И. И. Мамайчук
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В настоящее время накоплен обширный эмпирический материал по изучению гностических, эмоциональных и личностных особенностей детей и подростков с нарушенным развитием, однако, остаются неразрешенными многие теоретико-методологические и практические проблемы, имеющие значение при изучении не только аномального, но и нормального развития ребенка. Среди этих проблем можно выделить следующие:
1. Практически не разработан, за исключением отдельных работ (К. С. Лебединской и В. В. Лебединского с соавторами) дифференцированный подход к психологическому анализу аномального развития с учетом этиологических, патогенетических и клинических факторов, которые лежат в основе психического или физического дефекта ребенка и подростка.
2. Мало изучена специфика нарушений межфункциональных связей и взаимодействия различных психологических систем (когнитивных, регуляторных, активизирующих, коммуникативных и пр.) при различных видах нарушений психического развитии у детей и подростков.
3. Недостаточно используются разработанные в рамках общей психологии системноструктурный и онтогенетический подходы к изучению аномального развития.
4. Особую актуальность представляет исследование психологических функций при различных типах аномального развития в детском и подростковом возрасте.
Психологическое изучение перечисленных выше проблем требует, кроме использования традиционных методологических категорий (развитие, деятельность, детерминизм), разработки новых. Чрезвычайно важной, на наш взгляд, при анализе процесса нормального и нарушенного развития у детей и подростков является проблема соотношения взаимодействия личности и среды, особенностей психологической адаптации личности.
На протяжении длительного периода развития психологической науки категория развития уточнялись и обогащались в рамках сравнительной, детской и педагогической психологии. Еще в работах психологов конца XIX — начала XX вв. анализировались сложные механизмы развития перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей и подростков с нормальным и нарушенным развитием [10, 25]. Одновременно с раскрытием различных характеристик психического развития разрабатывались и вопросы его детерминации. В тот период доминировала биологическая ориентация в объяснении явлений онтогенеза психики, подчеркивалось, что формирование психической деятельности и этапы ее становления детерминированы созреванием мозга [10]. Существенное значение в критике биологизаторского подхода к развитию психики человека имели теоретические положения Л. С. Выготского. Исследуя межфункцио-нальные отношения в процессе психического развития ребенка, Л. С. Выготский обращается к понятию «психологические системы», рассматривая при этом формирование
© И. И. Мамайчук, 2009
функциональных систем, а не развитие отдельных психических функций. Это легло в основу системного подхода изучения психики человека в отечественной психологии и имеет определяющее значение при изучении нарушений развития.
Дальнейшее изучение развития психических функций как системы успешно продолжалось в исследованиях Б. Г. Ананьева и его учеников [1]. Целостный, интегральный подход к проблеме развития, отраженный в работах Б. Г. Ананьева и представителей его школы, имеет огромное теоретическое значение и позволяет более дифференцированно подойти к проблеме нарушенного развития. В исследованиях Б. Г. Ананьева и его учеников накоплен обширный эмпирический материал, свидетельствующий о несовпадении фаз развития когнитивных и личностных функций не только на ранних этапах психического развития, но и в позднем онтогенезе. Гетерохрония в психическом развитии осуществляется в двух направлениях: за счет увеличения разнородности в темпах прохождения различных фаз разными системами и путем усложнения (ускорение или замедление) темпа развития всей системы в целом. Таким образом, временная структура психического развития выступает как проявление внутреннего развития психики. Теоретические разработки Б. Г. Ананьева и его учеников подтвердились результатами многочисленных экспериментальных исследований в области возрастной, медицинской, коррекционной психологии. Противоречивость временной структуры развития личности усиливает внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции человека. Изучение микро- и макрохронологических характеристик позволяет выявить качественные новообразования, движущие силы, временные параметры в психическом развитии ребенка как при нормальном, так и нарушенном развитии.
Дальнейшие фундаментальные и прикладные исследования психологов были направлены на изучение общих закономерностей развития личности, проблем ее детерминации анализ различных фаз и уровней развития [4, 6, 12, 16, 24]. Наряду с категорией развития в отечественной психологии разрабатывался принцип деятельностного подхода [23, 24]. Однако Б. Ф. Ломов [14] справедливо обратил внимание на широкое использование данного принципа в отечественной психологии, что придает ему некоторый универсальный характер, им нередко заменяют такие категории как активность, общение и др.
