Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
1
УДК-37.035.6
13.00.00 Педагогические науки
О НЕКОТОРЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ КОНСТРУКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ
Шаталова Наталья Петровна кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры Математики, информатики и методики преподавания математики e-mail: [email protected]
Новосибирский государственный педагогический университет (Куйбышевский филиал), Куйбышев, Россия
Томилин Александр Николаевич доктор педагогических наук, профессор кафедры Безопасности жизнедеятельности e-mail: tomilin. [email protected] Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия
Проводимые в нашей стране реформы требуют активного участия в их реализации всех граждан. Развитие экономической компоненты государства, позволит укрепить не только оборонный потенциал страны, но и поднять качество жизни всего населения. Для решения этой задачи стране нужны компетентные специалисты, настоящие, грамотные профессионалы, мастера своего дела. Важнейшая задача каждого вуза готовить именно таких выпускников. Профессиональная подготовка в вузе производится не только в ходе обучения и воспитания, но и в процессе самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, выполняемой обучающимися вуза без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое, обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего, индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения. В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы
UDC-37.035.6
Pedagogical sciences
SOME INNOVATIVE FORMS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS IN CONSTRUCTIVE LEARNING
Shatalova Natalya Petrovna
Candidate of physico-mathematical Sciences,
associate Professor, the Department of Mathematics,
Informatics and methodology of teaching
mathematics
e-mail: [email protected]
Novosibirsk state pedagogical University (Kuibyshev branch), Kuibyshev, Russia
Tomilin Aleksandr Nikolaevich
Doctor of pedagogical Sciences, professor of the
Department of Safety
e-mail: [email protected]
State Maritime Academy named after Admiral F. F.
Ushakov, Novorossiysk, Russia
Conducted in our country reforms require active participation in their realization of all citizens. The development of the economic components of the state, will allow not only to strengthen the defense potential of the country, but also to raise the quality of life of the population. To solve this problem the country needs competent specialists, real, educated professionals, masters of their craft. The most important task of each University is to prepare such graduates. Training at the University is done not only through training and education, but also in the process of independent activity of students. Independent work is the activity performed by the students of the University without direct contact with the teacher or teacher-driven mediated through specific training materials; it is an integral, compulsory element of the learning process, providing primarily individual work of students in accordance with the setting of teacher or textbook curricula. In the modern didactics, independent work of students is, on the one hand, a kind of educational work carried out without direct intervention, but under the guidance of a teacher, and as a means of engaging students in independent cognitive activity, the formation methods of the organization of such activities. The effect from independent work of students can be obtained only when it is organized and implemented in the educational process as a holistic system that runs through all the stages of learning of students in high school. In the article, on the basis of experience, analysis, research and publications of the Russian scientists, we considered the problems arising at the organization of independent activity of students as
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
2
студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебновоспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе. В статье на основе опыта, анализа, исследований и публикаций российских ученых, рассмотрены проблемы, возникающие при организации самостоятельной деятельности студентов, в качестве рекомендаций предлагаются инновационные формы и методы обучения, основанные на теории конструктивного обучения
Ключевые слова: КОНСТРУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КОНСТРУКТИВНЫЕ НАВЫКИ, КОНСТРУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ, КОНСТРУКТИВНОСТЬ, ЗАКОНЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Актуальность данной статьи обусловлена возрастанием требований нашего государства к профессиональной подготовке выпускников вузов. Закон РФ «Об образовании», Национальная Доктрина образования в России, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Государственные стандарты профессионального образования и другие документы определяют: каждый выпускник должен быть компетентным и
конкурентноспособным специалистом, гражданином-патриотом,
личностью с высокоразвитыми профессионально-деловыми качествами.
Поэтому возрастание роли человеческого фактора в процессах производства и в общественной жизни усиливает значимость профессиональной подготовки студентов в стенах вуза. На это наравне с другими элементами педагогического процесса должны быть направлены и возможности самостоятельной подготовки обучающихся.
