УДК 378.091
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
© 2013 г. Д.В. Гринченкое, Д.Н. Кущий
Южно-Российский государственный South-Russian State
технический университет Technical University
(Новочеркасский политехнический институт) (Novocherkassk Polytechnic Institute)
Обосновывается актуальность использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в информационно-образовательной среде вуза, приводится классификация их контента по образовательно-методическим функциям и типу информации. Рассматриваются правовые аспекты использования ЭОР. Сформулирована идея использования методов экспертных оценок для построения программного продукта экспертизы ЭОР.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; классификация ЭОР; информационно-образовательный контент; интеллектуальная собственность; методы принятия решений.
The article substantiates relevance of using the e-learning resources in educational environment of the University, provides a classification of their content on the educational-methodical functions and the type of information, addressed the legal aspects of their use. The idea to use the methods of expert estimates for software development to expertise the e-learning resources is formulated.
Keywords: e-learning resources; classification of e-learning resources; learning content; intellectual property; methods of decision-making.
Тенденция активного внедрения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательную практику высших учебных заведений обусловлена формированием единого образовательного пространства высшей профессиональной школы с производством и наукой, обеспечивающей системную целостность и динамичность профессиональной подготовки.
Актуальность применения электронного образовательного контента обусловлена также рядом организационных, дидактических, содержательных причин [1]:
1. Необходимость быстрого изменения содержания в соответствии с новыми научными и методическими достижениями.
2. Возможность предоставить студентам доступ к обширным объемам справочных данных, касающихся специфики изучаемого объекта.
3. Потребность использования мультимедийных материалов, позволяющих более наглядно отразить содержание разделов курса.
4. Отсутствие полиграфических проблем при использовании электронных образовательных ресурсов, низкая стоимость копирования данных на электронных носителях.
Внедряемые в образовательный процесс ЭОР должны отвечать следующему ряду требований [2]:
1. Соблюдение законодательства РФ в области защиты авторских прав на всех этапах жизненного цикла ЭОР.
2. Соответствие современному научному и научно-методическому уровню преподаваемых дисциплин, требованиям действующих государственных образо-
вательных стандартов, учет новейших тенденций в образовании и науке.
3. Соответствие установленным в учебном заведении педагогическим, методическим, техническим требованиям к ЭОР, государственным стандартам в области издательского дела и программного обеспечения.
4. Возможность применения ЭОР в рамках всех форм обучения, в том числе при обучении с применением дистанционных образовательных технологий.
5. Модульность ЭОР, предполагающая дидактически и содержательно обоснованное деление на самостоятельно оформленные блоки с целью повторного использования или цитирования в других ЭОР.
Как было отмечено, ЭОР можно применять в рамках всех форм обучения, что, в свою очередь, говорит о многообразии используемых ресурсов. Действительно, их классификацию можно провести по нескольким направлениям [3]:
- по типу среды распространения и использования: Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы;
- по виду содержимого контента: электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы, электронные библиотечные системы (используемые в образовательном процессе электронные документы, объединённые по тематическим и целевым признакам) и т.д.;
- по реализационному принципу: мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения и т.д.;
- по составляющим входящего контента: лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-
имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы и т.д.
Базовые составляющие входящего в ЭОР контента можно классифицировать по образовательно-методическим функциям (рис. 1) и по типу информации (рис. 2).
Благодаря структурированию ЭОР по типу среды распространения и использования можно определить их основные источники для высшего профессионального образования. К ним относятся [4, 5] сайты вузов и их подразделений (в том числе электронная библиотека), сайты тематических научно-образовательных проектов (поисковые платформы издательств, образовательные и тематические порталы) и систем дистанционного обучения (их открытые части).
В электронных библиотеках вузов могут храниться электронные версии изданных в вузах учебных и учебно-методических пособий, сборников задач и заданий, практикумов, методических указаний к лабораторным практикумам, курсовому и дипломному проектированию, учебно-методических комплексов дисциплин, монографий, сборников статей и докладов.
