СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Т.Ш. Миннибаев, В.В. Чубаровский, Г.А. Гончарова, И.К. Рапопорт, К.Т. Тимошенко
STUDENT HEALTH AND MAIN TASKS OF UNIVERSITY OF MEDICINE
T.Sh. Minnibaev, V.V. Chubarowsky, G.A. Goncharova, I.K. Rappoport, K.T. Timoshenko ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздравсоцразвития РФ, г. Москва
В статье представлены данные об особенностях заболеваемости современной студенческой молодежи, распространенности и структуре пограничной психической патологии, факторах риска формирования нарушений здоровья. Приводятся сведения об организации медицинской помощи студентам. Рассмотрены основные задачи университетской медицины, заключающиеся в разработке унифицированных подходов к оценке состояния здоровья студентов, определении основных факторов риска развития нарушений здоровья у учащейся молодежи и преподавателей с последующей разработкой профилактических программ и коррекционно-оздоровительных мероприятий.
Ключевые слова: студент, здоровье, обучение, университетская медицина, пограничные психические расстройства.
Data on the characteristics of today's college students incidence, prevalence, and the structure of borderline mental pathology, risk factors for the formation ofhealth disorders is presented. Information about the organization of medical aid to students is provided. Major tasks of the university of medicine, consisting in the development of standardized approaches to assessing the health of students, identifying the main risk factors for health problems among students and teachers with the subsequent development of prevention programs, correctional and recreational activities are considered.
Keywords: student, health, education, university medicine, borderline mental disorders.
Одной из важнейших задач гигиенической науки и системы отечественного здравоохранения является разработка и реализация научных основ охраны и укрепления здоровья различных групп населения. Студенческая молодежь представляет собой особую социальную группу населения, объединенную определенными возрастными границами (17—25 лет), интенсивным умственным трудом — процессом профессионального обучения, планированием будущей профессиональной карьеры, семейной жизни и, наконец, менталитетом. На этом специфическом «фоне» формируются основы здорового образа жизни, интеллектуального и нравственного развития, состояния здоровья в целом. Исследования последних лет, проведенные в вузах разного профиля, позволили выявить тенденцию к некоторым изменениям в структуре заболеваемости (например, опережающий рост показателей нервно-психических заболеваний, что выявляется в специальных исследованиях), а также неблагоприятную динамику показателей общей заболеваемости. В ряде случаев результаты исследований по оценке состояния здоровья студенческого контингента трудно сопоставимы, т. к. медицинское обслуживание в разных вузах и регионах существенно отличается как по структуре объектов университетской медицины (здравпункт, диагностический центр,
поликлиника и т. п.), так и по набору специалистов при проведении профилактических осмотров.
Результаты многолетних динамических наблюдений (более 10 тыс. студентов вузов разного профиля) показали, что студенты начальных курсов, в большинстве случаев, имеют биологические особенности, присущие подростковому возрасту. Биологическое формирование организма к 17—20 годам еще не полностью закончено. В этот период завершается рост тела в длину, стабилизируется наступившая половая зрелость, энергетические затраты на единицу массы приближаются к таковым у взрослых. Вместе с тем, сохраняется повышенная лабильность нервных и эмоциональных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. При этом отмечается наибольшая пластичность и выносливость механизмов центральной нервной системы, высокая скорость мыслительных процессов, запоминания и переключения внимания с одного вида деятельности на другой, повышенная познавательная способность и интерес к новым знаниям. Такая закономерность отмечается как у будущих абитуриентов (учащиеся 10—11 классов профильных базовых школ вузов), так и студентов младших курсов (особенно первые два курса обучения). Это связано с тем, что при поступлении в выс-
шее учебное заведение у бывшего школьника происходит сложный процесс ломки прежнего жизненного стереотипа и выработки нового. В этот период формируются адаптационно-компенсаторные механизмы, и происходит ряд сдвигов со стороны центральной нервной системы. При умственной деятельности активируются различные участки коры головного мозга и субкортикальных образований. В оптимальных условиях это ведет к активации почти всех функций и систем организма студента: возрастает быстрота реакции анализаторов на внешние раздражители, увеличивается лабильность и выносливость механизмов ЦНС и анализаторных систем, скорость мыслительных процессов, повышается работоспособность. Вместе с тем, в последние 15—20 лет значительно возрос удельный вес информационных перегрузок в процессе обучения не только в школах, но и вузах. Это связано с информированным пониманием студентов о предстоящей конкуренции в будущей профессиональной карьере. От ее результатов зависит все — профессиональный успех, место в обществе, благополучие семьи. Поэтому постоянно возрастает интенсификация обучения, эмоциональные нагрузки.
При недостаточных знаниях (дефицит информации) во время экзаменационных сессий к интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются порой чрезмерно высокие нагрузки, обусловливающие перевозбуждение функций ЦНС и гиперкомпенсаторный характер приспособительных реакций организма. Постоянное функциональное перенапряжение резко нарушает баланс между адренергическими и холинергически-ми системами, приводя к истощению этих систем. Именно эта дезорганизация вегетативной и эндокринной систем является одной из ведущих причин развития синдрома вегетативной дисфункции, неврозов и церебрально-сосудистых нарушений, которые все чаще диагностируются при медицинских осмотрах студентов.
