© Э.Ю. Черкесова, Л.Н. Топчиенко, 2008
УДК 331.5. (06)
Э.Ю. Черкесова, Л.Н. Топчиенко
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ В УГЛЕДОБЫВАЮЩЕМ РЕГИОНЕ
Семинар № 8
В процессе реструктуризации угольной отрасли большое внимание уделялось обеспечению рентабельной работы угледобывающих организаций, но при этом возникали негативные тенденции в социально-экономической сфере региона. В Российском Донбассе закрытие шахт, ликвидация предприятий вспомогательного комплекса привели к потере десятков тысяч рабочих мест. Угольные предприятия, имеющие статус градообразующих, провели массовые увольнения работников, что увеличило давление на рынок труда и усилило социально-экономическую напряженность. Правильно выбранная политика занятости населения позволит повысить экономический эффект, полученный в хозяйственной системе региона вследствие снижения уровня безработицы.
В депрессивном регионе с моно-отраслевой структурой производства возможны проблемы социальнополитического характера, что требует принятия действенных мер с целью снижения напряженности на рынке труда. Кроме того, безработица приводит к неполному использованию экономического потенциала, поэтому при условии трудоустройства лиц, высвобожденных в процессе реструктуризации угольных предприятий, возрастет вклад рабочей силы в формирование чистого дохода экономи-
ческой системы. При реализации целевых программ, оказывающих влияние на сферу занятости, необходимо выбирать оптимальный комплекс антикризисных мероприятий с учетом стоимостной оценки трудового потенциала личности.
Экономический эффект, связанный с использованием трудового потенциала в угледобывающем регионе, следует определять как превышение суммарного трудового потенциала в стоимостном выражении, сформированного в результате трудоустройства бывших безработных, по сравнению с требующимися финансовыми средствами на осуществление всего комплекса мероприятий, направленных на обеспечение занятости, с учетом стоимости инвестиционных ресурсов, а также соотношения бюджетных доходов и расходов, обусловленных изменением уровня занятости в регионе. Экономический эффект от воссозданного трудового потенциала может быть получен как на макроэкономическом уровне, так и в рамках каждого хозяйствующего субъекта.
Выбор оптимального комплекса антикризисных мероприятий, направленных на обеспечение содействия трудоустройству безработных, высвобожденных в процессе реструктуризации угольных предприятий, рекомендуется осуществлять на основе разработанной экономико-математи-
ческой модели, целевой функцией которой является максимизация экономического эффекта, учитывающего оценку суммарного воссозданного трудового потенциала угледобывающего региона в результате проведения мероприятий по управлению занятостью.
Трудовой потенциал, непосредственно связанный с профессиональной деятельностью и внутренними ресурсами личности человека, является важным показателем при оценке эффективности проводимой политики занятости населения. По нашему мнению, следует выделять две составляющих трудового потенциала - восстановительную и накопительную. Оплату труда следует рассматривать как издержки на восстановление израсходованной рабочей силы, поэтому данную часть трудового потенциала можно назвать восстановительной. Вторая его часть - накопительная, которая учитывает увеличение стоимости труда как фактора производства, организующего и инициирующего все другие факторы в процессе создания нового продукта. Экономическая оценка трудового потенциала должна учитывать вклад труда в создание чистого дохода путем применения специально рассчитанного повышающего коэффициента к заработной плате (к ¡), характеризующего соотношение чистого национального продукта к начисленной заработной плате.
В результате проведения мероприятий, направленных на увеличение занятости, должны улучшиться качественные характеристики трудового потенциала лиц из числа бывших безработных. Это приведет к возрастанию индивидуальных индексов, характеризующих те ресурсы личности, которые могут быть востребованы на рынке труда и, следовательно, к увеличению стоимостной оценки восста-
новительной части трудового потенциала личности, а значит к повышению суммарного эффекта. Именно поэтому важна прогнозная экономическая оценка величины восстановительной части трудового потенциала личности (Бу), для которой можно использовать экономико-математическую зависимость = / (3п ) , где ^-
профессиональный индекс, определяемый на основе экспертных оценок значимости факторов, оказывающих существенное влияние на возможность трудоустройства в угледобывающем регионе. Стоимостная оценка восстановительной части трудового потенциала работников, занятых на подземных работах, возрастает за счет интенсивности труда, что может быть учтено с помощью соответствующего коэффициента, при условии, что за основу сравнения принимается часовая тарифная ставка по разрядам рабочего поверхности.
Следует иметь в виду также, что экономический эффект от управления занятостью может быть увеличен за счет экономии бюджетных средств, которые ранее расходовались на содержание бывших безработных (Д£й).
