УДК: 338.05
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
Ахмедов Хушбахт Анварбегович
Аннотация. В статье рассматривается роль и значение государственного внешнего долга, приводится разные авторские определение управления государственным долгом. Также отмечается цели и основных принципов управления государственным и муниципальным долгом. Рассматривается текущие показатели внешнего долга развитых стран и стран независимых государств по отношение к ВВП и на душу населения. Отмечается, что использование инновационных способов управления государственным внешним долгом, и способствующие финансово-экономические механизмы обеспечивают источников управления и эффективного использования заимствованных средств.
На основе опыта развитых стран аргументировано, что имеющие экономико-социальные факторы представляется возможным условием для эффективного управления государственным долгом и экономики в целом.
Ключевые слова: управления государственным долгом, принципы управления государственным долгом, внешний государственный долг, внешние заимствования, финансовые ресурсы, экономика страны, кредиторы, заёмщики.
Для цитирования: Ахмедов, X. А. Методологические основы и особенности управления внешним государственным долгом /X. А. Ахмедов // Финансово-экономический вестник. - 2024. - № 2.1(41). - С. 114-122.
АСОСХ.ОИ МЕТОДОЛОГЙ ВА ХУСУСИЯТ^ОИ ИДОРАКУНИИ ЦАРЗИ БЕРУНАИ ДАВЛАТЙ
Ахмедов Хушбахт Анварбегович
Аннотатсия. Дар мацола нацш ва ауамияти царзи берунаи давлатй баррасй шуда, таърифуои гуногуни муаллифон оид ба идоракунии царзи давлатй оварда шудааст. ^адафуо ва принсипуои асосии идоракунии царзи давлатй ва мунисипалй низ цайд карда мешаванд. Инчунин нишондиуандауои цории царзи берунаи кишваруои пешрафта ва кишваруои давлатуои мустацил нисбат ба ММД ва уар сари ауолй баррасй карда мешаванд. Цайд карда мешавад, ки истифодаи усулуои инноватсионии идоракунии царзи берунаи давлатй ва механизщои мусоидаткунандаи молиявию ицтисодй метавонанд манбащои идоракунй ва истифодаи самараноки маблащои царзиро таъмин кунанд. Дар асоси тацрибаи кишваруои пешрафта далелуо нишон медиуанд, ки омилуои ицтисодию ицтимой барои идоракунии самараноки царзи давлатй ва умуман ицтисодиёт шароити мусоид мууаё месозанд.
Калидвожщо: идоракунии царзи давлатй, принсипуои идоракунии царзи давлатй, царзи берунаи давлатй, царзуои хорицй, захирщои молиявй, ицтисодиёти кишвар, царздиуандагон, царзгирандагон.
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS AND PECULIARITIES OF EXTERNAL PUBLIC DEBT MANAGEMENT
Akhmedov Khushbakht Anvarbegovich
Annotation. The article considers the role and importance of public external debt, provides different author's definition of public debt management. It also notes the purpose and basic principles of public and municipal debt management. The current indicators of external debt of developed countries and countries of independent states in relation to GDP and per capita are considered. It is noted that the use of innovative ways of managing public external debt, and contributing financial and economic mechanisms provide sources of management and effective use of borrowed funds. Based on the experience of developed countries, it is argued that having economic and social factors is a possible condition for effective management ofpublic debt and the economy as a whole.
Key words: public debt management, principles
borrowing, financial resources, national economy,
Изложение проблемы. В период социально-экономического развития Республики Таджикистан устойчивое управление государственным внешним долгом является одним из актуальных проблем современного развития экономики и ее финансовой политики. Статистические данные показывают, что объём государственного внешнего долга и расходы бюджета для обслуживания государственным внешним долгом увеличивается периодический и становятся объектом влияния и фактором развития национальной экономики. Финансирования экономики и потребность к финансовым ресурсам способствует увеличению бюджетных обязательств и эффективности управления государственного долга. Использование принципов и методов управления государственным внешним долгом в период неустойчивости мировой экономики, циклических колебаний и расширения товарно-денежных связей требуют своевременного и координированного решения финансово-экономических задач и устойчивости государственным внешним долгом. Инновационные методы и экономические механизмы регулирования устойчивости и управления эффективности государственным внешним долгом являются фактором времени и задачей государственных органов. В связи с этим необходимо акцентировать выше изложенным вопросам.
