Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию механизмов реализации стратегических инвестиционных региональных планов'

Методологические подходы к формированию механизмов реализации стратегических инвестиционных региональных планов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНЫМ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ / THE INVESTMENT PLAN / STRATEGIC PLANNING / MANAGEMENT OF DESIGN INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пискарёв Денис Васильевич

Формирование эффективно функционирующих механизмов реализации стратегических инвестиционных планов является необходимым для социально-эколого-экономического развития регионов. Реализация инвестиционных планов должна быть основана на инвестиционных вложениях в те сферы, отрасли, предприятия, которые находятся в наихудшей социально-экономической и финансово-инвестиционной ситуации и вызывают, кроме социальной напряженности в регионе, низкое качество жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF MECHANISMS OF REALISATION OF STRATEGIC INVESTMENT REGIONAL PLANS

Formation of effectively functioning mechanisms of realisation of strategic investment plans is necessary for socially-ekologo-economic development of regions. Realisation of investment plans should be based on investment investments in those spheres, branches, the enterprises which are in the worst social and economic and financially-investment situation and cause, except social intensity in region, poor quality of a life of citizens.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию механизмов реализации стратегических инвестиционных региональных планов»

Д.В. ПИСКАРЁВ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ

Ключевые слова: инвестиционный план, стратегическое планирование, управление проектным инвестированием.

Формирование эффективно функционирующих механизмов реализации стратегических инвестиционных планов является необходимым для социально-эколого-экономического развития регионов. Реализация инвестиционных планов должна быть основана на инвестиционных вложениях в те сферы, отрасли, предприятия, которые находятся в наихудшей социально-экономической и финансово-инвестиционной ситуации и вызывают, кроме социальной напряженности в регионе, низкое качество жизни граждан.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF MECHANISMS OF REALISATION OF STRATEGIC INVESTMENT REGIONAL PLANS

Key words: the investment plan, strategic planning, management of design investment.

Formation of effectively functioning mechanisms of realisation of strategic investment plans is necessary for socially-ekologo-economic development of regions. Realisation of investment plans should be based on investment investments in those spheres, branches, the enterprises which are in the worst social and economic and financially-investment situation and cause, except social intensity in region, poor quality of a life of citizens.

Инвестиционный процесс представляет собой совокупное движение инвестиционных потоков различных видов, форм, уровней управления. Осуществление инвестиционного процесса, кроме сложившихся необходимых условий, предполагает наличие механизмов трансформации инвестиционных ресурсов и инвестиционного потенциала в объекты инвестиционной деятельности. В рыночных условиях социально-экономического развития административно-территориальных образований существуют такие группы механизмов, как государственные, муниципальные и рыночные.

Стратегическое планирование привлечения и последующего роста объемов инвестиций в различные сферы деятельности в субъектах Российской Федерации в существующих условиях долгосрочного социально-эколого-эко-номического развития народного хозяйства и в перспективе осуществляется государственными, муниципальными и локальными органами управления.

Однако на государственную, муниципальную и рыночную системы управления оказывают существенное влияние факторы политической среды, под которыми и понимается государственный механизм со своим нормативно-правовым регламентированием, стимулирующий или препятствующий, создающим определенные границы для инвестиционной деятельности всех хозяйствующих субъектов в каждом регионе независимо от их организационно-правового статуса.

Цель создания и функционирования государственного механизма стратегического планирования развития инвестирования состоит в контроле, определении и регулировании пропорций инвестиционных вложений в те или иные отрасли региональные хозяйства. Основой государственного нормативноправового механизма регламентирования инвестиционной деятельности является законодательство. В 1991 г. были приняты законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» № 1488-1 от 26.06.91 и «Об иностранных инвестициях в РСФСР» № 1545-1 от 04.07.91.

В настоящее время нормативно-правовую базу регулирования инвестиционной деятельности составляют такие основные федеральные законы, как «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 29.11.2001 г., «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ от 29.10.98 г., «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.95 г., а также постановление правительства Российской Федерации «Об инвестиционном фонде Российской Федерации» № 694 от 23.11.2005 г.

