Научная статья на тему 'Методологические основы оценки рынков сбыта для потребительных стоимостей создаваемых в сопутствующей угледобыче производственной деятельности в условиях урбанизированных территорий'

Методологические основы оценки рынков сбыта для потребительных стоимостей создаваемых в сопутствующей угледобыче производственной деятельности в условиях урбанизированных территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УРБАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ / РЫНКИ СБЫТА / УГЛЕДОБЫЧА / УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбак Л. В.

Приводится обоснование формирования потребительских спроса, в условиях урбанизированных территорий, на продукцию сопутствующих угледобыче видов производственной деятельности. Дается графическая и математическая интерпритация формирования дополнительной прибыли угледобывающего предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыбак Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы оценки рынков сбыта для потребительных стоимостей создаваемых в сопутствующей угледобыче производственной деятельности в условиях урбанизированных территорий»

УДК 338.45 Л.В. Рыбак

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЫНКОВ СБЫТА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ СТОИМОСТЕЙ СОЗДАВАЕМЫХ В СОПУТСТВУЮЩЕЙ УГЛЕДОБЫЧЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Приводится обоснование формирования потребительских спроса, в условиях урбанизированных территорий, на продукцию сопутствующих угледобыче видов производственной деятельности. Дается графическая и математическая ин-терпритация формирования дополнительной прибыли угледобывающего предприятия.

Ключевые слова: урбанизация территории, рынки сбыта, угледобыча, уровень конкурентоспособности.

~П условиях рыночной экономики угледобывающие компаха нии, как и любые другие субъекты хозяйственной деятельности, заинтересованы в увеличении своих доходов. Однако возможность увеличения доходов предприятий занятых подземной разработкой угольных месторождений за счет создания сопутствующих видов деятельности в настоящее время зависит не столько от природных условий и организационно-технологических возможностей, сколько от особенностей формирования потребительского рынка на создаваемую при этом продукцию и услуги.

Расширение хозяйственной деятельности угледобывающих компаний путем включения в нее различных видов сопутствующего производства в условиях урбанизированных территорий во многих случаях может оказаться экономически не только возможным, но и целесообразным, преимущественно за счет близости к нему субъектов близлежащего (локального) потребительского рынка.

Создание же различных видов потребительных стоимостей в сопутствующей угледобыче производственной деятельности может быть осуществлено только в том случае, если они будут конкурентоспособны по отношению к уже существующим на рынке альтернативным им видам продукции и услуг. То есть в том случае, если цены на потребительные стоимости, создаваемые

Руб. за ед.

Рис. 1. Соотношение цен регионального и локального рынков на потребительные стоимости создаваемые в сопутствующей угледобыче производственной деятельности шахт работающих в условиях урбанизированных территорий

при сопутствующих видах деятельности будут ниже рыночных цен на альтернативную им продукцию, поступающую в урбанизированные и прилегающие к ним территории из других источников ее образования.

В соответствии с теоретическими представлениями, не смотря на то, что цены, на потребительные стоимости создаваемые в сопутствующей производственной деятельности могут быть ниже цен на аналогичные им виды продукции поставляемой внешними (региональными), альтернативными им производителями, их соотношение (конкурентоспособность) в различных участках урбанизированных и прилегающих к ним территорий будет неравномерной, в силу особенностей формирования спроса, величины дополнительных затрат, необходимых для его удовлетворение, а также конкуренции с производителями находящимися в пределах территории локального рынка, рис. 1.

Отсюда можно сделать предположение о том, что дальнейшие исследования колебаний рыночных цен на потребительные стоимости создаваемые в сопутствующей угледобыче производственной деятельности, в пределах урбанизированных и прилегающих к ним территорий (локального рынка), можно рассматривать с точки

зрения их конкурентоспособности по отношению к ценам регионального рынка (К).

Ц лок

К = 1......, (1)

Ц рег

где Ц лок , Ц рег - соответственно рыночная цена на потребительные стоимости создаваемые в сопутствующей производственной деятельности или на аналогичные им продукцию или услуги, руб. за ед.

Тогда, в соответствии с рис. 1, наиболее высокая конкурентоспособность цен на такие потребительные стоимости, скорее всего, будет находиться в непосредственной близости от места расположения угледобывающих предприятий. При этом, по мере удаления от места расположения угледобывающего предприятия, но в пределах урбанизированных и (или) прилегающих к ним территорий, конкурентоспособность цен будет снижаться или станет нулевой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень конкурентоспособности на различные виды потребительных стоимостей в различных участках потребительского рынка урбанизированных и прилегающих к ним территорий может иметь существенные отличия.