Анализ последних исследований и публикаций. В развитых странах мира проблемы устойчивости экономики и финансирования приоритетных отраслей обеспечивается широким привлечением внешних государственных
заимствований и частного инвестирования в реальной экономике особенно в выгодных отраслей экономики. По данной причине изучение данной проблемы в настоящее время имеет актуальное значение.
Цель статьи - изучение принципов, методов и финансово-экономических механизмов управления государственным внешним долгом в условиях нестабильности мировой экономики, финансовых отношений и развития социально-экономических процессов, требующих своевременного применения долговых инструментов обеспечения экономики и социальных благ общества.
Основное содержание материала. Само существование долга, многообразие форм воздействия его на функционирование экономики вызывают необходимость постоянного внимания со стороны органов власти к проблеме его регулирования.
Категория «управление» включает совокупность приемов и методов целенаправленного
of public debt management, external public debt, external creditors, borrowers.
воздействия на объект для достижения определенного результата. Искусство управления (регулирования) состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью наиболее быстрого решения поставленных задач и выполнения намеченных целей.
Играя вспомогательную роль по отношению к управлению бюджетными доходами и расходами государства (местных органов, джамоатов) и к управлению бюджетными инвестициями, управление государственным (местным) долгом является составной частью бюджетной, а следовательно, и финансовой политики. В рамках бюджетного планирования определяется объем доходов и расходов бюджета и, следовательно, объем дефицита, основным источником покрытия которого являются заемные средства. Сегодня уже принято говорить не просто об управлении долгом, а о долговой политике, являющейся частью бюджетной политики и определяющей объемы и формы привлечения заимствований.
Элементами управления долгом являются разработка общей стратегии внутренних и внешних заимствований, снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсом, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств.
Следует отметить, что большинство авторов дают определение именно управления государственным долгом, таким образом:
- контроль и регулирование государством долгом по уровню процентной ставки, порядок погашения государственных ценных бумаг, срокам и порядку платежей по займам и т.д. [1, 254].
- совокупность мер по регулированию объема и структуры долга, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных заимствований, по определению условий и предоставлению государственных кредитов и государственных гарантий и контролю за их целевым использованием; [2, 124].
- деятельность органов государственной власти по обеспечению своевременного и полного обслуживания и погашения государственного долга, минимизации возникающих при этом расходом государственного бюджета, включая деятельность по оптимизации размера, структуры и состава государственного долга; [3, 45].
- комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению условий размещения и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов; [4, 124,125].
- совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займов, организации выплаты доходов по ним, проведению изменений условий и сроков выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств; [5, 473].
- оформление обязательств по государственному долгу, определение графика погашения долговых обязательств, осуществление операций по погашению обязательств, а также выбор наиболее оптимальных способов государственных заимствований; [6, 41].
- управление составом и структурой государственного долга при неизменном количественном объеме, а также мероприятия государства, направленные на изменение совокупного объема государственной задолженности; [7, 104].
- Профессор Е.Ю. Грачева следующим образом определяет управление государственным и муниципальным внутренним долгом', «совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам, погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации». [8, 309].
Таким образом, в управлении государственным долгом переплетаются
законодательные, бюджетные, финансовые, учетные и организационные процедуры, направленные на эффективное регулирование долга и снижение влияния долговой проблемы на экономику страны.
Представляет интерес определение цели управления долгом. В экономической литературе встречаются разные точки зрения:
■ оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита бюджета;
■ привлечение заемных средств по минимально возможным процентам на максимально возможный срок;
■ поддержание баланса между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания.
А. П. Вавилов считает, что «основным результатом управления госдолгом должна стать замена дорогих заемных средств более дешевыми, но при этом не стоит забывать и то, что кредиты представляют собой лишь средством достижения экономического благосостояния, не являясь самоцелью». [9, 208].
