^[ГШ , Е^^ЕШ
Социальная психология и коррекционная педагогика
14. Garellick G. Life expectancy and cost utility after total hip replacement / G. Garellick, H. Malchau, P. Herberts et al. // Clin Orthop.- 1998.- №346.-P. 141-151.
15. Garellick G. Specific or general health outcome measures in the evaluation of total hip replacement. A comparison between Harris hips score and Nottingham health profile / G. Garellick, H. Malchau, P. Herberts // J. Bone Joint. Surg. -1998.- Vol. 80 -B.- P. 600-606.
16. Muller M.E. International documentation and evaluation system in ortho-
pedic surgery. Part I: Total hip arthroplasty / M.E. Muller, R. Giacometty-Ce-roni, F. Langlais et el. // 61st AAOS meeting.- NY.: Springer Verlag, 1994.- 36 p.
17. Soderman P. Outcome after total hip arthroplasty. Part II. Disease specific questionnaires Herberts et el. // Acta Orthop. Scand.- 2001.- Vol. 72.-P. 113-119.
18. Soderman P. Outcome of total hip replacement. A comparison of different measurement methods / P. Soderman, H. Malchau, P. Herberts // Clin. Orthop.- 2001.- № 388.- P. 95-99.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Э.А. Маврина, ст. преподаватель кафедры социальной работы ACO
(КСЮИ), г. Казань
Экономические и социальные перемены, произошедшие в стране в 90-е гг. XX в., привели к кризисным явлениям в современной семье. Со-циопатическая семья стала основной причиной генезиса всех деструктивных тенденций, которые охватили современное детство.
Усиливающееся на протяжении последних лет внимание к вопросам социальной защиты семей с детьми, возведение данной проблемы в ранг государственной, о чем, в частности, говорит создание по инициативе премьер-министра России Владимира Путина Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, безусловно, является большим достижением. Вместе с тем ряд обстоятельств свидетельствуют о том, что работа в указанном направлении должна развиваться, причем форсированно.
На первом заседании попечительского совета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, его председатель министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова отметила, что «в 2007 году в России на учете состояло 274,8 тыс. семей с трудной жизненной ситуацией, в которых воспитывалось 489,5 тыс. детей. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 712 тыс., и ежегодно увеличивается на 120 тыс. [6].
Большая часть таких детей направляется в государственные учреждения интернатного типа, некоторые обретают семейные формы жизнеустройства, часть направляется в специализированные учреждения для несовершеннолетних - социальные приюты, социально-реабилитационные центры,
Казанский педагогический журнал
1'2006
работа которых направлена на удовлетворение минимальных потребностей детей в жилище и пище, а также оказание всесторонней реабилитационной помощи, включая определение правового статуса ребенка и места нахождения членов семьи или родственников, предоставление комплекса социальных услуг.
Анализ работы таких учреждений показывает, что система воспитания в них не готовит детей к самостоятельной жизни. Для воспитанников учреждений зачастую характерны синдромы психической депривации, они испытывают трудности в адаптации к окружающему миру, дефицит жизненно важных навыков, необходимых для успешного функционирования и самостоятельного существования, что снижает их социальную и трудовую продуктивность [2].
В учреждениях ребенок сталкивается с тем, что важным в них признается послушание, подчинение требованиям взрослых, безропотное выполнение этих требований. Следствием ориентации на дисциплину и подчинение является усугубление диагнозов, усиление всех болезней как соматических, так и психических. Ребенок оказывается не в состоянии сформировать «заместительную» привязанность к кому-либо из воспитателей ввиду отсутствия достаточного постоянства ухаживающего лица, следствием чего являются реактивные расстройства привязанности [4, с.264].
Как свидетельствуют многочисленные психологические исследования (Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, Е.С. Иванов, А.Д. Виноградова, И.В. Дубровина и др.), темп психи-
60
ческого развития воспитанников приютских учреждений замедлен. Развитие имеет ряд негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллекта, беднее эмоциональная сфера, позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля. Более того, у этих детей наблюдается не просто отставание в развитии или недоразвитие, а интенсивное формирование принципиально иных механизмов, особенно в социально-эмоциональной сфере, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях. Это, по-видимому, происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в детском социальном учреждении не требует от личности ребенка той ее функции, которую она выполняет или должна выполнять в нормальной семье [1, с.21-22].
