УДК 372.3 ББК 74.100.55
Емельянова Ирина Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск Emelyanova Irina Evgenievna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Childhood Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Динамика развития одаренности детей дошкольного возраста в
образовательном процессе *
Preschool Children’ Aptness Development Dynamics Within Educational
Process
В статье представлена динамика развития одаренности детей по итогам опытно-поисковой работы в дошкольных образовательных учреждениях г. Челябинска. Обоснована взаимосвязь критериев развития одаренности детей.
In this article the author presents the dynamics of children’s aptness development following the results of experimental and scientific study at pre-school educational institutions of Chelyabinsk. Interrelation of children’s aptness development criteria has been substantiated.
Ключевые слова: одаренность детей дошкольного возраста, критерии, динамика, эффективность.
Key words: pre-school children’s aptness, criteria, dynamics, effectiveness.
Проведенный историко-педагогический анализ психологопедагогической литературы, в том числе монографических исследований философии, педагогики, психологии, показал, что проблема развития одаренности детей дошкольного возраста достаточно дискуссиона в вопросах диагностики признаков одаренности и определения ее динамики в дошкольном возрасте. Вопросам исследования творческих способностей одаренных детей посвящены работы Дж. Гилфорда, Р. Торренса, Равенна, Венгера, Д.Б. Богоявленской. Во многих тестологических исследованиях (Дж. Гилфорд, Гетцельс и др.) сопоставляются интеллектуальные и творческие способности человека, где ученые выделяют те способности, которые имеют отношение к творчеству, а затем коррелируют их данными интеллектуального развития и
качествами творческой личности. Исследователь Д.Б. Богоявленскя выдвигает требование о выделении единого критерия творческого потенциала личности. Только после этого можно переходить к рассмотрению его структуры, экспериментальному изучению особенностей взаимодействия входящих в его структуру компонентов, выяснению «вклада» каждого из них в качественную характеристику интегрального показателя всей системы [1, 264]. Предметом нашего исследования являются следующие структурные компоненты развития одаренности детей дошкольного возраста и их взаимосвязь.
Личностный компонент представлен критериями: творческий потенциал, духовно-нравственный потенциал. Мотивационный компонент отражает мотив достижений и интенсивность познавательного мотива. Деятельностный компонент отражает критерий способности к творческой деятельности.
Рассмотрим взаимосвязи компонентов развития одаренности детей дошкольного возраста. Развитие личности заключается в актуализации ее потенциала: творческого, духовно-творческого, духовно-нравственного.
Предпосылки духовно-творческой самореализации берут основы в формировании модальных, то есть базовых, основополагающих, характерных для данного этноса элементов духовности. Такое сложное личностное новообразование как духовно-творческий потенциал и развитие становятся основой устойчивых форм мироотношения ребенка, его будущего самоопределения и самореализации. Итак, в качестве модальных элементов развития творческого и духовно-нравственного потенциалов личности детей дошкольного возраста мы рассматриваем: духовно-нравственную
направленность потребностно-мотивационной сферы личности (первый и второй компонент развития одаренности детей), способность и готовность к
творчеству как основа духовно-творческой самореализации (первый и третий компонент), эмоциональная и мотивационно-рефлексивная сферы личности как основа душевных переживаний в творческой деятельности (второй и третий компоненты).
Мотивационный компонент развития одаренности детей дошкольного возраста отражен в мотиве достижений в духовно-творческой деятельности.
64
Один из первых мотивов социального поведения, который стал предметом углубленного изучения в психологии - это мотив достижения успехов. Стремление человека к успеху является важной личностной характеристикой современного человека, и это стремление закладывается в дошкольном возрасте. Согласно исследованиям М.Макклелланда и Х.Хекхаузена последовательность и настойчивость в достижении целей увеличивается с возрастом, отчетливо проявляясь в 4,5 года. Обсуждая вопрос о возрастном развитии мотива и мотивации достижения успехов у детей, Х.Хекхаузен отмечал, что, начиная примерно с четырехлетнего возраста, у детей обнаруживаются устойчивые индивидуальные различия по ряду признаков, по которым можно оценивать развитие мотива и мотивации достижения успехов в онтогенезе - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие [3]. Дети с развитым мотивом достижения успехов сравнительно быстро научаются самостоятельно преодолевать трудности, опережают в психологическом развитии своих сверстников. Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. В наблюдении важно учитывать, что у части дошкольников даже к 7-ми годам не появляется четкого доминирования мотивов, так как у детей с формирующейся иерархической системой доминирование еще не вполне устойчиво, оно может проявляться по-разному в разных видах деятельности и в разных условиях.
