Н. П. Шаталова
(г. Куйбышев, Новосибирская обл.)
Методологические предпосылки и практика реализации
конструктивного подхода в образовании
В статье рассмотрена методология конструктивного подхода в образовании, в качестве рекомендаций предлагаются инновационные формы и методы обучения, основанные на теории конструктивного обучения.
Непрерывное реформирование системы образования в России, целевые установки ФГОС, внедрение ЕГЭ, модернизация технической оснащенности образовательных организаций, расширение информационного поля, повышение требований работодателей в сторону мобильности и конструктивности профессиональных личностных качеств создают условия для изменения методологии педагогики. Педагогика постепенно становится педагогикой демократического конструктивизма, где приоритет отдается поиску интегра-тивных, дифференцированных, подчиненных настоящему времени, средств (форм, методов и способов] для достижения поставленных целей, позволяющих человеку, - как отмечает Е. Н. Князева, - «активно конструировать себя и свое будущее, активно встраиваться в окружающую среду и трансформировать ее в процессе своей деятельности» [6].
Обращение педагогики к конструктивизму, по мнению Е. С. Полат, с которым трудно не согласиться, вызвано необходимостью отбора в систему обучения педагогических технологий, которые обусловлены используемым ведущим подходом к образованию [4]. Педагогика обогащается результатами исследований, обращенных к идеям конструктивизма [1, 3].
Анализ различных научных источников показал, что, множество теорий, которые образуют чисто идейную направленность конструктивизма, исторически развивались почти независимо друг от друга и основывались на разнообразных постулатах, традициях и пр., тем не менее их можно классифицировать следующим образом:
- конструктивизм как таковой (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Келли, 1950];
- радикальный конструктивизм (П. Ватц-лавик, Х. фон Ферстер,1970);
- социальный конструктивизм (П. Бергер, Т. Лукман, 1966; Г. М. Андреева, М. В. Осорина, Россия, 2002];
- демократический конструктивизм (Н. П. Шаталова, Россия, 2000];
- конструктивный реализм (В. А. Лекторский, Россия, 2005];
- энактивизм как инновационный конструктивизм (Е. Н. Князева, Россия, 2014].
Особый интерес к теории конструктивизма проявляют философы и педагоги, поскольку наука сегодня достигла больших успехов, например, как указывает И. Т. Касавин, в биолого-технологическом моделировании человеческого тела, а процессы, подобные таким, естественно подлежат переосмыслению.
Сравнительный анализ результатов исследований показал, что в существующих базовых предпосылках конструктивистского подхода имеют место следующие общие для всех «методологические положения:
- любая система может быть объяснена как конструкт, возникающий в процессе конструктивной деятельности;
- конструктивная деятельность не является индивидуальным действием, она представляет собой коммуникативную, толерантную систему взаимодействия людей;
- при помощи конструктивных действий люди достигают целей, однако эти цели не являются исходными основаниями деятельности; цели также являются конструктами;
- в процессе коммуникативной конструктивной деятельности человек выступает как активно-функциональный субъект, суть структуры которого определяется пониманием окружающей действительности, а конст-
рукты являются выражением ценностей, которые люди совместно выбирают;
- единое решение создается в результате нескольких коммуникативных практик и согласия относительно обсуждаемого предмета;
- в процессе коммуникативных практик люди обмениваются идеями и формируют совместное знание, лежащее в основании достигнутого согласия» [11, с. 30].
