ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191067 2019, № 11 (ноябрь) УДК 378.147
Формирование технологической компетентности будущего педагога профессионального обучения
в ходе практики
Ваганова Ольга Игоревна1
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Россия
Аннотация. Требования к подготовке педагогов профессионального обучения с каждым годом возрастают. На сегодняшний день в высших педагогических образовательных учреждениях возросла роль реализации современных педагогических технологий. Технологическая компетентность стала неотъемлемым элементом подготовки педагога. Одним из наилучших способов формирования технологической компетентности является практика, поскольку формирование педагога профессионального обучения происходит только в деятельности, в процессе реализации студентами определенных операций. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования технологической компетентности у студентов педагогического вуза для удовлетворения потребностей государства и общества в высококвалифицированных специалистах. Цель статьи заключается в установлении системы формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения в вузе в ходе учебной практики. В процессе прохождения практики обучающиеся проводят анализ учебных занятий в профессиональных образовательных организациях, исследуют образовательно-проектировочную деятельность в профессиональных образовательных организациях, изучают и реализуют личностно ориентированные и профессионально ориентированные технологии и методики обучения, выделяют проблемы профессионального образования в области учебно-профессиональной, социально-воспитательной, учебно-производственной деятельности. В качестве методологического базиса для работы в направлении формирования технологической компетентности использована концепция профессионального становления личности, в соответствии с которой ядром профессионального становления является развитие личности в процессе обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. Исследование основано на таких теоретико-методологических подходах, как системный, личностно ориентированный и деятельностный. В ходе работы нами была установлена система формирования технологической компетентности педагога и определено, что практика - одна из наиболее значимых составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту реализовать имеющиеся знания и опыт в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: технологическая компетентность, образовательные технологии, компетентность, педагог профессионального обучения, учебная практика, профессиональная деятельность, проектирование учебных занятий, проектная деятельность.
Поступила в редакцию Received 04.10.2019 Получена положительная рецензия Received a positive review 02.11.2019
Принята к публикации Accepted for publication 02.11.2019 Опубликована Published 29.11.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород, Россия
Введение
Изменения, затрагивающие все сферы человеческой жизнедеятельности на данный момент, так или иначе влияют на требования к современным специалистам, работникам и т. д., а также к студентам, проходящим обучение по различным направлениям; так, данные изменения отразились и на подготовке педагогов профессионального обучения. Сегодня на рынке труда наиболее ценными считаются специалисты, которые готовы передавать свой накопленный опыт, знания и умения молодому поколению, а также имеющие навык подстраиваться под изменяющиеся условия и применять в своей профессиональной деятельности инновационные технологии и подходы к обучению кадров среднего профессионального образования. На данный момент все ведущие страны мира уже перестроили свои образовательные системы с целью отойти от принятых устоев в образовании и взглянуть по-новому на образовательный процесс, чтобы улучшить его действенность. Было решено изменить привычную организацию учебного процесса, в центре которого всегда находились знания, полученные обучающимся. Теперь же образование выделяет своим главным элементом именно познавательную деятельность обучающегося, при которой он получает все необходимые знания, умения и навыки и обладает различными умениями в плане поиска нужной и достоверной информации, реализуя тем самым принцип самообразования. Познавательную деятельность контролируют и направляют преподаватели. Мы живем в очень динамичное время, и существует необходимость в том, чтобы система профессионального образования обеспечивала специалиста умениями и навыками, с помощью которых он мог подстроиться под изменившиеся условия и качественно и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Одним из возможных решений, способных существенно повлиять на повышение качества образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования в условиях перехода к стандартам нового поколения, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными образовательными технологиями становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога профессионального обучения.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Новый этап в развитии общества образовал направленность на автоматизацию и максимальную модернизацию, то есть технологизацию всех сфер человеческой жизнедеятельности. Поэтому появляются как различные производственные технологии, так и технологии, касающиеся образовательной деятельности, что в конечном счете изменило данный процесс, а также построение взаимоотношений между студентом и преподавателем. В. А. Сластенин отмечает, что как таковое понятие технологии прочно закрепилось в сознании общества и стало вектором развития как научного, так и практического общественного мышления во второй половине XX века [1]. Его назначение состоит в том, чтобы стимулировать ученых и исследователей искать пути наиболее эффективной реализации во всех сферах деятельности, в том числе и в сфере образования, применив все созданные технологии и научные открытия, чтобы сделать этот процесс более действенным, оптимизировать данные технологии и подходы строго для образовательной деятельности, разработать методические рекомендации по применению того или иного подхода или технологии, а также закрепить действенность и эффективность данных средств на практике.
