УДК 793.81
Педагогическая модель интегральной тренировки юных самбистов
Болотин А.Э.1*, Соломатин А.В.1, Бондин С.С.1, Аганов С.С.2, Рукавишникова С.К.3
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0003-3048-378X, [email protected]* ORCID: 0009-0003-5334-1234, [email protected] ORCID: 0000-0004-2782-1812, [email protected] 2Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-1284-3780, [email protected] 3Северо-Западный институт управления РАНХиГС
Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0009-0007-0230-7638, [email protected]
Аннотация: Физическая готовность к борцовским поединкам и умение юных самбистов действовать вариативно на основе тактического замысла поединка явились результатом тренирующего воздействия интегральной тренировки.
Идентифицированы этапы повышения скоростно-силовых способностей юных самбистов. На первом этапе должны быть синтезированы операционные акценты на программирование компонентов интегральных скоростно-силовых нагрузок. На втором этапе интегральной тренировки создаются оптимальные социально-психологические и педагогические условия. На третьем этапе целью интегральной тренировки является повышение эффективности управления текущими и кумулятивными эффектами в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Материалы. Акцентированная проработка проблемных мышечных групп спортсменов в процессе интегральной тренировки способствовала повышению скоростно-силового функционала и мощности выполнения приемов и действий, а также обеспечила максимальную эффективность решения задач спортивной подготовки юных самбистов. Методы исследования. Реализация целевых установок достигалась: дополнительной стимуляцией роста максимального мышечного усилий и мощности движений, обеспечивающих переход на более высокий скоростно-силовой режим работы; обеспечением параметрической алгоритмизации скоростно-силовых нагрузок интегрального характера, направленных на достижение пиковых значений силовых и скоростных показателей. каждого спортсмена. Результаты. Практические исследования показали, что результаты интегральной тренировки юных самбистов связаны с улучшением психофизиологических параметров: быстротой отдельного движения (0,12±0,07 с); частотой движений (68,4±2,6 дв/с); скоростью двигательной реакции на движущийся объект (30,0±0,9 мс). Заключение. Формирование скоростно-силового функционала включает подбор специальных средств и методов, соблюдение этапов интегральной тренировки, нацеленных на повышение мощности выполнения приемов. Научная новизна. В процессе интегральной тренировки моделировались факторы, соответствующие условиям соревновательной деятельности по борьбе самбо. В ходе адаптивной перестройки двигательных и вегетативных функций поставлен акцент на скоростно-силовой функционал юных самбистов. Практическая значимость. Использование интегральной скоростно-силовой тренировки юных самбистов требует систематического контроля физического потенциала юных спортсменов.
Ключевые слова: юные самбисты, педагогическая модель интегральной тренировки, тренировочный процесс, корреляционные связи.
Для цитирования: Болотин А.Э.*, Соломатин А.В., Бондин С.С., Аганов С.С.,
Рукавишникова С.К. Педагогическая модель интегральной тренировки юных самбистов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 11-17.
Pedagogical model of young sambo wrestlers' integral training
Aleksandr E. Bolotin1*, Anton V. Solomatin1, Sergey S. Bondin1, Sergey S. Aganov2, Svetalana
K. Rukavishnikova3
1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Saint-Petersburg, Russia ORCID: 0000-0003-3048-378X, [email protected]* ORCID: 0009-0003-5334-1234, [email protected] ORCID: 0000-0004-2782-1812, [email protected] 2St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia
Saint-Petersburg, Russia ORCID: 0000-0002-1284-3780, [email protected] 3Northwestern Institute of Management of the RANEPA
Saint-Petersburg, Russia ORCID: 0009-0007-0230-7638, [email protected]
Abstract: Physical readiness for wrestling matches and the ability of young sambo wrestlers to act variably based on the tactical concept of the duel were the result of the training effect of integral training. The stages of increasing the speed and strength abilities of young sambo wrestlers have been identified. At the first stage, operational accents on programming components of integrated high-speed and power loads should be synthesized. At the second stage of integral training, optimal socio-psychological and pedagogical conditions are created. At the third stage, the goal of integrated training is to increase the effectiveness of managing current and cumulative effects in the process of training and competitive activities. Materials. The focused study of problematic muscle groups of athletes in the process of integral training contributed to an increase in speed and strength functionality and the power of performing techniques and actions, as well as ensured maximum efficiency in solving the tasks of sports training of young sambo wrestlers. Research methods. The implementation of the target settings was achieved: by additional stimulation of the growth of maximum muscular effort and power of movements, ensuring the transition to a higher speed-power mode of operation; by providing parametric algorithmization of speed-power loads of an integral nature aimed at achieving peak values of power and speed indicators. every athlete. Results. Practical studies have shown that the results of integral training of young sambo wrestlers are associated with an improvement in psychophysiological parameters: the speed of individual movement (0.12±0.07 s); the frequency of movements (68.4 ± 2.6 dv/s); the speed of motor reaction to a moving object (30.0 ± 0.9 ms). Conclusion. The formation of speed and strength functionality includes the selection of special tools and methods, compliance with the stages of integral training aimed at increasing the power of performing techniques. Scientific novelty. In the process of integral training, factors corresponding to the conditions of competitive sambo wrestling activity were modeled. During the adaptive restructuring of motor and vegetative functions, emphasis was placed on the speed and strength functionality of young sambo wrestlers. Practical significance. The use of integrated speed and strength training for young sambo wrestlers requires systematic monitoring of the physical potential of young athletes.