Дети из неблагополучных семей, т.е. основной контингент приютских учреждений, в силу имеющихся у них отклонений в психическом и физическом развитии, по мнению многих исследователей ( А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых и др.), составляют группу повышенного риска высокой вероятности девиантного поведения в настоящем и будущем [5].
Всем детям - воспитанникам учреждений присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле этого слова: неумение вести себя за столом, отсутствие навыков гигиены, отсутствие ценностных ориентаций, гиперсексуальность, воровство, лживость, потеря ценности
человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие норм морали и нравственности, что приводит к деформациям в морально-нравственном развитии.
Особенностью социализации этих детей является замещение главного института социализации - семьи -учреждением, что приводит к деформации процесса социализации. А ранняя депривация одной из базовых человеческих потребностей - потребности в любви, принятии и уважении - становится источником выраженных нарушений в эмоционально-личностной сфере.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить факторы, затрудняющие социализацию воспитанников учреждений. На основе работ В.С.Мухиной, Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан, И.А.Бобылевой и других можно выделить следующие особенности, влияющие на процесс социально-педагогической реабилитации в учреждениях:
• специфическая закрытость учреждения, ограниченность социального пространства и социальных связей воспитанников, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта;
• ограничение социальной активности воспитанников учреждений;
• жесткая регламентация жизнедеятельности;
• вынужденность воспитанников ориентироваться на официально принятые нормативы, которые нередко носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односто-ронни;
• дефицит индивидуализированного общения с взрослыми, повышенная контактность общения, отсутствие возможностей для релаксации, снятия негативного психического напряжения;
• отсутствие или ограниченность у ребенка возможности иной групповой принадлежности, выбора сообщества сверстников за пределами учреждения;
• дефицит моделей внутрисемейных отношений;
• дефицит моделей и образцов социального, полоролевого поведения;
• недостаточная включенность детей в процесс бытового жизнеобеспечения учреждения;
Влияние вышеперечисленных факторов, которые можно рассматривать как институциональные особенности государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляется на каждом этапе возрастного развития и в каждой из сфер становления личности воспитанников учреждений. В связи с чем современное сиротство как социальное явление требует комплексного внимания на медико-психолого-педагогическом уровне и должно стать объектом комплексной реабилитации, выдвигающей задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии и социальной адаптации и интеграции детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» дает следующее определение: «Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность
Казанский педагогический журнал
1'2006
гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».
Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-Ф3, ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь: это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Понятие «реабилитация» (КеаЬШ-1аПо позднелат. - восстановление) в классическом энциклопедическом истолковании в том смысле, в котором мы употребляем этот термин (в праве и медицине), - это комплекс мер, направленных на восстановление
(или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.
Сегодня понятие «реабилитация» распространяется на всю сферу социальной работы, более того, становится «отраслевым», а затем по некоторым основаниям начинает подменять такие понятия, как «социализация», «воспитание», становится основополагающим в смежных сферах знания, объектно связанных с социальной работой - в педагогике, психологии, социальной психологии и социологии.
Общей целью реабилитации в учреждениях является оказание детям и подросткам содействия в оптимальном общественно и лично значимом выборе жизненного пути.
Одним из наиболее действенных способов решения этой задачи является вовлечение несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в учреждениях, особенно в сельской местности, в трудовую деятельность, освоение навыков ведения хозяйства, приобщение к ценностям труда.
Данные установки нашли выражение в Программе психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, которая была апробирована и внедрена в 20032007гг. на базе социальных приютов «Тургай» Сабинского муниципального района, «Мечта» п.г.т. Аксу-баево, «Теплый дом» Дрожжановско-го муниципального района Республики Татарстан.