В конце 1980-х гг. в отечественной теоретической психологии стала широко разрабатываться категория активности Активность рассматривается как мера взаимодействия личности с окружающим миром, как интегральный индикатор успешности психического развития в онтогенезе [11]. Анализ психической деятельности с точки зрения ее активно-пассивных характеристик предполагает выделение отдельных форм и уровней активности. Это является чрезвычайно актуальным при изучении не только познавательных процессов, но и индивидуально-психологических и социально-психологических параметров личности при нормальном и нарушенном развитии. Например, в исследованиях В. В. Аршавского и В. С. Ротенберга [2] показано, что поисковая активность независимо от достигаемого эффекта улучшает психическую и психофизиологическую адаптацию личности, тогда как отказ от поиска ухудшает ее.
Психологическое исследование процесса психического развития детей и подростков требует обязательного анализа не только гностических и личностных факторов, но и соотношения их взаимодействия со средой. В связи с этим особое место имеет анализ и активности личности, и особенностей ее адаптации.
Понятие «адаптация» является ключевым в научном исследовании живого организма. Благодаря процессу адаптации достигается гомеостатическое равновесие между организмом и средой. Являясь центральным понятием биологии, понятие «адаптация»
в последние годы стало широко использоваться в качестве теоретического понятия в психологических концепциях. В психологии подход к проблеме адаптации как гомеостатическому уравновешиванию индивида с окружающей средой впервые был раскрыт еще в работах Жана Пиаже. В центре его теоретической концепции — определение природы интеллекта. Он рассматривал интеллект как определенную форму когнитивного поведения, функциональное назначение которого — структурирование отношений между средой и личностью Пиаже отмечал, что не только интеллект, но и все остальные биологические процессы и функции обладают адаптивной природой. Рассматривая процесс адаптации как равновесие между организмом и средой, Пиаже выделяет внутри его два процесса: ассимиляцию и аккомодацию. «Психическая ассимиляция есть включение объектов в схемы поведения, а аккомодацию как приспособление схем поведения к определенной ситуации. «Можно было бы определить адаптацию, пишет автор, как равновесие между ассимиляцией и аккомодацией или, что, по существу, одно и то же, как равновесие во взаимодействии субъекта и объекта» [21, с. 67].
В дальнейших психологических исследованиях стало широко использоваться понятие «социально-психологическая адаптация» [5, 22], означающее психические феномены адаптации на уровне личности или индивида. В медицинской психологии и психофизиологии используется понятие «психическая адаптация» [3, 7]. С развитием клинической психологии и психофизиологии разрабатывалось и уточнялось понятие психической адаптации с позиции системно-структурного подхода. Например, Б. Ф. Березин рассматривает психическую адаптацию как процесс оптимального соотношения личности и окружающей среды в процессе осуществления деятельности индивидом. Это дает возможность индивиду удовлетворить актуальные потребности и реализовать себя, а также обеспечивает соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Недостаточность арсенала приспособительных реакций и набора стереотипов прошлого опыта, по мнению автора, может служить причиной напряжения или стресса, что приводит к дезадаптации личности [3]. Ю. А. Александровский рассматривает психическую адаптацию человека как результат деятельности целостной саморегулирующей системы, где определяющая роль принадлежит интеллектуальной активности и адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором здоровья личности.
Таким образом, исследования психологов показали, что адаптация — это целостный, системный процесс, характеризующий особенности взаимодействия человека с природой и социальной средой. Важную роль в формировании адаптации играют потребности. В связи с этим исследование процесса психологической адаптации, как при нормальном, так и при нарушенном развитии, необходимо проводить в рамках комплексного и системного подходов.
Использование комплексного подхода, предполагающего учет биосоциальных факторов в процессе гомеостатического уравновешивания личности и среды дает возможность:
• глубже исследовать закономерности формирования личности при нормальном и нарушенном развитии;
• выделить значение средовых (внешних) факторов в процессе индивидуального развития личности;
• показать роль и значение каждого фактора в эффективности адаптационного процесса личности;
• проанализировать соотношение выявленных факторов на индивидном, личностном и индивидуальном уровнях развития личности ребенка.
Например, индивидный уровень анализа психической адаптации включает в себя изучение психофизиологических характеристик индивида, что крайне необходимо при анализе нарушенного развития. Личностный уровень сопряжен с изучением структуры личности, мотивационной сферы, развития самосознания. На уровне индивидуальности исследуется гармония структурных характеристик личности. Такой подход позволяет углубить наши представления о психологических механизмах формирования психических функций при нормальном и нарушенном развитии ребенка.
