УДК: 378 ББК: 74.00
Каукина О.В.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Kaukina O.V.
METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF DESIGN CULTURE OF THE FUTURE DESIGNERS IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING
Ключевые слова: проектная культура, дизайн-деятельность, культура, проектирование, дизайн.
Keywords: design culture, design activities, culture, design.
Аннотация: в статье освещены вопросы формирования проектной культуры, выделены основные принципы и понятия. В структуре исследования «проектная культура» рассматривается через терминологическую семантику, «культура» и «проектирование» соотнесены с понятийными полями их трактовок. Формирование проектной культуры опирается на ценностно-смысловые самоопределение субъектов педагогического процесса в гуманистической парадигме образования личности, ее становления, созидания, самоосуществления.
Abstract: the article deals with the issues of formation of design culture, highlighted the basic principles and concepts. The structure of the study "project culture" is seen through the semantics of terminology, "culture" and "design" are related to their fields of conceptual interpretations. Formation of design culture based on the values and sense of self-determination of subjects of pedagogical process in the humanistic paradigm of education of personality, its formation, creativity, self-realization.
Социально-экономические изменения в российском обществе диктуют необходимость инновационных подходов к подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих сформированной проектной культурой. В этом контексте в высшей школе приобретает особое значение формирование проектной культуры как основного вида профессиональной деятельности будущего дизайнера.
Вопросам организации подготовки современного специалиста посвящены исследования ученых: В.И. Андреева, О.И. Гениса-ретского, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернера, Е.В Ткаченко, П.К. Энгельмейера. Процесс подготовки профессионального дизайнера не может ограничиваться передачей и усвоением знаний, формированием навыков и компетенций. Несмотря на существенный интерес ученых и значительность полученных результатов, проблема формирования проектной культуры остается недостаточно разработанной.
Современная система профессионального дизайнерского образования, отвечающего современным требованиям, возможна лишь на основе соединения профессионального становления, основанного не только на овладении знаниями, умениями, но и личностного развития, предусматривающего самореализацию и способность к творчеству, через всестороннее развертывание индивидуальных склонностей и способностей.
Существующая система профессионального дизайнерского образования проходит стадию становления. На сегодняшний
день количество и качество профессиональных дизайнеров не могут удовлетворить потребности общества в этом виде услуг. Осмысление дизайна как нового вида проект-но-художественной деятельности человека ставит перед педагогами вузов новые задачи и побуждает их к поиску более эффективных способов профессиональной подготовки.
В этом контексте особое значение приобретает изучение проектной культуры как основного вида профессиональной деятельности будущего дизайнера. Формирование проектной культуры становится ведущей задачей высшей, школы, соответствующей современным требованиям, предъявляемым к профессионалам этой сферы деятельности. Подготовка специалиста, отвечающего современным требованиям, возможна лишь посредством интеграции профессионального становления, основанного на овладении профессиональными знаниями и компетенции. Высокий уровень развития способности к проектированию собственной деятельности в различных социально-культурных ситуациях получил название «проектной культуры».
На актуальность этой проблемы обращают внимание М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и др. В настоящее время наблюдается интерес к дизайн-образованию, который связан с осознанием возможностей новых технологий для развития способности к проектированию собственной деятельности в различных социаль-
но-культурных ситуациях, относящихся к «проектной культуре» 1.
Однако следует отметить, что в отечественной педагогике недостаточно специальных работ, исследующих проблему творческого самовыражения в дизайнерской деятельности (дизайна). Внимание исследователей направлено на изучение лишь отдельных аспектов (И.В. Алексеев, Р.В. Ворович, С.С. Гиль, Л.Н. Дроздикова, Г.К. Селевко, Н.Л. Чеглякова).2' 3
В результате становления дизайна, как основы художественного образования, определилась цель приобщения к дизайну - формирование проектной культуры. В процессе исторического развития образования в области дизайна оформились его качественные различия на уровнях общего, среднего специального и высшего профессионального образования.
Таким образом, актуальной и требующей особого внимания, становится определение оптимальных педагогических условий для подготовки будущего дизайнера. В настоящее время в развитии отечественного образования наметился переход от предметно-центрированного образования при подготовке будущих специалистов к личностно-ориентиро-ванной подготовке с приоритетом развития их творческого потенциала4.
