Д.В. ПИСКАРЁВ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ
Ключевые слова: инвестиционный план, стратегическое планирование, управление проектным инвестированием.
Формирование эффективно функционирующих механизмов реализации стратегических инвестиционных планов является необходимым для социально-эколого-экономического развития регионов. Реализация инвестиционных планов должна быть основана на инвестиционных вложениях в те сферы, отрасли, предприятия, которые находятся в наихудшей социально-экономической и финансово-инвестиционной ситуации и вызывают, кроме социальной напряженности в регионе, низкое качество жизни граждан.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF MECHANISMS OF REALISATION OF STRATEGIC INVESTMENT REGIONAL PLANS
Key words: the investment plan, strategic planning, management of design investment.
Formation of effectively functioning mechanisms of realisation of strategic investment plans is necessary for socially-ekologo-economic development of regions. Realisation of investment plans should be based on investment investments in those spheres, branches, the enterprises which are in the worst social and economic and financially-investment situation and cause, except social intensity in region, poor quality of a life of citizens.
Инвестиционный процесс представляет собой совокупное движение инвестиционных потоков различных видов, форм, уровней управления. Осуществление инвестиционного процесса, кроме сложившихся необходимых условий, предполагает наличие механизмов трансформации инвестиционных ресурсов и инвестиционного потенциала в объекты инвестиционной деятельности. В рыночных условиях социально-экономического развития административно-территориальных образований существуют такие группы механизмов, как государственные, муниципальные и рыночные.
Стратегическое планирование привлечения и последующего роста объемов инвестиций в различные сферы деятельности в субъектах Российской Федерации в существующих условиях долгосрочного социально-эколого-эко-номического развития народного хозяйства и в перспективе осуществляется государственными, муниципальными и локальными органами управления.
Однако на государственную, муниципальную и рыночную системы управления оказывают существенное влияние факторы политической среды, под которыми и понимается государственный механизм со своим нормативно-правовым регламентированием, стимулирующий или препятствующий, создающим определенные границы для инвестиционной деятельности всех хозяйствующих субъектов в каждом регионе независимо от их организационно-правового статуса.
Цель создания и функционирования государственного механизма стратегического планирования развития инвестирования состоит в контроле, определении и регулировании пропорций инвестиционных вложений в те или иные отрасли региональные хозяйства. Основой государственного нормативноправового механизма регламентирования инвестиционной деятельности является законодательство. В 1991 г. были приняты законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» № 1488-1 от 26.06.91 и «Об иностранных инвестициях в РСФСР» № 1545-1 от 04.07.91.
В настоящее время нормативно-правовую базу регулирования инвестиционной деятельности составляют такие основные федеральные законы, как «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 29.11.2001 г., «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ от 29.10.98 г., «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.95 г., а также постановление правительства Российской Федерации «Об инвестиционном фонде Российской Федерации» № 694 от 23.11.2005 г.
Кроме федеральных законов и постановлений правительства Российской Федерации нормативно-законодательная база создается на уровне субъектов Российской Федерации в пределах своего ведения и совместного с федеральным уровнем управления ведением, к которым в Северо-Западном федеральном округе относятся Республики Карелия и Коми, Архангельская область и Ненецкий автономный округ, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Калининградская, Новгородская, Псковская области и Санкт-Петербург.
Уровень управления проектным инвестированием со стороны федерального округа отсутствует и не имеет соответствующей нормативно-правовой базы, что, на наш взгляд, является весьма существенной проблемой, решение которой возможно лишь с помощью создания региональных органов управления, исходя из того, что вышестоящий уровень управления - федеральный - выполняет необходимые задачи и функции, для успешного развития социально-эколого-экономических инвестиционных процессов. При этом нижестоящий уровень управления должен создавать самостоятельно орган, основной функцией которого является координирование деятельности субъектов управления и стратегического планирования развития регионов [2].
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, который формирует государственную инвестиционную политику и осуществляет механизм нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации, например, в Санкт-Петербурге, аналогичные проблемы и задачи решает Комитет по инвестициям и стратегическим проектам, который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с такими структурами управления, как Комитеты экономического развития, промышленной политики и торговли, энергетики и инженерного обеспечения, финансов, транспорта, строительства, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, науки и высшей школы.
В научной литературе есть большое количество определений, отражающих суть государственного регулирования инвестиционной деятельности, но эти сущностные определения неконкретны в своем содержательном раскрытии. Однако можно выделить ряд таких основополагающих заключений, как: инвестиционная деятельность представляет собой сферу экономики региона наряду с производством продукции, оказанием услуг; инвестиционная деятельность осуществляется с целью получения прибыли; государственное регулирование направлено на активизацию деятельности профессиональных инвесторов.
В противоположном случае осуществляемая физическими лицами инвестиционная деятельность, вкладывающими свои средства в ценные бумаги, и подобная деятельность, не направленная на получение прибыли (на достижение полезного эффекта в социальной, природной, культурной, научно-технической сферах), может именовать индивидуальной, непрофессиональной.
