СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В РЕГИОНЕ
О. Н. ХОМКОВ
В статье рассматриваются теоретические вопросы стратегического управления социально-экономическими системами, выделяются его особенности, анализируются сложившиеся противоречия в подходах к стратегическому управлению. Также выявляются характерные особенности стратегического управления на уровне региона, в том числе в части управления его производственными подсистемами, и формулируются основные принципы стратегического управления на мезоуровне.
Ключевые слова: стратегическое управление, региональная экономика, производственные предприятия.
На сегодняшний день первоочередной задачей руководства российских социально-экономических систем, предприятий, регионов, федеральных округов, становится нахождение путей более эффективной финансово-хозяйственной деятельности в условиях усиливающейся турбулентности и непредсказуемости внешней среды, усложнения и интенсификации конкуренции при ограниченности ресурсов, а также в условиях ускорения научно-технического прогресса. Вопросы стратегического управления достаточно глубоко проработаны в отношении хозяйствующих субъектов, что в рамках региональной экономики говорит о возможности применения имеющихся в данной области наработок при анализе и управлении мезо-уровневой социально-экономической системой как квазикорпорацией. Так, сегодня предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены; находить поставщиков, рынки сбыта; а самое главное, определять свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Это, в свою очередь, стимулирует необходимость нахождения и использования более совершенных методов, систем и подходов к управлению фирмой и тем самым обусловливает важность использования знаний и методов стратегического управления компанией. Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами. В этой связи особое значение для российских компаний приобретают методы повышения конкурентоспособности производимых товаров, что также обусловливает
необходимость использования технологий стратегического менеджмента отечественными менеджерами.
Следует отметить, что с 1960-х гг. стратегический менеджмент как научная область прошел достаточно долгий путь развития. Поначалу исследования и практика в области формирования стратегии компании развивались относительно медленно, а затем произошло существенное ускорение и к настоящему времени накоплен немалый объем научных и практических знаний в данной динамично развивающейся сфере. Причем, большинство экономистов достаточно близки в понимании сущности стратегического управления. Так, К. Боумэн представляет стратегическое управление как «деятельность, связанную с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям» [2]. При этом, общими чертами данных подходов к стратегическому менеджменту является выделение таких его характеристик, как: стратегическое намерение (то есть, стратегическое управление предполагает определение миссии и целей развития компании); стратегическое соответствие (приведение в соответствие внутренних ресурсов компании с изменениями внешней среды, адаптация к изменениям среды фирмы). Но, делая акцент на выработке организационной миссии и стратегии, стратегический менеджмент, тем не менее, уделяет и значительное внимание ресурс-
ному потенциалу, необходимому для обеспечения успешной деятельности компании. То есть, не менее важной характеристикой стратегического менеджмента является нахождение способов и путей распределения ограниченных ресурсов компании для достижения целей компании и выполнения ею своей миссии. Неслучайно, Розабет Кантер видит предназначение стратегического менеджмента в «выявлении сегодня действий для формирования будущего» и превращении их в «действенное средство - интегрированный и институционализированный механизм перемен» [4]. Таким образом, стратегический менеджмент воплощает в себе одновременно и цель, и средство. Как цель он описывает видение будущего компании через несколько лет. Как средство он показывает, какими способами это видение достигается. Не отрицая важность и правомерность данного подхода, мы поддерживаем точку зрения О. С. Ви-ханского на стратегическое управление, согласно которой стратегическое управление - это управление организацией, которое «опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [3]. То есть, еще одной немаловажной характеристикой стратегического управления является ориентация деятельности компании на удовлетворение нужд потребителей более эффективными, чем у конкурентов способами, и развитие ее внутреннего потенциала для повышения конкурентоспособности фирмы.
Особенности стратегического управления особенно очевидны в сравнении с оперативным управлением. Деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит будущую жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. Оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции фирмы с целью достижения целей организации. Стратегический подход к управлению связан с развитием будущего потенциала фирмы, а оперативный, реализует существующий потенциал в доходы и рост фирмы [1]. Стратегический менеджмент имеет дело с политическими решениями, влияющими на всю компанию, и руководствуется общей целью ее позиционирования для эффективного взаимодействия с внешним окру-
жением. Одновременно стратегический менеджмент обладает и эмпирическим характером, поскольку менеджеры принимают практические решения в процессе реализации целей компании [4]. Следует отметить, что стратегическое управление включает две взаимодополняющие системы: анализ и выбор стратегических позиций и управление в реальном масштабе времени. Соответственно, стратегическое управление принимает две дополнительные формы: управление стратегическими возможностями, которое является логическим продолжением стратегического планирования, и управление проблемами в реальном масштабе времени.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что стратегия - это глобальный план действий по достижению стратегических целей, с учетом внешнего и внутреннего окружения организации. Однако такая формулировка не отражает всех точек зрения ученых на термин «стратегия». Проанализировав взгляды отечественных и зарубежных ученых относительно стратегии, нами было сделано заключение, что их выводы, описанные выше, можно обобщить и выделить такие определения стратегии:
- стратегия - план;
- стратегия - прогноз;
- стратегия - обязательство;
- стратегия - образ действий, направленный на достижение целей.
Автор выражает согласие с точкой зрения той группы ученых, которые полагают, что стратегия в первую очередь - это генеральный план действий. Основное назначение стратегии - создание комплекса конкурентных преимуществ для достижения бизнес-успеха в долгосрочной перспективе. Важно понять саму концепцию подхода к созданию стратегии: это видение будущего и направление для достижения поставленной цели -взгляд из будущего на сегодняшние ресурсы компании, а не экстраполяция текущего состояния и внутренних ограничений на следующий период.
