Научная статья на тему 'Методология формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности'

Методология формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП / МЕТОД / METHODOLOGY / MEDIA COMPETENCE OF THE SECONDARY LANGUAGE PERSONALITY / COMPETENCE-BASED APPROACH / PRINCIPLE / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлызова Наталья Юрьевна

В данной статье представлено исследование вопросов формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Описана методология, включающая в себя основные подходы, педагогические принципы, методы, средства, форму формирования искомого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology to form media competence of the secondary language personality

The article deals with the research of issues to form media competence of the secondary language personality. It describes methodology including the main approaches, pedagogical principles, methods, means, forms to form the phenomenon.

Текст научной работы на тему «Методология формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (11). Декабрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.022 ББК 74.58:73 Х61

Н. Ю. Хлызова Иркутск, Россия

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

В данной статье представлено исследование вопросов формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Описана методология, включающая в себя основные подходы, педагогические принципы, методы, средства, форму формирования искомого феномена.

Ключевые слова: методология, медиакомпетентность вторичной языковой личности, компетентностный подход, принцип, метод.

N. Yu. Khlyzova Irkutsk, Russia

METHODOLOGY TO FORM MEDIA COMPETENCE OF THE SECONDARY LANGUAGE PERSONALITY

The article deals with the research of issues to form media competence of the secondary language personality. It describes methodology including the main approaches, pedagogical principles, methods, means, forms to form the phenomenon.

Key words: methodology, media competence of the secondary language personality, competence-based approach, principle, method.

В условиях глобального информационного пространства и интеграции разных языков и культур одной из ключевых компетентностей современного профессионала становится медиакомпетентность. Для успешной

© Хлызова Н. Ю., 2016

профессиональной деятельности необходимо быть медиакомпетентным, понимать принципы работы иноязычных медиа и уметь осуществлять межкультурную и межъязыковую коммуникацию в иноязычном информационном пространстве.

Сказанное позволяет заключить, что обучение иностранному языку следует осуществлять с новых позиций, расширяющих границы коммуникации. Как отмечает Л. А. Иванова: «при обучении иноязычному общению личность может овладеть не только и не столько межличностным общением, но и опосредованным медиатизированным, что особенно актуально в условиях усиления коммуникативной инфраструктуры» [Иванова, 2009, с. 35]. Большие возможности в обучении иностранному языку при становлении вторичной языковой личности приобретает медиаобразование. Становится актуальной интеграция медиаобразования и процесса обучения иностранному языку, целью которого становится формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности.

В данной статье освещается методология формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, интегральной характеристики личности, выражающаяся в совокупности её мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих осуществлению медиатизированного иноязычного общения на межкультурном уровне.

Исходя из того, что методология - это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [Философский энциклопедический словарь, 1983, с. 840]. Рассмотрим деятельность формирования искомого феномена подробнее.

Методологическую основу формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности составляет компетентностный подход, который заключается в том, что результатом обучения должен стать не просто специалист, обладающий определенным объемом знаний, умений, а личность, способная к самостоятельной продуктивной деятельности, осознающая ответственность за ре-

зультаты своего труда, а также готовая к саморазвитию и самореализации в различных формах профессиональной и внепрофессиональной деятельности, т. е. личность, обладающая компетентностью.

Л. С. Гавриленко в контексте подготовки будущих учителей к инновационной деятельности считает, что компетентностный подход заключается в том, чтобы «педагогическое образование моделировало инновационную деятельность, создавало психологические, мотивационные и другие предпосылки её осуществления» [Гавриленко, 2015].

На основе компетентностного подхода разработана компетентностная модель вторичной языковой личности, в которой к существующим компетентностям и компетенциям мы добавляем новые. Таким образом, компетентностная модель вторичной языковой личности на современном этапе развития информационного общества состоит из таких компетентностей и компетенций как: лингвистическая (языковая, речевая, коммуникативная компетенции), культурологическая (компетенция в сфере концептуальной картине мира изучаемого языка) и медиакомпетентность (компетенция в сфере медиатизированной межкультурной и межъязыковой коммуникации).

Важная роль формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности в современном обществе обусловила необходимость более глубокого проникновения в её внутреннее содержание: в компоненты, уровни, показатели сформированное™. Исходя из понимания личности как целостной сущности, состоящей из таких компонентов как: сознание, чувства, поведение - нами выделены компоненты медиакомпетентности вторичной языковой личности, а именно: когнитивный, действенно-операционный, мотивационный.

