МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИИ
УДК 378.2
Вера Игоревна Скоробогатова,
к.ю.н., директор ФГБНУ «Главэксперт-центр»
Эл. почта: [email protected]
Автор рассматривает необходимость официального утверждения Национальной рамки квалификаций Российской Федерации, необходимой для обеспечения сравнимости национальных квалификаций с квалификациями, выдаваемыми в других странах. Также наличие НРК является важным инструментом интеграции российского образования в Европейское пространство высшего образования. В статье подробно представлен авторский анализ уровней квалификаций в Европейской рамке квалификаций и установление соответствия этим уровням путей в российской системе образования и обучения.
Ключевые слова: национальная рамка квалификаций, профессиональные стандарты, уровни квалификаций, компетенции, Европейское пространство высшего образования.
Vera I. Skorobogatova,
PhD, Director FGBNU «Glavexpertcentr» E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK OF RUSSIA
The author examines the need for the approval of the National Qualifications Framework of the Russian Federation which is necessary to ensure comparability of national qualifications with qualifications issued in other countries. Also, the presence of the NQF is an important tool for the integration of Russian education in the European Higher Education Area. The article presents the author's detailed analysis of the levels of qualifications in the European Qualifications Framework and the establishment of compliance with these paths levels in the Russian system of education and training.
Keywords: national qualifications framework, professional standards, the levels of qualifications, competences, European Higher Education Area.
Квалификационные рамки, в связи с принятием комплексных образовательных мер министрами Болонского процесса в 2005 году, являются главным элементом Европейского пространства высшего образования. Квалификационные рамки обеспечивают систематическое описание полного диапазона квалификаций в пределах данной системы образования, как и путей, которые могут провести ученика между ними. Квалификации должны быть описаны таким способом, чтобы полностью покрыть цель образования, поэтому структура должна быть многомерной.
Развитие квалификационных рамок - задача не только для высшего образования и Болонского процесса. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №2 148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» были приняты уровни квалификаций для дальнейшей разработки профессиональных стандартов и их сертификации.
Вместе с тем, дискуссия о сути и задачах этой работы не завершена и не достигла своей цели: формирование системы подготовки профессиональных кадров, полностью отвечающей современным требованиям. Она также не привела к принятию правового документа, утверждающего Национальную рамку квалификаций России, поскольку имеются различия в подходах различных групп специалистов с позиции содержания ее разделов/уровней, применяемой терминологии и некоторых других аспектов.
Национальные рамки квалификаций направлены на решение следующих основных задач:
- упорядочить все квалификации в единой структуре, определяющей их взаимосвязь и динамику последовательного перехода от нижестоящей квалификации к той, которая расположена выше в иерархической системе;
- обеспечить сравнимость национальных квалификаций с квалификациями, выдаваемыми в других странах;
- формировать механизмы признания квалификаций, полученных в ходе предыдущей трудовой деятельности, а также в результате формального и неформального обучения в качестве основы эффективного развития рынка труда и реализации стратегии обучения в течение всей жизни [1, с. 78].
Национальная рамка квалификаций России - это системное и структурированное по обоснованным и принятым уровням описание в наиболее обобщенной форме квалификаций, формируемых системой профессионального образования и профессиональной подготовки Российской Федерации с использованием всех ее ресурсов:
- локализованных в формальных секторах и подсекторах;
- существующих и постоянно обновляющихся, наиболее гибких и отзывчивых на реальные потребности рынка труда ресурсов неформальных и спонтанных видов профессиональной подготовки.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (далее - НРК России) и содержащиеся в ней квалификации основываются на результатах профессионального образования и обучения, а сами квалификации соотносятся с системой зачетных (для высшего образования) и других учетных единиц, в которых измеряется объем выполненной учебной работы, требуемый для получения квалификации.
НРК России охватывает все без исключения существующие квалификации, а также предполагает включение в нее новых квалификаций, возникающих по мере развития системы профессионального образования и подготовки в ответ на потребности рынка труда.
