Научная статья на тему 'Методологические направления организации исследований в педагогике'

Методологические направления организации исследований в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / МЕТОДОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕНИЕ / УНИКАЛЬНОСТЬ / METHOD / METHODOLOGY / ORGANIZATION / PROCESS / ACTIVITY / EDUCATION / PRINCIPLES OF EDUCATION / TEACHING / UNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Л. Н., Тарасов Д. Ю., Меркелов А. А.

Статья посвящена современным методологическим подходам организации педагогических исследований в педагогике. В публикации освещается теоретический подход к определению объектно-предметной области педагогических исследований, анализируются понимание исследователями понятия «методология». Отмечено, что в совокупности это есть процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознания деятелями науки собственной деятельности, вынесения рефлексии за рамки индивидуального опыта. Авторами выделяются и описываются характерные особенности процесса исследовательской деятельности через основные функции и их содержание, которыми необходимо оперировать в процессе исследования. В статье раскрыты постулаты, на которые опирается педагогика, научное знание об образовании и воспитании человека в единстве содержательной и процессуальной сторон, освещаются основные принципы образования в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL DIRECTIONS IN ORGANIZATION RESEARCH IN PEDAGOGY

The article studies modern methodological approaches to educational research in pedagogy. The publication reveals some theoretical approaches to the definition of object-subject area of educational research, analyses modern researchers understanding of a concept of “methodology”. It is noted that on the whole it is a process of gradual development of methodological reflection, the awareness of scientists of their own activities, the issuance of this reflection out of individual experience. The authors have identified and described characteristic features of the process of research through the basic functions and contents that need to operate in the research process. The article describes the tenets that underpin pedagogy, scientific knowledge about the formation and education of man in the unity of substantive and procedural sides, highlights the main principles of education in the twenty-first century.

Текст научной работы на тему «Методологические направления организации исследований в педагогике»

• Междисциплинарный характер проектов;

• Высокая доля активности и самостоятельности учащих-

• Опора на интересы и способности учащихся. Соотнесение этих черт с характеристиками социокультурных практик, приведенных выше, дает основание сделать вывод о том, что при всем разнообразии и значительном отличии друг

Библиографический список

от друга все раскрытые направления работы школы в полной мере отвечают явлению социокультурной практики. Данный перечень не является завершенным. Социокультурные практики -явление многомерное и разнообразное, как по форме, так и по содержанию. А результаты, достижение которых становится возможным благодаря этому новому феномену педагогики обусловливают его перспективность.

1. Крылова Н.Б. Культурные практики. Новые ценности образования. 2005; 5: 68 - 73.

2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. Москва: Наука, 2002.

3. Крылова Н.Б. Культурология образования. Москва: Народное образование, 2002.

4. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в теории и практике работы с детьми-мигрантами. Available at: http:// rspu.edu.ru/pageloader.php?-name=/structur/publishing_centre/collections_of_works/conf5/bondarevskaia&print_friendly=1)

5. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.

6. Рощина Е. Интерактивность как новейшая технология музейного образования. Музейная эпистема. Санкт-Петербург, 2009: 245 -265.

7. Чугунова А.В. Музейная архитектура в рамках движения «Новая музеология». Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011; 131: 372 - 376.

8. Макарова Н.П. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников. Диссертация ... доктора педагогических наук. Самара, 2000.

References

1. Krylova N.B. Kul'turnye praktiki. Novye cennosti obrazovaniya. 2005; 5: 68 - 73.

2. Zapesockij A.S. Obrazovanie: filosofiya, kul'turologiya, politika. Moskva: Nauka, 2002.

3. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2002.

4. Bondarevskaya E.V. Lichnostno-orientirovannyj podhod v teorii i praktike raboty s det'mi-migrantami. Available at: http://rspu.edu.ru/ pageloader.php?-name=/structur/publishing_centre/collections_of_works/conf5/bondarevskaia&print_friendly=1)

5. Danilyuk A.Ya. Teoriya integraciiobrazovaniya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo pedagogicheskogo universiteta, 2000.

