Научная статья на тему 'Методологические подходы к подготовке будущих учителей в контексте становления их гуманистического мировоззрения'

Методологические подходы к подготовке будущих учителей в контексте становления их гуманистического мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / COMPETENCE APPROACH / BEHAVIORAL APPROACH / AXIOLOGICAL APPROACH / HUMANISTIC OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Светлана Станиславовна

В статье рассматриваются методологические подходы, которые позволяют обновить содержание образования в целях повышения качества подготовки будущих учителей. Акцент в подготовке будущих учителей делается на становлении их гуманистического мировоззрения как необходимого уровня духовно-нравственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to the training of future teachers in the context of developing their humanistic outlook

This article discusses the methodological approaches that allow to update the content of education in order to improve the training of future teachers. The emphasis in the training of future teachers is on the formation of their humanistic outlook as the required level of spiritual and moral development.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к подготовке будущих учителей в контексте становления их гуманистического мировоззрения»

Примечания

1. Райков Д. А. Одномерный математический анализ: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1982. 415 с.

2. Хавин В. П. Основы математического анализа: в 3 ч. Ч. I. Дифференциальное и интегральное исчисление функций одной вещественной переменной: учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 448 с.

3. Калинин С. И. Метод неравенств решения уравнений: учеб. пособие по элективному курсу для классов физико-математического профиля. М.: Изд-во «Московский Лицей», 2013. 112 с.

Notes

1. Raykov D. A. Odnomernyiy matematicheskiy analiz: ucheb. posobie [One-dimensional mathematical analysis: tutorial. Moscow: Higher scholl Publ., 1982. 415 pages.

2. Havin V. P. Osnovyi matematicheskogo analiza: v 3 ch. Ch. I. Differentsialnoe i integralnoe ischislenie funktsiy odnoy veschestvennoy peremennoy: ucheb. posobie [Bases of the mathematical analysis: in 3 prts. P. I. Differential and integral calculus of functions of one material variable: tutorial. Publ. of Leningr. university, 1989. 448 pages.

3. Kalinin S. I. Metod neravenstv resheniya uravneniy: ucheb. posobie po elektivnomu kursu dlya klassov fiziko matematicheskogo profilya [Metod of inequalities of the solution of the equations: studies. grant at an elective course for classes of the physicist of a mathematical profile]. Moscow: "Moskovskiy Litsey" Publ., 2013. 112 pages.

УДК 371

С. С. Быкова

Методологические подходы к подготовке будущих учителей в контексте становления их гуманистического мировоззрения

В статье рассматриваются методологические подходы, которые позволяют обновить содержание образования в целях повышения качества подготовки будущих учителей. Акцент в подготовке будущих учителей делается на становлении их гуманистического мировоззрения как необходимого уровня духовно-нравственного развития.

This article discusses the methodological approaches that allow to update the content of education in order to improve the training of future teachers. The emphasis in the training of future teachers is on the formation of their humanistic outlook as the required level of spiritual and moral development.

Ключевые слова: компетентностный подход, поведенческий подход, аксиологический подход, гуманистическое мировоззрение.

Keywords: competence approach, behavioral approach, axiological approach, humanistic outlook.

Современные тенденции развития нашего общества связаны с определением новых запросов к подготовке будущего педагога. Значимость данного процесса подтверждается приоритетными программными документами развития образовательной сферы. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что современной школе требуются новые учителя, владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников; чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя. В обсуждаемой сегодня концепции и содержании профессионального стандарта педагога задаются конкретные требования к квалификации учителя. Современный успешный педагог характеризуется умением «проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)»; «умение формировать и развивать... образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам)» и «готовностью принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья» и т. д. [1]

© Быкова С. С., 2014 124

На основании законодательных актов выстраивается образ современного специалиста, который обладает не только высоким уровнем компетентности в области профессиональной деятельности, но и новым уровнем духовно-нравственного развития. Будущий педагог должен быть ориентирован «на глубокое внутреннее осмысление новых психолого-педагогических знаний и преобразование их в свои личностные ценностные убеждения», то есть обладать педагогическим мировоззрением [2]. Современной парадигмой подготовки будущих учителей становится «образование для личностного развития на основе самомотивации и самопроектирования, с опорой на ценности и смыслы, приобретшие личную значимость» [3].

Безусловно, современное образование ориентировано на поиск оптимальных путей подготовки компетентных учителей.

Основным подходом, который позволяет обновить содержание образование в целях повышения качества подготовки будущего учителя, рассматривается компетентностный подход. Л. А. Беляева определяет теоретико-методологические основания компетентностно-го подхода, представляя его через синтез двух философских течений - прагматизма и экзистенциализма. По её мнению, именно эти идеи идут на смену философии Просвещения, основополагающие принципы которой очень долго определяли методологию образовательной деятельности [4].

