УДК 796:37.013 DOI 10.14526/01_1111_14
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭВОЛЮЦИИ ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР
Мельникова Н.Ю. - кандидат педагогических наук, профессор Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (РГУФКСМиТ) г. Москва
METHODOLOGICAL APPROACHES TO EVOLUTION OF THE OLYMPIC
WINTER GAMES
Melnikova N.Y. - candidate of pedagogics, professor of Russian State
University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (RSUPCSYT)
Moscow
e-mail: luba [email protected]
Ключевые слова: методологические подходы, олимпийское движение, эволюция Олимпийских зимних игр, алгоритм исследования, предмет и объект исследования, идеалы и ценности олимпизма.
Аннотация. Развитие международного олимпийского движения в целом и Олимпийских зимних игр, выбранных в качестве объекта настоящего исследования, характеризуется сложными, многофакторными взаимоотношениями людей, основанными на общечеловеческих ценностях, на их интересах, мотивах, установках и др.
Важной составляющей при определении содержания методологии научного исследования является выбор оптимальных подходов для решения конкретной научной проблемы. В соответствии с целью конкретного исследования в процессе работы могут быть применены различные методологические подходы, имеющие свои специфические особенности.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, исходных архивных документов (архивы г. Москвы, Лозанны и др.).
Материал. В данной статье рассматриваются основные методологические подходы, определяющие оптимальное направление научного поиска к решению научных проблем, связанных с изучением эволюции Олимпийских зимних игр. (алгоритм исследования, постановка целей и задач, а также определение предмета и объекта исследования, выбор адекватных методов и подходов к изучению проблемы для достижения оптимальных результатов).
Результаты. В соответствии с целью конкретного исследования в процессе работы применяются различные методологические подходы, имеющие специфические особенности: аспектный, системный концептуальный.
Существует также градация к определению типов подходов для решения поставленных задач: эмпирический, прагматический, научный.
Ключевую роль играет выбор средств и методов при решении поставленных целей и задач. Их условно можно разделить на три группы: обще-логические, общие (общенаучные),специальные (специфические).
В методологии важную роль играют, общенаучные подходы и принципы:
97
объективный; сущностный анализ; генетический; историко-логический, концептуальный; детерминистический; единство внешних и внутренних факторов развития; концептуальный, системный.
Заключение. Процессы, происходящие в международном олимпийском движении на протяжении всей его истории, тесно взаимосвязаны. Теоретические исследования эволюции Олимпийских зимних игр следует осуществлять с учетом этого важнейшего фактора.
Keywords: methodological approaches, Olympic movement, evolution of the Olympic Winter Games, algorithm of the research, the subject and the object of the research work, ideals and values of the Olympism.
Annotation. International Olympic movement development in general and the Olympic Winter Games, chosen as the object of this research work, are characterized by a difficult, multifactorial interrelations of people, based on common to all mankind values, on their interests, motives, mind-sets and other things.
An important component during the methodology content determination of a scientific research work is the choice of optimal approaches for a definite scientific problem solution. In accordance with the aim of a definite research during the work there can be used different methodological approaches, which have their own specific peculiarities.
Research methods: scientific literature analysis and summarizing, original archival documents analysis (archives of Moscow, Lausanne and others).
Material. The article presents the main methodological approaches, which define an optimal direction of a scientific search for scientific problems solution, connected with the evolution of the Olympic Winter Games study (algorithm of the research, setting the aims and objectives, the subject and the object of the research work determination, the choice of reasonable methods and approaches to the problem study in order to achieve optimal results).
Results. In accordance with the aim of this research during the work different methodological approaches are used, which have specific peculiarities: aspect, system and conceptual.
There is also a gradation to determination of the approaches types in order to solve the set objectives: empiric, pragmatic and scientific.
The key role plays means and methods choice while achieving the set aims and solving objectives. They can be divided into three groups: general-logical, general (general scientific), special (specific).
In methodology important role play general scientific approaches and principles: objective; essential analysis; genetic; historical-logical, conceptual; deterministic; unity of outer and inner factors of development; conceptual, system.
Conclusion. The processes in the international Olympic movement during its history are closely connected. Theoretical study of evolution of the Olympic Winter Games should be fulfilled taking into consideration this important factor.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие международного
олимпийского движения в целом и Олимпийских зимних игр, выбранных в качестве объекта настоящего
исследования, характеризуется сложными, многофакторными взаимоотношениями людей, основанными на общечеловеческих ценностях, на их интересах, мотивах, установках и др.
Вместе с тем, олимпийское движение базируется на идеалах и
ценностях олимпизма, сформулированных его основателем П. де Кубертеном, основные базисы которых незыблемы, начиная с истоков современного олимпийского движения.
Важной составляющей при определении содержания методологии научного исследования является выбор оптимальных подходов для решения конкретной научной проблемы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оптимальный подход к решению научной задачи является исходной точкой для успеха исследования и в конечном итоге - достижения поставленной цели. В соответствии с целью конкретного исследования в процессе работы могут быть применены различные
методологические подходы, имеющие свои специфические особенности.
Аспектный подход
характеризуется выбором
соответствующего аспекта научной проблемы, т.е. определенной точки зрения на заявленную проблематику. В качестве примера можно привести аспектный подход при анализе «образа современного олимпийца». При формировании такого портрета могут быть применены следующие аспекты: половозрастной, социальный, культурный,
психологический, образовательный и др.