Следовательно, целесообразность реализации продукции или услуг создаваемых в сопутствующей угледобыче производственной деятельности в различных участках урбанизированных и прилегающих к ним территорий зависит от уровня их потенциальной конкурентоспособности. Вовлечение различных потребительных стоимостей сопутствующих угледобыче видов производственной деятельности в разные сферы хозяйственной деятельности сопряжено с рядом особенностей.

К первой из них следует отнести возможность создания не одного, а нескольких видов продукции или услуг. Данное обстоятельство является весьма важным, поскольку повышает вероятность появления спроса хотя бы на один из видов такой продукции.

К другой особенности следует отнести возможность перемещения создаваемой продукции в пределах потребительского рынка урбанизированных и прилегающих к ним территорий или отсутствие таковой.

Так, одна часть потребительных стоимостей, представляющая собой, например, различны виды ресурсов, создаваемых при раз-

личных видах сопутствующей угледобыче производственной деятельности, могут быть доставлены в различные участки рассматриваемых территорий. В то же время другая, например, подземные полости, пригодные для размещения отходов, образующиеся в результате ведения горных работ - только в местах расположения шахт.

Третья особенность заключается в том, что конкурентоспособность потребительных стоимостей сопутствующих видов производственной деятельности сопряжена с удаленностью от шахт их потенциальных потребителей. При этом конкурентоспособность будет тем ниже, чем дальше от шахт расположены потребители. Это обстоятельство связано с тем, что по мере удаления потребителей от шахт, возрастают и затраты, связанные с их доставкой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для потребительных стоимостей различных сопутствующих видов производственной деятельности характерным является наличие свойственного только им некоторого распределения уровня их конкурентоспособности в пределах урбанизированных и прилегающих к ним территорий.

Исходя из вышесказанного, для установления возможности и целесообразности реализации потребительных стоимостей, которые могут быть созданы при создании сопутствующих угледобыче различных видов производственной деятельности, необходимо выявить:

1. Особенности распределение уровня конкурентоспособности цен на создаваемые потребительные стоимости в пределах урбанизированных и прилегающих к ним территорий (локального) рынка.

2. Особенности формирования затрат связанных с созданием и доставкой потенциальным потребителям потребительных стоимостей в различные участки урбанизированных и прилегающих к ним территорий.

3. Состояние спроса на создаваемые потребительные стоимости в пределах рассматриваемых участков территорий.

Для определения возможности и целесообразности реализации различных видов потребительных стоимостей, создаваемых в производственной деятельности, сопутствующей подземной угледобыче в условиях урбанизированных территорий, в пределах территории локальных рынков, необходимо сформировать состав базового инструментария, позволяющего производить такую оценку.

Одной из целей такого инструментария должна стать возможность осуществления дифференциации оценок для различных участков территории локального рынка, для выявления тех из них, которые будут наиболее предпочтительны для создания различных видов сопутствующей производственной деятельности.

Возможность реализации потребительных стоимостей создаваемых в сопутствующей производственной деятельности в пределах рассматриваемых локальных рынков, предполагает необходимость выполнения таких условий как:

- соответствия горнотехнических условий рассматриваемых шахт, возможности создания на них сопутствующей производственной деятельности, позволяющей производить конкурентоспособные виды потребительных стоимостей;

-рыночная стоимость рассматриваемых в дальнейшем потребительных стоимостей создаваемых в сопутствующей угледобыче производственной деятельности должна быть не выше рыночной стоимости альтернативных им видов продукции и услуг;

- наличие на рассматриваемом участке территории локального рынка суммарной величины спроса достаточного для обеспечения рентабельного производства потребительных стоимостей в сопутствующей угледобыче производственной деятельности.

Целесообразность создания различных видов продукции и (или) услуг сопутствующей производственной деятельности будет иметь место в том случае если суммарная величина прибыли от реализации, создаваемых потребительных стоимостей, будет больше величины, минимально допустимой для обеспечения необходимого (требующегося) уровня эффективности работы шахт.