НРК России разработана с учетом международного опыта и практики применения национальных структур квалификаций: Европейской структуры квалификаций для образования на протяжении жизни [5], Структуры
Экономика, Статистика и Информатика
249
№6(2), 2014
_
квалификаций ЕПВО [6], и отражает внутреннее развитие российской системы образования и подготовки кадров, ее традиции и специфику.
Применение НРК России позволяет решать следующие задачи:
- установление общей системы координат для результатов обучения и уровней компетенций, получаемых в системе профессионального образования и подготовки, включающей использование неформальных ресурсов подготовки и саморазвития;
- формирование общей стратегии развития системы профессионального образования и обучения и интеграции всех ее элементов;
- установление прочной взаимосвязи между системой профессионального образования и обучения и рынком труда;
- координирование методов и процедур обеспечения качества профессионального образования и обучения во всех секторах и формах;
- развитие процедур оценки результатов профессионального образования и обучения, а также сертификации существующих и появляющихся новых квалификаций, затребованных рынком труда;
- формирование отраслевых структур квалификаций, которые учитывают специфические черты систем профессионального образования и обучения для потребностей развития конкретных отраслей;
- обеспечение прозрачности и понятности профессиональных квалификаций для всех пользователей: обучающихся, работодателей, органов управления и организаций системы профессионального образования и обучения, профессиональных объединений;
- проектирование различных вариантов индивидуальных траекторий квалификационного роста как в рамках формальных институтов профессионального образования и подготовки, так и с использованием возможностей неформальных ресурсов обучения в течение жизни, способствующих повышению квалификационного уровня;
- разработка на единой методологической основе профессиональных и образовательных стандартов.
При этом следует отметить, что при разработке профессиональных стандартов важным вопросом является классификация сферы труда. В этой связи следует согласиться с ведущими российскими учеными о разработке на национальном уровне принципиально нового справочника/ классификатора профессий и квалификаций, сформированного на основе принципов, позволяющих увязать требования к работникам с укрупненными направлениями образовательных программ образования и уровням квалификации [2, с. 9].
НРК России является табличным описанием уровней квалификаций, определенных в соответствии с установленной законодательством системой квалификаций. Каждый уровень сопровождается описанием его квалификаций в терминах результатов обучения: знания, умения, компетенции.
Уровни и их описания в НРК России должны отражать специфические черты российской системы профессионального образования и профессиональной подготовки. Поэтому в НРК России выделено 9 уровней. Восемь уровней по основным характеристикам совпадают с уровнями ЕСК. Девятый уровень отражает особенность подготовки кадров высшей квалификации в рамках института докторантуры, которого не существует в других странах.
1-й уровень: обучение новых рабочих кадров, как правило, непосредственно на рабочем месте в форме инструктажа и изучения стандартного короткого курса при наличии, как минимум, основного общего образования.
Примечание: Подготовка новых рабочих (уровни 1 и 2), как правило, охватывает лиц в возрасте от 15 лет (с учетом продолжительности теоретической подготовки до наступления возраста 16 лет) и старше, поскольку российское законодательство позволяет заключать трудовой договор с работником, которому исполнилось шестнадцать лет.
2-й уровень: профессиональное обучение новых рабочих кадров (курсы центров обучения и/или подготовка на рабочем месте) при
наличии образования не ниже основного общего.
3-й уровень: подготовка квалифицированных рабочих/служащих на базе основного и среднего общего образования аккредитованными организациями, осуществляющими программы, разработанные с учетом требований рынка труда на основе ФГОС СПО, продолжительностью 1 год на базе среднего общего образования.
4-й уровень: подготовка квалификаций первого уровня профессионального образования аккредитованными организациями, осуществляющими программы, разработанные с учетом требований рынка труда на основе ФГОС СПО, продолжительностью 2 года на базе среднего общего образования.
