«Влияние органов местного самоуправления на реализацию планов инвестиционной деятельности в монопрофильных городах»
«The influence of local administration on the implementation of the plans of investment activity in single-industry towns»
Зинкович Светлана Викторовна, финансовый директор Общества с ограниченной ответственностью «Норекс», аспирант на соискание ученой степени кандидата экономических наук Института экономики и антикризисного управления (ИЭАУ г. Москва)
E-Mail: [email protected]
Тел.: 8(925) 127-42-92
Аннотация: в статье представлены результаты исследования, проведенные в области инвестиционной активности монопрофильных городов, а также зависимость эффективности реализации инвестиционных планов регионов от активной позиции органов местного самоуправления.
The summary: the article presents the results of research conducted in the field of investment activity of single-industry cities, as well as the dependence of the efficiency of implementation of the investment plans of the regions from the active position of local administration.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, стратегический план развития, социальный эффект, органы местного самоуправления.
Keywords: investment appeal, strategic development plan, social effect, local administration.
Введение.
Возрождение отечественной промышленности в условиях рыночных отношений - сложная и многогранная проблема, требующая множества взаимосвязанных и скоординированных действий всех ветвей государственной власти.1
Необходимо принимать во внимание и тщательно учитывать не только микроэкономические характеристики проектов, но и его макроэкономическое окружение. При этом в условиях России необходимо учитывать особенности регионов, имеющих различное природно-географическое, сырьевое, производственное и национально-культурное положение, а с точки зрения инвесторов, различную инвестиционную привлекательность.
Так как в существующих условиях имеет место острый дефицит инвестиций (и отечественных и иностранных), направляемых непосредственно на развитие реального производства, то ключевой становится проблема формирования и отбора наиболее целесообразных направлений инвестирования средств, оценка эффективности осуществления соответствующих инвестиционных проектов.
Однако эта оценка зависит не только от внутренних характеристик проекта - предусматриваемой к выпуску продукции, ее качества, спроса на нее на рынке, технологий производства и так далее, но не в меньшей мере и от внешних по отношению к проекту условий, например, от политической стабильности в стране, системы налогообложения, инвестиционной политики и других факторов, схожих по значению.
Ни один из субъектов Российской Федерации не может рассматривать свою деятельность в отрыве от общегосударственной политики. Законы, бюджет, долгосрочные и текущие планы все это необходимо учитывать для разработки сбалансированной стратегии развития субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.
1Ю.В. Мишин «Инвестиции», Издательство «КноРус», Москва, 2008 год.
Нормотворческой основой для разработки и реализации инвестиционных инициатив на муниципальном уровне, помимо федеральных и региональных законодательных актов, служит Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (№154-ФЗ от 28 августа 1995 года).
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным Законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и органы местного самоуправления».
Правильная оценка общероссийской ситуации, прогнозирование действий исполнительной власти, и своевременная реакция на уровне местного самоуправления - максимальные управленческие действия каждого органа управления территорией. Если для достижения стратегических целей муниципального образования требуется принятие соответствующих нормативных актов, то они должны быть подготовлены в рамках действующего законодательства.
Инвестиционной привлекательностью проектов экономической диверсификации моногородов называют обобщающую
характеристику преимуществ, а также недостатков инвестирования конкретных проектов с точки зрения отдельного инвестора. Под инвестиционным климатом моногорода понимают совокупность условий и характеристик, которые формируются под влиянием различных факторов. Инвестиционный климат определяет привлекательность инвестиционных проектов отдельных моногородов.
Диверсификация экономики моногорода может быть затруднена еще и недостаточностью разработанной процедуры по стратегическому планированию развития моногорода, а также обоснованного отбора
проектов по диверсификации экономики моногорода выгодного для города и привлекательного для инвестора.
Поэтому, с точки зрения практики актуальными становятся не только формирование алгоритма разработки и реализации отобранных проектов диверсификации именно моногородов, но и разработка механизмов управления инвестиционной деятельностью. Но главное - это привлечение инвесторов в моногорода2.
Актуальностьпроведенного автором исследования определяется потребностями развития теории и совершенствования практики управления инвестиционной привлекательностью монопрофильных городов, а также методов активной поддержки потенциальных инвесторов со стороны органов местного самоуправления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р утвержден перечень из 313 монопрофильных муниципальных образований.
Эксперты «Союза Российских городов» уделяют особое внимание не количественным характеристикам, а качественным. Они выделяют следующие пять критериев отнесения населенного пункта к моногороду:
- «наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, притом, что остальные предприятия города обслуживают только внутренние нужды города или проживающих в нем людей;
- наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;
- значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;
2http://www.dissercat.com к.э.н. Антонова И.С. диссертация «Управление инвестиционной привлекательностью проектов диверсификации экономики моногорода» 2011г
- низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);
- значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей), при наличии в городе первых двух признаков или отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром (дороги автомобильные и железные, телефонная сеть и т.д.)»3.
Предметом проведенного автором исследованияявились социально-экономические показатели, возникающие в инвестиционном процессе.
Объектом исследованиявыступилимонопрофильные муниципальные образованияРоссии.
Результаты исследования ориентированы на развитие теории и практики устойчивого роста экономики моногорода, привлечения инвестиций в моногорода, решение проблем, связанных с административными барьерами.
Так же результаты исследования предлагается использовать органам местного самоуправления для построения эффективной системы оценки и управления инвестиционной привлекательностью моногорода, а также оказания необходимой помощи потенциальным инвесторам при подготовке инвестиционных проектов.