В отечественной педагогике различные аспекты самостоятельной подготовки студентов рассматривали Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Жарова, И.Д. Зверев, Р.Г. Лемберг, И.Я. Лернер, А.С. Лында, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, А.Я. Подкользин, Н.А. Половникова, Е.Э. Сидорова, М.Н. Скаткин, В.П. Стрезикозин, А.В. Усова и др.
recommendations are offered innovative forms and methods of education based on the theory of constructive learning
Keywords: CONSTRUCTIVE LEARNING, CONSTRUCTIVE SKILLS, CONSTRUCTIVE THINKING, CONSTRUCTIVE, CONSTRUCTIVE LAWS OF LEARNING
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
3
Изучение работ вышеназванных авторов показывает, что, во-первых, в настоящее время в отечественной науке нет единого мнения к пониманию сущности термина «самостоятельная работа» студентов, а во-вторых, в педагогике доминируют несколько подходов к раскрытию сущности рассматриваемого понятия.
Так, Ю.К. Бабанский, Л.В. Жарова, И.Я. Лернер, А.В. Усова и др. относят самостоятельную работу к методикам обучения; И.А. Зимняя,
О.А. Нильсон, Л.Д. Никандров поясняют данный феномен как вид учебной деятельности; И.И. Ильясов, В. А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др. видят в самостоятельной работе форму организации учебных занятий. С позиции А.Н. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой -самостоятельная работа - это средство обучения. В то же время А.Я. Айзенберг, Г.Н. Сериков полагают, что именно самостоятельная учебная деятельность, является основой самообразования,
самосовершенствования, самовоспитания. Этой позиции придерживаемся и мы, авторы настоящей публикации, понимая под конструктивной учебной деятельностью такую форму самоорганизации студентов, при которой некоторое субъективное явление, которое существует в сознании студента в идеальной форме, как любое суждение, будет выражено в алгоритме или системе алгоритмов ведущих к поэтапному разрешению создавшейся ситуации [8].
Основными элементами конструктивной учебной деятельности являются известный опыт для обучающегося и неизвестный (тот который должен он выработать сам, либо тот который ему предложат, выбор при этом остается за обучающимся. Психологическая суть конструктивной учебной деятельности состоит в том, что она является функциональным активным алгоритмом деятельности, возникающей в процессе учебной деятельности студента. Она несет в себе новые для обучающегося знания
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
4
и способы усвоения этого знания и определяет структуру конструктивного мышления (мыслительного процесса).
Современный этап обучения студента в вузе характеризуется насыщенностью и интенсивностью учебно-воспитательного процесса, высокой требовательностью педагогического состава к уровню знаний студентов, большой психологической и физической нагрузки для обучающихся, что взывает к поиску новых, более эффективных форм овладения необходимыми знаниями и самостоятельной подготовки. На наш взгляд такие возможности предоставляет конструктивный подход к процессу обучения и самостоятельной работе.
Конструктивное обучение является одним из современных подходов к образованию, поскольку обязано своим рождением развитию информационных технологий, компьютерной техники, демократическим и рыночным отношениям. Сущность конструктивного обучения заключается в изменении функций учителя и обучающегося в процессе обучения. Так, например, организация учебных занятий предполагает возможность ученика выбрать из доступных ему (по его психологическим, индивидуальным, материальным особенностям) и имеющихся в наличии (разработанных и принятых в учебных заведениях) альтернативных форм обучения, - такую, которая поможет наиболее яркому его самовыражению в активной самостоятельной конструктивной учебной деятельности. В связи с чем, индивидуальная конструктивная учебная деятельность организуется: при оптимальной самостоятельности ученика; под общим направляющим руководством учителя; в процессе овладения обобщенными знаниями и общими принципами решения общеучебных задач. Принцип конструктивности сближает между собой сам процесс обучения с процессами самопознания, функционального исследования, конструктивного творческого мышления. Конструктивное обучение, являясь как бы обобщением всех подходов к образованию,
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
5
может способствовать реализации генеральной цели - непрерывное формирование конструктивной личности, в связи с чем, необходима реализация следующих трех задач:
• сформировать у учащихся базовую систему знаний, умений и навыков,
• достигнуть достаточного уровня саморазвития
обучающимися, развития способности к самообучению,
самообразованию, самовыражению,
• сформировать особый стиль умственной конструктивной деятельности, исследовательскую активность.
