Таким образом, становление самопонимания - перспективный путь социально-педагогической профилакти-ки, когда подростки учатся не поступать во вред себе, быть устойчивыми к негативным воздействиям среды, организовывать свой жизненный путь в соответствии со своими целями и ценностями, стремятся найти свое место в жизни, самореализоваться.
литература
1. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: рук-во для специалистов соц. практик / Министерство образования и науки РФ. М. : Мос. гор. фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004.
2. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под ред. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2005.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М. : ТЦ «Сфера», 2004.
4. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: сб. программ / под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПб. : Изд-во «Образование - Культура», 2003.
5. Профилактика аддиктивного поведения школьников : учеб.-метод. пособие / под ред. В.А. Барабохиной. М. : Каро, 2006.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец. М. : Педагогика, 1984. Т. 1. С. 264.
7. Выготский Л.С. Проблема возраста // Вопросы детской психологии. СПб. : СОЮЗ, 1997. С. 6.
Self-understanding as means of social and pedagogical precaution for addictive behaviour of teenagers
There are represented the factors and stages of selfunderstanding development as defense means for addictive behavior of teenagers. There are described approved social and pedagogical conditions for self-understanding development; it helps to take precautions against addictive behaviour.
Key words: self-understanding development, addictive behavior, social and pedagogical precaution, teenagers.
м.м. шубович
(ульяновск)
специфика организации социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в условиях семейных воспитательных групп
Приводятся данные, показывающие, что семейные воспитательные группы являются эффективной формой социального обслуживания подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Организация социально-педагогической деятельности с подростками в условиях семейных воспитательных групп способствует повышению интеллектуальной, эмоциональной компетентности подростков, компенсирует недостающий положительный опыт семейной жизни.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, семейная воспитательная группа, реабилитационный центр, опыт семейной жизни.
Нестабильность социально-экономической и политической жизни современного общества расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно влияющих на появление и развитие таких явлений, как детская безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. К таковым факторам следует отнести кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей; нарастание психосоциальных перегрузок у родителей; жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде [4].
Подростковым принято считать период развития детей от 11 до 15 лет. В этом возрасте происходят бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности подростка. подростковый возраст часто называют пери-
© Шубович М.М., 2010
одом диспропорций в развитии. в этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышаются чувство собственного достоинства и обидчивость. Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении, неуспеваемости, неадекватного поведения. Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Стремление жить в соответствии со своими идеалами, выработка своих образцов поведения могут приводить к столкновению взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации [5].
Подросток - это еще недостаточно зрелая личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств, это пограничная стадия между детством и взрослостью. Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуе-мостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания [1].
Девиации (или отклоняющееся поведение) могут быть охарактеризованы как взаимодействие подростка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Типичными проявлениями девиантного поведения являются такие ситуационно обусловленные поведенческие реакции, как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное систематическое уклонение от учебы или трудовой деятельности, систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм, наркотизация [5].
Как утверждает С.А. Беличева, в основу всей системы профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно -карательного подхо -
да к подросткам и детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойное существование в здоровой социальной среде. Эта позиция была закреплена в указе Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» [1]. В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков и среди них - социальнореабилитационные центры для несовершеннолетних.
Социальная помощь, оказываемая несовершеннолетним в условиях реабилитационных центров, принципиально отличается от социальной помощи различным категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием подростка, его развитием, успешной социализацией [5]. М.А. Га-лагузова определяет, что социальнопедагогическая деятельность - это специфический вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи в воспитании, обучении, образовании и развитии подрастающего поколения в процессе его социализации, освоения социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе [3].
Значительный вклад в изучение проблем развития социально-педагогической деятельности в России внесли выдающиеся педагоги прошлого, такие как И.И. Бецкой, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др. В отечественной педагогической науке проблемы интеграции в общество детей и подростков с проблемами и отклонениями в развитии рассматриваются в работах Г.М. Андреевой, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, С.А. Бадмаева, М.А. Га-лагузовой, Л.М. Панковой, Л.Я. Олифи-ренко, Е.Н. Ярской-Смирновой и др.
Государственное учреждение социального обслуживания «Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних “Открытый дом”» в г. Ульяновске создано на основании постановления главы администрации ульяновской области от 6.12.1994 г. Учреждение находится в ведении департамента социальной защиты населения Ульяновской области, который одновременно выступает его учредителем. Основными задачами учреждения в пределах его компетенции являются:
1) профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
2) предоставление несовершеннолетним временного проживания до определения наиболее оптимальных форм их жизнеустройства;
3) оказание экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их социальная реабилитация и т.д.
