УДК 37.013.73
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА С ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В ЦЕЛЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ
C.B. Никифорова
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Изложены методологические и организационно-методические основы целевой функционально ориентированной подготовки специалистов в техническом вузе. Рассматриваются принципыи формы взаимодействия вуза с промышленными предприятиями по совместной предметно-отраслевой и функциональной подготовке студентов старших курсов.
Ключевые слова: функциональноориентированная подготовка, инженерная специализация,целевая ориентация.
Решение вопросов инженерной подготовки требует усиления связей технических университетов и промышленных предприятий в области учебного процесса и научных исследований, в том числе выполняемых по заказу промышленности или ориентированных на совместное внедрение новых технических идей и технологий в учебный процесс и производство. Система интеграционных связей между техническим вузом и предприятием в области целевой подготовки специалистов предполагает, что организационно-методическое взаимодействие предприятия-заказчика и вуза - «производителя» инженерных кадров является многоаспектным и непрерывным.
Работодатель формирует модель конкурентоспособного и быстро адаптирующегося молодого специалиста, т.е. создает профессиограмму под конкретную профессию, включающую в себя технико-экономические, социально-психологические и санитарно-гигиенические характеристики условий труда. Такой опыт работы и конкретные профессиональные навыки для повышения конкурентоспособности на рынке труда студент университета может приобрести благодаря прохождению практи-кина предприятии с современными технологиями производства, выполнению курсовых и дипломных проектов по специфике предприятия. Студенту, имеющему опыт работы,после окончания университеталегче адаптироваться к условиям производства, закрепить приобретенные знания и навыки, а значит,его профессиональный рост и карьера будут быстрее и успешнее.
Отечественнойи зарубежной высшими техническими школами разработаны и апробированы многочисленные технологии подготовки инженерных кадров. Наиболее эффективными и перспективными оказались системы подготовки специалистов широкого профиля, которые позволяют молодым специалистам выполнять определенные предприятиями конкретные инженерные функции (конструктора, исследователя, инженера-технолога, оператора сложной технологической установки, технического руководителя производственного коллектива и т.п.)
Светлана Вениаминовна Никифорова, психолог отдела связей с рынком труда и выпускниками.
Как показывают научно-методические исследования и многолетний опыт Самарского государственного технического университета, наиболее эффективной формой подготовки специалистов является целевая, индивидуальная функционально ориентированная подготовка по заранее заключенным (за 1 - 3 года) договорам.
Методологическим ядром такой системы целевой функциональноориентирован-ной подготовки специалистов в технических вузах является представление о трехком-понентной структуре содержания инженерного труда. При этом содержание профессиональной подготовки специалиста представляется в виде трех логически и структурно взаимосвязанных компонентов: базовой (фундаментальной) инженерной подготовки по профилю избранной специальности, функциональной и предметно-отраслевой специализаций, содержание которых гибко учитывает изменения конъюнктуры на рынке труда.
Под функциональной инженерной специализацией понимается получение студентами дополнительных знаний и умений, а также приобретение ими навыков выполнения определенных функций по профилю своей специальности, обусловленных содержанием и характером проявления того или иного вида инженерного труда: конструктора, исследователя, технолога, оператора, технического руководителя производственного коллектива и т.п.
Предметно-отраслевая инженерная специализация представляет собой совокупность дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых будущим выпускникам вуза для выполнения инженерных функций в определенной отрасли производства или области техники в соответствии с профилем предприятия, на котором им предстоит работать.
Необходимость специализации приобретаемых студентами профессиональных знаний, умений и навыков обусловлена конкретными и дифференцированными требованиями целевой подготовки и непрерывно возрастающей тенденцией разделения (дифференциации) инженерного труда.
Целевая ориентация будущих специалистов на выполнение заранее определенных заказчиком инженерных функций (конструкторов, технологов, исследователей, проектировщиков, операторов сложных систем, технических руководителей производственных коллективов и т. п.) требует приобретения ими функциональной инженерной специализации еще на стадии их обучения в вузе.
Целевая ориентация их для работы на заранее известных служебных должностях в конкретных службах или в производствах порождает необходимость приобретения знаний, умений и навыков решения специфических задач отрасли, выполнения сугубо специфических для данного производства служебных функций, то есть приобретения предметно-отраслевой инженерной специализации. Этот вид специализации, как правило, должен обеспечиваться отраслевым профилированием общепрофессиональных и специальных инженерных дисциплин; задачами и содержанием производственных практик на предприятии; ориентированной на конкретное производство тематикой курсового и дипломного проектирования.
Функциональная инженерная специализация обеспечивается более сложными методологическими средствами и организационно-методическими приемами ведения учебного процесса и, в частности, гибкой модульной структурой учебных планов, многовариантным составом и дифференцированным содержанием дисциплин функциональной специализации, выбором (с участием предприятия-заказчика) функцио-
нальноориентированных рабочих мест для прохождения производственных практик, функциональноориентированной тематикой курсовых и дипломных проектов.