В то же время основные положения стратегического управления детально проработаны для отдельных предприятий, либо для макроэкономических систем, тогда как мезоуровневые аспекты этой проблемы рассмотрены исследователями либо с позиций регион как квазикорпорация, либо -регион как квазигосударство. При этом у стратегического управления регионами и их подсистемами имеются существенные особенности. Так, необходимость формирования особой системы стратегического управления на региональном уровне определяется следующими факторами:
- особенностями федеративного устройства страны, распределением полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации;
- дифференциацией уровней развития региональных социально-экономических систем (в настоящее время в регионах РФ, по сути, сформировались различные типы экономик - от малоразвитых аграрных до высокоразвитых индустриальных и даже постиндустриальных);
- спецификой структуры региональных социально-экономических систем, значительными различиями экономико-географических, производственно-экономических, социально-демографических структур регионов, структур собственности, административно-территориальных, бюджетно-финансовых структур регионов;
- особенностями политики органов власти в различных регионах, разными типами формирующегося рынка, проблемами региональной интеграции и трансформации экономического пространства.
В период реформ в регионах осуществляется поиск конкретных механизмов, форм и методов стратегического управления, который осложнялся неразработанностью теоретических и методических аспектов управления, нечеткостью и неоднозначностью распределения функций управления по уровням государственной власти (федерального и субъектов Федерации) и местного самоуправления.
При формировании системы стратегического управления регионом первостепенное значение имеет проблема выявления целесообразной степени воздействия на объект управления. Данная степень воздействия, реализуемая в полномочиях органов власти и управления, определяется общими условиями функционирования экономик, а также объемом всех задействованных ресурсов.
В соответствии с этим реализация полномочий органов регионального управления в области стратегического управления региональной социально-экономической системой предполагает соблюдение ими ряда требований:
- рассматривать региональную социальноэкономическую систему как самостоятельно функционирующий и развивающийся открытый экономический объект, действующий в системе народнохозяйственного комплекса страны;
- соответствовать заданным извне макроэкономическим условиям функционирования экономики;
- органически взаимодействовать с системой стратегического управления более высокого уровня;
- соответствовать специфическим условиям региона;
- обеспечивать разработку всех элементов процесса управления сложными экономическими системами (определение целей, задач, методов, приоритетов развития, структур регионального управления);
- обладать свойствами адаптивности к изменениям в процессе управления;
- обеспечивать максимизацию степени воспроизводства и саморазвития социально-экономических структур региона.
С позиций системного подхода регион может рассматриваться, с одной стороны, как сложная система, с другой - как подсистема социальноэкономического комплекса страны в целом. В качестве сложной системы региональная социальноэкономическая система должна быть охарактеризована как объект управления. Необходимо выделить структуру, элементы и комплекс взаимосвязей и взаимодействий, возникающих в процессе функционирования и развития региона.
Изменения в экономике России, произошедшие в последние годы, требуют принятия обоснованных стратегических решений. Для стратегического управления регионом как социальноэкономической системой необходимо рассматривать все ее составляющие: социальную, экологическую и экономическую, определяющей из которых является последняя. Она складывается из результатов деятельности комплекса региональных производственных систем отдельных предприятий, осуществляющих производственную и хозяйственную деятельность, а также механизма управления региональными ресурсами в соответствии с заданными целями.
Цель реализации стратегии управления регионом - определение возможностей его развития в условиях изменения свойств, характеристик, параметров внешней и внутренней среды региона; формирования новых рыночных отношений, поиск ресурсных, технологических, законодательных и других мер, при помощи которых эти возможности, потенциал могут быть реализованы.
Сложность названных задач чрезвычайно высока. Необходимо не только предложить методы, позволяющие дать объективные количественные и качественные оценки уровня развития региональной социально-экономической системы, оценить финансовое состояние социальной, экономической, демографической и экологической сфер региона и их взаимосвязи, выявить существующие диспропорции и проблемы, но и суметь
реализовать на практике сущность стратегического управления - осуществлять гибкое регулирование регионального хозяйства, отвечающее динамике, факторам внешней среды, позволяющее успешно реализовать цели и задачи стратегии развития конкретного региона. Стратегия выступает своеобразным связующим звеном, которое должно гармонично соединить как прошлое, так и настоящее, одновременно обозначив пути будущего развития. Прошлые факты, события и явления должны быть тщательно изучены и проанализированы, а на их основе должны быть определены закономерности, на которых можно построить модель будущего развития. Разработка стратегии организации, так же как стратегии развития территории или отрасли, должна базироваться на глубоком понимании рынка, реальной оценке рыночных позиций и четком определении конкурентных преимуществ. Процесс управления складывается из многих функций, включая планирование, организацию, координацию и регулирование, контроль, анализ и др. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом и способом воздействия на управляемый объект.
Литература
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб., 2009. С. 243-260.
2. Боумен К. Стратегия на практике. СПб., 2003, С. 171.
3. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2004. С. 32.
4. Кантер, Розабет Мосс. Уверенность. Как начинаются и заканчиваются циклы побед и поражений. М., 2007. С. 49-50.
* * *
STRATEGIC DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES OF REGION
O. N. Khomkov
This paper examines theoretical issues of the strategic management of socio-economic systems, and analyzes the formed contradictions among the approaches to the strategic management. This paper also reveals features of the strategic management at a level of the region, including thye management of its production subsystems, and formulates the main principles of the strategic management at a mesolevel.
Key words: strategic management, regional economy, industrial enterprises.