В 2003 г. в ГУ СРЦН «Открытый дом» появилась новая форма воспитания детей, лишенных родительского попечения, -семейная воспитательная группа. Семейная воспитательная группа не является формой семейного устройства ребенка. находясь в семейной группе, подросток остается под опекой государства. Семейная воспитательная группа - гибкая форма социального обслуживания детей, т.к. она может быть применима для устройства детей с установленным юридическим статусом и без него; срок воспитания устанавливается исходя из конкретных нужд ребенка и широко варьируется. Базой для создания такой группы является реальная семья российских граждан, которая берет на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения и осуществляет ее при активной поддержке последнего. Семейная воспитательная группа - структурное подразделение центра, в котором один из членов семьи -воспитатель с оплатой 1/3 ставки за каждого взятого в семью ребенка, который получает соответствующие нормам снабжения одежду, обувь и продукты или их денежный эквивалент [2; 6].
Семейная группа органично совмещает интересы ребенка (который хочет жить в семье, иметь право на персональную любовь и заботу) с интереса-
ми воспитателя (который испытывает потребность воспитывать подростка и нуждается в работе) и специализированного учреждения (которое таким образом решает проблему компенсации отсутствия семейного влияния на воспитанника, дает ему шанс стать в дальнейшем членом этой семьи) [6].
В ходе данной работы нами проводилось исследование, целью которого являлось выявление эффективности социально-педагогической деятельности в семейных воспитательных группах в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Открытый дом». В данной работе приняли участие десять семейных воспитательных групп, в состав которых входят 10 воспитателей и 25 воспитанников 12 - 15 лет. для исследования использовался метод анкетирования.
По результатам исследования можно констатировать, что переход в семейную воспитательную группу повышает интеллектуальную, эмоциональную и социальную компетентность подростков, нормализуется их психическое состояние, расширяются представления об окружающем мире; активно формируются санитарнобытовые, трудовые навыки, актуализируется творческий потенциал в различных видах деятельности, появляются успехи в учебе; имеет положительную динамику характер общения со сверстниками и взрослыми, процесс социализации подростков осуществляется более успешно. Кроме того, семейные воспитательные группы компенсируют недостающий положительный опыт семейной жизни и предоставляют подросткам возможность обрести семью.
наше исследование проходило в два этапа. на первом этапе были опрошены подростки, посещающие семейные воспитательные группы. Результаты исследования показали, что подростки предпочитают находиться не в социальнореабилитационном центре, а в семейновоспитательной группе и на вопрос «Нравится ли тебе жить в этой семье?» 98% респондентов дали положительный ответ. Они объясняют это так: «там хорошо», «у меня много друзей», «у меня есть своя комната», «меня здесь любят». Подростки, не посещающие семейную воспита-
тельную группу, на вопрос «Хочешь ли ты посещать семейную воспитательную группу и почему?» отвечали положительно: «Там будут больше обращать внимание», «Будут покупать продукты и вещи только для нас», «Мы будем жить в семье, как дома» (87%).
В пользу семейных воспитательных групп свидетельствуют и ответы детей на вопрос «Где ты хочешь жить?». 20 человек (80%) из семейных воспитательных групп ответили, что хотят жить в данной семье, 5 - что хотят вернуться в родную семью (20%). Дети, которые хотят вернуться в родную семью, обосновывали это тем, что «в новой семье хорошо, но дома есть мама и папа», «очень скучаю по родителям». Ответы подростков еще раз подтверждают тот факт, что семья имеет огромное значение в жизни подростка. Однако 16 воспитанников семейных групп (63%) и 10 воспитанников центра, семейные группы не посещающие (40%), но участвовавшие в опросе, не хотят возвращаться в родную семью. Как показывает исследование, причиной этого являются алкоголизм родителей и жестокое обращение с детьми в родных семьях.
Подтверждением тому, что семейная воспитательная группа является наиболее эффективной формой реабилитации подростка, служат ответы респондентов на вопрос «Чем отличается жизнь в семейной воспитательной группе от твоей прежней жизни в центре?». Основными ответами респондентов были «Меня здесь больше любят», «Здесь хорошо кормят», «Мы часто ходим гулять в парк», «здесь спокойно, никто не шумит». Таким образом, можно сказать, что в условиях семейной воспитательной группы подростки чувствуют себя более комфортно, т.к. находятся в атмосфере любви, поддержки и понимания.
Как показывают ответы респондентов, в семейных воспитательных группах социально-педагогический процесс организован на более высоком уровне, так, воспитательная и досуговая программы более разнообразны, содержательны, нежели в центре. Об этом свидетельствуют ответы детей на вопрос «чем вы занимаетесь в свободное время?». Помимо игр и развлечений, которые проводятся и в центре, дети, воспитывающиеся в семейных
группах, отметили, что это занятия спортом (60% ), экскурсии в музей (48%), посещение театра (82%), занятия в кружках (76%). Воспитанники семейных групп активно занимаются в кружках народных музыкальных инструментов, в вокальной студии, секции по греко-римской борьбе, посещают кружки изобразительного искусства. результатом таких занятий являются отчетные концерты, выступления на концертных площадках и в клубах, выставки, успех на соревнованиях.
