Научная статья на тему 'Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема'

Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8511
844
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИЯ / АФЕССИЯ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / AGGRESSIVE BEHAVIOUR / AGGRESSIVENESS / AGGRESSION / AFESSION / DESTRUCTIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цыренов Владимир Цыбикжапович

В статье обобщаются теоретические подходы к объяснению истоков агрессивности в подростковой и молодежной среде. Многообразие развиваемых в современной психологии и педагогике точек зрения на природу агрессивного поведения личности позволяет теоретически обоснованно проектировать образовательными учреждениями и другими социальными институтами деятельность по профилактике агрессивного поведения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth aggressive behavior of the social-pedagogical problem

In the article theoretical approaches to the explanation of origin of aggressiveness among youth and adolescents are summarized. The variety of views on the nature of person's aggressive behavior which are developed in modern foreign psychology and pedagogic let educational establishment and other social institutions take measures to prevent young generation's aggressive behavior of youth, using the theoretical base.

Текст научной работы на тему «Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема»

рии, такие как эффективность, оптимальность, адекватность, надежность и функциональность, которые достаточно полно отражают происходящие в образовательной практике процессы, результаты, деятельность ученического и учительского коллективов, а также органов управления и которые должны найти отражение в системе оценки качества образования. Создаваемая система оценки качества образования должна функционировать на основе стандартов качества с применением сравнимых критериев, механизмов и методов оценки всестороннего развития и повышения уровня организации образовательного процесса, совершенствования его управления по результатам; повышения престижа и конкурентоспособности учреждений образования. При этом необходимо иметь в виду, что в отличие от обыкновенных услуг качество образования нельзя в полной мере измерить и оценить непосредственно в ходе самого процесса. Сила приобретенных знаний проявляется в практической деятельности и требует времени. Как справедливо заметил еще в свое время Д.И. Менделеев, «... высшие качества определяются не столько простым знанием прежней мудрости в данной специальности, сколько личным участием в дальнейшей разработке предметов наук, искусств и знаний». Таким образом, основной контроль качества подготовки специалистов остается за рынком труда. В этом на сегодняшний день заключается главная проблема обеспечения качества образования.

Литература

1. Болотов В. А. О построении общероссийской системы качества образования // Вопросы образования. №1. 2005. С.5-11.

2. Бордовский Г. А. Образование в области управления качеством: системный взгляд // Высшее образование сегодня. №3. 2004. С. 14-20.

3. Субетто А.И. и др. Политика качества образования и проблема квалиметрического мониторинга в сфере образования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. -198 с.

4. Салимова Т.А. Теория и практика управления качеством. - Саранск, 2001. - 172 с.

Фомицкая Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, зав.кафедрой общей педагогики Бурятского государственного университета.

Fomitskaya Galina Nikolaevna, candidate of pedagogical science, head of department general pedagogy of Buryat State University.

УДК 37.015.3:316

В.Ц. Цыренов АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье обобщаются теоретические подходы к объяснению истоков агрессивности в подростковой и молодежной среде. Многообразие развиваемых в современной психологии и педагогике точек зрения на природу агрессивного поведения личности позволяет теоретически обоснованно проектировать образовательными учреждениями и другими социальными институтами деятельность по профилактике агрессивного поведения молодежи.

Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивность, агрессия, афессия, деструктивное поведение.

VTs. Tsyrenov

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF YOUTH AS THE SOCIAL-PEDAGOGICAL PROBLEM

In the article theoretical approaches to the explanation of origin of aggressiveness among youth and adolescents are summarized. The variety of views on the nature of person's aggressive behavior which are developed in modern foreign psychology and pedagogic let educational establishment and other social institutions take measures to prevent young generation's aggressive behavior of youth, using the theoretical base.

Key words: aggressive behaviour, aggressiveness, aggression, afession, destructive behavior.