Полемика в образовательных кругах по поводу противопоставления знаниево-ориен-тированного и компетентностного подхода к образованию не завершена. В направлении подготовки будущего педагога идея Л. А. Беляевой о достраивании знаниевой парадигмы компетентностной особенно актуальна в условиях сегодняшнего исторического этапа, для которого характерны процессы глобализации во всех сферах. При таком подходе знания интерпретируются как познавательная база компетентности специалиста. Для будущего педагога важными определены знания, которые он способен применить в процессе разрешения проблем в своей профессиональной сфере.

На этом основании понимание компетентностного подхода строится как процесс моделирования результатов образования и представление их как норм качества образования (Р. Атаханов, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Д. И. Фельдштейн, И. С. Якиманская и др.). Разработка данного направления связана с именами таких ученых, как Л. Ф. Иванова, А. Г. Кас-прожак, О. Е. Лебедев, Л. П. Погребняк, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова. Исследователи определяют особенности обозначенного подхода, исходя из формирования целей, отбора содержания, организации процесса и достижения результатов в области образования. Компетентнос-тный подход задает требования к подготовке будущего учителя, который должен обладать:

1) способностью ответственно решать проблемы в различных сферах и видах профессиональной деятельности, опираясь на социальный и личностный опыт;

2) потребностью определять содержание образование как дидактически адаптированный опыт решения жизненно и профессионально значимых проблем;

3) возможностью формирования опыта самостоятельного решения проблем посредством освоения содержания образования;

4) необходимостью оценивать образовательные результаты на основе самооценки, взаимооценки, экспертной оценки, соответственно достигнутому обучающимися уровню образованности [5].

Определим возможности компетентностного подхода к становлению будущего педагога через интерпретацию понятий «компетенция» и «компетентность». В работе И. А. Зимней представлены три толкования понятия «компетенция» - педагогическое, психолого-педагогическое, психолингвистическое:

1) компетенция как совокупность освоенного содержания, как объективная данность, заранее отбираемая, структурированная и дидактически организуемая (педагогическая трактовка);

2) компетенция как интеллектуальное, психофизиологическое качество субъекта, как условия успешности освоения им заданного содержания, как произошедшее в результате расширения содержания этого понятия включение в него самих знаний и умений (психолого-педагогическая трактовка);

3) компетенция как осваиваемое и освоенное, но не актуализированное ещё содержание, представляющее собой психическое образование, образ содержания знания, программа их реализации, способов и алгоритмов действий (психолингвистическая трактовка) [6].

С позиции психолингвистики толкование компетенции выглядит как внутреннее потенциальное когнитивное образование у будущего педагога, которое затем актуализируется в деятельности и понимается как предпосылка и основа формирования компетентности. Компетентность в свою очередь представлена как «актуализированное, интегративное, базирующееся на знаниях, интеллектуально и социокультурно обусловленное личностное качество, проявляющееся в деятельности, поведении человека в его взаимодействии с другими людьми в процессе решения разнообразных задач» [7]. Существенно, что компетентность как личностное качество формируется в образовательном процессе и становится его результатом. На основании этого стоит утверждать, что содержание компетентности будущего учителя детерминировано профессиональными знаниями, умениями, а также определенным уровнем личностного духовно-нравственного становления.

Процесс формирования личности будущего учителя не завершается на уровне профессионального образования, а имеет своё развитие и продолжение в профессиональной деятельности, что определяется содержанием понятия «компетентность».

Новая методологическая платформа развития личности на основе поведенческого подхода в новых условиях образовательной действительности предложена Г. А. Берулавой и М. Н. Берулавой. В основании данной платформы лежит постулат, что развитие личности происходит не только с опорой на сферу рационального сознания, но и на сферу бессознательного: «Формирование не только сферы знаний, умений и навыков, механизмов мышления, творческого потенциала личности в процессе рациональной целенаправленной деятельности, но и продуктивных поведенческих, коммуникативных, аффективных и двигательных стереотипов психической активности» [8].

Г. А. Берулава и М. Н. Берулава обозначают важность вуза в профессиональном становлении будущего педагога, а именно в формировании продуктивных поведенческих стереотипов. Обозначая, что в системе обучения должны складываться стереотипы гуманного поведения в специально создаваемых условиях профессионального обучения, где и происходит стимуляция такого поведения. Вместе с тем эта система не нова и активно применялась в советское время, когда обучающимся «предлагались и успешно ими интериоризировались образцы нравственного поведения» [9]. Имея определенный уровень духовно-нравственного развития и способность реализовывать ценности социального поведения, будущий учитель будет отвечать современным требованиям профессионального стандарта педагога.