Эти задачи могут быть реализованы более успешно именно в процессе конструктивного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной функциональной деятельности обучающимися.
В основе его создания лежат следующие положения современной психологии:
• процесс мышления имеет своим источником учебную ситуацию;
• конструктивное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс функционального активного разрешения возникающих учебных задач;
• условиями развития конструктивного мышления является приобретение новых знаний путем конструирования алгоритмических учебных действий;
• закономерности конструктивного мышления и закономерности усвоения новых знаний в своей основе имеют нечто общее. Цель конструктивного обучения - усвоение результатов научного познания, посредством участия в моделировании самого пути, процесса получения этих результатов (овладение конструктивными способами познания).
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
6
Данный подход к образованию разрабатывали М. Чошанов (1999г.), М. И. Махмутов (1975г.), Ф. Д. Бунятова (2010 г.) и др. Некоторые идеи конструктивного обучения представлены в работах М. Чошанова, М. И. Махмутова и ряда других авторов: Ю. К. Бабанского, Т.В. Кудрявцева, Дж. Брунера, Т. Новацкого и др..
Существенный вклад в развитии данного подхода в отечественной дидактике внесла Н.П. Шаталова (1999г.).
Конструктивное обучение не противоречит требованиям современной жизни, повышает интерес к самообразованию, творчеству и к самым различным его формам. Конструктивное обучение сохраняет компоненты, характерные для дневной и заочной формы обучения, строится в соответствии с теми же целями и содержанием. Однако форма подачи материала, форма взаимодействия преподавателя и студентов существенно изменятся [7].
В данной статье остановимся на проблемах, возникающих при организации самостоятельной деятельности студентов и формах её организации при конструктивном обучении.
Организация самостоятельной конструктивной деятельности студентов - это не только показатель качества образовательного процесса в ВУЗе, но и показатель интеллектуального развития общества вообще.
В настоящее время учебно-образовательный процесс
предусматривает три формы обучения: очную, заочную и
дистанционную. Вполне понятно, что роль самостоятельной деятельности студентов зависит от конкретной формы обучения. Заочная и дистанционная формы обучения предусматривают наличие у студентов уже определенных навыков профессионального мастерства (в
соответствие с профилем ВУЗа). Очная же форма обучения, в своей основе, призвана привить студенту такую активную позицию, которая
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
7
побуждала бы его к самообразованию и саморазвитию, к самостоятельному профессиональному самосовершенствованию.
Результаты исследования выполненного Н.П. Шаталовой вскрыли ряд существенных проблем, свидетельствующих о низкой эффективности самостоятельной учебной деятельности обучающихся - это:
- отсутствие единой системы организации самостоятельной учебной деятельности в вузе при очной форме обучения приводит выпускников ВУЗов, в своем большинстве, к профессиональной непригодности (16%), либо не конкурентоспособности (37%) в условиях рыночных отношений;
- наработанные инновационные технологии отдельных
преподавателей ВУЗов не дают нужных государству результатов, поскольку они: во-первых, разобщены; во-вторых, не имеют
юридических прав, в плане правомерности отказа студентами выполнять те или иные задания преподавателя, не утвержденные общеобразовательной программой;
- самостоятельная подготовка к сдаче перечисленного вида работ, у многих студентов носит эпизодический характер, не побуждает их к самосовершенствованию и самообразованию, в связи с чем, падает и качество знаний.
Наблюдения, проводимые во время педагогического эксперимента, показали, что для решения перечисленных выше проблем преподаватели вынуждены применять в обучении студентов, так сказать, «запрещенные» методы работы:
- психологическое давление;
- увеличение объёма экзаменационного билета, включение в экзаменационный билет непосильных для среднего студента заданий и т.д.;
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
8
- применение рейтинговой системы оценки, которая также не лишена ряда недостатков, в плане юридической правомерности и попытке оценить качество знаний студента, а не его темперамент, коэффициент работоспособности или воспитанности.
Какой бы ни была система организации самостоятельной деятельности студентов, она всегда была, и будет базироваться на самостоятельной работе студента с научно-методической литературой, потому следующей проблемой, ограничивающей использование конструктивного подхода к организации самостоятельной деятельности студентов, является отсутствие современных методических пособий, периодики, хороших учебников и другой литературы, необходимой для успешной организации работы студентов как будущих профессионалов
[4].