Вместе с тем, надо учесть финансовые средства, необходимые для обеспечения роста занятости в угледобывающем регионе, состоящие из затрат на создание новых рабочих мест (Фмц); профессиональное переобучение и повышение квалификации лиц, оставшихся без работы (ФКц); оплату консультационных услуг специалистов службы занятости (Фсц), а также прочих расходов, связанных с управлением занятостью (Фр#). Кроме того, возможны некоторые потери бюджетных доходов из-за льготного поощрительного налогообложения тех хозяйствующих субъектов, которые создают новые рабочие места и рас-
ширяют штат трудящихся. Обозначим такие финансовые потери (Фпц ). Тогда экономико-математическая модель суммарного экономического эффекта, обусловленного управлением занятостью в угледобывающем регионе, приобретет вид:
I
_ j=1
^0 n
ß, -
-И(Фм, + Фш + Фси + Фрі, + Ф„и) - max
t=1 i=1
при ограничениях:
a) по минимально допустимому уровню восстановленной части трудового потенциала личности:
B > D .
ijt min t ’
b) по максимально допустимому объему финансирования мероприятий:
t0 n
ІІФи < Фд; ЦС„ < Фд
где
V Ф = V (Ф + Ф + Ф + Ф + Ф );
11 V м 11 к I с 11 р 11 п 1
1=1 1=1
Ф^ _ допустимый объем финансирования за счет всех источников средств; с) по обеспечению положительной величины начисленной заработной платы: 3^>0, где ¡=1...п - мероприятия по управлению занятостью; 1=1...р _ источники финансовых средств, привлекаемых для финансирования мероприятий по управлению занятостью (бюджетные средства; банковские кредиты; средства инвестиционных фондов; хозяйствующих субъектов; частных инвесторов и др.); аа _ цена капитала, привлеченного из 1-го источника, доли ед.; С ц - сумма финансовых средств из 1-го источника, руб.; Д , Д - коэффициенты дисконтирования финансовых потоков, выражающих стоимостную оценку
трудового потенциала и финансовых затрат на проведение мероприятий по управлению занятостью.
На основе экономико-математической модели максимизации суммарного экономического эффекта от использования трудового потенциала следует выбирать оптимальный комплекс мероприятий по содействию занятости в регионе. Для того, чтобы оценить допустимый объем финансирования данных мероприятий, можно воспользоваться величиной суммарных потерь трудового потенциала в стоимостном выражении, рассчитанных, исходя из численности безработных, остающихся таковыми в случае отказа от участия в мероприятиях по их трудоустройству. Суммарные потери трудового потенциала определяются суммированием стоимостных оценок восстановительной и накопительной частей трудового потенциала по каждому безработному за исследуемый период с учетом фактора времени.
С помощью экономико-математической модели осуществлены расчеты суммарного трудового потенциала с учетом восстановительной и накопительной его составляющих, а также суммарного экономического эффекта, обусловленного регулированием занятости в угледобывающем регионе на примере трудоустроенных граждан, состоящих на учете в центре занятости населения города Шахты. Расчет стоимостной оценки трудового потенциала и экономического эффекта от его использования производился с учетом профессиональных индексов безработных при ставке дисконтирования 13 % (табл. 1), а также с учетом коэффициента интенсивности труда рабочих, занятых на подземных работах (табл. 2).
Предполагаемый среднегодовой экономический эффект, обусловлен-
Профессия 3/плата базовая Профессиональный индекс (баз.) Профес- сиональный индекс (тек.) Суммарный трудовой потенциал Экономи- ческий эффект
экономист 7216 654,922 711,09 19350 15887
секретарь-референт 3814 380,241 491,001 12883 8122
горный мастер 9681 602,339 637,635 25070 21607
машинист котлов 3156 382,416 407,562 8249 3488
бухгалтер 4692 583,636 646,404 12928 8744
инженер ТБ 3782 521,479 556,815 9911 5582
программист 4075 632,781 653,355 10192 6729
телефонист 3152 433,088 512,342 9491 6028
электросл. подземн. 8725 441,545 493,367 24331 20868
мастер участка 4127 478,061 557,573 12193 8730
машинист установки 2511 407,684 432,83 6529 1767
бункеровщик 7118 366,536 459,754 23153 18391
диспетчер 2992 430,791 476,511 8230 3468
горнорабочий IV разр 3738 366,414 407,562 16493 13030
горнорабочий V разр. 5951 400,842 467,136 18762 15299
горнорабочий VI разр 6357 507,249 527,823 19408 15945
электросл. подземн. 7676 386,407 432,127 9026 5563
эл.слесарь дежурный 3233 481,269 522,417 10020 6558
проходчик 6365 441,99 521,502 19098 14337
г/монт. подземный 9684 341,268 382,416 27111 23648
ламповщик 2230 391,682 432,83 6126 2663
начальник отдела 9681 613,414 648,75 25037 21574
ст. бухгалтер 5546 583,266 681,098 16412 12228
менеджер 5398 645,762 681,098 13908 9146
машинист п.машин 5051 462,269 487,415 13008 8246
аппаратчик хим.оч. 2406 304,52 356,6 7147 3684
контролер 2745 430,791 466,127 7326 3863
секретарь горный мастер уч. 3814 380,241 415,577 10320 5559
ВТБ 9153 571,091 606,427 23804 19042
начальник участка ИТОГ 15021 169090 625,754 692,338 41331 466848 36569 346366
ный приростом трудового потенциала в угледобывающем регионе в случае трудоустройства пяти тысяч безработных граждан, составил около 80 млн. рублей, а с учетом интенсивности труда около 120 млн. рублей.
