----------------------------------- © Э.Ю. Черкесова, Л.Н. Топчиенко,
2010
УДК 331.5. (06)
Э.Ю. Черкесова, Л.Н. Топчиенко
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Предложен показатель в форме профессионального индекса, основанный на систематизации и экспертных оценках, характеризующий те ресурсы личности, которые могут быть востребованы на рынке труда.
Ключевые слова: трудовой потенциал, экспертные оценки, экономико-статистический анализ, экономический эффект.
Неделя горняка
~ИЪ о всем мире пришли к признанию того, что в развитии экономики ведущая -Ж.} роль принадлежит человеку и его трудовой деятельности. Необходимым условием экономического роста является развитие трудового потенциала личности, выявление и реализация потенциальных возможностей каждого работника, в том числе молодых специалистов и грамотное управление человеческими ресурсами.
В рамках национального проекта поднимается вопрос трудоустройства выпускников вузов, причем каждый выпускник должен уметь обоснованно составить свое профессиональное резюме, чему и будет способствовать практическая реализация разработанной методики оценки трудового потенциала.
В условиях современного рынка труда конкурентоспособными будут те специалисты, которые в большей степени соответствуют требованиям работодателей в представленных ими вакансиях, что в свою очередь будет определять конкурентные преимущества вуза.
Оценку трудового потенциала студентов целесообразно осуществлять ежегодно, что позволит отслеживать его динамику как в целом по кафедре, специальности, институту, так и по каждому студенту, а также характеризовать успешность обучения. Методика дает индивидуальный подход к оценке трудового потенциала, что позволит студенту сосредоточить усилия на наиболее значимых направлениях профессиональной подготовки в соответствии с его способностями, наклонностями, ранее полученными знаниями и навыками. В результате по окончании университета молодой специалист сможет активнее и точнее позиционировать себя на рынке труда, более полно раскрыть свои профессиональные преимущества при поступлении на работу, быть конкурентоспособным.
С другой стороны, она позволит в стоимостном выражении отразить ежегодный вклад университета в экономическую систему посредством вливания в нее трудового потенциала подготовленных специалистов.
Методологическая схема исследования состоит в следующем:
- поставлены задачи, включающие обзор существующих концепций оценки трудового потенциала, оценку эффективности использования трудового потенциала выпускников вузов, апробацию методики в рамках университета;
- использованы методы экспертных оценок, экономико-статистического анализа и экономико-математического моделирования, в результате чего была определена методика оценки профессионального индекса личности, стоимостной оценки трудового потенциала и определен экономический эффект от использования трудового потенциала выпускников вуза.
Научная новизна заключаются в следующем:
- предложен показатель, характеризующий возможность трудоустройства выпускников университета, в форме профессионального индекса, основанный на систематизации и экспертных оценках значимости факторов, оказывающих существенное влияние на трудоустройство;
- разработана методика стоимостной оценки трудового потенциала, отличающаяся учетом как восстановительной его составляющей, отражающей возмещение затрат труда в соответствии с его квалификацией и уровнем образования, так и накопительной составляющей, отражающей вклад труда в формирование чистого дохо-
- разработана экономико-математическая модель оценки суммарного экономического эффекта, обусловленного использованием трудового потенциала выпускников вузов.
Нами предложен показатель в форме профессионального индекса, основанный на систематизации и экспертных оценках, характеризующий те ресурсы личности, которые могут быть востребованы на рынке труда. Для проведения исследования был сформирован перечень максимально возможного количества факторов, влияющих на трудоустройство. В дальнейшем, были отобраны приоритетные факторы, проведена их систематизация и ранжирование по степени влияния на трудоустройство методом экспертных оценок. В качестве респондентов выступали:
- специалисты ЦЗН;
- руководители и специалисты предприятий города;
- безработные граждане;
На следующем этапе методом экспертных оценок был определен удельный вес каждого фактора в общей сумме значений. Рассматриваемые факторы были разгруппированы на элементы, которым была присвоена соответствующая оценка по десятибалльной шкале. Расчет профессионального индекса производился путем суммирования произведений удельного веса фактора на его оценку.
Была установлена регрессионная зависимость между уровнем заработной платы и профессиональным индексом. На следующем этапе исследования с учетом полученного коэффициента эластичности была разработана экономико-статистическая модель расчета прогнозируемого уровня заработной платы в зависимости от изменения профессионального индекса личности.