Процесс формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения обладает определенной целостностью, структурностью, сложностью в обучении, представляет собой специальным образом организованную педагогическую систему (или подсистему целостного процесса обучения), говорит А. С. Бос [2]. Построение такой системы с учетом логики, закономерностей и принципов процесса обучения, структуры и характеристик основных видов деятельности, лежащих в основе формирования технологической компетентности, - предмет нашего исследования. Следовательно, важным методологическим подходом является системный подход и его структурно-функциональный анализ, отмечает К. Боуз [3].
С. М. Гарневска отмечает характеристики использующегося для формирования технологической компетентности в высшем профессиональном образовании лич-ностно ориентированного подхода. Его главной характеристикой выступает ориентация на ценность личности обучающегося в рамках образовательного процесса. Формирование указанной компетентности достигается за счет раскрытия внутреннего потенциала студента. Достижение определенных результатов проявляется в разностороннем развитии личности и обладании способностью к самореализации и саморазвитию [4]. Р. Киммонз говорит, что в достижении цели главным является развитие личности в целом, во всех компонентах жизнедеятельности, то есть в творческой, культурной, социальной и т. д. Еще одной характеристикой выступает следующее положение. В формировании технологической компетентности при использовании личностно ориентированного обучения деятельность преподавателя носит консультирующий характер [5]. Обучающийся является одним из субъектов учебного процесса, отмечает Г. Т. Клинков [6]. К учебно-воспитательным средствам и способам обучения относятся диалог, совместная проектная, творческая деятельность (С.-Х. Лиу) [7]. Ценностно-ориентировочный аспект технологической компетентности включает различные интересы и потребности личности студента (Т. М. Махомета) [8].
Концепция профессионального становления личности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева, где он говорит о его стадиальном характере, необходимости соблюдения поэтапности [9].
Также немаловажно использовать такую технологию, которую можно было применять продолжительное время, которая была бы актуальна долгий срок, чтобы не подвергать ее чрезмерному и частому корректированию со стороны научных деятелей.
В структуру технологической компетентности Л. К. Гребенкина закладывает определенную совокупность знаний: технологических, методологических и творческих. А также в ее содержание входит набор приемов, способов, методов, технологий, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность, формировать и разрабатывать новые технологии и подходы к организации образовательного процесса [10].
Н. Н. Манько в своих научных трудах говорит о необходимости включить в понятие «профессиональная компетентность» технологическую компетентность, которую он определяет как совокупность знаний, умений и способов по преобразованию педагогического процесса [11].
Из применяющихся на практике осуществления образовательной деятельности, считает Е. Бацифан, наиболее действенными и положительными являются виды умений и навыков, которые следует отнести к технологической компетентности педагога [12]. М. Бонд к ним причисляет дидактические, когнитивные, различные аналитические и операционально-деятельностные умения, предопределенные существую-
щими в обществе ценностными и профессионально ориентированными тенденциями, позволяющие педагогу осуществлять свою профессионально-педагогическую деятельность и решать стоящие перед ним педагогические цели и задачи [13]. Проблема взаимосвязи теоретического и практического обучения рассматривается в работе Ю. К. Бабанского [14].
Исходя из полученных при анализе научной литературы данных, мы можем сформулировать следующее определение технологической компетентности: технологическая компетентность представляет собой степень овладения студентом определенной совокупностью образовательных технологий, которые он реализует в своей профессиональной деятельности для достижения наиболее продуктивных результатов в подготовке обучающихся.
Методологическая база исследования
В качестве методологического базиса для работы в направлении формирования технологической компетентности использована концепция профессионального становления личности, в соответствии с которой ядром профессионального становления является развитие личности в процессе обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности.
В основе построения системы формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения лежат такие теоретико-методологические подходы, как системный, личностно ориентированный и деятельностный.
Становление педагога профессионального обучения происходит только в деятельности, в процессе реализации студентами определенных операций, и только в деятельности формируется технологическая компетентность, которая в будущем станет способствовать организации и реализации профессиональной деятельности при обучении будущих специалистов среднего звена.