6. Roschina E. Interaktivnost' kak novejshaya tehnologiya muzejnogo obrazovaniya. Muzejnaya 'epistema. Sankt-Peterburg, 2009: 245 - 265.

7. Chugunova A.V. Muzejnaya arhitektura v ramkah dvizheniya «Novaya muzeologiya». Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2011; 131: 372 - 376.

8. Makarova N.P. Deyatel'nost' detskogo muzeya kak faktor stanovleniya obrazovatel'noj sredy dlya mladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Samara, 2000.

Статья поступила в редакцию 05.02.16

УДК 378

Berezhnova L.N., honored worker of higher school of the Russian Federation, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Theory and Methods of Continuous Professional Education, Saint-Petersburg Military Institute of Internal Troops of the MIA of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Tarasov D.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

Merkulov A.A., teacher, Department of Constitutional and Administrative Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n.a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL DIRECTIONS IN ORGANIZATION RESEARCH IN PEDAGOGY. The article studies modern methodological approaches to educational research in pedagogy. The publication reveals some theoretical approaches to the definition of object-subject area of educational research, analyses modern researchers understanding of a concept of "methodology". It is noted that on the whole it is a process of gradual development of methodological reflection, the awareness of scientists of their own activities, the issuance of this reflection out of individual experience. The authors have identified and described characteristic features of the process of research through the basic functions and contents that need to operate in the research process. The article describes the tenets that underpin pedagogy, scientific knowledge about the formation and education of man in the unity of substantive and procedural sides, highlights the main principles of education in the twenty-first century.

Key words: method, methodology, organization, process, activity, education, principles of education, teaching, unique.

Л.Н. Бережнова, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и методики непрерывного профессионального образования, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

Д.Ю. Тарасов, канд. пед. наук, ст. преп. каф. теории и истории государства и права, Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

А.А. Меркелов, преп. каф. конституционного и административного права, Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ

Статья посвящена современным методологическим подходам организации педагогических исследований в педагогике. В публикации освещается теоретический подход к определению объектно-предметной области педагогических исследований, анализируются понимание исследователями понятия «методология». Отмечено, что в совокупности это есть процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознания деятелями науки собственной деятельности, вынесения рефлексии за рамки индивидуального опыта. Авторами выделяются и описываются характерные особенности про-

цесса исследовательской деятельности через основные функции и их содержание, которыми необходимо оперировать в процессе исследования. В статье раскрыты постулаты, на которые опирается педагогика, научное знание об образовании и воспитании человека в единстве содержательной и процессуальной сторон, освещаются основные принципы образования в XXI веке.

Ключевые слова: метод, методология, организация, процесс, жизнедеятельность, образование, принципы образования, учение, уникальность.

Первая четверть XXI века в российском образовании прошла в свете перманентных реформ, не смотря на это, одной из определяющих тенденций развития образования стало повышение интереса к теоретическим и методологическим проблемам науки. В учебный процесс активно внедряются курсы науковед-ческого и методологического характера, заметно возрастает значимость научно- исследовательской деятельности различных уровней. Без осознания общности методологии науки и образования не представляется возможным устранить дефицит методологической культуры педагогов (преподавателей) и исследователей всех уровней [1, с. 3 - 10].

Объектом методологии педагогики является процесс научного исследования в его целостности, в т. ч. и сама научно-познавательная деятельность.

Предметом методологии педагогики выступает соотношение между педагогической действительностью и её отражением в педагогической науке.

Любая научная теория не может полноценно существовать без своей методологии, а научная методология не может обойтись без своей теории. И совершенно не случайно, что одной из характеристик термина «метод» - составной части термина «методология», является «теория». Поэтому содержание терминов «теория» и «методология» тесно взаимосвязаны. Теория включает соответствующую методологию, а методология содержит необходимые теоретические положения. Отсюда формулируются аксиомы: «теория включает методологию», «методология включает теорию» [2, с. 17 - 22]. Происхождение феномена «методология» связано с греческим толкованием «methodos» - путь, способ, и «logos» - понятие, идея. Содержательное наполнение понятия «методология» формировалось в течение ряда лет и продолжает развиваться в настоящее время.

