4. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih: uchebno-metodich. posob. - Rostov - na - Donu, 2011.
5. Ivanova, Yu.A. Didakticheskie usloviya ispoljzovaniya pedagogicheskikh zadach pri izuchenii obtheobrazovateljnihkh i specialjnihkh predmetov v pedvuze. - Volgograd, 2007.
Статья поступила в редакцию 14.12.13
УДК 378
Akieva Z.M. HUMANITARIAN CULTURE OF STUDENTS AS HISTORICAL PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reveals the essence and content of the notion of human culture, as a historical and philosophical and pedagogical problems.
Key words: humanization, humanitarianism, humanitarian culture, student.
З.М. Акиева, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье раскрыты сущность и содержание понятия гуманитарная культура, как историко-философской и педагогической проблемы.
Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, гуманитарная культура, студент.
На современном этапе развития российского образования одной из важнейших задач признаются задачи гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса вуза, что приведет к изменению в структуре, содержании и организации профессиональной подготовки будущего учителя математики, призванная обеспечить, как личностное, так и профессиональное развитие будущего специалиста. В этих условиях будущий учитель математики обязан понять и принять необходимость интеграции своего математического образования и гуманитарной подготовки в вузе.
В обществе, вступившем в третье тысячелетие, повышается статус широко образованных и культурных людей, в котором особое внимание уделяется проблемам воспитания гуманитарной культуры личности. Известно, что гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики. Общечеловеческие ценности гуманитарных наук - гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и другие имеют решающее значение в целенаправленной деятельности человека, так как поднимают его «от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни» [1, с. 45].
По мнению В.Л. Кургузова, «само словосочетание гуманитарная культура, хотя и встречается в научных изданиях и публицистике, но фигурирует в довольно расхожем, чаще всего публицистическом смысле, как правило, в трех ипостасях: когда оно охватывает только нравственную, эстетическую и художественную культуру, когда употребляется в качестве некого аналога понятию гуманитарное знание, либо в декларативно-эмоциональном контексте, как общий антипод понятию техническая культура» [2, с. 30].
Гуманитарная культура - широкое понятие, охватывающее смыслы, ориентации, способы, действия и их результаты, это побудительный мотив, реализуемый в деятельности, нацеленный на достижение и приближение к успехам и результатам. Последние представляют ценности из разных сфер и областей жизни, значимые и культивируемые людьми. Это нравственные принципы, правовые нормы (равенство, справедливость, защита прав), гражданское равноправие, выборность и подотчетность всех органов власти, социальная защищенность, национальная представленность, участие в международных акциях, следование гуманистическим идеям, почитание каких-то художественных направлений и школ, посвящение себя какой-то отрасли науки.
М.С. Каган, обращаясь к проблеме понятия «гуманитарная культура», определяет ее как «утверждение» и «развитие» человеческой духовности (1, с. 100). Однако согласно исследованию В.Л. Кургузова, «гуманитарная культура, в отличие от культуры духовной, строится только на ценностях гуманизма, человеколюбия, является аккумулятором непреходящих ценностей гуманизма и гуманности и, вместе с тем, животворным каналом
утверждения парадигм сосуществования, самосохранения человечества, возможностей его выживания» [3, с. 12].
Итак, если культура есть важнейшая (после природы) форма бытия человека и совокупный способ и продукт человеческой деятельности, то гуманитарная культура есть форма гуманистического бытия человека, совокупный способ и продукт гуманистически ориентированной деятельности людей. Концепт гуманитарной культуры выражается в жизненных ориентациях, гуманистических смыслах и целях, в знании правил совместных действий, правил общежития, которые после их освоения составляют автоматизмы социального поведения. Гуманитарная культура сочетается с эмоционально-чувственным миром личности и его взаимоотношениями с другими людьми; это система позитивных культурных смыслов, гуманистических ориентаций, способов, действий и их результатов, связанных с пониманием человека как высшего критерия общественного развития.
Гуманитарная культура и воспитание у личности гуманности, человечности это социальные явления, имеющие исторический характер и существующие во всех обществах: гуманитарные знания, идеи, гуманистическое мировоззрение, гуманные чувства, гуманистические положения и принципы, концепции и теории. Все это в совокупности обеспечивает развитие, формирование и становление гуманитарной культуры личности.
«Гуманитарная культура - основной элемент приобщения человека к условиям и нормам существования в обществе в качестве полноправной, способной к созидательной деятельности личности. Следовательно, это основной элемент социализации. Проблемы формирования гуманитарной культуры в процессе социализации определяются необходимостью непрерывного образования и самообразования личности» Гуманитарная культура понимается как способ мышления, направленный на развитие человеческой духовности. Поскольку гуманитарная культура - ядро общей культуры общества, формирование созидательной личности возможно в процессе деятельности, направленной на усвоение и совершенствование системы современных ценностей» [4, с. 3].
Ближе всего к нашему исследованию проблемы формирования гуманитарной культуры будущего учителя математики стоит дефиниция категории «гуманитарная культура» В.Е. Осипова, где гуманитарная культура - это совокупность духовных ценностей, знаний и норм поведения, выработанных личностью или исторически определенным сообществом на основе познания социальных процессов, выступающих в виде регулятивных форм жизнедеятельности человека. Данная формулировка, на наш взгляд, является наиболее всеобъемлющей и отражает основные мысли ученых относительно поставленной проблемы.
