УДК 796.011
Методологические основания необходимости реализации принципа
индивидуализации в спорте Бакаев В.В., Болотин А.Э.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0001-9455-9662, [email protected]* ORCID: 0000-0003-3048-378X, [email protected]
Аннотация: В настоящее время в методологических основаниях реализации принципа индивидуализации в спорте отражаются концептуальные взгляды на способы реализации принципа индивидуализации, согласно которым тренировочный процесс должен целенаправленно строиться и структурироваться с учетом индивидуальных возможностей спортсменов. Система подготовки спортсменов должна основываться на конкретных объективных, преимущественно количественных данных о разных элементах их готовности к соревновательной борьбе. Концепция системного подхода к реализации принципа индивидуализации в спорте является методологическим основанием для изучения совокупности элементов, системы подготовки спортсменов, что определило новизну нашего исследования. Практическая значимость исследования заключается в раскрытии содержания системы подготовки спортсменов на основе реализации принципа индивидуализации, где выделяют такие характеристики как целостность, структурность, единство индивидуальных компонентов готовности к соревновательной борьбе и взаимосвязь их с тренировочной средой, а также иерархичность. Материал и методы исследования. Нами был использован комплекс теоретических и общенаучных методов, такие как анализ специальной литературы, программных документов, моделирование и проектирование, общая теория систем. Результаты. В ходе исследования были представлены разные подходы к реализации принципа индивидуализации в спорте. Целостность системы индивидуальной подготовки спортсменов представляет собой не выводимость какой-либо ее части с изменением ее свойств, ее оценку как целого явления. Добиться результативности функционирования такой системы можно только на основе реализации принципа индивидуализации в ходе тренировочного процесса. Предлагаемые программы подготовки спортсменов, достигаемый ими уровень мастерства, качество тренировочного процесса должны учитывать прогнозируемые в будущем результаты в подготовке спортсменов. Заключение. Таким образом, в теории и методике спорта, а также в организации тренировочного процесса получили развитие различные научные подходы к изучению способов реализации принципа индивидуализации в ходе тренировок спортсменов. При этом в методологическом плане следует применять их в комплексе и во взаимодействии.
Ключевые слова: принципы индивидуализации в спорте; научные подходы к реализации принципа индивидуализации в спорте; характеристики научных подходов; структурность; целостность; системность; иерархичность.
Для цитирования: Бакаев В.В.*, Болотин А.Э. Методологические основания необходимости реализации принципа индивидуализации в спорте. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4)
Methodological grounds for the need to implement the principle of individualization in sports
Vladislav V. Bakayev, Aleksandr E. Bolotin
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
St. Petersburg, Russia ORCID: 0000-0001-9455-9662, [email protected]* ORCID: 0000-0003-3048-378X, [email protected]
Abstract: Currently, the methodological foundations for implementing the individualization principle in sports reflect conceptual views on the ways of implementing the individualization principle, according to which the training process should be purposefully built and structured taking into account the individual capabilities of athletes. The system of training athletes should be based on specific objective, mainly quantitative data on different elements of their readiness for competitive struggle. The concept of a systems approach to implementing the individualization principle in sports is a methodological basis for studying the set of elements, the system of training athletes, which determined the novelty of our study. The practical significance of the study lies in revealing the content of the athletes' training system based on the implementation of the individualization principle, which highlights such characteristics as integrity, structure, unity of individual components of readiness for competitive struggle and their relationship with the training environment, as well as hierarchy. Material and methods of research. We used a set of theoretical and general scientific methods, such as analysis of specialized literature, program documents, modeling and design, general systems theory. Results. The study presented different approaches to the implementation of the individualization principle in sports. The integrity of the individual training system of athletes is the non-derivability of any of its parts with a change in its properties, its assessment as a whole phenomenon. The effectiveness of such a system can be achieved only on the basis of implementing the individualization principle during the training process. The proposed programs for training athletes, the level of skill they achieve, the quality of the training process should take into account the predicted future results in the training of athletes. Conclusion. Thus, in the theory and methodology of sports, as well as in the organization of the training process, various scientific approaches to the study of ways to implement the individualization principle during athletes' training are developed. At the same time, in the methodological plan, they should be applied in a complex and in interaction.
