СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.14:330.332.12
методология формирования стратегии повышения инвестиционной привлекательности региона
В. н. МЯКшин, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики приарктических регионов
E-mail: mcshin@yandex. ш Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. ломоносова
В статье представлены основные положения концепции повышения инвестиционной привлекательности Архангельской области. Обоснованы методологические принципы формирования стратегии повышения инвестиционной привлекательности региона, представлена логическая схема разработки стратегии, определены приоритетные направления реализации региональной инвестиционной политики.
Ключевые слова: концепция повышения инвестиционной привлекательности, структурно-ориентированная стратегия, инвестиционная политика.
Российские регионы развиваются в условиях институционально нестабильной экономики, в связи с этим разработка основополагающих принципов формирования и реализации стратегии повышения инвестиционной привлекательности представляется чрезвычайно важной.
В данной работе под стратегией повышения инвестиционной привлекательности понимается метод установления долгосрочных целей инвестиционной деятельности в регионе, разработка программы действий по повышению инвестиционной привлекательности и выбор приоритетных направлений по размещению инвестиционных ресурсов.
Механизм реализации стратегии представляет инструментарий по достижению целевых значений показателей инвестиционной привлекательности, которые служат для контроля эффективности достижения стратегических ориентиров.
При разработке концепции повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо учитывать уровень сформированности в России рыночных институтов, а также сложившиеся в связи с этим условия и ограничения, направления инвестиционной политики.
Во-первых, приоритетная роль частных инвестиций в развитии территорий, ограниченность доли государственного сектора в экономике регионов обусловливают необходимость выбора подхода к формированию региональной инвестиционной политики на основе парадигмы инвестиционного климата, предусматривающей повышение инвестиционной привлекательности.
Во-вторых, следует констатировать, что в России сложилось определенное налоговое, бюджетное, инвестиционное законодательство как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Поэтому предлагаемая концепция должна соответствовать существующему законодательству в инвестиционной сфере.
Концепция, лежащая в основе стратегии повышения инвестиционной привлекательности, базируется на системе организационных мер, обеспечивающих реализацию основных задач инвестиционной деятельности (табл. 1).
Разработанная концепция определяет основы инвестиционной стратегии и политики Архангельской области. Результатом реализации настоящей концепции должно стать повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области [1].
В соответствии с разработанной концепцией повышения инвестиционной привлекательности региона разработана стратегия повышения инвестиционной привлекательности, предложена логическая схема ее применения, а также обоснован механизм ее реализации с учетом специфики региона.
концепция повышения инвестиционной привлекательности Архангельской области включает в себя следующие слагаемые: задачи, принципы формирования, основные направления реализации, механизм реализации.
1.Задачи:
1) анализ текущего состояния инвестиционной деятельности Архангельской области;
2) определение принципов формирования концепции повышения инвестиционной привлекательности Архангельской области;
3) определение основных направлений повышения инвестиционной привлекательности Архангельской области;
4) определение механизмов реализации стратегии повышения инвестиционной привлекательности.
2. Принципы формирования:
1) интеграция организаций Архангельской области в мировую экономику:
— повышение инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов;
— формирование оптимальной структуры движения капитала;
2) единство федеральной и региональной инвестиционной политики:
— усиление межведомственной координации при решении вопросов регулирования инвестиционной деятельности;
— четкое соблюдение законодательства Российской Федерации и региональных нормативно-правовых актов в сфере инвестиционной деятельности;
3) обеспечение условий для формирования инвестиционной привлекательности в соответствии с
приоритетами социально-экономического развития региона:
— выявление резервов повышения инвестиционного потенциала;
— реализация мероприятий по снижению инвестиционных рисков;
— формирование пакета инвестиционных предложений;
— стимулирование инновационной деятельности.
