УДК 373 ББК 74.2
Татьяна Константиновна Клименко,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: klimenko_tk@mail.ru
Методологические подходы к созданию систем оценки качества образования
в образовательной организации
В статье раскрываются наработанные на сегодняшний день методологические подходы к созданию систем оценки качества образования в образовательных организациях. Рассмотрены системно-деятельностный, процессный и компетентностный подходы. Раскрыты походы к определению понятия качества образования. Определены наиболее значимые среди них. Приводится практика разработки системы оценки качества и управления этим процессом в конкретном образовательном учреждении - школе. Актуализирована значимость изданного пособия по обобщению практики создания системы менеджмента качества на уровне школы, а также исследования по обобщению опыта оценки СМК на уровне муниципалитета. В основу положен процессный подход в соответствии с ИСО 9001-2000. Описаны функциональные обязанности руководителей процессов. Сформулированы проблемы в процессе создания системы оценки качества образования на всех уровнях: региональном, муниципальном, образовательной организации. Среди наиболее важных проблем: отсутствие механизмов организации СМК, отбор критериев, поиск концептуального единства по вопросам выбора методов, подходов, процедур управления качеством в образовательной системе; отсутствие опыта проектирования систем оценки качества образования на всех уровнях, проблема обучения специалистов по качеству; разделение ответственности и полномочий между всеми участниками образовательной организации и создаваемой СМК; нет скоординированных усилий по освоению системы методов управления качеством. Поставлена проблема о проведении общественного контроля по качеству образовательных услуг образовательными организациями.
Ключевые слова: качество образования, система менеджмента качества, систем-но-деятельностный подход, процессный подход, компетентностный подход, практика реализации менеджмента качества, проблемы качества образования, общественный контроль в образовании.
Tatiana Konstantinovna Klimenko,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikai State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039),
e-mail: klimenko_tk@mail.ru
Methodological Approaches to the Creation of a System for Evaluating the Quality of Education in the Educational Organization
The article reveals methodological approaches to the creation of evaluation systems of the quality of training in educational institutions, which have been developed lately. The article considers system-activity, process and competence-based approaches. The approaches to the definition of a concept of education quality are revealed. The most important ones are identified in this article. The paper considers evaluation in the system of quality assessment and management in a particular educational institution - a school. The importance of the manual, which summarizes practice of quality management system at the school level and the generalization of experience from assessment of QMS at the municipal level are actualized in this article. It is based on a process approach in accordance with the ISO 9001-2000. There are descriptions of the functional responsibilities of the managers of the processes and the problems in the process of establishing a system of assessing the quality of education at all levels: regional, municipal, educational organization. The study of management process is important because it helps to view the interrelationships between the development of theory, behavior in organizations and management practice. The most important issues are lack of mechanisms for the organization of QMS, selection of criteria, search for conceptual unity on the choice of methods, approaches, procedures, quality management in the educational system; lack of experience in designing systems for evaluating
© Т. К. Клименко, 2015
23
the quality of education at all levels, the problem of training professionals in quality; division of responsibility and authority among all participants in the educational organization created by QMC; there is no coordinated effort to develop the system of quality management techniques. In conclusion, the article refers to the problem of social control on the quality of educational services by educational institutions.
Keywords: quality of education, quality management system, system-activity approach, process approach, implementation of quality management practices, problem of quality of education, social control in education.
Проблема методологии системы менеджмента качества образования на сегодняшний день является актуальной. Во многих педагогических источниках отмечается, что методология качества образования не разработана в России, а методология системы оценки качества не разработана тем более, или - имеются только наработки методологии. Однако работа по созданию СМК начинается с формулирования политики качества, а политика основывается на методологических основах.
В условиях глобализации современного образования, а в этот процесс вовлечены практически все образовательные системы мира, законом становится не просто развитие системы образования, а опережающее развитие качества образования человека, качество образовательных систем и качество общественного интеллекта. Соответственно, в связи с этим неизмеримо повышается роль качества образования: сегодня важна не массовость образования, о чём шла речь в XX веке, а его качество, особенно это актуально именно для нашей страны.
