Научная статья на тему 'Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования'

Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / КОМПОНЕНТЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / СОДЕРЖАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / РЕЗУЛЬТАТ / DEONTOLOGY / DEONTOLOGICAL CULTURE / MODELING / MODEL / COMPONENTS / METHODOLOGICAL APPROACHES / PRINCIPLES / CONTENT / TECHNOLOGY / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караханова Галина Алиевна

Статья посвящена поиску эффективных способов решения проблемы формирования деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования. Автор определяет деонтологическую культуру как один из результатов профессиональной подготовки учителя, проявляющийся в знании педагогической этики, целостном представлении об этических нормах профессионального поведения, об аксиологической, деонтологической, личностно-творческой компетентностях; наличии мотивов, направленных на профессиональное самосовершенствование, навыков сознательного регулирования собственного поведения, умении осуществлять саморефлексию профессионального поведения. Показано, что реализация разработанной модели, технологии и программы формирования деонтологической культуры будущих учителей в системе среднего и высшего педагогического образования способствует формированию мотивов ответственного отношения к профессиональной деятельности, к субъектам образовательного процесса и позволяет успешно решать профессиональные задачи на основе принципов педагогической этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a teacher’s deontological culture in the system of continuing teacher education

The purpose of this study is to find the effective solutions to problems of developing the teacher’s deontological culture in the system of continuing professional education. The author defines the deontological culture as a result of professional teacher training reflected in a holistic view on professional ethics and professional behaviour, the axiological, deontological, personal and creative competence, a desire for professional self-improvement, conscious behaviour management skills, the capacity for self-reflection of professional conduct. The study shows that the elaborated model, technology and program for developing the deontological culture in future teachers studying at secondary and higher teacher’s training institutions encourages them to be responsible for their activities and their future students and solve professional tasks based on the principles of teaching ethics.

Текст научной работы на тему «Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования»

УДК 371.132:17

https://doi.org/10.24158/spp.2017.11.27

Караханова Галина Алиевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

Статья посвящена поиску эффективных способов решения проблемы формирования деонтологиче-ской культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования. Автор определяет деонтологическую культуру как один из результатов профессиональной подготовки учителя, проявляющийся в знании педагогической этики, целостном представлении об этических нормах профессионального поведения, об аксиологической, деонтологической, личностно-творче-ской компетентностях; наличии мотивов, направленных на профессиональное самосовершенствование, навыков сознательного регулирования собственного поведения, умении осуществлять саморефлексию профессионального поведения. Показано, что реализация разработанной модели, технологии и программы формирования деонтологиче-ской культуры будущих учителей в системе среднего и высшего педагогического образования способствует формированию мотивов ответственного отношения к профессиональной деятельности, к субъектам образовательного процесса и позволяет успешно решать профессиональные задачи на основе принципов педагогической этики.

Ключевые слова:

деонтология, деонтологическая культура, моделирование, модель, компоненты, методологические подходы, принципы, содержание, технология, результат.

Karakhanova Galina Alievna

D.Phil. in Education Science, Professor, Education Science Department, Dagestan State Teacher's Training University

DEVELOPMENT OF A TEACHER'S DEONTOLOGICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF CONTINUING TEACHER EDUCATION

Summary:

The purpose of this study is to find the effective solutions to problems of developing the teacher's deonto-logical culture in the system of continuing professional education. The author defines the deontological culture as a result of professional teacher training reflected in a holistic view on professional ethics and professional behaviour, the axiological, deontological, personal and creative competence, a desire for professional self-improvement, conscious behaviour management skills, the capacity for self-reflection of professional conduct. The study shows that the elaborated model, technology and program for developing the deontological culture in future teachers studying at secondary and higher teacher's training institutions encourages them to be responsible for their activities and their future students and solve professional tasks based on the principles of teaching ethics.

Keywords:

deontology, deontological culture, modeling, model, components, methodological approaches, principles, content, technology, result.