Важность определения поведенческого подхода как одного из ведущих при подготовке будущего учителя определяется условиями современного информационного образовательного пространства. Увеличение роста разнообразной информации, которая порой не подвергается научной рефлексии, не проходит этапы рационального осмысления и в конечном итоге не становится личностным новообразованием будущего педагога, способно компенсировать обращенность к другим видам психической активности, в частности к области бессознательного.

Следующий подход, лежащий в основе обновления содержания подготовки будущих учителей - аксиологический (ценностный) подход. Сегодня данный подход, обоснованный З. И. Равкиным и рядом его единомышленников (В. В. Веселова, В. И. Додонов, Н. Д. Никанд-ров, Т. Б. Игнатьева, Г. Б. Корнетов, В. Б. Помелов), опирается на образовательные ценности, включающие систему знаний, идеалов, регулирующих взаимодействие субъектов деятельности в образовательной сфере и формирующих личность.

З. И. Равкин справедливо утверждает, что в ходе исторического развития существенно пополняется ценностно-мотивационный ряд, стимулирующий человека к действию и приобретающий значение определенного критерия, в свете которого оцениваются его поведение и деятельность. В работах З. И. Равкина определяются вечные аксиологические приоритеты, такие, как «Человек как самоценность высшего порядка, Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Равенство, Добро, Истина и Красота во взаимодействии друг с другом образуют исходный рубеж, с которого начинается отсчет в развитии общечеловеческой, гуманистической культуры, всей системы ценностей, так или иначе составляющей основу ориентации сферы образования во всех его звеньях» [10].

Вместе с тем ключевой ценностью учителя остается духовность, которая рассматривается Л. А. Байковой «как высшая ступень эмоционально-нравственного развития человека, гармония его идеалов с общественными ценностями и высоконравственными поступками, в

основе которых лежат потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию» [11].

В новых условиях формирования правового общества не теряет своей актуальности и становится приоритетом в формировании компетентного учителя ценностная категория «справедливости». В работах Б. Т. Лихачева подчеркивается, что «справедливость определяется гармоничным состоянием души, единством превалирующего разума, целенаправленной доброй воли, гуманного чувства и общественно ценного поведения. Справедливость как свойство личности вытекает из её самоценности, разумности, из самого факта её существования и естественного права на жизнь, саморазвития, самоопределения, свободы, счастье, равенства, на удовлетворение за счет творческой самореализации необходимых естественных, материальных и духовных потребностей» [12]. Б. Т. Лихачев определяет важность быть справедливым «по отношению к чужой личности, не вторгаться в сферу её свобод, сохранять свободу её действий и не препятствовать созданию культурных ценностей» [13]. Следовательно, воспитание справедливости есть предварительное условие осуществления всех остальных духовно-нравственных ценностей.

В процессе подготовки будущих учителей особую роль играют педагогические ценности, представляющие собой те нормы, которые регламентируют педагогическую деятельность и выступают как познавательно-действующая основа, связывающая сложившееся общественное мировоззрение в области образования и деятельность педагога. К примеру, приоритетом в подготовке учителя определяются личностно-педагогические ценности, которые выступают как социально-психологические образования и отражают направленность, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, собственно и определяют систему его ценностных ориентаций в будущей профессиональной сфере. В контексте подготовки будущих учителей требуется взаимопроникновение общечеловеческих и профессиональных ценностей.

Существенной составляющей аксиологического подхода рассматривается парадигма гуманной педагогики. Парадигма гуманной педагогики всегда была важным составным звеном в системе приоритетных идеалов и ценностей образования. Обращение к лучшим традициям прошлого позволяет обосновать систему аксиологических приоритетов в подготовке будущего учителя.

Ведущими идеями парадигмы гуманной педагогики, на которых целесообразно строить подготовку будущих учителей, являются:

1) предоставление права для свободного всестороннего развития человека, уважение достоинства его личности (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский);

2) развитие творческой индивидуальности личности, дух вольнолюбия и свободолюбия (Царскосельский лицей);

3) самоценность человеческой личности (К. Д. Ушинский);

4) нравственно автономная, самоопределяющаяся личность (П. П. Блонский, С. Т. Шацкий);

5) гармонизация личных и общественных интересов; забота об улучшении окружающей жизни, принесение пользы и радости близким и далеким людям (А. С. Макаренко, И. П. Иванов);

6) синтез идеи прав человека с идеями справедливости, совести, духовности (Е. В. Бон-даревская) [14].

