УДК 378
В. Ф. Пешков
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Рассматриваются методологические подходы: системный, деятельностный, личностно ориентированный, акмеологический; диалектический метод, метод абстрагирования, определяющие механизм разработки и функционирования педагогической системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре.
Ключевые слова: методологические подходы, система профессиональной восстановительно-профилактической подготовки, педагог по физической культуре.
В настоящее время существует противоречие между острой необходимостью реконструкции системы образования в кратчайшие сроки и ее повышенной инерционностью и традиционным консерватизмом [1; 2]. Поэтому революционная стратегия должна сочетаться с эволюционной, в известной мере консервативной тактикой. Для этого необходимо, не производя существенных изменений в системе в целом, постепенно создавать внутри нее автономные подсистемы, являющиеся в иерархии системных объектов инновационными образовательными системами, включающими все ступени (от довузовской до послевузовской), которые будут строиться на основе новой интегративно-непрерывной парадигмы.
Такой инновационной системой является педагогическая система профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре в институтах физической культуры (ИФК) на факультетах физической культуры (ФФК). Методологию данной системы составляют системный, личностно ориентированный, деятельностный, акмеологический подходы, диалектический метод и метод абстрагирования.
В качестве основополагающего методологического подхода выступает системный подход. Он является единым общенаучным подходом для обслуживания, развития научной и практической педагогической деятельности и предполагает проведение анализа системы, ее подсистем и установление элементов, их связей, отношений, структуры в процессе функционирования и развития системы, что дает возможность представить процесс подготовки в структурно-функциональном аспекте [3]. Системный подход позволил исследовать систему восстановительно-профилактической подготовки как сложный, многомерный и полисистемный объект; перспективно спроектировать перевод ФФК в ИФК, реорганизацию структуры и управления; создать подсистему непрерывной подготовки, элементы системы, такие как восстановительно-профилактическая и научно-исследовательская среда,
варианты многопрофильной подготовки, методику диагностики системы. Данный подход дал возможность выделить четыре компонента восстановительно-профилактической подготовленности: ценностно-личностный, когнитивный, креативный и деятельностный. Применение системного подхода позволило не только усовершенствовать структуру, но и обосновать и реализовать новые функции системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки и деятельности, функции восстановительно-профилактических средств. В целом на основании системного подхода были выделены социальные, педагогические, профессиональные, научные, дидактические аспекты концептуального моделирования системы профессиональной восстановительно-профилактической подготовки.
Диалектический метод дает ответ на вопрос о развитии системы вузовской профессиональной подготовки педагогов по физической культуре, путях, направлениях ее модернизации, источнике движения. Он рассматривает развитие как: развертывающееся внутреннее противоречие системы; разделение единого на взаимодействующие противоположности; самодвижение. Диалектический метод позволил определить тенденции развития профессионального и общего физкультурно-спортивного образования, классифицировать три уровня кризиса, а также выявить характерные черты кризиса отрасли отечественной физической культуры и спорта, профессионального физкультурного образования, образовательных теорий, концепций, методик, технологий.
Применение диалектического метода показало, что модернизация профессиональной подготовки педагогов по физической культуре необходима на основе обоснования теоретических и методологических подходов, реформирующих идеологию приоритетной спортивной направленности профессиональной подготовки, нацеленной на достижение традиционной целевой направленности спорта через интенсификацию нагрузок на личный
максимальный результат. Модернизация необходима на основе разработки и внедрения восстановительно-профилактического подхода как базового направления профессиональной подготовки педагогов по физической культуре. Восстановительнопрофилактический подход позволяет разрешить противоречия между подготовкой педагогов односторонней спортивной направленности и многопрофильной, полифункциональной подготовкой, востребованной практикой, сущностью спорта, его целями в достижении высших результатов и лич-ностно ориентированными установками на сбережение здоровья, мотивами на занятия спортом, нравственными ценностями студентов ИФК, ФФК, других категорий людей, занимающихся спортом. Стратегическим направлением реформирования профессиональной подготовки является разработка и внедрение практико-ориентированного образования, построенного на базе восстановительнопрофилактической подготовки будущих педагогов по физической культуре. Тактическим путем реформирования становится реализация интеграционного подхода, ориентирующего на разработку инновационной дисциплины «теория и методика восстановительно-профилактической деятельности». Источником перспективного развития системы подготовки педагогов, специалистов для сферы спорта и физической культуры выступает востребованность на рынке труда.
Сфера деятельности спорта и физической культуры, как и любая другая реальная система, внутренне противоречива и согласно основному закону диалектики при определенных условиях может переходить в свою противоположность. Вместо формирования здоровья, развития нравственной личности возникают разрушающие здоровье дег-радационные тенденции и процессы. Основная функция системы превращается в дисфункцию. В этом аспекте необходимо рассмотреть важнейшие элементы профессиональной образовательной системы: педагог и студент. Диалектическая методология помогает решить проблему подготовки студентов к взаимодействию с педагогом вуза и будущим учеником на основе субъект-субъектных отношений, построенных на диалоге, сотрудничестве, готовности оказать помощь, сопереживании.