Keywords: young sambo wrestlers; pedagogical model of integral training; training process; correlations.
For citation: Aleksandr E. Bolotin*, Anton V. Solomatin, Sergey S. Bondin, Sergey S. Aganov, Svetlana K. Rukavishnikova. Pedagogical model of young sambo wrestlers' integral training. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 11-17.
Введение
Важным способом формирования скоростных качеств является максимальное выполнение целенаправленных двигательных актов с высокой скоростью. Скоростные способности проявляются во временном интервале двигательной реакции, скорости одиночного движения, частоте выполнения двигательных актов. С целью овышения скорости целенаправленных двигательных актов, необходимо вырабатывать как мышечную силу, так и умение демонстрировать большую силу в быстрых движениях. Максимальная сила в быстрых двигательных актах достигается добавлением в интегральную тренировку физических упражнений с небольшими отягощениями, выполняемыми с высокой интенсивностью. [1-15].
Исходя из вышеизложенного, важным средством развития скоростных качеств в циклических движениях можно считать физические упражнения, выполняемые многократно в высоком темпе, а также ускорения, выполняемые в различных локациях и повторяющиеся через 1-3 локации [1-15].
Материалы и методы
В процессе проведения интегральной тренировки юных самбистов особое внимание уделялось постоянному педагогическому контролю динамических параметров отдельных двигательных действий каждого спортсмена индивидуально. [115].
Психолого-педагогическая составляющая индивидуального подхода в процессе интегральной тренировки заключается в определении комплекса показателей структуры индивидуальной подготовленности спортсмена, рассмотрении закономерностей и мониторинге индивидуальной динамики результатов соревновательной деятельности, создании инновационных методик индивидуализации с активизацией осознанности различных сторон тренировочного процесса. [11].
В процессе интегральной тренировки юным самбистам предоставлялась возможность повысить мышечную и сердечно-сосудистую адаптацию к скоростному выполнению двигательных действий. Регулирование и настройка данного механизма происходила под влиянием импульсов афферентных сигналов, получаемых от проприорецепторов нейромышечного аппарата. Данные процессы определялись разнообразным использованием функционала интегральной тренировки юных
самбистов [6,15].
Скоростные качества или быстрота - это умение осуществлять целенаправленные двигательные акты, позволяющие с большой скоростью преодолеть сопротивление нагрузки, инерции покоя, массы тела. На частоту целенаправленных двигательных актов в спортивной борьбе высокое влияние оказывает скоростная сила [11].
Результаты и их обсуждение
Следствием целенаправленной работы над скоростными качествами явилось повышение мощности выполнения борцовских приемов, темпа ведения поединка, амплитудно-пространственных характеристик, экономичности движений и динамических резервов техники в целом. С этой целью одним из средств интегральной тренировки является учебно-тренировочный борцовский поединок. На этом этапе занимающиеся имеют возможность проявить свои силовые и скоростные качества в полной мере. Примечательно, что данные поединки проходят на фоне определенной усталости и психоэмоциональной напряженности, что моделирует условия соревновательной деятельности. Предлагаемый элемент интегральной тренировки юных самбистов является инновационным в современной тренерской практике.
Применение психолого-педагогического подхода позволяет предметно индивидуализировать тренировочный процесс.
Практические исследования показали, что результаты интегральной тренировки юных самбистов связаны с улучшением психофизиологических параметров: быстротой отдельного движения (0,12±0,07 с); частотой движений (68,4±2,6 дв/с); скоростью двигательной реакции на движущийся объект (30,0±0,9 мс). Интегральная тренировка способствует скорейшему восстановлению самбистов между поединками.