3-
История моногородов. - ЦКЬ: http://www.m0n0g0r0d.0rg/pages/4.html
Основные направления активизации органов местного самоуправления.
Для координации исследования автором определены следующие задачи:
1. анализ существующих подходов в политике развития монопрофильных муниципальных образований;
2. выявление и анализ недостатков, предпринятых органами местной власти мер по решению проблем инвестирования монопрофильных городов;
3. выявление и анализ административных барьеров, возникающих на всех этапах реализации инвестиционных проектов;
4. определение понятия стратегической гибкости региона;
5. предложение рекомендаций по совершенствованию активной позиции органов местного самоуправления.
По итогам проведенного исследования автором предложены:
1. Классификация инвестиционных вложений в
монопрофильные муниципальные образования. Согласно Федерального закона РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-Ф3 «инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.
Согласно Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в редакции от 22 августа 2004 г.) под инвестициями понимаются денежные средства, а также другое имущество, направляемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или другого полезного эффекта. Другими словами, инвестиции — это широкое понятие, которое включает в себя как деньги, так и другое имущество (движимое и недвижимое), возможное для
использования при создании предприятий, объектов, которые не предназначены для извлечения прибыли, однако, необходимые по другим основаниям. В роли таких инвестиций могут выступать даже имущественные права: как, например, разрешение собственника земельного участка на строительство предприятия, по завершении работ по которому ему предоставляется право пользования участком на льготных условиях.
Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного положительного эффекта».4
С экономической точки зрения инвестиции представляют собой вложение капитала с целью последующего его прироста.
Время и риск - два фактора, подразумевающиеся в разговоре об инвестиционном процессе. Риск обусловлен недополучением ожидаемого прироста капитала и возмещением потерь от инфляции в будущем периоде.5
Корчагин Ю.А. в предпринимательской деятельности выделяет следующие виды инвестиций:
1. реальные - долгосрочные инвестиционные вложения в материальные производства,
2. финансовые - инвестирования приобретения прав на получение денежных средств от юридических или физических лиц, а также от международной кредитно - финансовой деятельности,
3. нематериальные - инвестиционные вложения в объекты интеллектуальной собственности,
4. портфельные - инвестиционные вложения в ценные бумаги.
Финансовые и портфельные инвестиции благотворно влияют на рост
реальных инвестиций. По этой причине страны с развитой экономикой
4Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-Ф3.
5 Янковский К.П. Инвестиции. -СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
предпочитают именно эти виды инвестирования (при сравнении инвестиционных предпочтений различных государств).6
С учетом современных условий развития экономики, инновационные проекты считаются наиболее предпочтительными с точки зрения окупаемости в долгосрочном периоде.7
Инновационная деятельность в настоящее время в той или иной степени присутствует на любом производственном предприятии, учитывая современные условия рынка. Даже если предприятие не относится к лидерам на рынке инноваций, то в любом случае оно обязательно столкнется с необходимостью замены морально устаревшей технологией производства. Именно поэтому вопросы управления инновационной деятельностью обозначают как весьма актуальные.
На любом этапе работы над созданием новых потребительских продуктов или опытных образцов, или даже техники возможно проявление неожидаемых проблем, которые приведут и к нарушению сроков, и к перерасходу ресурсов, и, даже, к не достижению поставленных целей, что, в свою очередь, влечет закрытие инновационного проекта.8
Инновационная деятельность приводит к активизации конкуренции между предприятиями, что, в свою очередь создает условия для привлечения инвесторов. Именно поэтому управление инвестиционной привлекательностью и улучшение инвестиционного климата для реализации инновационных проектов становится неотъемлемой частью механизма развития современной экономической системы.
К инвестиционной привлекательности относится совокупность инновационных условий и преимуществ, а также благоприятных
6 Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
7Илышев А.М. и другие. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации, КНОРУС, 2005 г.
8Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие - Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2003. 189 с.
инвестиционных условий, которые должны обеспечить инвестору дополнительное получение прибыли и уменьшение риска вложений.9
По уровню инвестиционного риска вложения можно классифицировать,
как:
^ безрисковые инвестиции.
Они характеризуют вложения средств в отдельные объекты, по которым практически отсутствует риск потери капитала или неполучения ожидаемого дохода. Здесь гарантировано получение расчетной суммы чистой инвестиционной прибыли.
^ Низкорисковые инвестиции.
Они характеризуют вложения средств в отдельные объекты, риск по которым в значительной степени ниже среднерыночного.
^ Среднерисковые инвестиции.
Здесь уровень риска по отдельным объектам инвестирования примерно соответствует среднерыночному.
^ Высокорисковые инвестиции.
Здесь уровень риска по отдельным объектам инвестирования как правило значительно превышает среднерыночный. К этой группе относятся и так называемые спекулятивные инвестиции. Они характеризуются вложением капитала в наиболее рисковые проекты, по которым, однако, ожидается наивысший уровень дохода.
Классификация по уровню доходности выглядит следующим образом: ^ высокодоходные инвестиции.
Такие инвестиции характеризуют вложения средств в инвестиционные проекты или, также, финансовые инструменты, по которым ожидаемый уровень чистой инвестиционной прибыли значительно выше средней нормы такой прибыли на инвестиционном рынке. ^ Среднедоходные инвестиции.
9Ендовицкий Д.А., Бабушкин В.А., Батурина Н.А. и другие. Анализ инвестиционной привлекательности организации. Научное издание. - М.: «КноРус», 2010. - 376 стр.