На определение порядка реализации программы оказали влияние сле-
62
дующие обстоятельства: малочисленность приютов (единовременное количество воспитанников в приютах колеблется в пределах 25-40 человек); относительная географическая и социальная изолированность; дефицит информированности и узость кругозора воспитанников; унифицированность и мононаправленность мышления и мировосприятия подростков, находящихся в приюте, обусловленные характером среды и особенностями воспитания; дефицит социализирующего воздействия, дезадаптированность детей; уровень подготовленности воспитанников сельских приютов к сельскохозяйственному труду, наличие среди воспитанников детей, не имеющих трудовых навыков; специфика кадрового обеспечения приютов, что сделало невозможным проведение апробации в хрестоматийно чистом виде и использование классического арсенала методов социологического, психологического исследования и контроля.
Осуществление работы в период 2003-2007 гг. проходило поэтапно:
1. Подготовительный (20032004 гг.), в ходе которого было проведено ознакомление с объектом работы; организовано взаимодействие с организациями, выразившими намерение принять участие в реализации программы.
2. Внедренческий (начало 2004 -2006 гг.). Внедрены элементы прогрессивных форм и способов ведения приютского приусадебного хозяйства, осуществлена программа приобщения детей и подростков к сельскохозяйственному труду и освоению навыков
ведения хозяйства, разработана программа психолого-педагогической реабилитации подростков методом обучения навыкам предпринимательского мышления.
3. Аналитический (2007-2008 гг.) -подготовлены отчеты и программы.
Воспитание, трудовая реабилитация являются одними из основных понятий в социальной педагогике и организации социальной работы и педагогического процесса в специализированных учреждениях для несовершеннолетних. При этом работа по приобщению воспитанников к сельскохозяйственному труду и освоению навыков предпринимательского мышления не является самоцелью. Это одна из целей более масштабной работы по формированию личности воспитанника приюта.
Исходя из современных концепций статусно-ролевого подхода к пониманию социальной сути человека, индивид должен не только освоить определенный жизненно необходимый набор социальных ролей, но и быть готовым к их исполнению и исполнять в различных жизненных ситуациях. Но помимо освоения и закрепления нормативной структуры и заданных образцов деятельности и поведения перед индивидом стоит задача - определение и принятие системы приоритетов, формирование активной позиции на самореализацию в каких-то социальных ролях.
Сельскохозяйственный труд, применительно к условиям жизнедеятельности сельских приютов, в этом смысле является наиболее оптимальным. Здесь существует многопрофильное хозяйство и развитая
^[ГШ , E^^^HZEQ
Казанский педагогический журнал
Ï2QQÔ
сельскохозяйственная инфраструктура, имеются необходимая техника, а также специалисты по ведению этого хозяйства.
Дети и подростки, попадающие в сельские приюты, весьма ограничены в возможностях будущего жизнеустройства. Они не обременены значимыми родственными связями и средствами, которые могут позволить решить свои проблемы за пределами района и села, равно как в силу особенностей социализации, воспитания и образования редко бывают востребованы в системе специального и высшего образования. В то же время практически у всех их семей есть приусадебные хозяйства, пусть «мертвые», но существующие. В плане развития предпринимательства сельские районы сегодня - это tabula rasa со всеми вытекающими отсюда последствиями. И даже если рассматривать проблему с самой приземленной стороны, то большинство воспитанников сельского приюта могут в будущем значительно улучшить свое положение хотя бы за счет участия в сельскохозяйственном секторе экономики.
Процесс социальной адаптации в рамках программы включал три этапа.
- Диагностически-ориентировочный представляет собой вводный, ориентирующий этап, направленный на определение личностных, поведенческих особенностей, ценностного мира несовершеннолетних.
- Интеграционно-развивающий этап направлен на достижение основного спектра позитивных изменений, новообразований в личности ребенка, его эмоциональной сфере, поведении, ценностных установках.
- Итогово-проекционный этап является завершающим и предполагает диагностику изменений, произошедших с ребенком; построение индивидуальных жизненных планов несовершеннолетних на ближайшую и дальнюю перспективу жизни; оценку эффективности через соотнесение полученных результатов с предусмотренными критериями.