В литературе можно найти и такой набор основных принципов управления государственным и муниципальным долгом.
1. Сохранение объема долговых обязательств субъектов и органов государственного управления на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
2. Полнота исполнения долговых обязательств.
3. Своевременность исполнения долговых обязательств.
4. Минимизация стоимости долговых обязательств.
5. Прозрачность управления долгом.
Также интересен и подход к определению
принципов управления государственным и муниципальным долгом в зависимости от этапа осуществления долговой деятельности: [10, 392, 396].
принципы планирования и привлечения заимствований;
принципы обслуживания и погашения долга;
принципы управления условными
обязательствами;
принципы организации управления долгом и взаимодействия с кредиторами.
По мнению ряда экономистов, Х. Умарова и М. Хасанова в Таджикистане необходимо шире использовать мировой опыт стратегического управления долгом. Например, метод целевых ориентиров в отношении различных параметров «последствий» заемных операций заключается в разработке эталонного портфеля государственных долговых обязательств, отражающего такую структуру (по видам валют, типам процентных ставок, продолжительности и срокам погашения долговых обязательств и др.), которую правительство хотело бы иметь, исходя из существующих предпочтений в отношении предполагаемых издержек (стоимости заимствований) и потенциальных рисков. Затем разрабатываются методы достижения эталонной модели с помощью различных операций с государственными обязательствами. Эти методы в конечном счете и являются практическим руководством к действию для соответствующих органов власти.
Управления государственным внешними заимствованиями на наш взгляд - это целесообразная деятельность человека или группы людей направленное на снижение транзакционных издержек по привлечение целевому отраслевому распределению и эффективному использованию, а также поиску финансовых средств по своевременному возврату полученных государственных заемных средств и их процентов. Необходимо отметить, что здесь
управленческая деятельность по внешнему государственному заимствованию с одной стороны направлена на решение таких общеэкономических проблем, как ограниченность финансовых ресурсов, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводство в заданной страны, а с другой стороны привлечение ресурсов используется для решения проблемы связанной с форм макроэкономического состояния экономики. На наш взгляд большая склонность государств экономики по привлечению внешних заемных ресурсов является следующей причиной, по необходимость привлечению средств внешнего заимствования в Республики Таджикистан является разрыв интеграционных и плановых связей между республиками бывшего Советского Союза и потери финансовых переливаний из союзного бюджета. Другой необходимость по привлечению финансовых ресурсов является недостаточный экономический потенциал и связанный с отсутствии самовоспроизводящей экономики Республики Таджикистан.
Важной необходимостью по привлечению внешних финансовых ресурсов заимствования является высокий демографический рост населения, связанные с ней необходимостью решение проблемы социально-экономического обеспечения населения, т. е. обеспечение потребностью населения, дошкольными учреждениями, школами,
поликлиниками и больницами, культурно просветительскими учреждениями, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктурой, рабочими местами, а также удовлетворение потребности иждивенцев.
Углубление общественного разделения труда с одной стороны способствовало не только расширению и специализации мирохозяйственных связей, а с другой сторон, но также оно послужило основой совершенствования финансово-
экономических связей по обеспечению воспроизводственного процесса.
Стержнем мирохозяйственных связей в условиях рынка является финансово-кредитное отношения, на основе которого дается оценка финансового состояния, как страны кредитора, так и страны заемщика. На наш взгляд одним из направления совершенствования мирохозяйственных связей по управлению государственным внешним долгом является изучение, анализ и обобщения зарубежного опыта управления и регулирования долга.
Для экономики Республики Таджикистан использования зарубежного опыта по управлении государственным внешним долгом является особо актуальным.
На наш взгляд, особую роль в эффективном управлении внешних заемных финансовых ресурсов любой модели экономическое развития выполняют использование хеджирования по получаемым заемным средством.
Управление финансовыми ресурсами внешнего заимствование прошёл долгий и тернистый путь становления и развития. Становление и совершенствование указанных отношений взаимосвязан со становлением, развитием и сменной общественно-экономических формации, который пережило человечество.
