Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
УДК 65.0/377 Н. Г. Алексеева, доц. Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. экон. наук, г. Челябинск, e-mail: chelirpo@mail.ru
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье представлены результаты исследований Челябинского института развития профессионального образования в области управления профессиональными образовательными организациями в условиях рынка потребителя на основе принципов и методов менеджмента качества.
Ключевые слова: качество, менеджмент качества, качество образования, система менеджмента качества, процессный подход.
Многочисленные исследования доказывают, что развитие принципов и методов менеджмента качества представляет собой лестницу восхождения к совершенству логической связи «менеджмент качества — развитие организации».
Возникает вопрос: почему менеджмент качества до сих пор не стал общей идеологией развития профессиональных образовательных организаций? Анализ эволюции мышления качества позволяет ответить на этот вопрос.
Следует сразу уточнить, что до конца XIX в. люди мало задумывались о понятии качества. Основной метод управления качеством основывался на совершенствовании личного мастерства учителя с использованием схемы работы по вертикали «мастер — ученик». При появлении в начале XX в. предшественника массового производства — мелкосерийного выпуска продукции понятие качества подверглось пересмотру. Качественной стала считаться продукция, которая работает, будучи собрана из однотипных деталей, изготовленных в разных местах. Поскольку в то время
объемы выпускаемой продукции были невелики, качество достигалось контролем всей выпускаемой продукции. Этот период развития менеджмента качества характеризуется как QC (Quality Control) — индивидуальный контроль качества.
При анализе имевшихся тогда подходов к оценке качества профессионального обучения необходимо учитывать следующее. Осваиваемые на тот момент учащимися объемы знаний, по сравнению с современными, были намного меньше. Существовавшая парадигма субъект-объектного обучения ориентировалась на преподавателя (субъекта), передающего знания обучающемуся (объекту). Все это позволяло определять качество профессионального образования как качество преподавателя, отвечающего за уровень профессиональной подготовки обучающегося.
Ситуация с пониманием качества вообще и качества профессионального образования в частности снова изменилась в период двадцатых — сороковых годов прошлого столетия.
Тогда в основных отраслях промышленности развитых стран произошел переход к массовому производству.
В 1920-е гг. были заложены основы статистических методов управления качеством, прежде всего за счет разработки контрольных карт (В. Шухарт), а также ключевых понятий и таблиц выборочного контроля качества (Х. Додж и Х. Роминг). Их использование позволило проводить цеховой контроль качества продукции и осуществлять управление качеством процессов на основе анализа фактических данных. Этот период развития менеджмента качества определен как SQC (Statistical Quality Control) — управление качеством статистическими методами. Во многом вследствие появления статистических методов выборочного контроля качество товара (работы/услуги) стали понимать как соответствие некоторой спецификации (набору числовых параметров).
В этот период уровень развития производства привел к тому, что в развитых станах, в том числе и в России, начался бурный рост числа работников со средним и высшим профессиональным образованием. Образование быстро переняло существовавшие на тот период принципы оценки качества — периодические проверки учебных заведений на соответствие перечню требований к определенным, установленным органами руководства образованием параметрам, т. е. спецификации.
В 1950-е гг. стали развиваться системные, комплексные принципы управления качеством, получившие название тотального управления качеством [TQC (Total Quality Control) — всеобщее управление качеством (технологическое)]. Эти принципы позволили объединить и скоординировать оперативную работу всех подразделений предприятия на основе четкого установления и распределения ответственности, полномочий и взаимодействия между ними.
В мировой экономике начиная с 1970-х гг. условия для производителей стали меняться, рынок производителя постепенно перерастал в рынок потребителя, который часто оказывался непредсказуемым, непонятным, неконтролируемым. Первым, кто осознал, понял и оценил влияние нестабильности в менеджменте как на качество продукции, так и на работу системы в целом, был Э. Деминг.
Э. Демингом, Дж. М. Джураном, Х. Сара-соном и другими специалистами в области менеджмента качества было открыто, что ключом к лучшему управлению является исследование процессов производства продукции. Если устра-
нить источники изменчивости на каждом этапе производства, то результат станет более предсказуемым и, следовательно, производство — более управляемым. По существу, Э. Деминг и его последователи представили миру принципиально новую концепцию менеджмента, ориентированную на потребителя и получившую название «всеобщее управление качеством», или «тотальный менеджмент качества» (TQM— Total Quality Management).