В проблематике исследования творческой личности также обращается особое внимание на мотивацию, которая тормозит или стимулирует процесс творчества. Так, Д. Б. Богоявленская выявила влияние ряда личностных качеств, в том числе мотивационной сферы, на становление творческой личности [1], а А.З. Рахимов выявил связь между творческим и духовно-нравственным развитием личности [2]. Чем выше уровень мотивации достижения, считает Д. Б. Богоявленская, тем больше тормозится познавательная деятельность в ситуации соперничества. Мотивация достижения, которая является спутником развивающейся личности,
65
становится преградой при необходимости проявить творчество [1]. Таким образом, мнения Д.Б. Богоявленской, А.З. Рахимова, М.М. Бахтина и др. ученых свидетельствуют о том, что творчество сводится не к технике делания, а является духовно-нравственным зарядом к действию, что престижная мотивация становится серьезным препятствием движения мысли, творчества. Итак, вопреки укрепившемуся в психологии мнению о безусловно положительной роли мотивации достижения, в котором мотивация
достижения рассматривается как условие успеха, современные исследования показали, что данная мотивация характерна для стимульно-продуктивного уровня и не является определяющей в структуре креативности личности [1]. Это соотносится с концепцией А. Маслоу о самоактуализирующейся личности, согласно которой высший уровень развития личности заключается в независимости от среды и оценочных суждений других людей. Высшей ценностью ставится деятельность сама по себе и базовым мотивом является внутренняя мотивация. В подтверждение предположения о негативном влиянии мотивации достижения на креативность говорит то, что мотивация достижения складывается у ребенка к 10 годам, и примерно в это же время начинается спад творческой активности (М. В. Матюхина, Т. А. Саблина и др).
Рассмотрим, каким образом нравственные мотивы связаны с творческими достижениями. К 6-7 годам в этой группе мотивов все большее
место занимают общественные мотивы — желание сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести им пользу. Однако мотивы этого типа возникают не спонтанно, а благодаря воспитательному воздействию взрослых [1].
Итак, все три компонента (личностный, мотивационный, деятельностный) взаимосвязаны между собой, а, следовательно, и все критерии развития одаренности также взаимосвязаны между собой и взаимозависимы друг от друга.
Для начального измерения уровня развития одаренности детей дошкольного возраста нами были выделены три экспериментальные группы (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3) детей в количестве - 758 человек. Группы формировались
66
методом простого выбора детей старшего дошкольного возраста (5,5-7 лет), посещающих ДОУ. В исследуемых группах реализовались общеобразовательные программы. В ЭГ-1 реализуется программа «Развитие», нацеленная на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Количество человек ЭГ-1 составляет 252. В ЭГ-2 была реализована программа «Детство». Целью программы является обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства по направлениям: интеллектуальное, физическое,
эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. В данной экспериментальной группе систематично использовались методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-педагогики, начиная с младшей группы, направленные на развитие творческого воображения и системного мышления. В опытнопоисковой работе ЭГ-2 участвовало 246 человек. В ЭГ-3 реализовывалась программа «Детство». Никаких дополнительных технологий не использовалось. ЭГ-3 составила 260 человек.
Первоначальная диагностика экспериментальных групп по выявленным нами критериям показала, что данные группы равноценно сформированы по уровню развития одаренности. Уровни развития одаренности по каждому из критериев развития одаренности детей на констатирующем этапе определяем недостаточно высокими и, поэтому
считаем реализацию технологии развития одаренности детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ своевременной и необходимой. По окончанию формирующего этапа опытно-поисковой работы нами был проведен итоговый срез для выявления динамики развития одаренности детей по выделенным критериям. Представим результаты динамики развития одаренности детей дошкольного возраста по выделенным критериям на констатирующем и итоговом этапах опытно-поисковой работы в таблице 1.
Таблица 1. - Динамика развития одаренности детей дошкольного возраста,
%.