Обратимся к определению качества образования. По мнению В. А. Болотова, существует очень много разных точек зрения и определений качества образования: к примеру, определение С. Е. Шишова и В. А. Кальней, которые определяют качество как «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» [5, с. 50], то есть, когда говорят о качестве деятельности образовательной системы, о качестве управления, то всё время говорят об удовлетворённости образовательными услугами, которые предоставляет данная система. Определение качества образования даёт известный учёный, методолог А. И. Субетто, который говорит о том, что «качество - это есть совокупность свойств» [4, с. 80]. Среди них такие свойства: качество структурно, качество динамично, ка-
чество это система, качество - это основа существования объекта или процесса. От определения понятий качества образования необходимо обратиться к тому, что концептуальный каркас теории и методологии качества образования был заложен трудами исследовательского центра проблем качества образования по подготовке специалистов (возглавляет Н. А. Селезнева), а также учёными В. И. Байденко, И. А. Зимней, А. И. Субетто и т. д. Это люди, которые на сегодняшний день нарабатывают основу данного процесса.
Обратимся к ещё одному очень важному моменту, который получил название «квалитативная революция в мире». Эволюция управления качеством образования в мире прошла через несколько этапов. Началось всё в 60-е годы, управление качеством образования при этом в большей степени было связано сначала с промышленными производствами и даже не в нашей стране, а как самоопределение качества товаров, выступающее главным фактором рыночной экономики; в 70-е гг. - это сдвиг от доминанты качества товаров к качеству технологий и производства. Даже в Советском Союзе был знак качества, мы все его знали, и сейчас часто говорят про 100 качественных товаров, причём,подчёркивают это. В 80-е гг. был осуществлён переход от качества технологий производства к качеству систем качества и систем управления качеством. Безусловно, это происходило очень активно в Японии, в США, и в теории это всё разрабатывалось. С начала 90-х гг. по настоящее время идёт расхождение понятий качества образования и качества интеллектуальных ресурсов. В основе квалитативной революции лежит понятие квалитологии - это наука о качестве и становление важнейшего его компонента - квалиметрии, как науки об измерениях и оценке качества любых объектов и процессов, включая и образовательные. Многие педагоги, управленцы знакомы с понятием «квалиметрия», но вот восхожде-
ние от квалиметрии к квалитологии и даже квалитативной революции, как сегодня принято говорить, - это постепенный этап, до которого дорастает сознание участников этого процесса, в том числе и нас всех, и наполняется нашим педагогическим содержанием [3, с. 45].
Какие основные методологические подходы выделяет современная наука в отношении качества образования? Сейчас говорят о полипарадигмальном развитии образования, то есть допускается существование нескольких методологических подходов при рассмотрении того или иного процесса, естественно, что развитие качества образования опирается на несколько подходов: системно-деятельностный, процессный, компетентностный. Сегодня учёные дополняют этот перечень методологических подходов синергетическим и квалитативным подходом, то есть идёт развитие методологии качества образования.
В системно-деятельностном подходе, как говорит философский словарь, анализируемый объект рассматривается как определённое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Естественно, существуют некоторые принципы - а как построить этот системный подход? То есть рассмотрение объекта деятельности в теоретической и практической системе осуществляется как ограниченное множество взаимосвязанных элементов. Это включает определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними, выявление внешних связей системы, выделение в них главных, определение функций систем и её роли среди других систем, анализ диалектики структуры и функций системы и обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.
Каждое образовательное учреждение или образовательная организация, должны прежде всего выстроить политику качества как систему, а система будет состоять -из формулировки миссии, стратегии действий, основных задач, назначений и выделений процессов и уполномоченных по качеству в ОУ, созданию отдела качества образования, и наконец, будет включать мониторинг учебного процесса. В этой связи выстраивание системы - это, пожалуй, главная забота руководителя ОУ, чтобы всё то, что делалось в ОУ, не представляло
хаос или беспорядочное шествие по этим процессам, а чтобы оно носило качественный системный характер. На сегодняшний день в Забайкальском крае издана работа Р. В. Никонова «Практика внутришкольной системы оценки качества образования», в которой автор раскрывает практику освоения СМК на примере образовательного учреждения [2]. В его работе приводится логика системных действий руководителя образовательного учреждения, которая состоит, во-первых, в принятии решения руководством образовательного учреждения о создании и внедрении СМК (термин общепринятый), хотя понятия «менеджмент» и «управление качеством» - не совсем идентичные, чаще говорят о понятии менеджмента качества, управление - это элемент менеджмента.