Результаты исследования
Формирование технологической компетентности происходит на основе системного, личностно ориентированного и деятельностного подходов. Системный подход позволяет студентам осваивать компетентность постепенно, в рамках четкой структуры, выстроенной системы. Личностно ориентированный подход позволяет организовать процесс обучения, направленный на раскрытие потенциала личности каждого студента, позволяет индивидуализировать образовательный процесс. Технологическая компетентность формируется только в деятельности, поэтому, на наш взгляд, самым важным элементом в подготовке педагога профессионального обучения является практика. Реализацию деятельностного подхода мы рассмотрим в процессе прохождения студентами практики.
Если теоретическое изучение сущности образовательных технологий, подходов к их классификациям, дидактических возможностей отдельных технологий проходит в ходе лекционных и практических занятий, то в данном случае наиболее правильно и объективно выявить степень овладения студентом определенным набором представленных ему технологий посредством прохождения им педагогической практики в учебных заведениях среднего профессионального образования (П. Мишра) [15], так как во время данного вида практики студенты сами проводят учебные занятия и организуют педагогический процесс [16]. Во время практики они
демонстрируют знания и умения и применяют навыки, полученные в ходе прохождения обучения, в совокупности, так как проверять сформированность на данный момент технологической, а также любой другой компетенции можно только в интеграции и взаимосвязи полученных и усвоенных студентом знаний и умений (Р. Льюис) [17]. Студенты, обладающие хорошей производственно-технологической и психологической подготовкой, в рамках производственной, образовательной и педагогической практики имеют проблемы и затруднения, связанные с использованием ими различных образовательных технологий и подходов, которые препятствуют более качественному проведению учебного занятия и грамотной реализации своих будущих профессиональных обязанностей (Т. Эппс) [18].
В рамках прохождения педагогической практики студенты организовывают занятия как теоретического, так и практического типа, а также проводят внеучебные или внеклассные занятия: деловые игры, дебаты, классные часы и т. д. [19] Проведение ими различного рода занятий заставляет задуматься о важности реализации педагогических технологий в образовательном процессе, так как без применения дидактических, контрольно-оценочных и других технологий грамотного и сбалансированного построения образовательного процесса получение качественного образования невозможно (К. Житухина) [20].
Уже установлен и закреплен тот факт, что формирование и освоение технологической компетентности происходит преимущественно во время прохождения различного рода учебной практики. ФГОС, а также учебным планом установлены виды практики, которые должны проходить в процессе обучения будущие педагоги профессионального обучения, а именно: учебная (учебно-профессиональная), педагогическая, производственная (образовательно-проектировочная, научно-исследовательская), технологическая (организационно-технологическая), преддипломная [21]. Учебная практика предполагает приобретение первоначального опыта, отмечает М. Н. Булаева [22]. Производственная практика - это развитие компетентности при освоении профессиональных модулей [23]. Целью проведения производственной практики является усвоение, дополнение, закрепление и структуризация ранее полученных студентом знаний во время прохождения обучения по различным дисциплинам, которые необходимы для реализации его будущей профессиональной деятельности, а также получение опыта по применению полученных знаний и умений для организации образовательного процесса [24]. Во время производственной практики студенты узнают об особенностях образовательных организаций среднего профессионального образования, их структуре, элементах и т. д.
Преддипломная практика - это окончательное формирование технологической компетентности, проверка готовности обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности [25]. Положительное прохождение практики означает ее прохождение в соответствии с реализацией будущей профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Следовательно, уровень практической подготовки будущего педагога профессионального обучения определяется оценкой выполненных им задач, поставленных в процессе прохождения практики, и качества реализуемых профессиональных функций на различных периодах прохождения практики, выделяет М. М. Кутепов [26].
Необходимо подчеркнуть, что практика является активным персональным методом осуществления обучения студентов (Л. И. Кутепова) [27]. Это означает, что в
ходе ее прохождения студент самостоятельно осуществляет познавательную деятельность, а также приобретает различные умения и навыки, адаптируется к новым условиям и выполняет поставленные цели и задачи (Н. Е. Ларюшкина) [28], что отличает этот вид практики от множества форм осуществления обучения, в том числе теоретического, когда студент пассивно получит от преподавателя знания и умения [29].