Приоритетными в государственном регулировании выступают правовая и экономическая формы воздействия, что вполне соответствует нормативно-правовому (организационно-распорядительному) и экономическому механизмам. Эти механизмы взаимосвязаны, поскольку законодательные акты и постановления исполнительных органов власти являются основой для функционирования экономического механизма, к которому относятся стратегические планы и текущие мероприятия по: дифференцированию или унифицированию налоговых ставок и льгот; предоставлению финансовой помощи - дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных средств на развитие отдельных сфер деятельности, отраслей, производств, территорий; срокам и нормам начисления амортизационных отчислений и их использованию; выдаче преференций пользования землей, какими-либо природными ресурсами; информационному обеспечению инвестиционной деятельно-
сти, включающему рейтинги привлекательности субъектов и объектов инвестиционной деятельности; переоценке основных фондов в соответствии с дефлятором цен на промышленные изделия; разработке и финансированию целевых инвестиционных проектов и программ федерального и регионального уровня управления, а также совместных российско-иностранных программ и проектов; формированию государственного заказа и размещению средств федерального или бюджета региона; ограничению поставок зарубежных морально и физически устаревших технологий, оборудования, конструкций, материалов, механизмов; выпуску облигационных, целевых займов под гарантии государства; продолжению временно приостановленных инвестиционных процессов вложения средств в законсервированные стройки и другие объекты государственной собственности; предоставлению концессий профессиональным отечественным и зарубежным инвесторам по итогам торгов, аукционов, конкурсов [4].
О перспективе развития экономического механизма стимулирования инвестиционной деятельности свидетельствует тот факт, что согласно Бюджетному кодексу РФ в административно-территориальных образованиях могут быть сформированы бюджеты развития, включающие часть расходов бюджетов, обеспечивающих инвестиционную и инновационную деятельность.
Государственные бюджетные ассигнования на инвестиционные вложения в объекты капитального строительства, на наш взгляд, должны включаться в стратегические планы, долгосрочные целевые программы на основе соответствующих элементных взаимодействий нормативно-правового механизма.
Так, в апреле 2007 г. законодательно было закреплено Положение о выделении федеральных инвестиций из государственного бюджета только на основе стратегических планов адресной инвестиционной программы, порядок формирования и реализации которой устанавливается правительством Российской Федерации.
С помощью нормативно-правового механизма стало возможно, исходя из соответствующего постановления правительства Российской Федерации № 694 от 23.11.2005 г., создание Инвестиционного фонда. Положение об этом фонде содержит формы, условия и виды предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда тех стратегических планов и проектов, которые имеют общегосударственное значение и осуществляются на условиях государственно-частного партнерства.
Наиболее значимыми положениями Инвестиционного фонда служат те, которые определяют такие формы государственной поддержки, как направление средств в уставные капиталы юридических лиц, предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты, софинансирование инвестиционных проектов на договорных условиях с оформлением прав собственности. Такие формы государственной поддержки следует применять для тех административно-территориальных образований, которые находятся в сложной социально-эколого-эко-номической ситуации, отличаются низкой инвестиционной привлекательностью.
Таким образом, предоставление государственной поддержки за счет средств федерального Инвестиционного фонда происходит в форме вовлечения в процесс обновления и модернизации основного капитала в качестве инвестора государственных органов федерального уровня управления. При этом функция государственного регулирования инвестиционной деятельности сохраняется, а государственные инвестиции при этом не являются альтернативными по сравнению с частными инвестициями [4].
Поэтому идея создания Инвестиционного фонда, как нам представляется, должна получить свое распространение на региональном уровне. Использование инвестиционные фондов позволит сформировать стратегические планы и реализовать их с целью создания нормальных условий для вложения частных
отечественных и иностранных инвестиций. Под указанными условиями, в первую очередь, следует понимать создание таких объектов промышленной и социальной инфраструктуры, как дороги, электросети, инженерные коммуникации, средства связи, транспортно-экспедиционное обслуживание. Такие проекты повышают инвестиционные возможности и снижают риски.
В научной литературе отмечается, что сокращению рисков для иностранных инвесторов способствует разработка таких нормативно-правовых актов, которые сближают условия инвестирования для иностранных и отечественных инвесторов на основе единого подхода к регулированию конкретного вида правоотношений [1].
Унификация форм государственного регулирования делает инвестиционную деятельность более транспарентной и исключает дифференциацию механизмов регулирования в зависимости от видов инвестиций и инвестиционной деятельности. Это относится к нормативно-правовым (организационно-распо-ядительным) механизмам, а экономические механизмы, включающие, например, налоговое стимулирование, должны остаться различными, отражающими виды инвестиций и инвестиционной деятельности.
Организационный механизм государственного регулирования, как составная часть организационно-распорядительного механизма, должен включать организацию процессов: отбора и экспертизы инвестиционных проектов, государственного контроля соблюдения требований законодательства (инвестиционного и антимонопольного), лицензирования в необходимых случаях.