Что ещё включает в себя алгоритм действий? Это проведение начальной самооценки имеющихся элементов СМК в образовательном учреждении; разработка плана создания и внедрения; назначение руководством учреждения образования представителя по качеству; формирование организационной структуры СМК; распределение обязанностей и полномочий в рамках СМК образовательного учреждения; проведение SWOT-анализа деятельности образовательного учреждения; разработка миссии видения и формулировка основных ценностей; это разработка и документальное оформление заявления о политике и целях в области качества; разработка стратегического плана развития образовательного учреждения; разработка многоуровневой и взаимосвязанной системы планирования и контроля деятельности, включающей стратегический план развития; план методических объединений и отдельных процессов и объектов. Алгоритм действий также включает создание многоуровневой системы подготовки и обучения персонала по вопросам СМК; разработку и внедрение системы регулярного анализа СМК со стороны руководства; разработку системы регулярного обмена информацией с персоналом образовательного учреждения по вопросам; требования потребителей рынка образовательных и научно-исследовательских услуг; требования ГОС; доведение до сведения персонала его ответственности и полномочий, актуальности и важности его деятельности; вклад персонала в достижение целей в области качества функцио-
нирования и результативности; изменение требований к предоставляемым услугам и создаваемой учреждением продукции. Другими словами, это очень большая, системная, пошаговая работа, осознанием которой должен руководствоваться каждый директор образовательного учреждения для того, чтобы провести эту работу. Если мы рассматриваем качество образования как систему, то с другой стороны, естественно, качество образования будет являться подсистемой метасистемы образования, а как подсистема этой большой метасистемы качество образования имеет также свои подсистемы, т. е. включает в себя и качество субъекта, и качество объекта, и качество процесса, и качество нормы и требований. Системообразующим фактором является качество норм, требований, которые входят в состав системы целей образования.
Почти 10 лет назад Минобрнауки РФ сформулировало программу действий, в которой заложены такие понятия, как «качество условий», «качество процесса» и «качество результатов». По выражению В. А. Болотова, которому принадлежит роль начинателя в этой области [1, с. 17], если обратиться к качеству условий, то в отношении качества процесса идёт очень активная и большая работа, но по качеству результатов предстоит ещё многое сделать. Так, получили мы место в рейтинге или в мониторинге, а дальше что с этим делать? На что повлияло полученное место? На разработке какой программы совершенствования деятельности образовательного учреждения это скажется? Что повлияло? Что вызвало к жизни? Источником какой точки развития стал этот полученный нами результат?
Внедрение новых ФГОСов основывается также на системно-деятельностном подходе. В этом плане деятельностный подход связан с конкретными видами деятельности субъектов образовательного процесса, обучаемых, обучающих, управленцев и т. д. Соответственно, предполагается, если это касается обучающегося, то его главный вид деятельности - познание объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём, создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения, важно не просто запомнить что-то и узнать, а важно прирастить себе знание, необходима самоорганизация предыдущих видов познания. Соответственно, всё перечисленное выли-
вается в личностные качества, об этом говорят наши сегодняшние стандарты. Речь идёт о когнитивных, креативных и методологических качествах личности, что очень важно, т. е. мы говорим об оргдеятель-ностных качествах человека (способность осознания целей; умение их понять; стремление к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества, это системно-деятельностный подход, который может быть реализован в процессе создания системы менеджмента качества любой образовательной организации).