Проведенные исследования могут быть использованы в деятельности органов власти при разработке целевых программ по оздоровлению территорий с напряженной ситуацией на рынке труда для обеспечения устойчивого
Профессия 3/плата базовая Профессиональный индекс (баз.) Профессиональный индекс (тек.) Суммарный трудовой потенциал Экономи- ческий эффект
экономист 7216 654,922 711,090 19350 15887
секретарь-референт 3814 380,241 491,001 12883 8122
горный мастер доб уч. 9681 602,339 637,635 25070 21607
машинист котлов 3156 382,416 407,562 8249 3488
бухгалтер 4692 583,636 646,404 12928 8744
инженер ТБ 3782 521,479 556,815 9911 5582
программист 4075 632,781 653,355 10192 6729
телефонист 3152 433,088 512,342 9491 6028
электрослесарь подз. 8725 441,545 493,367 58881 55418
мастер участка 4127 478,061 557,573 12193 8730
машинист установки 2511 407,684 432,830 6529 1767
бункеровщик 7118 366,536 459,754 23153 18391
диспетчер 2992 430,791 476,511 8230 3468
горнорабочий V разр 5951 366,414 407,562 39914 36451
горнорабочий VI разр. 6357 400,842 467,136 45591 42128
электрослесарь подз. 7676 507,249 527,823 46968 43505
электрослесарь дежурный 3233 386,407 432,127 9026 5563
горнорабочий IV разр. 3738 481,269 522,417 24250 20787
проходчик 6365 441,990 521,502 46218 41456
горный мастер уч-ка ВШТ 9684 341,268 382,416 65608 62145
ламповщик 2230 391,682 432,830 6126 2663
начальник отдела 9681 613,414 648,750 25037 21574
ст. бухгалтер 5546 583,266 681,098 16412 12228
менеджер 5398 645,762 681,098 13908 9146
машинист подъема 5051 462,269 487,415 13008 8246
аппаратчик 2406 304,520 356,600 7147 3684
контролер 2745 430,791 466,127 7326 3863
секретарь 3814 380,241 415,577 10320 5559
горный мастер уч-ка ВТБ 9153 571,091 606,427 23804 19042
начальник участка 15021 625,754 692,338 41331 36569
ИТОГ 169090 659054 538572
развития экономической системы угледобывающего региона.
Лица, занимающие активную политику на рынке труда и имеющие
максимальный индекс трудового потенциала, имеют возможность самостоятельно найти работу из имеющегося банка вакансий. Для другой
группы лиц должны быть разработаны мероприятия по повышению профессионального уровня. При этом необходимо учитывать допустимый объем финансирования мероприятий по управлению занятостью.
Наиболее эффективными можно считать следующие направления деятельности служб занятости:
- выделение финансовой помощи на создание рабочих мест в первую очередь для таких граждан, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда;
- организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, психологической поддержки безработных граждан
и их профессиональной ориентации;
- осуществление практики переобучения безработных под гарантированные рабочие места;
- организация общественных работ;
- поддержка предпринимательской деятельности и всестороннее стимулирование создания новых рабочих мест;
- сотрудничество с работодателями в области организации ярмарок-
вакансий для создания информационной базы о потребностях на рынке труда;
- разработка программ местного развития, направленных на содействие самостоятельной занятости населения. ШИН
— Коротко об авторах-------------------------------------------------------------
Черкесова Э.Ю. - доктор экономических наук, профессор, член-корр. РАЕН, Топчиенко Л.Н. - кандидат экономических наук, доцент,
Шахтинский институт Южно-Российского государственного технического университета.
Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 8 симпозиума «Неделя горняка-2007». Рецензент д-р техн. наук, проф. В.А. Харченко.
---------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА
ПЕТРОВ Дмитрий Николаевич Обеспечение устойчивости сопряжений горизонтальных выработок при разработке Яковлевского железорудного месторождения 25.00.20 к.т.н.