Научная статья на тему 'Методологические подходы к изучению танца'

Методологические подходы к изучению танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3099
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / МЕТОДОЛОГИЯ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ХОРЕОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тугай Анастасия Владимировна

Танец представлен как совершенно особый вид искусства, многогранный и до конца не исследованный. Проанализированы основные понятия и методологические подходы к изучению танца. Изучение данной темы способствует формированию основной теоретической базы научной трактовки танцевального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches the study of dance

The paper presents and analyzes the methodological approaches to the study of dance. Dance is a very special kind of art, it is multi-faceted and not yet fully been explored. This topic is relevant and will come close to the main theoretical basis of the scientific interpretation of dance.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к изучению танца»

УДК 793.3

А. В. Тугай

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТАНЦА

Танец представлен как совершенно особый вид искусства, многогранный и до конца не исследованный. Проанализированы основные понятия и методологические подходы к изучению танца. Обращение к данной теме способствует формированию основной теоретической базы научной трактовки танцевального искусства.

Ключевые слова: танец, методология, искусство, культура, хореография

Танец, как и любое другое искусство, прежде чем принять ту форму, с которой мы встречаемся сегодня, прошел огромный путь развития. И чтобы понять и прочувствовать его, необходимо знать о его рождении, о том, как танцевали люди в древности, о том, что значил для них танец и многое другое.

Согласно общепринятому определению, танец (пол. taniec, от нем. Tanz) - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела [2]. Он отражает чувства, через танцы человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. Изучение танца не имело бы большого значения, если бы он представлял собой только унаследованное от диких предков моторно-ритмическое выражение избыточной энергии, радости жизни. Установлено, что предрасположенность к танцу развивается разными путями у различных групп людей, а его смысл и значение связаны с иным феноменом цивилизации, следовательно его изучение приобретает огромное значение для истории всего человечества.

Прошло много веков, мир неузнаваемо изменился, и в настоящее время танец представляет собой активно развивающееся явление, вызывая тем самым особый интерес со стороны ученых и исследователей. Целью статьи является анализ работ ученых и исследователей в области философии, культурологии, искусствоведения и этнологии, которые так или иначе затрагивали проблемы изучения танца.

В русский язык слово танец вошло в XVII в. До тех пор употреблялось общеславянское - пляска, и только в начале XVIII в. танецъ впервые появляется в словарях рус-

ского языка. С конца XIX в. танец и пляска употребляются как синонимы. Проникнув в русский язык, слово танец стало более популярным и все чаще употребляемым по сравнению со словом пляска. Так, в «Кратком словаре синонимов русского языка» В. Клюевой даны слова, объединенные значением «исполнять танец». «Наиболее употребительно из них танцевать. Плясать - обычно танцевать народный танец» [4]. Таким образом, слова танец и пляска постепенно расходятся в своих значениях. Теперь уже понятие танец становится более широким, чем пляска, и включает в себя танцевальные стили и направления.

На сегодняшний день теоретические исследования в области философии, культурологии, искусствоведения, этнологии, антропологии, а также быстрый темп развития современных информационных технологий позволяют рассматривать вопрос о смысловой значимости танца при помощи анализа самого широкого круга научных источников. Культурный феномен танца древнего человека, его место в жизни и в первобытном социуме, значение, роль танцев в формировании и эволюции человеческой культуры рассматривает

В. В. Ромм в работе «Танец как фактор эволюции человеческой культуры». Исследование посвящено выработке нового подхода к изучению истории человеческой культуры через призму дансологии (суммы знаний о танце) - важного раздела культурологии. Благодаря объектам возрастом от 10 до 35 тыс. лет, которые анализируются в исследовании,

В. В. Ромм изучает танец как специфическую систему передачи информации, т. е. семантику танцевально-пластических движений древнего

114

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

А. В. Тугай

Методологические подходы к изучению танца

человека. Проведя культурологический анализ танца, автор переосмысливает процесс становления классического танца и обосновывает новое направление в культуре хореографии -палеохореографию, изучающую первобытную танцевальную культуру на основе артефактов. Далее в своей работе В. В. Ромм реконструирует картины быта людей по изображениям и знаковым записям на бесценных археологических памятниках - танцевальных поз, движений, хореографических композиций [10].