Термин «методология» может быть представлен разными определениями.

1. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи [3, с. 31].

2. Научная сущность направления, совокупность используемых методов, методика и общая схема проведения исследований, принципы, которыми руководствуются в процессе исследований при принятии и реализации тех или иных решений [4, с. 35].

3. Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; учение о принципах построения, формах и способах научного познания [5, с. 808].

4. Учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке [6, с. 376].

Представленные нами определения методологии не противоречат друг другу. Скорее они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознания деятелями науки собственной деятельности, вынесения такой рефлексии за рамки индивидуального опыта. В данных определениях методология более связывается с процессом познания. Однако важно четкое понимание обращенности методологии не только к познанию, но и к преобразованию действительности. Именно в этом контексте формируется новое понимание методологии.

Ф. Персинваль, Г. Эллингтон и некоторые др. авторы имеют в своей основе системную методологию, позволяющую синтезировать педагогический опыт на основе таких различных областей знания, как «психология, социология, профессиональный менеджмент и системный анализ в сочетании с усовершенствованиями в технологических областях...» [7, р. 178].

В последние годы среди программистов распространился термин «методология» совсем в новом звучании. Под методологией программисты стали понимать тот или иной тип стратегии, т.е. тот или иной общий метод создания компьютерных программ [8, с. 248].

По сути дела, наряду с методологией научно-исследовательской деятельности, стало формироваться новое направление - методология практической деятельности.

«Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. До последнего времени подразумевалось, что речь идет о методологии науки вообще или методологии какой-то конкретной науки. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в т.ч. понятие методологии практической деятельности. Методология - это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии - организация деятельности» [9, с. 20 - 21].

Термин «организация» имеет также несколько значений. Организация как свойство, общественное объединение, учреждение. Организация - совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей, процесс упорядочения, подготовки чего-нибудь.

Сущность организации как процесса заключается в объединении материальных и людских ресурсов во взаимосвязанную систему и распределении целей, задач, функций, ответственности, прав и обязанностей между должностными лицами и техническими средствами. Организация должна быть осуществлена так, чтобы обеспечить эффективное управление, выполнить все функции, задачи и достигнуть поставленной цели.

Останавливаясь на значении организации как процесса, обозначим основные функции, которыми необходимо оперировать в исследовательской деятельности, суть которых заключена в следующем:

- выполнение плана, разработанного при планировании определенных действий (процесса);

- определение обязанностей (что, кому, когда, где и как исполнить) в конкретно складывающейся обстановке;

- формирование (создание, образование, построение) организационно-технической системы управления;

- ситуационное упорядочение (конкретное согласование) работы должностных лиц аппарата управления и участников процесса.

Таким образом, методология как учение об организации исследования формирует представление о последовательности и преемственности этапов и действий, ведущих к построению взаимосвязей эффективного управления этой деятельностью.

Говоря об организации педагогического исследования, следует выделить постулаты, на которые опирается педагогика, научное знание об образовании и воспитании человека в единстве содержательного и процессуального сторон. Постулат (от лат. «postulatum» - требование) - требование, предположение, положение, которое является реально необходимым, которое не нуждается в строгом доказательстве, но должно быть сделано веско и обоснованно на основе фактов или, исходя из систематических или практических объяснений; положение, принимаемое в науке в качестве исходного положения без доказательств.

Человек - активно действующая, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Он характеризуется природной основой (наследственностью), социальной сущностью (воспитанностью) и высочайшей приспособляемостью к изменяющемуся миру (активностью). На этом основании к числу основных постулатов педагогики относят следующие:

1. Человек способен организовывать свою повседневную деятельность, самореализовываться через деятельность и это рассматривается как отражение его деятельностной природы.

