Методологические подходы к управлению аграрными организациями
И.Н. Буробкин, член-корр. РАСХН, ВНИЭТУСХ Е.М. Дусаева, д.э.н., Оренбургский ГАУ
Основными хозяйствующими субъектами в аграрном секторе России являются организации. В Оренбургской области, по данным областного комитета статистики за 2003 г., функционирует 585 сельскохозяйственных организаций разных форм собственности. На их долю приходится в общем объеме производства продукции 87,8% валового сбора зерна, 84,3% семян подсолнечника, 61,7% шерсти, 37,3% убойной массы мяса, 35,8% молока, 60,0% яйца, 3,1% овощей, 2,0% картофеля. Эффективность деятельности организаций зависит от управляемости объектов, гибкости в методах управления. Это проявляется в углублении специализации и расширении кооперирования предприятий, развитии организационно-производственных структур и готовности персонала к переменам в соответствии с требованиями времени.
В организациях выделяются пять основных частей: структура, задачи, технологии, люди и цели. Организация в единстве всех ее составляющих неразрывно переплетается с внешней средой и, таким образом, представляет сложную систему. Выполнение управленческих функций в открытой системе предполагает, что на все составляющие
части организации воздействуют как внутренние, так и внешние факторы. Изменения хотя бы одного элемента или какой-то части оказывают влияние на эффективность организации в целом.
В управлении выделяются следующие методологические подходы: системный; процессный; ситуационный. Системный подход представляет собой не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к предприятию и управлению. Фактические явления и события хозяйственной жизни при этом рассматриваются двойственно статически и динамически. Статически - как объект управления и динамически - как процесс воздействия субъекта управления на объект. Система управления в конкретной организации является составной частью более глобальной рыночной системы, и эффективность управления деятельностью отдельных субъектов рынка в совокупности определяет развитие региона и страны.
В научной литературе системы определяются как «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» (Берталанфи), «нечто такое, что может измениться с течением времени» (У. Росс Эшби), «множество элементов с отношениями между ними и между их атрибутами» (Р. Фейд-жин и А. Холл), «совокупность элементов, орга-
низованных таким образом, что изменение, исключение и введение нового элемента закономерно отражается на других элементах (В. Топоров), «все, состоящее из связанных друг с другом частей» (С. Бир).
А. Денисов считает, что сложные системы нельзя корректно описать математически, так как в них, как правило, имеется очень большое количество элементов, неизвестным образом связанных друг с другом, либо неизвестна природа протекающих явлений. Это обусловливает некоторую ограниченность использования линейно-динамических моделей оптимизации темпов и пропорций развития аграрного производства. Непрерывность процесса совершенствования сложных систем в различных направлениях требует постоянного повышения качества управления.
Процессный подход в управлении выражается в осуществлении четырех первичных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля, объединяется их связующими процессами коммуникации и принятия решения. Для эффективной работы руководитель должен сделать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Способность управляющих мобилизовать ресурсы для достижения поставленной цели в реальных условиях определяет результативность и успех предприятия, его дальнейшее развитие. Принятие объективного решения для понимания истинных масштабов проблемы зависит от наличия адекватной и точной информации.
В целевом подходе к управлению организация, мотивация и регулирование деятельности происходят через определение главной цели и системы целей. В интерпретации К. Маркса, цель - это идеальный образ желаемого состояния, обусловленный объективно потребностями человека, основа координации и активизации его деятельности. Она «как закон определяет способ и характер его действий». От правильности постановки цели, мысленного предвосхищения результатов деятельности и пути реализации с помощью определенных средств зависит качество принимаемых решений. Цели - характеристики необходимых конечных состояний. Имеется множество разновидностей целей, многочисленны также термины для их обозначения, такие, как задачи, результаты, цели. Они используются для обозначения планов организации, стандартов производительности и необходимых в будущем действий.
А. Костяев выделяет целевой подход как составную часть системно-структурного анализа, но в отличие от него упор делается не на изучение структуры системы целей, а целей ее развития и конечных результатов. Построение дерева целей (графа) является структурной моделью метода решения поставленной задачи. Она начинается с решения основного вопроса - определе-
ния цели управленческого воздействия. Неустойчивость и изменчивость внешней среды функционирования осложняет выработку целевой ориентации организации. Формулирование главной цели и определение системы и подсистемы, разделение по периодам времени, выбор стратегий конкуренции и ресурсов, необходимых для их согласованной реализации, влияет на эффективность управления в предприятии. С хозяйственных позиций общепризнанной целью в рыночной экономике является стремление предпринимателя к максимизации прибыли. П. Хейне предупреждает, что если прибыль, полученная от принятия правильных решений, будет отбираться на основании, что получена незаслуженно, то люди постараются не вводить нововведения, а принимать решения по проектам среднего уровня и краткосрочного характера, чаще будут нарушения в координации действий людей, поскольку каждый человек будет минимизировать риск. Это ведет к возникновению проблем, которые можно было бы избежать путем более точного предвидения.
В аграрном секторе максимизация прибыли возможна только с учетом специфичности, сложности и многообразия природно-климатических, социально-экономических, производственно-технических и технологических факторов, влияющих на производство продукции.