Все постсоветские страны из за ограниченности собственных финансовых ресурсов вынуждены были с целью обеспечения расширенного воспроизводства прибегнуть к использованию средств внешнего заимствования. По мере вовлечения указанных стран в сферу мирохозяйственных связей происходило параллельное формирование необходимых элементов финансово-кредитного механизма, в соответствии с которым разрабатывали условия предоставления займа, его целевого использования и возврата, как кредитных ресурсов, так и его процента.
Нам необходимо будет использовать опыт страны с утвердившимся рыночными отношениями, так как экономика этих стран находился на всех фазах воспроизводственного цикла и имеет опыт управления средств внешнего заимствования. На наш взгляд к таким странам можно отнести экономику Великобритании, Франции, США, Португалии, Мексики, Италии, Японии и других.
Анализ показывает, что самый большой суммарный внешний долг в 2022 году приходится на доли США, Великобритания, Франция, Германия, Японии, Нидерланды она соответственно ровна 24,5, 8,8, 6,9, 6,4, 4,2 и 3,7 миллиардах долларов. Лидерами по внешнему долгу приходящегося на душу населения в долларах является Швейцария 259,2, Нидерланды 214,8, Великобритания 130,3, Франция 105,3, Германия 77,3, США 73,7, Австралия 58,1, Испания 52,2 и Италия 44,3 тысячи долларов, а в Таджикистане 6,29 миллионов долларов и 628,7 долларов соответственно (см. табл.1).
Анализ приведенного показателя
характеризует то, что государственные внешние займи в основном предоставленных в денежной или товарной форме. Государственный кредит представляемые странам заемщикам в денежной форме может путем передачи необходимых реальных денежных знаков в соответствии с условиями заключенным договором или путем продажи облигации страны кредитором. Страны с большим суммарным долгом США и другие заняли деньги в основном путем продажи облигации
своих крупных корпораций выраженных в своих национальных валютах, требующих через определенный период времени стабильных выплат процентов по ним. На наш взгляд, форма привлечения внешних заемных ресурсов является механизмом регулирования финансового состояния экономики.
Лидерам по росту внешнего долга относительно ВВП является Люксембург, где уровень роста составляет 4538%, второе место по темпу роста внешнего долга приходится на долю Нидерланды, где рост составляет 381,7%, на третьем месте Швейцария, где рост равен 280,4%, на четвертом и пятом местах находятся Великобритания и Франция 275,4% и
248,8% соответственно. Необходимо подчеркнуть то обстоятельство что приведенные страны занимают ведущие место в мире по производству Валового внутреннего продукта (роста). Но, несмотря на это они осуществляют процесс воспроизводства с привлечением значительное количества заёмных ресурсов.
Для сравнения данных показателей предпочитаем рассматривать реальную ситуацию в практике стран независимых государств, который имеют положительную тенденцию развития экономики и управления государственного внешнего долга.
Таблица 1 - Внешний долг стран независимых государств в 2022 год
№ Страна Внешний долг, млрд. долларов США Внешний долг на душу населения, долларов США Внешний долг, % к ВВП (номинал)
1. Армения 15 258 5150 86,2
2. Азербайджан 14 645 1434 18,3
3. Беларусь 39 746 4272 49,9
4. Казахстан 160 492 8292 71,5
5. Кыргызстан 9 520 1401 97,6
6. Россия 380 545 2616 17,8
7. Украина 131 998 3182 87,1
8. Узбекистан 48 977 1389 61,9
9. Грузия 23 545 6333 93,5
10. Туркмения 1 350 191 11,0
11. Таджикистан 6 299 628,7 60,0
12. Молдавия 9 458 3722 67,3
Источник: worldbank.org, https://svspb.net/danmark/vneshnii-dolg-stran.php
Показатели таблицы 1 свидетельствует о том, что лидером по объему заимствования является Россия 380,5 млрд. долларов, на втором месте Казахстан 160,5 млрд. долларов, на третьем Украина 131,9 млрд. долларов, на четвертом месте Узбекистан 48,9 млрд. долларов, на 11 месте Таджикистан 6,3 млрд. долларов, и на последнем месте Туркмения 1,3 млрд. долларов.