Учебная, учебно-спортивная деятельность будущих педагогов по физической культуре, спортивная и физкультурная деятельность других категорий занимающихся характеризуются использованием интенсивных технологий, методик, которые являются факторами переутомления, физического, психоэмоционального перенапряжения, травм, хронических заболеваний, что изменяет мотивацию на занятия спортом, физической культурой. Осложняется характер взаимоотношений пе-
дагога вуза и студента, педагога-тренера и спортсмена, учителя и ученика. Два субъекта учебновоспитательного процесса концентрируются на себе, осложняя проникновение другого в свой внутренний мир. Они не желают и не готовы сами понять мир другого, его психофизиологическое состояние, потребность, готовность и желание выполнения профессиональных, учебных обязанностей. Такой фон субъект-объектного взаимодействия ведет к взаимному непониманию, обострению, конфликту, является трудностью для педагога включать студентов в творческий процесс, применять продуктивные методы обучения. Актуализируется репродуктивное обучение; студенты воспринимают знания как готовый продукт. Локализируется в процессе обучения важнейший феномен диалектики обучения - противоречие познания, осмысления, усвоения студентами знаний. Подготовка педагога по физической культуре проходит в условиях диалектических противоречий, отрицательного взаимовлияния друг на друга ряда факторов: состояние физического и психоэмоционального утомления студентов; нарушение диалогического взаимодействия педагога и студента; актуализация репродуктивного обучения; уменьшение доли и эффективности проблемного обучения; снижение качества методики, технологии обучения.
Включение студентов в системный процесс освоения знаний, практических умений и навыков восстановительно-профилактического характера, применение восстановительно-профилактических средств в собственной спортивной практике обеспечивают формирование потребности в их применении через проявление восстановительно-профилактического эффекта. У педагога вуза и студента возникает осознание необходимости использовать диалогический тип взаимодействия, отказаться от установки, концентрированной на себе, прийти к установке, фиксированной друг на друге, к сотрудничеству. Этот тип взаимодействия перспективен. Во взаимосвязи элементов системы «педагог - студент» происходит становление студента как субъекта, развитие его профессионально значимых качеств, системы ценностей, усвоение профессиональных знаний, умений и навыков. Следовательно, с позиции диалектического метода доказана зависимость методики профессиональной подготовки от типа взаимодействия педагога со студентами и необходимость управлять их состоянием с помощью восстановительно-профилактических методик и технологий.
Метод абстрагирования позволил познать сущность гуманистической и технократической профессионально-этических парадигм подготовки педагогов по физической культуре, проявление их принципов.
Реализация личностно ориентированного подхода в профессиональной восстановительно-профилактической подготовке позволяет создать условия для целостного проявления личности студента, удовлетворения индивидуальных потребностей в реализации склонностей и способностей, творческих запросов, совершенствования механизмов саморазвития, саморегуляции, самореализации в процессе профессиональной подготовки к будущей педагогической деятельности. С основой на лич-ностно ориентированный подход определены, разработаны и внедрены важные элементы системы подготовки, такие как профессиональная восстановительно-профилактическая подготовка в структуре вариантов многопрофильной и многофункциональной подготовки на основе учета не только требований социума, но и потребностей студентов в выборе специальности, специализации, направленности подготовки, учебных дисциплин. Создана возможность для студентов в учебном процессе формировать и реализовывать личностный смысл учения по собственной траектории, характеризующейся также и индивидуализацией выбора форм, содержания и методов обучения, творческим характером научно-исследовательской деятельности. В частности, в структуре методики подготовки разработано и внедрено Положение об индивидуальном графике обучения, целевое содержание восстановительно-профилактического характера для работы в учреждениях спорта, оздоровления и профилактики, общего и профессионального образования, на производственных предприятиях. Важными составляющими методики восстановительно-профилактической подготовки являются разработанные методические варианты проблемного обучения.
Реализация деятельностного подхода при профессиональной восстановительно-профилактической подготовке предполагает включение будущих педагогов в конкретную деятельность посредством введения в методику обучения методов практического освоения знаний, умений и навыков в системе разработанных организационных форм: восстановительно-профилактическая деятельность в восстановительном центре по курсу спортивного совершенствования; опытно-экспериментальная работа в научно-образовательном валеологическом центре при написании курсовых, выпускных квалификационных работ; учебно-методические занятия по программе образовательных фестивалей по оздоровительной аэробике; восстановительно-профилактическая деятельность на учебно-тренировочных сборах при подготовке к соревнованиям, спартакиаде ИФК; выполнение учебных заданий восстановительно-профилактического характера в процессе педагогических практик в детско-юноше-
ских спортивных школах (ДЮСШ), детско-юношеских клубах физической подготовки (ДЮКФП), общеобразовательных школах.