3. Основные направления реализации:
1) включение организаций Архангельской области в процессы международного движения капиталов посредством привлечения иностранных инвестиций:
— создание комплексного механизма приема и размещения иностранных инвестиций для обеспечения притока капиталовложений в объемах, достаточных для обеспечения структурного и технологического обновления основных производственных фондов организаций;
— создание и обеспечение функционирования промышленных парков с современной развитой инфраструктурой для размещения проектов российских и иностранных инвесторов;
— формирование благоприятных усло -вий для иностранных инвесторов и экспортно ориентированных предприятий Архангельской области;
— проведение оценки ресурсного потенциала для привлечения иностранных инвестиций;
2) реструктуризация экономики в соответствии с утвержденными в Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 г. приоритетами:
— развитие и поддержка организаций, занятых глубокой переработкой древесины;
— реализация крупных инвестиционных проектов в туристической сфере, связанных с реализацией круизного сообщения;
— участие в проектах по освоению нефтегазовых месторождений в Арктике;
3) повышение инвестиционного потенциала Архангельской области:
— создание условий для модернизации имеющихся и создания новых современных производственных мощностей;
— стимулирование инновационной деятельности;
— совершенствование кадрового потенциала;
— продвижение инвестиционного потенциала на внутренних и внешних рынках;
4) развитие инфраструктуры (производственной и инвестиционной):
— развитие транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах;
— лоббирование интересов Архангельской области, связанное с повышением конкурентоспособности морского порта, его техническим перевооружением;
— участие Архангельского морского торгового порта в транзитном товаропотоке;
— реконструкция аэровокзального комплекса с модернизацией грузового терминала для привлечения грузовых авиаперевозок через аэропорт «Архангельск»;
— увеличение количества регулярного морского линейного сообщения со странами Европы и организация экспорта целлюлозно-бумажной продукции и продукции лесопереработки через Архангельский морской торговый порт;
5) институциональное обеспечение инвестиционной деятельности посредством развития рыночных институтов;
6) информационное обеспечение инвестиционной деятельности:
— повышение уровня информированности об инвестиционной привлекательности региона через спектр средств коммуникации;
— формирование имиджа региона в аспекте инвестиционной привлекательности как интегральной характеристики, влияющей на возникновение интереса к региону и принятие потенциальным инвестором решения об инвестировании;
7) совершенствование законодательного обеспечения в сфере поддержки инвестиционной деятельности на территории Архангельской области.
4. Механизм реализации:
1) разработка и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности:
— разработка мер государственной поддержки инвесторов;
— стимулирование инвестиционных проектов инновационной, высокотехнологичной и наукоемкой направленности;
— улучшение инвестиционного климата;
— создание благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций в экономику Архангельской области;
2) организационно-экономические мероприятия:
— предоставление различных видов государственной поддержки инвесторам, производителям инновационной продукции, субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— создание объектов инвестиционной инфраструктуры;
— развитие механизмов государственно-частного партнерства;
3) информационно-методические мероприятия:
— продвижение инвестиционного потенциала Архангельской области на внутреннем и внешних рынках;
— распространение информационных материалов об уровне инвестиционной привлекательности Архангельской области;
— сопровождение функционирования инвестиционного портала Архангельской области;
— информационно-консультационная поддержка инвесторов;
— формирование баз данных о международных и внешнеэкономических связях Архангельской области.
Основная идея в формировании стратегии инвестиционного развития региона заключается в использовании региональными органами управления таких средств и методов государственного регулирования процесса реализации инвестиционной программы, которые будут наилучшим образом воздействовать на региональные социально-экономические показатели.
Формирование стратегии повышения инвестиционной привлекательности предполагает несколько этапов (рис. 1).
Первый этап: выбор типа стратегии (оборонительная, наступательная, секторальная, горизонтальная, комбинированная, экспортно ориентированная, импортозамещения, реструктуризации).
Второй этап: формирование информационной базы для разработки стратегии на основе результатов структурно-динамического анализа источников инвестиций в основной капитал, сбалансированной оценки инвестиционной привлекательности.
