ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
УДК 159.9
И. И. Мамайчук
Методологические и методические аспекты психологической
коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии
В статье рассматриваются основные методологические и теоретические подходы к психологической коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии. Выделены стратегические и тактические задачи психокоррекционных воздействий, определены виды психологической коррекции и специфика психокоррекционных технологий и психотехник для каждого вида. Отражены методические требования к организации психокоррекционной работы при нарушенном развитии.
This article discusses methodological and theoretical approaches to psychological treatment of children and teenagers with developmental disorders. It describes strategic and tactical problems of psychological interventions, different types of this intervention, specific features of psycho-correctional technologies and psychotechnics. It reflects methodical requirements to organization of psychological interventions.
Ключевые слова: психологическая коррекция; принципы психологической коррекции; теоретические и методологические аспекты; психокоррекционные технологии; психотехники.
Key words: psychological treatment, principles of psychological treatment, theoretical and methodological approaches, psycho-correctional technologies, interventions, psychotechnics.
Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с нарушениями в развитии является психологическая коррекция. Однако, в практике психологической помощи ребенку или подростку психолог нередко сталкивается с большими трудностями, обусловленными недостаточным пониманием методологических подходов к проблеме и неадекватным использованием методов психокоррекции. Овладев многочисленными методами психокоррекционных воздействий, например, нейролингвистическое програ-мирование, психорегулирующие тренировки, психогимнастика и пр. психолог-практик нередко бездумно их применяет без связи с их теоретическим обоснованием, без учета сложной структуры дефек-
© Мамайчук И. И., 2012
та у ребенка, его клинико-психологических и индивидуальнотипологических характеристик. В результате такого подхода можно получить обратный эффект и вместо помощи ребенку, спровоцировать у него нервно-психическое расстройство.
В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему психологической коррекции, не разработаны ее теоретические и методологические аспекты, не раскрыты ее основные направления и механизмы воздействия при различных вариантах нарушений физического и психического развития у детей и подростков.
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры дефекта и его причины. Сложность и своеобразие аномального развития ребенка требует тщательного методологического подхода к его анализу и психокоррекционным воздействиям. Принципы как основополагающие идеи психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии:
Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка, При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (П.Я. Трошин, Л.С. Выготский, М. Монтессори, В.В. Лебединский и др.).
Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека, на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)
Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения с окружающими взрослыми (М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов и др.).
Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (в дошкольном детстве - игра, в младшем школьном детстве - учебная деятельность (Д.Б. Эльконин и др.).
В связи с вышеизложенным мы выделяем следующие базовые принципы психологической коррекции (ПК) детей и подростков с нарушениями в развитии:
1. Принцип комплексности психологической коррекции, которую можно рассматривать как единый комплекс клинико-психологопедагогических воздействий. Эффективность ПК в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог в клинике с целью оптимизации процесса общения ребенка, не будут эффективны, если психолог не учитывает
клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал клиники, педагоги, родители) в которой находится ребенок.
Второй принцип психологической коррекции - это принцип единства диагностики и коррекции. Перед началом проведения психологической коррекции необходимо выявить особенности психического развития ребенка, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрасту ребенка. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены не только на основе полной психологической диагностики зон актуального, но и ближайшего развития ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» [5, с. 302-303]. Д.Б. Эльконин справедливо отмечал, что психологическая диагностика должна быть направленная не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений [16]. Автор подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, спецификой ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Процессы психологической диагностики и коррекции являются взаимодополняющими процессами, не исключающими друг друга [15]. В самом процессе психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так глубоко не раскрываются коммуникативные способности личности как в процессе групповых психокоррекционных занятий. Или психогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Сам процесс психологической диагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.
Третий принцип психологической коррекции - принцип личностного подхода. Личностный подход - это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у ребенка или подростка, а личность в целом. При
использовании разнообразных приемов психокоррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма, например возрастная, половая, нозологическая. В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а, как справедливо подчеркивает А.С. Спивакавская, «....на создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции» [15, с. 54].
Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение принципа деятельностного подхода является чрезвычайно важным в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка. Психокоррекционный процесс должен осуществляться с учетом основного ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник, то в учебной деятельности. Однако, учитывая специфику и задачи психокоррекционного процесса детей и подростков с нарушениями в развитии, мы должны ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, но и на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка и подростка. Особенно это важно при коррекции детей с ранним детским аутизмом и с другими эмоциональными нарушениями в детском возрасте. Например, в нашей практике мы наблюдали ребенка с РДА, который, по мнению педагогов не умел читать и считать. Однако, когда мы использовали любимые, аффективно значимые для ребенка маленькие бутылочки, мальчик успешно составлял из них геометрические фигуры, считал и даже составлял знакомы буквы и слоги [11]. Эффективность коррекционного процесса у детей в значительной степени зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка, например рисования, конструирования.
Иерархический принцип психологической коррекции базируется на положениях Л.С. Выготского, который считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на
более перспективный качественный уровень. Например, коррекция умственного развития, по мнению представителей ассоциативной психологии, должна протекать в форме специальных упражнений для развития сенсомоторных способностей у ребенка [13]. В центр коррекции, по мнению представителей ассоциативной психологии, помещается наличный уровень психического развития ребенка, понимаемый как чисто количественный процесс усложнения сенсомоторных функций. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер. Например, для коррекции мнемических функций у детей с ЗПР необходимо обучать ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материала. Опыт нашей работы показывает, что такой способ является высокоэффективным в отличие от простой тренировки памяти [10].
Каузальный принцип психологической коррекции направлен на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, специфическая структура дефекта при различных видах аномального развития определяют задачи и цели психологической коррекции. Например, первопричиной эмоциональных и поведенческих нарушений у детей могут быть как социальные факторы, так и биологические, а нередко сочетание обоих факторов. В зависимости от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекционных воздействий. Если причиной эмоционального неблагополучия подростка являются семейные конфликты, то психокоррекционный процесс должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных нарушений являются резидуально-органическая недостаточность центральной нервной системы, то главным звеном психологической коррекции должно быть снижение эмоционального дискомфорта ребенка специальными методами на фоне медикаментозной терапии.
Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. Условно можно выделить две группы теоретических моделей психологической коррекции детей и подростков: отечественные и зарубежные. В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с нарушениями в развитии определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка, которое формируется в процессе активной деятельности и реализуется в сотрудничестве со взрослым. Это в свою очередь определяет направления в области постановки психокоррекционных целей:
1. Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка.
2. Развитие различных видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических новообразований [4].
В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности, что анализируется в рамках психодинамического направления, [17] либо в искаженной или дефицитарной среде - поведенческое направление [2]. В зависимости от теоретического направления формируются задачи психокоррекции. При первом (психодинамическом направлении) - это восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, при втором (поведенческом направлении) - это модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения. Несмотря на многочисленную критику эти направления заслуживают, на наш взгляд, особого внимания.
Целью психологической коррекции психодинамического направления является помощь ребенку или подростку в выяснении неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний. Поставленные цели определяют технику психокоррекционных воздействий. Однако в раннем возрасте традиционные методы психоанализа (метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и др.) использовать невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического подхода было предложено два базовых метода психологической коррекции детей, а именно: игровая терапия и арт-терапия, которые в дальнейшем стали развиваться как самостоятельные мето-
V Л V
ды, выйдя за пределы психодинамического подхода. С другой стороны, представители психодинамического подхода обратили внимание на активную роль родителей в работе с детьми в рамках психокоррекционного процесса [1]. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы. Особый интерес в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии представляет концепция А. Адлера, где личность рассматривается как неделимое целое, являющееся интегральной частью социума и поведение человека мотивировано достижением социальной цели и социальным интересом [18]. Анализируя роль комплекса неполноценности у человека, А. Адлер полагал, что неполноценность, ее компенсация и социальная среда -это три переменные, которые имеют важнейшее значение в формировании жизненных целей. Адлер выделяет следующие задачи: коррекция чувства неполноценности; формирование социального интереса; коррекция устремлений и мотивов с перспективой выработки нового стиля жизни. Это достигается такими психотехническими приемами, как формирование у ребенка или подростка положительных установок на занятие, анализ и проработка личностной позиции, подбадривание, поощрение. Обоюдное доверие и уста-
новление общих целей - первостепенные условия психокоррекционной работы [1].