В соответствии с вышесказанным, для создания и реализации продукции и услуг сопутствующей производственной деятельности на шахтах работающих в условиях урбанизированных территорий, в пределах рассматриваемых локальных территориальных рынков, должна характеризоваться такими параметрами как:

- вид продукции или услуг, который может быть создан при создании на шахтах соответствующих видов сопутствующей производственной деятельности;

- величиной потребительского спроса на создаваемые в сопутствующей производственной деятельности различные виды продукции и (или) услуг в пределах рассматриваемого участка территории локального рынка ^);

- уровнем цены реализации продукции и (или) услуг, создаваемых в сопутствующей производственной деятельности (Ц);

- величиной затрат, необходимых для производства и реализации на локальном потребительском рынке продукции и (или) услуг, создаваемых в сопутствующей производственной деятельности, (З);

- величиной прибыли, получаемой при реализации на локальном потребительском рынке продукции и (или) услуг, создаваемых в сопутствующей производственной деятельности, (П);

- величиной прибыли, получаемой при реализации на потребительском рынке продукции и (или) услуг, создаваемых в сопутствующей производственной деятельности, минимально необходимой для обеспечения целесообразности такой деятельности (Пмин).

В соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что любые участки территории локального рынка, где может осуществляться потребление продукции или услуг, создаваемых в сопутствующей производственной деятельности, можно характеризовать тремя качественно отличающихся друг от друга параметрами.

Один - отражает уровень конкурентоспособности цен на реализуемые продукцию и (или) услуги в различных участках территории рассматриваемого локального рынка.

Другой - соответствующую этим участкам локального рынка величину потребительского спроса на создаваемые в сопутствующей производственной деятельности продукцию и (или) услуги.

Третий - отражает затраты на производство и доставку (размещение) продукции и (или) услуги создаваемые в сопутствующей производственной деятельности в соответствующих участках локального рынка.

Таким образом, в соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод о том, что в различных участках территории рассматриваемых локальных рынков в результате действия приведенных выше факторов имеются различия в уровне конкурентоспособности цен на продукцию или услуги создаваемые в сопутствующей угледобыче производственной деятельности, в объеме потребительского спроса, в величине издержек и т.п.

Поскольку в условиях рыночной экономики целью угледобывающих компаний является стремление к получению наибольшей прибыли, то, соответственно, и для них расширение производст-

венной деятельности путем создания различных сопутствующих производств, в качестве цели могут быть приняты показатели нормы и массы получаемой при этом прибыли.

При этом приоритетными направлениями в деятельности таких угледобывающих предприятий будут те, которые позволят получить наибольшую норму прибыли от реализации создаваемых в сопутствующей производственной деятельности продукции и (или) услуг на локальном рынке урбанизированных и прилегающих к ним территорий.

Отсюда следует, что для угледобывающих предприятий, создающих сопутствующие виды производственной деятельности, приоритетными будут те участки территории локального рынка, где конкурентоспособность цены на создаваемую ими продукцию и (или) услуги будет наибольшей.

Следовательно, в деятельности таких угледобывающих предприятий создаваемые ими продукция и (или) услуги будет первоначально направляться в те сегменты локального потребительского рынка, где их рыночная цена является наиболее конкурентоспособной, затем в сегменты рынка с менее высоким уровнем конкурентоспособности цены и так далее в направлении ее убывания.

Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение о том, что участки территории рынка урбанизированных и прилегающих к ним территорий, на которых может быть реализована продукция и (или) услуги, созданные в сопутствующей угледобыче производственной деятельности, в дальнейшем следует рассматривать как территории отдельных локальных потребительских рынков. При этом на территории таких локальных потребительских рынков целесообразно выделять отдельные сегменты рынка в соответствии с уровнем рыночных цен на реализуемые там продукцию и (или) услуги.

В соответствии с рисунком, в качестве границ отдельных сегментов потребительского рынка приняты изолинии уровней конкурентоспособности рыночной цены на реализуемые там виды продукции и (или) услуги, установленные с некоторым шагом градации.

Поскольку каждому из выделенных таким образом сегментов локального потребительского рынка соответствует некоторая величина потребительского спроса, затрат на его удовлетворение, то территории рынка, ограниченные изолиниями уровней конкурен-

тоспособности цен, можно принять в качестве границ отдельных сегментов этого рынка.

Таким образом, всю территорию локального потребительского рынка, которую представляют собой урбанизированные и прилегающие к ним территории ^), можно разделить на отдельные г - е сегменты рынка, характеризующиеся некоторой величиной потребительского спроса ^г), ценой (цг) на создаваемые потребительные стоимости и затратами производителя на их создание и доставку

Поскольку всю территорию локального рынка можно таким образом разделить на отдельные сегменты этого рынка, то их суммарная величина будет равна его полной величине ^), то есть.

При этом, величину спроса и затрат на создаваемые в сопутствующей производственной деятельности различные виды продукции и (или) услуги можно также определять как сумму величин спроса (затрат), которые будут иметь место в отдельных сегментах этого рынка.