5-й уровень: подготовка квалификаций первого уровня профессионального образования аккредитованными организациями, осуществляющими программы, разработанные с учетом требований рынка труда на основе ФГОС СПО, продолжительностью 3 года и более на базе среднего общего образования.
6-й уровень: подготовка квалификаций второго уровня профессионального образования (бакалавр) аккредитованными образовательными организациями по программам общенаучной и профильной профессиональной направленности.
7-й уровень: подготовка квалификаций третьего уровня профессионального образования (специалист, магистр) аккредитованными образовательными организациями по программам теоретической и практической подготовки по специальности и специализации.
8-й уровень: подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре)
9-й уровень: подготовка диссертации в организации, соответствующей установленным требованиям и обеспечивающей подготовку диссертаций в докторантуре.
В целях обоснования объективного соотнесения уровней НРК России с уровнями ЕРК (Европейская рамка квалификаций) представим таблицу, в которой каждому уровню ЕРК, выраженному в наиболее об-
№6(2), 2014
250
Обобщенные характеристики уровней квалификаций в ЕРК и установление соответствия этим уровням путей в российской системе образования и обучения
Уровни
Общие характеристики уровней ЕРК и соответствующих им квалификаций
Пути обучения и образования в России, ведущие к квалификациям, соответствующим уровням НРК
С|) *
О X
о
£ *
0)
О ч 0) ч
О
ч *
0)
X
-8-
о
73 £ 0)
ч *
0)
Простые и стабильные контексты обучения, ведущие к освоению первичных базовых знаний и умений.
Обучение, как правило, на базе основного или среднего общего образования, в форме инструктажей и коротких курсов со значительной долей самоподготовки, может осуществляться посредством неформального и спонтанного обучения. В случае формализованного обучения осуществляется под руководством и контролем наставника. Методы обучения: классные (теоретические) занятия, которые дополняются самостоятельным изучением стандартных материалов, и практическая подготовка в процессе работы на предприятии под наблюдением опытного работника или наставника. Содержание обучения подчинено стандартам. Система обеспечения качества обучения находится в ведении предприятия. Получение квалификации уровня 1 открывает возможность дальнейшего обучения и доступ к работе низкой квалификации. Этот уровень является началом обучения в течение жизни.
Подготовка новых рабочих, в основном, является индивидуальным обучением непосредственно на рабочем месте в форме инструктажа и стандартного короткого курса, проводимого опытным работником данного предприятия и/или изучаемого самостоятельно, (например: в сельскохозяйственных производствах: работники животноводческих ферм и растениеводческих бригад; начальные рабочие профессии в строительстве, а также грузчики, упаковщики, комплектовщики и другие). Срок обучения - от 2 недель до 1 месяца; Заканчивается обучение аттестацией полученной подготовки и изданием приказа о присвоении начальной квалификации (1 или 2 разрядов).
ю -2
К)
о
Стабильный контекст обучения и ориентация на расширение базовых знаний и умений. Обучение на базе основного общего и среднего образования осуществляется в рамках формализованных курсов и привязаны к практической трудовой деятельности. Обычно реализуется в центрах обучения или непосредственно на предприятии. Обучение может также осуществляться как неформальное образование. В формальном контексте обучения знания и умения осваиваются под руководством и контролем преподавателя и/или преподавателя-наставника. Содержание обучения стандартизировано.
Обеспечение качества находится в ведении соответствующих управленческих структур, ответственных за предприятие.
Достижение квалификаций уровня 2 открывает доступ к программам обучения для получения последующих профессиональных квалификаций и трудовой деятельности. Этот уровень дает доступ к обучению в течение жизни.
Профессиональное обучение рабочих (служащих), преимущественно, среднего общего образования реализуется в двух видах:
1. Индивидуальное и групповое обучение непосредственно на предприятии, включающее не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют от 2 до 4 месяцев в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.