Особое место в психологической коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии занимает роджеровское направление, акцентирующее свое внимание на позитивной природе человека и свойственном ему врожденном стремлении к самореализации [14]. Важный итог коррекции, по мнению Роджерса, заключается в приобретении самоуважения, адекватной самооценки, в создании условий для личностного роста. Эти положения имеют особое значение при работе с детьми и подростками с расстройствами поведения [12]. Целью психологической коррекции в рамках поведенческого направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения. В рамках этого подхода разработаны ряд методик моделирования поведения с помощью которых у ребенка формируются новые стереотипы поведения, подавляются имеющиеся неадаптивные стереотипы, создаются условия для проявления новых стереотипов поведения. В рамках этого направления разработаны такие коррекционные методы как психорегулирующие тренировки, ролевые игры и др., широко используемые в практике психолога. Особого внимания заслуживает когнитивное направление, особенно в психокоррекции подростков с проблемами в поведении где уделяется внимание познавательным структурам психики и упор делается на структуру личности и в целом на логические способности [3]. Главной задачей когнитивного направления является изменение восприятия подростком себя и окружающей действительности на основе изменения поведения. В когнитивном подходе выделяются два варианта психокоррекции: когнитивно-аналитический и когнитивно-поведенческий. Основной задачей первого варианта является создание модели психологической проблемы, которая должна быть понятна подростку и с которой он мог бы работать самостоятельно. Когнитивноповеденческий вариант предполагает создание модели поведения, являющейся наиболее приемлемой для решения стоящих перед подростком проблем. В рамках когнитивного подхода создано много психотехнических приемов, которые могут быть успешно использованы в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии [7].
Итак, различные теоретические подходы к проблеме психокоррекции способствуют развитию разнообразных психокррекционных технологий. Психокоррекционные технологии - это совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного процесса. Термин «психокоррекционные технологии» мы выбрали не случайно.
Во-первых, психокоррекционный процесс - это сложная система, включающая в себя как стратегические, так и тактические задачи.
Во-вторых, нельзя создать универсальную психокоррекционную программу для детей с проблемами в развитии. Это обусловлено тем, что, кроме структуры дефекта и степени тяжести его проявления, необходимо учитывать время возникновения дефекта, уровень развития межфункциональных связей, типологические и индивидуально-психологические особенности ребенка, а также предшествующую социальную ситуацию развития [5, 6].
В-третьих, как подчеркивалось выше, коррекционная работа с ребенком должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность. При этом необходимо проводить коррекционную работу как с самим ребенком по изменению его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.
В-четвертых, важно, чтобы психологическая коррекция детей с проблемами в развитии носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и формирования личности. То есть при разработке стратегических основ психологической коррекции необходимо ориентироваться на перспективу развития.
В-пятых, специфика конкретных задач психокоррекционной программы зависит от типа детского учреждения, которое посещает ребенок (специализированный детский сад, вспомогательную школу, обучение на дому и пр.). Важно, чтобы психокоррекционная программа была согласована с другими специалистами, которые работают с ребенком (логопед, педагог-дефектолог, учитель, врач-психиатр и пр.).
Как отмечалось выше, при разработке психокррекционных технологий включаются стратегические и тактические задачи. Стратегическими задачами являются разработка психокоррекционных программ и психокоррекционных комплексов. В тактические задачи входит разработка методов и психокоррекционных техник, форма проведения коррекционной работы, подбор и комплектование групп, продолжительность и режим занятий. Следует подчеркнуть, что при разработке психокоррекционных технологий для детей и подростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельное теоретическое направление, а использовать разнообраз-
ные способы (технологии) психологических воздействий базирующихся на многочисленных теоретических направлениях. Разработка отдельных психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, которые определяются степенью выраженности проблем у ребенка и его родителей. Сложность, многообразие и специфика аномального развития ребенка требует системного подхода к разработке психокоррекционных технологий.