Третий этап: разработка стратегии (формулировка целей, выбор приоритетных направлений инвестирования, определение стратегических направлений модернизации экономики).
Четвертый этап: реализация стратегии (оптимизация условий для привлечения инвестиций, разра-
*ССП — система сбалансированных показателей. Рис. 1. Схема формирования стратегии повышения инвестиционной привлекательности
ботка привлекательных побудительных механизмов (фискальная и монетарная политика, правовая база, внешнеторговое и трудовое законодательство).
Пятый этап: мониторинг реализации стратегии и оценка результатов (изменение уровня инвестиционной привлекательности требует внесения необходимых корректировок на стадии реализации стратегии).
На основе определения целевых установок инвестиционной политики следует осуществить выбор типа стратегии инвестиционной привлекательности: наступательный (проактивный) или оборонительный (реактивный).
Чем ниже инвестиционная привлекательность, тем активнее должна быть стратегия. Предположение, основанное на том, что достижение финансовой стабилизации региональной экономики явится достаточным фактором для привлечения инвестиций без специальной концепции и организации этого процесса, является ошибочным.
Выбор типа стратегии предполагает и определение направлений инвестиционных потоков. При секторальном подходе осуществляется сближение промышленной и инвестиционной политики, при горизонтальном — формирование общих условий для привлечения инвестиций.
По нашему мнению, при формировании стратегии повышения инвестиционной привлекательности Архангельской области необходимо использовать «комбинированную» политику, которая основывалась бы на оптимизации горизонтальных и секторальных аспектов.
Среди представленных в экономической литературе на данную тему публикациях наиболее обоснованными являются экспортно ориентированные и импортозамещающие стратегии.
По мнению автора, нельзя ограничиться одной универсальной стратегией для развития всех видов экономической деятельности, роль которых в экономическом развитии области достаточно значима.
Чрезмерная ориентация на развитие импортозамещающих производств применительно к сферам деятельности, которые в условиях региона не имеют необходимых традиций и не обеспечены природными ресурсами и квалифицированными кадрами, таким как легкая и пищевая промышленность, представляет собой дорогостоящий и длительный путь формирования инвестиционного потенциала.
Очевидно, что значительно быстрее обеспечит рост инвестиционного потенциала развитие достаточно конкурентоспособных экспортно ориентированных отраслей экономики региона,
способных предъявить платежеспособный спрос на продукцию и услуги смежных секторов регионального хозяйства.
Региональные инвестиционные стратегии, по аналогии со стратегиями предприятий, можно подразделить на функционально и структурно ориентированные.
Функционально ориентированная инвестиционная стратегия строится в соответствии с фазами жизненного (инвестиционного) цикла инвестиционной региональной программы, под которым понимается период времени от начала вложения инвестиций до получения конечного эффекта от их вложений.
Структурно ориентированная инвестиционная стратегия выражает ориентацию на определенную структуру инвестиций: по видам экономической деятельности, формам собственности, источникам инвестиций.
Реструктуризация экономики региона возможна лишь при наличии инвестиционных ресурсов, достаточных для преобразования производства. При этом реструктуризации подвергается и сам инвестиционный процесс.
Реструктуризация инвестиционного процесса включает:
а) использование качественно новых форм и методов организации инвестиционных процессов с учетом мировых тенденций развития инвестиционной сферы;
б) повышение роли институциональных инвесторов в кредитной сфере;
в) приоритетную активизацию частных инвесторов;
Рис. 2. Динамика инвестиций в реальный сектор экономики Архангельской области в 2005—2010 гг.: 1 — относительные изменения абсолютной величины капиталовложений; 2 — доля инвестиций в ВРП
г) повышение инвестиционной привлекательности для всех видов инвесторов.
Динамика инвестиций в реальный сектор экономики Архангельской области может быть проиллюстрирована графиками на рис. 2, отображающими относительное изменение абсолютной величины капиталовложений в промышленное производство (1-я кривая) и доли инвестиций в валовом региональном продукте (ВРП) из всех источников (2-я кривая).