Можно констатировать, что важность исследуемой проблемы высока и связанна с потребностью формирования проектной культуры будущих дизайнеров на основе личност-но-ориентированной технологии обучения.
По нашему представлению, формирование проектной культуры студентов будет успешным, если: 1) использование учебно -профессиональных проблемных заданий, направленных на отработку различных видов проектного мышления; 2) обеспечение принципа преемственности в проектной деятельности студентов; 3) сочетание современных информационных технологий с традицион-
1 Наумов, В.П., Каукина О.В, Наумов. Д.В. Проектная деятельность (учебное пособие) Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015 г. - 114 с. ISBN 978-3-63969667-7
2 Юсов, Б.П. Комплект интегрированных полихудожественных программ по изобразительному искусству для дошкольных и общеобразовательных учебных заведений / Б.П. Юсов. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - С. 7.
3 Неменский Б.М. Педагогика искусства - М.: Просвещение, 2007. - 256 с.
4 Генисаретский, О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна:
автореф. дис. ... канд. искусствоведения (17.00.06) /
О.И. Генисаретский. - М., 1988. - С. 8.
ными графическими методами обучения5.
В существующей системе высшего образования ощущается дефицит инновационных технологий и интегративных методик, эффективно повышающих процесс формирования проектной культуры, развивающих проектное мышление, преображающих личность. Важную роль в решении данной проблемы играет метод проектов, который рассматривался в трудах В.В. Гузеева, Е.С. По-лат, Г.К. Селевко и др. Как самостоятельная система обучения и способ познания этот метод представлен в работах И.С. Лернера, Дж. Пита, В.Д. Симоненко, И.А. Сасовой, И.Д. Чечель и др.
Кроме того, становлению проектной культуры, связанной с развитием общей культуры человека, посвящены работы: М.М. Бахтина, Г.С. Батищева, В.С. Библера, Л.С. Выготского, И.Е. Видт, О.С. Газмана, В.П. Зин-ченко, М.С. Кагана, и др. Теоретический анализ показал, что исследуемая проблема явно недостаточно раскрыта в теории и методике высшего профессионального образования.
Таким образом, можно констатировать, что актуальность исследуемой проблемы высока и связана с потребностью формирования проектной культуры будущих дизайнеров на основе личностно-ориентированной технологии обучения.
Ведущим понятием нашего исследования является «проектная культура», которое мы рассматривали через терминологическую семантику. «Культура» и «проектирование» мы соотнесли с понятийными полями их трактовок.
В энциклопедическом словаре понятие «культура» - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую степень в развитии общества6.
Данное понятие рассматривается как: 1) уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, и т.д.
В сложной системе диалога культур в структурно-диагностической деятельности все участники психологически сосуществуют
5 Каукина, О.В. Формирование проектной культуры личности студента в системе современного образования: учеб.-метод. пособие для студентов / О.В. Каукина. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 64 с.
6 Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. - 1456 с.
в совместном сопереживании прошлого (в произведении), настоящего - в творчестве и будущего, антиципируя новые концепты и будущие парадигмы культур. Составляющей совместного погружения в культуру является поликультурное формирование специалиста, его духовное обогащение через актуализацию познания и творчества. При этом постепенно приобретается ими профессиональный и вегетативный опыт (самопознания и саморазвития)1.
Различные аспекты формирования и развития профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров рассмотрены в работах: К.А. Абулъхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, В.И. Андреева, В.П. Беспалько, И.Д. Зимней, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Л.М. Митина, А.К. Марковой, Е.И. Рогова, С.Л. Рубинштейна, В.И. Сластенина, Н.Ф. Талызиной, Б.М. Теплова.
Проведенный нами анализ работ зарубежных и отечественных ученых показал, что возрастание роли технологии в середине XIX века, в период научно-технической и промышленной революции, обусловило появление особого вида новой деятельности - дизайна, отделив его от других видов технической и художественной деятельности2.
Дизайн - специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом, естественно-природной средой.