Key words: principles of individualization in sports; scientific approaches to the implementation of the principle of individualization in sports; characteristics of scientific approaches; structure; integrity; systematicity; hierarchy.
For citation: Vladislav V. Bakayev*, Aleksandr E. Bolotin. Methodological grounds for the need to implement the principle of individualization in sports. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4).
Введение
В настоящее время в методологических основаниях реализации принципа индивидуализации в спорте отражаются концептуальные взгляды на способы реализации принципа индивидуализации, согласно которым тренировочный процесс должен целенаправленно строиться и структурироваться с учетом индивидуальных возможностей спортсменов.
В теории и методике спорта, а также в представлениях об организации тренировочного процесса получили развитие различные научные подходы к изучению способов реализации принципа индивидуализации в ходе тренировок спортсменов.
Материалы и методы
Разные подходы к реализации принципа индивидуализации в ходе тренировок спортсменов имеют свои особенности и характеристики.
Системно-формальные подходы к реализации принципа индивидуализации в спорте отражают концептуальные взгляды на способы реализации принципа индивидуализации, согласно которым тренировочный процесс должен целенаправленно строиться и структурироваться с учетом индивидуальных возможностей спортсменов, на основе внутренних и внешних связей. Система подготовки спортсменов должна основываться на конкретных объективных, преимущественно количественных данных о разных элементах их готовности к соревновательной борьбе.
Результаты и обсуждение
Концепция системного подхода к реализации принципа индивидуализации в спорте является методологическим основанием для изучения совокупности элементов, системы подготовки спортсменов. Следует учитывать, что все элементы системы подготовки спортсменов находятся в определенных связях друг с другом. Они образуют определенную целостность на основе учета индивидуальных характеристик спортсменов.
В качестве наиболее общих характеристик системы подготовки спортсменов на основе реализации принципа индивидуализации в ходе тренировок спортсменов выделяют: целостность, структурность, единство индивидуальных компонентов готовности к соревновательной борьбе и взаимосвязь их с тренировочной средой, а также иерархичность. (Рисунок 1).
Рис. 1. Содержание системы подготовки спортсменов на основе реализации принципа
индивидуализации
Целостность системы индивидуальной подготовки спортсменов представляет собой не выводимость какой-либо ее части с изменением ее свойств, ее оценку как целого явления. Добиться результативности функционирования такой системы можно только на основе реализации принципа индивидуализации в ходе тренировочного процесса.
Структурность определяет связи и отношения индивидуальных элементов системы подготовки спортсменов, на основе учета их характеристик и личных особенностей. Структурность должна основываться на конкретных объективных, преимущественно количественных данных о разных элементах готовности спортсменов к соревновательной борьбе.
Единство индивидуальных компонентов системы подготовки спортсменов к соревновательной борьбе и взаимосвязь их со специфической тренировочной средой предусматривает разработку содержания тренировочного процесса, где все элементы системы подготовки спортсменов находятся в определенных связях друг с другом [5].
Иерархичность вызывает необходимость укрепления взаимосвязей между компонентами системы индивидуальной подготовки спортсменов и отражает интеграцию всех ее компонентов с целью реализации принципа индивидуализации в теории и методике спорта.
Индивидуальные характеристики спортсменов и определяют функционирование данной системы:
- с одной стороны, уже изначально заданы определенные индивидуальные параметры спортсменов, необходимые для функционирования системы их подготовки;
- с другой стороны, система подготовки спортсменов на основе разных способов реализации принципа индивидуализации в ходе их тренировок в определенной мере осуществляется в зависимости от поставленной цели тренировок и складывающейся ситуации во время соревновательной борьбы. При этом могут видоизменяться те или иные целевые структурные блоки системы подготовки спортсменов с учетом их текущих индивидуальных потребностей [1,6-7].
Однако особенное значение эти постулаты имеют при проектировании и создании новых элементов системы индивидуальной подготовки спортсменов к соревнованиям. Понимание, в целом, требований системного подхода к индивидуальной подготовке спортсменов предопределяет методологию и стратегию организации их тренировочного процесса [4-5].