Ожидаемый уровень получения чистой прибыли по таким вложениям в инновационные проекты и финансовые инструменты инвестирования приблизительно соответствует среднему показателю инвестиционной прибыли, уже сложившейся на тот момент времени на инвестиционном рынке.
^ Низкодоходные инвестиции.
Здесь ожидаемый уровень чистой прибыли от инвестирования как правило ниже средней нормы этой прибыли.
^ Бездоходные инвестиции.
Они представляют собой группу объектов инвестирования, по которым выбор и осуществление данных проектов инвестор не связывает с получением инвестиционной прибыли. Только получение социального экологического или внеэкономического эффекта может служить мотивом таких инвестиций.
По уровню ликвидности Ковалев В.В. разделяет инвестиции на высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные и неликвидные инвестиции. 10
Высоколиквидные инвестиции. Сюда относятся такие объекты (или инструменты) инвестирования, которые быстро конверсируются в денежную форму, то есть в срок не более одного месяца и без значительных потерь своей текущей рыночной цены. Это краткосрочные финансовые вложения.
Среднеликвидные инвестиции характеризуются как группа объектов инвестирования предприятия, которая может быть конверсирована в денежную форму без значительных потерь для своей текущей и рыночной цены в срок от одного до шести месяцев.
Низколиквидные инвестиции. Сюда относятся объекты инвестирования, которые конверсируются в денежную форму без значительных потерь своей текущей рыночной цены по истечении значительного периода времени, то
10Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2000 г.
есть от шести месяцев и более. К основным видам таких инвестиций относятся незавершенные инвестиционные проекты, а также реализованные проекты с устаревшей технологией, которые не котируются на фондовом рынке акций отдельных малоизвестных предприятий.
Неликвидные инвестиции характеризуются такими видами инвестиций, которые самостоятельно не могут быть реализованы, а могут быть лишь проданы на инвестиционном рынке только в составе целого имущественного комплекса.
Еще одним способом классификации инвестиций является их деление по характеру использования средств в инвестиционном процессе. Это:
^ первичные инвестиции. Характеризуются использованием вновь сформированного именно для инвестиционных целей капитала, при чем как за счет собственных финансовых ресурсов, так и за счет заемных.
^ реинвестиции. Такие инвестиции представляют собой повторное использование вложенного капитала в инвестиционных целях, но при условии досрочного его высвобождения в процессе реализации проекта. ^ дезинвестиции - это процесс изъятия инвестированного капитала из оборота без намерений последующего его использования в инвестиционных целях. Это действие можно охарактеризовать как отрицательная инвестиция предприятия.
Вахрин П.И. к региональным источникамотносит инвестиции, характеризующие вложения домашних хозяйств, предприятий или государства - национального капитала - в различные объекты инвестирования как резидентами конкретной страны, так и нерезидентами.
Относительно региональной направленности инвестируемого капитала он выделяет инвестиции как на внутреннем рынке - вложения капитала резидентов, и нерезидентов, и инвестиции международного рынка -
вложения капитала резидентов конкретной страны, но за пределами внутреннего рынка этой страны.
Относительно отраслевой направленностиВахрин П.И.выделяет инвестиции в разрезе отраслей или сфер деятельности, соответственно с классификатором. По его мнению, форма классификации инвестиций связана, прежде всего, с государственным регулированием инвестиционного процесса в страновом масштабе, а также с оценкой инвестиционной привлекательности конкретных отраслей и сфер деятельности в текущем процессе инвестирования предприятия - реального и финансового.11
Основываясь на собранной информации относительно классификации инвестиционных вложений автором работы предлагается таблица определений классификаторов инвестиционных вложений в монопрофильные муниципальные образования.
Таблица 1
Классификация инвестиционных вложений в монопрофильные муниципальные образования
Классификатор Элемент классификатора Описание элемента классификатора
безрисковые практически отсутствует риск потери капитала или неполучения ожидаемого дохода
низкорисковые риск в значительной степени ниже
По уровню риска среднерыночного
среднерисковые уровень риска по отдельным объектам инвестирования примерно соответствует среднерыночному
высокорисковые уровень риска значительно превышает среднерыночный. Сюда
11Вахрин П.И. Инвестиции. М.: Издательско-торговая корпорация, «Дашков и К», 2002.
относятся так называемые спекулятивные инвестиции. Они характеризуются вложением капитала в наиболее рисковые проекты, по которыможидается наивысший уровень дохода
По уровню доходности бездоходные осуществление данных проектов не связано с получением инвестиционной прибыли, а мотивом является получение социального, экологического или внеэкономического эффекта
низкодоходные ожидаемый уровень чистой прибыли от инвестирования ниже средней нормы этой прибыли
среднедоходные ожидаемый уровень чистой инвестиционной прибыли приблизительно соответствует среднему показателю инвестиционной прибыли, уже сложившейся на тот момент времени на инвестиционном рынке
высокодоходные ожидаемый уровень чистой инвестиционной прибыли выше средней нормы такой прибыли на инвестиционном рынке
По уровню ликвидности неликвидные самостоятельно не могут быть реализованы, а могут быть лишь проданы на инвестиционном рынке только в составе целого
имущественного комплекса
низколиквидные конверсируются в денежную форму без значительных потерь своей текущей рыночной цены по истечении от шести месяцев и более
среднеликвидные может быть конверсирована в денежную форму без значительных потерь для своей текущей и рыночной цены в срок от одного до шести месяцев
высоколиквидные быстро конверсируются в денежную формув срок до одного месяца
первичные использованиесформированного для инвестиционных целей капитала
реинвестиции повторное использование вложенного капитала в
По характеру использования инвестиционных целях, но при условии досрочного его высвобождения в процессе реализации проекта
дезинвестиции изъятие инвестированного капитала из оборота без намерений последующего его использования в инвестиционных целях
По источникам вложения домашних использование собственных накопленных средств
хозяйств
вложения предприятий использование капитала предприятия
вложения государства целевое инвестирование государства
По направленности инвестиции на внутреннем рынке вложения капитала резидентов, и нерезидентов
инвестиции международного рынка вложения капитала резидентов конкретной страны, но за пределами внутреннего рынка этой страны
По отраслевой направленности в разрезе отраслей или сфер деятельности связанас государственным регулированием инвестиционного процесса в страновом масштабе, а также с оценкой инвестиционной привлекательности конкретных отраслей и сфер деятельности в текущем процессе инвестирования предприятия
2. Создание отдела по оценке инвестиционной привлекательности региона в структуре органов местного самоуправления, либо привлечение на договорной основе сторонней коммерческой организации.