Дизайнерское творчество обосновано называют феноменом проектной деятельности, проектной культуры XX века. Человеку, присуще специфическое свойство - проектное сознание, суть которого и цель состоят в стремлении осуществлять изменения в окружающей среде, в том числе искусственной, планировать решение возникающих при этом задач проектной культуры
Согласно К.М. Кантору, проектную культуру можно определить как «социально-прогрессивную творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах бытия и сознания, при этом являющуюся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценно-
1 Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
2 Зимняя, И.А. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / И.А. Зимняя; под ред. И.А. Зимней. - М., 2001. - 480 с.
стей, норм) и распредмечивания (освоения культурного наследия); направленную на преобразование окружающей их действительности; на всемерное выявление и развитие сущностных сил участвующих в проектировании субъектов»3.
В свою очередь, О.И. Генисаретский видит в проектной культуре «пространство для творчества, в котором проектное воображение реализуется благодаря производным от него способностям понимания, проектного
4
замышления и вкуса» .
Формирование проектной культуры в таком понимании принципиально невозможно без ценностно-смыслового самоопределения субъектов педагогического процесса в гуманистической парадигме, поскольку именно в ее контексте истинным признается то, что составляет ценностные основания для самоопределения любого субъекта педагогического процесса. И если в результате парадиг-мального самоопределения в контексте гуманитарной парадигмы мы понимаем сущность образовательного процесса как процесса «образования личности в смысле ее становления, созидания, самоосуществления», то формирование проектной культуры, наряду с традиционным обучением, играет в этом самую существенную роль. Обращаясь к механизмам формирования проектной культуры, отметим, что, по мнению В.И. Чернобытова, они включают в себя все области педагогической деятельности: научно-исследовательскую, проектировочную, воспитательную, образовательную, управленческую - в их сложной взаимосвязи .
В общем виде под проектной культурой студента-дизайнера как активного субъекта образовательного процесса мы понимаем культуру, представляющую собой систему преобразований мировоззренческих и профессиональных взглядов на картину мира, воплощенных в художественно выразительных образах с целью достижения высших способов организации бытия. Проектная культура проявляется в умении решать проблемы в условиях неопределенности задач и вариативности результатов. Процесс этот сопровожда-
3 Кантор, К.М. Красота и польза: Социологические проблемы материально-художественной культуры / К.М. Кантор. - М.: Искусство, 1967. - 240 с.
4 Генисаретский, О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: автореф. дис. ... канд. искусствоведения (17.00.06) / О.И. Генисаретский. - М., 1988. - С. 8.
5 Чернобытов, В.А. Педагогическое проектирование, как акмеологическая технология педагогического образования - проект кафедры акмеологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена «Твои вершины» / В.А. Чернобытов. 1998. - С. 15-21.
ется не только профессионально-деятельност-ными характеристиками, но активизируется и внутренними духовными потребностями субъекта.
Существенный вклад в разработку теории и методологии формирования проектной культуры внесли А.В. Ефимов, О.И. Гениса-ретский, В.Л. Глазычев, А.А. Дорогов, Д.Л. Мелодинский, А.В. Степанов, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко, В.Т. Шимко, и др.
Под проектной культурой дизайнера авторы подразумевают: совокупный массив знаний, навыков и ценностей, воплощенных в искусстве планирования, изобретения, формообразования и исполнения (Е.В. Ткаченко)1; систему научных принципов и проектных методов, обеспечивающих творческий процесс создания дизайнерского произведения (О.И. Генисаретский) ; одну из ценностей человеческого сообщества, реализуемую в деятельности людей как особый тип мышления и практической направленности работы по жизнеустройству (В.Т. Шимко)2.
Для всех перечисленных определений общим является то, что проектная культура дизайнера определяется как профессионально значимое качество личности специалиста, которое предполагает ценностное (субъективно значимое) отношение к проектной деятельности, владение проектными знаниями и умениями на творческом уровне, стремление к преобразованию действительности и совершенствованию своих проектных способностей.
По нашему представлению, проектная культура - это культура, проявляемая как высший уровень сферы дизайна, надстраивающийся над текущим проектным процессом преобразования включает в себя: 1) ценностно-значимые образы проектируемой предметной здесь и образы, наблюдаемые в среде, и образы, замысленные и как-то документируемые проектировщиками, но важна их принципиальная средовая отнесенность; 2) проектную компетентность, творческие концепции, и программы, являющиеся содержанием творческой воли, вместе с выраженными в них ценностными ориентациями субъектов проектирования, в терминах которых опера-ционализируются текущие творческие замыслы проектировщиков.