где: Вг - прогнозируемый уровень заработной платы, руб.; Т- конечный год прогнозируемого периода; t - текущий год; Вб - уровень заработной платы в базисном году, руб; г — коэффициент эластичности профессионального индекса; Зб -Л - соответственно базисное и текущее значение профессионального индекса личности; - индекс потребительских цен; St — возможные (предсказуемые) изменения уровня зара-
да;
В = Вб • 1 +2 _ V t = 1
У
т
и
t=t„
/1/1 \ и/ г'г t=1 2=1
ботной платы, возникающие в процессе периода прогнозирования за счет влияния других неучтенных факторов.
В дальнейшем, с помощью экономико-математической модели могут быть произведены расчеты суммарного трудового потенциала с учетом восстановительной и накопительной его составляющих, а также суммарного экономического эффекта, обусловленного реализацией трудового потенциала в результате трудоустройства выпускников вуза. Расчет стоимостной оценки трудового потенциала производился с учетом профессиональных индексов студентов на различных курсах обучения.
Данная модель может быть использована для оценки восстановительной части трудового потенциала, учитывающей восполнение затрат труда в зависимости от уровня образования, квалификации, возраста, опыта работы, наличия дополнительных навыков, связей в государственных и бизнес структурах. Прирост трудового потенциала определяется суммированием восстановительной и накопительной его составляющих.
Повышающий коэффициент в данной модели показывает, насколько трудовой потенциал работающего населения страны, региона превышает суммарную оплату труда. Расчет производился на основе статистических данных о структуре формирования ВВП.
пт. \ р ^
И И (В7 + В7 (к - 1))'- Ц'а1 • СП
_ 2=1 7 =1 1=1
при ограничениях:
a) по минимально допустимому уровню восстановленной части трудового потенциала личности: В1]г > Dmlп t;
b) по максимально допустимому объему финансирования мероприятий на обучение студентов:
^ п to р
Ц ЦФи < Фд; ЦЦС < Фд
t=1 2=1 t=1 1 =1
п п
где Цфи = Ц (Фми + фки + фси + фрП + фпи);
1=1 1=1
Ф^1 — допустимый объем финансирования за счет всех источников средств; где Вр — оценка восстановительной части трудового потенциала личности, руб.; kt _ повышающий коэффициент, учитывающий вклад труда индивидуума в создание чистого дохода; Ф и - финансовые средства, руб.; 1=1...р — источники финансовых
средств; t = 1.Т - расчетный период; t=t0. Т — период функционирования допол-
нительного трудового потенциала; t=1... t0- период обучения;7 = 1 т - трудоустроенные молодые специалисты; 1=1...п — мероприятия по повышению образовательного уровня; а1 — цена капитала, привлеченного из 1-го источника, доли ед.; Си - сумма финансовых средств из 1-го источника, руб.; в - коэффициент дисконтирования финансовых потоков, выражающих стоимостную оценку трудового потенциала; в - коэффициент дисконтирования финансовых затрат на проведение мероприятий по повышению образовательного уровня.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
ВЫПУС КНИКОВ
800000 -I
I 600000
& 400000
200000 о
.11 fi.Hflil.llHr
1 23456789 10
выпускники
□ Расходы на обучение аТрудовой потенциал □ Эффект
Графически представлена диаграмма оценки трудового потенциала 10 выпускников вуза и полученного экономического эффекта от его использования.
Таким образом, практическое значение результатов работы заключается в том, что молодой специалист после окончания учебного заведения сможет активнее вести поиск работы, быть конкурентоспособным на рынке труда, позитивно и доказательно представить свои профессиональные преимущества при собеседовании с работодателем. Суммарный трудовой потенциал выпускников университета будет являться подтверждением эффективности деятельности университета и вклада ВУЗа в экономическую систему. ПТЩ
г Коротко об авторах ----------------------------------------------------------------
Черкесова Э.Ю. - доктор экономических наук, профессор, член-корр. РАЕН,
Топчиенко Л.Н. - кандидат экономических наук, доцент, Шахтинский институт ЮжноРоссийского государственного технического университета, siurgtu@ siurgtu.ru
А