Vaganova Olga Igorevna METHODOLOGICAL APPROACHES .
pedagogical sciences
УДК 378.1
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0009
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2019
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. На сегодняшний день общество обозначило потребность в высококвалифицированных компетентных педагогах, осуществляющих подготовку творческих и самостоятельных специалистов. Неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности педагога профессионального обучения является технологическая компетентность, так как современный выпускник педагогического вуза должен владеть множеством педагогических технологий. Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей методологических подходов к формированию технологической компетентности педагога профессионального обучения. В данной статье раскрывает системный, личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный и технологический подходы к формированию технологической компетентности. На основе анализа соответствующей литературы автором статьи были определены преимущества выделенных подходов, их основные характеристики. Автор отмечает, что используемые в качестве методологической основы подходы не только не противоречат друг другу, но и являются взаимодополняющими и выступают в качестве основы для построения концепции и технологии системы формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения. Формирование навыков владения современными образовательными технологиями и их реализация на практике позволяет подготовить конкурентоспособного выпускника, готового к продуктивному построению образовательного процесса в среднем профессиональном образовательном учреждении.
Ключевые слова: профессиональное образование, высшее образование, технологическая компетентность, студенты, системный подход, личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, компетентностный подход, технологический подход.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING
© 2019
Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. Today, society has identified the need for highly qualified, competent educators who train creative and independent professionals. An integral component of the professional competence of a teacher of vocational training is technological competence, since a modern graduate of a pedagogical university must own many pedagogical technologies. The purpose of the article is to consider the features of methodological approaches to the formation of technological competence of a vocational education teacher. This article reveals a systematic, personality-oriented, active, competency-based and technological approaches to the formation of technological competence. Based on the analysis of the relevant literature, the author of the article determined the advantages of the selected approaches, their main characteristics. The author notes that the approaches used as a methodological basis not only do not contradict each other, but are also complementary and serve as the basis for constructing the concept and technology of a system for the formation of technological competence of a vocational education teacher. The formation of skills in modern educational technologies and their implementation in practice allows you to prepare a competitive graduate who is ready for the productive construction of the educational process in a secondary professional educational institution.
Keywords: professional education, higher education, technological competence, students, systematic approach, personality-oriented approach, activity approach, competency-based approach, technological approach.
Современные требования, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», устанавливают необходимость применения различных педагогических технологий в образовательном процессе.
В современном обществе с каждым годом возрастает потребность в компетентных педагогах, способных к проектированию и технологической реализации различных форм взаимодействия между субъектами образовательного процесса [1]. Поэтому процесс профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения в высших образовательных учреждениях направлен именно на удовлетворение данной потребности [2].
Технологическая компетентность является важным компонентом в профессиональной подготовке педагогов профессионального обучения [3]. В подготовке специалистов среднего звена для высокотехнологичных производств значимую роль играют образовательная технология или комплекс образовательных технологий [4].
Владение образовательными технологиями будущими педагогами профессионального обучения является условием обеспечения планируемых результатов про-
фессиональной подготовки специалистов среднего звена [5].
Особую значимость приобретает проблема грамотного определения научных ориентиров - методологических подходов, определяющих процесс формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения [6].
В современной педагогической науке проблемам формирования компетентности, в том числе технологической, уделяется достаточно большое внимание. Представляют интерес исследования Е.И. Никифоровой, Н.Н. Манько, Л.А. Ядвиршис, Н.Б. Пикатова и других.
Реализации системного, деятельностного, компе-тентностного, технологического и подходов в профессиональном образовании посвящены исследования В.И. Байденко, Г.К. Селевко, В.С. Зайцева, А.Г. Бермуса, А.А. Дорофеева, Э. Зеера, И.А. Зимней, Д. Равена, А.В. Хуторского, М.В. Кларина, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызиной, М.А. Чошанова, и др.
Вопросы технологической компетентности широко освещены в работах Г.К. Селевко, в которых он подробно раскрывает ее сущность и структуру. В работах А.А. Вербицкого, Н.Н. Манько, Д.В. Санникова и В.Э. Штейнберга технологическая компетентность рассма-
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ...
тривается как важный компонент структуры профессиональной компетентности.
Цель статьи заключается в выделении методологических подходов к исследованию процесса формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность методологических подходов в педагогических исследованиях;
- раскрыть значение указанных методологических подходов в разработке модели формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения и ее реализации в учебном процессе вуза.