Попытка решить этот вопрос путем создания электронных учебников в стране со слабым экономическим развитием, ставит большинство студентов перед выбором - продолжить обучение в ВУЗе (так как более 50% жителей нашей Родины находятся за чертой бедности). Кроме того, материальные и моральные затраты на издание учебно-методических пособий не оправдываются, если они применяются одинокой группой преподавателей, работающих по разработанной ими системе организации самостоятельной деятельности студентов, юридически разрешенной только в ВУЗе по месту работы.
Вместе с тем, вернувшись к ранее сказанному, необходимо отметить, что государственные затраты на содержание очной формы обучения значительно превышают затраты на альтернативные формы обучения, пока не получая при этом желаемых результатов в плане профессиональной пригодности студентов. Не останавливаясь на недостатках альтернативных форм обучения, рекомендуем обратиться к формам конструктивного обучения.
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
9
Одной из таких форм организации образовательной деятельности в рамках конструктивного обучения, которое использует инновационный метод кейсов - кейс-класс. Студентам предлагают осмыслить реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, при этом проблема, в рассматриваемой ситуации, не будет иметь однозначных решений. Проведение занятий по любой дисциплине в форме кейс-класса будет эффективным, если обучение не будет привязывать студента к конкретному плану действий. Студент имеет право на выбор: в каком ритме, в каком объеме он желает ознакомиться с новым материалом, используя подготовленные преподавателем, кейсовые упражнения. Учебная работа в кейс-классе позволяет изучать материал не только в любое время, но и в любом месте, основное условие - доступ к Интернету либо ИнтрАнету вуза. Преподаватель выступает в роли модератора-инструктора, перед ним ставится цель разработать такую систему обучения, которая основывается на следующих принципах конструктивного обучения:
• обучение открыто;
• студент имеет право выбора;
• студент имеет право на совершение ошибки;
• студент имеет право на переоценку своих знаний [5].
Преподаватель, в процессе очной работы, привлекает студентов к
действию, моделируя дискурсы, дающие оценку и анализ работы студентов. При заочной форме общения преподаватель проектирует деятельность студентов при помощи инструкций. Инструкции встраиваются в кейс-класс в виде презентаций, видеоклипов. Общение студента и преподавателя происходит косвенно. Наиболее удачным такое общение будет при использовании системы Moodle.
Moodle позволяет к дидактическим принципам кейса отнести: (1)
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
10
индивидуальный и дифференцированный подход; (2) предоставление свободы в обучении; (3) возможность обратится к преподавателю в любое время; (4) формирование навыка умения работать с информацией, навыков оценки [6]. Кейсы могут быть разработаны преподавателем, на основе материалов взятых из реальной педагогической практики,
методических журналов, передового опыта работы других педагогов.
Вполне понятно, что преподавателю необходимо выполнять каждодневную творческую работу по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала. Материал каждого кейс-класса должен иметь индивидуальную, свойственную только ему систему конструктов и характеризоваться временной, сюжетной и разъяснительной структурами.
Техника конструирования кейсов и техника организации, очных и заочных занятий еще не приобрела статус технологии и имеет большое поле для исследований. По своей сути форма кейс-класса близка игровым формам обучения, может использовать проектную деятельность,
целенаправленный поиск информации в сети Интернет и в других источниках и ее переработку.
При помощи кейсов можно оптимально совмещать теорию и практику, что представляется очень важным при подготовке будущего специалиста. При обучении какой-либо дисциплине кейс является объектом изучения, поскольку студенты вынуждены самостоятельно разрабатывать их мультимедийные разновидности.
Методика планирования и проведения кейс-класса при обучении позволит на практике реализовать конструктивный подход,
разработанный и представленный в монографии [8], что обогатит содержание дисциплины и позволит расширить методическую систему каждой из изучаемых дисциплин.