Кроме федеральных законов и постановлений правительства Российской Федерации нормативно-законодательная база создается на уровне субъектов Российской Федерации в пределах своего ведения и совместного с федеральным уровнем управления ведением, к которым в Северо-Западном федеральном округе относятся Республики Карелия и Коми, Архангельская область и Ненецкий автономный округ, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Калининградская, Новгородская, Псковская области и Санкт-Петербург.

Уровень управления проектным инвестированием со стороны федерального округа отсутствует и не имеет соответствующей нормативно-правовой базы, что, на наш взгляд, является весьма существенной проблемой, решение которой возможно лишь с помощью создания региональных органов управления, исходя из того, что вышестоящий уровень управления - федеральный - выполняет необходимые задачи и функции, для успешного развития социально-эколого-экономических инвестиционных процессов. При этом нижестоящий уровень управления должен создавать самостоятельно орган, основной функцией которого является координирование деятельности субъектов управления и стратегического планирования развития регионов [2].

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, который формирует государственную инвестиционную политику и осуществляет механизм нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации, например, в Санкт-Петербурге, аналогичные проблемы и задачи решает Комитет по инвестициям и стратегическим проектам, который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с такими структурами управления, как Комитеты экономического развития, промышленной политики и торговли, энергетики и инженерного обеспечения, финансов, транспорта, строительства, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, науки и высшей школы.

В научной литературе есть большое количество определений, отражающих суть государственного регулирования инвестиционной деятельности, но эти сущностные определения неконкретны в своем содержательном раскрытии. Однако можно выделить ряд таких основополагающих заключений, как: инвестиционная деятельность представляет собой сферу экономики региона наряду с производством продукции, оказанием услуг; инвестиционная деятельность осуществляется с целью получения прибыли; государственное регулирование направлено на активизацию деятельности профессиональных инвесторов.

В противоположном случае осуществляемая физическими лицами инвестиционная деятельность, вкладывающими свои средства в ценные бумаги, и подобная деятельность, не направленная на получение прибыли (на достижение полезного эффекта в социальной, природной, культурной, научно-технической сферах), может именовать индивидуальной, непрофессиональной.

Приоритетными в государственном регулировании выступают правовая и экономическая формы воздействия, что вполне соответствует нормативно-правовому (организационно-распорядительному) и экономическому механизмам. Эти механизмы взаимосвязаны, поскольку законодательные акты и постановления исполнительных органов власти являются основой для функционирования экономического механизма, к которому относятся стратегические планы и текущие мероприятия по: дифференцированию или унифицированию налоговых ставок и льгот; предоставлению финансовой помощи - дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных средств на развитие отдельных сфер деятельности, отраслей, производств, территорий; срокам и нормам начисления амортизационных отчислений и их использованию; выдаче преференций пользования землей, какими-либо природными ресурсами; информационному обеспечению инвестиционной деятельно-

сти, включающему рейтинги привлекательности субъектов и объектов инвестиционной деятельности; переоценке основных фондов в соответствии с дефлятором цен на промышленные изделия; разработке и финансированию целевых инвестиционных проектов и программ федерального и регионального уровня управления, а также совместных российско-иностранных программ и проектов; формированию государственного заказа и размещению средств федерального или бюджета региона; ограничению поставок зарубежных морально и физически устаревших технологий, оборудования, конструкций, материалов, механизмов; выпуску облигационных, целевых займов под гарантии государства; продолжению временно приостановленных инвестиционных процессов вложения средств в законсервированные стройки и другие объекты государственной собственности; предоставлению концессий профессиональным отечественным и зарубежным инвесторам по итогам торгов, аукционов, конкурсов [4].

О перспективе развития экономического механизма стимулирования инвестиционной деятельности свидетельствует тот факт, что согласно Бюджетному кодексу РФ в административно-территориальных образованиях могут быть сформированы бюджеты развития, включающие часть расходов бюджетов, обеспечивающих инвестиционную и инновационную деятельность.

