Научная статья на тему 'Методологические проблемы исследования проявления агрессивного поведения'

Методологические проблемы исследования проявления агрессивного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3788
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АВЕРСИВНЫЕ СТИМУЛЫ / АГРЕССИВНЫЕ РЕАКЦИИ / ИНСТИНКТ / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКИ / "НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ" / СОЦИАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ / ФРУСТРАЦИЯ / "NEGATIVE AFFECT" / AGGRESSIVE BEHAVIOUR / STIMULUS PROVOKING AGGRESSION / AGGRESSIVE EACTIONS / INSTINCT / INFORMATIVE PROCESSES / SOCIAL SKILLS / BLOCKING OF REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гурская И. Ю.

В статье рассматриваются теоретические и методологические основы изучения феномена агрессии как актуальной проблемы современного общества. Изложены основные подходы отечественных и зарубежных авторов к пониманию агрессивного поведения личности. Анализируются методологические проблемы выявления и изучения показателей и характеристик агрессии, а также теоретическая «многоликость» подходов в исследовании данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Problems the Research of Aggressive Behavior

This article deals with the study of the aggression in modern society and states principal theoretical scientific attitudes about mechanisms and factors of aggressive behavior of a person. The methodological problems of the study indicators and general characteristics of the aggression are analyzed.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы исследования проявления агрессивного поведения»

з) не удается уснуть.

Важно, чтобы игрушка справилась со всеми трудными ситуациями;

3) итог: дети делятся своими впечатлениями о занятиях, говорят, что им больше всего запомнилось.

Использование данной программы в начальной школе способствует наращиванию адаптационных возможностей детей, так как многие тревожные ситуации, мешающие полноценной адаптации, оказываются разрешенными. Кроме того, дети знакомятся с целым набором конструктивных пове-

денческих стратегий. Здесь же происходит формирование навыков социального взаимодействия, развивается мотивация достижения, растет уверенность ребенка в себе. Конечно, участие в программе само по себе не гарантирует обеспечения социально компетентного поведения ребенка в обществе, однако реализация всех представленных мер в комплексе дает возможность оказывать ему действенную помощь в обретении социальной умелости и целенаправленно вести работу по развитию социальной компетентности.

УДК 159.922

И.Ю. ГУРСКАЯ

Саратовский государственный университет, кафедра психологии E-mail: antongr89@mail.ru

Методологические проблемы исследования проявления агрессивного поведения

В статье рассматриваются теоретические и методологические основы изучения феномена агрессии как актуальной проблемы современного общества. Изложены основные подходы отечественных и зарубежных авторов к пониманию агрессивного поведения личности. Анализируются методологические проблемы выявления и изучения показателей и характеристик агрессии, а также теоретическая «многоликость» подходов в исследовании данного феномена.

Ключевые слова: агрессивное поведение, аверсивные стимулы, агрессивные реакции, инстинкт, когнитивные процессы, надежность и валидность тестовой методики, «негативный аффект», социальное научение, фрустрация.

i.Y GURSKAYA Methodological Problems the Research of Aggressive Behavior

This article deals with the study of the aggression in modern society and states principal theoretical scientific attitudes about mechanisms and factors of aggressive behavior of a person. The methodological problems of the study indicators and general characteristics of the aggression are analyzed.

Key words: aggressive behaviour, stimulus provoking aggression, aggressive reactions, instinct, informative processes, «negative affect», social skills, blocking of requirements.