Актуальность исследования формирования деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования обусловлена модернизацией профессионального образования России, предполагающей разработку новой парадигмы содержания профессионального образования, соответствующей высокому уровню фундаментальной теоретической и нравственно-мировоззренческой подготовки учителя. В связи с этим проведенное нами исследование имело целью определение ведущих теоретико-методологических и технологических основ, условий и механизмов, предопределяющих сущность и реализацию процесса формирования деонтологической культуры в системе среднего и высшего педагогического образования [1].

На основе проведенного теоретико-методологического анализа научно-методической литературы [2; 3; 4] мы выделили и сформулировали основные теоретические положения, которыми руководствовались в процессе проведения экспериментального исследования.

В ходе исследования нами установлено, что деонтологическая культура учителя представляет собой социально-педагогическое образование, являющееся результатом нравственно-ориентированной подготовки учителя с учетом требований профессионально-педагогического долга, проявляющееся в поведении и профессиональной деятельности. Содержание деонтологической культуры учителя проявляется как диалектическое единство аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов.

Аксиологический компонент образуется совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс. Педагог

становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает в себе духовное начало и основы нравственности, духовно-нравственную практику, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности.

Технологический компонент включает в себя способы, приемы педагогической деятельности учителя. Педагогическая деятельность по своей природе технологична, и категория «педагогическая технология» помогает понять суть психолого-педагогической культуры, раскрывает исторически меняющиеся способы, приемы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений.

Личностно-творческий компонент деонтологической культуры раскрывает механизм овладения педагогическими ценностями и технологиями и воплощения их как творческий акт. В процессе педагогического творчества личность учителя опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений. Иными словами, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Формирование деонтологической культуры учителя является целостным, последовательным процессом, требующим создания целенаправленной системы непрерывного профессионального образования учителей, включающей три основных взаимосвязанных этапа:

- довузовский (пропедевтический, профессиональная и нравственно-педагогически ориентированная подготовка), направленный на профессиональное самоопределение, формирование у обучающихся педклассов и педагогических колледжей духовной культуры, нравственного самосознания, установки на осознанный выбор профессии, выработку интереса к профессии учителя, утверждение профессиональных намерений;

- вузовский (профессиональное становление и нравственное развитие), характеризующийся получением базового педагогического образования, разносторонним развитием личности, присвоением личностных смыслов педагогической деятельности, постепенным становлением профессионализма будущего учителя;

- послевузовский (профессиональное развитие, нравственное совершенствование и самосовершенствование), предусматривающий активную профессиональную деятельность, постоянную работу над развитием собственной личности, повышением квалификации и уровня педагогического мастерства.

Нами выявлено, что деонтологическая культура учителя определяется следующими критериями:

1. Ценностным отношением к педагогической деятельности, проявляющимся в осознании ценности педагогических знаний, признании приоритетности субъект-субъектных отношений, удовлетворенности педагогическим трудом.

2. Технолого-педагогической готовностью, предполагающей овладение различными видами педагогической деятельности и такими группами педагогических умений, как аналитико-ре-флексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельностные, оценочно-информационные, коррекционно-регулирующие.

3. Творческой активностью личности преподавателя, реализующейся в возрастающей динамике творческой активности, гибкости и вариативности педагогического мышления, самостоятельности в принятии решений, сформированности педагогической рефлексии, овладении опытом совершенствования.

Выявленные теоретико-методологические и аксиологические основы деонтологической культуры позволили разработать концепцию формирования деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования, где общечеловеческие духовные ценности всегда выступают как человеческие идеалы, совершенство и цель, как объект человеческих устремлений (педагогическая любовь, совесть, вера, надежда, эмпатия, этнотолерантность и ответственность).

Результатом теоретического анализа проблемы и обобщения имеющегося опыта стала авторская структурно-функциональная модель формирования деонтологической культуры учителя, позволяющая развертывать ее становление в системе среднего и высшего профессионального образования. Разработанная модель процесса формирования деонтологической культуры учителя включает следующие элементы: цель, задачи, содержание, средства, формы и методы, педагогические технологии, алгоритм выполнения действий, решения проблем, анализ хода и результатов работы, условия и коррекцию. Специфической особенностью модели является ее динамичность, так как моделируется процесс профессионально-этического ориентирования, становления, развития, совершенствования и самосовершенствования как движение от цели к результату. Наиболее сложной является система внутренних связей между отдельными компонентами, возникающих противоречий, движущих сил, которые обусловливают динамику деонтологической готовности личности педагога. При этом важно было установить взаимосвязь всех компонентов системы целостного педагогического процесса с формированием профессионализма учителя.