По внешнему долгу приходящегося на душу населения первое место за Казахстаном с 8292 долларов, на втором месте Грузия с 6333 долларов, и на третьем месте Армения с 5150 долларов, на Узбекистан, Таджикистан и Туркмения занимают с 10 по 12 места с 1389 долларов, 628,7 долларов, 191 долларов соответственно.
Высокий уровень внешнего долга к ВВП сохраняется за Кыргызстаном 97,6%, Грузия 93,5%,
Украина 87,1% и Армения 86,2%. Самый низкий уровень внешнего долга к ВВП приходится на долю Туркмении 11%, России 17,8%, Азербайджан 18,3%, Беларусь 49,9%, уровень внешнего долга Республики Таджикистан общая сумма средств внешнего долга равно 60% к ВВП.
Общий внешний долг в постсоветских странах, по сравнение с развитыми странами использующие рыночные отношения находится на мизерном уровне относительно общей сумме внешнего долга США, Великобритания, Франция и Германия в отдельности. В развитых странах с рыночной экономикой сумма внешнего долга исчисляется триллионами долларов в странах СНГ миллиардами.
Общая сумма внешнего долга стран СНГ равно 841 миллиард 833 миллион долларов США относительно внешнего долга США 24 триллион 544 млрд. долларами, Великобритания 8 триллион 808 млрд. долларами, и Франция 6 триллион 911 млрд. составляет капля в море. Незначительный объём внешний задолженности стран СНГ, с одной стороны взаимосвязано с довольно низким объемом ВВП данных стран и относительно низким уровнем развития финансового рынка, особенно рынка ценных бумаг в указанных стран.
На наш взгляд, для решения проблемы развития рынка ценных бумаг в странах СНГ необходимо будет создание единого учебного центра по обучению основ и навыков участия на данном секторе экономики, с тем чтобы преодолеть выставляемые барьеры развитых западных стран направленное на сдерживание развития производительных сил стран СНГ и недопущении их на рынке по производству конечной продукции.
Разъединённое участие стран СНГ, на данном рынке на руки развитым странам в борьбе за господство на данном сегменте рынки с сохранением сырьевого направления развития и обогащения за счет данных стран.
Организация скоординированного
финансового рынка и особенно рынка ценных бумаг стран СНГ на наш взгляд, является не только механизмом регулирования финансово -
экономических интересов по своевременному выполнению обязательств по заимствованию, выплат доходов и погашения средств внешнего заимствования, но и является способом инвестирования государственно-частных проектов.
Исходя из сложившегося обстоятельство относительно получения и выплати средств внешнего заимствования в странах СНГ, необходимо подчеркнуть, о вопросах навыках управления в данных странах относительно новое, в то время как в странах с развитым рыночным отношениям управление имеет четко организованную систему, отсюда и необходимость не только использования опыта управление но также его осуществления в соответствии с требованиями международного стандарта по получению и возврату внешних заёмных средств.
Международный опыт по управлению средств внешнего заимствования по мере глобализации экономики и использования достижения научно-технического прогресса не только совершенствуется, но также используется абсолютно новые механизмы по управления заёмных средств. Нам необходимо подчеркнуть, что в управлении средств внешнего заимствования участвуют заёмщики и кредиторы,
поэтому управления средствами внешнего заимствования осуществляется каждой из участников в раздельности как кредитора так и заёмщика.
Управление процесса кредитования внешнего заимствования, целевого использованию выданных финансовых ресурсов и своевременного возврата основного долга и их процентов привело к необходимостью образованию администрации в лице Лондонского и Парижского клубов, где первый объединяет банков кредиторов, а второй, объединяющий стран кредиторов.
На практике по результатам официального запроса стран заёмщиков указанные клубы идут на встречу об отсрочке или списанию задолженности.