Недостатком интегральной тренировки на повышение скоростно-силовых кондиций юных самбистов следует отнести возможность переутомления юных спортсменов под воздействием длительной работы с высокой интенсивностью нагрузки. Однако данный вопрос лежит исключительно в аспекте педагогического мастерства тренера. Грамотное использование интегральной тренировки в тесной взаимосвязи с ее психолого-педагогическим сопровождением позволит устранить вышеизложенный недостаток.
С целью концептуализации и проверки выдвинутых предположений была
разработана модель интегральной тренировки (рис.1).
Этапы
Этап
трансформации
силовых качеств в
мощность
выполнения
приемов самбиста
1
Целевые установки
Программирование компонентов нервно-мышечной системы для
выполнения работы скоростного и
силового характеров в ходе тренировки юных самбистов
Задачи тренировки
Развитие
структурных и
ферментных
белков к
воздействию
интегральных
скоростно-
силовых
нагрузок.
Средства и методические приемы
1.Упражнения , вызывающие рост максимального усилия у юных самбистов. 2 .Использование концентраций аэробных нагрузок на уровне 40-50 % от максимального потребления
Этап перехода на более высокий скоростно-силовой режим
Создание системы
психолого-
педагогического
сопровождения
тренировочного
процесса,
целостной,
системно
организованной
деятельности
1 .сформирование
организационно-
методического
инструментар ия.
2.Улучшение
техники борьбы и
функционального
состояния,
обеспечивающего
новое
физиологическое состояние
1. Создание социально-психологических и педагогических условий.
2. Специфичность воздействия на формирование вариативных автоматизмов выполнения технических приемов самбо
2
Этап
акцентированной проработки проблемных мышечных групп
3
Повышение
эффективности
управления
текущими и
кумулятивными
эффектами в
процессе
тренировочной и
соревновательной
деятельности
Дополнительная стимуляция роста максимального мышечного усилия и мощности движений, обеспечивающих переход на более высокий скоростно-силовой режим работы.
Обеспечение
параметрической
алгоритмизации
скоростно-силовых
нагрузок,
направленных на достижение пиковых значений силовых показателей
Рис. 1. Педагогическая модель интегральной тренировки юных самбистов
Использование интегральной скоростно-силовой тренировки юных самбистов требует систематического контроля физического потенциала юных спортсменов. Это неотъемлемое требование к проведению интегральной тренировки и всему процессу физкультурно-спортивной деятельности в целом. Практика показала, что тренер-
педагог должен сосредоточить свою деятельность на избирательно-акцентированном воздействии в повышении скоростно-силовых кондиций юных спортсменов.
Методологический базис развития скоростно-силового функционала с использованием возможностей интегральной тренировки опирался на концепцию трансформации общих силовых качеств в мощность выполнения приемов и действий юными самбистами.
Формирование скоростно-силового функционала включает подбор специальных средств и методов, соблюдение этапов интегральной тренировки, нацеленных на повышение мощности выполнения приемов и действий юными самбистами, на основе совершенствования алактатного, анаэробного механизма энергообеспечения тренировочной и соревновательной деятельности.
В процессе планирования и организации интегральной тренировки учитывалось, что на практике в подготовке юных самбистов, как правило, отсутствуют отдельные микроциклы, направленные на повышение скоростных и силовых качеств. Комплексирование физических упражнений в процессе интегральной тренировки позволило устранить этот недостаток.
По итогам дискриминантного анализа массива стандартизированных переменных на первом этапе синтезированы операционные акценты на программирование компонентов нервно-мышечной потенциации, структурных и ферментных белков к воздействию интегральных скоростно-силовых нагрузок.
Переход на более высокий скоростно-силовой режим, вызывающий рост максимального усилия, метаболирующей массы тканей и митохондрий достигается:
- повышением уровня развития общих физических качеств и функционального состояния организма;
- концентрацией аэробных нагрузок на уровне 40-50 % от максимального потребления кислорода.
На втором этапе интегральной тренировки ставилось целью создание системы психолого-педагогического сопровождения, целостной, самостоятельной системно-организованной деятельности, в процессе которой формируется организационно-методический инструментарий, определяются педагогические компетенции, создаются социально-психологические и педагогические условия. Результативность в достижении целевых показателей достигается:
- улучшением техники борьбы и функционального состояния, обеспечивающего новое нейрофизиологическое состояние спортсменов;
- специфической экстраординарностью целенаправленного воздействия на
формирование вариативных автоматизмов выполнения технических приемов и действий борьбы самбо.