Творческая концепция - концептуальная составляющая проектной культуры; 3) мыслимые, чувствуемые, осязаемые ценности и достижимые ценностные состояния творче-
ского сознания/воли, необходимые для личностной реализации проектного процесса -это аксиологическая составляющая .
Проблема изучения и направленного развития проектной культуры выдвинулась на передний план науки о дизайне в связи с исследованием взаимосвязей образа жизни и предметной среды. Оказалось, что даже интуитивно очевидный механизм этих взаимосвязей может быть использован в целях дизайна не при всяком состоянии его проектной культуры.
Так же проектная культура понимается нами, как система ценностей ориентирует человека на постижение законов красоты и гармонии объектов культурного наследия, на опытное освоение профессиональных тайн посредством декодирования композиционно-структурных классических произведений, на самосовершенствование себя как мастера. Проектная культура проявляется в умении решать проблемы в условиях неопределенности задач и вариативности результатов. Дизайн является одним из условий для эффективной реализации процесса формирования проектной культуры.
В результате исследования проектная культура определена нами как пространство для творчества, формирующееся в процессе изобретательской и исполнительской деятельности учащегося, направленной на преобразование среды в соответствии с его эстетическими представлениями и жизненными потребностями.
Путь непрерывности предполагает реализацию идей дизайна во всей системе образования, чтобы решать важнейшую проблему - создания необходимой критической массы носителей проектной культуры, а также создания базы для экспериментальной работы в специализированных классах и школах, где имеются готовящие дизайнеров вузы или крупные дизайнерские организации.
Будущий дизайнер должен обладать проектной культурой, включающей владение многообразными средствами выражения мысли; понимать сегодняшнюю социально-культурную ситуацию; чувствовать тенденции развития современной художественной культуры; ориентироваться в вопросах экологии, технологии, экономики, организации дизайн-производства, материаловедения, тектоники организации формы4.
1 Ткаченко, Е.В., Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития. Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2004 - 240 с.
2 Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое
проектирование: Учебное пособие / В.Т. Шимко.-
М.: Архитектура-С, 2005. - 160 с.
Каукина, О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. кан. пед. наук / О.В. Каукина. - М., 2010. - 142 с.
4 Каукина О.В., Наумов В.П. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. Вестник
Необходимость целостного осмысления непрерывной проектно-художественной подготовки как сложной, интегративной и развивающейся образовательной системы, позволяющей разрабатывать адекватные современной ситуации формы и методы включения молодежи в социальную действительность, придают особую актуальность разработке проблемы формирования проектной культуры студентов дизайнеров.
Введение в программы вузовского образования пропедевтических курсов дизайна, дисциплины интегрирующей рациональные и иррациональные начала, способствует исследованию диалоговых функций концепта и структуры как феномена гармонического единства произведения. Структурное декодирование теоретического материала, зарождаясь, как интеллектуальный базис процесса формирования проектной культуры студента-дизайнера приобретает статус познания канонических основ культуры.
Необходимость более полного представления сущности и содержания профессиональной подготовки студентов-дизайнеров привело нас к построению модели исследуемого явления. Моделирование связано с мысленным имитированием реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования данной системы обучения (П.И. Пидкасистый, В.А. Штоф и др.).
«Под моделью, - пишет В.А. Штофф, - понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте»1.
Модель - это образец для последующего воспроизведения в управлении развитием профессионального творчества учителя, а также исследования сложных психолого-педагогических проблем (педагогическая энциклопедия).
Под моделью понимается «образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его представителя».
Таким образом, под моделью в общем случае понимается специально спроецированный «объект», обладающий необходимой сте-
Волжского университета имени В.Н. Татищева, г. Тольятти №4 (14) декабрь 2013 г. ISSN 2076-7919 С. 102-110.
1 Каукина, О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. кан. пед. наук / О.В. Каукина. - М., 2010. - 142 с.
пенью подобия исходному объекту и адекватный целям исследования. На основе результатов исследования нами разработана структурно-функциональную модель формирования проектной культуры в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров (рисунок 1). С целью эффективной профессиональной подготовки будущего дизайнера разработанная нами модель, отражает самые необходимые структурные компоненты: от начального этапа (отбор абитуриентов) до оценочных критериев и конечного результата.