2. Курсовая подготовка в учебных комбинатах или центрах. Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебных комбинатах, на постоянно действующих курсах. Сроки такой подготовки могут варьировать от 2 до 8 месяцев. Аттестация - в форме экзамена с выдачей свидетельства и присвоением квалификационного разряда. Например: рабочий сборочного производства, аппаратчик, повар, кондитер, официант и другие.
Контексты обучения для освоения и демонстрации компетенций данного уровня достаточно стабильные. Обучение осуществляется, как правило, на базе старшей ступени средней школы в колледжах и центрах обучения. Обычно ассоциируется с базовым профессиональным обучением в конкретной области. Квалификации уровня 3 являются основой для осуществления разнообразных трудовых функций. Основные характеристики обучения: - под руководством и контролем преподавателя; - содержание курсов стандартизировано.
Обеспечение качества образования уровня 3 находится в ведении соответствующих управленческих структур.
Подготовка квалифицированных и служащих рабочих осуществляется на базе основного общего и среднего общего образования организациями, получившими аккредитацию и осуществляющими программы, разработанные с учетом требований рынка труда на основе ФГОС СПО. Программы регламентируют цель, ожидаемые результаты обучения, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной профессии; обновляются на систематической основе во взаимодействии с промышленными предприятиями и организациями. По результатам итоговой аттестации выдается диплом с присвоением квалификации рабочего/служащего 3-4 разрядов. Срок
ю
-2 Iva
N) О
Уровни Общие характеристики уровней ЕРК и соответствующих им квалификаций Пути обучения и образования в России, ведущие к квалификациям, соответствующим уровням HPK
Квалификации уровня 3 обычно открывают доступ к полуквалифицированной трудовой деятельности, к дальнейшему обучению и высшему образованию. Этот уровень является исходным для обучения в течение жизни для значительной доли обладателей квалификаций. освоения программы: 1 год - на базе среднего общего образования и 2,5 года - на базе общего среднего образования (с получением среднего общего образования). Обеспечение качества образования является ответственностью местных органов управления образованием, а также систем управления конкретной производственной сферой.
4 Уровень 4 предполагает завершение полного среднего образования и профессионального образования в различных учебных заведениях. Содержание образовательных программ стандартизованное и регулируется компетентными структурами в рамках данной области. Уровень 4 открывает доступ к высшему образованию, а также к трудовой деятельности по рабочим профессиям и в службах с высокими квалификационными требованиями. Обладатели квалификаций 4 уровня, как правило, выбирают траекторию либо продолжения обучения (включая высшее образование), либо трудовой деятельности в качестве квалифицированных работников. Этот уровень открывает возможность дальнейшего углубленного обучения, в том числе, неформальными путями, позволяет выполнять работу самостоятельно, а также осуществлять функции координации действий на объекте работ. Подготовка квалификаций первого уровня профессионального образования на базе основного общего и среднего общего образования организациями, получившими аккредитацию и осуществляющими программы, разработанные с учетом требований рынка труда на основе ФГОС СПО. Программы регламентируют цель, ожидаемые результаты обучения, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной профессии; обновляются на систематической основе во взаимодействии с промышленными предприятиями и организациями. По результатам итоговой аттестации выдается диплом с присвоением квалификации рабочего/служащего 4-5 разрядов. Срок освоения программы: 2 года - на базе среднего общего образования и 3,5 года - на базе общего среднего образования (с получением среднего общего образования). Обеспечение качества образования является ответственностью местных органов управления образованием, а также систем управления конкретной производственной сферой.