Наиболее оптимальным способом реализации поставленных целей и задач является отталкивание от факта признания каждого социального объекта сложной саморазвивающейся системой с комплексом детерминант и опосредующих горизонтальных и вертикальных связей и отношений. При этом необходимо учесть общественно заданные ориентиры развития личности и специфику жизнедеятельности сельских социальных приютов, полностью расположенных в сельскохозяйственных районах, отличающихся к тому же сложной социокультурной обстановкой, где сосуществуют со своими традиционными социокультурными и религиозными укладами татарское, русское и чувашское население. В связи с чем оптимальным было следование следующим принципам имманентного подхода (анализа, объяснения, понимания и пр.) при внедрении программы:
1. Изучаемый феномен должен быть соотнесен с условиями. Применительно к задачам реализуемой программы это означает, что исследовательскую и практическую работу по формированию позитивного отношения к труду и приобщение к навыкам современного ведения хозяйства необходимо осуществлять в контексте
64
социально-экономических и социокультурных обстоятельств, в которых проходила первичная социализация воспитанников, а также осуществляется непосредственная жизнедеятельность приюта.
2. Выделение и фиксация переменных, определяющих качественное состояние и устойчивость объекта или изучаемого феномена. В соответствии с задачами настоящей программы становится необходимым выявить позиции действующих индивидуальных и социальных агентов воздействия на личность воспитанника приюта, цели, содержание, способы и методы этого воздействия.
3. Анализ самих взаимодействий в рамках структуры и по ее поводу. В рамках предлагаемой программы они пролегают сразу в нескольких плоскостях: на границах взаимодействия субполя приюта с естественной традиционной средой, семьями, институционализированными структурами различного уровня, общественностью.
4. Поиск или выявление функциональной обусловленности субъективного объективным. Выход на уровень выявления дискретности с фиксированием значимых точек соприкосновения и факторов, особенностей дает реальную возможность понимания сути диспозиций и механизмов как адаптации субъекта к определенным социальным условиям, так и адаптирования условий применительно к собственному субъективному пониманию сути осуществляемого им социального действа.
5. Самообъективация, которая выступает как попытка преодоления противоречия между субъективной
активностью и автономностью исследователя в конструировании объекта и основным смыслом исследовательских действий.
Отличительной особенностью программы является необходимость высокой степени разработанности методического обеспечения, которое не только определяет содержание и этапы всего процесса реабилитации ребенка, включенного в программу, но и предъявляет соответствующие требования к кадровому обеспечению.
Специалисты, работающие по данной программе, должны иметь не только теоретические знания, но и владеть практическими умениями и навыками применения психолого-педагогических и социокультурных методик, а именно: знать физические, физиологические, психические, поведенческие особенности несовершеннолетних в определенном возрастном периоде; иметь представление о специфике контингента детей группы риска, их личностных особенностях; знать воспитательные системы трудных детей на основе труда; иметь экономические знания в сфере предпринимательства; владеть навыками проведения групповой социально-психологической работы; владеть методиками и приемами экспресс-диагностики; иметь опыт постановки театрализованных сказочных представлений.
Таким образом, реализуемое в условиях программы формирование определенной системы социально значимых ценностей в сознании воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, раскрытие потенциала труда, прежде всего,
■■■ ......
4- п^^^шш
Казанский педагогический журнал
1'2006
как творческого процесса и осознание его возможностей в плане жизнеустройства при любом выборе жизненного пути, может стать основой экстраполяции этих принципов на любой вид общественно полезной деятельности и иметь действенные результаты в процессе социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Литература:
1. Архиреева Т.В., Страбахина Т.Н. Особенности переживаний эмоций детьми-воспитанниками детского приюта // Социальная работа с детьми и подростками группы риска.— СПб., 2000.— С.21-22.
2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. H.A. Стребелевой. — М.: Полиграф-сервис, 1998.— 125 с.
3. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой.— СПб., 2000.— С.108.
4. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. — М., 1990.— С.264.
5. Прихожан A.M., Толстых H.H. Дети без семьи.— М., 1990.
6. Российская газета - Федеральный выпуск.— 2008.— №4775.
7. Шипицы1на Л.М. Диагностика наркомании у подростков группы риска // Социальная работа с детьми и подростками группы риска.— СПб., 2000.— С.146-147.
8. Шипицы1на Л.М. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи / / Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Материалы Всерос. научно-практ. конференции.— М., 1998.— С.19-27.