Практические занятия, а также осуществляемые в рамках процесса обучения научно-исследовательские работы проводятся с целью обобщения и усвоения полученных в рамках теоретических занятий знаний, умений и навыков и представляют собой особый вид организации учебных занятий, направленных на профессионально-практическую подготовку учащихся вузов, что в свое время формирует у студентов общекультурные, профессиональные и другие компетенции [30].
При выполнении научно-исследовательских, курсовых работ и проектов у студента формируются важные для осуществления научных работ навыки поиска достоверной информации, критического мышления, выявления и постановки проблемы, анализа, а также происходит разностороннее развитие личности студента, осуществляющего исследовательскую деятельность, отмечает Ф. Ш. Мухаметзянова [31].
Программы организации и содержания учебных, производственных и преддипломных практик, а также структура научно-исследовательских работ преимущественно вытекают из содержания профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки 44.03.04 «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Экономика и управление». Их цели и задачи состоят в освоении обучающимися необходимого теоретического материала для осуществления будущей профессиональной деятельности, в приобретении ими в ходе прохождения практики нужных практических умений, навыков, в становлении у них ряда общекультурных, профессиональных и педагогических компетенций, а также в формировании собственного опыта организации образовательного процесса и осуществления образовательной деятельности (М. П. Прохорова) [32].
В процессе прохождения практики обучающиеся проводят анализ учебных занятий в профессиональных образовательных организациях, исследуют образовательно-проектировочную деятельность в профессиональных образовательных организациях, изучают и реализуют личностно ориентированные и профессионально ориентированные технологии и методики обучения, выделяют проблемы профессионального образования в области учебно-профессиональной, социально-воспитательной, учебно-производственной деятельности. Разрабатывают программы исследования учебно-профессиональной, социально-воспитательной, учебно-производственной деятельности, проектируют содержание учебного материала по общепрофессиональной и профессиональной подготовке рабочих и специалистов среднего звена, создают учебные, учебно-профессиональные, социально-воспитательные проекты (Г. П. Раджабалиев) [33].
Практика может быть осуществлена в следующих формах и способах проведения: стажировка, проведение практических занятий по определенным темам учебных дисциплин, проведение пробных лекций, связанных с содержанием практики, проведение теоретического и экспериментального исследования [34].
Используются такие формы самостоятельной работы обучающихся, как исследовательские, проектные работы, работа с различными заданными ситуациями,
то есть составление определенной последовательности, плана действий для разрешения конкретной поставленной задачи, формулирование и составление тестов по пройденной теме дисциплины, подготовка и защита студентами заранее подготовленных докладов и презентаций, выполнение различных групповых творческих заданий, а также составление отчета по учебно-воспитательной работе к педагогической практике (Ж. В. Смирнова) [35].
Сегодня в высших учебных заведениях по подготовке педагогов профессионального обучения приняты и реализуются такие инновационные технологии и методики осуществления образовательного процесса, как применение метода кейс-технологии, интерактивное, модульное обучение, технология проектов, а также принята и активно используется новая балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся. При проведении промежуточной аттестации будущих педагогов профессионального обучения используются такие формы и методы, как кейс-метод, проектный метод, тестирование, реферат, которые помогают студентам обобщить, систематизировать, закрепить полученные в ходе освоения теоретической части дисциплины знания, а также проявить навыки критического и творческого мышления.
В период практики студенты выполняют определенную программу, ведут дневник, готовят конспекты, осуществляют индивидуальное планирование, готовят аналитические справки и характеристики, проводят учебные занятия с использованием образовательных технологий (в соответствии с содержанием программы практики), осуществляют анализ учебных занятий. Руководитель практики проводит консультации, осуществляет контроль за своевременностью выполнения заданий. На заключительном этапе практики анализируются студенческие отчеты, подводятся итоги (на основе анализа характеристики с места прохождения практики и отчетной документации студента). Промежуточная аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля и отчета студентов на итоговой конференции по практике.
С целью контроля и направления деятельности во время прохождения студентами различных видов практики на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами применяются такие способы и методы, как наблюдение за образовательной деятельностью студентов во время прохождения ими практики и выполнением ими задач, которые были поставлены перед конкретным типом практики; сбор информации и опрос руководителей практики студентов профессионального обучения а также преподавателей, которые задействованы в обучении студентов групп, проходящих практику; создание групп студентов для обсуждения полученных итогов и впечатлений и обмена опытом о прохождении практики.