Основной задачей отдела должен стать анализ информационного потока и определение возможных изменений во внешней и внутренней среде региона. Также необходимо оценивать влияние этих изменений на принятую стратегию развития территории и предложение, в связи с ними, альтернативных вариантов путей достижения поставленных целей.
Именно своевременная обработка информации и внесение необходимых изменений в планы развития региона, а также публичные представления прединвестиционных пакетов документов помогут росту инвестиционной привлекательности за счет выраженной активности и заинтересованности органов местного самоуправления в привлечении и поддержке инвесторов.
3. Схема, определяющая место информационного потока в стратегическом плане.
Информационный поток несет в себе изменения внешней среды. Сюда относятся и политическая обстановка, и изменения в федеральном законодательстве, и изменения в налоговой политике, и многое другое. Все это влечет за собой изменения внутренней среды, которая, в свою очередь, требует разработки альтернативных направлений развития.
Область влияния информации на изменения стратегических планов автором представлена в виде следующей схемы.
Рисунок 1. Место информационного потока в стратегическом плане
4. Дано определение стратегической гибкости региона.
Информационный поток несет в себе изменения внешней среды. Сюда относятся и политическая обстановка, и изменения в федеральном законодательстве, и изменения в налоговой политике, и многое другое. Все это влечет за собой изменения внутренней среды, которая, в свою очередь, требует разработки альтернативных направлений развития. Для оперативного реагирования и внесения изменений в концепции развития региона стратегический план должен обладать стратегической гибкостью.
В такой ситуации органы управления на региональном уровне не должны рассчитывать на предложения со стороны инвесторов и надеяться, что они будут соответствовать утвержденной программе развития.
Таким образом, под стратегической гибкостью региона следует понимать свойство долгосрочного плана развития региона, характеризующее возможность внесения как дополнений и поправок в него, так и частичный, либо полный переход к альтернативному варианту реализации поставленных целей, в зависимости от изменений внешней и внутренней среды.
Именно своевременная обработка информации и внесение необходимых изменений в планы развития региона, а также публичные представления прединвестиционных пакетов документов помогут росту инвестиционной привлекательности за счет выраженной активности и заинтересованности органов местного самоуправления в привлечении и поддержке инвесторов.
5. Предложена схема положительного социального эффекта
На макроуровне развитие человеческого потенциала, которое было достигнуто посредством улучшения качества жизни населения, является одним из главных факторов, обеспечивающих экономический рост и конкурентоспособность экономики страны.
При разработке материалов по развитию региона немаловажную роль играет оценка полученного или предполагаемого социального эффекта от реализации конкретных проектов.
В методике расчета показателей и применения критериев оценки эффективности региональных инвестиционных проектов выделяются следующие показатели социального эффекта:
• увеличение уровня занятости трудоспособного населения;
• увеличение уровня обеспеченности жильем;
• улучшение качества окружающей среды;
• повышение степени доступности и улучшение качества услуг, предоставляемых населению (транспорт, здравоохранение, образование, культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство).
Следовательно, для получения необходимого социального эффекта инвестиционный проект должен быть сопряжен с решением ряда социальных задач.
Оценивая социальный эффект конкретного инвестиционного проекта следует различать два его вида: прямой и косвенный.
Прямой - непосредственносвязан с реализацией инвестиционного проекта (строительство, реконструкция) объектов и их последующей эксплуатацией.
Косвенный эффект - является следствиемлибо налоговых поступлений, либо дополнительных инвестиций, либо сопутствующего развития обслуживающих производств, инициированных реализацией одного проекта.
Таким образом, вложенные в реализацию конкретного проекта инвестиции, способствуют приросту инвестиционных вложений в другие отрасли экономики. Происходить это может как непосредственно в регионе инвестирования проекта, так и в целом по России.
Главное свойство косвенного социального эффекта при реализации проекта - это способность воспроизводиться, при этом постоянно увеличиваясь. Поэтому, полученная от дополнительных инвестиций прибыль как правило вновь реинвестируется.Увеличение доходов населения ведет к повышениювнутреннего платежеспособного спроса, что, в свою
очередь,становится дополнительным фактором экономического развития, а также ведет к созданию новых рабочих мест, а, следовательно, и к увеличению налоговых поступлений.
Так же, социальные эффекты можно определить, как:
• универсальные (те, которые возникают при реализации проекта),
• специфические (обусловленные определенными типами проектов и особенностями регионов),
• положительные,
• отрицательные.
Новые рабочие места создаются не только на проектируемых новых объектах, но также и в строительных организациях в период строительно-монтажных работ. Вместе с тем реализация инвестиционных проектов ведет к создание значительного количества новых рабочих мест в сопутствующих проекту отраслях в зависимости от его специфики, как-то, например, в строительной сфере, в транспортной отрасли, машиностроении, а также в производственной и непроизводственной инфраструктурах на территориях реализации проектов).
Осуществление конкретного проекта, приводит к получению прибыли, которая реинвестируется, порождая тем самым мультипликативный эффект в экономике. Строительство и эксплуатация новых объектов инициируют в долгосрочной перспективе создание новых рабочих мест в различных отраслях экономики.
Положительный эффект создания рабочих мест в свою очередь выражается в расширении занятости, что приводит к сокращению безработицы. Реконструкции рабочих мест выливается в улучшение условий труда и, следственно, ведет к улучшению здоровья, уменьшению случаев профессиональной заболеваемости, снижению уровня производственного травматизма, инвалидности, а также преждевременной и предотвратимой смертности. Все это ведет к повышению продолжительности жизни.
Повышение уровня жизни населения, также, как иувеличение доходов населения, расширение платежеспособности - является результатом оплаты труда на рабочих местах, созданных на проектируемых объектах (относится к прямому эффекту) и развития смежных производств, инициированных реализацией проекта (относится к косвенному эффекту).12
Следующим экономическим эффектом являются налоговые поступленияот реализации проекта.
Эта статья государственного бюджета позволяет увеличивать бюджетное финансирование как образования, так и здравоохранения, культуры, социальной политики, в том числе государственные пособия и различные компенсационные выплаты населению как на местном, региональном, так и на федеральном уровнях. Отсюда и повышение заработной платы в бюджетном секторе экономики, а также создание новых рабочих мест в отраслях социальной сферы - это, в свою очередь, проецируется на уровне и качестве жизни населения, а именно: улучшение ситуации на рынке труда, увеличение доходов от занятости и социальные трансферты населению, и так далее.
Улучшение здоровья населения ведет к улучшению демографической ситуации, как следствие в результате сокращения преждевременной и предотвратимой смертности. Отсюда - повышение рождаемости и увеличение продолжительности жизни. Все это относится к долгосрочным эффектам, результатам улучшения условий труда, а также экологической ситуации,развития социальной инфраструктуры и внедрения инноваций в системе здравоохранения.
Добиваясь повышения квалификационного уровня рабочей силы, а также сокращения применения неквалифицированного труда - получим стимул для активного развития системы профессионального образования.
12 Е.Н. СиндяшкинаСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-02-00345а) «Вопросы оценки видов социального эффекта при реализации инвестиционных проектов»
Социальный эффект от реализации инвестиционного проекта может быть, как положительным, так и отрицательным. К негативным последствиям от реализации инвестиционного проекта можно отнести следующие:
• сокращение числа рабочих мест из-за введенной модернизации действующего производства;
• банкротство конкурирующих производств, приводящее к высвобождению рабочей силы и увеличению безработицы;
• возникновение локального дефицита рабочей силы в результате ее оттока из соседних регионов, а также с предприятий данного региона на проектируемые объекты;
• ухудшение экологической обстановки.
Возможно возникновение социальной напряженности и социальных конфликтов за счет следующих факторов:
• увеличения плотности застройки,
• увеличение миграционного притока населения, особенно, если этот приток не сопровождается развитием социальной сферы и усиливает нагрузку на имеющуюся инфраструктуру),
• появления высокооплачиваемых рабочих мест в депрессивных регионах и в регионах с низким уровнем жизни, не сопровождающегося увеличением отчислений на социальные нужды и вложением прибыли в развитие местной экономики, что может привести к жесткой сегментации рынка труда.13
Необходимо учитывать, что полученный социальный эффект в свою очередь ведет к повышению экономической эффективности инвестиционного проекта. Так, повышение доходов населения приводит к росту платежеспособного спроса, что, в свою очередь, стимулирует развитие производства; сокращение бедности обеспечивает экономию на социальных трансфертах; улучшение здоровья населения обеспечивает экономию на
13 Е.Н. СиндяшкинаСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-02-00345а) «Вопросы оценки видов социального эффекта при реализации инвестиционных проектов»
выплате пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности и так далее.
Описанный выше положительный социальный эффект автор представляет в виде следующей схемы:
Прямой
Строительство и
эксплуатация
Косвенный
1. Налоговые поступления 2. Развитие обслуживающих производств
следствие
1. Уровень занятости 2. Обеспеченность жильем 3. Доступность услуг
Спад
1.Уровень безработицы
2.Уровень заболеваемости
следствие
Увеличивающееся воспроизводство Мультипликативный эффект
Рисунок 2. Схема положительного социального эффекта
6. Схема, определяющая мероприятия по прединвестиционной стадии с учетом активной позиции органов местного самоуправления.
Первоначально автор предлагает сгруппировать действия, как со стороны инвестора, так и со стороны органов местного самоуправления по времени их реализации и по их непосредственному отношению к проекту.
Данные группы с заданными критериями можно обозначить как: ^ прединвестиционная стадия,
^ стадия I «Составление технико-экономического обоснования», ^ стадия II «Разрешительная документация», ^ стадия III «Создание договорной базы», ^ стадия IV «Реализация проекта».