Идеи конструктивизма вошли в отечественное образование с новыми дефинициями: «конструктивность», «конструктивное обучение», «конструктивные навыки», «конструктивное мышление», «конструктивная личность», внеся более глубокое содержание в теорию конструктивизма, обогатив его свойствами и имеющими ценностный смысл в нашем обществе понятиями: функциональность, мобильность, эргономичность, активность, абстрагирование, устойчивость, ответственность и пр., завоевав свое место в науках как «конструктивный подход», определяемый с разных методологических позиций, это:
- методологическая концепция для организации устойчивого непрерывно изменяющегося рационального пространства, обеспечивающего элективность всем участникам образовательного процесса на пути саморазвития, непрерывного познания и преобразования окружающего мира [12];
- отношение человека к объекту действий, при котором субъект пытается понять суть объекта: превратить вещь в себе в вещь для нас [10];
- совокупность приемов, позволяющих проникнуть, изучить суть явлений окружающего мира, подход включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающихся [8];
- в архитектонике учебного занятия это симбиоз дедуктивного и индуктивного способов конструирования урока посредством его конструктов [3];
- в формировании рефлексии это системно-структурная методология познавательной и созидательной деятельности обучающегося, способствующая формированию как дифференцированного, так и интегративного аспектов компонентов конструктивной компетентности [5];
- конструктивный подход социального познания - это приведение в систему информации о мире, организация этой информации
в связные структуры с целью постижения ее смысла и пр. [2].
П. Д. Абрамов в своем диссертационном исследовании, представляя свою авторскую развернутую типологию различных направлений конструктивизма, также отметил, что в каждом из них подчеркивается активность субъекта [1]. Позволим себе ввести определения некоторых ключевых понятий конструктивного подхода в образовании, опираясь на общепринятое пояснение понятия в словарях русского языка: «конструктивность - это плодотворность, конкретность и структурированность везде и во всем»; это несомненно, обогатит методологический аппарат педагогического знания.
Конструктивное мышление - это социально обусловленный мыслительный психический процесс поиска и открытия нового, выполняемый для достижения той или иной конкретной познавательно-преобразующей цели посредством активного включения в целесообразную деятельность, направленную на решение задач (проблем] функционального характера.
Конструктивные навыки определяем как автоматизированные компоненты осознанных и выработанных в процессе опыта действий, готовые к целесообразному их воспроизведению в непредвиденной ситуации.
Конструктивная деятельность - минимизированный человеком алгоритм эргономичных действий, направленных на достижение целевой задачи в рамках заданных условий и временного промежутка (под эргономикой здесь понимаем оптимизацию деятельности человека на базе рационального учета его возможностей].
Конструктивная личность - это личность, способная к адекватному рациональному анализу данных, к конструированию систематических концепций, к целесообразно эргономичной деятельности, к оценке реальных ограничений применимости и схем (то есть личность с развитым конструктивным мышлением и конструктивными навыками, личность, обладающая основами конструктивности].
Рассматривая с точки зрения конструктивизма процесс образования в нашей стране и внедряя конструктивный подход в образование, обратимся к положительному опыту построения школ конструктивного обучения. Перечислим элементарные модели школ кон-
структивного обучения, рождение которых происходило без взаимосвязи исследовательской деятельности их авторов и единой концепции применительно к нашему времени.
1. Конструктивное обучение Д. Дьюи (1925 г.] - «обучение, построенное на активной основе через самостоятельную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами в приобретении знаний». При «...обучении ученик прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий, то, что ученик умеет применять в жизни»; «в организации обучения следует исходить из четырех «инстинктов обучающегося»: (1] инстинкта делания; (2] исследовательского инстинкта; (3] художественного инстинкта; (4] социального инстинкта» [11]. Заметим, что идея «конструктивного обучения» Д. Дьюи была поддержана профессором Колумбийского университета Ч. Р. Ричардсом, который первый употребил термин «проектное обучение».
2. Конструктивное обучение по М. Мон-тессори (1870-1952 гг.] - это педагогическая система саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде, где любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке.
3. Под конструированием в конструктивном обучении С. Пейперта принято понимать разнообразные постройки. Конструктивная деятельность, организованная при работе ПК (работающего посредством языка ЛОГО], формирует у детей умения и навыки, необходимые для решения задач, требующих продуманной последовательности действий, анализа содержания и структуры исходных данных.