Перечислим основные приемы используемые кейс-классом:
• четко формулировать мотивацию к цели деятельности
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
11
обучающегося студента;
• планировать игровой или соревновательный моменты;
• планировать необычную форму общения студентов;
• предлагать студенту образец работы программы, которую студент должен выполнить, а в конце занятия предложить студенту сделать сравнительную характеристику своего продукта и образца;
• включать задания, который помогли бы решить проблемы других
областей знаний (например, стенда для одного из кабинетов конструктивной среды самообучения, составление программы,
решающую математическую, физическую и др. задачи).
В процессе обучения дисциплине можно использовать кейсы разные по уровню сложности.
Первый уровень - «есть практическая ситуация, есть решение». Студенты пытаются ответить на вопросы: «Подходит ли решение для данной ситуации? Возможно ли иное решение?»
Второй уровень - «есть практическая ситуация». Студенты пытаются найти правильное решение.
Третий уровень - «есть практическая ситуация». Студенты пытаются самостоятельно определить проблему из предложенной ситуации и предложить несколько решений или указать пути к их решению.
В настоящее время к основным видам кейс-классов относят:
- кейс ситуационного анализа;
- кейс ситуационной задачи и упражнения;
- кейс-стади: анализ конкретных ситуаций;
- класс инцидента;
- кейс ситуационно-ролевых игр;
- кейс-стади: разбор деловой корреспонденции; кейс игрового проектирования;
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
12
- кейс дискуссии.
Анализ научно-методических работ [1-4] показывает, что кейсы в нашей стране в своей основе представляют собой «уроки» ознакомления с материалом, в то время как написание кейсов во всем мире обратилось в специальный жанр учебно-методического конструктивного творчества, который носит название кейс-технологии.
Под кейс-технологией понимают чаще всего интерактивные методики для краткосрочного обучения, на основе ситуаций, направленные не только на освоение знаний, но и на формирование у студентов новых качеств и умений [2]. Как строить кейс-класс? Конструирование конкретных кейсов в методическом отношении позволяет овладеть данной методикой, пройдя весь цикл работы с ситуацией. Конкретные рекомендации для отдельно взятой ситуации, в которой участвуют конкретные субъекты, имеющие индивидуальные особенности - это как раз тот самый «ключ без права на передачу». Но начальную информацию попытаемся свести к рекомендациям по поиску исходного фактического материала, после творческой обработки которого, рождается наиболее благополучный кейс.
Во-первых, за основу кейса можно взять фрагмент реальной жизни, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в процессе собственного исследования и сбора информации.
Во-вторых, можно использовать информацию из журналов и средств массовой информации, а также информации, которую распространяют во время проведения конференций и конкурсных выставках.
В-третьих, использование придуманной ситуации.
Приведем примеры нескольких кейсов, которые можно успешно складывать в кейс-класс.
Кейс «Проблема» Цель: обучение работе с необходимой
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
13
информацией: сбор, систематизация и анализ. Сценарий: «Студенты получают краткое сообщение об инциденте, якобы в одной из школ. Сообщение может быть оформлено письменно или в виде видео-клипа. Для принятия аргументированного решения студентам предлагается информация явно недостаточная. Студентам предстоит разобраться в ситуации. Определить проблему и пути её решения».
Кейс «Отбор». Цель: формирование компетенций по выработки критериев отбора информации, которые соответствуют потребностям. Сценарий: «Студент получает достоверную информацию о защите от компьютерного вируса и информацию о ситуации, в которую он попал. Из предложенной информации студент должен выбрать достоверную, удовлетворяющую описанной ситуации».
По своей структуре и содержанию каждый конспект кейс-класс должен иметь пакет следующих документов:
• тема, цель;
• сценарий: описание практических ситуаций;
• информация: факты, альтернативы;
• учебные средства: наглядный, раздаточный, иллюстративный материал;
• рекомендации по работе с кейсом;
• рекомендуемая литература основная и дополнительная;
• режим работы с кейсом;
• критерии оценки работы по модулям, и алгоритм работы, который студент может перестроить в удобном ему порядке.
Учебная работа в форме кейс-класса способствует развитию у студента ответственного отношение к образованию и умений работать самостоятельно и в группе. Работу по созданию кейсов можно отнести к научно-методической, поскольку технология работы с ними, к сожалению, не приобрела законченных форм и имеет широкое поле для
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
14
творчества в среде преподавателей, методистов, учителей-
конструктивистов.