Предметом моделирования в нашем исследовании выступал процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Целью моделирования было спроектировать процесс формирования профессиональной проектной культуры. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров осуществлялась путем решения последовательного ряда взаимосвязанных проектных задач и заданий в учебной деятельности.
В модели нами выделяются и характеризуются три этапа учебной деятельности студентов-дизайнеров: формирующий, развивающий и творческий, которые совпадают с уровнями учебно-познавательной деятельности: воспроизводящей, интерпретирующей, творческий. На первом - формирующем этапе, закладывается основа образования личности студента. На развивающем этапе происходит систематизация знаний и умений студентов-дизайнеров, ликвидируются пробелы, произошедшие на первом этапе. Творческий этап призван воплощать и реализовывать проекты студентов на высоком профессиональном уровне. Переход студентов на следующий уровень отслеживается промежуточной диагностикой и выполнением контрольных работ.
В перечне наиболее общих характеристик личности, претендующей на обучение проектированию, фигурируют такие качества, как способность к визуальному мышлению и креативность (созидательность, «творческость»), а также некоторые черты характера. На эти качества и проводится тестирование абитуриентов поступающих на дизайнерские факультеты.
Необходимость тестов на визуальное и образное мышление объясняется тем, что, согласно результатам специальных исследований, дизайнер мыслит «графически» - зрительными образами и моделями. С точки зрения психологии восприятия, такое мышление включает в себя ряд перцептивных процессов -определение пространственных соотношений, опознавание облика объекта по его линейным очертаниям, реконструирование трехмерного объекта по его двухмерному изображению, а также процессы зрительной памяти.
Цель:
эффективное формирование проектаой культуры будущих дизайнеров
Принципы:
Кулыурно-д еятельн о стаый. Преемственности. С амореали зад ии
Комплекс педагогических:
УСЛОВИИ
Целенапр ше нно е использование учебно-пр о фессиона льных заданий, направленных на отр а б отку р а зличных видов проектного мышления
Пед агогнч е ско е обеспечение принципа пр еемственно сти в проектной деятельности:
наличие инт егрирующкх учебных программ
Формирование пр о ектной культуры на основе деа л отческого взаимопонимания субъектов учебного процесса
Этапы формирования проектной культуры будущих люаннеров:
1. Отбор абитуриентов.
1. Формирование проектной культуры.
3. Совершенствование профессиональных качеств.
Форма:
пр о ектные зад ания. само стоят е льные проекты
Результат: наличие сформированной проектной культуры будущих дизайнеров,
мотивирующих их на получение профессионального дизайн-образовалия, включающего разные уровни подготовки: - достаточный: иметь представление о художественном проектировании;
- оптимальный: выполнять проекты; - высокий: использовать компьютерные средства проектирования.
Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель формирования проектной культуры в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров
£
Я «
а О Ьз
Наиболее простые тесты для проверки таких способностей - это задания на воспроизведение по памяти предъявленного на короткое время объекта или воспроизведение внутренней структуры объекта по его внешнему виду (например, план простого дома по фотографиям с него) и т.п. Для подростков подобные задания не следует переусложнять.
Наиболее доступный тест - предъявление простого задания проектного характера.
Немаловажным в профессиональном отборе специалисты считают и имманентные качества личности претендента, черты его характера. Среди таких черт выделяются контактность в отношениях с людьми, самодисциплина, независимость суждений, склонность к самоанализу, наличие интуиции, эмоциональность, чувствительность и пр. В процессе коллективной проектной деятельности развиваются коммуникативные способности, способности к творческому сотрудничеству, дизайнерские и конструкторские способности, формируется позитивная самооценка и мировосприятие, концепция мира и «Я-концепция» личности.
Кроме того, проектные, художественные и конструкторские способности имеют разные механизмы мыслительной деятельности. В основе проектных и художественных умений -латеральное мышление, в основе конструкторских - логическое. Латеральное мышление работает с информацией иначе, так как выходит за рамки рационального подхода. «Латеральное мышление особенно полезно при решении сложных проблем и при поисках новых идей».
