УДК 378.225
И. А. ФЁДОРОВА
Омский государственный педагогический университет
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ РАМОК КВАЛИФИКАЦИЙ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС
В статье рассмотрен вопрос о соотношении понятий «рамка квалификации» и «национальная рамка квалификации» в европейской системе высшего образования, предпосылок создания и особенности построения Российской национальной рамки квалификации. Отражены структура и содержание национальных рамок квалификаций в России, Германии и Великобритании и проведен их сравнительный анализ. Автор представляет результаты анализа документов, касающихся рамок квалификаций в области высшего образования в странах ЕС и России.
Ключевые слова: европейская рамка квалификаций, национальные рамки квалификаций, компетенции, многоуровневая система образования.
Профессиональное образование всех уровней является сферой, которая в значительной степени влияет на формирование и развитие общества, поэтому разобщенность европейских образовательных систем была признана препятс твием для решения задач формирования единой Европы, в рамках которой должно быть обеспечено свободное передвижение рабочей силы, товаров и капитала. В этой связи особую важность приобретает разработка и функционирование национальных рамок квалификаций как механизма обеспечения сопоставимости и сравнимости квалификаций и дипломов.
Рамка квалификаций представляет собой системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение, осущес твляется взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.
Европейская рамка квалификаций (ЕРК) является метасистемой, предназначенной для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций и дипломов, и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на Европейском континенте (1, с. 40).
Основные задачи ЕРК:
— установление общей системы координат для результатов обучения и уровней компетенции, для чего уровни и их описания формулируются в общем виде, что обеспечивает охват всего многообразия квалификаций, существующих на уровне национальных систем и отраслей;
— стать «средством перевода», позволяющим сравнивать результаты обучения в различных системах;
— задать общее понимание вопросов обеспечения качества образования.
— задать общую систему координат для структур, ответственных за признание результатов образования и обучения;
— задать общую систему координат для органов управления образованием и учебных заведений в части сравнения предлагаемого обучения с обучением в других странах [ 1, с. 40].
Европейская рамка квалификаций включает следующие компоненты:
— циклы обучения;
— описание квалификаций и результатов обучения;
— диапазоны кредитов в Европейской системе взаимозачета академических кредитов.
ЕРК в области высшего образования включает три основных цикла:
— первый цикл (бакалавр, специалист и др.);
— второй цикл (магистр и др.);
— третий цикл (доктор и др.).
Результаты обучения и полученная квалификация описывается с помощью дескрипторов. Дескрипторы — это описания того, что должен знать, понимать и/или уметь обучаемый по завершении учебной программы. Система дескрипторов является инвариантной, то есть не привязанной к конкретному образовательному контексту, что облегчает сопоставление различных систем сертификации. В Болонском процессе рассматриваются Дублинские дескрипторы для квалификаций/степеней высшего образования:
— знания и понимание;
— применение знаний и понимания;
— выражение суждений;
— коммуникативные способности;
— способности к учебе[21.
За счет дескрипторов устанавливается преемственная связь между квалификациями различных уровней, существующих на разных ступенях систе-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010
мы образования, что видно из таблицы 1, в которой представлено описание характеристик знания и понимания на 5 — 8 уровнях Европейской рамки квалификации, соответствующие высшему образованию.
Для каждого цикла, кроме третьего, ЕРК определяет соответствующий диапазон кредитов, определенных Европейской системой переводных зачетных единиц — ЕСТЯ:
— первый цикл: 180-240 ЕСТЯ;
— второй цикл: 90-120 ЕСТЯ [1].
Таким образом, Европейская рамка квалификаций и развитие интеграционных процессов в рамках Болонского процесса на ближайшие годы являются важнейшими внешними ориентирами либерализации систем управления, классификации и стандартизации в образовательных системах. К настоящему моменту на базе Европейской рамки страны Европейского союза и страны — участницы Болонского процесса начали разработку национальных рамок квалификаций.