Решение вопросов инженерной подготовки требует усиления связей технических университетов и промышленных предприятий по организации учебного процесса и научных исследований, в том числе выполняемых по заказу промышленности или ориентированных на совместное внедрение новых технических идей и технологий в учебный процесс и производство. При этом сотрудничество между промышленными предприятиями и вузами осуществляется по различным направлениям деятельности:
- совместная целевая подготовка специалистов для производства;
- совместная разработка содержания и структуры профессиональной подготовки студентов-контрактников;
- совместное планирование профессионального совершенствования специалистов предприятия;
- совместные научные исследования по проблемам промышленного предприятия.
Интегрированная система организационно-методического взаимодействия вуза
и промышленных предприятий представлена на рис. 1.
Ее реализация способствует достижению целей формирования личности будущего профессионала еще при обучении в вузе и создает условия для перехода, трансформации познавательной деятельности студентов в профессиональную. В то же время непрерывное участие предприятия в механизме прямого контроля качества подготовки специалистов дает работодателюуверенность в том, что выпускники будут обладать требуемым уровнем знаний и профессиональных компетенций.
Взаимодействие вуза и предприятия начинается с момента формирования заказа и оформления юридического трехстороннего договора, в котором конкретизируются цели подготовки специалиста и функциональное содержание предстоящего инженерного труда.
Весьма важными для организации учебного процесса и стоимости подготовки специалистов являются вопросы обоснования числа функциональных инженерных специализаций. С одной стороны, дополнительная узкая функциональная специализация выпускников вуза (исследователь, конструктор, технолог, разработчик систем автоматизированного проектирования, наладчик сложных систем, оператор автоматизированных комплексов, мастер производственного участка и т. д.) обеспечивает их быстрое «врастание» в производственные структуры, резкое сокращение сроков их адаптации, высокую производительность труда, сокращение времени на доучивание и стажировки. С другой стороны, увеличение числа функциональных специализаций усложняет технологию обучения в вузе, увеличивает издержки на организацию учебного процесса, а следовательно, и стоимость подготовки, сужает возможности решения проблем при возникновении на производстве потребностей в перестановках кадров.
Поэтому согласование числа и глубины функциональных инженерных специализаций в рамках каждой номенклатурной специальности широкого профиля производится совместно работниками соответствующих кафедр вуза и заинтересованных предприятий путем решения (эвристического или с привлечением несложного математического аппарата) многокритериальной оптимизационной задачи, в которой в качестве значимых факторов и ограничений выступают ценности отдельных видов целевой подготовки и издержки на ее организацию.
Уровни организационно-методических связей с потребителями образовательных услуг
ВУЗ
(Л
2
0-й уровень
Предприятие
Контракт на трудоустройство молодого специалиста
1-й уровень
Предприятие
2-й уровень
Предприятие
- Контракт на 1 1 - Контракт на 1 1 - Контракт на
целевую 1 целевую 1 целевую
индивидуальную | индивидуальную | индивидуальную
подготовку 1 подготовку 1 подготовку
специалиста 1 специалиста 1 специалиста
- Предметно и | - Разработка | - Рабочие места
функциональноор 1 программ курсов \ студентов-
иентированная 1 отраслевых и практикантов с
преддипломная \ функциональных \ учетом их
практика \ специализаций \ специализации
- 1 - Реальная 1 - Участие
Функциональноо \ предметно- \ специалистов
риентированное \ отраслевая и \ предприятия в
дипломное ■ функциональноор ■ обучении
проектирование 1 иентированная 1 студентов
| тематика 1 - Выполнение
1 курсовых 1 научных
1 проектов 1 исследований по
| | заказу
1 1 предприятия
3-й уровень
Предприятие
Рис. 1. Содержание организационно-методических связей вуза с предприятиями
Требования к содержанию целевой подготовки специалистов отражаются в структуре гибких учебных планов. Поэтому в их разработке, а особенно в обосновании числа дисциплин функциональных и предметно-отраслевых специализаций также должны принимать участие и специалисты предприятий-заказчиков.
Важное место занимает совместная деятельность сотрудников предприятий и выпускающих кафедр университета по профессиональному отбору студентов и заключению с ними контрактов на работу после окончания вуза.
Более широкий спектр видов интеграционных связей и форм взаимодействия предприятия и университета имеет место в сфере организационно-методического обеспечения учебного процесса (рис. 2). Как видно на рисунке, система организационно-методического обеспечения целевой подготовки специалистов, ориентированных на выполнение конкретных инженерных функций, включает в себя:
- квалификационные характеристики специалистов с наиболее типичными для данного профиля функциональными специализациями;
- учебные планы с гибкой, многовариантной структурой системы целевой профессиональной подготовки;
- рабочие программы учебных дисциплин функциональной инженерной специализации;
- учебные пособия и методические разработки по содержанию инженерного труда и специфике различных видов функциональной деятельности специалистов;
- учебники, учебные пособия и конспекты лекций по дисциплинам функциональных инженерных специализаций;
- программы производственных практик с многовариантной структурой их содержания по каждой функциональной специализации;
- методические пособия и указания по содержанию и организации функционально-ориентированного курсового и дипломного проектирования.