К факторам, определяющим реструктуризацию инвестиционного процесса в Архангельской области, можно отнести следующие:
1) снижение удельного веса и объемов государственных инвестиций;
2) возникновение и рост новых источников финансирования инвестиций;
3) повышение инвестиционной привлекательности региона для иностранных инвесторов;
4) формирование системы инвестиционных стимулов на основе баланса интересов субъектов инвестиционного процесса;
5) изменение структуры инвестиций вследствие инновационно технологических трансформаций.
Управление структурными изменениями в экономике Архангельской области предполагает, по мнению автора, следование структурно ориентированной стратегии и разработку на ее основе политики реструктуризации.
Для реализации стратегии необходима разработка и проведение активной инвестиционной политики, связанной не только с проблемой привлечения внешних и использования внутренних (внутрирегиональных) инвестиционных ресурсов, но и с использованием нематериального административного ресурса, с помощью которого можно мобилизовать финансовые, природные, географические и другие ресурсы региона. Экономическая оценка этих ресурсов в контексте повышения инвестиционной привлекательности осуществлена на основе разработанной сбалансированной системы показателей [3].
Проведенное исследование практики разработки инвестиционных программ на основе документов регионального законодательства показало, что, несмотря на осуществление определенной деятельности по регулированию инвестиционного развития Архангельской области, ощущается недостаток механизмов решения региональных проблем в соответствии с балансом интересов населения территории, инвесторов, органов регионального управления.
На основе анализа инвестиционной ситуации, сложившейся в настоящее время в России, на примере Архангельской области предложена методика разработки инвестиционной политики на региональном уровне, базирующаяся на современном зарубежном и отечественном опыте.
Структура формирования и реализации региональной инвестиционной политики представлена в виде трех взаимосвязанных блоков.
Первый блок представлен комплексом социально-экономических, производственно-финансовых, природно-ресурсных факторов, а также факторов развития (интеллектуальных, инновационных, инфраструктурных), которые связаны с объективно-обусловленными региональными особенностями экономики и определяют уровень инвестиционной привлекательности.
Второй блок составляют этапы формирования региональной инвестиционной политики:
1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики;
2) формирование региональной инвестиционной программы;
3) разработка механизма реализации региональной инвестиционной политики.
Третий блок представлен механизмом реализации инвестиционной политики, сущностью которого является воздействие органов регионального управления на всех участников инвестиционного процесса с целью достижения намеченных показателей социально-экономического развития региона.
Выбор приоритетов экономического развития и механизмов инвестиционной поддержки их реализации является первостепенной проблемой инвестиционной политики, решение которой предполагает концентрацию ограниченных ресурсов на осуществлении приоритетных инвестиционных проектов, способных через механизм мультипликатора инициировать инвестиционную активность в смежных сферах региональной экономики [2].
При наличии жестких финансовых ограничений возможна, скорее всего, лишь точечная поддержка инновационных разработок в рамках приоритетных направлений, что подчеркивает необходимость более четкого ранжирования соответствующих приоритетов.
Реализация инвестиционной стратегии реструктуризации экономики региона воплощается в процессах отбора и оценки инвестиционных проек-
тов, которые в целом и составляют стратегическую ориентацию инвестирования предприятий.
Ключевыми факторами инвестиционной привлекательности Архангельской области являются:
— выгодное географическое положение, так как область является крупным транспортным узлом и имеет доступ к морям — Белому, Баренцеву, Печорскому и Карскому;
— значительный запас природных ресурсов: лесных, полезных ископаемых, рыбных;
— близость к потребительскому рынку России и Европы;
— наличие машиностроительного кластера;
— наличие условий для развития туризма, имеются уникальные природные и культурно-исторические достопримечательности.