Заключение
В формировании технологической компетентности педагога профессионального обучения нами были отмечены системный, личностно ориентированный и дея-тельностный подходы. Системный подход обозначил необходимость формирования технологической компетентности с учетом логики, закономерностей и принципов процесса обучения, которые образуют последовательность, позволяющую достичь положительного результата. Личностно ориентированный подход говорит о ценности личности, ее потребностей, учета ее интересов и личностных качеств как о неотъемлемых элементах формирования технологической и профессиональной компе-
тентности. Поскольку формирование педагога профессионального обучения происходит только в деятельности, в процессе реализации студентами определенных операций, практика была отмечена нами как виц деятельности, где студент максимально приближен к профессиональным условиям, где он имеет возможность проявить навыки овладения образовательными технологиями, что способствует наилучшему формированию технологической компетентности.
Практика - одна из наиболее значимых составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту реализовать имеющиеся знания и опыт в профессиональной деятельности.
В процессе подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) и профилям «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Экономика и управление» практика имеет важное значение, поскольку является одним из наилучших способов формирования технологической компетентности. Выявление уровня сформированности технологической компетентности также возможно только в период практики, когда имеет место проявление профессионально-педагогических знаний и умений в практической деятельности в комплексе. В процессе прохождения педагогической практики студенты проводят по несколько занятий как теоретического, так и производственного обучения, а также внеклассные мероприятия: классные часы, диспуты, конкурсы, игры и т. д., которые и позволяют выявить уровень овладения педагогическими технологиями.
Ссылки на источники
1. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
2. Bos A. S. et al. Educational Technology and Its Contributions in Students' Focus and Attention Regarding Augmented Reality Environments and the Use of Sensors // Journal of Educational Computing Research. - 2019. - 57(7). -Р. 1832-1848. - URL: https://doi.org/10.1177/0735633119854033.
3. Bowes K., D'Onofrio A. & Marker E. Assessing technology integration: Its validity and value for classroom practice and teacher accountability // Australasian Journal of Educational Technology. - 2006. - 22(4). - URL: https://doi.org/10.14742/ajet.1279.
4. Garnevska S. M. Opportunities for forming communication technology images in training in technology and entrepreneurship // Balkan Scientific Review. - 2018. - № 1. - Р. 34-37.
5. Kimmons R. & Johnstun K. Navigating paradigms in educational technology // TechTrends. - 2019. - № 63. - Р. 631. - URL: https://doi.org/10.1007/s11528-019-00407-0.
6. Klinkov G. T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct // Scientific Vector of the Balkans. - 2018. - № 1. - Р. 51-52.
7. Liu S.-H. A multivariate model of factors influencing technology use by pre-service teachers during practice teaching // Educational Technology & Society. - 2018. - 15. - Р. 137-149.
8. Makhometa T. M., Tiahai I. M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers // Balkan Scientific Review. - 2018. - № 1. - Р. 48-52.
9. Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Акад. пед. наук СССР. -М.: Просвещение, 1968. - 332, [3] с.: ил.
10. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 144 с.
11. Манько Н. Н. Когнитивная визуализация - базовый психолого-педагогический механизм дидактического дизайна // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию: специализированный выпуск. - Екатеринбург, 2007. - Вып. 2(41).
12. Bahcivan E., Gurer M. D., Yavuzalp N. et al. J Sci Educ Technol. - 2019. - 28. - Р. 579. - URL: https://doi.org/10.1007/s10956-019-09788-6.
13. Bond M & Bedenlier S. Facilitating Student Engagement Through Educational Technology: Towards a Conceptual Framework // Journal of Interactive Media in Education. - 2019(1). - 11. - Р. 1-14. DOI: https://doi.org/10.5334/jime.528
14. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
15. Mishra P. & Koehler M. J. (Technological pedagogical content knowledge: a framework for integrating technology in teacher knowledge // Teachers College Record. - 2006. - 108(6). - Р. 1017-1054.
16. Pometun O. I. & Gupan N. M. Studying history as an educational space of students' critical thinking development // Humanitarian Balkan Research. - 2018. - № 1. - Р. 60-63.
17. Rees Lewis D. G., Gerber E. M., Carlson S. E. et al. Education Tech Research Dev. - 2019. - 67. - Р. 953. - URL: https://doi.org/10.1007/s11423-019-09673-4.