\ Группа Уровни, %
Срезы Низкий Средний Выше среднего Высокий
Критерии развития N. одаренности \ ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3 ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3 ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3 ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3
Творческий 1 50 42,3 43,5 41,7 46,2 43,5 8,5 11,5 13 0 0 0
потенциал 2 15 16 24 24 22 37 46 46 31 15 16 8
Духовно- 1 26 20 18 60 54 58 - - - 14 26 24
нравственный потенциал 2 10 9 7 60 55 57 30 36 36
Мотивационна 1 15 15 18 35 35 39 35 30 30 15 20 13
я сфера 2 6 8 12 29 29 32 35 31 30 30 32 26
Способность к 1 26 28 34 43 46,5 40,7 - - - 18 18 15,7
творческой деятельности 2 16 12 20 40 38 43 - - - 34 39 27
Первый срез таблицы - результаты констатирующего этапа опытнопоисковой работы, второй — результаты итогового этапа опытно-поисковой работы (итоговый замер). Между первым и третьим срезами, согласно опытнопоисковой работы, проводилась целенаправленная деятельность педагогов по реализации в практике взаимодействия с субъектами образовательного процесса ДОУ технологии развития одаренности детей дошкольного возраста. Сравнивая результаты итогового эксперимента (срез 2) с результатами констатирующего эксперимента (срез 1) можно отметить тенденцию развития одаренности детей дошкольного возраста в экспериментальных группах на итоговом этапе эксперимента по сравнению с констатирующем этапом эксперимента.
Сравнивая показатели итогового среза (2) с показателями на начало
эксперимента (срез 1) можно сказать, что высокий уровень развития творческой
активности повысился в ЭГ-1 на 15%, в ЭГ-2 на 16%, в ЭГ-3 на 8%>. Высокий
уровень развития духовно-нравственной воспитанности повысился в ЭГ-1 на
16%, в ЭГ-2 на 10%, в ЭГ-3 на 12%. Высокий уровень развития мотивационной
сферы повысился в ЭГ-1 на 15%, в ЭГ-2 на 10%, в ЭГ-3 на 13%). Высокий
68
уровень развития способности к творческой деятельности повысился в ЭГ -1 на 16%, в ЭГ-2 на 21%, в ЭГ-3 на 11%.
Приведем пример взаимозависимости критериев «Мотивационная сфера» и «Творческий потенциал» в определении динамики развития одаренности детей дошкольного возраста (рисунок 2).
Тв.потенц. Начало Мотив.сфера начало ЭГ-1 ЭГ-1
Рисунок 2. - Динамика развития одаренности по критериям «Творческий потенциал» и «Мотивационная сфера» в ЭГ-1
Обратим внимание на динамику высокого уровня на начало и конец эксперимента. Мы видим, что и «Творческий потенциал» и «Мотивационная сфера» выросли на 15 % соответственно. Это подтверждает вывод о том, что эти два критерия взаимосвязаны между собой, а именно, чем выше интенсивность познавательного мотива и альтруистичнее мотив достижений, тем ярче актуализируется творческий потенциал. Данная тенденция отражена ивЭГ-2,3.
Полученные результаты подтверждены методами математической статистики и позволяют сделать вывод об эффективности практикоориентированного уровня концепции развития одаренности детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: монография / Д.Б. Богоявленская. - Самара: Федоров, 2009. - 416 с.
2. Рахимов, А.З. Нравственная психология [Текст] / А.З. Рахимов. - Уфа: Изд-во «Наука, образование, культура», 1995. - 202 с.
3. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность [Текст] /X. Хекхаузен. - М: Педагогика, 1986. - С. 234-248.
Bibliography
1. Bogoyavlenskaya, D.B. Psychology of Creativeness. Monograph / D.B. Bogoyavlenskaya. - Samara: Fedorov, 2009. - 416 p.
2. Heckhausen, H. Motivation and Action / H. Heckhausen. - Moscow: Pedagogika, 1986. - P.234-248.
3. Rakhimov, A.Z. Ethic Psychology / A.Z. Rakhimov. - Ufa: “Science, Education, Culture”, 1995. - 202 p.
* Диссертационное исследование выполнялось в рамках 2 научных проектов по целевым программам: «Развитие научного потенциала в высшей школе на 2009-2011 гг.» по проекту «Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен»; «Развитие научного потенциала в высшей школе на 2009-2011 гг.» по проекту «Педагогические технологии развития детской одаренности в творческом образовательном пространстве ДОУ», регистрационный номер 3.1.1/6134.