На третьем этапе целью интегральной тренировки является повышение эффективности управления текущими и кумулятивными эффектами в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Реализация целевых установок достигается:
- дополнительной стимуляцией роста максимального мышечного усилий и мощности движений, обеспечивающих переход на более высокий скоростно-силовой режим работы;
- обеспечение параметрической алгоритмизации скоростно-силовых нагрузок интегрального характера, направленных на достижение пиковых значений силовых и скоростных показателей.
Заключение
Педагогическая деятельность показала, что физическая готовность к борцовским поединкам и умение юных самбистов действовать вариативно на основе тактического замысла поединка явились результатом снижения стохастичности подготовки за счет использования тренирующего воздействия интегральной тренировки. Идентифицированы этапы повышения скоростно-силовых способностей юных самбистов, обеспечивающие проявление эндогенных эффектов интегральной тренировки.
Акцентированная проработка проблемных мышечных групп спортсменов в процессе интегральной тренировки способствовала повышению скоростно-силового функционала и мощности выполнения приемов и действий, а также обеспечила максимальную эффективность решения задач спортивной подготовки юных самбистов. Это явилось следствием разработки комплекса психолого-педагогических целей, определяющих специальный набор и компоновку педагогического инструментария.
Список литературы
1. Болотин А.Э.*, Рахлин М.А., Васильев И.М., Мартынов Д.И., Зимоновский А.В. Факторы, определяющие необходимость синхронизации развития координационных способностей и быстроты в процессе подготовки юных дзюдоистов 13-14 лет. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 15-19.
2. Болотин А.Э., Зюкин А.В., Петренко А.В. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений
специального назначения внутренних войск МВД России. Научное мнение. 2015; 4-2: 102108.
3. Болотин А.Э., Караван А.В. Показатели, определяющие эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания. Теория и практика физической культуры. 2015; 9: 36-38.
4. Болотин А.Э., Ян Шудун, Рукавишникова С.К. Емельянцев С.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для развития координационных способностей в ходе начальной подготовки юных гимнастов 8-10 лет. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 12-18.
5. Bakayev V., Bolotin A. Peculiarities of adaptation to training loads in paralympian cross-country skiers with visual impairment versus able-bodied athletes based on analysis of heart rate variability data. icSPORTS 2019 - Proceedings of the 7th International Conference on Sport Sciences Research and Technology Support, Vienna, September 20-21 2019. Vienna. 2019; 7: 132137. DOI 10.5220/0008065601320137.
6. Bakaev V.V., Bolotin A.E., Sorokina L.A. Effectiveness of normobaric hypoxia course use in combination with cervical muscle exercise as a means to improve statokinetic stability in alpine skiers. Journal of Human Sport and Exercise. 2019; 14(S4): 761-769. DOI 10.14198/jhse.2019.14.Proc4.38.
7. Bakayev V., Bolotn A. Differentiated training model for marathon runners on building tempo and speed endurance based on the types of energy metabolism. Sport Mont. 2020; 19(3): 31-34. - DOI 10.33462/jotaf.10.26773/smj.201011.
8. Bakayev V., Bolotin A. Model for training marathon swimmers in fins accounting for energy supply mechanism of muscle activity. Journal of Human Sport and Exercise. 2021; 16(Proc4): 1632-1638. DOI 10.14198/jhse.2021.16.Proc4.09.
9. Bolotin A., Bakayev V. Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in Long-Distance Swimmers at Middle Altitude and under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment. Sport Mont. 2020; 18(2): 113-115. DOI 10.26773/smj.200603.
10. Bolotin A., Bakayev V. New approaches to thermal protection wetsuits development for long-distance swimmers competing in open water. icSPORTS 2020. Proceedings of the 8th International Conference on Sport Sciences Research and Technology Support, Portugal, November 05-06 2020. Portugal: SCITEPRESS. 2020; 1: 223-227.
11. Bolotin A., Bakayev V., Bochkovskay V. Comparative fractal analysis of the heart rhythm variability among female biathletes with different training statuses. World Congress of Performance Analysis of Sport XII: Proceedings, Opatija, Croatia, September 19-23 2018. Opatija, Croatia: University of Zagreb. 2018: 43-52.
12. Bolotin A., Bakayev V., Buynov L. Methods of increasing statokinetic stability in racers using normobaric hypoxia and neck muscle training. icSPORTS 2019. Proceedings of the 7th International Conference on Sport Sciences Research and Technology Support, 20-21 September 2019. Vienna. 2019; 7: 167-172. DOI 10.5220/0008198001670172.
13. Bolotin A.E. Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical training aids. Journal of Physical Education and Sport. 2015; 15(3): 417-425. DOI 10.7752/jpes.2015.03062.