Образ жизни студентов, с гигиенических позиций, имеет ряд недостатков, приводящих к ухудшению состояния здоровья. У значительной части студентов наблюдается дефицит сна, низкий уровень двигательной активности, нерациональная организация отдыха в течение семестра и каникул, неблагоприятные условия самоподготовки и проживания в общежитии, нарушения режима и характера питания, употребление алкоголя и табака, в некоторых слу-
чаях — употребление наркотиков. Доказано, что неритмичность учебной нагрузки является фактором, отрицательно влияющим на организм. Существенное негативное воздействие на здоровье студентов оказывает совмещение учебы с оплачиваемой работой, что приводит к еще большему дефициту сна, нарушениям отдыха и питания. Сочетание учебы на дневном отделении и работы, как правило, в ночное время, стало обыденным явлением в настоящее время. Здесь наблюдается дефицит сна, снижение умственной работоспособности за счет раннего развития утомления.
Состояние здоровья студентов представляет собой динамический процесс, который постоянно меняется под воздействием внешних и внутренних факторов, сочетанное влияние которых может приводить как к его ухудшению, так и улучшению.
Сведения о состоянии здоровья студентов в настоящее время можно получить из трех источников информации:
— показатели заболеваемости (первичной и общей) по обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения по месту жительства и/или в студенческие поликлиники;
— результаты плановых профилактических медицинских осмотров студентов;
— данные научных исследований, проведенных научными коллективами в отдельных учебных заведениях.
В определенной степени информация может быть дополнена данными о состоянии здоровья студентов, страдающих хроническими заболеваниями и состоящих на диспансерном наблюдении у врачей-специалистов. Только совокупность сведений из всех источников информации позволяет получить наиболее полное представление о состоянии здоровья учащейся молодежи, выявить особенности заболеваемости студентов, зависящие от возраста, пола, условий, организации и интенсивности обучения в отдельных вузах, образа жизни юношей и девушек, их медицинской активности и организации медицинской помощи.
Следствием отсутствия единых унифицированных подходов к сбору, анализу и интерпретации получаемой информации о заболеваемости являются значительные расхождения в данных о здоровье студентов, публикуемых в научных изданиях. Отмечается чрезвычайно большой разброс показателей заболеваемости по обращаемости у первокурсников разных вузов — от 174, 4 до 965,6 %о. От начала к кон-
Таблица 1. Доля лиц с хроническими заболеваниями (третья группа здоровья) среди старшеклассников и студентов
Учащиеся Всего обследовано Лица с отклонениями в состоянии здоровья
абс. %
Школьники 11 класса 392 194 49,5
Студенты 1 курса 600 318 53,0
Студенты 4 курса 574 320 55,7
Студенты 6 курса 550 315 57,2
цу обучения изменения показателей заболеваемости имеют разнонаправленную динамику. По данным одних авторов уровень заболеваемости практически не меняется, других — уменьшается, третьих — увеличивается [1; 3].
Помимо того, что выявленные различия могут объясняться отсутствием единых методических подходов к изучению показателей заболеваемости, они могут быть обусловлены особенностями состояния здоровья студентов, проживающих в разных регионах, спецификой организации медицинской помощи студентам, уровнем доступности медицинских услуг, степенью медицинской активности студентов. Кроме того, существуют особенности, присущие студентам медицинских учебных заведений. Низкий уровень заболеваемости по обращаемости может быть связан на младших курсах с высокой учебной нагрузкой и отсутствием времени для обращения в поликлинику, а на старших — с приобретенными в процессе учебы медицинскими знаниями и самолечением. Следует отметить, что на показатели заболеваемости по обращаемости оказывают влияние ряд негативных факторов. По анкетным данным, от 20 до 40 % студентов и преподавателей при недомогании не обращаются за медицинской помощью в поликлинику. Занимаясь самолечением, они продолжают учебно-трудовую деятельность. В вузах нечетко налажена система сбора информации о пропусках занятий по болезни.
Более объективными показателями состояния здоровья являются данные углубленных медицинских осмотров при проведении научных исследований. Большинство исследователей отмечают общую закономерность — ухудшение показателей состояния здоровья от начала к концу обучения в вузе [2; 4].
Немалый вклад в формирование здоровья студенческой молодежи вносит и высокий уровень заболеваемости учащихся старших классов, которые в последующем становятся абитуриентами и студентами вузов. Срав-
нительные данные о распространенности хронических заболеваний по результатам медицинских осмотров среди старшеклассников — будущих абитуриентов (392 чел.) и студентов (600 чел.) представлены в табл. 1.
Данные таблицы демонстрирует высокий уровень распространенности хронических заболеваний среди студентов. Доля лиц, относящихся к третьей группе здоровья, растет от начала к концу обучения, причем более значительно по сравнению с аналогичными показателями до поступления в вуз.
