Научная статья на тему 'Методологические основы управления бюджетными средствами в целях реализации политики бюджетирования, ориентированного на результат'

Методологические основы управления бюджетными средствами в целях реализации политики бюджетирования, ориентированного на результат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшина Н. И., Поющева Е. В., Комиссаров А. В.

В статье рассматриваются проблемы оценки эффективности управления бюджетными средствами учреждений социального обслуживания. Отмечается, что показатели оценки эффективности бюджетных расходов можно разделить на две группы: результативно-производственные показатели и сметно-бюджетные показатели деятельности бюджетных учреждений. Предложенная методика позволяет выполнять сравнительный анализ бюджетных учреждений по степени результативности бюджетных расходов, а также может быть использована для расчета объема дополнительных бюджетных ассигнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшина Н. И., Поющева Е. В., Комиссаров А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы управления бюджетными средствами в целях реализации политики бюджетирования, ориентированного на результат»

Бюджетная политика

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ*

Н.И. ЯШИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов Е.В. ПОЮЩЕВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов

А.В. КОМИССАРОВ, соискатель кафедры финансов Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

Повышение эффективности расходования бюджетных средств и качества предоставления государственных услуг - основные цели современной бюджетной политики. Одной из наиболее значимых общегосударственных задач является социальная защита населения. Принципиально важным вопросом при проведении социальной политики является вопрос о финансировании.

В рыночной экономике имеет место многока-нальность финансирования социальной сферы:

- государственное и муниципальное финансирование;

- частное финансирование:

- целевое кредитование;

- благотворительные взносы.

Центральное место в источниках финансирования занимают средства бюджетов всех уровней.

Важность проблемы оценки результативности деятельности учреждений социального обслуживания

* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансы и кредит». 2012. № 46 (526).

обусловлена потребностями практики. Она имеет существенное значение для разработки эффективной финансовой политики, в том числе за счет совершенствования методов финансирования бюджетных учреждений на основе оценки эффективности управления бюджетными средствами. Разработка теоретически обоснованных методик для расчета объемов финансирования и оценки эффективности деятельности данных учреждений будет способствовать:

- повышению качества бюджетного менеджмента;

- усилению ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность расходования бюджетных средств.

Оценка результативности деятельности учреждений социального обслуживания должна быть комплексной, с применением взаимосвязанных между собой показателей. Они обязаны отвечать следующим требованиям:

- содержать данные по всему учреждению в целом и по подразделениям в частности;

- быть динамичными и перспективными (для сопоставления данных за ряд лет);

- заранее предупреждать о негативных тенденциях;

- обеспечивать сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений.

Значения показателей должны быть ориентированы на:

- данные государственной статистики;

- сравнительный анализ деятельности учреждений социального обслуживания;

- данные внутреннего аудита;

- эффективность организации социального обслуживания;

- социологические методы исследования и т. п.

Показатели оценки эффективности могут быть

необходимы и в том случае, если происходят какие-либо существенные изменения в проводимой социальной политике и необходима разработка новых систем и методов работы.

Комплексная оценка эффективности управления бюджетными средствами учреждений социального обслуживания:

- способствует достижению конечных общественно-значимых результатов;

- соотносится с основными задачами муниципальной, региональной и федеральной социальной политики в современных условиях.

Поэтому так важна разработка методики оценки результативности деятельности и эффективности управления расходами на социальную политику (в данном случае - на примере бюджетных домов-интернатов).

Выбор и обоснование системы оценочных показателей результативности деятельности домов-интернатов (ДИ) предлагается осуществлять на основе использования только официальной информации:

- данных отчетов об исполнении сметы расходов бюджетных ДИ;

- отчетов об исполнении бюджетов по сети, штатам и контингентам.

Группировка показателей позволит провести сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств, а также совершенствовать процесс финансирования бюджетных ДИ. Система показателей должна быть сформирована с учетом:

- их максимальной информативности, унифицированности;

- возможности проведения рейтинговой оценки ДИ как в сравнении с другими бюджетными

учреждениями, так и во времени (ежемесячно, поквартально и за ряд лет).

Для оценки и проведения анализа результативности и эффективности использования бюджетных средств на примере социальных учреждений (ДИ для престарелых и инвалидов) предложены следующие группы показателей.

Первая группа (Мг) - результативно-производственные показатели деятельности ДИ. К ним относятся следующие данные:

- количество коек;

- койко-дни;

- штатные единицы.

Вторая группа (Е/) - сметно-бюджетные показатели деятельности ДИ, которые определены в соответствии со статьями классификации операций сектора государственного управления:

- 211 - заработная плата;

- 213 - начисления выплаты по оплате труда;

- 226 - прочие услуги;

- 310 - увеличение стоимости основных средств;

- 340 увеличение стоимости материальных запасов.