Государственные бюджетные ассигнования на инвестиционные вложения в объекты капитального строительства, на наш взгляд, должны включаться в стратегические планы, долгосрочные целевые программы на основе соответствующих элементных взаимодействий нормативно-правового механизма.

Так, в апреле 2007 г. законодательно было закреплено Положение о выделении федеральных инвестиций из государственного бюджета только на основе стратегических планов адресной инвестиционной программы, порядок формирования и реализации которой устанавливается правительством Российской Федерации.

С помощью нормативно-правового механизма стало возможно, исходя из соответствующего постановления правительства Российской Федерации № 694 от 23.11.2005 г., создание Инвестиционного фонда. Положение об этом фонде содержит формы, условия и виды предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда тех стратегических планов и проектов, которые имеют общегосударственное значение и осуществляются на условиях государственно-частного партнерства.

Наиболее значимыми положениями Инвестиционного фонда служат те, которые определяют такие формы государственной поддержки, как направление средств в уставные капиталы юридических лиц, предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты, софинансирование инвестиционных проектов на договорных условиях с оформлением прав собственности. Такие формы государственной поддержки следует применять для тех административно-территориальных образований, которые находятся в сложной социально-эколого-эко-номической ситуации, отличаются низкой инвестиционной привлекательностью.

Таким образом, предоставление государственной поддержки за счет средств федерального Инвестиционного фонда происходит в форме вовлечения в процесс обновления и модернизации основного капитала в качестве инвестора государственных органов федерального уровня управления. При этом функция государственного регулирования инвестиционной деятельности сохраняется, а государственные инвестиции при этом не являются альтернативными по сравнению с частными инвестициями [4].

Поэтому идея создания Инвестиционного фонда, как нам представляется, должна получить свое распространение на региональном уровне. Использование инвестиционные фондов позволит сформировать стратегические планы и реализовать их с целью создания нормальных условий для вложения частных

отечественных и иностранных инвестиций. Под указанными условиями, в первую очередь, следует понимать создание таких объектов промышленной и социальной инфраструктуры, как дороги, электросети, инженерные коммуникации, средства связи, транспортно-экспедиционное обслуживание. Такие проекты повышают инвестиционные возможности и снижают риски.

В научной литературе отмечается, что сокращению рисков для иностранных инвесторов способствует разработка таких нормативно-правовых актов, которые сближают условия инвестирования для иностранных и отечественных инвесторов на основе единого подхода к регулированию конкретного вида правоотношений [1].

Унификация форм государственного регулирования делает инвестиционную деятельность более транспарентной и исключает дифференциацию механизмов регулирования в зависимости от видов инвестиций и инвестиционной деятельности. Это относится к нормативно-правовым (организационно-распо-ядительным) механизмам, а экономические механизмы, включающие, например, налоговое стимулирование, должны остаться различными, отражающими виды инвестиций и инвестиционной деятельности.

Организационный механизм государственного регулирования, как составная часть организационно-распорядительного механизма, должен включать организацию процессов: отбора и экспертизы инвестиционных проектов, государственного контроля соблюдения требований законодательства (инвестиционного и антимонопольного), лицензирования в необходимых случаях.

Дифференциация в противоположность унификации создаваемого механизма может быть использована в зависимости от степени участия в инвестиционных проектах и программах. Так, в соответствии с прямым участием государственных органов в инвестиционной деятельности, в качестве инвестора, степени приоритетности развития определенных, таких перспективных видов и сфер деятельности, как, например, лизинговая деятельность, используются различные экономические механизмы.

В настоящее время к приоритетным видам относится лизинговая деятельность, рассматриваемая как финансовый лизинг, для которого разработаны планы государственного протекционизма в таких сферах деятельности, как создание и внедрение наукоемких технологий, оборудования, предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов лизингополучателем в сельскохозяйственной отрасли права, погашения платежей непосредственно продукцией сельского хозяйства. Данный механизм содержится с Федеральном законе № 164-ФЗ от 29.10.1998 г. «О лизинге» и в Налоговом кодексе РФ.