Дифференциация в противоположность унификации создаваемого механизма может быть использована в зависимости от степени участия в инвестиционных проектах и программах. Так, в соответствии с прямым участием государственных органов в инвестиционной деятельности, в качестве инвестора, степени приоритетности развития определенных, таких перспективных видов и сфер деятельности, как, например, лизинговая деятельность, используются различные экономические механизмы.
В настоящее время к приоритетным видам относится лизинговая деятельность, рассматриваемая как финансовый лизинг, для которого разработаны планы государственного протекционизма в таких сферах деятельности, как создание и внедрение наукоемких технологий, оборудования, предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов лизингополучателем в сельскохозяйственной отрасли права, погашения платежей непосредственно продукцией сельского хозяйства. Данный механизм содержится с Федеральном законе № 164-ФЗ от 29.10.1998 г. «О лизинге» и в Налоговом кодексе РФ.
Особое внимание следует уделять такому экономическому механизму, как инвестиционные фонды, которые могут принимать акционерную и паевую формы.
Акционерный инвестиционный фонд представляет собой открытое акционерное общество, исключительным видом деятельности которого является инвестирование в ценные бумаги и иные объекты на основании лицензии.
Паевой инвестиционный фонд выступает как обособленный финансовый комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями. Доля в праве собственности в этом фонде удостоверяется ценной бумагой, выданной управляющей компанией, а сам фонд представляет собой целевое имущество, используемое в процессе инвестиционной деятельности.
Создание инвестиционных фондов в регионах, по нашему мнению, является перспективным направлением социально-эколого-экономического развития, основанного на инвестиционных вложениях в те сферы, отрасли, предприятия, которые находятся в наихудшей социально-экономической и финансово-инвес-иционной ситуации и вызывают, кроме социальной напряженности в регионе, низкое качество жизни граждан.
Динамика и объемы формирования инвестиционных ресурсов как основы для инвестиционной деятельности зависят от экономических механизмов привлечения инвестиционных средств. В промышленно развитых странах деятельность таких механизмов направлена на достижение одной из таких целей, как: аккумулировать как можно большее количество сбережений граждан через банки; максимально поддерживать инвестиционную деятельность с помощью государственных инвестиционных банков, функционирующие как институты развития; создавать предпосылки и условия для развития фондового рынка.
Экономический механизм, эффективно действующий с целью аккумулирования сбережений наиболее распространен в Федеративной Республике Германии, Южной Корее и в Японии, где крупные банки взаимодействуют с индивидуальными производственными предприятиями и корпоративными объединениями, создавая финансово-промышленные группы. В этом случае деятельность механизма направлена на трансформацию аккумулируемых сбережений в инвестиции [2].
Трансформация сбережений, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень накопления и концентрации финансовых ресурсов в тех отраслях, которые являются своеобразными интенсификаторами и поддерживают высокие темпы расширенного воспроизводства. Важным условием действия такого экономического механизма является возможность выбора приоритетов социально-экономического развития тех или иных отраслей, сфер деятельности в региональном хозяйстве.
Более долгосрочным, устойчивым и результативным является экономический механизм, ориентированный на кредитование государственными инвестиционными банками хозяйствующих субъектов, исходя из рентабельности инвестиций. Создание такого механизма возможно в тех странах, где банковская система сопровождается развитием фондового рынка, венчурного финансирования, а также государственным механизмом поддержки долгосрочных и высокорисковых инвестиций.
В то же время недостатками этого механизма является рост транзакционных издержек, наличие больших объемов капитала, необходимость создания значительного числа специализированных институтов оценки и страхования рисков, аудита заемщиков, обеспечения необходимой информационной инфраструктуры и нормативно-правового механизма.
Для применения экономического механизма в регионах пока не созданы основные институты, обеспечивающие средне-, долгосрочное кредитование инвестиционных проектов предприятий производственной сферы и не отличающихся высокой доходностью, так как государственные органы управления не являются гарантами при осуществлении рисковых инвестиционных проектов.
Литература
1. Абдуллаев Ф.Р. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе / Ф.Р. Абдуллаев, С.В. Раевский. М.: ЗАО «Изд-во "Экономика"», 2007.
2. Инвестиции / под ред. Г.П. Подшиваленко. М.: КНОРУС, 2008.
3. Региональная стратегия экономического роста - 2015 / отв. ред. В.А. Ильин: Вологодский научнокоординационный центр ЦЭМИ РЫН. М.: Наука, 2007.
4. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект / С.Н. Шишкин. М.: Волтерс Клувер, 2007.
ПИСКАРЁВ ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ - начальник экономического отдела, ЗАО «Диаманд»; соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, Россия, Санкт-Петербург (denis [email protected]).
PISKARYOV DENIS VASILYEVICH - chief of an economic department, close company «Diamand»; competitor of the scientific degree of candidate of Economic Sciences, Regional Economics Problems Institute of Russian Academy of Sciences, Russia, Saint Petersburg.