В практике психокоррекционной работы с детьми и подростками с нарушениями в развитии целесообразно выделить три основных вида психологической коррекции: общая психокоррекция, специальная психокоррекция и дифференцированная психокоррекция [8]. Все эти три вида тесно связаны и взаимозависимы, хотя имеют разные задачи. Так, общая психокоррекция ориентирована на профилактическую работу с ребенком, специальная - на оптимизацию и стимулирование психического развития ребенка и подростка, а дифференцированная - на коррекцию недостатков в развитии ребенка и подростка с нарушениями в развитии с учетом его клиникопсихологических, психолого-педагогических и индивидуальнопсихологических особенностей. В табл. 1 представлены виды психологической коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии с учетом стратегических, тактических задач и конкретных психотехник.
Таблица 1
Виды психологической коррекции и их особенности
Вид психологической коррекции Стратегические задачи Тактические задачи Психотехники
Общая психокоррекция Оптимальное возрастное развитие интеллекта личности ребенка (подростка) с нарушениями в развитии Организация жизнедеятельности ребенка (подростка) в социуме (в школе, в семье, в спецучреждении и пр.) с учетом его реальных и потенциальных возможностей Знакомство психолога с социальным окружением ребенка (подростка). Рекомендации родителям, педагогам, направленные на охранительно-стимулирующий режим для ребенка или подростка, оптимизацию его интеллектуально-го, коммуникативного и эмоционального потенциала
Специальная психокоррекция Организация конкретных психокоррекционных воздействий с учетом возрастных, психологопедагогических особенностей ребенка (подростка) Разработка и использование различных психокоррекционных методов: игротера-пия, арттерапия, семейная терапия, психорегулирующая гимнастика и пр. с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка (подростка) Различные игры, направленные на развитие интеллекталь-ного потенциала. Ролевые игры, арттерапия, музыкотерапия и пр. в форме семейных, групповых или индивидуальных занятий с ребенком (подростком)
Дифференцированная психокоррекция Ориентация на коррекцию конкретных проблем у детей и подростков с нарушениями в развитии с учетом индивидуальнотипологических, клиникопсихологических особенностей Разработка индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию конкретных нарушений у ребенка (подростка). Например, на формирование индивидуальных стилей интеллектуальной деятельности, на коррекцию негативных личностных проявлений, таких как аффектив-ность, агрессивность, некоммуникабельность и пр. Специальные игры, занятия в рамках индивидуальных занятий в зависимости от структуры и степени тяжести патопсихологического синдрома
Разработка психокоррекционных программ для детей и подростков с нарушениями в развитии должна быть направлена на коррекцию гностических и интеллектуальных функций, на гармонизацию их личностной структуры, семейных взаимоотношений и конструктивное решение актуальных психотравмирующих проблем, связанных с имеющимся дефектом.
При составлении психокоррекционной программы для детей и подростков с нарушениями в развитии необходимо выполнить следующие методические требования:
1. Четко сформулировать основные цели психокоррекционной программы.
2. Выделить круг задач, которые конкретизируют поставленную цель.
3. Определить содержание занятий с учетом специфики интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих нарушений, их структуры и степени тяжести.
4. Выбрать форму психокоррекционной работы с ребенком или подростком (индивидуальную, групповую или семейную).
Для эффективной психологической коррекции детей с проблемами в развитии важно учитывать сложные системноструктурные и онтогенетические модели нарушений их развитии. Данный подход позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта.
Системно-структурный подход предполагает определение ведущего симптомокомплекса, лежащего в основе дефекта ребенка. Например, для детей с выраженной церебрально-органической недостаточностью (умственная отсталость, детские церебральные параличи, задержка церебрально-органического генеза и пр.) - это коррекция интеллектуальных, гностических и эмоциональноволевых функций. Для больных с легкой степенью церебральноорганической недостаточности (соматогенные формы задержки психического развития, церебрастенические нарушения вследствие травм и инфекций) - это коррекция нейродинамических характеристик познавательных процессов и личностного развития. Для детей с поврежденным развитием - дифференцированная коррекция познавательных процессов и личности в зависимости от тяжести последствий повреждения мозга (астения, церебрастения, церебропа-тия) [8].