Культурная парадигма как методологическое средство изучения хореографического искусства рассмотрена в работе Н. В. Петро-ченко. Проанализировав данное исследование, можно сделать следующие выводы: танец как культурное явление выступает своеобразным текстом, отражающим тип и особенности культуры этноса в определенную культурноисторическую эпоху с помощью особого пластического языка. А так как всякий текст создается на основе контекста и предполагает дальнейшее возвращение к нему, то танец рассматривается именно в рамках определенной культурной парадигмы, где он предстает средством трансляции культурно-значимой информации. Другими словами, танец - это знаковая система, которая способна объективировать культурные смыслы определенной эпохи и благодаря которой культура обретает свои формы, становится реальностью [9].

Исследованию танца в культурном пространстве Байкальского региона посвящена работа Д. В. Дугаржапова. Танец предстает многомерным мифопоэтическим явлением канонического типа культуры, которое образно моделирует мироздание и его строение, где микрокосм традиционной культуры выявляет важнейшие смыслы бытия. Танец, как культурная память, имеет не только эстетическое, этическое значение, но и глобальное познавательное значение. Д. В. Дугаржапов, опираясь на труды культурологов, философов культуры и искусствоведов, провел культурологический анализ танца, обладающего своеобразными способами кодирования и трансляции социокультурных ценностей и смыслов в культур-

ном пространстве народов Байкальского региона [5].

Работа «Танец в аспекте антропологической онтологии» Н. В. Осинцевой раскрывает философское осмысление танца. Исследование проведено в рамках пересечения сфер онтологии и антропологии. Автор анализирует философскую и искусствоведческую литературу, касающуюся появления и бытования танца на различных этапах человеческой культуры. Выявляются общие антропологические основания танцевальных телодвижений, а также выделяются онтологические особенности феномена танца в различных исторических модусах его бытия. Результаты исследования показали, что танец - это более широкое явление, чем вид искусства, он пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и представляет собой особый тип телодвижений, создающих танцевальное пространство. Танец, в отличие от речи и музыки, есть нечто зримое и деятельное. Таким образом, подход к танцу с позиции антропологической онтологии открывает широкий спектр тем для дальнейшего научного исследования [8].

В труде Н. В. Атитановой «Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к “движению” смысла» танец рассматривается как способ человеческого бытия, описаны проблемы современного профессионального мышления в хореографии. Проблема смысла танца относится к числу извечных философских вопросов, которые никогда не получат своего окончательного разрешения. Ее постановка и содержание меняется вместе с изменением танцевальной культуры в различные исторические периоды, а смысл неизменно ускользает от окончательного понимания. Изучение танца как смысловой универсалии позволяет по-новому, полнее и глубже взглянуть на специфику танцевального искусства в аспекте его смысловой универсалии и увидеть существенные черты ее проявления [1].

Вопросы развития целостной научной концепции художественного языка как одного из основных разделов теории танца поднимает Ю. А. Кондратенко в своей работе «Система

115

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

А. В. Тугай

Методологические подходы к изучению танца

художественного языка танца». Данное исследование расширяет границы традиционного для балетоведения подхода к анализу специфики языка танца, в котором до сих пор особое внимание уделялось только проблемам функционирования системы сценической хореографии. Ю. А. Кондратенко выделяет в качестве объекта научной интерпретации танец как вид искусства, обладающий специфичным способом художественной рефлексии, в рамках которого посредством ритмопластически организованных в пространстве и во времени движений тела создается особый тип художественного языка. Предметом исследования выступает феномен художественного языка танца, представленный автором одновременно как определенный тип речевого высказывания, техника обработки материала, совокупность выразительных средств, знаковая система. В ходе работы утверждается идея о том, что специфика танцевального искусства определяется характерными чертами его художественного языка, которые могут быть зафиксированы с помощью целого ряда категорий: условное, характерное, сценическое, действенное, изобразительное, выразительное и др. Также установлено, что язык танца в качестве системы, состоящей из потенциальных и актуальных структур, посредством пластического движения отражает смысл рефлексивного опыта человека, при этом источником и результатом выражения смысла служит материал танца - человеческое тело [6].