Кроме комплексного подхода к проблеме психической адаптации определяющее значение имеет системно-структурный анализ ее составляющих. Такой подход к психической адаптации позволяет выделить две ее базовые характеристики, а именно: — иерархичность и динамичность. Иерархическая система психической адаптации состоит из нескольких определяющих подсистем. Например, А. Р. Лурия [15] выделял три основных подсистемы, необходимые для психологического анализа процесса развития: активирующую, включающую в себя активацию и регуляцию психического тонуса; когнитивную, обеспечивающую поиск, восприятие и переработку информации; программирующую, отражающую программирование, самоконтроль и саморегуляцию. Выделенные подсистемы тесно связаны между собой и принимают непосредственное участие в любом психическом акте человека в процессе адаптации. Например, при каждом типе нарушенного развития мы наблюдаем различное соотношение уровней системы в процессе психической адаптации. При искаженном развитии (ранний детский аутизм), наблюдается существенный дефицит функционирования активирующей подсистемы, что проявляется в сниженном психическом тонусе и негативно отражается на особенностях адаптации аутичного ребенка [13, 20, 17]. Доминирующее недоразвитие когнитивной подсистемы, наблюдаемое у детей с задержкой психического развития и с детским церебральным параличом, создает существенные трудности их школьной адаптации [19]. Нарушение саморегуляции и самоконтроля (программирующая подсистема), у детей с психическим недоразвитием, с некоторыми формами задержки психического развития, с дисгармонией развития оказывает негативное влияние на особенности адаптации ребенка не только в социуме, но и в близком социальном окружении (микросоциуме) [18].
Система психической адаптации постоянно находится в развитии. Функциональные возможности ее различных подсистем и звеньев изменяются в связи с влиянием факторов как биологического, так и социального характера. Например, еще в исследованиях Л. С. Выготского показана «межфункциональная» переорганизация всей структуры психической деятельности в онтогенезе. На ранних этапах онтогенеза психическая деятельность человека имеет относительно элементарную основу и зависит от основной, базальной функции, затем она усложняется и начинает осуществляться при участии более высоких в структурном отношении форм деятельности. Например, в период младенчества деятельность ребенка в значительной степени зависит от регуляции психического тонуса, на последующих этапах определяющее значение в регуляции психической деятельности приобретают информационный и программирующий блоки, изменяется и адаптивная активность. Динамика развития подсистем, иерархия их взаимосвязей в процессе формирования личности ребенка имеет свою специфику при разных типах нарушенного развития. Например, при раннем детском аутизме процесс адаптации ребенка в значительной степени зависит от дисфункция регуляции психического тонуса, что существенно искажает процесс формирования информационных и программирующих подсистем.
Исследование проблемы адаптации и дезадаптации с использованием описанного выше методологического подхода позволяет разрабатывать онтогенетически-системно-
структурные модели каждого типа нарушенного развития. Такой подход позволяет дифференцированно подойти к психологической диагностике и психолого-педагогиче-ской коррекции при нарушенном развитии.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Аршавский В. В., Ротенберг В. С. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию // Журн. высш. нервн. деятельности им. И. П. Павлова. 1976. Т. 26, №2. С. 424-428.
3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 213 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
5. Бушурова В. Г. Социальная адаптация курсантов к условиям жизни и деятельности в вузе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1986.
6. Веккер Л. М. Психические процессы. Л., 1972. Т. 1. 334 с.
7. Воробьев В. М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. №2. С. 33-39.
8. Выготский Л. С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла: Предисловие к книге А. Гезелла «Педология раннего детства». М., 1932. С. 3-11.
9. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 360 с.
10. Гезелл Л. Педология раннего детства. М., 1932. 252 с.
11. Джидарьян И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. С. 56-89.
12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М., 1986. Т. 1. 218 с.
13. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985. 168 с.
14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 413 с.
15. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 374 с.
16. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971. 415 с.
17. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2007.
18. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.
19. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000. 168 с.
20. Никольская О. С., Баенская Е. Р. Психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма // Ранний детский аутизм. М., 1981.
21. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 659 с.
22. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-
та. 1995. Вып. 3. С. 74-79.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 1989. Т. 1, 2.
24. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990. С.
25. Селли Д. Очерки по психологии детства. М., 1901.
26. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 6-20.