Главное место на данном этапе принадлежит формированию инвестиционного замысла, определению инвестором цели инвестирования, профиль деятельности объекта строительства, что непосредственно связано с местом его размещения и источниками финансирования. Также необходимо оценить условия и средства реализации намеченной цели и оценить саму возможность инвестирования и достижения поставленных результатов.
При рассмотрении вопросов прединвестиционной стадии инициатор проекта взаимодействует с публичными властями на разных уровнях.
Если инвестор на этом этапе допустит ошибки, они могут в последствии приостановить, а некоторых случаях даже прекратить уже начавшийся инвестиционный процесс.
На основании принятых инвестором решений на прединвестиционной этапе он представляет органам исполнительной власти ходатайство о намерениях.
Рассмотренная выше информация может быть представлена в виде следующей схемы, разработанной автором:
Прединвестиционная стадия.
И н в е с т о р
4
1 Оценка инвестиционной привлекательности региона
2 Сбор информации и статистических показателей региона
3 Определение направления развития региона
4 Предварительный маркетинговый анализ рынка
5 Поиск и анализ земельных участков
6 Оценка электро-, тепло-, газо-, водоснабжения участка
7 Предварительная оценка целесообразности проекта
8 Согласование возможности реализации проекта с органами местного самоуправления
4
Р е з у л ь т а т с о г л а с о в а н и я
4 4
П о л о ж и т е л ь н о О т р и ц а т е л ь н о
4 4
Составление технико-экономического обоснования Переход к п. 3 прединвестиционной стадии
Рисунок 3. Схема прединвестиционной стадии
После получения положительной реакции органа исполнительной власти инвестор может приступить к разработке обоснований инвестиций — первой стадии инвестиционного процесса. Их правовое значение заключается в том, что инвестор не вправе начать проект прежде, чем власти примут позитивное решение по обоснованиям.
Поэтому обоснования инвестиций необходимо готовить очень тщательно.
Тщательная подготовка обоснований инвестиций может дать инвестору возможность принять окончательное решение о целесообразности дальнейшей реализации проекта и разработке проектной документации. Вместе с этим органы исполнительной власти, согласно представленным обоснованиям, смогут предварительно согласовать место размещения будущего объекта.
Технико - экономическое обоснование инвестиционного проекта в правовой своей части обусловлено разработкой его в соответствии с договором, заключаемым между инвестором и исполнителем. Результатом выполнения технико - экономического обоснования является комплект документации, которая содержит как общие сведения, так и всевозможные расчеты, и выводы в том объеме, который предусматривается заданием инвестора, принимаемым исполнителем.
Заключенное обязательство занимает место наряду с договорами о выполнение проектных и изыскательских работ. Связано это, прежде всего, с тем, что указания, которые содержатся в проектно - сметной документации, императивны, что означает, что любое отступление от них возможно лишь после согласования с государственными или муниципальными органами. Следовательно, инвестор, намеревающийся внести изменения в проект, обязан придерживаться данного условия.
Разработанная автором и представленная ниже схема показывает этапы реализации первой стадии инвестиционного проекта.
Стадия I
Составление технико-экономического обоснования
1 Резюме проекта (цели, инициатор, краткое описание)
2 Представление основных поставщиков и покупателей
3 Описание производственного процесса и необходимого персонала, оборудования, сырья
4 Составление производственной программы
5 Структура и источники финансирования
6 Составление финансового плана
7 Построение прогнозного движения денежных средств
8 Определение бюджетной эффективности проекта
9 Расчет основных экономических показателей проекта
10 Оценка потенциальных рисков
;
П е р е х о д к II с т а д и и
Рисунок 4. Схемапервой стадии инвестиционного проекта
Вторая стадия инвестиционного проекта включает в себя отношения на уровне органов местного самоуправления, в том числе:
• сбор разрешительной документации,
• получение письменных соглашений о поддержке проекта,
• выявление возможности субсидирования.
Рассмотренные выше стадии могут занимать от четырех до двенадцати месяцев, в зависимости от настойчивости и предприимчивости инвестора. Так же от него потребуется масса свободного времени как для проведения аналитической работы, так и для элементарного ожидания в коридорах органов местного самоуправления.
Третья стадия реализации проекта сопряжена с вопросами выбора кредитной организации, заключением соглашений с лизинговыми компаниями, подписанием договоров на строительно-монтажные работы и созданием рабочей команды. На все это потребуется от двух до шести месяцев.
Так, на основании проведенного анализа представленных этапов автором составлена общая существующую схема реализации инвестиционного проекта, занимающая 6 — 18 месяцев до начала реализации проекта.
Рисунок 5. Стадии реализации инвестиционного проекта
Учитывая, что все пункты прединвестиционной стадии невозможно реализовать без обращения в органы местного самоуправления,
целесообразно пересмотреть этапы реализации проекта с точки зрения указанных органов.
Имея все необходимые экономические и статистические показатели управление конкретного региона в силах самостоятельно готовить планы развития своего муниципалитета и оценивать целесообразность и соответствие проекта стратегии, направленной на повышение уровня жизни и самостоятельности региона.
Для стороннего инвестора — инициатора проекта прединвестиционная стадия может занимать до шести месяцев, а внутри органов местного самоуправления вся необходимая информация находится в легкой доступности и актуальна на любой период времени.
Достичь поставленного уровня развития региона в более короткие сроки стало бы возможным при активной позиции органов местного самоуправления, взявшими на себя подготовку планов инвестиционного развития в соответствии с утверждённой стратегией и предложение инвесторам «Пакета прединвестиционной стадии» для реализации заранее определенных проектов.
Рассмотренная выше схема (Рисунок №5) может быть представлена в ином виде с учетом активной позиции органов местного самоуправления.