Идеи TQM, в частности, положили конец «механистическому» взгляду на человека, господствовавшему с самого начала эры индустриализации, переключили внимание управленцев с машин, механизмов и инструкций на людей и процессы (включая процессы взаимоотношений поставщиков и потребителей). Наиболее значительным достижением TQM является тот факт, что мировое сообщество получило возможность взглянуть на бизнес с новой точки зрения — как на процесс достижения справедливо сбалансированных целей всех заинтересованных сторон — владельцев, акционеров, инвесторов, субподрядчиков, менеджеров, рабочих, потребителей, поставщиков, государства, общества. Конечная цель TQM гораздо шире, чем просто выпуск качественной продукции — это эффективность бизнеса в целом.
К 1980-м гг. в мировой практике были сформулированы принципы тотального менеджмента качества. Эти принципы направлены на достижение успеха путем удовлетворения существующих и предполагаемых требований потребителя и получение устойчивой выгоды для всех членов организации и общества в целом.
В 1990-е гг. в мировой практике сформировались принципы универсального менеджмента качества (UQM), позволяющие одинаково успешно применять концепцию TQM не только промышленными предприятиями, но и некоммерческими организациями, в том числе государственными.
Пытаясь решить проблемы качества, в конце XX века мировое сообщество пришло к пониманию, что для достижения долгосрочного успеха необходимо обратить взгляд на людей, признать их главной ценностью любой организации. Работа над качеством кристаллизовала фундаментальный смысл обучения и вовлечения персонала. Значительно изменив, таким образом, взаимоотношения работника и работодателя во всем мире, TQM стал главной гуманистической доктриной развития организаций на рубеже XX-XXI вв.
Возвращаясь к 1960-1970-м гг., следует сказать, что в бывшем СССР системному
управлению качеством также уделялось большое внимание, возникали новые, как тогда говорили, почины в этой области. Наиболее известными среди них были саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП), система «качество, надежность, ресурс с первого исполнения» (КАНАРСПИ), комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). В частности, комплексная система управления качеством продукции представляла собой совокупность мероприятий, методов и средств, устанавливающих, обеспечивающих и поддерживающих необходимый уровень качества продукции при разработке, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации. Опыт применения этой системы показал, что на предприятиях улучшались не только качество продукции, но и экономические показатели.
Изучение опыта России говорит о том, что реализация методических основ управления качеством шла в СССР параллельно передовому мировому опыту, но с отставанием примерно на 15 лет (если иметь в виду создание на предприятиях комплексных систем управления качеством продукции и внедрения идей, реализованных в стандартах ИСО серии 9000).
Почему же, несмотря на определенные успехи, все-таки не происходило коренного улучшения качества продукции в СССР? Главной причиной, скорее всего, являлась настроенность хозяйственного механизма бывшего Советского Союза на количественные (валовые) показатели, что исключало возможность эффективного использования методов, получивших развитие при решении проблем качества в рыночной экономике. Развитие работ по обеспечению качества в России происходило вплоть до 1990-х гг. в условиях административно-плановой экономики. На первом месте стояло не качество, а количество, что и привело к заметному отставанию российских предприятий от передовой зарубежной практики в решении проблем качества. Можно назвать еще несколько причин. Внедрение КС УКП велось директивным порядком, по указаниям «сверху» под давлением Гос -стандарта. Многие руководители, не понимая долговременного характера проблемы, отнеслись к созданию КС УКП формально как к временной системе, нарушив при этом основные принципы системного подхода. Экономическая система в целом не побуждала работников к качественному труду. Персонал на предприятиях не был заинтересован в качественной работе, не было и материальных стимулов.
В профессиональном образовании Приказом Минвуза СССР от 25.07.80 г № 851 «Об усилении контроля за деятельностью вузов, техникумов и училищ, улучшении организации проверки исполнения в высшей и средней специальной школе» было введено всеобщее управление качеством на основе концепции TQC. В учреждениях НПО и СПО на единой плановой и методической основе начали формироваться системы внутриучилищного и внутритехни-кумовского контроля, охватывающие деятельность всех структурных подразделений, преподавателей, работников и обучающихся [1].
Для системы российского профессионального образования идеи Деминга до 2000 г. оставались, к сожалению, «закрытыми знаниями».
В 2002 г. в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. главной задачей российской образовательной политики становится обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Концепция дала толчок к изучению и использованию принципов и методов TQM в российской системе образования. В рамках Федеральной программы развития образования на 2005 г. был сформирован проект «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования».
Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» в рамках этого проекта были подготовлены «Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов» и «Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности». Важнейшими результатами разработок университета стали структура понятия гарантии качества в образовании и типовая модель системы качества образовательного учреждения (рис. 1) [2].
Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она ориентирована на обеспечение реализации стандартов внутренней гарантии качества и предоставления объективной отчетности о качестве предоставляемых образовательным учреждением образовательных и иных
Гарантии качества в образовании
1 г 1' 1' 1
Планирование Управление Обеспечение Улучшение Оценка
качества качеством качества качества качества
Деятельность, Методы и виды Деятельность, Деятельность Подтверждение
направленная деятельности направленная образовательного того, что
на образовательного на создание учреждения, требования
формирование учреждения уверенности, направленная на к качеству
стратегии, оперативного что улучшение выполнены
политики характера, требования способности (или
и связанных используемые к качеству выполнить не выполнены)
с ними целей для выполнения будут требования
и требований требований выполнены к качеству
к качеству к качеству образования
образования образования
Рис. 1. Структура понятия «гарантии качества в образовании»
услуг всем заинтересованным сторонам, учитывает требования «Стандартов и директив гарантии качества высшего образования на территории Европы», разработанных Европейской ассоциацией гарантии качества в высшем образовании (ENQA), а также требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Система качества предназначена для постоянного улучшения деятельности, повышения конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг, она определяет конкурентоспособность образовательной организации.
Следует отметить, что широкого распространения предложенная типовая модель системы качества в начальном и среднем профессиональном образовании не получила по ряду причин.
Во-первых, система начального и среднего профессионального образования не вписывалась в Болонский процесс, основной направленностью которого являются вузы, была искусственно притянута в него.
Во-вторых, в системе начального и среднего профессионального образования продолжала преобладать государственная модель управления, и образовательные учреждения работали по принципу освоения требований вышестоящих организаций. В то же время разработка и внедрение систем менеджмента качества является выбором самой организации, а к такому подходу большая часть образовательных организаций оказалась не готова.
В-третьих, образовательные организации, разработавшие систему менеджмента качества на основе национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, столкнулись с феноменом ее изоляции в системе управления в связи с несовершенством своего правового положения на рынке потребителя.
Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» положил начало реализации важнейшей, фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг. Принятые решения о разделении учреждений на три типа (казенные, бюджетные и автономные) позволили изменить формат финансового обеспечения их деятельности. Использование инструмента государственного задания при бюджетном планировании позволяет увязать объем финансового обеспечения деятельности образовательной организации с объемом оказываемых услуг и с соблюдением установленных стандартов и показателей качества, а также права образовательных организаций формировать многоканальную систему финансирования, позволяющую осуществлять нормальное воспроизводство всех факторов образовательной деятельности.
В свою очередь, закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 г.,
дал четкое определение таких понятий, как «образовательная организация» и «качество образования».
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., разработанном в 2013 г. Министерством экономического развития, предусмотрена необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.
В совокупности эти законодательные документы обеспечили необходимую правовую и экономическую основу для функционирования профессиональных образовательных орга-
низаций в условиях рынка потребителя, а выбор механизма развития остается их прерогативой, то есть делом добровольным.
Принятие образовательной организацией принципов менеджмента в качестве критериев эффективности является стратегическим решением руководства.
Возможность получения профессиональной образовательной организацией финансового и экономического эффектов от применения принципов менеджмента качества и на этой основе обеспечение своего развития в постоянном режиме могут быть достигнуты в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной с учетом потребностей всех заинтересованных сторон и приведенной в соответствие стандарту качества ГОСТ ISO 9001-2011 (рис. 2) [4].
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ
Ориентация на потребителя
Лидерство руководителя
Вовлечение работников
Процессный подход
Системный подход к менеджменту
Постоянное улучшение
Принятие решений, основанное на фактах
Взаимовыгодные отношения с социальными партнерами
к повышению уровня исполнения бюджета
к оптимизации затрат
к увеличению потока наличности
к повышению доходности иной деятельности
к дополнительному привлечению, удержанию _и лояльности потребителя_
к повышению эффективности принятия _решения_
к оптимизации использования _наличных ресурсов_
к повышению ответственности работников
к увеличению интеллектуального капитала
к оптимизации процессов и повышению их результативности и эффективности
к повышению конкурентоспособности
Рис. 2. Эффекты от применения принципов менеджмента в управлении профессиональной образовательной организацией в соответствии с ГОСТ Р ИСО 10014-2008
В процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества проводятся следующие мероприятия.
1. Анализ потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы и других заинтересованных сторон. Формулировка стратегии, политики, целей и задач ПОО в области качества.
2. Обучение высшего руководства и части персонала, задействованного в процессе разработки СМК ПОО.
3. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и структурные подразделения ПОО.
4. Создание организационной структуры системы менеджмента качества, обучение персонала.
Рис. 3. Организационно-функциональная структура СМК ПОО
5. Самооценка ПОО (обследование рабочих 6. Определение и описание рабочих процес-процессов) и анализ существующей документа- сов, упорядочивание существующей докумен-ции. тации.
Таблица 1
Примерный реестр процессов СМК [2]
№ п/п Наименование процессов или вида деятельности
1. Деятельность руководства в СМК
1 Стратегия, политика и цели в области качества
2 Планирование и развитие СМК
3 Распределение ответственности и полномочий
4 Подготовка к сертификации СМК
5 Подготовка и проведение лицензирования и аккредитации техникума
6 Информирование общества
7 Финансирование СМК
8 Анализ СМК со стороны руководства
2. Основные процессы СМК
9 Маркетинг
10 Проектирование и разработка основных образовательных программ
11 Допрофессиональная подготовка (ДП) и прием студентов
12 Реализация основных образовательных программ СПО
13 Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми
14 Проектирование и реализация образовательных программ дополнительного образования
Окончание таблицы 1
№ п/п Наименование процессов или вида деятельности
15 Инновационная деятельность
16 Трудоустройство выпускников
3. Обеспечивающие процессы СМК
17 Управление персоналом
18 Управление образовательной средой
19 Библиотечное и информационное обслуживание
20 Управление информационной средой
21 Управление закупками
22 Управление инфраструктурой, производственной средой
23 Обеспечение безопасности жизнедеятельности
24 Социальная поддержка студентов и сотрудников
4. Измерения, анализ и улучшение в рамках основных и обеспечивающих процессов
25 Мониторинг, измерение и анализ процессов
26 Управление несоответствиями
27 Улучшение процессов (внутренние аудиты, анализ данных)
28 Измерения, анализ и улучшение в рамках основных и обеспечивающих процессов
29 Мониторинг, измерение и анализ процессов
7. Разработка документации системы ме- кументированные процедуры, руководство по неджмента качества (рабочие инструкции, до- качеству).
1. Управление качеством со стороны руководства
2. Управление качеством со стороны персонала
3. Управленческая документация
4. Подтверждение и улучшение качества
Отчётная документация (отчёты, спецификации и другие записи)
5. Обеспечение качества (базовый уровень)
Нормативно-правовая и нормативная документация внешнего происхождения
Рис. 4. Структура документации СМК 68
Документированная система менеджмента качества — это модель, которая описывает систему управления организацией на основе принципов и критериев качества, сформулированных в стандартах ISO 9000.
Документация системы менеджмента качества включает: политику в области качества, планы качества, руководство по качеству, доку-
Библиографический список
ментированные процедуры, рабочие инструкции, формы, спецификации, внешнюю документацию, внутреннюю документацию, записи.
8. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов.
9. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий.
1. Об усилении контроля за деятельностью вузов, техникумов и училищ, улучшении организации проверки исполнения в высшей и средней специальной школе : [приказ Министерства высшего образования СССР (Минвуза СССР) от 25.07.1980 г № 851].
2. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения [Текст]. — СПб. : Изд-во СПбГЭТУ, 2006.
3. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: №р:/МапЬа|1дозии/д/ГОСТ_^0_9001-2011.
4. ГОСТ Р ИСО 10014-2008. Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: №р:/МапЬа|1дозии/д/ГОСТ_Р_ИСО_10014-2008.
УДК 377 Е. Ю. Иванова, зав. школьным отделением
Магнитогорского педагогического колледжа (МПК), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: 0105199975@mail.ru С. А. Кузьмина, зам. директора по учебной работе мПк, e-mail: usvetana@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА
Статья отражает проблему оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена. Привлечение работодателей к контролю качества образования в колледже рассматривается как один из механизмов обеспечения качества. Авторы исследуют особенности участия работодателя в экзамене квалификационном по профессиональному модулю. Представлена примерная инструкция к деятельности эксперта-экзаменатора.
Ключевые слова: качество образования, социальное партнерство в сфере образования, стандарт, экзамен квалификационный, деятельность эксперта-экзаменатора.
В современных условиях качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность национальных систем образования в целом и отдельных учебных заведений и конкретных обучающихся в частности. В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника организации профессионального образования во многом зависит от глубины овладения специальностью и готовности самостоятельно решать профессиональные задачи.
Другими словами, качество образования (как результат) отождествляют с компетентностью индивида (на соответствующем уровне образования).
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,