Ориентация на самостоятельную работу студентов, на сокращение аудиторных занятий может привести к положительным результатам лишь при наличии, по крайней мере, двух факторов: во-первых, создание в университетах условий для индивидуальной конструктивной деятельности студентов; во-вторых, в наличии стимулов, привычки к самостоятельной деятельности [1].
Одним из решений указанной выше проблемы можно считать организацию такой формы самостоятельной работы студента, которая предшествовала бы совместной работе студента и преподавателя по изучению темы (где бы то ни было: на лекции или практических занятиях). Основная цель этой работы заключается в том, что первичное знакомство студента с темой проходит без непосредственной помощи преподавателя.
Для этого необходимо создание такого учебного пособия (пакета программ) как «самотренинг», которое включало бы в себя:
- подготовительный к первичному восприятию материал по теме (исторический экскурс, постановка основной задачи темы, примеры применения в практике или в реальной жизни);
- обучающая программа - основной материал темы (важнейшие определения и понятия, формулировки теорем (без доказательств), примеры решения простейших стандартных задач по теме, в основном устного тренировочного характера);
- программа с контролирующим материалом, снабженная виртуальной оценкой работы студента, основная задача которой -осуществление текущего самоконтроля).
Исследования показали, что работа с учебным пакетом «самотренинг» полезна для студента, поскольку:
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
15
- способствует более осмысленному восприятию материала, предлагаемого преподавателем во время лекционного занятия;
- придает уверенность в беседе, организуемой со стороны лектора;
- помогает осознанному конспектированию лекционного материала;
- позволяет чувствовать себя комфортно.
Кроме того, результаты проведенного аналитического анализа, указывают на то, что предварительная работа студентов с «самотренингом» оказывает благоприятное воздействие на
«деятельностный настрой» преподавателя, так как:
- во время лекционного занятия облегчает организацию благоприятной обстановки для осуществления обратной связи со студентами,
- на практических занятиях высвобождается значительная часть времени для решения задач нестандартного характера, обсуждения научных проблем по изучаемым темам под руководством преподавателя.
Таким образом, конструктивная деятельность при организации перечисленных выше форм индивидуальной самостоятельной учебной деятельности дисциплинирует студента, а от преподавателя потребует соответствующей эрудированности, что, несомненно, качественно повлияет на весь учебный процесс в целом.
Литература
1. Гладилина О.Ю. Среда SCRATCH как опыт синтеза философско-педагогических концепций и компьютерных технологий в свете образовательных стандартов нового поколения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 30.
2. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. - М.: КомКнига, 2006. - 147с.
3. Марон А.Е. Формирование и актуальные проблемы исследования Института образования взрослых РАО: исторические вехи //Человек и образование. - 2013. - №
3. - С. 11-14.
4. Околелов О.П. Конструктивная педагогика. - М : Директ-Медиа, 2013. - 160с.
5. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя (на материале частей и кораблей ВМФ): дисс. ... док. пед. наук: 20.02.02 /А.Н. Томилин. - СПб, 2011. - 522 с.
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
16
6. Томилин А.Н., Фомичева О.В. Технология формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов факультета военного обучения. Учебно-методическое пособие. - Новороссийск : ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова, 2012. - 56 с.
7. Томилин А.Н., Худик В.А. Развитие военно-психологической теории и практики профессиональной мотивации офицера-воспитателя. Монография. - Новороссийск: ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова, 2010. - 198 с.
8. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. Монография./ под ред. В.М.Матросова.
- Москва : Сфера, 2004 - 240с.
9. Фоменко С.И., Шаталова Н.П. Мотивационно-целевое управление совместной деятельностью преподавателя и курсантов военного образовательного учреждения // Современные исследования социальных проблем. Серия: Социально-педагогические и психологические исследования. 2014. - № 12(44). - С. 103-111.
10. Шаталова Н. П. Развиваем конструктивное мышление // Школьные технологии. -2003. - №4. - с. 108-114
11. Шаталова Н. П. К концепции о конструктивном обучении // Народное образование. - 2006. - №4. - с. 240.