В качестве методологической основы процесса формирования технологической компетентности нами были выделены системный, личностно-ориентированный, де-ятельностный, компетентностный и технологический подходы.
Процесс формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения обладает определенной целостностью, структурностью, сложностью в обучении, представляет собой специальным образом организованную педагогическую систему (или подсистему целостного процесса обучения) [7]. Построение такой системы с учетом логики, закономерностей и принципов процесса обучения, структуры и характеристик основных видов деятельности, лежащих в основе формирования технологической компетентности, является предметом нашего исследования [8]. Следовательно, важным методологическим подходом является системный подход и его структурно-функциональный анализ [9].
Системный подход в процессе формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения способствует обоснованному отбору дидактических единиц и комплексов подготовки, характеризующих готовность к профессионально-педагогической деятельности [10]. Системный подход позволяет рассмотреть основные факторы формирования технологической компетентности и их взаимосвязь как единую систему, разработать модель её формирования [11-16].
Системный подход обеспечивает структурную целостность построения модуля обучения педагогическим технологиям, преемственность этапов обучения и позволяющий органически соединить структурные компоненты модуля [17].
Личностно-ориентированный подход в высшем образовании делает акцент на развитии личности обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности, где полученные знания и умения выступают в качестве средства развития личности обучающегося [18-22]. В качестве основных дидактических средств вступают диалог, сотрудничество, сотворчество [23]. Ценностью являются потребности и интересы личности. Преподаватель становится координатором, консультантом, помощником, организатором деятельности обучающихся [24].
Реализация личностно-ориентированного подхода при формировании технологической компетентности ориентирует на необходимость соблюдения приоритета индивидуальности, самоценности обучаемого. Выбор образовательных технологий должен соотноситься с закономерностями профессионального становления личности [25]. При проектировании содержательного компонента модели формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения необходимо согласовать уровень развития современных образовательных технологий и будущей профессионально-педагогической деятельности обучающихся. При этом, деятельность студентов меняется с преимущественно репродуктивной к активной и поисковой [26], что соответствует требованию опережающего характера профессионального образования. Для этого меняется организация всей образовательной среды, обе-
спечивающей активный характер деятельности обучающихся. Реализация образовательных технологий в учебном процессе позволяет опираться на индивидуальный опыт обучающегося. Формирование умения учиться дает возможность удовлетворить его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии [27]. Личностно-деятельностный подход, направленный на развитие личностных качеств студентов, способности к профессионально-творческой деятельности, осознания себя субъектом профессионально-педагогической деятельности [28].
Деятельностный подход предполагает анализ любого социального субъекта с позиций его мотивации и самореализации. Основным механизмом такой работы должно стать изменение структуры мотивации студентов через активизацию мотивов профессиональных достижений, развитие потребности в самоопределении [29]. Овладение образовательными технологиями возможно при активной деятельности всей субъектов образовательного процесса. Студенты при изучении педагогических дисциплин изучают теоретические вопросы образовательных технологий, знакомятся с его многообразием.
Деятельностный подход позволяет выстроить процесс обучения, представив студента как субъекта, самостоятельно ориентирующегося в учебной деятельности. Роль педагога при этом заключается в организации и стимуляции этой деятельности.
Студент выбирает для себя собственный темп обучения, выбирает содержание образования и комфортный уровень сложности.
Деятельностный подход позволяет отобрать совокупность педагогических технологий, необходимых для становления педагога профессионального обучения. Только в деятельности формируется личность высококвалифицированного выпускника. Деятельностный подход реализуется в следующих положениях:
- построение образовательного процесса осуществляется на основе профессионально-личностного развития, с учетом внутренней и внешне-предметной деятельности;
- образовательный процесс учитывает личностные интересы, а также возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- обучение студентов проходит на основе развития основных компонентов структуры профессионально-личностного развития в соответствии с используемыми технологиями;
- задачи, решаемые студентами в процессе обучения с использованием соответствующих технологий усложняются постепенно, то есть обучающиеся осваивают материал в несколько ступеней, профессиональные роли и технологии осваиваются в направлении от простого к сложному;
- обеспечение оперативной коррекции процесса профессионально-личностного развития достигается за счет отслеживания его как преподавателями, так и студентами. Таким образом осуществляется не только своевременное восстановление пробелов и устранение ошибок, но и активное включение студентов в образовательный процесс.