References
1. Aleksandr E. Bolotin, Mikhail A. Rakhlin, Igor M. Vasiliev, Dmitriy I. Martynov, Andrey V. Zimonovsky. Factors determining the need to synchronize the development of coordination abilities and speed in the training of young judoists 13-14 years old. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): 15-19. [In Russ., In Engl.].
2. Bolotin A.E., Zyukin A.V., Petrenko A.V. Assessment of the importance of militaryapplied skills for solving combat tasks by personnel of special purpose units of the internal troops of
the Ministry of Internal Affairs of Russia. Nauchnoe mnenie. 2015; 4-2: 102-108 [In Russ.].
3. Bolotin A.E., Karavan A.V. Indicators determining the effectiveness of the teaching staff of the departments of physical education. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2015; 9: 36-38 [In Russ.].
4. Aleksandr E. Bolotin, Yang Shudong, Svetlana K. Rukavishnikova, Semen L. Emelyantsev. Psychological and pedagogical conditions necessary for the development of coordination abilities during the initial training of young gymnasts 8-10 years old. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 12-18. [In Russ., In Engl.].
5. Bakayev V., Bolotin A. Peculiarities of adaptation to training loads in paralympian crosscountry skiers with visual impairment versus able-bodied athletes based on analysis of heart rate variability data. icSPORTS 2019. Proceedings of the 7th International Conference on Sport Sciences Research and Technology Support, Vienna, September 20-21 2019. Vienna. 2019; 7: 132137. DOI 10.5220/0008065601320137.
6. Bakaev V.V., Bolotin A.E., Sorokina L.A. Effectiveness of normobaric hypoxia course use in combination with cervical muscle exercise as a means to improve statokinetic stability in alpine skiers. Journal of Human Sport and Exercise. 2019; 14(S4): 761-769. DOI 10.14198/jhse.2019.14.Proc4.38.
7. Bakayev V., Bolotn A. Differentiated training model for marathon runners on building tempo and speed endurance based on the types of energy metabolism. Sport Mont. 2020; 19(3): 3134. - DOI 10.33462/jotaf.10.26773/smj.201011.
8. Bakayev V., Bolotin A. Model for training marathon swimmers in fins accounting for energy supply mechanism of muscle activity. Journal of Human Sport and Exercise. 2021; 16(Proc4): 1632-1638. DOI 10.14198/jhse.2021.16.Proc4.09.
9. Bolotin A., Bakayev V. Comparative Analysis of Peripheral Blood Circulation Parameters in Long-Distance Swimmers at Middle Altitude and under the Conditions of a Hypoxic Gas Environment. Sport Mont. 2020; 18(2): 113-115. DOI 10.26773/smj.200603.
10. Bolotin A., Bakayev V. New approaches to thermal protection wetsuits development for long-distance swimmers competing in open water. icSPORTS 2020. Proceedings of the 8th International Conference on Sport Sciences Research and Technology Support, Portugal, November 05-06 2020. Portugal: SCITEPRESS. 2020; 1: 223-227.
11. Bolotin A., Bakayev V., Bochkovskay V. Comparative fractal analysis of the heart rhythm variability among female biathletes with different training statuses. World Congress of Performance Analysis of Sport XII: Proceedings, Opatija, Croatia, September 19-23 2018. Opatija, Croatia: University of Zagreb. 2018: 43-52.
12. Bolotin A., Bakayev V., Buynov L. Methods of increasing statokinetic stability in racers using normobaric hypoxia and neck muscle training. icSPORTS 2019. Proceedings of the 7th International Conference on Sport Sciences Research and Technology Support, Vienna, 20-21 September 2019. Vienna. 2019$ 7: 167-172. DOI 10.5220/0008198001670172.
13. Bolotin A.E. Pedagogical model for developing the professional readiness of cadets studying at higher education institutions affiliated with the GPS of the MChS with the use of physical training aids. Journal of Physical Education and Sport. 2015; 15(3): 417-425. DOI 10.7752/jpes.2015.03062.
Статья поступила в редакцию: 20.08.2024
Болотин Александр Эдуардович - доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 119000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29, e-mail: a_bolotin@,inbox.ru
Соломатин Антон Владимирович - аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 119000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29, e-mail: antonsolomatin083@,gmail. com
Бондин Сергей Сергеевич - аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 119000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29, e-mail: [email protected]
Аганов Сергей Самуилович - доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 149, e-mail: [email protected]
Рукавишникова Светлана Карповна - кандидат педагогических наук, доцент, СевероЗападный институт управления РАНХиГС, 195220, Россия, г. Санкт-Петербург, Гражданский проспект, дом 30, e-mail: [email protected]