В Архангельске расположен крупный морской порт, осуществляющий экспорт продукции и транзит грузов, через Архангельск проходят два транспортных коридора: Северный морской путь и международный евроазиатский транспортный коридор (Север — Юг), кроме того, планируется строительство глубоководного района морского порта Архангельск, а также реализация проекта строительства железнодорожной магистрали через Сыктывкар до Перми (Белкомур). Таким образом, преимущества географического положения обеспечивают значимость Архангельской области в транспортной системе Северо-Западного федерального округа и России.
Одним из ключевых преимуществ являются природные ресурсы.
По объему лесных ресурсов Архангельская область находится на 8-м месте в России и на 2-м — в Северо-Западном федеральном округе. Общая площадь эксплуатационных лесов региона составляет 22 млн га, запасы древесины — 2,8 млрд м3. При этом в структуре запасов древесины 82 % приходится на хвойную древесину и 18 % — на лиственную. Использование разрешенной лесосеки составляет 48 %.
На территории области расположены крупные месторождения природных полезных ископаемых: алмазов, бокситов, гипса, базальта, свинца, цинка, марганца. Они составляют значительную часть общероссийских запасов: 20 % российских запасов алмазов и 18 % — запасов бокситов.
Важным преимуществом является близость к потребительским рынкам: в радиусе 1 500 км от г. Архангельска проживает 25 % населения Российской Федерации и сосредоточено около 42 % всего российского промышленного производства.
В Архангельской области создан машиностроительный кластер, представленный, в основном, судостроением: 90 % выручки сектора формируют ОАО «ПО Севмаш» и ОАО «ЦС Звездочка». Основные направления деятельности компаний: строительство и ремонт атомных и дизельных подводных лодок, производство нефтегазодобывающих платформ, строительство гражданских судов, а также ряд других направлений.
Одним из ключевых факторов инвестиционной привлекательности является комплекс условий для развития туризма, обусловленный наличием уникальных культурных, исторических и природных объектов, среди которых следует особо выделить Соловецкий архипелаг и Кенозерский национальный парк.
Препятствиями для роста инвестиционной привлекательности являются: деформация отраслевой
промышленной структуры, незрелая конкурентная среда, слабая ориентация на рост качества продукции и на повышение конкурентоспособности национальных предприятий, проблемы защиты окружающей среды.
В соответствии с ключевыми факторами инвестиционной привлекательности предложен ряд мероприятий инвестиционной программы, представленный в таблице.
Принципы использования региональных приоритетов для привлечения инвестиций:
— привлечение инвестиций прежде всего в ключевые сферы, которые являются основой формирования промышленных комплексов;
— отбор в первую очередь секторов производства, обладающих наибольшим мультипликативным эффектом;
Приоритетные направления инвестиционной политики Архангельской области
Направление инвестиционной политики обоснование приоритетности основные мероприятия
Реструктуризация экономики региона в направлении развития обрабатывающих производств Преобладающая сырьевая направленность экономики региона (доля добывающих производств составляет более 36 % промышленного производства) Повышение эффективности деятельности предприятий обрабатывающих производств: целлюлозно-бумажная промышленность, деревообрабатывающее производство, судостроение и др.