Исторической динамике танца в культуре народов Сибири и современному состоянию хореографического искусства этого региона посвящена работа О. Б. Буксиковой «Танец в истории культуры народов Сибири». Принцип историзма, примененный в исследовании, позволил рассмотреть метаморфозы различных форм танца в контексте исторических трансформаций культуры Сибири. В работе проведена аналитическая реконструкция основных этапов становления и развития танцевальной культуры народов Сибири, выявляются семиотические аспекты традиционного танца и игры. Семиотический подход позволил рас-

смотреть традиционные танцы и игры как культурный текст, содержащий ключевые коды традиционной культуры региона. Игра и танец являются способом высказывания на языке культуры, где выразительность танцевального языка складывается из двух основных составляющих - выразительного движения тела человека в пространстве и универсального смысла танца как знака культуры. В работе впервые вводится в научный оборот понятие танцевально-игровая культура, которое определено как смысл, средство и результат специфической (кинетической) духовнопрактической деятельности, направленной на целостное воспроизводство, хранение и трансляцию культуры этноса, ее смыслового ядра. Также в работе благодаря широкому культурному материалу по традиционным играм народов региона выявляется процесс эволюции игры в танец. На основе этого показана динамика трансформации традиционных игр в различные формы сценической хореографии. Автор ставит вопрос о сохранении и развитии подлинно народных образцов региональной танцевальной культуры, успешное решение которого видит в единстве процессов глубокого постижения традиционной танцевальной культуры и новаторского преломления в разных формах и жанрах современного хореографического искусства [3].

В этнологии чаще всего рассматривается семантический аспект танца. Танцевальное видение, пластически-образное мышление народов - на сегодняшний день недостаточно изученный пласт духовной культуры. В этом плане актуально обращение к истокам самобытной танцевальной культуры того или иного народа. Работа Н. А. Стручковой «Семантика основных движений якутского хороводного танца осуохай» позволяет проследить эволюцию традиционной танцевальной культуры якутов и выявить в народной хореографии традиции и новации, которые определяют национальное своеобразие танцевального искусства конкретного народа. Несмотря на внешнюю простоту, якутский хоровод рассматривается как явление, в котором образно

116

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

А. В. Тугай

Методологические подходы к изучению танца

отражены традиционное мифологическое мышление, религиозные представления и главные эстетические ценности народа [11].

Заметное место в комплексе проблем изучения традиционной культуры и в частности этнического своеобразия занимает работа Д. А. Николаевой «Семантика кругового танца ёхор западных бурят». Автор отмечает, что высокий семантический статус ритуального танца позволяет избрать его в качестве объекта специального исследования. Определение семантики кругового танца западных бурят не только дополняет знания о религиозномифологических представлениях бурят, но и способствует решению проблем типологии традиционной культуры. Благодаря применению комплексного подхода к исследованию ёхора и его значения были выявлены внутриструктурные связи. Впервые устанавливается прямая связь исполнения ёхора с разными видами обрядовой деятельности. Семантический анализ показал, что исполнение ёхора в обрядовой жизни бурят является в определенной мере своеобразным способом жизнеобеспечения этноса, призванного гармонизовать как космическое, так и социальное пространство. Проведенное исследование кругового танца в

обрядовой жизни бурят позволяет говорить о сложности и неоднозначности этногенетиче-ских и культурных процессов, в свете которых расширяются наши представления о культурно-историческом наследии [7].