Вторым методологическим подходом, который выделяют современные исследователи, является процессный подход. Этот подход научно обоснован и относится к высшим учебным заведениям. В средней школе он только разрабатывается, но мы понимаем под процессным подходом организованную деятельность. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 процесс определён как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы». То есть фактически задача руководителя СМК или, как правило, директора образовательной организации, заключается в том, чтобы создать процесс. В ЗабГУ (до 2012 г. -ЗабГГПУ) активно использовался процессный подход, он реализовывался детально, были назначены руководители процессов, каждый из которых знал свою функцию, определялись цели, актуальные из них ре-ализовывались руководителями процессов. Подобная схема должна быть характерна для любой образовательной организации, для реализации в ней процессного подхода.
Процессный подход подразумевает последовательность исполнения функций, операций, направленных на создание результата, имеющего ценность для потребителя, одним словом, процессный подход требует издания работы с более подробным изложением на основе того, что есть в высшей школе, для средней школы - это очень интересная исследовательская деятельность, которая ждёт на сегодняшний день своего автора в условиях нашего Забайкальского края.
Ещё одним методологическим подходом является компетентностный подход, который исходит из формулировки термина. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по от-
ношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Известно, что ФГОСы построены на основе компетентностного подхода, разработчиками которого является целая группа учёных. Компетентностный подход в настоящее время занимает лидирующее место в теории и практике высшего образования. Руководитель образовательного учреждения должен быть компетентен в том, чтобы создать СМК для образовательного учреждения, а соответственно, это включает в себя и создание сети процессов как компетенций, и документирование в соответствии с требованиями ИСО 9000-2001, и объединение всех информационных подсистем для обеспечения эффективности деятельности.
Проанализировав всю эту работу, можно выявить некоторые проблемы.
Одой из важных проблем является поиск концептуального единства по вопросам выбора методов, подходов, процедур управления качеством в образовательной системе. К примеру, понятие «регистр» используется в Забайкальском крае для анализа с начала 2000-х годов в отношении качества образования. Мы изучали опыт работы Московской области, Челябинской области, Омской области и многих других. В каком-то из опытов обнаружили, что есть такое понятие «регистр», через который можно будет создать базу данных и в соответствии с этим вести аналитику. Подхватив идею применения понятия «регистр», которое ранее не было развито, расширено, а только обозначено, мы разработали огромное количество составляющих регистра. Нина Фёдоровна Рюхова - исследователь проблем качества образования в Забайкальском крае - новизну своего исследования о муниципальной системе оценки качества доказывала как раз через это понятие «регистр». Всё это входит в поиск концептуального единства для общего среднего образования Забайкальского края. Один учёный отметил, что существует круг качества для образовательного процесса, который начинается от маркетинга исследования потребностей в качественном образовании и заканчивается выпуском, трудоустройством, вузовским обучением, послевузовским обучением, то есть образуется такой круг, и это есть представление о том, что эта система менеджмента качества, управления качеством формируется сверху и
снизу. Тогда, когда сверху что-то выстраивается, наступает момент, когда нужно идти от формирования снизу. И когда поиск сверху и снизу сомкнутся, тогда можно будет говорить о том, что у нас есть концептуальное единство по вопросам формирования методологии качества образования.
Следующая проблема - нет координа-ций усилий отдельных образовательных организаций по освоению системных методов управления качеством образования. Этому процессу надо учиться, чтобы управлять качеством, чтобы создать СМК, надо быть, конечно, человеком компетентностным, а для этого всем надо учиться, как когда-то управленцы системы образования выучились в середине прошлого десятилетия на примере судоверфи, по созданию системы управления качеством образования.
Следующая проблема - отсутствует достаточное количество специалистов, которые способны проектировать исследования СМК применительно к особенностям конкретной образовательной организации. Действительно, очень большая проблема найти таких людей. К примеру, для эффективной работы системы менеджмента качества директор школы будет опираться на своих заместителей, это должна быть команда.