Следует заметить, что становление проектной деятельности осуществляется целостно (системно) на всех этапах обучения дизайнерской деятельности. Однако целостность этого процесса предполагает выделение доминирующего компонента на разных этапах формирования: на начальном этапе выступает мотиваци-онный компонент, затем познавательный и далее компонент самореализации образовательного субъекта. Таким образом, интерес студентов к проектной деятельности возникает не на пустом месте, а на базе осознания содержания, требований и функций дизайна и стимулируется методами и формами преподавания.
За основу были взяты следующие принципы: деятельностный, самореализации, при-емственности. Педагогический принцип - основное правило поведения в ходе осуществления человеком того или иного вида деятельности, ведущее понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на другие явления той или иной области. Они тоже составляют определенную часть теоретического знания. Принцип - это основополагающие требования, которыми руководствуются при организации процесса обучения и воспитания. Рассмотрим
те, которые на наш взгляд являются действенными для нашей модели.
Принцип самореализации - раскрывается при формировании когнитивных, креативных, методологических, нравственных качеств. К креативным качествам относятся вдохновенность, воображение, интуиция, изобретательность, прогностичность, творче-скость. К методологическим качествам - це-леполагание, устойчивость в достижении цели, стремление к планированию, гибкость, коммуникативность, рефлексивность, самоанализ, самооценка. К нравственным качествам можно отнести такие, как: уважение личности, способность к состраданию, милосердие, человеколюбие, честность и т.д.
Развитие перечисленных групп качеств -условие и результат образовательной деятельности, структурно-организационной, основой которой являются дидактические законы, где выражены нормативные основы организации целостного процесса обучения и воспитания.
Данный принцип предполагает применение своих знаний в реальной практике, с целью повышения своего профессионального уровня (статуса). Студент может себя реализовать с помощью участия в профессиональных конкурсах, выставках, олимпиадах, научных конференциях.
Принцип преемственности - использование межпредметных связей с учебными курсами, изученными студентами ранее (рисунок, композиция, макетирование, формообразование). Интегрирующим звеном являются отдельные приемы, правила, законы, которые на одной дисциплине изучаются, а на другой закрепляются и наоборот. Например: композиция в школе изучается на уроке черчения, изобразительного искусства, а в университете, композиция изучается на начальных курсах, в рамках отдельной дисциплины. В данном случае, преемственность проявляется только в одной дисциплине. А также данный принцип можно рассмотреть в рамках двух или нескольких дисциплин. Например: правила композиции «ритм», «композиционный центр» изучаются на композиции, а могут применяться на учебной дисциплине «Формообразование». И, наоборот, на формообразовании, изучаются способы создания объемных конструкций, а теория закрепляется на учебной дисциплине «Композиция» по теме «Объемно пространственные композиции».
Рассмотрев данные принципы, мы пришли к выводу, что значимым для нас является деятельностный принцип, освоение которого включает следующие этапы:
- рафинирование субъектно-творческого импульса, т.е. проявление у образовательного субъекта индивидуальных особенностей проектного мышления, уровня проектной культу-
ры, побуждение его к поиску, узнаванию, формированию образа своего «Я»;
-погружение в проектно-культурологи-ческую среду, т.е. создание определенных условий для образовательного субъекта, позволяющих ему вступить в деятельностный диалог с существующей проектной культурой, обогащая при этом собственный культурный запас;
- экстраполяция в меональное пространство, т.е. перенос в социальную практику обогащенного культурного запаса для формирования и преобразования социокультурной действительности.
Данные этапы, индивидуализирующие дизайн-образование, адаптированы к существующей системе учебных дисциплин, не нарушая ее целостности. Визуальная модель, реконструированная в процессе исследования по тематическому принципу, дает возможность наглядно представить систему творческих заданий, а так же решение композиционных, колористических, конструктивных, пространственно-композиционных задач. В процессе выполнения заданий у студентов формируются следующие компоненты проектной культуры (таблица 1).
Когнитивный компонент выражается в освоении первичных навыков владения цветными карандашами, развитии умения заполнять плоскость листа, группировать предметы в соответствии с заданными параметрами композиции. Эмоционально-ценностный компонент находит выражение в умении избирать и изображать понравившиеся эстетические качества предложенного объекта, выражать свои впечатления в целостном образе. Важно, что в рисунках проявляются наблюдательность и воображение, работы носят творческий, индивидуальный характер. Когнитивный компонент отражает многоплановость знания, способствующего пониманию и реализации на практике творческой деятельности. В первую очередь это знания о человеке, личности, её креативности.