Подготовка студента, с учетом специфики деятель-ностного подхода, рассматривается нами с нескольких позиций. Поэтому среди множества видов деятельности, способствующих развитию технологической компетентности мы можем назвать следующие: педагогическая и исследовательская деятельность; учебная, общественная, практическая деятельность студентов (все виды практики), позволяющая им реализовать свой потенциал как личности, обучающегося и как профессионала; деятельность других субъектов образовательного процесса, связанная с управлением (например деятельность преподавателей кафедры, факультета, вуза); иная деятельность, позволяющая улучшать процесс формирования
Vaganova Olga Igorevna pedagogical
METHODOLOGICAL APPROACHES ... sciences
технологической компетентности студентов, которая обуславливает появление и развитие новых интересов обучающихся (научных, профессиональных, практических), формирующая деятельную индивидуальность субъекта образовательного процесса.
Деятельностный подход в образовании исходным пунктом содержит идею о том, что организация образовательного процесса в вузе должна включать разнообразные значимые для студента виды деятельности. Поэтому в процессе обучения студент включается в различного рода взаимодействие, общественные отношения, выступающие в качестве основы, на которой формируется технологическая компетентность.
Формирование педагога профессионального обучения происходит только в деятельности, в процессе реализации студентами определенных операций и только в деятельности формируется технологическая компетентность, которая в будущем будет способствовать организации и реализации профессиональной деятельности при обучении будущих специалистов среднего звена.
То есть деятельность является центральным элементом формирования технологической компетентности будущего педагога профессионального обучения.
Следующим подходом, составляющим методологическую основу формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения является компетентностный подход.
В рамках реализации компетентностного подхода проходит обновление содержания образования, поскольку он выступает в качестве основы модернизации образовательной сферы Российской Федерации. И основной целью (конечным продуктом) является сформированная компетентность выпускника. В нашем случае - технологическая компетентность.
В рамках компетентностного подхода нами были выделены основные понятия: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, технология, педагогическая технология, технологическая компетентность.
Преимущества компетентностного подхода заключается в использовании различных личностно-ориентиро-ванных методов обучения, позволяющих максимально раскрыть интеллектуальную активность студента, сформировать навык взаимодействия в коллективе, совместной работы в команде.
Использование компетентностного подхода позволяет применять интерактивные формы обучения, некоторые из которых относят к традиционным, однако, не теряющим своей актуальности (работа в минигруппах, дискуссии, обучающие игры). Масштабное распространения в рамках компетентностного подхода получили инновационные технологии, оказывающее наилучшее влияние на овладение будущими педагогами профессионального обучения технологической компетентностью.
Среди наиболее популярных технологий в рамках компетентностного подхода мы выделяем кейсовые технологии, проектные, игровые. Они позволяют активировать самостоятельную и творческую позицию студента, погружая его в проблемную ситуацию.
Технологическая компетентность включает умения получения и совершенствования знаний в области использования педагогических технологий; умения общения с коллегами, умения работать с документацией, информацией, умения разработки технологических процессов, создания производственных проектов.
Компетентность - категория, требующая постоянного внимания, поскольку современная сфера образования подвержена регулярному изменению. Из-за больших потоков информации появляются нововведения, которые необходимо вовремя идентифицировать, изучить. Следовательно, для успешного решения профессиональных задач требуется постоянное обновление знаний, овладение новой информацией.
В образовательном процессе, построенном на основе
компетентностного подхода, устанавливается некая зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям. Это, в свою очередь, способствует тому, что образование становится для студента личностно значимым [3038].
Компетентностный подход в рамках формирования технологической компетентности позволяет развить умения четко и диагностично задать цель педагогического взаимодействия, производить соответствующие операции, позволяющие грамотно использовать педагогические технологии; готовность представления содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения.
В рамках компетентностного подхода студент учится соблюдать жесткую последовательность, логику, этапы освоения материала, конкретно взятой темы дисциплины; формирует готовность к выбору способа взаимодействия с преподавателем, с обучающимися; учится выбирать соответствующие технологии и средства обучения; учатся соблюдать границы правилосообразной и творческой деятельности, допустимые отступления от принятых правил.
Реализация компетентностного подхода в формировании технологической компетентности будущего педагога профессионального обучения позволяет проектировать учебный процесс так, чтобы его можно было воспроизвести на практике; осуществлять контроль за качеством поставленных педагогических целей, за целостностью (структурной и содержательной) технологии; аргументированно и целесообразно выбирать методы, формы и средства обучения. Также заметим, что компетентностный подход включает в себя элементы других, выделенных нами подходов.