Нет механизмов организации СМК, когда мы начали проводить конкурс СМК образовательного учреждения, то очень большая работа была проведена по отбору критериев. На сегодняшний день эти критерии уже апробированы нами в течение 10 лет и, возможно, нуждаются в определённой корректировке. Наблюдая за представлением документов на конкурс, отметим, что если первые конкурсы проводились очень подробно, включая аналитику по каждому критерию, то сейчас это сведено к некоторым формальным признакам. Безусловно, когда мы говорим о системном подходе, то встаёт очень важный вопрос о критериях - сложно создать систему образования, которая отвечает всем запросам качественной работы, но гораздо сложнее выбрать качественные критерии для оценки степени соответствия образования современным запросам и современным требованиям, над которыми необходимо работать. Наконец, существует проблема разделения ответственности и полномочий между всеми участниками образовательной организации и создаваемой СМК образовательного учреждения. К примеру, если директор школы берёт на
себя ответственность обеспечивать концептуальное теоретическое обоснование развития школы и является руководителем группы по разработке и внедрению программ развития, он регулирует научно-экспериментальную инструментовку инновационных процессов в школе, то эти школы обозначены экспериментальными площадками, разрабатывают концепцию качества образования школы, обеспечивают психолого-педагогический, социологический аспекты экспертизы качества образования.
Проблемой является и то, как нам организовать и провести общественный контроль на уровне региона, где взять организацию, которая бы выступила проводником нашей политики и которая бы осуществила и социологическое исследование, и анализ, которая помогла бы в организации самой процедуры контроля - это всё очень сложно. Но время требует это делать, это большой пласт интересной работы.
Какую важнейшую функцию выполняет руководитель школы? Руководит аттестацией педагогов, создаёт более совершенную систему мотивации преподавателей и учащихся в достижении высоких результатов, разрабатывает положение о материальном
стимулировании учителей за инициативное, качественное выполнение деятельности, организует работу по совершенствованию документированного обеспечения управления образованием. Его заместители по начальной, основной, средней школе выполняют свой круг ответственности и полномочий: и заместитель по воспитательной работе, и по научно-методической работе, и методические объединения, - у каждого свой круг, который подробнейшим образом расписан в работе директора, о которой говорилось ранее. Эта работа, как отправная точка, как обобщённый опыт, популяризированный в изданном сборнике, он мог бы сослужить хорошую службу для директоров и завучей многих общеобразовательных школ, кто работает над этим вопросом и у кого уже есть какой-то опыт, но они не уверены в том, правильно ли он осуществлён, и в этом им предстоит разобраться.
Таким образом, мы работаем над тем, что наполняем конкретным практическим содержанием важнейшую функцию - достижение такого уровня качества образования, в любой образовательной организации критерием которого является в конечном счёте удовлетворённость потребителей.
Список литературы
1. Болотов В. А. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. 2013. Вып. 1. 37 с.
2. Никонов Р В. Практика внутришкольной системы оценки качества образования. Чита: ЗабГУ, 2011. 200 с.
3. Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 1998. 49 с.
4. Субетто А. И. Введение в квалиметрию высшей школы: в 4 кн. Кн. 2. Концепция квалиметрии «Система категорий и понятий». М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 1991. 122 с.
5. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Рос. пед. агентство, 1998. 354 с.
References
1. Bolotov V. A. Rossijskaja sistema ocenki kachestva obrazovanija: glavnye uroki // Kachest-vo obrazovanija v Evrazii. 2013. Vyp. 1. 37 s.
2. Nikonov R. V. Praktika vnutrishkol'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija. Chita: ZabGU, 2011. 200 s.
3. Panasjuk V. P. Pedagogicheskaja sistema vnutrishkol'nogo upravlenija kachestvom obra-zovatel'nogo processa: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. SPb., 1998. 49 s.
4. Subetto A. I. Vvedenie v kvalimetriju vysshej shkoly: v 4 kn. Kn. 2. Koncepcija kvalimetrii «Sistema kategorij i ponjatij». M.: Izd-vo Issled. centra problem kachestva podgotovki specialistov, 1991. 122 s.
5. Shishov S. E., Kal'nej V. A. Monitoring kachestva obrazovanija v shkole. M.: Ros. ped. agentstvo, 1998. 354 s.
Статья поступила в редакцию 25.09.2015