Количество крупных открытых библиотек составляет несколько десятков, закрытых библиотек (с доступом из сети вуза или по выданному аккаунту) -существенно выше.
Многие крупные издательства, такие как Elsevier, Springer, Wiley-Blackwell, развивают свои поисковые платформы. Издательство Elsevier является одним из крупнейших научных издательств в мире, поставляющим свои источники преимущественно в электронном виде, закрывая выход отдельных источников на бума-
ге. В частности, в 2011 г. Elsevier перестал издавать энциклопедии в печатном виде. На сегодняшний день более 50 университетов России, в их числе и ЮРГТУ (НПИ), являются подписчиками крупнейшего ресурса (в частности электронных коллекций журналов) [6].
Поскольку есть целый ряд небольших издательств (в частности университетских), для которых создание таких сервисов не предоставляется возможным, существуют поставщики информации (агрегаторы), заключающие с ними лицензионные договоры и представляющие потребителю в электронном виде уже целые коллекции, составленные из работ разных издательств. Одной из таких компаний является EBSCO Publishing. Это первый западный агрегатор, который пришел на российский рынок научной электронной информации и предоставил доступ к полному тексту с 1999 г.
В качестве примера российского агрегатора может быть приведена электронная библиотечная система «КнигаФонд», разработанная компанией Digital Distribution Center (ООО «Центр цифровой дистрибуции»). «КнигаФонд» начал свое функционирование в 2008 г. в точном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности (части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации), также соблюдаются установленные приказом Рособрнадзора № 1953 критерии для ЭБС. В список партнеров входят такие издательства, как: АСТ, Эксмо, Питер, Дрофа, Издательство МГУ, Издательство Сибирского отделения РАН, Pan Stanford Publishing, Nova Science Publishing, World Scientific Publishing Center, John Wiley & Sons и др.
Электронные учебники
Прототипы традиционных учебников
Оригинальные электронные учебники
Электронные образовательные ресурсы
I
Предметные обучающие системы
Предметные обучающие среды
Электронные учебные пособия
Репетиторы
Тренажеры
Предметные коллекции
Словари, справочники
Практические и лабораторные задания
Электронные
средства контроля
Тесты
Инструментальные средства
Методические рекомендации по контролю знаний
Электронные учебно-
— методические комплексы
Программно-методические комплексы
Дисциплинарные учебно-методические среды
Инновационные УМК
Рис. 1. Классификация контента ЭОР по образовательно-методическим функциям
Рис. 2. Классификация контента ЭОР по типу информации
К научно-образовательным проектам можно отнести [6]:
1. Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru). Данный проект был выполнен по заданию Министерства образования и науки РФ в 2005 - 2010 гг. Его целью стала интеграция образовательных ресурсов в единой информационной системе. Основными компонентами портала являются каталог интернет-ресурсов (более 53 тысяч описаний ресурсов) и электронная библиотека (более 25 тысяч полнотекстовых электронных версий учебных и учебно-методических ресурсов).
2. Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ). Это проект открытого образования (www.intuit.ru), включающий бесплатные дистанционные курсы для повышения квалификации в области информационных технологий.
3. Международный портал образовательных ресурсов Faculty Resource Center, организованный с целью методической поддержки преподавателей университетов, на нем собраны учебные курсы и методические материалы по преподаванию информационных технологий, написанные на разных языках и поддержанные корпорацией Microsoft. Представленные на портале Faculty Resource Center материалы могут быть использованы как для самостоятельного изучения, так и для постановки и внедрения собственных курсов в рамках Microsoft Curriculum License Agreement.
Неотъемлемой частью внедрения ЭОР в процесс обучения является соблюдение прав на интеллектуальную собственность, конфиденциальность личной информации, сроки и условия использования ресурсов и его содержания. Регламентируется использование электронных ресурсов на основе следующей правовой базы [7, 8]:
1. Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ (с изменениями на 27 июля 2010 г.). Базовый нормативный документ, юридически описывающий понятия и определения области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий.