Предлагается рассчитать удельные результативно-производственные и удельные сметно-бюд-жетные показатели для определения результативности и эффективности управления бюджетными средствами:

1. Расчет удельных результативно-производственных показателей М,, относимых к первой группе, определяется по формуле

М= М, / К,, где коэффициент М/ показывает долю ,-го показателя, приходящегося на одну койку;

К/ - количество коек/-го ДИ.

Аналогичный расчет производится по каждому ДИ, по всем результативно-производственным показателям.

2. Расчет удельных сметно-бюджетных показателей Е], относимых ко второй группе показателей, производится по формуле

Е] = Е,/ К,

где коэффициент Е/ показывает долю /-го показателя, приходящегося на одну койку;

К. - количество коек ,-го ДИ.

Аналогичный расчет производится по каждому ДИ, по всем сметно-бюджетным показателям.

Методика оценки результативности деятельности ДИ и эффективности управления бюджетными средствами основывается на определении итогового

стандартизованного показателя, рассчитанного на основе удельных сметно-бюджетных и удельных результативно-производственных показателей деятельности ДИ.

Приведем удельные показатели к сопоставимому виду путем их стандартизации. Для этого разделим показатели на две группы.

К первой группе отнесем показатели, по которым чем выше значения, тем результативней деятельность ДИ. Это показатели, имеющие отношение к операциям сектора государственного управления:

- заработная плата (211);

- начисления на выплаты по оплате труда (213);

- увеличение стоимости основных средств

(310);

- увеличение стоимости материальных запасов (340).

Ко второй группе отнесем показатели, по которым чем меньше значения, тем результативней деятельность ДИ. В эту группу предлагается включить показатели, косвенно связанные с реализацией социальных услуг, минимизация которых характеризует экономное расходование бюджетных средств:

1) прочие работы, услуги (226);

2) оперативно-сетевые показатели деятельности ДИ:

- койко-дни;

- штатные единицы.

Показатели, для которых чем выше значения, тем эффективней управление бюджетными средствами ДИ, приводятся к сопоставимому виду по формуле К — К

К х _ мах факт

7 К — К '

мах мт

где Щ - показывает долю 7-го показателя, приходящегося на одну койку по ДИ № Х;

Кх - показывает долю /-го показателя, приходящегося на одну койку по ДИ № Х;

К - максимальное значение 7-го или /-го помах •>

казателя по всем ДИ;

Кфакт - значение 7-го или /-го показателя, приходящегося на одну койку по ДИ № Х;

К . - минимальное значение 7-го или 7-го по-

мш ^

казателя по всем ДИ.

Показатели, для которых чем меньше значения, тем результативней деятельность ДИ, приводятся к сопоставимому виду по формуле К — К

К х _ факт мт

7 К — К

мах мт

Итоговый совокупный стандартизированный удельный сметно-бюджетный и удельный резуль-

тативно-производственный показатель по каждому исследуемому учреждению рассчитывается по формуле

= М „

где М

сов - совокупный стандартизированный результативно-производственный показатель, который рассчитывается как сумма значений стандартизированных результативно-производственных показателей по каждому ДИ; Есов 7 - совокупный стандартизированный сметно-бюджетный показатель, равный сумме значений стандартизированных сметно-бюд-жетных показателей по каждому ДИ. На основе определения итогового совокупного стандартизированного удельного сметно-бюджет-ного и удельного результативно-производственного показателя деятельности ДИ можно классифицировать учреждения на группы в зависимости от результативности их деятельности и выполнить их рейтинговую оценку за соответствующий финансовый год. Для составления рейтинга эффективности управления бюджетными средствами ДИ предлагается метод балльной оценки. Сущность метода балльной оценки заключается в классификации ДИ по эффективности управления ими бюджетными средствами. Чем ниже итоговая балльная оценка, тем эффективней осуществляется управление ДИ бюджетными средствами.

Рассмотрим применение метода оценки эффективности управления бюджетными средствами на основе итогового совокупного стандартизированного сметно-бюджетного и результативно-производственного показателя деятельности на примере Нижегородской области, на территории которой находится 49 домов-интернатов для престарелых и инвалидов.

В настоящее время в сфере ответственности государственных органов социальной защиты населения находится без малого каждый второй житель Нижегородской области. Меры социальной поддержки применяются к более чем 1,5 млн заявителей (различные группы населения). В том числе:

- к федеральным и региональным льготникам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- к гражданам, не имеющим льготного статуса, но нуждающимся в социальной поддержке государства.

Общее количество мест в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составляет 40 613. На стационарное социальное обслуживание принимаются граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или

полностью утратившие способность к самообслуживанию и состоящие на регистрационном учете по месту жительства или месту пребывания на территории Нижегородской области.

В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области на период до 2020 года будет продолжена работа по повышению объема и качества мер социальной поддержки с учетом потребностей нижегородцев.

В 2012 г. предусмотрены расходы на 80 видов социальных выплат. Средняя заработная плата по области превысит 20 тыс. руб. Адресная социальная поддержка затронет более чем 1,5 млн нижегородцев. В рамках реализации второго этапа программы реформирования региональных финансов начнут проводиться мероприятия по переходу от сметного постатейного финансирования учреждений к бюджетированию, ориентированному на результат. Это будет делаться путем:

- сопоставления затрат на производство социальных услуг с последующим эффектом (так называемое «финансирование по результатам»);

- формирования государственных заданий на социальное обслуживание;

- оценки потребности населения в предоставлении социальных услуг;

- создания конкурентной среды в сфере оказания социальных услуг.

Для улучшения состояния материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых граждан принимаются долгосрочные ведомственные целевые программы в регионах Приволжского федерального округа. В рамках региональной программы «Старшее поколение» для комплексного решения вопросов социальной

поддержки ветеранов и людей старшего поколения в 2012 г. объем финансирования составил 21 млн 469 тыс. руб., в том числе и на развитие домов-интернатов.

Значения результативно-производственных и сметно-бюджетных показателей деятельности ДИ на 01.01.2012 приведены в табл. 1, 2.

Рассчитаем удельные сметно-бюджетные и результативно-производственные показатели деятельности ДИ и приведем их к сопоставимому виду согласно вышеизложенной методике.

На заключительном этапе определяется рейтинг результативности деятельности ДИ методом балльной оценки.

Данная методика включает в себя следующие этапы.

1. Расчет рейтинговой оценки ДИ на основе совокупного стандартизированного удельного результативно-производственного показателя за соответствующий финансовый год. Метод определения совокупного стандартизированного удельного результативно-производственного показателя дает возможность упростить анализ результативности деятельности ДИ и получить критерий оценки деятельности муниципальных ДИ. Также данный метод дает возможность отражать изменения отдельных показателей, т. е. находить взаимосвязь текущего периода с динамикой за несколько лет. Положительная динамика совокупного стандартизированного удельного результативно-производственного показателя характеризует эффективность управления ДИ.

2. Расчет рейтинговой оценки ДИ на основе совокупного стандартизированного удельного сметно-бюджетного показателя с точки зрения их

Таблица 1

Результативно-производственные показатели деятельности домов-интернатов Нижегородской области на 01.01.2012

Социальное учреждение Количество коек Койко-дни Штатные единицы

Краснобаковский дом-интернат 55 18 535 47

ГБУ «Ардатовский дом-интернат» 94 31 085 94

ГБУ «Арзамасский дом-интернат» 154 53 925 143

ГБУ «Балахнинский дом-интернат» 50 17 401 71

ГБУ «Белышевский дом-интернат» 25 9 061 37

ГБУ «Богородский дом-интернат» 25 8 767 35

ГБУ «Большемурашкинский дом-интернат» 40 14 169 38

ГБУ «Бутурлинский дом-интернат» 372 132 841 353

ГБУ «Вадский дом-интернат» 40 13 754 40

ГБУ «Вахтанский дом-интернат» 80 27 552 77

ГБУ «Ветошкинский дом-интернат» 25 7 650 30

ГБУ «Вознесенский дом-интернат» 105 26 349 90

ГБУ «Воротынский дом-интернат» 60 19 566 56

Окончание табл. 1

Социальное учреждение Количество коек Койко-дни Штатные единицы

ГБУ «Воскресенский дом-интернат» 50 17 789 45

ГБУ «Выксунский дом-интернат» 70 23 382 71

ГБУ «Дальнеконстантиновский дом-интернат» 46 16 094 43

ГБУ «Дивеевский дом-интернат» 50 16 894 60

ГБУ «Дом-интернат «Зеленый город» 180 62 050 137

ГБУ «Калининский дом-интернат» 50 16 650 45

ГБУ «Княгининский дом-интернат» 45 15 776 56

ГБУ «Коваксинский дом-интернат» 50 17 207 50

ГБУ «Ковернинский дом-интернат» 25 8 234 36

ГБУ «Кулебакский дом-интернат» 45 11 635 51

ГБУ «Лукояновский дом-интернат» 28 8 800 39

ГБУ «Лысковский дом-интернат» 105 34 935 64

ГБУ «Навашинский дом-интернат» 50 14 977 53

ГБУ «Павловский ДВПГПВИИ» 26 7 803 40

ГБУ «Первомайский дом-интернат» 70 23 725 63

ГБУ «Перевозский дом-интернат» 50 17 572 43

ГБУ «Пильнинский дом-интернат» 135 36 056 147

ГБУ «Починковский дом-интернат» 47 15 616 45

ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» 105 35 132 68

ГБУ «Семьянский дом-интернат» 25 8 599 30

ГБУ «Сергачский дом-интернат» 35 12 775 38

ГБУ «Сеченовский дом-интернат» 55 16 142 63

ГБУ «Сокольский дом-интернат» 40 12 822 41

ГБУ «Сормовский дом-интернат» 75 24 721 58

ГБУ «Сосновский дом-интернат» 70 24 086 52

ГБУ «Спасский дом-интернат» 50 16 751 42

ГБУ «Строчковский дом-интернат» 646 233 771 596

ГБУ «Сявский дом-интернат» 45 15 010 39

ГБУ «Тонкинский дом-интернат» 75 23 398 66

ГБУ «Тоншаевский дом-интернат» 60 20 215 47

ГБУ «Уразовский дом-интернат» 40 13 159 36

ГБУ «ЦВПГПВиИ «Светлое озеро» 50 11 844 46

ГБУ «Чкаловский дом-интернат» 75 25 762 75

ГБУ «Шарангский дом-интернат» 35 12 278 48

ГБУ «Шахунский дом-интернат» 80 28 816 84

ГБУ «Карповский дом-интернат» 224 71 641 197

Таблица 2

Сметно-бюджетные показатели деятельности домов-интернатов Нижегородской области

на 01.01.2012, тыс. руб.

Социальное учреждение Статьи

211 213 226 310 (+340)

Краснобаковский дом-интернат 3 687 500 1 207 428 165 000 1 040 061

ГБУ «Ардатовский дом-интернат» 7 847 000 2 656 301,66 2 767 00 2 058 620

ГБУ «Арзамасский дом-интернат» 8 286 400 2 833 964 490 416 4 055 660

ГБУ «Балахнинский дом-интернат» 5 087 499,47 1 735 129,45 193 204,7 636 616,85

ГБУ «Белышевский дом-интернат» 3 117 900 1 017 080 105 020 892 789

ГБУ «Богородский дом-интернат» 2 812 700 955 534,99 83 916 569 704

ГБУ «Большемурашкинский дом-интернат» 2 882 000 982 566,85 120 000 791 010

ГБУ «Бутурлинский дом-интернат» 5 364 400 1 795 123,03 211 866 1 726 245,21

ГБУ «Вадский дом-интернат» 3 442 000 1 161 648,29 155 000 851 931

ГБУ «Вахтанский дом-интернат» 6 261 100 2 141 284 160 000 1 668 392

ГБУ «Ветошкинский дом-интернат» 2 551 100 839 028,04 103 600 452 764

Окончание табл. 2

Социальное учреждение Статьи

211 213 226 310 (+340)

ГБУ «Вознесенский дом-интернат» 7 327 700 2 438 884,06 115 000 1 857 905

ГБУ «Воротынский дом-интернат» 4 355 917,5 1 459 808,86 133 935,91 1 232 444

ГБУ «Воскресенский дом-интернат» 3 888 700 1 317 197,79 180 400 1 827 651

ГБУ «Выксунский дом-интернат» 5 629 100 1 917 287,28 270 587 1 423 500

ГБУ «Дальнеконстантиновский дом-интернат» 3 552 300 1 186 144,65 92 097,69 979 896

ГБУ «Дивеевский дом-интернат» 5 764 400 1 958 904,47 139 473,24 1 106 202

ГБУ «Дом-интернат «Зеленый город» 11 423 100 3 901 782,53 749 698 3 501 532

ГБУ «Калининский дом-интернат» 3 724 000 1 264 754 63 703 1 703 708

ГБУ «Княгининский дом-интернат» 4 491 000 1 499 526,4 144 000 984 437

ГБУ «Коваксинский дом-интернат» 4 114700 1 382 628,54 131 309,91 989 522

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГБУ «Ковернинский дом-интернат» 2 776 400 932 396,69 53 224,72 516 280

ГБУ «Кулебакский дом-интернат» 4 413 900 1 481 771,79 183 000 925 936,92

ГБУ «Лукояновский дом-интернат» 3 394 200 1 160 770 74 660 584 117

ГБУ «Лысковский дом-интернат» 5 489 200 1 856 413,28 147 400 2 171 722

ГБУ «Навашинский дом-интернат» 3 930 500 1 333 954,54 114 899,13 843 709

ГБУ «Павловский ДВПГПВИИ» 3 351 092 1 143 623,99 77 100 437 332,98

ГБУ «Первомайский дом-интернат» 5 014 699,25 1 677 599,27 215 767 1 645 627,36

ГБУ «Перевозский дом-интернат» 3 600 700 1 255 519,71 116 100,34 995 539

ГБУ «Пильнинский дом-интернат» 7 538 400 2 454 177,57 70 000 2 200 991

ГБУ «Починковский дом-интернат» 3 628 283,95 1 240 689,96 119 432,24 929 284,11

ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» 5 289 100 1 808 874 449 586 1 968 191

ГБУ «Семьянский дом-интернат» 2 583 900 873 610,68 60 000 552 431,96

ГБУ «Сергачский дом-интернат» 3 336 100 1 108 986,72 87 870 762 115

ГБУ «Сеченовский дом-интернат» 5 752 200 1 922 492,55 94 891,39 1 076 790

ГБУ «Сокольский дом-интернат» 3 003 300 1 048 230,2 176 719,35 750 313,42

ГБУ «Сормовский дом-интернат» 4 429 800 1 485 169,94 299 622,48 1 415 964,14

ГБУ «Сосновский дом-интернат» 4 455 700 1 516 645,6 73 000 1 454 509

ГБУ «Спасский дом-интернат» 3 513 600 1 192 451,84 153 807 1 046 498

ГБУ «Строчковский дом-интернат» 3 517 400 1 191 850,16 80 638 936 898

ГБУ «Сявский дом-интернат» 2 992 900 974 540,4 206 800 890 338

ГБУ «Тонкинский дом-интернат» 5 733 800 1 908 303,05 289 056,16 2 657 703

ГБУ «Тоншаевский дом-интернат» 3 684 200 1 255 569,55 70 420 1 929 492

ГБУ «Уразовский дом-интернат» 3 137 600 1 046 069,3 32 138,56 718 347

ГБУ «ЦВПГПВиИ «Светлое озеро» 3 980 382,25 1 346 293,32 378 759,99 2 722 276,89

ГБУ «Чкаловский дом-интернат» 5 862 200 2 004 920 282 209,17 1 470 709

ГБУ «Шарангский дом-интернат» 3 620 100 1 233 873 60 071 763 335

ГБУ «Шахунский дом-интернат» 7 418 700 2 495 552 144 500 1 743 170

ГБУ «Карповский дом-интернат» 4 452 900 1 523 212 98 000 1 259 382

финансовой деятельности. При наибольшем значении совокупного стандартизированного удельного сметно-бюджетного показателя ДИ присваивается наивысший рейтинг. По мере уменьшения значения этого показателя снижается и рейтинг ДИ.

3. Расчет суммарной рейтинговой оценки на основе значений совокупного стандартизированного сметно-бюджетного и результативно-производственного показателей деятельности ДИ за соответствующий финансовый год. Чем ниже итоговая балльная оценка, тем эффективней осуществляется управление ДИ бюджетными средствами.

4. Классификация учреждений по группам на основе значений итогового совокупного стандартизированного удельного сметно-бюджетного и удельного результативно-производственного показателя деятельности ДИ.

Критериальные значения для классификации ДИ Нижегородской области на группы представлены в табл. 3.

На основе предложенного метода был получен следующий рейтинг эффективности управления бюджетными средствами ДИ Нижегородской области (табл. 4).

Таблица 3 Классификация домов-интернатов по значениям итогового совокупного стандартизированного удельного сметно-бюджетного и удельного результативно-производственного показателей

К I группе учреждений, характеризующихся высокоэффективным управлением бюджетными средствами, относятся ДИ, у которых значения суммарного рейтинга окажутся меньше 45. Те учреждения, у которых значение этого показателя попадает в интервал меньше 55, но больше или равно 45, относятся ко II группе учреждений, характеризующихся эффективным управлением бюджетными средствами. Если сумма баллов учреждения больше или равна 55, то оно относится к III группе и характеризуется неэффективным управлением бюджетными средствами.

Авторами предлагается методика стимулирования ДИ на основе пропорционального или равномерного выделения суммы дополнительных бюджетных ассигнований в зависимости от эффективности управления бюджетными средствами.

Группа Итоговая балльная оценка деятельности ДИ (!) i

I группа - ДИ, осуществляющие высокоэффективное управление бюджетными средствами I <45

II группа - ДИ, осуществляющие эффективное управление бюджетными средствами 45< I <55

III группа - ДИ, осуществляющие неэффективное управление бюджетными средствами 55 < I

Таблица 4

Совокупная оценка эффективности и классификация домов-интернатов Нижегородской области на 01.01.2012

Социальное учреждение М . сов. i Рейтинг Е . сов. i Рейтинг Итоговая балльная оценка Группа

ГБУ «Арзамасский дом-интернат» 1,638933 19 1,745737 8 27 I группа

ГБУ «Дом-интернат «Зеленый город» 1,545277 23 1,719704 9 32

ГБУ «Сявский дом-интернат» 1,634165 20 1,689226 12 32

ГБУ «Большемурашкинский дом-интернат» 1,66744 17 1,575526 15 32

ГБУ «Сокольский дом-интернат» 1,680908 16 1,531205 18 34

ГБУ «Балахнинский дом-интернат» 2,240327 2 1,227241 33 35

ГБУ «Бутурлинский дом-интернат» 1,36362 34 2,796363 2 36

ГБУ «Сормовский дом-интернат» 1,415274 31 1,810627 7 38

ГБУ «Строчковский дом-интернат» 1,308903 38 3 1 39

ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» 1,363607 35 1,944683 4 39

«Краснобаковский дом-интернат» 1,425431 30 1,694348 10 40

ГБУ «Выксунский дом-интернат» 1,690464 15 1,430127 27 42

ГБУ «Вадский дом-интернат» 1,75763 12 1,327134 30 42

ГБУ «Сергачский дом-интернат» 1,836348 8 1,180367 35 43

ГБУ «Княгининский дом-интернат» 1,977623 4 1,103236 39 43

ГБУ «Перевозский дом-интернат» 1,457888 28 1,560298 17 45 II группа

ГБУ «Первомайский дом-интернат» 1,505315 25 1,522607 20 45

ГБУ «Спасский дом-интернат» 1,409522 32 1,58511 14 46

ГБУ «Чкаловский дом-интернат» 1,583655 22 1,477688 24 46

ГБУ «Шарангский дом-интернат» 1,919982 5 1,029262 42 47

ГБУ «Богородский дом-интернат» 2,171472 3 0,866841 44 47

ГБУ «Карповский дом-интернат» 0,979731 46 2,686763 3 49

ГБУ «Коваксинский дом-интернат» 1,592277 21 1,418966 28 49

ГБУ «Шахунский дом-интернат» 1,661337 18 1,309613 31 49

ГБУ «Ковернинский дом-интернат» 1,883297 6 0,940889 43 49

ГБУ «Воскресенский дом-интернат» 1,707382 14 1,170332 36 50

ГБУ «Белышевский дом-интернат» 2,462587 1 0,465666 49 50

ГБУ «Дальнеконстантиновский дом-интернат» 1,477968 26 1,475813 25 51

ГБУ «Ветошкинский дом-интернат» 1,713364 13 1,150461 38 51

ГБУ «Сосновский дом-интернат» 1,254742 41 1,69338 11 52

ГБУ «Починковский дом-интернат» 1,44512 29 1,490378 23 52

Окончание табл. 4

Социальное учреждение М . сов. 1 Рейтинг Е . сов. . Рейтинг Итоговая балльная оценка Группа

ГБУ «Семьянский дом-интернат» 1,775566 11 1,03178 41 52

ГБУ «Пильнинский дом-интернат» 0,804688 48 1,923868 5 53

ГБУ «Лысковский дом-интернат» 0,919638 47 1,881925 6 53

ГБУ «Воротынский дом-интернат» 1,323328 37 1,562191 16 53

ГБУ «Вахтанский дом-интернат» 1,467247 27 1,452566 26 53

ГБУ «Ардатовский дом-интернат» 1,529901 24 1,355179 29 53

ГБУ «Дивеевский дом-интернат» 1,780384 10 0,834149 45 55 III группа

ГБУ «Павловский ДВПГПВИИ» 1,874864 7 0,70997 48 55

ГБУ «Лукояновский дом-интернат» 1,784046 9 0,755853 47 56

ГБУ «Навашинский дом-интернат» 1,264629 39 1,526939 19 58

ГБУ «Вознесенский дом-интернат» 0,455096 49 1,664839 13 62

ГБУ «Уразовский дом-интернат» 1,121734 44 1,520366 21 65

ГБУ «Тоншаевский дом-интернат» 1,104404 45 1,514443 22 67

ГБУ «Тонкинский дом-интернат» 1,376961 33 1,223484 34 67

ГБУ «Калининский дом-интернат» 1,216315 43 1,268681 32 75

ГБУ «Кулебакский дом-интернат» 1,257358 40 1,151007 37 77

ГБУ «Сеченовский дом-интернат» 1,237314 42 1,04539 40 82

ГБУ «ЦВПГПВиИ «Светлое озеро» 1,333333 36 0,804044 46 82

В рамках эксперимента по внедрению методов бюджетного планирования было предложено ежегодно выделять в составе расходов федерального бюджета ассигнования, подлежащие распределению на конкурсной основе и на основе оценки представленных заявок, включающих в себя:

- отчеты об исполнении смет бюджетных учреждений;

- отчеты об исполнении бюджетов;

- другие материалы, позволяющие оценить эффективность управления бюджетными средствами.

Объем ассигнований, распределяемый в рамках эксперимента, предлагается резервировать в размере до 10 % от общей суммы бюджетных расходов на социальную политику. Расходы на социальную политику в Нижегородской области в 2012 г. предусмотрены в объеме 26,4 млрд руб. Поскольку в работе учитываются лишь койко-места для престарелых, погрешность расчетов при 10 % от общей суммы бюджетных расходов на социальную политику будет велика. В реальности же предлагается взять в расчет все социальные учреждения для всех групп населения. Поэтому вместо 10 % от этой суммы возьмем 4 %. Это составит 1,056 млрд руб. Это и будет сумма ассигнований, подлежащая распределению на конкурсной основе.

Для определения суммы дополнительных бюджетных ассигнований на ДИ предлагается рассчитать индекс результативности бюджетных расходов по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

91

т1 =

1Б = /Е (9сов), где 1'Б - индекс результативности бюджетных расходов 1-го ДИ;

Е(9сов) - средний итоговый совокупный стандартизированный показатель по всем ДИ. Определив индекс результативности бюджетных расходов, получаем возможность пропорционального распределения суммы стимулирования ДИ. Для этого рассчитывается среднее значение индекса результативности по всем исследуемым ДИ, которое будет принято за 100 % и которому будет соответствовать сумма дополнительных бюджетных ассигнований в расчете на одну койку. Сумму бюджетных ассигнований на одну койку предлагается определить делением общей суммы стимулирования ДИ на общее количество коек по всем ДИ. Общая зарезервированная сумма для стимулирования эффективности управления бюджетными средствами составляет 1,056 млрд руб. Общее количество коек по исследуемым больницам Нижегородской области составляет 4 032 шт. Соответственно сумма стимулирования на одну койку равна 261 904,76 руб. (1,056 млрд руб. / 4 032 койки).

Среднее значение индекса результативности по всем домам-интернатам - 0,99906. Размер дополнительных бюджетных ассигнований ДИ на одну койку будет зависеть от эффективности управления бюджетными средствами. Чем выше индекс результативности ДИ, тем выше сумма стимулирования.

46

БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Значения итогового совокупного стандартизированного удельного сметно-бюджетного и удельного результативно-производственного показателя на 01.01.2012, сумма стимулирования на одну койку в зависимости от индекса результативности и общая сумма дополнительных бюджетных ассигнований по ДИ представлены в табл. 5.

Предложенный метод многокритериальной оценки эффективности управления бюджетными средствами ДИ на основе итогового совокупного стандартизированного сметно-бюджетного и результативно-производственного показателя деятельности ДИ, включающего в себя совокупный стандартизированный результативно-производственный и совокупный стандартизированный сметно-бюджетный показатели, позволяет определить эффективность управления бюджетными средствами при разнонаправленности показателей,

характеризующих деятельность ДИ. Преимуществом предложенного метода является то, что он дает возможность не ограничивать:

- число анализируемых показателей (как результативно-производственных, так и сметно-бюджетных);

- период расчета;

- количество и виды бюджетных учреждений.

Предложенный метод поможет производить

финансирование социальных учреждений в зависимости от результативности их деятельности по целому комплексу показателей «цена-качество». Это прямой выход на реализацию метода БОР -бюджетирования, ориентированного на результат, в рамках современной бюджетной политики.

Выполненные исследования позволят проводить целевую политику в сфере оказания социальной помощи. А практическое применение конт-

Социальное учреждение £ . сов. i Индекс результативности бюджетных расходов Сумма стимулирования на одну койку, руб. Количество коек Общая сумма дополнительных бюджетных ассигнований, руб.

Краснобаковский дом-интернат 3,1197785 1,052 275 653,23 55 15 160 927,41

ГБУ «Ардатовский дом-интернат» 2,8850797 0,972 254 916,02 94 23 962 106,09

ГБУ «Арзамасский дом-интернат» 3,384669 1,141 299 058,07 154 46 054 942,32

ГБУ «Балахнинский дом-интернат» 3,4675674 1,169 306 382,69 50 15 319 134,65

ГБУ «Белышевский дом-интернат» 2,9282527 0,987 258 730,64 25 6 468 266,116

ГБУ «Богородский дом-интернат» 3,0383123 1,024 268 455,14 25 6 711 378,593

ГБУ «Большемурашкинский дом-интернат» 3,2429663 1,093 286 537,69 40 11 461 507,55

ГБУ «Бутурлинский дом-интернат» 4,1599833 1,402 367 562,25 372 136 733 158,2

ГБУ «Вадский дом-интернат» 3,0847641 1,040 272 559,47 40 10 902 378,8

ГБУ «Вахтанский дом-интернат» 2,9198121 0,984 257 984,86 80 20 638 788,9

ГБУ «Ветошкинский дом-интернат» 2,8638244 0,965 253 037,97 25 6 325 949,367

ГБУ «Вознесенский дом-интернат» 2,1199358 0,715 187 310,46 105 19 667 598,14

ГБУ «Воротынский дом-интернат» 2,8855188 0,973 254 954,82 60 15 297 289,17

ГБУ «Воскресенский дом-интернат» 2,8777135 0,970 254 265,17 50 12 713 258,47

ГБУ «Выксунский дом-интернат» 3,1205909 1,052 275 725,01 70 19 300 750,45

ГБУ «Дальнеконстантиновский дом-интернат» 2,9537811 0,996 260 986,25 46 12 005 367,45