Чаще всего, оба клуба по управление долгам идут навстречу по отсрочке или списанию долга страны заёмщика, с целью повышения имиджа собственного клуба и страны кредиторов, или расширения сферы своего влияния на данном регионе в перспективе. Общепризнанной формой управления внешнего долга, является их консолидация, где чаще всего краткосрочный кредит на основе нового контракта, превращается в среднесрочный и в долгосрочный кредит.
Данное управления осуществляется путем переноса предстоящих в скором времени платежей на определенный отдаленный отрезок времени, т.е. на предстоящей 3-5-10-15-20 лет.
На наш взгляд, оптимальным управлением средств внешнего заимствования можно считать, не сколько использование механизма консолидации, а сколько формирование резервного фонда за счет предназначенный в доходной части бюджета с целью погашения полученного кредита в обусловленный срок.
Необходимо будет приступит к формирование средств резервного фонда одновременно с обращением за заемными ресурсами. Таким методом можно будет, накопить финансовые ресурсы по погашению консолидированного внешнего долга. На наш взгляд, другим более эффективной формой, методом управления средств внешнего заимствования является предусмотрение в заключаемых договорах их использование на предприятиях сферы материального производства с одновременной формировании фонда погашении внешнего кредита за счет прибыли данных предприятий при непредвиденных обстоятельствах.
Использование кредитных ресурсов и выплата процентов по ним относятся к издержкам предприятий по выпуску продукции, т. е. относится к себестоимости производимой продукции. Поэтому основным источником погашения внешнего долга, должна быть обеспечена за счет выручки от реализации производимой продукции.
В условиях рынка очень важной формой управления госдолга является использование механизма рефинансирования, т. е. погашения предыдущих полученных средств внешнего заимствования путем выпуска новых займов на новый предусмотренный срок.
Кредиторы иногда прибегают к управлению средств внешнего долга путем конверсии, то есть превращение суммы долга в долгосрочные инвестиции в замену долга.
Кредиторы и заемщики иногда прибегают к управлению средствами внешнего долга путем их конверсии, т.е. когда в замен предоставленного кредита иностранным агенту предлагают приобретения недвижимости в стране должника, участие в корпоративном капитале, или же приобретения права на собственность.
В Республики Таджикистан управление долгом предоставленных Российской Федерации было осуществлено путем, передачи собственности Республики Таджикистан в аренду на ^ое количество лет.
Исходя из этого, мы можем подчеркнуть, что предоставления недвижимости в аренду кредитору является формой управления средств внешнего заимствования и их превращение в долгосрочные инвестиции.
При управлении внешним долгом в мировой практике наблюдается не только передача внешних активов, страны должника стране кредитору, а также сфер экономической, социальной и военной заинтересованности кредитора.
Экстраординарной формой управления долгами стран заёмщиков попавшие в тяжелое финансовое положение это предоставления нового кредита с определенными условиями, укрепляющие конкурентоспособность стран, и банков кредиторов.
Одной из широко распространенной формой управления государственного долга странами кредиторами является предоставление льготного кредита с условиями покупки оборудования из стран-кредитора. Представленное данное оборудование со стороны кредитора обычно являются морально устаревшим. Основная цель данного кредита преодоление кризисного явления в данной сфере, или оговаривается условия вступление страны заёмщика, в те или иные экономические, социальные, медицинские, технические, образовательные объеденения, имеющий с одной стороны конкурентообеспечивающие направленность, а с другой стороны сдерживание развитие страны, которым представляются такие, хорошие кредиты.
В последнее время наблюдается новая форма управление госдолгом с условием участии стран-
заёмщика, в финансирование направленной на инновационную деятельность.
На практике наблюдается выделение финансовых ресурсов на инвестирование в реальную сферу экономики за счет продажи контрольного пакета акции стран - заёмщика стран - инвестора.
Несмотря на совершенствование и развития форм управления государственного внешнего долга во взаимосвязи с углублением общественного разделения труда остаётся традиционным решение проблемы образовавшегося государственного долга, т.е. его выплаты кредиторам странами заёмщиками. Это выплата долгов за счет золотовалютных резервов страны. На наш взгляд, путем амнистии собственности физических лиц страны заёмщика, можно будет, обеспечить управление государственным долгом.
