инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.
Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается. Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод). Рассчитываемый объем товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.
Список литературы
1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Корпоративные финансы. Воронеж, 2015. - 180 с.
2. Жулина Е.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2013.
3. Кабанов В.Н. Модель линии безубыточности при исследовании добавленной стоимости // Синергия. 2016. № 1. С. 39-43.
4. Ковалева А.И., Привалова В.П. Финансы предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2013.
5. Легкий Н.М. Управление логистическими потоками на производстве // Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 4. С. 66-68.
Шмойлова А.И.
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: государственный долг, формы государственного долга, структура внешнего долга, национальная экономика, государственный бюджет.
Аннотация: в статье рассматривается государственный внешний долг России, его формы и структура. Анализируются тенденции в
области управления государственным долгом, а так же его положительное и отрицательное влияние на национальную экономику страны.
Keywords: government debt, government debt types, external debt structure, national economy, state budget.
Abstract: This article focuses on the government external debt of Russia, its types and structure. The article analyses the trends in government debt management, as well as its positive and negative impact on the national economy.
Проблема внешней задолженности в настоящее время является весьма актуальной для России. Возможность выплаты государственного внешнего долга - один из ключевых факторов экономической стабильности в стране. От правильности принимаемых решений долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность, состояние валютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка России. Таким образом, при формировании государственного бюджета правительство должно учитывать приемлемую для страны величину внешнего государственного долга.
Государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией [1].
Формами государственного долга в соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются:
1. кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2. государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
3. договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
4. договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
5. соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет [1].
Внешние займы осуществляются либо путем прямого получения кредитных средств от международных финансовых организаций, либо путем выпуска облигаций. В настоящее время структура внешнего долга России выглядит следующим образом (табл. 1).
Таблица 1 - Структура внешнего долга Российской Федерации (по состоянию на 1 марта 2016 года)
категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро
государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 49987,4 45237,4
задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба 805,3 728,7
задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ 414,3 374,9
задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 952,4 861,9
задолженность по внешним облигационным займам 35919,8 32506,6
задолженность по ОВГВЗ 5,3 4,8
прочая задолженность 20,2 18,3
государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 11870,1 10,742,2
Исходя из данных таблицы видно, что около 70% долга представлены задолженностью по облигациям внешнего займа, последний срок погашения по которым будет осуществлен только в 2043 году, а наибольшую сумму придется выплатить в 2030 году -12624,8 млн. долларов США.
Введение санкций в отношении российской экономики вызвали изменения в политике по управлению государственным внешним долгом. Необходимо одновременно достичь две цели: обеспечить финансирование дефицита консолидированного бюджета и способствовать развитию внутреннего финансового рынка. Для достижения этих целей планируется:
расширение перечня государственных долговых инструментов, в том числе ОФЗ, номинал которых индексируется в соответствии с
уровнем инфляции, и ОФЗ с плавающим купоном, привязанным к индикаторам денежного рынка;
создание механизма привлечения денежных средств на короткий период для обеспечения бесперебойной платежеспособности федерального бюджета;
расширение каналов коммуникаций с российскими и международными инвесторами, участниками финансового рынка, международными рейтинговыми агентствами в целях предоставления актуальной информации о текущей и прогнозируемой экономической ситуации;
разработка нормативно-правовой базы для перехода к более доходным стратегиям инвестирования части средств ФНБ с привлечением профессиональных участников финансовых рынков [2].
Кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором, сдерживающим экономической рост страны. На обслуживание государственного долга направляются большие средства федерального бюджета, вследствие чего возникает необходимость сокращения расходов на развитие национального производства, а также на социальные нужды, что, в конечном счете, негативно отразится на жизненном уровне населения.
Государственный внешний долг оказывает отрицательное влияние на экономику страны. Среди таких факторов можно выделить следующие [3-5]:
- чрезмерное увеличение государственного внешнего долга вынуждает правительство ограничивать инвестиционные капиталовложения в национальное хозяйство;
- увлечение государства заемными операциями способствует отвлечению солидных бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития страны;
- при чрезмерных внешних заимствованиях государства возникает зависимость отечественных финансов от международных;
- внешние государственные заимствования требуют погашения вместе с процентами.
Но помимо негативных последствий можно выделить так же и положительные аспекты влияния государственного долга на национальную экономику страны. Они заключаются в следующем [35]:
• главная выгода для страны при внешних заимствованиях -возможность привлекать в бюджет страны заемные ресурсы капитала и сохранять относительный размер долга;
• при дефиците бюджета увеличивается объема государственный долг, а при профиците возникает возможность погашать долг, соответственно при постоянном экономическом росте пополняется доходная часть бюджета, способствующая уплате процентов по государственному долгу;
• при долговременном выпуске долговые обязательства, покупающиеся физическими и юридическими лицами, способствуют организации сбережений населения и их инвестирования.
Таким образом, государственный внешний долг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на национальную экономику России. Формирование и регулирование внешнего долга является важнейшим аспектом оказывающим влияние на состояние государственных финансов, инвестиционного климата страны, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Изучая влияние государственного долга на национальную экономику страны можно выделить следующую закономерность: чем больше сумма долга, тем обременительнее его воздействие на экономику.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Рос. Фед.: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ : в ред. федер. закона от 15 февраля 2016 г. № 23-ФЗ // Собр. закон. Рос. Федер. 2016. № 7. Ст. 911.
2. Гриценко А.Н. Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 78-80.
3. Нальгиева Х.Л. Государственное регулирование кризисных ситуаций: основные подходы и проблемы// Современный ученый. 2016. № 1. С. 7-8.
4. Миньковская М.В., Коломыцева А.О. Когнитивный анализ условий перехода на принципы стимулирующего налогообложения: микроэкономический аспект // Синергия. 2016. № 3. С. 43-50.
5. Терейковская И.А. Государственный долг России: причины, последствия, регулирование // Проблемы современной экономики. 2015. № 4. С. 45-50.