Еще одним подходом, являющимся неотъемлемым элементом методологической основы формирования технологической компетентности является технологический подход. Среди его преимуществ можно выделить обеспечение единства деятельности педагогов и обучающихся. Технологический подход позволяет студентам овладеть системой деятельности педагога профессионального обучения, предполагающей диагностичную постановку целей обучения, разработку структурированного содержания, а также управляемость процессом обучения и соблюдение его этапности. Построение исследования благодаря технологическому подходу осуществляется как непрерывная технологическая цепочка взаимосвязанных действий, оказывающих положительное влияние на формирование технологической компетентности. Технологический подход предполагает: постановку целей, организацию обучения в соответствии с этими целями, своевременную оценку и коррекцию текущих результатов. Учебный процесс конструируется в соответствии с заданными исходными установками (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). Технологический подход характеризуется разделением процессов на взаимосвязанные этапы, координированным выполнением действий, однозначностью процедур и операций.
Используемые в качестве методологической основы подходы не только не противоречат друг другу, но и являются взаимодополняющими, позволяющими реализовать формирование технологической компетентности педагогов профессионального обучения.
Данные методологические основания, развиваемые в современном социокультурном контексте, послужили основой для уточнения категориальной характеристики технологической компетентности, построения концепции и технологии системы формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения. Выделенные методологические подходы выступают как средство реализации соответствующих методологических оснований научного анализа педагогических явлений и процессов. При этом объединяют в
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ...
себе философско-нормативную, когнитивно-прогностическую, конструктивно-праксеологическую функции. Достижение эффективности научно-педагогических исследований достигается за счет совокупного применения методологических подходов, отвечающих целям и задачам исследования.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. —М.: Наука, 1973.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы: учеб. пособие / С.И. Архангельский. — Москва : Высшая школа, 1980. — 368 с
3. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-х книгах. — Книга 1. — Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.
4. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский. — М., 2001.
5. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность /И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании, 2004. - № 6. — С.13-14.
6. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. 59 с.
7. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии развития мышления. - Казань, 1993.
8. Кларин М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Сов. педагогика, 1984, №4, С.117-122.
9. Уман А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход. Орел, 1993.
10. Зеер, Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компе-тентностного подхода в профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер //Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5; под ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. — Москва : ВЛАДОС. — 2007. — С. 345—356.
11. Лазарев, В.С. Деятельностный подход к новому пониманию целей высшего образования /В.С. Лазарев //Педагогика.- 2000. - №3. — С.27-34.
12. Боронова С.Б. Использование системного подхода при обучении орфографии в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 88-90.
13. Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Системный подход к формированию экологической культуры личности в эпоху социальной турбулентности // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 243-246.
14. Косогова А.С., Зайцева О.Ю. Аспекты системного подхода в дошкольном образовании //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 263-266.
15. Коваль Н.Н. Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2 (11). С. 37-41.
16. Буковцова Н.И. Системный подход в коррекционно-педагоги-ческой работе по усвоению орфографических правил учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 91-94.
17. БайденкоВ. И. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. — М., 2003.
18. Хохленкова Л.А. Личностно-ориентированный подход в обучении иноязычной монологической речи будущих специалистов в неязыковом вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 231-234.
19. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.
20. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского уни-верситета.2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.
21. Аббасова К.Я. Проблемы личностного саморазвития в современном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 71-74.
22. Серебренникова О.Л. Основные направления содержания профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 64-68.
23. Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Серия: Социальные науки. -2014. -№ 3 (35). — с. 169-176.
24. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 2.
25. Маркова С.М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения // Современные исследования социальных проблем, 2015. — 3 (47), С. 30-36.
26. Серякова С.Б. Технологический подход в проектировании образовательных программ / С.Б. Серякова //Преподаватель XXI век. — 2016. —Т.1. — № 2. — С. 24-31.
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
28. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.
29. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.
30. Одарич И.Н., Гаврилова М.И. Компетентностный подход в системе высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 133-136.
31. Усатова И.Ю. Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку студентов нязыковых направлений подготовки с помощью интерактивных технологий // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 38-42.
32. СысоеваЮ.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.
33. Емельянова Т.В. Компетентностный «портрет» будущего педагога инклюзивного образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 1 (15). С. 13-17.
34. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.
35. Макаров С.И., Бунтова Е.В. Особенности проектирования содержания учебных заданий с позиций компетентностного подхода // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 58-60.
36. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 93-96.
37. Лепешкина Е.Ю. Компетентностный подход - основа формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 22-24.
38. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 97-99.
Статья поступила в редакцию 16.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019