2010/1

В последнее время проблема агрессивного поведения в среде молодежи приобретает все более острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психологов, которые рассматривают способы ее решения в контексте профилактики и предупреждения агрессивных проявлений и «снижения» агрессивности, в особенности юношеской. Современная реальность заставляет психологов и педагогов по-новому взглянуть на проблему агрессии в обществе, поскольку агрессивное поведение в наши дни скорее обыденность, чем исключение. Юноши и девушки в нашей стране живут сегодня в эпоху стремительного изменения социально-экономических условий и политической напряженности, что часто приводит к усилению проявлений агрессии с их стороны. Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии у лиц юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.

В настоящее время большое количество работ посвящено рассмотрению природы и особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте (Л.В.Маликов, 2000; Ю.Б. Можгин-ский, 1999; А.В. Никитина, 2000; Е.В. Ольшанская, 2001; Г. Парренс, 1997; А.М. Прихожан, 1987; Л.М. Чепелева, 2001; Ю.В. Щербинина, 2000 и др.), так как именно данный возрастной этап причисляется учеными психологами к разряду наиболее проблемных. Юношеский возраст, в отличие от подросткового, отечественные и зарубежные психологи (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.С. Выготский, 1983; И.С. Кон, 1979, 1989; А.Н. Леонтьев, 1983; С.Л. Рубинштейн, 1976; Е.Ф. Рыбалко, 2001; Д.Б. Эльконин, 1989; Э.Эриксон, 1996 и др.) по общим характеристикам относят к разряду периодов с устойчивым эмоциональным и интеллектуальным развитием. Однако психологические исследования последних лет (Р. Вельдер, 1993; А.А. Реан, 1996, 2000; Ф. Райе, 2000; М.С. Калистратова, 2000; Г. Шихи, 1999), в том числе и полученные нами данные, убеждают в том, что проблема агрессивного поведения личности в юности не менее актуальна. По статистике, лица юношеского возраста составляют 7% населения нашей страны и совершают 17% преступлений, которые сопровождаются той или иной формой насилия. Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что у учащихся гимназий, лицеев и студентов вузов за последние 3-4 года агрессивность увеличилась в среднем в 1,5 раза (М.С. Калистратова, 2000).

Такое поведение молодежи способствует ухудшению криминогенной ситуации в обществе. Так, в последние годы отмечается заметный рост показателей тяжких, особо тяжких преступлений, совершаемых молодежью; выявлен высокий уровень обеспокоенности молодых людей состоянием преступности в Республике Бурятия (как ухудшающееся - 44%, катастрофическое -15%.) [3, С.6]. Тенденции криминогенного поведения в переходный период характеризуются ростом проявлений девиаций в молодежной среде, а также изменениями качественных характеристик. Обращает на себя внимание девальвация социальной ценности моральнонравственных и правовых норм в сознании молодежи, что с неизбежностью приводит к интенсивному распространению криминогенного поведения. Негативное влияние СМИ на молодежное сознание приводит к росту терпимого отношения к проявлениям такого поведения, распространению в молодежной среде девиантных ценностей, которые оправдывают нарушения определенных социальных норм и могут способствовать тому, что отклонение все больше становится нормой.

Для успешного проектирования деятельности по профилактике агрессивного поведения молодежи считаем необходимым исследовать сущность самого понятия «агрессивность». Существуют разнообразные теоретические подходы к определению понятия агрессии. Все они определяются той методологической базой, которую выбирает автор того или иного определения. С учетом того, что методологическая база психологии в настоящее время определяется двумя па-радигмальными направлениями - позитивистским и гуманистическим, соответственно, понимание феномена агрессии является в разных случаях принципиально различным.