Дополнение аксиологического подхода идеями парадигмы гуманной педагогики позволяет обновить и обогатить ценностно-мотивационный ряд новыми приоритетами, которые используются в процессе подготовки будущих учителей, в то же время сохранить ценный опыт многих поколений.

Таким образом, сегодня в процессе обновления содержания образования, необходимо сделать парадигмальный акцент не только на профессиональной подготовке будущих учителей, но и на их личностном становлении, формировании у них необходимого уровня духовно-нравственного развития. Таким интегрирующим образованием является гуманистическое мировоззрение, которое обозначается через «личностные взгляды и убеждения, проведшие стадию переживаний и осознания, определяющие духовность и ценностные отношения, собственное "Я", творческое и деятельностное отношение к миру, к людям, к своему месту в обществе» [15]. Становление гуманистического мировоззрения будущих учи-

телей сегодня строится на идее сохранения традиционных аксиологических ценностей, принципе гармонизации личных и общественных интересов, развитии способностей у будущих специалистов совершать высоконравственные поступки и самосовершенствоваться в сфере своей профессиональной деятельности.

Примечания

1. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: httpy/минобрнауки.рф/ (дата обращения: 6.01.14).

2. Тестов В. А. Педагогическое мировоззрение и современная научная картина мира // Педагогика. 2011. № 7. С. 23.

3. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 7. Екатеринбург, 2012. С. 116.

4. Там же. С. 111.

5. Шамова Т. И., Худин А. Н., Анненкова Н. В., Поздняков А. В. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2006. С. 9-10.

6. См.: Понятийный аппарат педагогики и образования. С. 65.

7. Там же.

8. Берулава Г. А., Берулава М. Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2012. № 4. С. 15.

9. Там же.

10. Методология педагогической науки: учеб. пособие / под ред. О. В. Лебедевой. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 62.

11. Байкова Л. А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт: монография / РГПУ им. С. А. Есенина. Рязань, 2000. С. 117.

12. Лихачев Б. Т. Воспитание и этика. Ярославль: Аверс-Плюс, 2009. С. 90.

13. Там же.

14. Методология педагогической науки. С. 124-125.

15. Становление гуманистического мировоззрения личности: пособие для пед. вузов / под ред. Р. М. Роговой. М., 1994.

Notes

1. Professionalnyiy standart pedagoga [Professional standard of the teacher] Available at: http://минобрнауки.рф/(accessed: 6.01.14).

2. Testov B. A. Pedagogicheskoe mirovozzrenie i sovremennaya nauchnaya kartina mira [Pedagogical outlook and modern scientific picture of the world]// Pedagogika Publ., 2011. No. 7. P. 23.

3. [Conceptual framework of pedagogics and education] sb. nauch. tr [Proc. of scient works] / resp. editor E. V. Tkachenko, M. A. Galaguzov. Iss. 7. Yekaterinburg, 2012. P. 116.

4. In the same place. P. 111.

5. Shamova T. I., Hudin A. N., Annenkova N. V., Pozdnyakov A. V. Formirovanie normativno pravovoy kompetentnosti pedagogicheskih kadrov: ucheb. posobie [Formation of standardly legal competence of pedagogical shots: tutorial]. Moscow: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii Publ., 2006. Pp. 9-10.

6. See: Ponyatiynyiy apparat pedagogiki i obrazovaniya [Conceptual framework of pedagogics and education]. P. 65.

7. In the same place.

8. Berulava G. A., Berulava M. N. Novaya metodologiya razvitiya lichnosti v informatsionnom obra-zovatelnom prostranstve [New methodology of development of the personality in information educational space] // Pedagogika Publ., 2012. No. 4. P. 15.

9. In the same place.

10. Metodologiya pedagogicheskoy nauki: ucheb. posobie [Methodology of pedagogical science: tutorial] / under the editorship of O. V. Lebedeva. Kirov: Publ. of VyatSUH, 2009. P. 62.

11. Baykova L. A. Gumanizatsiya pedagogicheskoy sistemyi obrazovatelnogo uchrezhdeniya: teoriya i opyit: monografiya [Gumanization of pedagogical system of educational institution: theory and experience: monograph] / Russia State Pedagigical University of S. A. Yesenin. Ryazan, 2000. P. 117.

12. Likhachev B. T. Vospitanie i etika [Education and ethics]. Yaroslavl: Avers-Plus Publ., 2009. P. 90.

13. In the same place.

14. Methodology of pedagogical science. Pp. 124-125. (in Russ.)

15. Stanovlenie gumanisticheskogo mirovozzreniya lichnosti: posobie dlya ped. vuzov [Formation of humanistic outlook of the personality: tutorial for pedagogical higher education institutions] / under the editorship of R. M. Rogovoy. Moscow, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.