Положения деятельностного подхода предполагают, что включенным в конкретную восстановительно-профилактическую деятельность в процессе профессиональной подготовки можно считать лишь того студента, у которого сформирована адекватная мотивация на данную деятельность. Второе положение подхода: с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что только те выпускники, кто мотивирован на восстановительнопрофилактическую деятельность, будут с полной самоотдачей и творческой активностью внедрять в практику этот вид профессиональной деятельности, что в свою очередь обеспечит им успешное профессиональное самоопределение, саморазвитие и самореализацию. Это предполагает формирование у студентов системы восстановительнопрофилактических ценностей, профессионально значимых личностных качеств.
Реализация акмеологического подхода в профессиональной восстановительно-профилактической подготовке позволяет определить прогностические профессиональные характеристики педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятель-
ность, отрасли физической культуры, профессионального вузовского и общего физкультурно-спортивного образования. В результате исследования доказано, что перспективы становления вузовского профессионального физкультурно-спортивного образования детерминированы тенденциями развития отрасли физической культуры, ее подотраслей; функциями общеобразовательных, спортивных, оздоровительных учреждений; квалификационными характеристиками педагогов, работающих в разных типах учреждений; тенденциями развития методик, технологий обучения. Выявлено изменение структуры педагогических квалификаций отрасли физической культуры на примере субъекта федерации, рост количества и востребованности тренеров по видам спорта в ДЮСШ, специализированных ДЮСШ, школах высшего спортивного мастерства, на производственных предприятиях, в спортивных сооружениях, имеющих статус юридического лица; педагогов дополнительного образования в ДЮКФП; инструкторов оздоровительной физической культуры в коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах (КОФК), на производственных предприятиях, организациях, по месту жительства.
Выявлена востребованность педагогов по физической культуре со средним физкультурным образованием в дошкольных учреждениях. Стабильным является количество учителей физкультуры
школ, преподавателей физического воспитания учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Все эти типы учреждений, предприятия представляют образовательную, спортивную и оздоровительную направленность отрасли физической культуры и спорта, подтверждая гипотезу о необходимости актуализации многопрофильной, полифункциональной подготовки педагогов по физической культуре с учетом профиля учреждения.
Акмеологический подход позволяет провести прогностический анализ функции, содержания профессиональной деятельности педагогов по физической культуре, работающих в ДЮСШ, ДЮКФП, школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, КОФК, и содержания восстановительно-профилактического характера всех блоков государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности «физическая культура и спорт». Установлено рассогласование между функциями, содержанием восстановительно-профилактической деятельности в практике и содержанием восстановительно-профилактического характера ГОС ВПО, несоответствие уровня профессиональной восстановительно-профилактической подготовленности требованиям, предъявляемым к педагогам по физической культуре, работа-
ющим в вышеуказанных учреждениях. Важным является то, что доказана необходимость введения в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования специальности «восстановительно-профилактическая работа», в штатное расписание ДЮСШ, специализированных ДЮСШ, школ высшего спортивного мастерства, ДЮКФП, спортивных клубов, команд мастеров, общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования должности «специалист по восстановительно-профилактической работе». Определены основы инвариантного и вариативного содержания восстановительно-профилактической подготовки. С позиции акмеологиче-ского подхода сделан вывод о том, что профессиональная восстановительно-профилактическая подготовка является важнейшей стороной профессиональной подготовки будущих педагогов, расширяющей и углубляющей их полифункционализм.
Применение вышеназванных подходов позволяет привести в систему все рассматриваемые теоретические положения, доказать, что разработанная и функционирующая система профессиональной восстановительно-профилактической подготовки является необходимым (универсальным) компонентом непрерывной профессиональной подготовки педагогов по физической культуре, важным фактором ее модернизации и гуманизации.
Список литературы
1. Пешков В. Ф., Копытов А. Д. Теоретическое и практическое обоснование педагогических условий профессиональной подготовки педагога физической культуры // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 3 (35). C. 47-49.
2. Румбешта Е. А., Власова А. А. Профильное обучение и подготовка будущего учителя // Там же. 2004. Вып. 6 (46). C. 90-95.
3. Атрашенко А. Н. Методика проведения исследований по НИР «Теоретико-методологические основы управления устойчивым развитием образовательных систем» // Там же. 2010. Вып. 10 (100). С. 86-90.
Пешков В. Ф., доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 22.11.2011.
V F. Peshkov
METHODOLOGICAL BASIS OF THE SYSTEM OF PROFESSIONAL REPARATIVE AND PROPHYLACTIC TRAINIG
OF TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION
The article deals with methodological approaches: system, activity, person oriented, acmeological and dialectical approaches, which determine the mechanism of the development and functioning of the pedagogical system of professional reparative and prophylactic training of teachers of physical education.
Ключевые слова: methodological approaches, system of professional reparative and prophylactic training, teacher of physical education.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.