Под системой индивидуальной подготовки спортсменов понимается совокупность взаимодействующих:
- преемственных тренировочных программ и государственных стандартов подготовки спортсменов в различных видах спорта;
- сети реализующих их спортивных школ, клубов независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности;
- разных федераций по видам спорта и подчиненных им спортивных организаций.
Таким образом, системы подготовки спортсменов на основе разных способов
реализации принципа индивидуализации в ходе тренировок состоит из отдельных структурных компонентов, имеющих большое значение в организации их тренировочного процесса.
Другим важным свойством системного подхода к реализации принципа индивидуализации в теории и методике спорта является взаимозависимость и взаимодействие системы индивидуальной подготовки спортсменов и тренировочной среды. Необходимо отметить, что данная система проявляет свою способность только в процессе взаимодействия с тренировочной средой.
Предлагаемые программы подготовки спортсменов, достигаемый ими уровень мастерства, качество тренировочного процесса должны учитывать прогнозируемые в будущем результаты в подготовке спортсменов. Проведенный анализ показал, что в качестве критериев оценки эффективности функционирования системы индивидуальной подготовки спортсменов, следует выделить:
- качество тренировочного процесса;
- обеспечение доступности занятий спортом;
- предоставление широкого выбора тренировочных программ;
- вариативность использования средств и методов тренировки, исходя из индивидуальных возможностей спортсменов.
Разновидностью формального подхода к реализации принципа индивидуализации в теории и методике спорта могут быть отдельные элементы системы индивидуальной подготовки спортсменов: качество тренировочного процесса, ресурсная база, распределение тренерских кадров, спортивная специализация, особенности индивидуальной подготовки и т.д.
Необходимость укрепления взаимосвязей между компонентами системы индивидуальной подготовки спортсменов отражает интеграционный подход к реализации принципа индивидуализации в теории и методике спорта.
В последние годы все большее внимание привлекают поведенческие подходы, которые учитывают, в большей степени, психолого-педагогические факторы. Они развивают идею сотрудничества тренерского состава со спортсменами. В современных
условиях самое мощное развитие получили поведенческие концепции, где тренеры должны ориентироваться на планомерное физическое развитие молодых людей, чем на победу в соревнованиях любой ценой.
Под поведенческими концепциями, на наш взгляд, следует понимать и способ реализации индивидуальности применительно к личности, относительно отдельных свойств каждого человека, в частности, интеллектуализации в спортивной деятельности. Интеллектуализация предполагает обогащение спортсменов необходимыми знаниями, создание системы информационно-образовательного обеспечения и сопровождения конкретной спортивной деятельности. Интеллектуализация направлена на уменьшение продолжительности периодов подготовительных циклов и повышение значимости соревновательных технологий, обусловливающих широкое использование подводящих, моделирующих и контрольных ситуаций в спорте.
В последнем аспекте осуществляется становление и реализация основных компонентов индивидуальной подготовки спортсменов: сбалансированность и надежность деятельности, активность и собранность во всех временных периодах их многолетней подготовки. Это позволит преодолеть противоречие между разработанностью теории, методологии, программ и технологии подготовки и потребностями практики современного спорта, направленными на достижение наивысших индивидуальных и персональных результатов в основных соревнованиях.
Разумеется, влияние спорта гораздо более широкое, чем непосредственный эффект от двигательных упражнений. Он охватывает и эмоциональные, интеллектуальные и нравственные компоненты личности спортсменов. Высокое спортивное достижение, как проявление целостной личности спортсмена, выступает основным началом, процессом и целью большого спорта [3].
В процессе спортивной деятельности человек вступает в разнообразные отношения, которые могут иметь характер, как сотрудничества, взаимопомощи, так и соперничества, конкуренции, конфликта. Поэтому наряду с моделированием различных сторон, форм деятельности человека, спорт становится одним из важнейших средств воспитания и социализации личности [2]. В спорте отражаются концептуальные взгляды на способы реализации принципа индивидуализации, согласно которым тренировочный процесс должен целенаправленно строиться и структурироваться с учетом индивидуальных возможностей спортсменов.
Данный принцип диктует необходимость индивидуальных и персональных морфологических, функциональных, двигательных и мотивационных профилей
спортсменов как основы для детализации различных структур их подготовки на основе учета особенностей каждого вида спорта.