Реструктуризация добывающего сектора экономики Наличие уникальной минерально-сырьевой базы (20 % общероссийских запасов алмазов, запасы бокситов на территории Севе-ро-Онежского бокситоносного района, запасы цинка и свинца на острове Южном архипелага Новая Земля) Разработка месторождения алмазов им. М. В. Ломоносова, освоение месторождения алмазов им. В. Гриба. Строительство горно-обогатительного комбината, поисковые и оценочные работы на участке «Позера» Чугской площади. Строительство стационарного дробильно-сортировочного комплекса Архангельского филиала ООО «Кнауф Гипс Колпино». Разработка Павловского месторождения полиметаллических руд, строительство Павловского горно-обогатительного комбината, включая инфраструктурные объекты. Освоение месторождения метапорфиритов (базальтов) «Мяндуха» в Плесецком районе Архангельской области, строительство комбината по выпуску щебня и строительного камня
Обновление основных фондов действующих предприятий Износ основных фондов предприятий Архангельской области в среднем превысил 40 % Расширенное использование метода ускоренной амортизации и внедрение технологических инноваций
Развитие лесопромышленного комплекса Наличие значительных запасов древесины: общая площадь лесов Архангельской области составляет 29 240,4 тыс. га. Лесистость 78 %, общий размер действующей расчетной лесосеки — 23 728,0 тыс. м3 Реализация проектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных программ в сфере освоения лесов: модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг (ОАО «Группа Илим»), реконструкция производства бумаг (ОАО «Архангельский ЦБК»), организация лесоперерабатывающего комплекса (ООО «Устьянский ЛПК»), строительство деревообрабатывающего комбината в Архангельске мощностью 95 тыс. м3 в год клееного бруса и строганных изделий для каркасного домостроения (ООО «ХарвиСеверЛес»), модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов
Окончание табл. 2
Направление инвестиционной политики Обоснование приоритетности Основные мероприятия
Развитие топливно-энергетического комплекса Низкий уровень энергопотребления, несмотря на сложные природно-климатические условия; наличие уникальной минерально-сырьевой базы (запасы углеводородного сырья на территории Мезенской потенциально нефтегазоносной провинции до 2,5 млрд т условного топлива) Реконструкция Северодвинской ТЭЦ-2 с переводом котлов с мазута на природный газ, строительство сети котельных на древесных гранулах в г Архангельске и Архангельской области (1 этап); проектирование и строительство ТЭЦ на биотопливе в с. Лешуконское, реконструкция Архангельской ТЭЦ с переводом на природный газ котлоагрегатов № 5—7 и пиковых водогрейных котлов № 1—3. Строительство газовой ТЭЦ-2, строительство Мезенской ПЭС
Развитие транспортной инфраструктуры региона Необходимость создания новых высокоэффективных транснациональных и межконтинентальных транспортных магистралей и путей сообщения Реконструкция аэропортового комплекса «Талаги». Строительство глубоководного района «Северный» Архангельского морского порта. Создание сети промышленных парков на территории области в Вельском районе и в г. Архангельске. Строительство автодороги сообщением деревня Кянда Онежского района — Летняя Золотица Приморского района. Строительство терминально-логистического центра в Архангельске. Проект строительства железнодорожной магистрали по маршруту Соликамск — Гайны — Сыктывкар — Архангельск (Белкомур). Проектирование и строительство морского судна для осуществления пассажирских перевозок по Белому морю, проектирование и реконструкция пассажирского терминала аэропорта «Соловки»
Структурное преобразование агропромышленного комплекса Необходимость снижения зависимости продовольственного обеспечения населения региона от экспортных поставок Государственная поддержка зернового хозяйства, промышленного птицеводства и свиноводства, семеноводства. Строительство животноводческого комплекса на 1 200 голов коров в д. Кипрово Каргопольско-го района Архангельской области. Строительство животноводческого комплекса на 780 голов коров в Верхнетоемском районе, птицеводческого комплекса по производству мяса бройлеров мощностью 22 млн шт. бройлеров в год в Вельском районе. Строительство животноводческого комплекса на 1 120 голов КРС в Устьянском районе, строительство свиноводческих комплексов в Коношском и Вельском районах. Строительство цеха рыбопереработки в Северодвинске
Развитие туризма Наличие уникальных природных условий (период белых ночей), географическое положение, способствующее реализации кру-изного сообщения, уникальные биоресурсы (охота, рыбалка) Проектирование и строительство спортивного городка лыж-но-биатлонного комплекса в Онежском районе, строительство туристического комплекса «Каргопольское подворье», создание туристской деревни в п. Красная Горка Пинежс-кого района. Проект «Северная деревенька» в Мезенском районе. Рекреационный туризм: рыбная ловля в Красногорском районе, строительство туристического комплекса на о. Мудьюг, строительство спортивно-оздоровительного комплекса «Карпаты» в Котласском районе
— при выборе региональных приоритетов необходимо отдавать предпочтение формированию секторов роста, способствующих повышению сбалансированности экономического развития региона (устранению структурных диспропорций);
— направление инвестиций в отрасли, позволяющие аккумулировать доходы и увеличить налогооблагаемую базу.