Термин «креативность» обозначает способности индивида творчески осмысливать события жизни и собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое. Креативность, находит отражение в профессиональной деятельности, в том, что принято характеризовать как творчество. Знание его специфики является ещё одним показателем когнитивного компонента. Вместе с тем для педагога-мастера, педагога-творца мало знать свой предмет и быть эрудитом. Необходимо так преподнести это знание, чтобы оно вызвало живой отклик у слушателей, пробудило у них желание к познанию, а для этого важно в свою очередь знать и владеть разноплановым педагогическим инструментарием. К инструментарию такого рода относят педагоги-
ческие технологии, средства, формы, методы1.
Деятельностный компонент обеспечивает проявление других потенциальных творческих особенностей его личности, способствует творческой организации им образовательного процесса. В качестве важнейшей составляющей данного компонента выступают творческие способности. Опираясь на изученные материалы, собственные исследования и профессиональный опыт, мы выделяем в деятельностном компоненте творческого потенциала личности следующие способности: генерирование идей, создание нестандартных композиций из стандартных элементов, соединение традиционного и инновационного, аранжировка и детализация высказанных ранее идей и предшествующего опыта, способность находить позиции сближения в несхожих явлениях и позиции расхождения в явлениях близких по сути.
Свобода ассоциаций, быстрое реагирование на изменения, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности педагогических явлений, плодотворное с позиции творчества. Использование актов общения, продуктивное использование «эффекта зеркал» (отражение творчества педагога в творчестве студента и творчества студента в творчестве педагога), частота, чёткость, эмоциональная насыщенность и продолжительность творческого представления, отказ от тупиковых творческих решений и стимулирование нового творческого поиска, рефлексия, совершенная речь. Каждый из названных элементов может существовать в отдельности и с успехом активизироваться в практике, научной деятельности, но вместе они не только усиливают друг друга, но, главное, расширяют сам творческий потенциал личности и придают ему дополнительную мощь.
Задание на изображение с помощью цвета, передача настроения, эмоционального состояния. Данные задания позволяют педагогу развивать индивидуальные особенности эмоционально-эстетического отношения. Сопоставление работ с программами позволяет сделать вывод об осознанном отношении к композиционному решению образов, о проведенном отборе форм, характерных линий. Оформление работ свидетельствует об ориентации учащихся на картинную завершенность каждой работы.
Использование компьютера расширяет возможности в реализации замысла, облегчает выполнение построений, пространственная модель позволяет видеть объект с разных сторон. Работы, выполненные на компьютере, отличает качественный уровень исполнения, что
1 Наумов, В.П. Основы проектной деятельности: учеб. пособие / В.П. Наумов, А.Г. Куликов; под ред. В.Д. Симоненко. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 150 с.
является трудно достижимым при работе традиционными техниками, чем привлекает многих студентов. Также для студентов даются задания на формирование творческого компонента проектной культуры в процессе реализации проектов культурологического содержания: студенты самостоятельно избирают основу для проектирования средства воплощения замысла, возможность реализации в материале (примеры: открытка, плакат, календарь).
На этом этапе происходила реализация инди-
видуальных и групповых проектов. При отсутствии возможностей воплощения проекта в материале проводилась презентация проек-тов1. Органическое соединение ретроспективных методов и инновационных технологий способствуют формированию проектной культуры будущих дизайнеров, что выразилось в поступательном развитии когнитивных, эмоционально-ценностных и творческих ее компонентов.
1 Каукина О.В., Наумов В.П., Наумов Д.В. Эффективность формирования проектной культуры будущих дизайнеров: актуальные проблемы исследования. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева №4(2014), С. 130-139.