18. Apps T., Beckman K. & Bennett S. Engaging with Bourdieu's theory of practice: an empirical tool for exploring school students' technology practice // Technology, Pedagogy and Education. - 2019. DOI: 10.1080/1475939X.2019.1657934
19. Viberg O. et al. Faculty pedagogical developers as enablers of technology enhanced learning 11 Br J Educ Technol. - 2019. -50. - Р. 2637-2650. doi: 10.1111/bjet.12710
20. Zhytukhina K. P. Realization of the pedagogical condition for improving the process of formation of responsible attitude to future profession in students of pedagogical universities // Scientific Vector of the Balkans. - 2017. -№ 1. - Р. 26-30.
21. Алешугина Е. А., Кутепова Л. И., Белоусова Г. А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1(26). - С. 253-255.
22. Булаева М. Н., Ваганова О. И., Иляшенко Л. К. Проектирование образовательных технологий при обучении студентов профессиональной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-3. - С. 13-17.
23. Ваганова О. И., Карпова М. А. Проблемы формирования организационной культуры субъектов образовательного процесса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2019. - № 3(37). - С. 24-30.
24. Гнатышина Е. В. Применение проектной технологии при развитии информационной культуры педагога профессионального обучения // Вестник ЧГПУ. - 2009. - № 10-1. - С. 27-28.
25. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентность^ подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 32-25.
26. Кутепов М. М., Иляшенко Л. К., Морозов Д. Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1(26). - С. 230-232.
27. Кутепова Л. И., Тростин В. Л., Леонтьева Г. А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 186-189.
28. Ларюшкина Н. Е. Подготовка педагогов профессионального обучения в области информационных технологий на основе компетентностного подхода // Вестник СамГУ. - 2009. - № 67. - С. 12-15.
29. Маркова С. М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 3(47). - С. 30-36.
30. Маркова С. М., Наркозиев А. К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 2.
31. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения // КПЖ. - 2012. - № 1(91). - С. 33-38.
32. Прохорова М. П., Бушуева В. В., Ваганова О. И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 56-8. - С. 193-199.
33. Раджабалиев Г. П., Гаджикурбанова Г. М. Кейс-технологии в изучении дисциплины «Схемотехника и цифровая электроника» будущими педагогами профессионального обучения // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 2 (27). - С. 29-32.
34. Седых Е. П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 1.
35. Смирнова Ж. В., Красикова О. Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 3. - С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.
Olga I. Vaganova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professional Education and Educational Systems Management Chair, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin, Nizhny Novgorod, Russia [email protected]
Formation of the technological competence of a vocational education teacher in the course of educational practice Abstract. The requirements for the training of vocational education teachers are increasing every year. To date, the role of the implementation of modern pedagogical technologies in higher pedagogical educational institutions has in-
creased. Technological competence has become an integral part of teacher training. One of the best ways to form technological competence is practice, since the formation of a vocational education teacher occurs only in activities, during the implementation of certain operations by students. The relevance of the article is due to the need to form technological competence among students of a pedagogical university to satisfy the needs of the state and society in highly qualified specialists. The purpose of the article is to establish a system for the formation of technological competence of a teacher of vocational training at a university during educational practice. In the process of internships, students analyze classes in vocational educational organizations, study educational and design activities in vocational educational organizations, study and implement personality-oriented and vocationally-oriented teaching technologies and techniques, highlight the problems of vocational education in the field of vocational, social - educational, training and production activities. As a methodological basis for working towards the formation of technological competence, the concept of professional formation of the personality is used, according to which the core of professional formation is the development of the personality in the process of training, mastering the profession and performing professional activities. The study is based on such theoretical and methodological approaches as: systemic, personality-oriented and activity-based approaches. In the course of our work, we established a system for the formation of the technological competence of a teacher and determined that practice is one of the most significant components of the professional training of any specialist. It allows the student to put into practice the existing knowledge and experience in professional activities.
Key words: technological competence, educational technologies, competence, teacher of vocational training, educational practice, professional activity, design of training sessions, design activity.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Ваганова О. И. Формирование технологической компетентности будущего педагога профессионального обучения в ходе практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 11 (ноябрь). - С. 24-33. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191067.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11067
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Ваганова О. И., 2019
www.e-koncept.ru