Проблема агрессивного поведения личности все чаще затрагивается в контексте изучения психологии современного общества. В условиях социального неравенства, политики «индивидуализма» происходит постоянное нарастание напряжения и конфликтности между людьми. Однако ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождения и про явления агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно достичь,- это временно не допускать

подобных проявлений или ослабить их интен сивность. Причиной неудач в поисках средств борьбы с агрессивными проявлениями в поведении человека остается отсутствие ответа на вопрос о природе их возникновения. Нет однозначных данных о том, что есть агрессивность - врожденное или приобретенное качество. Результаты исследований склоняются то в одну, то в другую сторону. Например, результаты обследования детей, брошенных биологическими родителями, ведущими антиобщественную или преступную жизнь, и воспитанных в нормальных приемных семьях, свидетельствуют, что генетика

© И.Ю. Гурская, 2008

действительно играет некоторую роль в человеческой агрессии (Р.А. Прентки). Однако РЛ. Дагдейл путем генеалогического исследования семьи Джуков показал, что преступность в данной семье является продуктом не длинной цепи плохих генов, а среды.

Таким образом, новые образцы агрессивного поведения приобретаются главным об разом через модели подражания, эти же модели могут служить в качестве значимых побудителей к открытой агрессии. Однако мы не можем на сегодняшний день отказаться от идеи врожденности, генотипической предрасположенности конкретного индивида к агрессивному поведению.

До сих пор не существует единого мнения в понимании феномена агрессии. В рамках классического психоанализа предполагалось, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя ин стинкте смерти (Танатос); по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты.

А. Адлера также интересовала проблема агрессивного поведения людей. Именно он распознал у невротиков чувство неполноценности, равно как и проблему человеческой агрессивности. Он соотносил агрессивность со стремлением к власти (мужской протест). Адлер выдвинул идею агрессивных инстинктов в качестве дополнения сексуальных инстинктов, занимавших центральное место в теории Фрейда. Несмотря на то что Фрейд отверг эту идею Адлера, позднее он включил концепцию агрессивных инстинктов в состав психоаналитической теории [1].

Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или предполагают намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту [2, с. 672].

А. Бандура, являясь основателем поведенческой терапии, разработал теорию социального научения агрессии, согласно которой агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. происходит изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. С точки зрения Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: способов усвоения подобных действий; факторов,

провоцирующих их проявление; условий, при которых они закрепляются [3, с. 512].

Хотя в теории социального научения особо подчеркивается его роль путем наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, вклад биологических факторов не отрицается. Как и в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Проще говоря, нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное. Однако влияние этих основных структур и процессов ограниченно.

Согласно фрустрационной теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Эта теория, предложенная Д. Доллардом и его коллегами, противопоставляется двум вышеописанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации [3, с. 512].

В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам [1].

Р.С. Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости [1].

Подход А.А. Неана, К. Бютнера рассматривает некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги [1].

Таким образом, нет однозначных теорий, касающихся природы агрессии и агрессивного поведения. Очевидно, что все они имеют право на существование, ни от одной из них мы не можем отказаться. Отсюда возникает проблема исследования феномена агрессии. До сих пор нет целостной картины в описании механизмов усвоения и закрепления агрессии, ее детерминантов, индивидуальных и половозрастных особенностей агрессивного поведения. Эта проблема является актуальной для психологии уже много лет, поскольку может способствовать разработке приемов снижения уровня агрессии в современном обществе.

Были выявлены определенные характеристики, имеющие отно шение к агрессии. Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров - те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации [4]. Что касается агрессии «нормальных» (т.е. не страдающих явной психопатологией) личностей, то в качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях (предвзятость атрибуций враждебности), убежденность индивидуума в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы, и склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях [3, с. 512].

А. Налчаджян считает, что адекватный анализ агрессивного поведения и его мотивации возможен при условии учета следующего: агрессивность является психическим состоянием человека. Именно данное значение имеется в виду, когда человек находится в агрессивном состоянии. Это временное состояние, включающее целый ряд эмоциональных переживаний, - гнев, враждебность, а также желание или тенденцию наносить вред человеку, который способствовал тому, что индивид оказался в таком психическом состоянии. Кроме того, агрессивность может рассматриваться как черта характера личности, а точнее, комплекс черт и тенденций, составляющих устойчивую стратегию поведения. И третий вариант - агрессия как определенный вид поведения, действие или комплекс действий, направленных на другие объекты [5, 6].