Данный шаг позволил нам перейти к выявлению педагогических условий формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Мы определили специально организуемые педагогические условия, способствующие формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности, разделили их на три основных типа: контентные, организационные и мотивационные. Данная классификация условий, являясь обобщенной,

позволила в целом оценить характер того или иного условия, необходимого для рассматриваемого процесса. Отметим, что предложенная классификация условна. Выявленные условия неизбежно интегрируют друг с другом, образуя комплексное единство разнообразных по своей природе педагогических обстоятельств, направленных на организацию медиаобразовательной среды как инновационной деятельности обучения для реализации процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности.

Учитывая сложность, многосторонность процесса формирования данной характеристики личности необходимо осуществлять руководство его ходом исходя из общих принципов педагогики, а также специфических принципов, отражающих процесс медиаобразования. Основными принципами формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности являются:

1) коэволюции - соизучение иностранного языка, культуры и медиа, организация процесса обучения иностранному языку, как на межличностном уровне, так и на медиатизированном, опосредованном современными медиа;

2) целенаправленности - создание необходимых условий, способствующих формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности, целенаправленное представление иноязычного медиаматериала;

3) систематичности и последовательности - систематическое изложение иноязычного медиаматериала, представление иноязычных медиазнаний в системе, последовательность в работе;

4) научности - использование современных научных понятий, теорий, учений из области медиаобразования и иностранного языка;

5) эффективности - предполагающей минимальные временные затраты при обеспечении формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности;

6) сознательности и активности - сознательное и активное отношение студентов к формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности, развитие у студентов самостоятельности, творчества, потребности к самообразованию средствами медиа.

Изучение принципов формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности [Хлызова, 2012, с. 156] позволило нам установить, что они направлены на создание образовательного процесса, вооружающего учащихся медиаспособностями и готовностями в рамках изучения иностранного языка. Студент ставится в активную субъектную позицию при помощи различных форм, методов, средств обучения, способствующих достижению намеченной цели. За счет активизации медиакомпетентности личности студента происходит повышение его уровня владения иностранным языком.

Что касается методов формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, они редко используются автономно друг от друга, в целом представляют собой взаимосвязанный комплекс, арсенал, по воздействию на учащегося, направленный на реализацию поставленных целей и задач, носят коммуникативный, конструктивный и активный характер. Только таким образом формируется медиакомпетентность максимально благоприятствующая раскрытию всех способностей студента в освоении иностранного языка, проявляются все виды активности: мышление, действие и речь при эмоционально-личностном восприятии информации.

Каждый используемый метод коррелирует с учебной программой дисциплины и ее спецификой, применяется с учетом возраста учащихся, их уровня подготовки и интересов. Данный методический комплекс основан на вариативности педагогических видов деятельности, благодаря чему способствует успешному формированию искомой характеристики личности, что подтверждается результатами опытно-экспериментальный работы ДХлызова, 2012 с. 199].

Проведенное исследование ДХлызова, 2016] показало, что применяемые методы отвечают специфике ментальных, психических, личностных особенностей учащихся, с другой стороны, обладают потенциальными возможностями для организации процесса формирования медиакомпетентности личности на занятии по иностранному языку. Руководствуясь ими, педагог имеет возможность добиться положительных результатов в процессе формирования медиакомпе-

тентности вторичной языковой личности, необходимой характеристики современного человека, живущего в информационном обществе.

Используемый арсенал педагогических методов носит динамический характер, может быть изменен, дополнен, уточнён по результатам новейших достижений педагогической науки и изменений потребностей личности студента.