Национальная рамка квалификации (НРК) представляет собой механизм классификации и типоло-гизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций. НРК позволяет соотнести квалификации различных уровней и типов на основании набора общих и согласованных дескрипторов/описаний, что обеспечит прозрачность квалификаций и позволит создать новые траектории перехода от образования к трудовой деятельности и устранит препятствия к обучению за счет внедрения новых систем оценки [3].
В целом Европейская рамка квалификации и созданные на ее базе национальные рамки квалификации призваны решить следующие задачи:
• помочь правительству сравнивать квалификации и устанавливать надежные стандарты;
• обеспечить мобильность (возможность переноса) квалификаций;
• обеспечить ясность в отношении компетенций, умений и квалификаций, востребованных сферой труда;
• способствовать созданию механизмов обеспечения качества, например, в случае их использования для целей аккредитации;
• обеспечить эффективную работу обучающих структур путем предоставления единых, понятных всем критериев описания квалификаций и механизмов обеспечения качества;
• помочь работодателям посредством единых понятных всем критериев описания квалификаций и механизмов обеспечения качества и способов определения отличия национальных квалификаций от квалификаций, не имеющих этого статуса;
• помочь гражданам в описании широкого уровня их компетенции при найме на работу [4, с. 12].
Создание национальной системы квалификации обусловлено внешними и внутренними причинами. Внешние причины определяются условиями перехода российского образования на болонскую систему, а именно: взаимное признание дипломов и квалификаций с целью повышения конкурентоспособности российского образования на европейском образовательном пространстве, и расширение возможностей трудоустройства выпускников на европейском рынке труда. Внутренние причины необходимости создания национальной системы квалификации связаны с разрывом между спросом и предложением рабочей силы на российском рынке труда. Работодате-
лей не удовлетворяет компетенция работников, и они все чаще заявляют о проблеме кадрового голода. Это связано с тем, что ни студенты, ни работодатели не имеют четкого представления о знаниях, умениях, компетенциях, владение которыми предполагает полученная квалификация, что проявляется, в частности, инертностью в восприятии квалификации «бакалавр» в российском обществе. В связи с этим система отечественного профессионального образования начинает переход на программы образования, основанные не на сроках обучения, а на результатах обучения, или на компетенциях (требованиях рынка труда). Для этого создается национальная система квалификаций, включающая в себя в себя набор взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих элементов, таких как:
— отраслевые рамки квалификаций;
— профессиональные и образовательные стандарты;
— национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях [5, с. 1].
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран — участниц Болонского и Копенгагенского процессов. По своему основному назначению, Национальная рамка квалификаций Российской Федерации является инструментом сопряжения сфер труда и образования.
НРК РФ строится на основании принципов, свойственных рамочным структурам и других европейских стран: преемственности уровней и прозрачности квалификаций; иерархии квалификаций (уровней), связанных с инфраструктурой системы образования РФ; сопоставимости с Европейской системой квалификации.
По своей структуре ЕСК РФ представляет собой основанную на дескрипторах (шаблонов описаний) рамку квалификаций, являющуюся инструментом развития и классификации квалификаций в соответствии с рядом критериев, установленных для определения уровней полученного обучения.
Описание квалификационных уровней в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации строится на основе трех обобщённых показателей деятельности, которые в целом отражают рекомендации Европейской рамки квалификации:
— широты полномочий и ответственности (показатель, определяющий общую компетенцию работника);
— сложности деятельности (показатель, определяющий требования к умениям и зависящий от таких особенностей профессиональной деятельности, как вариативность способов решения профессиональных задач или степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития);
— наукоемкости деятельности (показатель, определяющий требования к знаниям, и зависящий от таких особенностей профессиональной деятельности, как объём и сложность используемой информации, инновационность знаний; степени их абстрактности).
Сравнение характеристик знания и понимания в ЕРК высшего образования
Уровень 5 Уровень 6 Уровень 7 Уровень 8
Использовать_широкие теоретические и практические знания в рамках специализированной части какой-либо области и демонстрировать понимание ограниченности базы знаний. Использовать_глубокие теоретические и практические знания в конкретной области. Часть знаний находится на передовом рубеже области и требует критического понимания теории и принципов. Использовать высокоспециализированные теоретические и практические знания, часть из которых находится на передовом рубеже знаний в данной области. Эти знания составляют основу для оригинальности при разработке и/или применении идей. Критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи, которые находятся на самом передовом рубеже и являются в высокой степени специализированными. Расширять или переосмысливать существующее знание и/или профессиональную практику в рамках области или на стыке областей науки.