Н.Ю. Куценко выделяет определенные функции гуманитарной культуры: познавательная (проявляется в способности гуманитарной культуры «обеспечивать» личность знаниями о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности);
регулятивная (проявляется в сознательном отношении к миру, деятельности, себе и способствует получению информации об особенностях своей личности, познанию себя, осознанию необходимости непрерывного культурного обогащения); созидательная (характеризует стремление личности к саморазвитию, самосовершенствованию и способствует становлению субъекта культуры) [4, с. 14].
Таким образом, гуманитарная культура студента представляет сложное, интегральное образование, в котором совмещаются широкий объем гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний, а также духовность, гуманность как личностные качества будущего педагога, направленные на соответствующие действия и педагогическое взаимодействие, отношения и благовидные поступки.
Библиографический список
1. Каган, М.С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества // День науки в Санкт-Петербургском гос. ун-те профсоюзов: материалы конф. - СПб., 1997.
2. Кургузов, В.Л. Гуманитарная культура (теоретическое обоснование феномена и проблемы функционирования в техническом вузе). -Улан-Удэ, 2012.
3. Кургузов, В.Л. Социология, философия, культурология // Гуманитарная культура: проблема актуализации концепта). - 2011.
4. Куценко, Н.Ю. Место гуманитарной культуры в процессе социализации личности: автореф. дис. канд. филос. наук. - Иркутск, 2009.
Bibliography
1. Kagan, M.S. O ponyatii «gumanitarnaya kuljtura» i roli gumanitarnosti na sovremennom ehtape istorii chelovechestva // Denj nauki v Sankt-Peterburgskom gos. un-te profsoyuzov: materialih konf. - SPb., 1997.
2. Kurguzov, V.L. Gumanitarnaya kuljtura (teoreticheskoe obosnovanie fenomena i problemih funkcionirovaniya v tekhnicheskom vuze). - Ulan-Udeh, 2012.
3. Kurguzov, V.L. Sociologiya, filosofiya, kuljturologiya // Gumanitarnaya kuljtura: problema aktualizacii koncepta). - 2011.
4. Kucenko, N.Yu. Mesto gumanitarnoyj kuljturih v processe socializacii lichnosti: avtoref. dis. kand. filos. nauk. - Irkutsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 15.12.13
УДК 37.013
Aksenova A. У SOCIAL ORIENTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE: PROBLEMS AND WAYS OF THE DECISION. Today pedagogical process, in particular physical culture, becomes the mechanism not only transfering of knowledge, but also receiving important social experience to each child. In the article results are presented of theoretical and experimental research on creation of organizational and pedagogical conditions of social orientation of younger schoolchildren at a lesson and additional classes of physical culture.
Key words: younger schoolchildren, social orientation, physical culture, Olympic and paralympic education, communicative approach.
А.В. Аксёнова, ст. преп., начальник отдела научно-исследовательской работы студентов и аспирантов
Томского гос. педагогического университета, г. Томск, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Сегодня педагогический процесс, в частности физическое воспитание, становится механизмом не только передачи знаний, но и получения важного социального опыта. В статье представлены результаты теоретического и экспериментального исследования по созданию организационно-педагогических условий социального ориентирования младших школьников в рамках урочных и внеклассных форм физического воспитания.
Ключевые слова: младшие школьники, социальное ориентирование, физическое воспитание, олимпийское и паралимпийское образование, коммуникативный подход.
Известно, что формирование основ социализации учащихся закреплено государственной политикой: в тексте нового Федерального государственного образовательного стандарта среди важных образовательных ориентиров урочных и внеклассных форм физического воспитания приоритетно выделено социальное развитие школьников младшего возраста [1, с. 175].
Наше исследование посвящено проблеме определения наиболее эффективных условий социального ориентирования младших школьников в процессе физического воспитания. Выбор данной целевой аудитории не случаен и обусловлен тем, что именно на этом возрастном этапе закладываются общечеловеческие ценности личности, формируются нормы общения и поведения.
В результате изучения научной литературы мы обнаружили несколько основных подходов к понимаю сущности социальной ориентации и социального ориентирования, однако большинство исследователей придерживаются двух или трех подходов.
Социологический подход подразумевает под социальной ориентацией:
• составную часть мировоззрения, имеющиеся у человека некоторые стремления и установки;
• процесс усвоения личностью ценностей и моделей поведения, принятых в конкретном обществе [2; 3].
Психологический подход рассматривает социальную ориентацию как:
• внутреннюю деятельность ребенка, направленную на восприятие особенностей общества и конкретных людей, в том числе анализ, оценка ситуации, принятие решения;
• способ социально-нравственного развития личности [4].
Мы придерживаемся педагогического подхода, который
трактует понятия социальной ориентации или социального ориентирования как:
• механизм формирования личностных черт в педагогическом процессе;
• педагогическая деятельность, стимулирующая социализацию;
• механизм социализации в условиях учебного учреждения [3; 5].
Полагаем, что педагогический подход подразумевает практическое решение задач по формированию активной и самостоятельной личности посредством урочных и внеклассных занятий в общеобразовательной школе, в том числе в начальном звене. В нашем понимании социальное ориентирование - процесс создания учителем педагогических условий, стимулирующих усвоение учащимися общепринятых норм и ценностей, знаний и умений бесконфликтного взаимодействия школьника со