Многие постсоветские страны при выпуске в обращение новых собственных денежных знаков реанимировали старые денежные знаки по курсу новых денежных знаков и тем самым очень удачно их использовали в погашении государственного внешнего долга. Мы должны подчеркнуть, что данный опыт в Республики Таджикистан не было использован.
На наш взгляд, восстановление сбережения населения в рублях по нынешнему курсу сомони и их использование в решении проблемы госдолга и развитие предпринимательства, что положительно повлияет на смягчении проблемы ограниченности финансовых ресурсов и развитие страны.
Из приведенных форм управления государственного внешнего долга видно, что заёмщики и кредиторы руководствуются не только различными экономическими механизмами, но и различными целями, исход которого может, определяет упущенное выгодой или полученной дополнительной процента за предоставленных кредит. Необходимо подчеркнуть, что на практике полученный внешний кредит всегда относится к доходам бюджета и используется для бюджетного финансирования отраслей экономики, а оплата долга относятся к расходам бюджета и предусматривается в расходах.
Таким образом, практика получения и выплата внешнего долга за счет бюджетных ресурсов приводит к мысли о том, что единственным механизмом управления внешнего долга является только бюджетные финансовые ресурсы. На наш взгляд, основным механизмом управления средств внешнего заимствования и надёжности своевременного возврата является стратегическое планирование на определенные предстоящий период развития страны заёмщика.
Другим важным механизмом управления является разработанный финансовый стратегический
план по развитию регионов и стран - заёмщика в целом.
Третьим надёжным механизмом управления средствами внешнего заимствования является планирование, так как на их основе формируется налоговая база доходов бюджета, но при этом необходимо будет темпов роста ВВП, участии внешних и внутренних факторы влияния и получение внешних займов в соответствии (пропорции) с уточнёнными темпами роста [15, 15]. На наш взгляд, очень надежным механизмом управления внешнего долга служит положительный темп роста чистого экспорта или сокращение отрицательной его темпа роста влияющий на уровень инфляции денег и в соответствии с ростом и сокращением необходимых получение и возврат внешнего долга.
Во избежание передачи определенных месторождений полезных ископаемых или передачи определенной собственности кредиторам, что приводит к имущественному обнищанию населения и подрастающего поколения, независимо от роста кредитного имиджа страны, необходимо занять внешний кредит в соответствии с пропорциями роста налоговых поступлений от роста ВВП страны, и положительного чистого экспорта.
В условиях конкурентный борьбы необходимо будет избегать, тех условных предоставляемых внешних кредитов, который на первый взгляд вроде бы ориентированы на благие намерения, но в реальности они направлены на вовлечение страны в сомнительные международные организации с целью сдерживания развития Республики Таджикистан и собственного торжества в конкурентной борьбе.
На наш взгляд, очень оперативным механизмом управления внешнего государственного долга является оживления и развития вторичного рынка ценных бумаг в Республики Таджикистан.
В заключении, можно будет подчеркнуть, что несмотря на то что управление внешним государственным долгом прошёл очень долгий и тернистый путь развития, тем не менее, в настоящие время с ростом ограниченности всех ресурсов и развитием производительных сил в мировом масштабе параллельно с использованием криптовалюты,
электронных денег будет совершенствоваться и методы управления государственного внешнего долга.
Управление внешним долгом не будет стоят на месте по мере изменения ценностей она постоянно и поэтапно будет совершенствоваться.
Опыт управления государственным внешним долгом свидетельствует о том, что каждая отдельно взятая страна организовал это в зависимости от модели развития собственной экономики. Управление получения внешних заёмных средств их целевое использование и своевременное возвращение требует очень прозорливого стратегического мышления по оптимальному решению проблемы долга с тем, чтобы не втянуть стран в непролазную долговую яму.
На наш взгляд, размещение отечественных и зарубежных предприятий по производству конечного продукта в Республики Таджикистан является эффективным механизмом своевременного выполнения обязательств по выплат внешнего долга, и наоборот размещение учреждений
непроизводственной сферы будет способствовать утечки финансовых ресурсов республики в зарубежные страны.