Таблица 1 - Компоненты проектной культуры будущих дизайнеров и их уровневые характеристики
Компоненты Показатели Уровневые характеристики
Когнитивный Эстетический кругозор, система знаний сущности проектной культуры, содержание эстетических категорий, отражающая многоплановость знания, способствующего пониманию и реализации на практике творческой деятельности Высокий: наличие глубоких, осознанных, систематических знаний. Средний: наличие базовых знаний. Низкий: отрывочные знания
Рефлексивно-деятельностный Способность к самооценке и прогнозированию возможных последствий проектной деятельности Высокий: в творческой деятельности проявляется инициатива, эмоциональная насыщенность. Средний: в творческой деятельности реализуется ответственность, старательность, но безынициативность. Низкий: инициативность в проектной деятельности не проявляется, поведение не рефлексируется
Креативный Обозначает способности индивида творчески осмысливать события жизни и собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое Высокий: умение профессионально использовать профессиональные знания. Средний: наличие базовых знаний. Низкий: слабая направленность на развитие креативных способностей
Эстетический Предполагает развитие художественного вкуса, способностей, выступающих регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной графической деятельности, а также развитое пространственное мышление Высокий: адекватная самооценка, развитый художественный вкус. Средний: стремление к творческой графической деятельности, старательность, аккуратность. Низкий: интерес к творческой деятельности не проявляется
Эмоционально -ценностный Умение избирать и изображать понравившиеся эстетические качества предложенного объекта, выражать свои впечатления в целостном образе, наличие мотивации к будущей профессионально-педагогической деятельности, связанной с обучением элементам графики на всех ступенях образования, эмоционально-волевые и ценностные отношения и качества личности Высокий: проявляется интерес, адекватная самооценка, направленность на развитие проектной культуры. Средний: интерес проявляется ситуативно, адекватная самооценка. Низкий: неадекватная самооценка, слабая направленность на развитие проектной культуры
В результате оценки работ по названным выше критериям (оригинальность замысла, художественная выразительность, завершенность образа, качество выполнения) выявлены приоритетные типы учебно-развивающих заданий для каждой возрастной категории студентов дизайнеров. На первых курсах приоритетными являются композиционно-колористические задания, в средних - композиционно-конструктивные, в старших - про-
странственно-композиционные.
Каждый из компонентов не только усиливает друг друга, но и расширяет творческий потенциал личности:
- когнитивный компонент формирует первичные творческие навыки личности;
- деятельностный компонент проявляет творческие способности личности;
- креативный компонент пробуждает к созиданию качественно нового знания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. - 1456 с.
2. Генисаретский, О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: автореф. дис. ... канд. искусствоведения (17.00.06) / О.И. Генисаретский. - М., 1988. - С. 8.
3. Зимняя, И.А. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / И.А. Зимняя; под ред. И.А. Зимней. - М., 2001. - 480 с.
4. Каукина, О.В. Формирование проектной культуры личности студента в системе современного образования: учеб.-метод. пособие для студентов / О.В. Каукина. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 64 с.
5. Кантор, К.М. Красота и польза: Социологические проблемы материально-художественной культуры / К.М. Кантор. - М. : Искусство, 1967. - 240 с.
6. Каукина, О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... кан. пед. наук / О.В. Каукина. - М., 2010. - 142 с.
7. Каукина О.В., Наумов В.П. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник Волжского университета имени В Н. Татищева. - Тольятти, 2013. - №4 (14). - С. 102-110.
8. Каукина О.В., Наумов В.П., Наумов Д.В. Эффективность формирования проектной культуры будущих дизайнеров: актуальные проблемы исследования // Вестник Волжского университета им. В Н. Татищева. - 2014. - №4. - С. 130-139.
9. Наумов, В.П., Каукина О.В, Наумов. Д.В. Проектная деятельность (учебное пособие). -Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. - 114 с. ISBN 978-3639-69667-7.
10. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. - 256 с.
11. Наумов, В.П. Основы проектной деятельности: учеб. пособие / В.П. Наумов, А.Г. Куликов; под ред. В.Д. Симоненко. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 150 с.
12. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
B.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
13. Ткаченко, Е.В., Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития. - Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2004 - 240 с.
14. Чернобытов, В.А. Педагогическое проектирование как акмеологическая технология педагогического образования - проект кафедры акмеологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена «Твои вершины» / В.А. Чернобытов. - М., 1998. -
C. 15-21.
15. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учебное пособие / В.Т. Шим-ко. - М.: Архитектура-С, 2005. - 160 с.
16. Юсов, Б.П. Комплект интегрированных полихудожественных программ по изобразительному искусству для дошкольных и общеобразовательных учебных заведений / Б.П. Юсов. -М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - С. 7.