Особое внимание следует уделять такому экономическому механизму, как инвестиционные фонды, которые могут принимать акционерную и паевую формы.

Акционерный инвестиционный фонд представляет собой открытое акционерное общество, исключительным видом деятельности которого является инвестирование в ценные бумаги и иные объекты на основании лицензии.

Паевой инвестиционный фонд выступает как обособленный финансовый комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями. Доля в праве собственности в этом фонде удостоверяется ценной бумагой, выданной управляющей компанией, а сам фонд представляет собой целевое имущество, используемое в процессе инвестиционной деятельности.

Создание инвестиционных фондов в регионах, по нашему мнению, является перспективным направлением социально-эколого-экономического развития, основанного на инвестиционных вложениях в те сферы, отрасли, предприятия, которые находятся в наихудшей социально-экономической и финансово-инвес-иционной ситуации и вызывают, кроме социальной напряженности в регионе, низкое качество жизни граждан.

Динамика и объемы формирования инвестиционных ресурсов как основы для инвестиционной деятельности зависят от экономических механизмов привлечения инвестиционных средств. В промышленно развитых странах деятельность таких механизмов направлена на достижение одной из таких целей, как: аккумулировать как можно большее количество сбережений граждан через банки; максимально поддерживать инвестиционную деятельность с помощью государственных инвестиционных банков, функционирующие как институты развития; создавать предпосылки и условия для развития фондового рынка.

Экономический механизм, эффективно действующий с целью аккумулирования сбережений наиболее распространен в Федеративной Республике Германии, Южной Корее и в Японии, где крупные банки взаимодействуют с индивидуальными производственными предприятиями и корпоративными объединениями, создавая финансово-промышленные группы. В этом случае деятельность механизма направлена на трансформацию аккумулируемых сбережений в инвестиции [2].

Трансформация сбережений, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень накопления и концентрации финансовых ресурсов в тех отраслях, которые являются своеобразными интенсификаторами и поддерживают высокие темпы расширенного воспроизводства. Важным условием действия такого экономического механизма является возможность выбора приоритетов социально-экономического развития тех или иных отраслей, сфер деятельности в региональном хозяйстве.

Более долгосрочным, устойчивым и результативным является экономический механизм, ориентированный на кредитование государственными инвестиционными банками хозяйствующих субъектов, исходя из рентабельности инвестиций. Создание такого механизма возможно в тех странах, где банковская система сопровождается развитием фондового рынка, венчурного финансирования, а также государственным механизмом поддержки долгосрочных и высокорисковых инвестиций.

В то же время недостатками этого механизма является рост транзакционных издержек, наличие больших объемов капитала, необходимость создания значительного числа специализированных институтов оценки и страхования рисков, аудита заемщиков, обеспечения необходимой информационной инфраструктуры и нормативно-правового механизма.

Для применения экономического механизма в регионах пока не созданы основные институты, обеспечивающие средне-, долгосрочное кредитование инвестиционных проектов предприятий производственной сферы и не отличающихся высокой доходностью, так как государственные органы управления не являются гарантами при осуществлении рисковых инвестиционных проектов.

Литература

1. Абдуллаев Ф.Р. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе / Ф.Р. Абдуллаев, С.В. Раевский. М.: ЗАО «Изд-во "Экономика"», 2007.

2. Инвестиции / под ред. Г.П. Подшиваленко. М.: КНОРУС, 2008.

3. Региональная стратегия экономического роста - 2015 / отв. ред. В.А. Ильин: Вологодский научнокоординационный центр ЦЭМИ РЫН. М.: Наука, 2007.

4. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект / С.Н. Шишкин. М.: Волтерс Клувер, 2007.

ПИСКАРЁВ ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ - начальник экономического отдела, ЗАО «Диаманд»; соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, Россия, Санкт-Петербург (denis [email protected]).

PISKARYOV DENIS VASILYEVICH - chief of an economic department, close company «Diamand»; competitor of the scientific degree of candidate of Economic Sciences, Regional Economics Problems Institute of Russian Academy of Sciences, Russia, Saint Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.