Системный подход считается наиболее сложным, предполагающим анализ максимально возможного количества точек зрения, аспектов и сторон изучаемой проблемы. Все ее составляющие рассматриваются во взаимосвязи, взаимозависимости, с учетом целостности явления или процесса, а также выявления его основных и второстепенных аспектов, их характеристик, особенностей, свойств, характера связей и др.
Концептуальный подход
оптимален при создании соответствующей научной концепции, т.е. разработки алгоритма исследования, ключевых подходов к изучению проблемы, основных направлений исследования, и др.
Существует также градация к определению типов подходов для решения поставленных задач:
1) эмпирический (основанный на уже существующих теориях, практиках и соответствующих эмпирических данных);
2) прагматический (такой подход может быть использован для достижения быстрого результата);
3) научный (наиболее эффективный, обоснованный, достоверный, т.к. характеризуется научной постановкой цели и задач, а также
применением адекватных научно-обоснованных методов).
При организации исследования важным является также определение его основных ориентиров и границ для обеспечения наиболее оптимального, целенаправленного и последовательного проведения этапов исследования.
Ключевую роль играет выбор средств и методов при решении поставленных целей и задач. Их условно можно разделить на три группы:
1) обще-логические;
2) общие (общенаучные);
3) специальные (специфические).
В основе любого исследования для достижения оптимального результата научной работы лежат логические методы. Для достижения достоверных результатов и обоснованных выводов необходимо применение общенаучных принципов и методов.
Для решения конкретных специфических задач используются специальные методы исследования, отражающие особенности международного спортивного и олимпийского движения с присущими ему специфическим аспектами и характеристиками.
В методологии важную роль играют принципы и требования к
исследовательской деятельности,
общенаучные подходы и принципы:
• объективный;
• сущностный анализ;
• генетический;
• историко-логический;
• концептуальный;
• детерминистический; единство внешних и
внутренних факторов развития;
• концептуальный системный.
Основополагающим принципом данного исследования следует считать объективный подход. Этот принцип отражается в рассмотрении и учете всех объективных предпосылок и факторов, являющихся условиями для генезиса и развития международного олимпийского
спортивного движения как уникального явления в целом, и Олимпийских зимних игр как неотъемлемой части этого явления, в частности. Такой подход обеспечивается применением комплексом адекватных средств и методов исследования и исключает субъективные или предвзятые подходы к оценке данного явления.
Вместе с тем следует отметить, что в ряде случае не исключаются моменты субъективизма, связанные с творческой индивидуальностью соискателя и спецификой его внутреннего
мировосприятия. Однако важно учитывать, что, несмотря на индивидуальные творческие подходы к изучаемой проблеме, применение объективного подхода обеспечивает получение обоснованных, достоверных выводов в результате применения адекватной доказательной базы, логического алгоритма и архитектоники исследования и других примененных подходов и общенаучных принципов.
Аналитическая работа с исходными архивными документами (архивы г. Москвы, Лозанны и др.) позволила всесторонне осветить значение
олимпийской идеи Пьера де Кубертена как явления общечеловеческого,
общемирового и его поддержку предложения о придании соревнованиям «Неделя зимних видов спорта» во французском городе Шамони в 1924 г. статуса I Олимпийских зимних игр.
Процессы, происходящие в международном олимпийском движении на протяжении всей его истории, тесно взаимосвязаны. Теоретические
исследования эволюции Олимпийских зимних игр следует осуществлять с учетом этого важнейшего фактора.
Литература
1. Андреев, Ю. В. История Древней Греции / Ю. В. Андреев и др. - М. : Высшая школа, 2005 - 382 с.
2. Кузнецова, З.М. Спортивные столкновения цивилизаций или мосты через культурные различия? Олимпийские игры как наследие и наследие олимпийских игр / З.М. Кузнецова, Марк Дайрсон // Педагогико -психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. -
№1(26). - С. 108-116.
http ://elibrarv .ru/item.asp?id=19040966.
3. Теоретико-методические основы педагогического исследования: учебно -методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей / авт.-сост. В. И. Турковский. -Витебск : Изд. УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2007. - 242 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура» (квалификация (степень) «бакалавр») в дер. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 г. № N 1975.
5. ФГОС ВПО 3+ 04.03.01«Физическая культура» Приказ Минобрнауки России от
07.08.2014 N 935 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриат)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33796).
6. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.
References
1. Andreev Y. V., Istoriya Drevnei Gretsii [Ancient Greece history], Moscow : High school, 2005, 382 p.
2. Kuznetsova Z.M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 1(26), pp. 108116, available at: http ://elibrary .ru/item.asp?id=19040966.
3. Turkovskiy V.D., Teoretiko-metodicheskie osnovy pedagogicheskogo issledovaniya [Theoretical-methodical basis of a pedagogical research], Vitebsk : Publishing house EE "Vitebsk State University named after P. M. Masherov", 2007, 242 p.
4. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniya tret'ego pokoleniya po napravleniyu podgotovki 034300.62 «Fizicheskaya kul'tura» (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr») v der. Prikaza Minobrnauki RF ot 31.05.2011 № N1975.
5. FGOS VPO 3+ 04.03.01 «Fizicheskaya kul'tura» Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.08.2014 N 935 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaya kul'tura (uroven' bakalavriat)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 25.08.2014 N33796)
6. Yasvin V. A., Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to projecting], Moscow : Smysl, 2001, 365 p.
Статья поступила в редакцию:
20.05.2015 г.