2. Ст. 146 УК РФ «О нарушении авторских и смежных прав».
3. Закон о персональных данных от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (с изменениями от 27.07.2010 № 204-ФЗ).
4. Гражданский кодекс РФ. Часть 4 от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 04.10.2010) - определяет права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
4.1. «Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведений науки, литературы и искус-
ства, а также авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется в соответствии с правилами статей 1228, 1267 и 1316 Гражданского кодекса Российской Федерации, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие части четвёртой Кодекса» (абз. 2 ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.12.2006 № 231-Ф3).
4.2. «Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществлённые ими подбор или расположение материалов (со-ставительство)» (абз.1 п. 2 ст. 1260 части IV ГК РФ от 18.12.2006 № 230-Ф3 в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 318-ФЗ).
4.3. «Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения)» (абз. 1 п. 1 ст. 1266 части IV ГК РФ от 18.12.2006 № 230-Ф3 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 318-Ф3).
4.4. «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения... » (абз.1 п. 2 ст. 1273 части IV ГК РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ).
4.5. «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
4.5.1. Цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
4.5.2. Использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью» (пп. 1-2 п. 1 ст. 1274 части IV ГК РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ).
4.6. «В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введённые в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предостав-
ляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме» (п. 2 ст. 1274 части IV ГК РФ от 18.12.2006 № 230-Ф3 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 318-Ф3).
4.7. «Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору» (п. 1 ст. 1295 части IV ГК РФ от 18.12.2006 № 230-Ф3 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 318-Ф3).
4.8. «Техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения» (абз. 1 п. 2 ст. 1299 части IV ГК РФ от 18.12.2006 № 230-Ф3 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 318-Ф3).
Для установления соответствия разрабатываемых электронных образовательных ресурсов техническим и содержательным требованиям образовательного процесса, требованиям федерального государственного образовательного стандарта, другим нормам действующего законодательства необходимы экспертиза и приемка. В отличие от традиционных учебных материалов, где главным является качество содержания, в сфере оценки качества образовательных электронных ресурсов добавляется проблема оценки технической, эргономической, дизайнерской составляющей ресурса [9].
Существующий подход к решению этой задачи основывается на создании системы внутривузовской экспертизы электронных образовательных ресурсов. В качестве основы организационной структуры в большинстве случаев выступает существующая методическая служба вуза, которая в ряде случаев дополняется специалистами в области технических и эргономических качеств электронных ресурсов.
К основным недостаткам существующего подхода относятся:
- высокий уровень конформизма;
- малая численность экспертной группы и сложность привлечения сторонних участников;
- используется количественная оценка принятия решения, а не качественная.
Поскольку в основе оценки качества электронных образовательных ресурсов должен быть комплексный, системный подход, предполагающий всестороннюю оценку используемого ресурса, устранить недостатки существующего подхода можно путем объединения
механизма сбора знаний экспертов, организации хранения и представления этих знаний и формирования на их основе интегрированной экспертной оценки средствами формальных математических методов.
Методы экспертных оценок, заключающиеся в научном понимании организации проведения всех этапов экспертизы, а также в применении количественных методов на каждом этапе, включают в себя три составляющие:
1. Интуитивно-логический анализ задачи. Процесс основан на логическом мышлении и интуиции экспертов, основан на их знании и опыте. Этим объясняется высокий уровень требований, предъявляемых к экспертам.
2. Решение и выдача количественных или качественных оценок. Данная процедура представляет собой завершающую часть работы эксперта - формирование решения по рассматриваемой проблеме и оценка ожидаемых результатов.