Заключение
Таким образом, в теории и методике спорта, а также в организации тренировочного процесса получили развитие различные научные подходы к изучению способов реализации принципа индивидуализации в ходе тренировок спортсменов. При этом в методологическом плане следует применять их в комплексе и во взаимодействии.
Список литературы
1. Болотин А.Э., Иванов В.Г., Сурмило С.В. Методологические основания для управления образовательным процессом в военно-учебных заведениях. Основные направления развития физической культуры и спорта: Сборник статей Межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 26 апреля 2022 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 2022: 42-46.
2. Небытова Л.А., Прокопенко Т.И. Спорт как оптимальное средство формирования жизнестойкости личности. Человек в условиях неопределенности: Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах, Самара, 19— 20 апреля 2018 года. Самара: Самарский государственный технический университет. 2018; 1: 194-197.
3. Желязков Ц. Спортивное достижение как биосоциальный феномен. Теория и практика физической культуры. 2009; 9: 40-42.
4. Зуев А.В. Системный подход в обучении инспекторского состава Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Проблемы управления рисками в техносфере. 2015; 4(36): 141-144.
5. Дудченко П.П., Цымбал В.А., Фетисов В.Н. Структура факторов, определяющих необходимость совершенствования системы подготовки квалифицированных пловцов. Спортивная педагогика, психология и физиология. 2024; 3: 29-33.
6. Bakayev V., Bolotin A. Comparative analysis of the dynamics of heart rhythm variability indicators of long-distance runners in different training conditions. Sport Mont. 2019; 17(2): 4146. DOI 10.26773/smj.190607.
7. Galay N., Vasyuk V., Bykov D. Evaluation of the dynamics of the pressure applied to the trigger when shooting in biathlon. Sport Mont. 2021; 19(3): 3-7. DOI 10.26773/smj.211002.
References
1. Bolotin A.E., Ivanov V.G., Surmilo S.V. Methodological bases for managing the educational process in military educational institutions. Osnovnye napravleniya razvitiya fizicheskoj kul'tury I sporta: Sbornik statej Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 26 aprelya 2022 goda [Main directions of development of physical culture and sports: Collection of articles of the Interuniversity Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, April 26, 2022]. St. Petersburg: St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. 2022: 42-46 [In Russ.].
2. Nebytova L.A., Prokopenko T.I. Sport as an optimal means of developing personal resilience. Chelovek v usloviyah neopredelennosti: Sbornik nauchnyh trudov nauchno-
prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 2-h tomah, Samara, 19 - 20 aprelya 2018 goda [A person in conditions of uncertainty: Collection of scientific papers of a scientific and practical conference with international participation. In 2 volumes, Samara, April 19-20, 2018]. Samara: Samara State Technical University. 2018; 1: 194-197 [In Russ.].
3. Zhelyazkov C. Sports achievement as a biosocial phenomenon. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2009; 9: 40-42 [In Russ., In Engl.].
4. Zuev A.V. Systems approach to training of inspectors of the State Inspectorate for Small Vessels of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Problemy upravleniya riskami v tehnosfere. 2015; 4(36): 141-144 [In Russ.].
5. Dudchenko P.P., Tsymbal V.A., Fetisov V.N. The structure of factors determining the need to improve the training system of qualified swimmers. Sportivnayapedagogika, psihologiya I fiziologiya. 2024; 3: 29-33 [In Russ.].
6. Bakayev V., Bolotin A. Comparative analysis of the dynamics of heart rhythm variability indicators of long-distance runners in different training conditions. Sport Mont. 2019; 17(2): 4146. - DOI 10.26773/smj.190607.
7. Galay N., Vasyuk V., Bykov D. Evaluation of the dynamics of the pressure applied to the trigger when shooting in biathlon. Sport Mont. 2021; 19(3): 3-7. DOI 10.26773/smj.211002.
Статья поступила в редакцию: 17.11.2024
Бакаев Владислав Владимирович - директор Высшей школы спортивной педагогики, Институт физической культуры, спорта и туризма, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Россия, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., дом 29, e-mail: [email protected]
Болотин Александр Эдуардович - доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29, e-mail: [email protected]