Таким образом, угледобывающие предприятия создающие сопутствующие виды производственной деятельности могут получать доход (дг) от реализации создаваемых ими продукции (или) услуг в любом их сегментов локального потребительского рынка (г), величина которого может быть установлена, как произведение величин цены (цг) и спроса ^г) на эту продукцию, которые будут иметь место в пределах этих сегментах.

д г = ц г х g г (5)

Принимая во внимание тот факт, что угледобывающее предприятие, организующее сопутствующую производственную деятельность, при размещении на локальном потребительском рынке продукцию и (или) услуги, будет стремиться к получению наиболее возможной нормы прибыли, можно сделать вывод о том, что при насыщении отдельных сегментов рынка своей продукцией оно будет руководствоваться именно этим принципом.

Поэтому при установлении последовательности насыщения продукцией отдельных сегментов рынка, создаваемой при органи-

(з).

R = Г(1) + Г(2) + ...

(2)

G = &1 + gг2 + . З = Эг1 + зг2 + ..

(3)

(4)

зации на шахтах сопутствующей производственной деятельности, следует начинать с тех, где цена ее реализации будет наиболее конкурентоспособной.

Таким образом, первым должен быть насыщен продукцией сегмент (г=1), затем сегмент (г=2) и так далее.

Тогда величину дохода, затрат и прибыли, которые могут быть в каждом из сегментов локального рынка можно описать некоторыми криволинейными функциями.

где Дг, Зг, Пг - величины дохода, затрат и прибили, которые будут иметь место при реализации продукции, создаваемой при организации сопутствующей угледобыче производственной деятельности на г - ом сегменте потребительского рынка, руб.

Суммарная величина прибыли угледобывающего предприятия создающего сопутствующие угледобыче различные виды производственной деятельности на некоторой части потребительского рынка ^), состоящем из г - сегментов, будет равна интегральной сумме прибыли, которая может быть получена на каждом из входящих в него сегментов рынка.

Отсюда можно сделать заключение о том, что если цена градации сегментов рынка будет стремиться к нулю, то есть ДК ^ 0, то суммарная величина прибыли, которую сможет получить угледобывающее предприятие от производства сопутствующей продукции, на некотором участке рынка состоящего из (г) сегментов, можно установить, используя выражение:

Дг = /(Г),

Зг = /(Г),

Пг = /(г),

(6)

(7)

(8)

Руб. в^°Д

Рис. 2. Формирование области прибыли, которая может быть получена при реализации продукции или услуг сопутствующих видов производственной деятельности на территории рынка R

П = / (г) *, (9)

о

При этом прибыль, которая может быть получена при реализации продукции создаваемой в сопутствующей производственной деятельности на всей территории локального потребительского рынка будет равна:

П = I / (г) dг (10)

0

Таким образом, в соответствии с вышеизложенным становится возможным определять величину прибыли, которая может быть получена при реализации создаваемых в сопутствующей производственной деятельности различных видов продукции и (или) услуг на всей или части урбанизированной и прилегающей к ней территории локального потребительского рынка.

В то же время, в силу неравномерности распределения по территории локального потребительского рынка величин спроса, цены и затрат на создаваемые при создании сопутствующих угледобыче различных видов потребительных стоимостей, то прирост суммар-

ной величины прибыли, получаемой при насыщении отдельных сегментов рынка, будет различен, рис. 2.

При этом, поскольку создание таких видов продукции и (или) услуг может быть только при условии экономической целесообразности, то необходимо обеспечить получения угледобывающим предприятием создающем сопутствующую производственную деятельность, минимально необходимую для их производства прибыль П мин..

Таким образом, условием целесообразности реализации на локальных потребительских ранках различных видов продукции и (или) услуг, создаваемых при создании сопутствующих видов производственной деятельности, является необходимость превышение некоторой минимально приемлемой величины получаемой при этом прибыли, пгсге

Rybak L. V.

METHODOLOGICAL BASES OF OUTLETS FOR USE VALUES CREATED IN ACCOMPANYING COAL OUTPUT OF INDUSTRIAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF URBANIZED TERRITORIES

A ground over of forming of consumer is brought demand, in the conditions of the urbanized territories, on the products of concomitant the coal mining of types ofproduction activity. The graphic is given and mathematical interpritaciya formings of additional income of ugledobyvayuschego enterprise.

Key words: outlet, market economy, consumption.

Коротко об авторе ________________________

Рыбак Л.В. - докторант кафедры ЭП,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский государственный горный университет, Moscow state mining university, Russia, [email protected]

A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.