В рамках формирования региональной инвестиционной политики необходимо выявить наиболее перспективные, конкурентоспособные, экспортно ориентированные виды экономической деятельности на основе методологии межотраслевого баланса (МОБ). Затем на основе выявления приоритетности влияния на развитие сферы деятельности (в частности, на сокращение числа занятых в ней
работников) одного из факторов (национального, отраслевого, регионального) определить инвестиционную политику по отношению к каждому из видов экономической деятельности.
К первостепенным приоритетам на современном этапе социально-экономического развития Архангельской области должны быть отнесены следующие: реструктуризация экономики региона в направлении развития обрабатывающих производств, реструктуризация добывающего сектора экономики, обновление основных фондов действующих предприятий, развитие лесопромышленного комплекса, развитие топливно-энергетического комплекса, развитие транспортной инфраструктуры региона, структурное преобразование агропромышленного комплекса, развитие туризма.
Повсеместное обновление основных фондов на основе внедрения достижений научно-технического прогресса в принципиальном плане не может вызвать каких-либо возражений, но из-за недостаточного ресурсного обеспечения реализация этого направления затруднена, поэтому нуждается в конкретизации: обновление основных фондов в приоритетных видах экономической деятельности, соответствующих точкам будущего экономического роста.
Попытка реконструкции действующих предприятий в рамках модернизации экономики Архангельской области, не соотнесенных с «точками роста», может дать отрицательные результаты из-за распыления средств по второстепенным направлениям.
Не может быть отнесено к первостепенным приоритетам на современном этапе социально-экономического развития Архангельской области такое направление, как формирование регионального рынка и активизация внешнеэкономической деятельности, во-первых, в силу недостаточной конкретности. Во-вторых, поддержка развития внутрирегионального рынка при помощи разнообразных налоговых льгот не может быть использована без ущерба для финансирования других, более приоритетных направлений реструктуризации.
Активизация внешнеэкономической деятельности области должна рассматриваться не абстрактно, а в контексте развития лесопромышленного комплекса, нефтедобывающей промышленности, ТЭК, транспортной инфраструктуры и т. д.
Необходимость устранения структурных диспропорций на основе инновационной направленности будущих структурных сдвигов имеет для Архангельской области (включая НАО) большую
значимость: в 2010 г. доля добычи полезных ископаемых в ВРП составила 32,6 %.
Только по одной этой причине названные виды экономической деятельности не могут не рассматриваться как приоритетные. Механизмы повышения эффективности функционирования этих приоритетных отраслей представляют интерес не только с точки зрения их долгосрочного устойчивого развития, но и с позиций возможного инициирования инвестиционной активности в смежных отраслях экономики и, тем самым, превращения добывающей промышленности в основной сектор роста экономики области.
Осознание долгосрочных национальных интересов, подкрепляемое наличием сырьевой базы, должно стать основой концентрации капитала региона и государства на превращении добывающей промышленности в двигатель структурных преобразований.
Аналогичные выводы о целесообразности концентрации капитала применимы и к оптимизации функционирования лесопромышленного комплекса.
Следует отметить, что в российском лесопромышленном комплексе роль Архангельской области выше, чем в национальной добывающей промышленности [4].
С учетом исследуемой проблемы — обоснования приоритетов реструктуризации экономики области — необходимо рассмотреть возможность формирования объективных предпосылок для диверсификации производства предприятиями добывающей промышленности по мере повышения ими собственной конкурентоспособности и эффективности функционирования. Тогда устранение структурных диспропорций будет естественным следствием развития наиболее конкурентоспособных видов экономической деятельности на основе освоения ими новой продукции и товарных рынков.