Функциональная инженерная деятельность выпускника вуза на производстве основывается на приобретенном в вузе научном базисе, а также на знаниях, умениях и навыках выполнения всего разнообразия инженерных функций в соответствующих областях техники или отраслях производства. Установлено, что необходимые объемы и уровни знаний, умений и навыков в рамках одного и того же научного базиса (одной и той же номенклатурной специальности) существенно отличаются при выполнении специалистом различных видов инженерныхфункций.
Рассматриваемая система предусматривает дифференциацию обучения и функциональной подготовки студентов с ориентацией на исследовательскую, конструктор-ско-технологическую и организационно-управленческую деятельность с их отбором в соответствующие учебные подгруппы по совокупности выявленных индивидуальных личностных качеств.
Другим методологическим и организационным аспектом является выбор целесообразной глубины функциональной специализации. В каждом конкретном случае она устанавливается (по аналогии с обоснованием числа специализаций) путем решения многокритериальной оптимизационной задачи, в которойучитываются, с одной стороны, требования предприятия-заказчика к качеству целевой подготовки специалистов и получаемый за счет этого экономический и социальный эффект, с другой стороны - методологические аспекты формирования инженерного базиса и издержки университета на дополнительные виды подготовки.
Рис. 2. Система интеграционных связей университета и предприятия
Установлены три наиболее типичныхструктуры учебных планов подготовки функ-циональноориентированных специалистов в зависимости от уровней глубины функциональной специализации: ординарной, углубленнойи глубокой. Наиболее простая в методическом и организационном аспектах ординарная специализация обеспечивает будущему специалисту функциональную ориентацию в заранее определенной предметно-отраслевой среде, а следовательно, и возможность быстрой профессиональной адаптации в этой среде. В гибком учебном плане с этой структурой специализацию предусматривают через вариативный модуль дисциплин функциональных специализаций, а также за счет функциональноориентированных задач и содержания производственных практик. Ординарную функциональную специализацию студентов обычно проводят на последнем, выпускном курсе.
При углубленной функциональной подготовке в подсистему гибкого учебного плана кроме вариативного модуля дисциплин функциональной инженерной специализации дополнительно вводится небольшой вариативный модуль основных специальных дисциплин, а функциональная специализация, как правило, начинается на четвертом году обучения.
И, наконец, при глубокой инженерной специализации в структуру гибкого учебного плана дополнительно к вышеупомянутым модулям вводится вариативный модуль функциональноориентированных дисциплин общепрофессиональной подготовки, а специализация студентов начинается уже с третьего курса.
Каждому виду структуры гибкого учебного плана соответствуют свои дополнительные (денежные и материальные) издержки на педагогическую работу, методическое, программное и психодиагностическое обеспечение, компьютерную поддержку, техническую оснащенность учебного процесса, организационные мероприятия. При этом затраты по вышеупомянутым статьям имеют различный удельный вес в суммарных затратах на целевую подготовку специалистов, а по мере повышения уровней дополнительной целевой подготовки и глубины предметно-отраслевых и функциональных специализаций значительно возрастают.
Разработанная в Самарском государственном техническом университете методика позволяет находить с использованием несложного математического аппарата экстремальные значения многокритериальной целевой функции и тем самым обосновывать оптимальные числа и глубины инженерных специализаций подготавливаемых в вузе специалистов.
Реализация целевой функциональноориентированной подготовки специалистов в техническом университете, обеспечивающая приобретение ими дополнительных знаний, умений и навыков выполнения определенных инженерных функций, позволяет решить большой комплекс хозяйственных, социальных и методологических задач. В частности, удается существенно (в 2-3 и более раз) сократить сроки адаптации молодых специалистов и их доучивания в производственных коллективах; существенно повысить производительность инженерного труда; снизить суммарные издержки на послевузовское доучивание или переподготовку; поднять у молодых специалистов степень удовлетворенности трудом и снизить интенсивность их миграций между отдельными подразделениями внутри предприятий, между отдельными предприятиями и отраслями промышленности; значительно поднять уровень профессиональной заинтересованности студентов, их академическую активность, существенно усилить индивидуализацию обучения в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Целевая функционально ориентированная подготовка специалистов в техническом университете: концепция, технология обучения, опыт реализации. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2001. - 112 с.
2. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Организация функциональноориентированной подготовки специалистов в техническом вузе: учеб. пособие. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2009. - 102 с.
Поступила в редакцию 15.10.2013; вокончательномварианте 15.10.2013
UDC 378
METHODOLOGICAL AND ORGANIZING PRINCIPLES OF JOINING THE UNIVERSITY AND ENTERPRISE TO PROVIDE THE EMPLOYMENT OF THE GRADUATES S.V. Nikiforova
SamaraStateTechnicalUniversity
244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
This article states the methodological and organizing principles of the specialists' purposive function-oriented training at the TechnicalUniversity. The principles and forms of the university and enterprise cooperation to the subjective and functional co-education of the senior students are considered.
Key words: functional-oriented training, engineering specialization, purposive orientation.
Original article submitted 15.10.2013; revision submitted 15.10.2013
Svetlana V. Nikiforova, Leading Psychologist, department of Connections with Labour Market and Graduate Students.