5 Квалификации уровня 5 присваивают высококвалифицированным техническим работникам и специалистам среднего уровня. Данный уровень квалификаций связывает среднее и высшее образование. Квалификации этого уровня ассоциируются с «кратким циклом» (в рамках первого цикла) квалификаций, разработанных в ходе Болонского процесса, и основаны на изучении продвинутых учебных материалов и технологий обучения. Обучение на данном уровне требует проявления самостоятельности обучающегося и предполагает освоение стандартных процедур и знаний. Обеспечение качества осуществляется посредством экспертной оценки и применения утвержденных процедур, регулируемых соответствующим уровнем управления образованием и подготовки. Квалификации уровня 5 дают доступ к высшему образованию уровня 6 (часто с зачетом определенного объема образования/зачетных единиц), к занятости на высококвалифицированной работе или продвижению по карьерной лестнице за счет признания способностей в данной деятельности. Открывают доступ к начальным управленческим должностям. Подготовка квалификаций первого уровня профессионального образования на базе основного общего и среднего общего образования организациями, получившими аккредитацию и осуществляющими программы, разработанные с учетом требований рынка труда на основе ФГОС СПО. Программы регламентируют цель, ожидаемые результаты обучения, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной профессии; обновляются на систематической основе во взаимодействии с промышленными предприятиями и организациями. По результатам итоговой аттестации выдается диплом с присвоением квалификации специалиста среднего звена. Как правило, это программы углубленной подготовки. Срок освоения программы: 3-4 года - на базе среднего общего образования. Могут рассматриваться как основа для разработки программ подготовки профессионально-ориентированных бакалавров. Обеспечение качества образования является ответственностью местных органов управления образованием, а также систем управления конкретной производственной сферой.
6 Обучение для получения квалификации уровня 6, как правило, реализуется в учебных заведениях высшего образования. Однако трудовая среда также создает достаточно требовательный контекст формирования квалификации: отраслевые и профессиональные организации осуществляют признание обучения, реализованного в рамках такой траектории. Базой обучения на уровне 6 является общее среднее образование. Оно требует учебных материалов продвинутого уровня и включения аспектов, отражающих передовые рубежи соответствующей области изучения. Такие квалификации получают выпускники, работающие в качестве профессионалов-носителей знаний или в качестве профессиональных менеджеров. Подготовка квалификаций второго уровня профессионального образования (бакалавр) осуществляется аккредитованными образовательными организациями по программам общенаучной и профильной профессиональной направленности, которые содержат значительный компонент фундаментальных знаний и навыков самостоятельного освоения знаний и саморазвития. Обеспечение качества образования является ответственностью государственных органов управления при сотрудничестве с общественными и профессиональными структурами аттестации качества подготовки специалистов.
Ci) *
О х о £ s я D)
О ч Q>
4
5
о
4
5
X В)
X
€■ о "Ö ш
В)
4
5
X В)
ю
-2 "м
N)
о
Уровни Общие характеристики уровней ЕРК и соответствующих им квалификаций Пути обучения и образования в России, ведущие к квалификациям, соответствующим уровням HPK
Квалификации уровня 6 ассоциируются с первым циклом квалификаций высшего образования, разработанным в ходе Болонского процесса. Обучение обычно ведется преподавателями и экспертами в форме аудиторного обучения и/или в форме практического наставничества. Обучающиеся получают ограниченный диапазон теоретического содержания и практических методов, но должны иметь готовность к проявлению самостоятельности в проведении исследований и решении проблем. Обеспечение качества в большой степени определяется аттестационными нормами и требованиями, а также оценкой образовательной организации, уполномоченной третьей стороной по установленным процедурам и требованиям. Квалификации уровня 6 открывают доступ к выполнению широких профессиональных функций и, как правило, к управленческим должностям и профессиональной карьере. Открывают доступ к продолжению обучения на других уровнях высшего образования. Квалификация/диплом выдается после сдачи государственных экзаменов и защиты квалификационной работы. Открывает доступ к профессиональной деятельности на всех должностях, требующих квалификаций высшего профессионального образования, и к продолжению образования по программам магистратуры.