12. Шаталова Н. П. Сущность конструктивного обучения // Директор школы, 2006. №5. С.56-60
13. Шаталова, Н. П. Конструктивное обучение: Теория и практика. Монография. -Барнаул : БГПУ, 2007. - 300 с.
14. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения: монография. - Красноярск : ООО «Научно-инновационный центр», 2011. - 204 с.
15. Шаталова Н. П. Учимся работать в школе конструктивного обучения : учебное пособие. - Барнаул : БГПУ, 2006. - 190 с.
16. ЯуаЬоу V. The Боу1е1 Armed БогсеБ Yesterday and ^day. Progress Publishers. - M., 1976.
17. Yung C. G. Analytical psychology; its ^огу and practice. - New York : Panteon, 1968.
References
1. Gladilina O.Ju. Sreda SCRATCH kak opyt sinteza filosofsko-pedagogicheskih ^ncepc^ i temp^er^h tehnologij v svete obrazovatel'nyh standartov novogo роко^^ // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 1. S. 30.
2. Knjazeva E. N., Kurdjumov S. P. Osnovanija sinergetiki. Chefovek, konstruirujushhij sebja i svoe budushhee. - M.: ^rnKniga, 2006. - 147s.
3. Maron A.E. Formirovanie i aktual'nye problemy issledovanija Instituta obrazovanija vzroslyh RAO: istoricheskie vehi //Chefovek i obrazovanie. - 2013. - № 3. - S. 11-14.
4. O^lefov O.P. Konstruktivnaja pedagogika. - M : Direkt-Media, 2013. - 160s.
5. ^milm A.N. Voenno-pedagogicheskaja teorija i praktika formirovanija i razvitija professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelja (na materiale chastej i terablej VMF): diss. ... dok. ped. nauk: 20.02.02 /A.N. Tomilin. - SPb, 2011. - 522 s.
6. ^milm A.N., Fomicheva O.V. Tehnologija formirovanija gotovnosti k lidere^ dejatel'nosti u kursantov fakul'teta voennogo obuchenija. Uchebno-metodicheskoe posobie.
- Novorossijsk : GMU im. F.F. Usha^va, 2012. - 56 s.
7. ^milm A.N., Hudik V.A. Razvitie voenno-psihologicheskoj teorii i praktiki professm^!^ motivacii oficera-vospitatelja. Monografija. - Novorossijsk: GMU im. F.F. Usha^va, 2010. - 198 s.
8. Trajnev I.V. Konstгuktivnaja pedagogika. Monografija./ pod red. V.M.Matrosova. -Moskva : Sfera, 2004 - 240s.
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 год
17
9. Fomenko S.I., Shatalova N.P. Motivacionno-celevoe upravlenie sovmestnoj
dejatel'nost'ju prepodavatelja i kursantov voennogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. Serija: Social'no-pedagogicheskie i
psihologicheskie issledovanija. 2014. - № 12(44). - S. 103-111.
10. Shatalova N. P. Razvivaem konstruktivnoe myshlenie // Shkol'nye tehnologii. -2003. - №4. - s. 108-114
11. Shatalova N. P. K koncepcii o konctruktivnom obuchenii // Narodnoe obrazovanie. -
2006. - №4. - s. 240.
12. Shatalova N. P. Sushhnost' konstruktivnogo obuchenija // Direktor shkoly, 2006. №5. S.56-60
13. Shatalova, N. P. Konctruktivnoe obuchenie: Teorija i praktika. Monografija. -Barnaul : BGPU, 2007. - 300 c.
14. Shatalova N.P. Azbuka konstruktivnogo obuchenija: monografija. - Krasnojarsk : OOO «Nauchno-innovacionnyj centr», 2011. - 204 s.
15. Shatalova N. P. Uchimsja rabotat' v shkole konstruktivnogo obuchenija : uchebnoe posobie. - Barnaul : BGPU, 2006. - 190 s.
16. Ryabov V. The Soviet Armed Forces Yesterday and Today. Progress Publishers. -M., 1976.
17. Yung C. G. Analytical psychology; its theory and practice. - New York : Panteon, 1968.
http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf