Научная статья на тему 'Методологические основы стратегического управления развитием субъектов рыночного хозяйства в региональной экономике'

Методологические основы стратегического управления развитием субъектов рыночного хозяйства в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ГИБКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ТУРИСТСКИЙ ЦЕНТР / STRATEGIC COMPETENCE / COMPETITIVE POTENTIAL / STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE REGION / FLEXIBLE MECHANISM OF MANAGEMENT / TOURIST CENTRE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недосвитий Наталья Владимировна

Рассмотрены аспекты стратегического управления региона. На основании изученного мирового опыта стратегического управления он предлагает свое видение данного процесса, где ключевое значение отводится наращиванию конкурентных компетенций объекта. Для успешного социального развития такого сложного объекта, как регион, необходимо построить гибкий механизм управления. Его основой должно служить стратегическое управление территорией, которое обеспечит ее эффективное функционирование на долгосрочную перспективу. Именно стратегический менеджмент может увязать интересы разнообразных элементов региона: администрации, предпринимателей, потребителей, направив свой потенциал на то, чтобы Чувашия стала одним из лучших туристских центров России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL BASIS OF STRATEGICAL MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE SUBJECTS OF THE REGIONAL MARKET ECONOMY

In the given article the author analyses the aspects of strategical management of the region on the basis of world experience of strategic management. She suggests her own vision of the given process where the key significance is assigned to enlarging competilive competence of the region. To gain a successful development of such a complex unit as a region it is necessary to build a flexible mechanism of managment, the foundation of which should be strategic management of the area which will insure its effective functioning for a long period of time. It's the strategic management which will be able to unite the interests of various elements of the region: the administration, the owners of different firms and the consumers using its natural resources and potentials to make Chuvashia one of the best tourist centres of Russia.

Текст научной работы на тему «Методологические основы стратегического управления развитием субъектов рыночного хозяйства в региональной экономике»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТОВ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: стратегические компетенции, конкурентоспособный потенциал, стратегическое развитие региона, гибкий механизм управления, туристский центр.

Рассмотрены аспекты стратегического управления региона. На основании изученного мирового опыта стратегического управления он предлагает свое видение данного процесса, где ключевое значение отводится наращиванию конкурентных компетенций объекта. Для успешного социального развития такого сложного объекта, как регион, необходимо построить гибкий механизм управления. Его основой должно служить стратегическое управление территорией, которое обеспечит ее эффективное функционирование на долгосрочную перспективу. Именно стратегический менеджмент может увязать интересы разнообразных элементов региона: администрации, предпринимателей, потребителей, направив свой потенциал на то, чтобы Чувашия стала одним из лучших туристских центров России.

N.V. NEDOSVITY

THE METHODOLOGICAL BASIS OF STRATEGICAL ¡MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE SUBJECTS OF THE REGIONAL MARKET ECONOMY Key words: strategic competence, competitive potential, strategic development of the region, flexible mechanism of management, tourist centre.

In the given article the author analyses the aspects of strategical management of the region on the basis of world experience of strategic management. She suggests her own vision of the given process where the key significance is assigned to enlarging competilive competence of the region. To gain a successful development of such a complex unit as a region it is necessary to build a flexible mechanism of managment, the foundation of which should be strategic management of the area which will insure its effective functioning for a long period of time. It’s the strategic management which will be able to unite the interests of various elements of the region: the administration, the owners of different firms and the consumers using its natural resources and potentials to make Chuvashia one of the best tourist centres of Russia.

На текущий момент одной из главных задач, стоящих перед регионами, -это повышение конкурентоспособности предприятий. Успешные международные компании представляют угрозу для многих отечественных организаций. Чтобы они стали конкурентоспособными, требуются постоянные изменения в институциональной структуре управления. Для этого необходимо обратиться к разработке эффективного механизма стратегического управления регионом.

Изучив передовой опыт стратегического управления, можно сделать следующие выводы:

1. Стратегическое управление строится на принципах теории хаоса, которая утверждает, что происходящие события невозможно предсказать и между ними нет никаких взаимосвязей. Таким образом, задача руководства сводится к созданию эффективной системы реагирования на изменения внешнего окружения.

2. Принципы стратегического управления строятся на позиции глобализации и интеграции бизнеса, что способствует переносу фокуса внимания высшего руководства с текущей деятельности на долгосрочные перспективы, что заставляет менеджеров заботиться о сохранении и наращивании конкурентных позиций организации с учетом фактора времени.

3. Современные условия ведения бизнеса повышают требования, предъявляемые к высшему руководству организации. Менеджер должен обладать «стратегическим мышлением» (понимание этого развивает Р. Дафт и

О.С. Виханский) для успешного функционирования организации [2, 3]. Именно это качество становится ключевой компетенцией топ-менеджеров.

4. Несмотря на то, что теория стратегического менеджмента детально разработана и систематизирована, основой действия для руководителя является в первую очередь его личная интуиция, опыт и знание. То есть тот самый предпринимательский дух, о котором говорит в своих трудах И. Ансофф [1].