Ю.Б. Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего страдания опыта и поведения». Таким образом, он вполне отчетливо указывал на специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакций и роли возбуждения в когнитивном опосредовании поведения. Он подчеркивал, что, независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного напряжения), осмысление

события, вероятно, может влиять на степень возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности.

Подобным же образом возбуждение может влиять на процесс познания. При очень высоком уровне возбуждения снижение способности к познавательной деятельности может приводить к импульсивному поведению. В случае агрессии импульсивное действие будет агрессивным по той причине, что дезинтеграция когнитивного процесса создаст помеху торможению агрессии. Так, когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, будет реагировать импульсивно (т.е. агрессивно). В тех условиях, которые Зильманн описывает как «скорее узкий диапазон» умеренного возбуждения, вышеупомянутые сложные когнитивные процессы будут разворачиваться в направлении ослабления агрессивных реакций.

Также свою когнитивную модель агрессивного поведения предложил Л. Берковиц [7]. Его оригинальная теория подверглась пересмотру - в своих поздних работах Берко-виц перенес акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы, тем самым подчеркнув, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с его моделью образования новых когнитивных связей фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Берковиц утверждал, что «препятствия провоцируют агрессию лишь в той степени, в какой они создают негативный аффект» [8, с. 187]. Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие. В свою очередь, то, как сам индивидуум интерпретирует негативное воздействие, и определяет его реакцию на это воздействие.

Существуют определенный набор методов, позволяющих выявлять характер аг-

Теоретические исследования

рессивных проявлений у человека, факторы, способствующие этому, характеристики такого поведения и т.д. Но теоретический анализ научной литературы показал, что ни одна из теорий агрессии полностью не доказана, описанные в литературе эксперименты по изучению данного феномена имеют противоречивые результаты. Это говорит о сложности как самого предмета исследования, так и о трудностях в подборе методик для его изучения. Никакое психологическое свойство нельзя измерить непосредственно, можно измерить только его предполагаемое проявление в поведении.

Экспериментальный подход в изучении феномена агрессии позволяет исследователю контролировать независимые переменные и благодаря этому делать выводы о причинах и следствии. Неэкспериментальные методики подразумевают регистрацию естественно возникающих инцидентов; применение этих методик особенно уместно в тех случаях, когда манипулировать интересующими исследователя независимыми переменными невозможно по практическим или этическим соображениям.

О таком свойстве как агрессивность можно судить лишь опосредованно - по степени его проявления или признания индивидуумом, через измерение его с помощью специальной шкалы либо другого психологического инструмента или методики, предназначенной для определения различных степеней агрессивности в том виде, как она определяется и понимается разработчиками измерительного аппарата. В случае использования личностных опросников исследователь предлагает респондентам ответить на вопросы о наличии у кого-либо устойчивой склонности к агрессивному поведению или оценить общий уровень чьей-либо враждебности. Наиболее известными такими опросниками являются «Методика диагностики показателей и форм агрессии» (В.М. Басс, М.Е. Дарки) и «Шкала ориентации гнева» (Ч.Д. Спилбергер, Дж. Джонсон и др.). К проективным методикам, которые используют при изучении агрессии, относятся: ТАТ, тест Роршаха, «Hand-Test» и «Рисунок несуществующего животного» [9].

Также для исследования агрессивного поведения применяют метод наблюдения в полевых или лабораторных исследованиях. Основной плюс полевых исследований в естественности реакций испытуемого, поэтому

может быть большая объективность. Лабораторный эксперимент требует меньших затрат времени (его не нужно тратить на ожидание «естественной» агрессии, исходящей от испытуемого), позволяет лучше контролировать независимые переменные и наблюдать происходящие при этом поведенческие события (зависимые переменные), одновременно контролируя или устраняя влияние на них любых других посторонних переменных. Контроль же переменных достигается при помощи либо экспериментального плана, либо статистических методов.