Проблема агрессии и агрессивного поведения становится особо актуальной, когда общество переживает критические периоды. На современном этапе она носит конкретно-исторический и соответственно относительный характер, оцениваясь с точки зрения нравственно-этической

«нормы агрессивности». Как в прошлом, так и в современной ситуации оценки одних и тех же действий носят принципиально различный характер. Бомбардировку Белграда американскими войсками можно рассматривать и как акт вандализма и агрессии или как форму гуманитарной помощи населению Сербии. А убийство человека в различных локальных военных ситуациях можно признать защитными и оборонительными. Все эти факты говорят о том, что невозможна оценка действий человека или определенного сообщества как агрессивных только на основании оценки самого поведенческого акта.

Поэтому в научной литературе нет однозначного определения агрессии. Развитие представлений о ее природе шло через расширение роли факторов, участвующих в возникновении агрессивного поведения. Оно чаще всего рассматривается исследователями как одна из форм реагирования человека на различные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния.

Первоначально агрессия определялась как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Обобщение большинства исследований по проблеме агрессии позволяют представлять ее как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1977). Данное комплексное определение включает в себя следующие положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Значительное внимание исследованию феномена агрессии уделено в работах Басса (Buss, 1961), согласно взглядам которого, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [1]. В связи с этим необходимо отметить, что не все действия, содержащие угрозу или ущерб другим, совершаются намеренно и сознательно. Близкой к данному подходу является точка зрения, высказанная Зильманном (Zillmann, 1979), который определяет употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Данные определения сформулированы с позиций бихевиористского подхода, в соответствии с которым именно действие является феноменом, характеризующим личность человека.

Иная точка зрения содержится в работах известных исследователей данного направления Берковица (Berkowitz, 1974, 1981) и С. Фешбаха (Feshbach, 1970). Авторы полагают: для того чтобы те или иные действия были квалифицированы как афессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям [2]. С точки зрения методологии на первый план выходит мотивационный фактор, что сближает данный подход с психодинамическим.

Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных выше. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим.

В дальнейшем определения агрессии становятся все более сложными и развернутыми. Так афессия определяется как поведение, являющееся следствием ряда сложных эмоциональных состояний, за которыми стоит мотивационное ядро личности, обязательно включающее целый ряд биологических и психофизиологических предпосылок, осознанных и неосознанных факторов (А.Б. Петрова, 2003). В отличие от агрессии, агрессивность, как ее частное выражение, -совокупность эмоционально-мотивационных слагаемых, проявляющихся в готовности к агрессии.

В настоящее время многие специалисты, по сути дела, ставят знак равенства между деструктивным поведением и агрессивным поведением. В соответствии с данной точкой зрения, чрезмерное расширение понятия агрессивности не дает возможность определить качества личности, обеспечивающие агрессию в узком понимании этого слова. В связи с этим мы предполагаем, что более рационально под деструктивным поведением понимать любое поведение, в результате которого осуществляется причинение вреда другим людям. При этом оно может не иметь соответствующего мотива оскорбления другого человека и соответствующей эмоциональной направленности. В соответствии с такой позицией агрессивное поведение является составной частью деструктивного поведения в целом. В свою очередь, агрессивное поведение отличается

2010/1

от деструктивного поведения наличием соответствующего мотива причинения ущерба другому человеку [6].

Наиболее развернутой классификацией агрессивного поведения является классификация, данная А. Бассом (1961 г.). Он выделил три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая - вербальная агрессия; активная - пассивная агрессия; прямая - косвенная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить 8 видов агрессивного поведения [1. С. 65-69].

Еще одна классификация была дана С. Фешбахом (1964 г.), который ввел в свою классификацию дополнительную переменную и выделил три типа агрессии: враждебная, инструментальная и экспрессивная агрессия.

Следующей значимой классификацией в истории психологии была классификация, данная Д. Зильманом (1978 г.) Основной критерий ее построения - позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул-реакция». Таким образом, он выделил восемь типов агрессии: наступательная, защитная, ответная, спровоцированная, неспровоцированная, побудительная, санкционированная агрессия и агрессия, вызванная раздражением.