5. Примечательно, что только в современных трактовках стратегического управления на первое место выдвигается понятие «конкурентоспособность». Причем многие исследователи (М. Портер, Р.А. Фатхутдинов) практически подменяют понятие «стратегический менеджмент» понятием «конкурентоспособность» [4, 5].

Современное содержание сущности процесса стратегического менеджмента представлено на рис. 1.

Стратегическое мышление руководства

Конкурентоспособная позиция на рынке

Стратеги

ческии

замысел

г

Стратегические

компетенции

Рис. 1. Сущность процесса стратегического менеджмента

Примером осуществления стратегического управления отраслевой структуры может стать развитие туризма на территории Чувашской Республики.

Особенность стратегического управления в туризме вытекает из особенности предоставления туристского продукта. Специфические характеристики данной услуги:

1) сезонность, т.е. неравномерный спрос на услуги в течение календарного года;

2) туристский продукт - это результат коллективной работы многих не связанных между собой фирм. В комплекс туристских услуг включаются:

- основные услуги: размещение, питание, транспортировка, экскурсионное обслуживание;

- дополнительные услуги: физкультурно-оздоровительные, медицинские, культурно-зрелищные, игровые и др.;

- сопутствующие услуги: продажа сувенирной продукции, торговое, валютное, информационное обслуживание, услуги связи и пр.;

3) географическое разделение места продажи услуги и места ее потребления;

4) особое значение имеют эффективность реализации качественных характеристик продукции, а именно: принципов гостеприимства (дружелюбие, благожелательность, благоприятные впечатления и другие характеристики высококачественного обслуживания клиента).

Немаловажную роль играют политико-экономические и социальнокультурные тенденции общественной жизни, а также изменение социальнопсихологического портрета потребителя (повышения уровня образованности,

информированности, мобильности и увеличения требований комфортности предоставляемых туристских услуг).

Стратегическое управление отраслью туризма включает в себя эффективное развитие сопутствующей инфраструктуры. Только эта увязка позволит создать конкурентоспособный объект.

Конкуренция может происходить на следующих уровнях:

- локальном (в районе, городе и т.п.);

- региональном (в республике, области, округе и т.п.);

- национальном (в стране);

- межнациональном (в нескольких странах);

- глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

Стадии осуществления стратегического управления объектом сопровождаются наращиванием определенных конкурентных компетенций, и только после этого возможен переход от одной стратегической позиции к другой (рис. 2). На каждом конкурентном уровне объект последовательно проходит следующие стадии:

1. Стратегическая позиция «новичок» характеризуется использованием инновационных стратегий, цель которых - закрепиться на данном рынке. Качество обслуживание невысокое, персонал нуждается в контроле и принуждении, отношение к работе неразвитое. Привлечение клиентов происходит с помощью ценовых и рекламных элементов. Задача руководителя уделить основное внимание вопросам управления персоналом.

2. При стратегической позиции «последователь» можно использовать два варианта развития: занятие вакантной ниши и закрепление на ней либо реализация стратегий агрессивного наступления. Цель таких стратегий - отвоевание у лидеров доли рынка, наступление на их позиции, выработка отличительных черт. Качество обслуживания таких компаний находится на сред-

нем уровне, но выбор потребителя в большинстве своем случаен, т.е. клиент неосознанно приобретает услуги именно здесь. Тогда объекту необходимо стремиться к компетенции, которую демонстрируют именно кадры. Продвижение к следующей позиции возможно только в рамках интенсивного роста. Фокус внимания высшего руководства - управление процессами.

3. Стратегическая позиция «лидер» характеризуется доминирующим положением, высокой прибылью и рыночной долей. Цель - закрепить и продвинуть отличительные компетенции объекта, тем самым эффективнее закрепиться на данном рынке. Потребители стремятся приобрести продукцию именно этой фирмы, основываясь на ее благоприятной репутации. Массовый поток покупателей требует использования инноваций в области обслуживания клиентов, что влечет за собой снижение издержек и более прочного закрепления на рынке. Стратегические направления развития связаны с расширением ассортимента предлагаемых услуг и внедрением инноваций. Использование диверсифицированных стратегий является первым шагом на пути выведения объекта на новый конкурентный уровень.

4. Переходная стадия характеризуется нестабильностью и неопределенностью. Цель - расширить границы бизнеса и закрепиться на новом рынке. Реализация этого этапа может происходить по следующим направлениям:

во-первых, вывести существующий товар на новые географические рынки -стратегия экстенсивного роста;

во-вторых, вывести на уже освоенный рынок новый товар (горизонтальная интеграция), здесь осуществляется работа с теми же потребителями посредством расширения своего товарного портфеля продукцией смежных отраслей (индустрия развлечений, торговля, общественное питание, банковская деятельность и др.);

в-третьих, продвигать новый товар на новый рынок, возможно развитие совершенно нового потребительского рынка - стратегия конгломератной диверсификации. Это наиболее рискованный и непредсказуемый путь развития предприятия, но если прогнозирование окажется верным, то данная стратегия принесет большие прибыли, хорошую репутацию и большую долю рынка. Подтверждением может служить опыт работы компаний Microsoft, Sony и др.