2. Жизнедеятельность - основной природообусловленный способ существования человека, существенное обстоятельство, влияющее на процесс развития человека, на возвышение человеческого фактора.

3. Образование - культурообусловленный способ существования человека, выполняет важнейшие функции социали-

зации и является стратегически важной сферой деятельности.

4. Образование играет важную роль в становлении человека как субъекта собственной жизнедеятельности.

5. Образование должно способствовать разрешению проблем жизнедеятельности человека, только тогда человек сможет нести ответственность за своё совершенствование и собственное бытие [10, с. 9, 84]

Исходя из представленных постулатов, методология как учение об организации педагогического исследования ориентирует на следующее требование - соблюдать принцип природосо-образности в образовании. Принцип природосообразности - это не просто построение образовательной системы, учитывающей закономерности возрастного развития организма и психики человека; это ещё и обучение, воспитание и развитие человека с помощью реалий жизни, общения и взаимодействия с природой, накопление опыта ее обогащения и сохранения.

Ещё одно требование, которое является реально необходимым, - это соблюдение принципа культуросообразности в образовании. Человек выступает как объект и субъект культурно-исторического процесса, общественных отношений. Ценность образования не в объеме усвоенной информации, которой просто надо уметь пользоваться, а в развитии духовности человека, включающей культуру, духовные ценности и нравственные идеалы.

XX век изменил тип культурно-исторического наследия. Эпоха расчлененного знания закончилась. Рождается интеграция образования, призванная воспитать человека будущего, ориентированного на опасности и трудности, и на приобретение знаний для их преодоления. «Интеграция шире образования, логика её развития обосновывается диалектикой», соответственно, при формировании образовательного пространства обостряется проблема интеграции образования и культуры [11, с. 40].

Современное образование ориентировано на культурологическую проблематику, где особое значение придается важным человеческим ценностям. Важно обратить внимание и на естественность процесса интеграции, объединения, взаимопонимания, взаимообогащения и сотрудничества народов и государств [12].

Б.С. Гершунский рекомендует понимать под интеграцией приобретение новых качеств, инвариантных и единых, не сводимых к сумме компонентов образовательного пространства, справедливо полагая, что действенным механизмом поддержки ин-тегративных процессов должна стать четкая и работоспособная идейная основа. При всех различиях человеческих сообществ существуют некие «общие для всех ценности, которых в той или иной мере придерживаются все». Препятствием может быть отсутствие четко сформулированных целей, задач, принципов и способов интеграции образования в пределах заданного образовательного пространства. [13, с. 575 - 576].

В докладе Международной Комиссии по образованию, опубликованном в 1996 году, определено четыре основных принципа образования в XXI веке:

1. Учиться жить вместе - развивать понимание других людей их истории, традиции и духовных ценностей и на этой основе создать новый дух, способствующий выполнению общих проектов или управлению неизбежными конфликтами мирным и разумным путем.

2. Учиться познавать - не ограничиваться общим образованием, которое является фундаментом для непрерывного образования, а способствовать развитию каждого человека и формированию привычки учиться на протяжении всей жизни.

3. Учиться делать - давать возможность во время учебы развивать свои способности, будучи вовлеченным в работу.

4. Учиться быть - дать возможность каждому выработать независимость и собственное суждение, а также связанную с этим личную ответственность для достижения общих целей.

Обобщая представления о методологии и принципах разворачивания исследования интеграции в образовательном про-

Библиографический список

цессе военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, определим положения, которые по нашему мнению составляют основу научного педагогического поиска.

Известно, «основа - остов, внутренняя часть предмета, которая служит опорой остальным частям», а также «совокупность базовых (фундаментальных, ключевых) положений о чем-либо; система взглядов (концепция) на что-нибудь (чего-либо); факторы (причины, условия, обстоятельства), являющиеся движущей силой какого-нибудь процесса; исходные данные (изначальные условия) для выполнения чего-нибудь [14, с. 218]. Важное место объективно принадлежит и «сопутствующему» термину «основополагающий». Основополагающий - содержащий в себе главное, что является основой для дальнейшего развития» [15, с. 115].