Особые трудности вызывает своевременная диагностика функциональных пограничных нервно-психических расстройств в поликлинических условиях, что приводит к выраженной психо-социальной дезадаптации учащейся молодежи. Проводимые лабораторией университетской гигиены Первого МГМ имени И.М. Сеченова исследования позволяют получить высоко достоверные сведения о динамике показателей состояния психического здоровья студентов за период обучения в вузе (табл. 2).
В ходе лонгитудинального исследования студентов в интервале I—VI курс было выявлено существенное увеличение частоты встречаемости пограничных психических расстройств в обследованном контингенте — с 23,47 до 53,98 %. Следует учитывать, что были зафиксированы как нозологически- и син-дромальноочерченные состояния, так и пред-болезненные нарушения (невротические и патохарактерологические реакции). Именно они составили большую часть нарушений по данным двух этапов исследования. Увеличение частоты пограничной психической патологии произошло за счет расстройств невротического круга. Особенно выражены были эти изменения в отношении роста невротических реакций с 10,13 до 29,20 % и собственно неврозов — с 3,2 до 9,73 %. При этом показатели распространенности расстройств личности были стабильными. Выявленный феномен
Таблица 2. Распространенность и структура пограничных психических расстройств среди студентов
Формы нарушений I курс VI курс
абс. % P1 m1 p абс. % P2 m2
Расстройства невротического круга:
невротические реакции 38 43,18 10,13 1,56 < 0,01 33 54,10 29,20 4,28
неврозы 12 13,64 3,20 0,91 < 0,01 11 18,03 9,73 2,79
неврозоподобные состояния 7 7,95 1,87 0,70 < 0,05 6 9,84 5,31 2,11
Расстройства личности
патохарактерологические реакции 20 22,73 5,33 1,16 > 0,05 8 13,11 7,08 2,41
психопатии 4 4,55 1,07 0,53 > 0,05 1 1,64 0,88 0,88
психопатоподобные состояния 7 7,95 1,87 0,70 > 0,05 2 3,28 1,77 1,24
Всего 88 100,00 23,47 2,19 < 0,01 61 100,00 53,98 4,69
Примечание: Р1, Р2, - «point prevalence» показатели распространенности отдельных форм в каждом контингенте на 100 обследованных;
р - показатель достоверности различии между группами; т - ошибка репрезентативности
свидетельствует о неблагоприятном течении невротических расстройств в период обучения в институте. Полученные данные требуют изучения факторов риска, обусловливающих рост частоты патологии, и разработки комплекса мер по их первичной и вторичной психопрофилактике, включая создание кабинетов психогигиены при вузах.
Вместе с тем, большинство специалистов сходится во мнении, что на протяжении последних 20—25 лет отмечается ухудшение состояния здоровья студенческой популяции. По данным многих авторов, состояние здоровья студентов зависит от профиля вуза, условий проживания студентов в общежитиях, организации питания и наличия студенческой поликлиники.
Ухудшение состояния здоровья студентов в значительной мере связано также и с недостатками в организации и осуществлении контроля за состоянием здоровья учащейся молодежи, в частности — с несовершенством системы ранней диагностики у юношей и девушек отклонений в состоянии здоровья, своевременной их коррекции и лечения, а также наблюдения за лицами, страдающими хроническими болезнями. Кроме того, существующее в настоящее время методическое обеспечение оценки состояния здоровья не позволяет в соответствии с современными потребностями оценить уровень здоровья всей студенческой популяции и учащихся отдель-
ных вузов, выявить приоритетные задачи по организации и проведению адекватной профилактической, оздоровительной и коррек-ционной работы среди молодежи, определить необходимые объемы такой работы.
Все эти задачи призвана решать университетская медицина, в сферу интересов которой должны входить не только учащаяся молодежь, но преподаватели учебных заведений, т. е. все участники образовательного процесса. На сегодняшний день наиболее актуальными задачами университетской медицины являются:
— организация единой системы медицинского обслуживания студентов разных вузов не зависимо от их ведомственной принадлежности;
— разработка унифицированных методов оценки состояния здоровья абитуриентов, студентов, ординаторов, аспирантов, молодых преподавателей вуза;
— изучение состояния здоровья основных участников образовательного процесса в вузах;
— изучение образа жизни и факторов риска нарушений здоровья учащейся молодежи и преподавателей вузов;
— разработка научно обоснованных многоуровневых профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батрымбекова С.А. Особенности состояния здоровья студентов, поступающих на первый курс высших учебных заведений. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья, 2008. № 6. С. 18—20.
2. Колесникова Н.Ю. Научное обоснование организации медико-профилактической помощи студентам в современных условиях. Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб. 2009.
3. Нефедовская Л.В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи. М.: Литтерра. 2007. 192 с.
4. Поздеева Т.В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоро-вьесберегающего поведения студенческой молодежи. Автореф. дисс. докт. мед. наук. М.. 2008.
Контактная информация:
Миннибаев Талгат Шайдуллинович, тел.: 8 (910) 406-54-55, e-mail: [email protected]
Contact information:
Minnibaev Talgat Shaydullinovitch, phone: 8 (910) 406-54-55, e-mail: [email protected]