7 Подготовка носит высокоспециализированный характер и осуществляется в институтах высшего образования на базе и в развитии образования, полученного на уровне 6. Это квалификации могут быть достигнуты профессионалами и менеджерами самого высокого уровня. Квалификации уровня 7 ассоциируются со вторым циклом квалификаций высшего образования (в терминологии Болонского процесса). Квалификации уровня 7 ассоциируются с интенсивной самостоятельной работой, выполняемой совместно с другими профессионалами того же уровня квалификации. Обычно предполагается определенное руководство обучающихся со стороны других, работающих на высоком квалификационном уровне в данной области. Обеспечение качества на данном уровне в значительной степени определяется индивидуальной аттестацией равными по статусу специалистами, а также оценкой образовательной организации по установленным процедурам. Квалификации уровня 7 дают доступ к занятости и карьерному росту в области специализации или в смежной области. Открывают доступ к следующему уровню высшего образования (углубленная специализация). Подготовка квалификаций третьего уровня профессионального образования (специалист, магистр) осуществляется аккредитованными образовательными организациями по программам теоретической и практической подготовки по специальности и специализации, обеспечивает готовность к различным видам инновационной деятельности с приобретением устойчивых навыков самостоятельного освоения знаний и саморазвития. Обеспечение качества образования является ответственностью государственных органов управления при сотрудничестве с общественными и профессиональными структурами аттестации качества подготовки специалистов. Квалификация/диплом выдается после сдачи государственных экзаменов и защиты квалификационной работы. Открывает доступ к профессиональной деятельности на высших должностях и продолжению образования по программам подготовки кадров высшей квалификации.
8 Обучение в высоко- специализированной области знаний обычно реализуется в специализированных учебных заведениях высшего образования. Обучающиеся, достигшие данного уровня квалификации, должны продемонстрировать системное понимание области изучения и мастерство в части умений и методов исследований в определенной области. Квалификации уровня 8 относятся к третьему циклу квалификаций высшего образования в рамках Болонского процесса. Обучение на данном уровне, в основном, самостоятельное и осуществляется под руководством высококвалифицированных экспертов. Люди, обучающиеся на данном уровне, обычно сами являются наставниками других обучающихся, стремящихся к достижению высокого профессионального уровня. Подготовка отвечает требованиям, обязательным при реализации программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре). Реализуются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с лицензией, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Выполнение программы и защита диссертации на соискание ученой степени является условием присвоения высшей квалификации - ученая степень «кандидат наук». В диссертационной работе должно содержаться решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний или изложение научно обоснованных разработок, имеющих существенное значение для экономики.
ю
-2 Iva
N) О
Уровни Общие характеристики уровней ЕРК и соответствующих им квалификаций Пути обучения и образования в России, ведущие к квалификациям, соответствующим уровням HPK
8 Обеспечение качества в значительной степени определяется экспертной оценкой, проводимой равными по статусу специалистами-исследователями, а также выполнением установленных процедурных требований к образовательным организациям. Квалификации уровня 8 дают доступ к занятости в специализированных областях и карьерному росту на должностях, связанных с исследованиями, научной работой и лидерством. Присуждается ученая степень диссертационным советом и утверждается Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК) Министерства науки и образования РФ. Дает право участвовать в конкурсе на замещение должности доцента, старшего научного сотрудника, заведующего кафедрой, лабораторией и аналогичными подразделениями в вузе или научно-исследовательском учреждении. Является необходимым условием для претендента на поступление в докторантуру.
9 В ЕРК такого уровня нет. Подготовка квалификации уровня 9 осуществляется в соответствии с индивидуальным планом проведения научных исследований и подготовки диссертации в организации, соответствующей установленным требованиям и обеспечивающей подготовку диссертаций в докторантуре. Диссертация является научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение либо как решение крупной научной проблемы, имеющие важное социально-культурное или хозяйственное значение; либо дается изложение научно-обоснованных технических, экономических или технологических решений, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны. Ученая степень «доктор наук» присуждается Президиумом ВАК на основании ходатайства диссертационного совета. Дает право присвоения ученого звания «профессор», а также занимать высшие управленческие должности в научных и образовательных организациях.