органы местного самоуправления ПрединЕестиционная стадия
1 Сценка инвестиционной привлекательности региона
2 Сбор информации и стати ста чес кип показателей региона
3 Определение направления развития региона
4 Предварительный маркетинговый анализ рынка
5 Возможность предоставления земельных участков
6 Сценка электро-, тепло-, газо-. водоснабжения участка
Результат 1 подготовка разрешительной документации
а составление письменных соглашений о поддержке проекта
9 оценка уровня субсидирования
Пакетдокументов о псддержке проекта
*
инвестор Стадия! 1 Резюме проекта (цели, инициатор, краткое описание)
2 Представление осноеных постэециков и покупателей
3 Списание производственного процесса и необходимого персонала, оборудования, сырья
4 Составление производственной программы
5 Структура и источники финансирования
6 Составление финансового плана
1 Построение прогнозного движения денежных средств
а Определение бюджетной эффективности проекта
Результат 9 Расчет осноеных экономических показателей проекта
-г- 1-- 10 Оценка потенциальных рисков
Реализация проекта и Еыбор кредитной организации
12 заключение соглашений с лизинговыми компаниями
13 подписание догсеорсЕ на строительно-монтажные работы
14 создание рабочей команды
15 реализация финансового плана проекта
15 реализация производственного плана проекта
Рисунок №6 Стадии реализации инвестиционного проекта с учетом активной позиции органов местного самоуправления
С учетом данной позиции срок выхода на реализацию проекта может сократиться до 4 — 6 месяцев.
Для подготовки материалов по представлению региона немаловажную роль играет оценка полученного или предполагаемого социального эффекта от реализации конкретных проектов, определяемых в свою очередь
непосредственно органами местного самоуправления, основываясь на детально проведенном анализе конкурентных преимуществ территории.
7. Формирование «Пакета прединвестиционной стадии» для реализации проектов в соответствии с утверждённой стратегией экономического развития региона.
Одной из главных задач в системе программных мероприятий по достижению стратегических целей должна стать нацеленность на результат прежде всего органов местного самоуправления. Сюда необходимо отнести и разработку инвестиционных паспортов региона.
Предлагается рассматривать инвестиционную деятельность как обоснованно подготовленное предложение конкретного субъекта Российской Федерации, направленное на привлечение потенциального инвестора. Такое предложение может быть представлено в виде «Пакета прединвестиционной стадии».
Пакет документов о поддержке инвестиционного проекта может включать в себя:
• статистические показатели региона,
• оценку инвестиционной привлекательности региона,
• предварительный маркетинговый анализ рынка,
• возможность предоставления земельных участков,
• оценку электро-, тепло-, газо-, водоснабжения участка,
• подготовленную разрешительную документацию,
• письменные соглашения о поддержке проекта,
• оценку уровня субсидирования.
Подготовкой инвестиционных предложений может заниматься как специализированный отдел органов местного самоуправления, так и привлеченная для выполнения данной работы сторонняя организация при взаимодействии с необходимыми для выполнения задания отделами органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования имеют достаточно полномочий для принятия правовых актов по вопросам местного значения, в том числе и по формированию «Пакета прединвестиционной стадии» для реализации проектов в соответствии с утверждённой стратегией экономического развития.
Разрабатывая комплексные Программы социально-экономического развития региона на краткосрочные и долгосрочные периоды органы местного самоуправления в силах самостоятельно готовить и планы развития своего муниципалитета, оценивать целесообразность и соответствие инвестиционного проекта стратегии, направленной на повышение уровня жизни и самостоятельности региона.
Подводя итоги вышесказанному можно определить основные тезисы работы органов местного самоуправления в части повышения конкурентоспособности и экономического роста региона:
• государственное регулирование инвестиций свидетельствует об интересе государства к инвестициям и его возможностях по созданию общего благоприятного фона для их вложений,
• основным источником финансирования являются привлеченные средства, которые, в свою очередь, почти наполовину обеспечены бюджетными средствами и лишь пятую их часть составляют кредиты банков,
• оценка социально-экономической ситуации в моногородах должна включать: общую характеристику состояния экономики, демографическую ситуацию и занятость населения, а также описание основных проблем развития моногорода, привнесенных кризисом или унаследованных от предыдущего периода,
• только после проведения анализа угроз и факторов развития конкретного округа необходимо формулировать основные цели и задачи, направленные на реализацию конкурентных преимуществ и возможностей, снятие ограничений и минимизацию внешних угроз,
• внесение в число главных задач в системе программных мероприятий по достижению стратегических целей стимулирование кластерного развития региона, как наиболее действенного инструмента повышения конкурентоспособности территории,
• наличие достаточного уровня вовлеченности и инициативы со стороны бизнес-сообщества, то есть конкретных компаний-участников кластера или компаний, которые могли бы ими стать,
• установление формы предоставления режима наибольшего благоприятствования инвесторам,
• имея все необходимые экономические и статистические показатели управление региона может самостоятельно готовить планы развития своего муниципалитета и оценивать целесообразность и соответствие проекта стратегии, направленной на повышение уровня жизни и самостоятельности региона,
• достичь поставленного уровня развития региона в более короткие сроки будет возможным при активной позиции органов местного самоуправления, взявшими на себя подготовку планов инвестиционного развития в соответствии с утверждённой стратегией,
• рассматривать инвестиционную деятельность как обоснованно подготовленное предложение конкретного субъекта Российской Федерации, направленное на привлечение потенциального инвестора. Такое предложение может быть представлено в виде «Пакета прединвестиционной стадии»,
• подготовкой инвестиционных предложений может заниматься как специализированный отдел органов местного самоуправления, так и привлеченная для выполнения данной работы сторонняя организация при взаимодействии с необходимыми для выполнения задания отделами органов местного самоуправления.