Показатели надежности и валидности тестов, используемых при изучении агрессивных проявлений личности, не до конца изучены, хотя попытки решить эту проблему предпринимаются. Так, в 2007 г. было проведено исследование по проблеме валидиза-ции методик «Несуществующее животное» и «Hand-Test» по отношению к опросным методам: измерение уровня тревожности (С.Е. Тэйлор), диагностика самооценки (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) и диагностика показателей и форм агрессии (В.М. Басс, М.Е. Дарки) [3]. В результате исследования было показано, что высокий и средний уровень валидности «Hand-Test» имеет по шкалам «Директивность», «Страх», «Коммуникация», «Зависимость», «Эксгибиционизм» и «Пассивный безличный»; в тесте «Рисунок несуществующего животного» такой шкалой оказалась шкала «Тревожность». Таким образом, индикаторами агрессивности при использовании данных тестов могут быть перечисленные выше шкалы. В целом исследование показало, что при изучении агрессии эффективней использовать «Hand-Test».

Однако при использовании психометрии исследователь сталкивается по меньшей мере с двумя серьезными проблемами: а) грубостью даже наиболее совершенных и надежных инструментов, доступных для проведения измерения независимой и зависимой переменных и б) тем фактором, что любое психологическое измерение является не прямым, а опосредованным.

Можно сделать общий вывод о том, что ни теоретический, ни исследовательский потенциал в изучении проблемы агрессивного поведения далеко не исчерпан. Необходимы дальнейшие исследования данного феномена с целью снятия противоречий и внесения дополнений в уже выдвинутые теоретические положения. Удачно выдвинутые гипотеза или

Л.Е. Тарасова. Влияние оценочной деятельности вузовских преподавателей

17

предположение заслуживают исследования. Большинство психологических теорий опирается на эмпирическую проверку гипотез,

но на сегодняшний день нет психологической теории, которая достигла бы уровня научного закона.

Библиографический список

1. РеанА.А. Агрессия и агрессивность личности // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 5. С. 3-18.

2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. M., 1998.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.

5. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психологии. 1991. № 1. С. 81-88.

6. НалчаджянА.А. Агрессивность человека. СПб., 2007.

7. БерковицЛ. Что такое агрессия. М., 2002.

8. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб., 2001.

9. БассА. Диагностика агрессии // Основы психодиагностики. М., 1996.

УДК 159.9:37.015.3

Л.Е. ТАРАСОВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: let01@mail.ru

Влияние оценочной деятельности вузовских преподавателей на формирование самооценки студентов

Предметом рассмотрения в данной статье является проблема поиска и реализации инновационных способов оценочной деятельности в практике вузовских преподавателей, положительно влияющих на формирование адекватной самооценки учебного труда студентов.

Ключевые слова: оценочная функция педагога, содержание оценочного акта, механизмы оценочного акта, критерии оценивания, технология разноуровневой дифференциации, самооценка.

L.E.TARASOVA

InInfluence of Estimated Activity of High School Teachers on Formation of a Self-estimation of Students

Consideration subject in given article is the problem of search and realisation of innovative ways of estimated activity in practice of the high school teachers positively influencing formation of an adequate self-estimation of educational work of students.

Key words: estimated function of the teacher, maintenance of the estimated certificate, mechanisms of the estimated certificate, criteria of an estimation, technology of differentiation, self-estimation.

Любой педагог, в том числе и высшей школы, поставлен перед необходимостью решать целый комплекс педагогических задач: аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятель-ностных, оценочно-информационных, кор-рекционно-регулирующих.

На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции педагога, поскольку это один из

важнейших аспектов педагогического труда, требующий первоочередного решения при обеспечении индивидуально-ориентированного обучения.

Организовать любую деятельность, в том числе и учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как именно она является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности. Но очевиден и тот факт, что сохранение прежней системы оценивания учебного труда, в рамках которой практически отсутствует учет

© Л.Е. Тарасова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.