В большинстве семейных воспитательных групп имеются собственные дети. На вопрос «Дружите ли вы с ними?» 67% ре-спонденов ответили положительно. На втором этапе исследования был проведен опрос воспитателей с целью выявления значимости семейных воспитательных групп в жизни подростков. Главной целью воспитателей при создании данных групп была «внутренняя готовность и желание помочь попавшим в беду детям, заменить им родную семью». Такой ответ свидетельствует о том, что семейно-воспитательная группа способствует развитию у воспитателей чуткости, душевной заботы, повышению педагогической культуры воспитателей.
На вопрос «Каким было отношение воспитанника к учебе при поступлении в вашу семейную воспитательную группу?» воспитатели дали два варианта ответа: «равнодушное» и «отрицательное» -у 78% воспитанников, что свидетельствует об отсутствии у подростков интереса к обучению в школе. Однако в процессе реабилитации в группе отношение воспитанников к учебе меняется. На вопрос «Изменилось ли отношение детей к учебе в процессе реабилитации?» 7 респондентов-педагогов ответили, что у большинства детей поменялось на более активное, ответственное (46%). Данный ответ позволяет сделать вывод, что пребывание в семейной воспитательной группе способствует формированию интереса к учебе у подростков.
При ответе на вопрос «Какие отношения складываются у подростка в школе с одноклассниками и учителями?» респонденты отмечают улучшение отношений с учителями (48%), возникновение дружеских отношений с одноклассниками (65%), появление у детей уверен-
ности в собственных силах (37%). Переход ребенка в другую школу способствует снятию у него стигматизации. Благоприятный климат в семейной воспитательной группе создает хорошее настроение у подростков, что в результате приводит к формированию дружеских отношений с одноклассниками, а успехи в учебной деятельности способствуют налаживанию хороших отношений с учителями.
В процессе реабилитации в условиях семейных воспитательных групп меняется отношение подростка к окружающим. В своих ответах педагоги-респонденты указали положительные тенденции, считая, что им удалось приучить детей следовать определенным моральным нормам и принципам, принятым в обществе. В девяти случаях было отмечено формирование у детей чувства эмпатии к близким и товарищам (36%), пять воспитателей отметили, что дети стали более спокойными (22%). Это еще раз подтверждает наилучшую социализацию ребенка в условиях семейной воспитательной группы.
На вопрос «Каким образом семейновоспитательная группа способствует изменению отношения ребенка к труду?» респонденты-педагоги дали следующие ответы: «Дети учатся распределять обязанности между собой» (42%), «Приобретаются навыки самообслуживания» (89%), «Появился интерес к трудовой деятельности» у 73%. Эффективность деятельности семейных групп подтверждает и ответ на вопрос «развитию каких качеств у воспитанников, на ваш взгляд, способствовала реабилитация в условиях семейной воспитательной группы?». Наиболее распространенными были следующие варианты - трудолюбие (74%), аккуратность (64%), ответственность (43%). Эти данные говорят о том, что в семейной воспитательной группе (в сравнении с группами реабилитационного центра) значительно лучше организован педагогический процесс, происходят формирование и развитие у воспитанников нравственноэстетических качеств, чему способствует личный пример воспитателя и других представителей семьи.
итак, функционирование семейных воспитательных групп дает положительный социальный эффект. В подавляю-
щем большинстве у воспитанников семейных групп отмечается положительная динамика в состоянии здоровья, развитии и адаптации. Переход в семейную группу повышает их интеллект, эмоциональную, социальную компетентность, расширяет представления об окружающем мире, активно формирует санитарно-бытовые, трудовые навыки, активизирует творческий потенциал во многих видах деятельности, меняет характер общения со сверстниками и взрослыми, способствует лучшей социализации и адаптации к дальнейшей жизни.
Литература
1. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестн. психосоц. и коррекционно-реабилитационной работы. 2005. № 1. С. 3 - 5.
2. Блохина С.И., Козлова В.П., Старшино-ва А.Л. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России // Рос. журн. соц. работы. 2004. № 1. С. 53 - 56.
3. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. 2008. № 3. С. 36 - 39.
4. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении : пособие для сотрудников специализированных учреждений соц. реабилитации несовершеннолетних. М., 2006.
5. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности : пособие для сотрудников центров / под ред. Г.М. Иващенко. М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999.
6. Храмова Т.А. Семейная воспитательная группа: трудности и проблемы // Работник соц. службы. 2002. № 2.С. 41 - 45.
Specifics of social and pedagogical work with under-agers in the family groups
It is proved that family groups are effective form of social service for teenager who are in difficult life situation. The organization of social and pedagogical work with teenagers in family groups helps to increase their intellectual and emotional competence. Also it compensates the lack of positive experience of family life.
Key words: social and pedagogical work, family group, rehabilitation center, experience of family life.