Учет онтогенетических моделей предполагает два основных направления в психокоррекции коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии:
• первое - возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности, активизация этих процессов в качестве ранее не использованных резервов. Например, для формирования зрительно-пространственных функций у детей с психическим недоразвитием, задержанным развитием и церебральным параличом мы обучаем их предметно-практическим манипуляциям, формируем у них ориентировочную и мотивационную основы действия. Для развития коммуникативных навыков и эмоциональноволевой устойчивости у детей с ранним детским аутизмом используются различные подвижные игры и расслабляющие техники, направленные на более ранний уровень эмоционального реагирования ребенка, и такие психотехники как «родительский массаж», «холдинг-терапии» и пр.;
• второе - ориентация на уровень ближайшего развития ребенка. Это предполагает стимуляцию взросления личности детей с проблемами в развитии и включает в себя формирование их самооценки, самоуважения, адекватного отношения к своему дефекту. Особое внимание в рамках этого направления уделяется коррекции личностного развития и нарушений поведения. Основной целью психокоррекции личностного развития изучаемых групп детей является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и актуальных психотравмирующих проблем (реакция на дефект, госпитализацию, оперативное вмешательство и пр.).
Важную роль в эффективности психологической коррекции играет семья ребенка с проблемами в развитии. Это требует обязательного включения в психокоррекционный комплекс семейной психокоррекции, направленной на гармонизацию семейных отношений и формирование адекватных стилей семейного воспитания.
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1 Основная цель психологической коррекции детям с нарушениями в развитии — это гармонизация их личностного и интеллектуального потенциала, исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического дизонто-генеза (тяжесть и структура дефекта), так и внешним влиянием (средовые факторы).
2. С учетом многообразия вариантов нарушений познавательной деятельности и личности у детей с проблемами в развитии нами были разработаны основные принципы психологической коррекции и психокоррекционные технологии. В основу их положен анализ сложной структуры дефекта, его значимости в общей структуре психического развития ребенка.
3. Различные теоретические подходы к проблеме психологической коррекции, разработанные в зарубежной и отечественной психологии, способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий. Следует подчеркнуть, что при разработке психокоррекционных технологий для детей и подростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельное теоретическое направление, а использовать разнообразные способы психологических воздействий, базирующихся на многочисленных теоретических направлениях. При разработке психокоррекционных технологий необходимо ориентироваться не на конкретное теоретическое направление, а на клинико-психологические и структурноуровневые характеристики интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.
4. Использование многообразных психокоррекционных приемов (тактические задачи) позволяет индивидуализировать их применение в отношении конкретного участника психокоррекции в зависимости от его возраста, личностных особенностей, клиникопатопсихологической формы нарушения.
5. Важными принципами при разработке психокоррекционных технологий для детей и подростков с нарушениями в развитии системы является принцип онтогенетической ориентации и системно-структурный подход, предполагающий ориентацию на ведущий симптомокомплекс, лежащий в основе дефекта ребенка и подростка. С учетом данных принципов возможна разработка тактических задач и конкретных психотеник, направленных на коррекцию интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих особенностей детей и подростков с нарушениями в развитии.
Список литературы
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов н/Д, 1998.
- 448 с.
2. Бандура А. Теория социального научения. - СПб., 2000.
3 Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. -СПб.: Питер, 2002.
4. Бурменская Б.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастнопсихологическое консультирование. - М.,1990.
5. Выготский Л.С. Полн. собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983-1984.
6. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1985.
7. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. - СПб., 2001.
8. Мамайчук И.И. Психокррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. - СПб.: СПбГУ, 1997.
9. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003.
10. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. - СПб.: Речь, 2004.
11. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007.
12. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Помощь психолога детям и подросткам с расстройствами поведения. - СПб.: Речь, 2010.
13. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М., 2000.
14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. - М., 1994.
15. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
16. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психодиагностика в школе. - Таллин, 1980.
17. Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Мн.,1991.
18. Adler A. The practice and Theory of Individual Psychology. Tr. by P. Radin.
- London, 1924.