С целью апробирования авторской концепции формирования деонтологической культуры будущего учителя в опытно-экспериментальной работе были использованы инновационные технологии организации содержания педагогического образования.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная в 2005-2016 гг. на базе Дагестанского государственного педагогического университета, педагогического колледжа и общеобразовательных школ городов Махачкалы и Дербента, позволила разработать программно-методическое обеспечение содержания деонтологической культуры учителя, которое было структурировано в логике развития студента как субъекта нравственно-практической деятельности.

Важнейшей технологией, содержанием и формой формирования деонтологической культуры учителя выступает непрерывное нравственно-педагогическое образование, которое становится все более культуроемким в системе преемственности среднего и высшего образования. Для реализации технологии была разработана авторская программа повышения деонтологической культуры учителя, задачами которой являлись: оказание помощи педагогам в осознании своей индивидуальности; формирование положительной мотивации к педагогической деятельности на лучших образовательных традициях; включение в творческий поиск; готовность к преодолению трудностей в установлении контактов с коллегами, учащимися, родителями; развитие профессионализма, потребности в постоянном нравственном самообразовании и самосовершенствовании в профессиональном поведении. При ее реализации в качестве способа систематизации педагогических знаний принимается их внутреннее основание, что предполагает концентричное и модульное расположение учебного материала, использование принципов содержательного обобщения, единства фундаментализации и профессионализации, фрактальное расположение учебного материала, усвоение знаний посредством восхождения от абстрактного к конкретному.

С целью расширения знаний в области духовно-нравственной культуры и профессиональной компетентности в учебный план колледжа и вуза были внесены учебные дисциплины «Гуманистические системы воспитания», «Педагогическая деонтология». При их реализации мы полагали, что необходимо не просто достичь определенной осведомленности студентов о деятельности педагога-гуманиста, но и сформировать у них профессиональное гуманистическое и духовно-нравственное мировоззрение, помочь выяснить и осознать сущность и приоритетность гуманного подхода к ребенку в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим особое значение имели аудиторные занятия, направленные на активизацию самостоятельной мыслительной деятельности студентов, выработку у них собственного мнения о гуманистическом обучении и воспитании. В организации занятий использовались технологии активного обучения. Кроме того, разрабатывались педагогические технологии и проекты, рассчитанные на гуманизацию и сотрудничество в подготовке и проведении учебных занятий и в процессе педагогических практик. После ознакомления с содержанием дисциплин студенты были опрошены на предмет осознания значимости профессии педагога-гуманиста, педагога, обладающего высокой деонтологической культурой и потребностью в гуманистической, духовно-нравственной практике.

Исследование в основном подтвердило правомерность первоначально выдвинутой гипотезы, согласно которой процесс формирования деонтологической культуры учителя успешно реализуется, если она выступает ведущей целью профессионального обучения и воспитания и обусловливает направленность образовательного процесса на освоение личностью духовно-нравственных ценностей.

Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование не исчерпывает всего круга проблем, связанных с формированием деонтологической культуры учителя и его деонтологической подготовки. Перспективными могут являться научные исследования, осуществляемые по следующим направлениям: специфика организации деонтологической подготовки в учебных заведениях с различным профилем, взаимосвязь и взаимообусловленность формирования деонтологической культуры учителя на различных уровнях профессиональной подготовки, поликультурная среда и деонтологическая позиция учителя в образовательно-воспитательных заведениях.

Ссылки:

1. Караханова Г.А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 410 с.

2. Петьков В.А., Филоненко В.А. Проблема целевой направленности образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 51. С. 119-123.

3. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентоспособного специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. Армавир, 2014. С. 104-107.

4. Rohr J. French Deontology // Public Administration Review. 2009. Vol. 69, no. 1. P. 143-145. https://doi.org/10.1111/j.1540-6210.2008.01952.x.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.