Таблица 2
Сравнительный анализ содержания национальных рамок квалификации в области высшего образования в России и странах ЕС
Россия Германия Великобритания
Дескрипторы 1. Широта полномочий и Ответств енно сть. 2. Сложность деятельности. 3.Наукоемкости деятельности. І.Знание и понимание. 2.Умения. 1. Знания и понимание. 2.Применение знаний и понимания. 3.Выражение суждений. 4.Коммуникативные способности. 5.Способности к учебе.
Содержание Общие положения
• на каждом из уровней отражен характер знаний и область их применения; • на каждом из уровней описан характер умений и степень личной ответственности за их применение; • от уровня к уровню усложняется содержание знаний, расширение области применения, увеличивается уровень ответственности за деятельность.
Специфические положения
• каждый из показателей сопряжен с показателями профессиональной деятельности: наукоемко-стью, сложностью, широтой полномочий и ответственностью; • определены пути достижения каждого из квалификационных уровней. каждый показатель предстает объемным и динамичным. Показатель «Знание и понимание» раскрывается в двух плоскостях: расширение (Ш188еп8УегЬгеИегипд) и углубление (Ш188еп8УегИеГипд) знаний. Показатель «Умения» включает инструментальную, системную и коммуникативную компетенцию. • на каждом из уровней (кроме докторантуры) присутствует такой компонент, как «осознание степени ограниченности знаний для осуществления деятельности и способность к дальнейшему пополнению знаний и совершенствованию умений; • на каждом из уровней описывается та или иная степень сформированности умения «передавать информацию различным группам людей».
Развитие перечисленных показателей от уровня к уровню образования и составляет основное содержание дескрипторов [5, с. 3].
На данный момент национальная рамка квалификаций является относительно новым документом. Национальные рамки квалификации таких стран ЕС, как Великобритания (Англия, Шотландия и Уэльс), Франция, Мальта представляют собой полноценное ядро национальной системы квалификации. Национальная рамка квалификации Германии находится в финальной стадии разработки. Рассмотрим особенности структуры национальных рамок квалификации в Великобритании, Германии и России.
Структура НРК РФ представляет собой двухмерную матрицу, составленную в координатах «Уровень образования» — «Дескрипторы по основным результатам образования» (применение знаний, применение умений, профессионально-личностные компетенции»). При этом каждый уровень образования соответствует Европейской рамке квалификации в области высшего образования:
1. Бакалавриат.
2. Магистратура.
3. Аспирантура.
4. Докторантура.
Последний уровень отражает традиционную специфику классификации квалификационных уровней в Российской Федерации. Это отвечает инфраструктуре системы образования РФ, определяемой в Законе «Об образовании», способствует обеспечению преемственности всех квалификаций и придает РК РФ национальный характер.
Соединенное королевство — одна из стран, где Национальная рамка квалификации давно и успешно функционирует. Разработаны четкие отраслевые рамки квалификации и установлены конкретные механизмы контроля и оценивания результатов обучения. В 2004 году структура квалификаций в высшем образовании в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии была пересмотрена и на настоящий момент определяет пять уровней высшего образования. Национальная рамка квалификации Великобритании представляет собой описание восьми уровней образования, где уровни 4 — 8 характеризуют высшее образование:
4. Сертификат (англ. Certificate level) — сертификат о высшем образовании;
5. Промежуточный (Intermediate level) — базовая степень, простая степень бакалавра, диплом о высшем образовании и другие дипломы высшего уровня;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010
6. Повышенный (Honour level) — степень почетного бакалавра, сертификат об окончании университета и диплом об окончании университета (Bachelors degrees with Honours, Graduate Certificates and Graduate Diplomas);
7. Магистр (Master level) — степень магистра, сертификат о последипломном образовании и диплом о последипломном образовании (Masters degrees, Postgraduate Certificates and Postgraduate Diplomas);
8. Доктор (Doctor level) — степень доктора наук
[6].