4. Конструктивное обучение Ю. Хабермаса (1994 г.] - это такая аккумуляция опыта и знания, которая обуславливает постепенные трансформации «картин мира» и выступает как опосредующее понятие корреляции, существующей между универсальным пониманием мира и онтической практикой людей. Указывая на одно из важных условий получения положительных результатов, Ю. Хабер-мас отмечает, что «в процессе организации конструктивного обучения недооценка автономии коммуникативной плоскости человеческого бытия, а также её языковой основы
является причиной общей недооценки индивидуализирующего характера социализации, а также роли самоформирования и самодетерминации индивида» [11].
5. Конструктивное обучение Н. П. Шаталовой (1999 г.]. Понимая под словом «Школа» интегрированную модель «система школа-вуз», рассматривая вуз и школу как двух равноправных партнеров, отметим, что школа XXI века вынуждена и обязана стать конструктивной школой. Основная цель новой школы - формирование и непрерывное развитие конструктивной личности. Конструктивная личность - личность, способная к самоорганизации конструктивной деятельности, причем конструктивной учебной деятельности по получению ЗУНов в частности. Важным приоритетом в обучении, воспитании и развитии конструктивной личности являются умения и навыки «научения обучению» (выражение, распространенное в образовательной системе «школа-вуз»], то есть формирование и непрерывное развитие основ конструктивности: конструктивных навыков и конструктивного мышления для организации конструктивной деятельности. Для достижения поставленной цели образовательная система должна организовать среду конструктивного обучения, и такой средой должна быть новая школа.
Новая школа должна предоставить, кроме традиционных обучающих услуг, бесплатные услуги дистанционного обучения, интерактивного обучения, интерактивного самообучения, домашнего обучения (при помощи преподавателя-гувернанта или репетитора], корпоративного обучения, индивидуализированного обучения, индивидуального обучения, коллективного обучения. Выбор обучения производится на основании потребностей и исследования потенциальных возможностей ученика специальной школьной службой из квалифицированных психологов и педагогов.
6. Пробуждающее (конструктивное] обучение Е. Н. Князевой (2004 г.]. Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмовым предложен новый подход к образованию, названный пробуждающим обучением; он был рассмотрен с точки зрения конструктивизма и синергетики. Конструктивизм, по их мнению, имеет прямое отношение к синергетике. Конструктивизм внутренне встроен в синергетическое знание, которое основывается на принципе цикличе-
ской причинности между элементами и системой в целом, поведением элементов и параметрами порядка, самоорганизующейся системой и окружающей ее средой, наблюдателем и наблюдаемым, субъектом и объектом. Принципы, открываемые синергетикой коэволюции, С. П. Курдюмов назвал конструктивными, поскольку они базировались на идее о возможности овладения будущим, в смысле конструирования желаемого будущего. Синергетические принципы коэволюции глубоко содержательны и ориентированы на отдаленное будущее, которое практически невозможно предсказывать традиционными методами. «Конструктивистские установки синергетики попадают на общую волну «моды» на конструктивизм, насколько вообще возможно говорить о моде в науке и научно-практической деятельности.
7. Конструктивное обучение Д. Н. Платонова (2005 г.]. Д. Н. Платоновым разработана конструктивная техника «комплексно-концентрированная технология», в которой представлена методика проведения занятий на примере изучения разделов и тем учебных дисциплин «Теория и методика спорта» в педвузе.
8. Конструктивно-корпоративное обучение (2006 г.]. Главная задача конструктивно-корпоративного обучения - «дать в руки преподавателю и ученику конкретные инструменты для совместного творчества и исследования. Предмет деятельного осмысления может быть самым разным: музыкальная импровизация или ее акустическое исследование, трактат об истории собственной семьи или об экологической ситуация в регионе, модель молекулы или график функции, пересечение шаров или их упругое столкновение».