Финансовое обеспечение формирования пакетов документов для инвестиционной деятельности, согласно статьи 86 Бюджетного кодекса, может быть включено в расходные обязательства муниципального образования в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, которые в соответствии с федеральными
законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам14.
Тема методов поддержкиинвестиционной деятельности в моногородах имеет значительную область для дальнейших исследований, а также большой потенциал развития и выработки не только общей стратегии на федеральном уровне, но и адекватной, глубокой работы органов местного самоуправления над анализом существующей ситуации в регионе и разработкой планов по инвестиционному развитию для повышения социального уровня местного населения.
14Бюджетный кодекс Статья 86 п.1 (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-Ф3)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Бюджетный кодекс Статья 86 п.1 (в ред . Федерального закона от
26.04.2007 N 63-ФЗ)
Вахрин П.И. Инвестиции. М.: Издательско-торговая корпорация,
«Дашков и К», 2002.
Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент:
Учеб. пособие - Пенза: Издательство Пензенского
государственного университета, 2003. 189 с.
Ендовицкий Д.А., Бабушкин В.А., Батурина Н.А. и другие. Анализ
инвестиционной привлекательности организации. Научное
издание. - М.: «КноРус», 2010. - 376 стр.
Илышев А.М. и другие. Учет и анализ инновационной и
инвестиционной деятельности организации, КНОРУС, 2005 г.
Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.:
Финансы и статистика, 2000 г.
7. Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
8. Ряховская А.Н., Антикризисное управление в муниципальном образовании : Учеб.-метод. пособие Рос. науч. центр мест. самоуправления и др. - М. : Муницип. власть, 2000. - 309 с.
9. Ряховская А.Н., Стратегия антикризисного управления в муниципальных образованиях, ГУП ЦРП «Москва - Санкт-Петербург», 2000.
10.Ряховский Д.И., Антикризисное управление градообразующими предприятиями, М.: ИЭАУ, 2003. - 31с.
11.Ряховский Д.И., Антикризисные технологии в системе управления развитием территории, -М.: ИЭАУ, 2003. - 172 с.
12.Ряховский Д.И. Анализ инвестиционного климата в России и разработка рекомендация по привлечению иностранного капитала / -М.: ИЭАУ, 2008. - 206 с.
13.СиндяшкинаЕ.Н. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-02-00345а) «Вопросы оценки видов социального эффекта при реализации инвестиционных проектов»
14.Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ,
осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ.
15.Ю.В. Мишин «Инвестиции», Издательство «КноРус», Москва, 2008 год.
16.Янковский К.П. Инвестиции. -СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
17.
18.
http://www.m0n0g0r0d.0rg/pages/4.html
http://www.dissercat.com к.э.н. Антонова И.С. диссертация
«Управление инвестиционной привлекательностью проектов
диверсификации экономики моногорода» 2011г
История моногородов. - т^
LIST OF USED LITERATURE AND SOURCES
1. Budget code Article 86 paragraph 1 (as amended by Federal law dated 26.04.2007 N 63-FZ)
2. The P. I. Vakhrin Investments. M.: Publishing and trading Corporation, "Dashkov and K", 2002.
3. Dorofeev, V. D., Dresvyanka V. A. Innovation management: Textbook. manual - Penza: Publisher of Penza state University, 2003. 189 S.
4. Endovickij D. A., Babushkin V. A. Baturin, N. And. and others. Analysis of investment attractiveness of the company. Scientific publication. - M.: "KnoRus", 2010. - 376 p.
5. Ilyshev A. M., and others. Accounting and analysis of innovation and investment activities of the organization, KNORUS, 2005
6. Kovalev V. Methods of evaluation of investment projects. M.: Finance and statistics, 2000.
7. Pavel A. Investment strategy - Rostov n/D: Phoenix, 2006.
8. Ryakhovsky A. N., Crisis management in the municipality :Ucheb.method. the manual was Growing up. nauch. the center seats. self and others - M. : of the. power, 2000. - 309 p.
9. Ryakhovsky A. N., The strategy of crisis management in the municipalities, the PMU PIU "Moscow - Saint-Petersburg, 2000.
10. Ryakhovsky D. I., Crisis management backbone enterprises, M: IEAU, 2003. -31C.
11. Ryakhovsky, D. I., and Crisis management technology in the control system development, M.: IEAU, 2003. - 172 p.
12. Ryakhovsky D. I. Analysis of the investment climate in Russia and development of the recommendation for the attraction of foreign capital / -M: IEAU, 2008. - 206 p.
13. Sindyashkina E. N. this Article was prepared with financial support of the Russian humanitarian scientific Fund (project No. 08-02-a): "valuation of social effect in the implementation of investment projects"
14. The RF Federal law "On investment activity in the Russian Federation carried out in the form of capital investments" No. 39-FZ.
15. Y. Mishin, "Investing" Publisher "KnoRus", Moscow, 2008.
16. Jankowski K. P. Investments. -SPb.: Peter, 2008. - 368 p.
17. http://www.dissercat.com K. E. Antonova, I. S. thesis "Management of investment attractiveness of projects to diversify the economy of towns" 2011
18. The history of company towns. - URL: http://www.monogorod.org/pages/4.html