На настоящий момент в немецких вузах сосуществуют параллельно две структуры обучения;
• новая двухуровневая система бакалавр — магистр,
• традиционные учебные программы с получением диплома (специалиста) или магистра (Magister Artium).
Аспирантура (Promotion) — рассматривается в Германии как третья ступень Болонского процесса. Написание диссертации возможно только в университетах. Подготовка диссертации (Promotion), связанная с проведением независимого научного исследования, продолжается в течение 2 — 4 лет после получения магистерской или эквивалентной степени (Diplom/ Erstes Staatsexamen/ Magister Artium). Степень кандидата наук (Doktor) присваивается после написания диссертации и успешной сдачи устного экзамена либо защиты диссертации [7].
Дескрипторы Национальных рамок квалификации опираются на рекомендации Универсальной европейской рамки квалификации, однако каждая из рассматриваемых стран разработала специфические термины описания содержания квалификаций, отражающие их актуальную инфраструктуру. Сравнительный анализ содержательного наполнения квалификаций высшего образования в России, Германии и Великобритании представлен в таблице 2.
Таким образом, Российская национальная рамка квалификации в области высшего образования в целом соответствует стандартам Европейской рамки квалификации, передвигая фокус с процедур на результаты, однако, проанализировав Британскую и Германскую национальную рамку квалификации, нужно отметить, что компоненты отечественной рамки квалификации нуждаются в незначительной доработке, с тем чтобы обеспечить большую четкость и детальность показателей каждого из уровней, а именно:
• разработать содержание коммуникативной компетенции, сопряженной с образовательной и трудовой деятельностью;
• усилить национальный компонент отечественной рамки квалификации.
Необходимо внедрить такую национальную рамку квалификации, которая будет учитывать рекомендации всеобъемлющей Европейской рамки квалификации и положительный опыт построения и функционирования национальных рамок квалификации в Великобритании и Германии, но которая будет отражать специфику отечественного образования и рынка труда.
Библиографический список
1. Бадарч, Д. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем : монография / Д. Бадарч, Б.А. Сазонов. — М. : Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007. — 190 с.
2. Болонская конференция по системам квалификаций: заключительный отчет [Электронный ресурс] / Министерство науки, технологии и инноваций Дании ; Сьюр Берган . — Копенгаген, 2005. — Режим доступа : http://www.bologna.spbu.ru/ documents/kopot05.doc.
3. Конференция по результатам консультации по Европейской квалификационной рамке [Электронный ресурс]. — Будапешт, 200б. — Режим доступа : http://www.iori.hse.ru/publications/ herald/material/h3/kval_frame.pdf.
4. Блинов, В.И. Национальная рамка квалификаций и качество профессионального образования / В.И. Блинов // Вестник ТГПУ. — Томск, 200б. — Вып. 10 (б1). — С. 10—13.
5. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф.Батрова [и др.] — М. : Федеральный институт развития образования, 200В. — 14 с.
6. The framework for higher education qualifications in England,
Wales and Northern Ireland [Электронный ресурс] — Mansfield, 200В. — Режим доступа : http://www.qaa.ac.uk/
academicinfrastructure/FHEQ/EWNI0В/FHEQ0В.pdf
7. Qualifikationsrahmen fcr Deutsche Hochschulabsch^sse [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.hrk.de/ de/download/dateien/QRfinal2005.pdf.
ФЁДОРОВА Ирина Андреевна, аспирантка кафедры социальной работы.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2009 г.
© И. А. Фёдорова
Книжная полка
ББК 88
Немов, Р. С. Социальная психология [Текст] : крат. курс / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 208 с. - (Краткий курс). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-469-01674-8.
В данном пособии изложены основные представления о социально-психологических феноменах и процессах, их основных особенностях и формах проявления. Текст книги обеспечивает читателя краткими, но достаточно полными знаниями, соответствующими требованиям официально утвержденных учебных программ по социальной психологии.
Пособие предназначено для студентов психологических факультетов вузов, а также для всех тех, кто интересуется социальной психологией.