Таким образом, в настоящее время изучение танца становится особенно актуальным. Все научные работы, рассмотренные в данной статье, позволяют существенно расширить сферу методологии изучения танца. Проанализировав разные подходы к изучению танца, следует отметить, что каждый исследователь по-своему понимает и рассматривает данную проблему, в зависимости от целей и задач исследования, от того, какое научное направление было доминирующим или какое из танцевальных направлений было ближе самому автору. В последнее время происходит интеграция танца с такими науками, как психология, физиология, медицина, в результате чего формируются новые научные дисциплины: танцевальная терапия, основы балетной медицины, коррекционный танец и др. Поэтому методологические подходы к изучению танца требуют дальнейшего рассмотрения, и наша работа является лишь очередным шагом к тому, чтобы создать основную теоретическую базу для научной трактовки танцевального искусства.

1. Атитанова, Н. В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смысла: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 [Электронный ресурс] / Н. В. Атитанова. - Саранск, 2000. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tanets-kak-smyslovaya-universaliya-ot-

vyrazitelnogo-dvizheniya-k-dvizheniyu-smysla.

2. Балет: энциклопедия / под ред. Ю. Григоровича. - Москва: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с.

3. Буксикова, О. Б. Танец в истории культуры народов Сибири: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения:

24.00. 01 [Электронный ресурс] / О. Б. Буксикова. - Санкт-Петербург, 2009. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tanets-v-istorii-kultury-narodov-sibiri.

4. Клюева, В. Н. Краткий словарь синонимов русского языка / В. Н. Клюева. - 2-е изд. - Москва, 1961. - 251 с.

5. Дугаржапов, Д. В. Танец в культурном пространстве народов Байкальского региона: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Д. В. Дугаржапов. - Улан-Удэ: [б.и.], 2004. - 18 с.

6. Кондратенко, Ю. А. Система художественного языка танца: автореф. дис. . д-ра искусствоведения:

24.00. 01 [Электронный ресурс] / Ю. А. Кондратенко. - Саранск, 2010. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sistema-khudozhestvennogo-yazyka-tantsa.

7. Николаева, Д. А. Семантика кругового танца ёхор западных бурят: автореф. дис. ... канд. ист. наук:

07.00. 07 / Д. А. Николаева. - Улан-Удэ: [б.и.] 2000. - 22 с.

8. Осинцева, Н. В. Танец в аспекте антропологической онтологии: автореф. дис. . канд. филос. наук:

09.00. 01 [Электронный ресурс] / Н. В. Осинцева. - Тюмень, 2006. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tanets-v-aspekte-antropologicheskoi-ontologii.

9. Петроченко, Н. В. Культурная парадигма как методологическое средство исследования хореографического искусства: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 [Электронный ресурс] / Н. В. Петрочен-

117

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

А. В. Тугай

Методологические подходы к изучению танца

ко. - Кемерово, 2005. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kulturnaya-paradigma-kak-metodologicheskoe-sredstvo-issledovaniya-khoreograficheskogo-iskuss.

10. Ромм, В. В. Танец как фактор эволюции: автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 [Электронный ресурс] / В. В. Ромм. - Барнаул, 2006. http://www.dissercat.com/content/tanets-kak-faktor-evolyutsii-chelovecheskoi-kultury.

11. Стручкова, Н. А. Семантика основных движений якутского хороводного танца осуохай: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07 [Электронный ресурс] / Н. А. Стручкова. - Якутск, 2000. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/semantika-osnovnykh-dvizhenii-yakutskogo-khorovodnogo-tantsa-osuokhai.

Сдано 11.11.2013 A. V. Tugay

METHODOLOGICAL APPROACHES THE STUDY OF DANCE

Abstract. The paper presents and analyzes the methodological approaches to the study of dance. Dance is a very special kind of art, it is multi-faceted and not yet fully been explored. This topic is relevant and will come close to the main theoretical basis of the scientific interpretation of dance.