Ведущем средством формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности является мультимедиа. Анализ его возможностей [Хлызова, 2008, с. 132] показал, что потенциал мультимедиа заключается не только и не столько в развитии и коррекции речи, восполнении отсутствующей языковой среды с помощью наглядного представления речевой ситуации и т. д., но и в значительной степени в формировании медиазнаний, умений и отношений. Сам процесс медиаобразования органически вписывается в занятие по иностранному языку. В этом состоит принципиальный подход к использованию мультимедийных информационных технологий в процессе медиаобразования и обучения иностранному языку. Будучи средством обучения иностранному языку, мультимедиа выполняет однонаправленную дидактическую функцию и направлено на повышение эффективности процесса обучения. Как средство медиаобразования мультимедиа направлено на формирование медиакомпетентности. Регулярное и педагогически обоснованное использование мультимедийных информационных технологий позволяет организовать одну из основных форм формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности е-learning. Необходимость использования информационных и интернет-технологий подчеркивается мнением И. В. Челышевой, которая считает, что «современные информационные технологии, появление все новых медиаканалов, широкие мультимедийные возможности и т. п. предъявляют к специалистам различных областей требования, касающиеся не только собственно профессиональных знаний, но и развитой медиакомпетентности» [Челышева, 2009, с. 60].

Роль мультимедийных информационных технологий в решении задач формирования медиакомпетентности языковой личности велика. На сегодняшний день они выступают инструментом, который обеспечит переход на новые педа-

гогические стандарты в соответствии с новыми требованиями и заказом общества на личность, способную грамотно оперировать иноязычной медиатизиро-ванной информацией.

Полученные результаты проведенного исследования по изучению процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности [Хлызова, 2012, с. 199] показывают эффективность применяемой методологии. Можно заключить, что предложенный вариант организации процесса формирования исследуемой личностной характеристики является продуктивным.

Библиографический список

1. Гавриленко Л. С. Подготовка будущих педагогов к инновационной деятельности: компетентностный подход // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (03). Март 2015 - Режим доступа: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/130008/training-teacher-competence (Дата обращения: 10.10.2016).

2. Иванова Л. А. Медиакомпетентность учащихся на уроках французского языка: сущность, структура и технологии мониторинга // Личность и общество: проблемы взаимодействия: Материалы международной конференции. Челябинск, 2009 С. 193-197.

3. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 c.

4. Хлызова Н. Ю. Методическое обеспечение процесса формирования медиакомпетентности личности на занятии по иностранному языку // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык, 2016. № 2. Режим доступа: URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/mediacompetence-formation (Дата обращения: 10.10.2016).

5. Хлызова Н. Ю. Мультимедиа как ведущее средство медиаобразования при обучении английскому языку студентов лингвистического вуза // Современные наукоёмкие технологии. М., 2008. № 5. С. 132-134.

6. Хлызова Н. Ю. Педагогические принципы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности // Вестник Томского государственного университета. Серия «Психология и педагогика», 2012. № 362. С. 156-159.

7. Хлызова Н. Ю. Формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 199 c.

8. Челышева И. В. Интерактивные формы и методы работы в развитии медиакомпетентности школьников // Медиаобразование, 2009. С. 60.

References

1. Gavrilenko L.S. (2015). Training of future teachers for innovative activities: competence-based approach/ L.S. Gavrilenko // CredeExperto: transport, society, education, language.№. 1 (03). March, 2015 - URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/130008/training-teacher-competence (In Russian).

2. Ivanova L.A. (2009). Media competence of pupils at French lessons: essence, structure and monitoring technologies / L.A. Ivanova // Personality and society: interaction problems: Materials of the international conference. - Chelyabinsk, 2009 P. 193-197. (In Russian).

3. Philosophical encyclopedic dictionary. - M.: Soviet Encyclopedia, 1983. 840 p. (In Russian).

4. Khlyzova N.Yu. (2016). Methodical ensuring of the process to form media competence of the personality at foreign language class / N. Yu. Khlyzova // Crede Experto: transport, society, education, language 2016, - №. 2, - URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/mediacompetence-formation. (In Russian).

5. Khlyzova N.Yu. (2008). Multimedia as leading means of media education of linguistic higher school students at English class / N. Yu. Khlyzova // Modern high technologies. - M.- 2008. —№5. - P. 132-134. (In Russian).

6. Khlyzova N. Yu. (2012). Pedagogical principles to form media competence of the secondary language personality / N. Yu. Khlyzova // Bulletin of the Tomsk state university. Psychology and Pedagogics series, 2012. -№. 362. - P. 156-159. (In Russian).

7. Khlyzova N. Yu. (2012). Forming of media competence of the secondary language personality / N. Yu. Khlyzova // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 199 p. (In Russian).

8. Chelysheva I.V. (2009). Interactive forms and methods of work to develop media competence of school students / I.V. Chelysheva // Media education, 2009 P. 60. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.