Главной целью аграрного предприятия должно быть определено достижение и обеспечение производства конкурентоспособной продукции как условие полного использования возможностей эндогенного развития организации. Способность долговременно функционировать на рынке и быть конкурентоспособным, управлять переменными факторами внешней и внутренней среды составляет элементы успеха организации. Мы полагаем, что конкурентоспособность продукции является главной стратегической целью. Процесс декомпозиции главной цели является сложным и ответственным этапом, создающим условия для реализации целевого управления. Это постановка четких и кратких общих целей; участие в процессе выработки всех тех, кто будет работать в рамках данной системы; оценка эффективности на основе результатов.
Для реализации поставленных целей можно сформулировать требования в виде постановки задач, решаемых на нескольких уровнях. Автор полагает, что выделение главной цели - достижение и обеспечение конкурентоспособности продукции - развивает и определяет несколько уровней системы целей. Основной стратегией и одним из уровней дерева целей является ресурсосбережение в аграрном производстве (рис. 1).
По каждому виду ресурсов (земельных, трудовых и материальных) детализируются цели и задачи в соответствии с условиями функционирования организации. Для их выполнения следу-
ет стремиться к гибкости производственных структур организации, мобильности трудовых ресурсов. Они представляют последующие уровни системы целей.
Целевое управление аграрным производством в советской системе хозяйствования требовало обеспечения согласованной работы подразделений предприятия в выполнении государственного плана производства продукции. Отсутствие завершенности в достижении цели и результатов деятельности по критерию эффективности использования ресурсного потенциала и удовлетворению экономических интересов участников привело к затратной экономике и распаду системы управления.
В рыночной системе хозяйствующий субъект вынужден выработать цели и приоритеты собственного развития. Они должны быть ориентированы на устойчивость организации в конкурен -тной борьбе и развитие при любой конъюнктуре рынка.
Все функции управления взаимосвязаны и взаимообусловлены, и каждая в отдельности представляет определенный процесс. Прогнозирование, планирование, нормирование, организация, мотивация, координация, коммуникация, контроль, учет, анализ и регулирование в управлении должны осуществляться на высоком уровне. Это означает, что не может быть второстепенных и менее важных функций. Объединение их одной целью организации - производством конкурентоспособной продукции - ведет к расширению содержания каждой функции управления и регули-
рования деятельности всех структурных подразделений для достижения поставленной цели требует организационных механизмов контроля и обратных связей, позволяющих приспосабливаться к изменению внешней среды.
В практике управления взаимосвязь всех выделенных элементов является универсальным для хозяйствующих субъектов, независимо от отрасли народного хозяйства. Но для устойчивости предприятия управление должно учитывать общие и специфические черты аграрного производства.
Й. Шумпетер отмечал, что повседневная работа в управленческой деятельности представляется функцией контроля - оперативным устранением отклонений. Она не является движущей силой процесса производства, но без нее невозможно управлять.
В системе управления предприятием осуществление таких функций, как учет, анализ и контроль, определяет оперативность и своевременность принятия управленческих решений и использование ситуационного подхода в регулировании хозяйственных процессов. Учет в процессе непрерывного осуществления комплекса учетных работ протекает во времени в специфичных объектах. Эффективность управленческих действий зависит от качества учетной информации о процессах воспроизводства в организации. Декомпозиция сложной системы предприятия приводит к формированию многомерных объектов управления и нетрадиционных для учета объектов, таких, как эстетические свойства природной сре-
Главная цель аграрной организации: производство конкурентоспособной организации
Система целей:
эффективность использования ресурсов в производственных структурах организации
ды, качество ресурсов и продуктов, элементы системы межличностных отношений. Система управленческого учета создает предпосылки для решения этих проблем, не пассивное обеспечение информацией для планирования, контроля и регулирования, а обоснование решений функциональных задач управления и полное отражение многомерного и многогранного характера современных условий функционирования предприятий.
В советской экономике управление предприятиями осуществлялось в жесткой системе, задающей потребление ресурсов, ценовые пропорции, объемы производства и распределения продукта, приоритетной функцией управления была организация производства, направленная на выполнение главной цели - государственного плана. Мотивация, учет, анализ, контроль - как функции управления - жестко регламентировали и имели обслуживающий характер. Следствием были недостатки: слабость контроля за воспроизводственными процессами и соответственно низкое качество работ и продукции; приписки объемов работ в отчетности; завышение потребностей в ресурсах в планировании; сокрытие действительных причин перевыполнения планов в анализе. Рыночная система хозяйствования изменила формы собственности и хозяйствования. Состав и содер-
жание функций управления изменяются в соответствии с целевой ориентацией организации. В управлении расширяются горизонтальные, вертикальные и функциональные связи. В учете, контроле и анализе возникли проблемы, связанные с отражением фактов, влияющих на отношения собственности, управление имуществом и обязательствами предприятия, актуализируются принципы концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений. На современном этапе развития в управлении следует использовать принцип единства системного, процессного и целевого подхода.
Литература
1. Денисов A.A., Колесников Д.Н. Теория больших систем управления: Учебное пособие для вузов. — Л.: Энергоиз-дат, 1982. — 288 с.
2. Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеждмента и управленческой практики: Пер. с англ. — М.: Дело, 1996. — 272 с.
3. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики // Избр. соч. — М.: Экономика, 1993. — Ч. 2. — Гл. VIII. Наст. изд. гл. 6.
4. Костяев А.И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: методология и методы. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 1999. — 280 с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 23. - С.58-189.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1994. — 702 с.
7. Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. Изд. второе, стереотипное. — М.: Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. — 704 с.