Keywords: dance, methodology, art, culture, choreography

References

1. Atitanova, N. V. Tanets kak smyislovaya universaliya: ot vyirazitelnogo dvizheniya k «dvizheniyu» smyisla [Dance as semantic universals from expressive movement to the 'movement' of meaning]: author. dis. ... cand. Philosopher. sciences: 24.00.01 [Electronic resource] / N. V. Atitanova. - Saransk, 2000. - URL: http://www.disser cat.com/content/tanets-kak-smyslovaya-universaliya-ot-vyrazitelnogo-dvizheniya-k-dvizheniyu-smysla.

2. Balet [Ballet]: encyclopedia / ed. Yu. Grigorovich. - Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1981. - 623 p.

3. Buksikova, O. B. Tanets v istorii kulturyi narodov Sibiri [Dance in the cultural history of the peoples of Siberia]: author. dis. ... dr. Art criticism: 24.00.01 [Electronic resource] / O. B. Buksikova. - St. Petersburg, 2009. -URL: http://www.dissercat.com/content/tanets-v-istorii-kultury-narodov-sibiri.

4. Klyueva, V. N. Kratkiy slovar sinonimov russkogo yazyika [Concise dictionary of synonyms Russian language] / V. N. Klyueva. - 2nd ed. - Moscow, 1961. - 251 p.

5. Dugarzhapov, D. V. Tanets v kulturnom prostranstve narodov Baykalskogo regiona [Dance in the cultural space of the peoples of the Baikal region]: author. dis. ... cand. Cultural studies: 24.00.01 / D. V. Dugarzhapov. -Ulan-Ude [nc], 2004. - 18 p.

6. Kondratenko, Yu. A. Sistema hudozhestvennogo yazika tantsa [System artistic language of dance]: author. dis. ...

dr. Art criticism: 24.00.01 [Electronic resource] / A. Kondratenko. - Saransk, 2010. - URL:

http://www.dissercat.com/content/sistema-khudozhestvennogo-yazyka-tantsa.

7. Nikolaeva, D. A. Semantika krugovogo tantsa Yohor zapadnyih buryat [Semantics circular dance ehor Western Buryat]: author. dis. ... cand. Hist. sciences: 07.00.07 / D.A. Nikolaev. - Ulan-Ude [nc] 2000. - 22 p.

8. Osintseva, N. V. Tanets v aspekte antropologicheskoy ontologii [Dance in anthropological aspect ontology]: author. dis. ... cand. Philosopher. sciences: 09.00.01 [Electronic resource] / N. V. Osintseva. - Tyumen, 2006. -URL: http://www.dissercat.com/content/tanets-v-aspekte-antropologicheskoi-ontologii.

9. Petrochenko, N. V. Kulturnaya paradigma kak metodologicheskoe sredstvo issledovaniya horeograficheskogo iskusstva

[Cultural Paradigm as a methodological tool for studying Choreography-ray art]: author. dis. ... cand. Cultural studies:

24.00.01 [Electronic resource] / N. V. Petrochenko. - Kemerovo, 2005. - URL: http://www.disser

cat.com/content/kulturnaya-paradigma-kak-metodologicheskoe-sredstvo-issledovaniya-khoreograficheskogo-iskuss.

10. Romm, V. V. Tanets kak faktor evolyutsii [Dance as a factor of evolution]: author. dis. ... dr.

Cultural studies: 24.00.01 [Electronic resource] / V. V. Romm. - Barnaul, 2006. - URL:

http://www.dissercat.com/content/tanets-kak-faktor-evolyutsii-chelovecheskoi-kultury.

11. Struchkova, N. A. Semantika osnovnyih dvizheniy yakutskogo horovodnogo tantsa osuohay [Semantics basic movements Yakut round dance dance osuokhay]: author. dis. ... cand. ist. Sciences: 07.00.07 [Electronic resource] / N. A. Struchkova. - Yakutsk, 2000. - URL: http://www.dissercat.com/content/semantika-osnovnykh-dvizhenii-yakutskogo-khorovodnogo-tantsa-osuokhai.

Received 11.11.2013

118

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.