ГБУ «Дивеевский дом-интернат» 2,6145331 0,881 231 011,43 50 11 550 571,33

ГБУ «Дом-интернат «Зеленый город» 3,2649814 1,100 288 482,87 180 51 926 916,56

ГБУ «Калининский дом-интернат» 2,4849958 0,838 219 565,94 50 10 978 297,14

ГБУ «Княгининский дом-интернат» 3,0808595 1,038 272 214,47 45 12 249 651,26

ГБУ «Коваксинский дом-интернат» 3,0112419 1,015 266 063,29 50 13 303 164,67

ГБУ «Ковернинский дом-интернат» 2,824187 0,952 249 535,75 25 6 238 393,654

ГБУ «Кулебакский дом-интернат» 2,4083659 0,812 212 795,18 45 9 575 783,113

ГБУ «Лукояновский дом-интернат» 2,5398995 0,856 224 417,05 28 6 283 677,416

ГБУ «Лысковский дом-интернат» 2,8015621 0,944 247 536,69 105 25 991 352

ГБУ «Навашинский дом-интернат» 2,7915672 0,941 246 653,57 50 12 332 678,47

ГБУ «Павловский ДВПГПВИИ» 2,5848344 0,871 228 387,35 26 5 938 071,068

ГБУ «Первомайский дом-интернат» 3,0279218 1,021 267 537,07 70 18 727 595,17

Таблица 5

Сумма стимулирования на одну койку и общая сумма дополнительных бюджетных ассигнований домов-интернатов Нижегородской области в зависимости от индекса результативности

Окончание табл. 5

Социальное учреждение £ . сов. 1 Индекс результативности бюджетных расходов Сумма стимулирования на одну койку, руб. Количество коек Общая сумма дополнительных бюджетных ассигнований, руб.

ГБУ «Перевозский дом-интернат» 3,0181857 1,017 266 676,82 50 13 333 841,23

ГБУ «Пильнинский дом-интернат» 2,7285551 0,920 241 086,03 135 32 546 614,12

ГБУ «Починковский дом-интернат» 2,9354992 0,989 259 370,92 47 12 190 433,29

ГБУ «Семеновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» 3,3082907 1,115 292 309,54 105 30 692 501,18

ГБУ «Семьянский дом-интернат» 2,807345 0,946 248 047,64 25 6 201 191,08

ГБУ «Сергачский дом-интернат» 3,0167147 1,017 266 546,85 35 9 329 139,813

ГБУ «Сеченовский дом-интернат» 2,2827041 0,769 201 692,12 55 11 093 066,76

ГБУ «Сокольский дом-интернат» 3,2121126 1,083 283 811,56 40 11 352 462,35

ГБУ «Сормовский дом-интернат» 3,2259002 1,087 285 029,79 75 21 377 233,88

ГБУ «Сосновский дом-интернат» 2,9481225 0,994 260 486,27 70 18 234 039,17

ГБУ «Спасский дом-интернат» 2,9946317 1,009 264 595,67 50 13 229 783,58

ГБУ «Строчковский дом-интернат» 4,3089031 1,452 380 720,31 646 245 945 320,4

ГБУ «Сявский дом-интернат» 3,32339 1,120 293 643,66 45 13 213 964,65

ГБУ «Тонкинский дом-интернат» 2,6004446 0,876 229 766,61 75 17 232 496,04

ГБУ «Тоншаевский дом-интернат» 2,6188453 0,883 231 392,44 60 13 883 546,31

ГБУ «Уразовский дом-интернат» 2,6421006 0,891 233 447,20 40 9 337 887,967

ГБУ «ЦВПГПВиИ «Светлое озеро» 2,1373771 0,720 188 851,51 50 9 442 575,676

ГБУ «Чкаловский дом-интернат» 3,0613415 1,032 270 489,93 75 20 286 744,54

ГБУ «Шарангский дом-интернат» 2,9492453 0,994 260 585,48 35 9 120 491,821

ГБУ «Шахунский дом-интернат» 2,9709504 1,001 262 503,27 80 21 000 261,68

ГБУ «Карповский дом-интернат» 3,6664942 1,236 323 959,20 224 72 566 861,24

рольными и финансовыми органами предложенных методик будет способствовать совершенствованию управления государственными и муниципальными финансами.

Список литературы

1. Яшина Н. И. Методика определения результативности деятельности лечебно-профилактических учреждений на основе комплексной оценки стандартизированных результативно-производственных и сметно-бюджетных показателей деятельности // Финансы и кредит. 2010. № 7.

2. Яшина Н. И. Совершенствование методологии определения бюджетной устойчивости территорий и оценки результативности бюджетных расходов: монография. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2009.

3. Яшина Н. И. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, как концептуальный подход к повышению эффективности бюджетных расходов // Финансы и кредит. 2007. № 19.

4. Яшина Н. И. Совершенствование методологии управления территориальными бюджетами в современных социально-экономических условиях: монография. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2011.

5. URL: http://www. govemment-nnov. ru.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.