_
щих характеристиках, соотнесены пути профессиональной подготовки на протяжении всей жизни, которые предоставляются российской системой образования и обучения и обеспечивают получение сопоставимых уровням ЕРК российских квалификаций (таблица). Предполагается, что институты и методы контроля качества в ЕПВО и России сопоставимы, поскольку применяют общие рекомендации обеспечения качества в профессиональном образовании [3].
Данная таблица может служить важным соединяющим звеном между НРК России и ЕРК и позволяет установить соотношение их уровней. Уровни от 1 по 8 НРК России в такой интерпретации будут соответствовать уровням 1-8 ЕРК. Уровень 9 НРК России соответствует уровню 8 ЕРК.
Представленная выше методология разработки Национальной рамки квалификаций России делает возможным для Министерства образования и науки Российской федерации и другим компетентным органам страны в законодательном порядке оформить принятие ее для российской системы образования в канун очередной Конференции министерского уровня государств-участников Европейского пространства высшего образования и Форума политики осуществления Болонского процесса, которые состоится в 14-15 мая 2015 г. в Ереване, Армения.
Разработчики европейских квалификационных рамок считают, что
потенциально современные национальные квалификационные рамки выполняют более значимую роль, чем просто классификаторы (ква-
лификационные сетки). Их цель -дать новое определение того, как способы получения квалификации соотносятся друг с другом, как они оцениваются, и в конечном итоге используются сообществом. Тем самым современные национальные квалификационные рамки могут быть охарактеризованы как «инструменты видения», затрагивающие образование и учебные практики, и бросающие вызов существующим профессиональным и отраслевым интересам. Создание национальных квалификационных рамок - это больше, чем договоренность о ряде технических характеристик (иерархия уровня обучения). Это создание платформы для (межведомственного и межотраслевого) диалога и в конечном итоге для взаимного доверия [4].
Литература
1. В.И.Скоробогатова, Г. А. Лу-кичев Опыт формирования национальных структур квалификаций// Сборник тезисов Международной конференции «Признание иностранного образования и квалификации: современные подходы. Роль информационных ресурсов». Москва, 4-5 декабря 2014. // Сборник тезисов. - М.: ФГБНУ «Главэксперт-центр», 2014. - 110с.
2. О.Н.Олейникова, А.А. Муравьева Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций. Методическое пособие. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011. - 72 с.
3. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. - 58 с.
4. Bjornavold J. and Coles M. Added value of national qualifications frameworks in implementing the EQF. -Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2010 - 92 p.
5. http://www.ehea.info/Uploads/ QF/Bologna_Framework_and_Certi-fication_revised_29_02_08.pdf (дата посещения 29.11.2014 г.)
6. http://www.ehea.info/Uploads/ QF/050520_Framework_qualifications. pdf (дата посещения 29.11.2014 г.)
References
1. V.I.Skorobogatova, G.A. Lu-kichev Experience of formation of national structures of qualifications// Sbornik tezisov Mezhdunarodnoj konferencii «Priznanie inostran-nogo obrazovaniya i kvalifikacii: sovremen-nye podhody. Rol informa-cionnyh resursov». Moskva, 4-5 dekabrya 2014. // Sbornik tezisov. - M.: FGBNU «Glavekspertcentr», 2014. - 110s.
2. O.N.Olejnikova, A.A. Muravjeva Professional standards as basis of formation of a frame of qualifications. Methodical textbook. M.: ANO Centr IRPO, 2011. - 72 s.
3. Standards and recommendations for a quality assurance of the higher education in the European space. Joshkar-Ola: Akkreditaciya v obrazovanii, 2008. - 58 s.
4. Bjornavold J. and Coles M. Added value of national qualifications frameworks in implementing the EQF. -Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2010 - 92 p.
5. http://www.ehea.info/Uploads/ QF/Bologna_Framework_and_Certi-fication_revised_29_02_08.pdf (date of access 29.11.2014 г.)
6. http://www.ehea.info/Uploads/ QF/050520_Framework_qualifica-tions.pdf (date of access 29.11.2014 г.)
Экономика, Статистика и Информатика
255
№6(2), 2014