Другим немаловажным механизмом управления внешнего государственным долгом является постоянное функционирование предприятий и объединений с сокращением доли сезонных предприятий в производстве ВВП, так как, рентабельность сезонных предприятий составляет 50% рентабельности постоянно действующих
предприятий. [11,37].
И соответственно к современным механизмом управления внешнего государственного долга можно отнести использование производных финансовых инструментов, (деривативов) как, фьючерсы, опционы, свопы, варранты, форварды и валютные споты которые, позволяют эффективно и целенаправленно получит имеющийся преференций и льготы по заёмным и материально складывающимся ресурсам по государственному долгу в стране.
Эти инструменты, которые участвуют в долговых операциях, порождают права и обязанность, перераспределяющие финансовые риски и преимущественные льготы между кредиторами и дебиторами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой экономический словарь / под ред. А.В. Корбатова. М. : Перспектива, 1999. С. 254.
2. Вавилов Ю.Я. Государственный долг : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Перспектива, 2004. С. 124.
3. Улюкаев А.В. О действующей концепции управления государственным долгом: материалы научно-практической конференции «Эффективность управления государственным долгом». М. : Финансовый контроль, 2004. С. 45.
4. Финансы: учебник для вузов / под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М., 2000. С. 124, 125.
5. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд. М., 1999. С. 473.
6. Селюков А.Д. Государственный и муниципальный кредит. Правовое обеспечение. М. : Право и закон, 2000. С. 41.
7. ГоловачевД.Л. Государственный долг: Теория, российская и мировая практика. М., 1998. С. 104.
8. Финансовое право: учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др. М. : Велби; Проспект, 2004. С. 309.
9. Вавилов А.П. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. 2-е изд. М. : Городец-издат, 2003. С. 208.
10. Руководство по управлению общественными финансами. М.: Институт общественных финансов, 2006. С. 392—396.
11. Оймахмадов Г.Н. Региональные проблемы роста уровня жизни населения РТ. Диссертация на соискание ученной степени, к.э.н. Душанбе 1988, С.37.
12. Солдаткин С.М. Государственный и муниципальный долг: Теория, методология, практика. Учебное пособие. М.: КНорус-М, 2020. С.245.
13. Умаров Х.У. Кризис в Таджикистане. Глубина действия. Формы проявления. Пути преодоления. Душанбе, Ирфон - 2010. - С. 91.
14. Отчет о состоянии государственного долга на 2023 год. - Душанбе, 2023 год: МФРТ, 2023.- С.18.
15. Саидмуродов, Л. Х. Вопросы превентивности в экономической доктрине интеграционного объединения в условиях нестабильности / Л. Х. Саидмуродов // Выход постсоветского пространства из системной кризисной цикличности: императивы международного сотрудничества на базе ЕАЭС в условиях нового витка глобальной нестабильности : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 25-26 июня 2015 года. Том 2. - Москва: Центральный экономико-математический институт РАН, 2015. - С. 13-17. - EDN UVUZCB.
Информация об авторе:
Ахмедов Хушбахт Анварбегович - старший преподаватель кафедры финансов Таджикского государственного финансово-экономического университета. Адрес: 734067, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Нахимова 64/14. E-таИ: [email protected]. Тел.: (+992) 907-90-00-50
Маълумот дар бораи муаллиф:
Ахмедов Хушбахт Анварбегович - муаллими калони кафедраи молияи Донишго^и давлатии молия ва щтисоди Тоцикистон. Сурога: 734067, Ч,умхурии Тоцикистон, ш. Душанбе, к. Нахимов 64/14. [email protected]. Тел.: (+992) 907-90-00-50
Information about the author:
Akhmedov Khushbakht Anvarbegovich - senior lecture of the Department of Finance of the Tajik State University of Finance and Economic. Address: 734067, Republic of Tajikistan, Dushanbe, st. Nakhimov, 64/14. [email protected]. (+992) 907-90-00-50