные или неблагоприятные тенденции в здоровье студентов отдельных курсов, факультетов, учебных заведений и всей популяции в целом. Обобщенные сведения в этой области необходимы для планирования и принятия соответствующих решений на различных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном, внутривузовском, а также для просветительской работы на уровне индивидуума по формированию основ здорового образа жизни, о личной ответственности не только за сохранение, но и принятие мер по укреплению своего здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тимошенко К. Т. Здоровье и психофизиологическое состояние старшеклассников в период интенсивной подготовки к поступлению в вуз //Технологии живых систем.
2009. Т. 6. № 4. С. 73—76.
2. Милушкина О.Ю. и др. Особенности формирования здоровья подростков в условиях современной образовательной среды / О.Ю. Милушкина, З.А. Дагаева //Здравоохранение Российской Федерации. 2011. № 5. С. 66—68.
3. Миннибаев Т.Ш. и др. Школа университетской гигиены Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова / Т.Ш. Миннибаев, К.Т. Тимошенко //Вестник РАМН.
2010. № 11. С. 16— 21.
4. Миннибаев Т.Ш. Изучение функционального состояния организма студентов при разных методах обучения //Гигиена и санитария. 1985. № 4. С. 44—47.
5. Мандриков В.Б. и др. Соматотипология и показатели физического развития лиц призывного возраста / В.Б. Мандриков, В.Н. Николенко, А.И. Перепелкин, А.И. Краюш-кин. Волгоград: Изд-во ВОЛГГМУ, 2013. 138 с.
6. Добровольский Г.А. и др. Анатомо-функциональные особенности физического развития саратовских женщин 17—25 лет в таблицах / Г.А. Добровольский, И.Г. Добровольский, В.Н. Николенко / Под общ. ред. Г.А. Добровольского. Саратов, 2008. 286 с.
7. Миннибаев Т.Ш. и др. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины / Т.Ш. Миннибаев, И.К. Рапопорт, В.В. Чубаровский, К.Т. Тимошенко, Г.А. Гончарова //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 3. С. 16—20.
8. Проскурякова Л.А. и др. Анализ заболеваемости и инвали-дизации студенческой молодежи за десятилетний период / Л.А. Проскурякова, С.Ф. Зинчук //Здравоохранение Российской Федерации. 2012. № 2. С. 41—44.
Контактная информация:
Миннибаев Талгат Шайдуллинович, тел.: 8 (499) 242-03-00, e-mail: [email protected] Contact information:
Minnibaev Talgat, phone: 8 (499) 242-03-00, e-mail: [email protected]
g
s