9. Конструктивное обучение Фатмы ханум Джалал Бунятовой (2006 г.]. Философия конструктивного обучения Фатмы ханум Джалал кызы Бунятовой - это синтез восточной и западной философии обучения (от целостности к частному или от частного к целому]. «Цель его - конструктивное преобразование знаний для их понимания и осмысления. Конструктивное обучение - это творческое, операцио-
нальное обучение. Конструктивное обучение - это целостность приобретённых, приобретаемых сейчас и в будущем знаний при помощи познавательной деятельности обучающихся в кооперации. Зная, понимая это, мы взяли конструктивное направление между теорией мышления Пиаже и традиционным способом обучения и создали принципы конструктивного обучения Ф. Д. Бунятовой (коротко КО Бунятовой]».
Под конструктивным обучением необходимо понимать такую организацию учебных занятий, которая предполагает возможность ученика выбрать из доступных ему (по его психологическим, индивидуальным, материальным особенностям] имеющихся в наличии (разработанных и принятых в учебных заведениях] различных (альтернативных] форм обучения ту, которая поможет наиболее яркому его самовыражению в активной самостоятельной конструктивной учебной деятельности.
Таким образом, обучение с точки зрения конструктивного подхода - самоуправляющий социальный процесс, обуславливает необходимость конструктивных методов обучения, то есть особую позицию самоорганизующих методик обучения в концепциях, направленных на определенные действия. К ним можно причислить: исследование конкретных ситуаций, проектный метод, сценарий и мастерские будущего, уроки расчетно-экспе-риментальных работ, электронные версии технологических карт, электронные версии уроков, работу в кабинетах тестирования и виртуального обучения, работу и конструирование технологических карт, игровые учебные конференции, работу в школах свободного выбора и пр.
Новая школа, работающая в режиме конструктивного обучения, обязана предоставить ученикам всех возрастов возможность выбора из разных моделей обучения: интеграция очных и дистанционных форм обучения; сетевое обучение; кейс-технологии; обучение, построенное на видеоконференционной связи; интерактивное самообучение; самообучение и пр.
Литература
1. Абрамов П. Д. Конструктивистские основания репрезентации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2012. - 24 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Наука, 2002. -124 с.
3. Веряева Ю. А. Коммуникативная архитектоника урока: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2008.
4. Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. - М.: Наука, 2006. - 124 с.
5. Калина Н. Д. Конструктивный подход к формированию контрольной рефлексии будущего дизайнера // Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2011. -№ 2. - С. 131-136.
6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. - М.: КомКнига, 2006. - 124 с.
7. Лекторский В. А. Кант, радикальный эпистемологический конструктивизм и конструктивный реализм // Вопросы философии. - 2005. - №8. - С. 32.
8. Несговорова Н. П., Богданова Е. П., Савельев В. Г. Конструктивный подход в формировании экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - То же [Электронный ресурс] URL: http://www.srience-education.ru/ru/artide/view?id=10325 (дата обращения: 16.10.2013)]
9. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2008. - С. 11.
10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
11. Шаталова Н. П. Азбука конструктивного обучения. - Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2011.
12. Шаталова Н. П. Сущность конструктивного обучения // Директор школы. - 2006. - № 5. - С. 56-60.
13. Шаталова Н. П. Расчетно-экспериментальные работы при изучении математики // Математика в школе. - 2003. - № 8. -С. 19-21.
14. Шаталова Н. П. Учимся работать в школе конструктивного обучения: учебное пособие. - Барнаул: БГПУ, 2006. - 190 с.
15. Шаталова Н. П. Философия демократического конструктивизма на постсоветском пространстве и в образовании // Конструктивное обучение в образовательной системе Школа-вуз: проблемы и решения. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. проф. Н. П. Шаталовой. - Новосибирск: Изд. ГОУ ВПО НГПУ, 2010. - С. 106-112.
16. Шаталова Н. П. К концепции о конструктивном обучении // Народное образование. - 2006. - №4. - С.143.
17. Шаталова Н. П. Развиваем конструктивное мышление // Школьные технологии. - 2003. - №4. - С. 108-114.