3. Обработка результатов решения. Полученные от экспертов оценки должны быть обработаны с целью получения итоговой оценки проблемы. В зависимости от поставленной задачи изменяется количество выполняемых на этом этапе расчетных и логических процедур. Для обеспечения оперативности и минимизации ошибок на данном этапе целесообразно использование вычислительной техники.
Реализация программного продукта на базе интегрированных экспертных методов принятия решений позволит:
1. Использовать различные методы сбора экспертной информации и их комбинации: интервьюирование, опрос, мозговой штурм.
2. Исключить спор с авторитетами, так как оценки, аргументации и критика даются экспертами анонимно.
3. Привлекать к экспертизе сторонних участников, в том числе и работодателей, используя механизм обратной связи для уточнения данных.
4. Минимизировать временные затраты на коммуникацию с привлекаемыми экспертами.
5. Обрабатывать оценки экспертов при помощи математико-статистических методов, уменьшая их субъективность.
6. Получать интегрированную качественную оценку электронных образовательных ресурсов.
Практическое внедрение предложенного подхода позволит повысить качество используемых в учебном процессе ЭОР, которые будут влиять на качество подготовки специалистов. А само использование такого образовательного контента будет отвечать требованиям модернизации высшего образования, овладения выпускниками компетенциями, обеспечивающими их конкурентоспособность на рынке труда, а также обеспечивать возможность дифференциации и индивидуализации обучения.
Результаты работы получены при поддержке Минобрнауки РФ в рамках государственного задания на проведение НИОКР, шифр заявки № 7.12.
Литература
1. Козловских Л.А. Электронные образовательные ресурсы в информационно-образовательной среде вуза. URL: http://vuz.exponenta.ru/PDF/FOTO/kaz/Articles/Kozlovskih. pdf (дата обращения: 27.08.2012).
2. Основные положения концепции образовательных электронных изданий и ресурсов/ А.В. Гиглавый, М.Н. Морозов, А.В. Осин, О.И. Руденко-Моргун, Ю.М. Тараскин [и др.]; под ред. А.В. Осина. М., 2003. 108 с.
3. Классификация электронных образовательных ресурсов. URL: http ://co167.ru/upload/userfiles/1 /klasifikacia-yelektronyh-obrazovatelnyh-resursov.pdf (дата обращения: 27.08.2012).
4. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования. URL: http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm (дата обращения: 05.09.2012).
5. Электронные ресурсы: быть или не быть? URL: http://muniver.khstu.ru/media/attachments/2011/02/04/MM_ университет_2_9_lсайт.pdf (дата обращения: 05.09.2012).
6. Сигалов А.В., Скуратов А.К. Открытые образовательные ресурсы для высшего образования в России: достижения и проблемы. URL: http://iite.unesco.org/files/conference 2010/Sigalov.pdf (дата обращения: 12.09.2012).
7. Авторское право в интернете. URL: http://www. gaudea-mus.omskcity.com/489/my_pdf_library_legitimacy.html (дата обращения: 12.09.2012).
8. Шрайберг Я.Л. Российские электронные библиотечные ресурсы и авторское право. URL: http://www.elibconsult. ru/page.jsp?pk=node_1254322859910 (дата обращения: 12.09.2012).
9. Положение об экспертизе образовательных электронных изданий и ресурсов URL: http://www.ksu.ru/RFminedu/ polozhenie_24june2002.htm (дата обращения: 12.09.2012).
Поступила в редакцию 15 ноября 2012 г.
Гринченков Дмитрий Валерьевич - канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт). E-mail: grindv@yandex.ru
Кущий Дарья Николаевна - аспирант, кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники» Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт). E-mail: dkushchiy@rambler.ru.
Grinchenkov Dmitriy Valerievich - Candidate of Technical Scince, assitant professor head of department «Software computer engineering»South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). E-mail: grindv@yandex.ru
Kushchiy Daria Nikolaevna - post-graduate student, department «Software computer engineering»South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). E-mail: dkushchiy@rambler.ru_