Таким образом, повышение эффективности работы лесопромышленного комплекса и добывающей промышленности позволит получить дополнительные источники ресурсного обеспечения других приоритетных направлений структурных преобразований — развития топливно-энергетического комплекса и транспортной инфраструктуры.
Выход очевиден: межотраслевой перелив капиталов на основе механизма мультипликатора с учетом баланса развития взаимосвязанных видов экономической деятельности. Например, создание механизма направления доли инвестиций из ТЭК,
который, безусловно, является инвестиционно привлекательным, в сферы деятельности, создающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Концентрация капитала в точках, имеющих наибольший мультипликативный эффект, является одной из основных задач разработки инвестиционной программы Архангельской области.
Как показывает анализ, большая часть сфер деятельности имеет низкую инвестиционную привлекательность для инвесторов, особенно для иностранных, в силу невысокой рентабельности инвестиций, чем обусловлено противоречие между потребностями в инвестициях и инвестиционным предложением.
Инвестор, как правило, ориентируется на цены и рентабельность основных производственных факторов — труда, земли, капитала, поэтому основные инвестиционные вложения направляются в отрасли, в которых их сочетание наиболее выигрышно, универсальной с этой точки зрения является торговля. Наличие в регионе в настоящее время огромного количества торговых предприятий обусловлено относительной дешевой низкоквалифицированной рабочей силой, низкой (по сравнению с производством) капиталоемкостью [5].
Невысокая инвестиционная активность производственных предприятий по сравнению с торговыми структурами объясняется, наряду с налогами и выгодными условиями вложения средств в сферу торговли, такой важной причиной, как различие в управлении торговым и промышленным капиталом.
Одним из направлений повышения эффективности промышленного производства может быть инвестирование производств с невысокой капиталоемкостью, продукция которых сопоставима по качеству с импортными товарами (один из вариантов стратегии импортозамещения).
Такими ВЭД, по мнению автора, являются пищевая промышленность и производство оборудования для нефтегазового комплекса (системы экологической очистки, энергоресурсосберегающее оборудование и т. д.). Идея состоит в том, чтобы, используя природные ресурсы региона, создать механизм, стимулирующий капиталообразование.
Развитие базовых сфер деятельности не только позволит значительно увеличить эффективность, но существенно повысит отдачу в фонд социально-экономического развития, за счет которого могут
быть решены остальные задачи инвестиционной программы: совершенствование региональной инфраструктуры, а также другие мероприятия некоммерческого характера, направленные на изменение производственных отношений и демографической ситуации в регионе.
Для запуска механизма повышения инвестиционной привлекательности в каждом регионе необходимо осуществить определение приоритетов и перспектив экономического развития, основанного на максимальном использовании инвестиционного потенциала в соответствии со спецификой конкурентных преимуществ, выбор направлений реструктуризации экономики с опорой на внутрирегиональные, а также заемные источники инвестиций. При создании условий для функционирования механизма повышения инвестиционной привлекательности бюджетные инвестиции (федеральные, региональные, муниципальные) должны выполнять компенсирующую, стимулирующую и регулирующую роли в реализации разработанной стратегии.
Список литературы
1. Мякшин В. Н. Инвестиционная привлекательность Северо-Арктического региона России: модели оценки и пути повышения: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013.
2. Мякшин В. Н. Обоснование приоритетов реструктуризации региональной экономики для повышения инвестиционной привлекательности Северо-Арктического региона // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. № 30. С. 21—29.
3. Песьякова Т.Н., Мякшин В. Н. Сбалансированное управление эффективностью регионального лесного комплекса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». Вып. 11. 2009. № 29 (162). С. 75—80.
4. Пластинин А. В., СилуановаЛ. С. Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов как механизм привлечения инвестиций // Экономика и управление (Российский научный журнал). 2012. № 7. С. 99—103.
5. Степанова В. В. Инвестиционная привлекательность Поморского региона России // Экономика и управление (Российский научный журнал). 2007. № 9. С. 76—80.