Учение - совокупность теоретических положений о какой-либо области деятельности; система воззрений какого-нибудь ученого или мыслителя; деятельность обучающегося в овладении определенными знаниями, умениями и навыками (одна из сторон процесса обучения) [5, с. 1409].

Исходя из первой позиции определения учения, методологическая основа педагогического исследования может быть представлена положениями, раскрывающими суть и логику исследовательских следующих действий: об организации деятельности, направленной на получение нового знания; об актуальности и значимости исследования интеграции в образовании в современных социокультурных и общественно-исторических условиях развития человечества; о фактах интеграции в науке (и в педагогике конкретно) и образовании; о феномене интеграции и его понятийном поле; об особенностях образовательного процесса и обучения курсантов военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; о необходимости обоснования границ исследования и конкретизации научной проблемы, которую можно разрешить в рамках обозначенных границ; о взаимодополняемости системного и комплексного подходов; о возможности эмпирической проверки концепции развития системы интеграции в образовательном процессе военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Научное исследование, по своей сути, представляет один из способов человеческой деятельности - деятельности познавательной и, следовательно, обладает как специфическими характеристиками, так и характеристиками, присущими деятельности вообще. Главной функцией научно-исследовательской деятельности является выработка и систематизация объективных знаний о действительности на определенном этапе развития человеческого общества, что обусловливает конкретно-исторический характер научно-исследовательской деятельности. Конкретно-исторический характер научно-исследовательской деятельности заключен в значимости и востребованности её результата для осуществления другой деятельности.

«Мы далеко еще не продумываем существо деятельности с достаточной определенностью. Люди видят в деятельности просто действительность того или иного действия. Его действенность оценивается по его результату. Но существо деятельности в осуществлении. Осуществить - значит «развернуть нечто до полноты его существа, вывести к полноте; «producere» - произвести» [16, с. 192].

Завершая теоретический анализ методологических направлений организации педагогических исследований, считаем необходимым отметить, что конкретно-историческому характеру научно-исследовательской деятельности обязательно должна быть присуща отличительная черта научных знаний - их уникальность, определяемая требованием постоянной новизны. К специфике научного знания, как результату процесса познания действительности, в настоящее время относят максимально достижимое на определенном этапе общественного развития приближение к адекватному отображению действительности в наиболее существенных, закономерных, независимых от человеческого восприятия аспектах.

1. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее. Педагогика. 2002; 1.

2. Ермишян А.Г. Теория и методология - основа научно-методического обеспечения междисциплинарных связей в высшем учебном заведении. Научно-методическое обеспечение реализации междисциплинарных связей в высшем военном учебном заведении. Санкт-Петербург: СПб ВИ ВВ МВД России, 2011.

3. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Москва: «Наука», 1978.

4. Методология. Организация. Терминология. Справочник. Москва, 1986.

5. Советский энциклопедический словарь. Москва, 1990.

6. Современный словарь иностранных слов. Москва, 1993.

7. Percinval F., Ellington A. Handbook of Educational Technology. London, 1984.

8. Арчибальд РС. Управление высокотехнологичными программами и проектами. Москва, 2002.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. Москва, 2007.

10. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда: монография. Санкт-Петербург, 2003.

11. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону, 2000.

12. Новожилов В.Ю. Совершенствование образовательного процесса военных институтов внутренних войск МВД России: интеграция междисциплинарных связей: монография. Москва, 2012.

13. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. Москва, 2003.

14. Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. Словарь космической философии. Москва, 2004.

15. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Москва, 2007.

16. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Москва, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogiki: proshloe i nastoyaschee. Pedagogika. 2002; 1.

2. Ermishyan A.G. Teoriya imetodologiya - osnova nauchno-metodicheskogo obespecheniya mezhdisciplinarnyh svyazej v vysshem uchebnom zavedenii. Nauchno-metodicheskoe obespechenie realizacii mezhdisciplinarnyh svyazej v vysshem voennom uchebnom zavedenii. Sankt-Peterburg: SPb VI VV MVD Rossii, 2011.