Особого внимания заслуживает изучение несовершеннолетних правонарушителей с психическими девиациями, выражающимися в различных типологических нарушениях характера. Выявлены зависимости между типом психической девиации и преступным поведением. Проведенное нами исследование несовершеннолетних правонарушителей позволило выявить определенные группы, связанные с наибольшей криминогенной опасностью. К ним относятся несовершеннолетние с патохарактерологическими особенностями эпилептоидного, шизоидного, гипертимного и параноидального типов (около 70%) [7]. Такие лица совершают более тяжкие преступления, являются лидерами отрицательной направленности, нарушителями режима содержания, трудно поддаются воспитательному воздействию и психологической коррекции. Также в процессе исследования было определено, что промежуточное положение с точки зрения криминогенной «опасности» занимают несовершеннолетние правонарушители с неустойчивой, эмоционально-лабильной, циклоидной психопатизацией характера.

В рамках позитивистской парадигмы развития личности наиболее популярной в историческом ракурсе была теория инстинкта, рассматривающая агрессивное поведение как врожденное (З. Фрейд). Предполагалось, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм, инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека. Согласно данному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на агрессивные действия.

Данные в поддержку этой позиции были получены в результате наблюдений за поведением животных и в дальнейшем экстраполированы на психику человека. Считается, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора. Утверждалось, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим доисторическим предкам.

Согласно известному ученому-экологу Лоренцу (Lorenz, 1966, 1964), агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, о чем свидетельствуют его функции: борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве и тем самым обеспечивается максимальная утилизация пищевых ресурсов; агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы; сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства. Лоренц считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени [4]. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия силы особых, облегчающих разрядку агрессии, стимулов в непосредственном окружении. Другими словами, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для

того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающего стимула. Оказалось, что у некоторых животных агрессивность соответствует всем правилам снижения порога и инстинктивного поведения. Можно наблюдать животного в ожидании опасности; человек тоже может вести себя подобным образом (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997).

Лоренц отмечает особую опасность свойства агрессивности личности в настоящее время. Действительно, в древние времена человек, действуя агрессивно против своих соплеменников, пускал в ход свои зубы и кулаки. В настоящее время технический прогресс сделал возможным появление оружия массового уничтожения, и в связи с этим потакание своим агрессивным стремлениям представляет все большую опасность - под угрозой находится выживание человека как вида. Лоренц трактовал стремление мировых лидеров подвергать целые нации риску самоуничтожения в свете того факта, что человеческая способность к насилию превалирует над врожденными сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия.

Несмотря на то, что Лоренц, как, впрочем, и Фрейд, считал агрессию неизбежной, в значительной степени являющейся следствием врожденных сил, он достаточно оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. В этом плане очень важно установление дружеских межличностных отношений с окружающими, поскольку, как утверждал Лоренц, любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.

Перечисленные нами теоретические подходы к объяснению истоков человеческой агрессивности не исчерпывают всего многообразия развиваемых в современной психологии и педагогике точек зрения на природу агрессивного поведения личности и способствуют осознанному и научно обоснованному проектированию образовательными учреждениями и другими социальными институтами деятельности по профилактике агрессивного поведения молодежи.

Литература

1. Басс А. Психология агрессии //Вопросы психологии. - 1967. - № 3. - С.27-28; С.60-67.

2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб., 2001.

3. Бороноев П.Г. Проявления девиантного поведения в среде студенческой молодежи в современных условиях (на материалах Республики Бурятия): дис. ... канд. социол. наук. - Улан-Удэ, 2007. - 145 с.

4. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.

5. Немироеский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // Социологические исследования. - 1992. -№ 3.

6. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. - М.: Флинта, МПСИ, 2008.

7. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996.

8. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. -1991. - № 1. - С.82-86.

9. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социологические исследования. - 2002. - № 5.

Цыренов Владимир Цыбикжапович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета.

Tsyrenov Vladimir Tsybikzhapovich, candidate of pedagogical science, senior teacher of department of general pedagogy of the Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.