Основной объект деятельности руководства - это управление изменениями, один из самых сложных аспектов в управленческой теории. Для персонала данный этап оказывается наиболее трудоемким как в профессиональном, так и в психологическом плане.

5. Внедрение и продвижение предприятия на различных конкурентных уровнях происходят по «спирали» и требуют прохождения каждой стадии. Время реализации указанных этапов развития может быть различным и зависеть от множества факторов: емкости рынка, конкурентоспособности товара, количества конкурирующих фирм на рынке, потребительского спроса, демографических и экономических характеристик потребителей, профессионализма персонала компании и др. Если стратегии роста успешно реализовываются, то фирма может наращивать свою конкурентоспособность, пропуская некоторые указанные уровни, например, либо локальный, либо региональный, либо национальный или межнациональный рынок.

Одной из проблем в управлении развитием региона является отсутствие комплексной системы стратегического развития территории. Современное де-финицирование заключается в том, чтобы рассматривать вопросы управления регионом с учетом нестабильности внешней среды. Для успешного социального развития такого сложного объекта, как регион, необходимо построить гибкий механизм управления. Его основой должно служить стратегическое управление территорией, которое обеспечит ее эффективное функционирование на долго-

срочную перспективу. Именно стратегический менеджмент может увязать интересы разнообразных элементов региона: администрации, предпринимателей, потребителей и пр., сформулировав видение и миссию региона.

Особенность стратегического управление заключается в реализации комплексного подхода к решению проблем и конкретизации их в долгосрочные планы, которые систематизируют и регулируют хаотичность традиционного управления. Текущее управление строится на принципах реактивности и случайности, что не может отвечать стратегическим задачам указанного объекта. Отсутствие четко определенных индикаторов социально-экономического развития региона приводит к возникновению множества проблем: координации разнообразных отраслевых программ; определения путей достижения поставленных целей и задач; мотивирования и удовлетворения интересов различных групп; оценки эффективности деятельности региона.

Разработка стратегических планов развития включает в себя использование не только ресурсного потенциала объекта, но и научно-исследовательского, творческого, а также необходимо стратегическое видение работников. Но правильно поставленные цели и задачи - это еще не результат. Ведь в стратегическое планирование не закладывается механизм исполнения поставленных задач. Достижение желаемого результата - это одна из проблем функционирования управленческих систем региона. Вопросами реализации занимается именно стратегический менеджмент.

Основная задача стратегического управления - это формирование конкурентоспособного потенциала объекта и эффективное продвижение его на рынке с учетом долгосрочной перспективы социально-экономического развития. Механизм стратегического управления позволяет перейти от нехватки ресурсов для текущего функционирования к планомерному наращиванию конкурентного потенциала. Именно конкурентные стратегии развития региона прибавят инвестиционной привлекательности и позволят стабильно расти.

Стратегическое управление регионом - это механизм управления конкурентными преимуществами региона в условиях нестабильности внешней среды с помощью совокупности подходов, принципов и инструментов территориального развития.

Таким образом, стратегический менеджмент акцентирует внимание на двух аспектах: а) эффективной целепостановке; б) эффективном механизме реализации поставленных целей и задач.

Успешное стратегическое управление способно решать не только экономические, но и социальные проблемы региона, например улучшения экологической обстановки, занятости и благосостояния населения и т.п.

Предпосылки эффективного стратегического развития региона закладываются из следующих составляющих (рис. 3):

1. Стратегическое видение и определение показателей эффективной деятельности региона: уровень среднедушевого дохода населения.

2. Источники конкурентного преимущества региона: имеющиеся ресурсы, инновационный потенциал, методы и инструменты стратегического управления регионом.

3. Показатели текущей конкурентоспособности региона: темпы прироста, инвестиционные вложения, трудовая миграция населения (утечка интеллектуальных ресурсов из региона), экономическая структура региона (использование кластерного подхода), доходы в местный бюджет.

Стратегическое Целевые *>4^

видение показатели

Показатели текущей конкурентоспособности региона

Г

Фундамент конкурентоспособности региона

Имеющиеся Механизм Инновационный

ресурсы потенциал

Рис. 3. Здание конкурентоспособности региона

Подводя итоги, следует отметить, что сущность стратегического управления регионом заключается в выработке стратегических компетенций, которые смогут обеспечить эффективное долгосрочное развитие объекта. Особую роль играют навыки стратегического мышления и видения персонала, призванного осуществлять стратегическое управление регионом.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. / И. Ансофф; науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1989. 519 с.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / О.С. Ви-ханский. М.: Гардарики, 2000. 296 с.

3. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. СПб: Издательство «Питер», 2000. 832 с.: ил.

4. Портер М.Э. Конкуренция.: пер. с англ. / М.Э. Портер. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 496 с.: ил. - парал. тит. англ.

5. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фат-хутдинов. М.: ИНФРА-М. 2000. 312 с.

НЕДОСВИТИЙ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА родилась в 1975 г. Окончила Чувашский государственный университет. Аспирант кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашского университета. Область научных интересов - стратегическое развитие региона, интеграционные механизмы регионального управления, развитие инновационной деятельности региона. Автор 5 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.