3. Yudin 'E.G. Sistemnyjpodhod iprincip deyatel'nosti. Moskva: «Nauka», 1978.

4. Metodologiya. Organizaciya. Terminologiya. Spravochnik. Moskva, 1986.

5. Sovetskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1990.

6. Sovremennyj slovar'inostrannyh slov. Moskva, 1993.

7. Percinval F., Ellington A. Handbook of Educational Technology. London, 1984.

8. Archibal'd R.S. Upravlenie vysokotehnologichnymiprogrammami iproektami. Moskva, 2002.

9. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. Moskva, 2007.

10. Berezhnova L.N. Poli'etnicheskaya obrazovatel'naya sreda: monografiya. Sankt-Peterburg, 2003.

11. Danilyuk A.Ya. Teoriya integracii obrazovaniya. Rostov-na-Donu, 2000.

12. Novozhilov V.Yu. Sovershenstvovanie obrazovatel'nogo processa voennyh institutov vnutrennih vojsk MVD Rossii: integraciya mezhdisciplinarnyh svyazej: monografiya. Moskva, 2012.

13. Gershunskij B.S. Obrazovatel'no-pedagogicheskaya prognostika. Teoriya, metodologiya, praktika. Moskva, 2003.

14. Seklitova L.A., Strel'nikova L.L. Slovar'kosmicheskoj filosofii. Moskva, 2004.

15. Sovetov B.Ya., Yakovlev S.A. Modelirovanie sistem. Moskva, 2007.

16. Hajdegger M. Vremya i bytie: Stat'i i vystupleniya. Moskva, 1993.

Статья поступила в редакцию 06.02.16

УДК 378

Abdurazakova D.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan

State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Peshhoeva A.I., postgraduate, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CREATION OF THE EDUCATIONAL SCHOOL SYSTEM. The article describes pedagogical conditions of school education system with special reference to the President's Lyceum in Grozny. A school is a union of children of various ages and joins members of various social groups: teachers, students, parents, representatives of the surrounding society. Unification of this type usually has a considerable educational potential. It creates a natural and at the same time a favorable situation for the development of a child's personality. The educational process in the Lyceum is based on the principles of humanization, continuity, expediency, scientific, co-creation. The authors come to conclusion that for achievement of educational effects it is very important to define objectives on the basis of base national values, taking into account age peculiarities of children: to organize the educational process not as a set of activities but as a coherent system of activity of all subjects of educational process; implement a spiritual-moral education of students on human values, taking into account particulars of national culture.

Key words: educational environment, education, educational school system, teaching activities, student's personality, humanistic environment of school.

Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

А.И. Пешхоева, аспирант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

В статье описаны педагогические условия воспитательной системы школы на примере Президентского лицея г. Грозного. Школа является разновозрастным объединением и состоит из членов разных социальных групп - педагогов, учащихся, родителей, представителей окружающего социума. Объединения такого типа, как правило, обладают значительным воспитательным потенциалом. Создаётся естественная и одновременно благоприятная ситуация для развития личности ребёнка. Воспитательный процесс в лицее строится на основе принципов гуманизации, преемственности, целесообразности, научности, сотворчества. Авторы приходят к выводу, что для достижения воспитательных эффектов очень важно правильно определить цели на основе базовых национальных ценностей с учётом возрастных особенностей детей: организовать воспитательный процесс не как совокупность мероприятий, а как целостную систему жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса; реализовать духовно-нравственное воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях с учетом своеобразия национальной культуры.

Ключевые слова: образовательная среда, воспитание, воспитательная система школы, педагогическая деятельность, личность учащегося, гуманистическая среда школы.

В современных условиях государственная политика в области воспитания представляет собой совокупность ценностных установок, целей, задач воспитательной деятельности в стране. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года вопросы воспитания определены как приоритетные в образовании, при этом подчёркивается един-

ство воспитания и обучения: «Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания -формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.