Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(3), 2012
УДК 378
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ - ПРЕДПРИЯТИЕ» ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ
© 2012 В.А.Гусев1, В.И.Яблонский2
1 Поволжский государственный колледж. Самара 2 Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета
им. Н.И.Лобачевского
Статья поступила в редакцию 11.04.2012
В данной статье рассматриваются подходы к проектированию интегрированной системы непрерывного взаимодействия образовательного учреждения и работодателя, представлена структурная схема системы интеграционных связей колледжа и предприятия по целевой подготовке специалистов.
Ключевые слова: целевая функционально-ориентированная подготовка специалистов, функциональная инженерная специализация, предметно-отраслевая инженерная специализация, система интеграционных связей между техническим колледжем и предприятием.
Модернизация российской экономики, динамичный характер развития средств производ-
ства, сокращение времени жизненных циклов выпускаемой продукции, изменение конъюнктуры специалистов на рынке труда требуют оперативного изменения содержания образования, в основе которого должен лежать учет непрерывных изменений функций инженерного труда. Оперативный учет изложенных изменений образовательными учреждениями является основой устойчивого их существования и развития и может быть реализован с помощью интегрированной системы непрерывного взаимодействия «учебное заведение - предприятие» по подготовке специалистов.
В качестве основы такой системы может быть использована целевая подготовка, где методологическим ядром системы целевой функционально-ориентированной подготовки специалистов в технических учебных заведениях является, на наш взгляд, представление о трех-компонентной структуре содержания инженерного труда и соответствующей ему трехкомпо-нентной структуре инженерной подготовки. При этом содержание профессиональной подготовки специалиста представляется в виде трех логически и структурно взаимосвязанных компонентов (или подсистем): базовой (фундаментальной) инженерной подготовки по профилю избранной специальности, предметно-отраслевой специализации и функциональной, учи-
Яблонский Владимир Иванович, директор филиала. Email: apk [email protected]
тывающих изменения конъюнктуры на рынке труда1.
Под функциональной инженерной специализацией (ФИС) понимается получение студентами дополнительных знаний и умений, а также приобретение ими навыков выполнения определенных функций по профилю своей специальности, обусловленных содержанием и характером проявления того или иного вида инженерного труда: конструктора, исследователя, технолога, оператора, технического руководителя производственного коллектива и т.п.
Предметно-отраслевая инженерная специализация (ПОИС) представляет собой совокупность дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых будущим выпускникам колледжа для выполнения инженерных функций в определенной отрасли производства или области техники в соответствии с профилем предприятия, на котором им предстоит работать.
Базисом различного уровня специализаций являются фундаментальные дисциплины специальности. Рациональное сочетание фундаментальной подготовки специалистов, отраслевой и функциональной обусловлена все возрастающими требованиями рынка труда, а необходимость специализации приобретаемых студентами профессиональных знаний, умений и навыков — конкретными и дифференцированными требованиями целевой подготовки и непрерывно возрастающей дифференциацией инженерной деятельности.
По сути дела вышеизложенное это целевая ориентация будущих специалистов на выполне-
1 Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Целевая функцио-
нально-ориентированная подготовка специалистов в техническом университете: Концепция, технология обучения, опыт реализации. - Самара: 2001.
Гусев Владимир Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры физики Самарского государственного аэрокосмического университета им. Академика С.П.Королева, директор колледжа. E-mail: college&sgppk. ru
ние заранее определенных заказчиком инженерных функций (конструкторов, технологов, ремонтников, операторов сложных систем, линейных руководителей производственных коллективов и т. п.) и она предполагает подробное согласования с предприятием программы обучения, то есть ответа на вопрос - чему учить дополнительно к основной образовательной программе?
Но решение вопросов инженерной подготовки требует усиления связей технических колледжей и промышленных предприятий в области учебного процесса и научных исследований, в том числе выполняемых по заказу промышленности или ориентированных на совместное внедрение новых технических идей и технологий в учебный процесс и производство. При этом сотрудничество между промышленностью и колледжем осуществляется по различным направлениям деятельности: 1) совместные научные исследования проблем современного и будущего производства; 2) совместное выполнение заказов предприятию; 3) совместная корректировка содержания и структуры профессионального образования; 4) совместное планирование непрерывного профессионального совершенствования преподавателей и специалистов; 5) совместная целевая подготовка специалистов для производства, в том числе по ноу-хау конкретной фирмы.
Система интеграционных связей между техническим колледжем и предприятием в области целевой подготовки специалистов предполагает, что организационно-методическое взаимодействие предприятия-заказчика и колледжа - «производителя инженерных кадров» является многоаспектным и непрерывным. На рис. 1 приведена структурная схема такой системы. Взаимодействие среднего специального образовательного учреждения и предприятия начинается с момента формирования заказа и оформления юридического трехстороннего договора, в котором конкретизируются цели подготовки специалиста, ее качество и функциональное содержание предстоящего инженерного труда. Весьма важными для организации учебного процесса и стоимости подготовки специалистов являются вопросы по обоснованию числа (наименований) функциональных инженерных специализаций и по обоснованию глубины этих специализаций. С одной стороны, дополнительная узкая функциональная специализация, выпускников инженерного профиля (исследователь, конструктор, технолог, разработчик систем автоматизированного проектирования, наладчик сложных систем, оператор автоматизированных комплексов, мастер производственного участка и т.д.) обеспечивает их быстрое
«врастание» в производственные структуры, резкое сокращение сроков их адаптации, высокую производительность труда, сокращение времени на доучивание и стажировку.
С другой же стороны, увеличение числа функциональных специализаций усложняет технологию обучения, увеличивает издержки на организацию учебного процесса, а, следовательно, и стоимость подготовки, сужает возможности в возникающих на производстве потребностей в перестановке кадров. Поэтому согласование числа и глубины функциональных инженерных специализаций в рамках каждой номенклатурной специальности широкого профиля производится совместно работниками соответствующих кафедр колледжа и заинтересованных предприятий путем решения многокритериальной оптимизационной задачи, в которой в качестве значимых факторов и ограничений выступают ценности отдельных видов целевой подготовки и издержки на ее организацию.
Требования к содержанию целевой подготовки специалистов должны быть отражены в структуре гибких учебных планов. Поэтому в их разработке, а особенно - в обосновании числа дисциплин ФИС и ПОИС, также должны принимать участие и специалисты предприятий-заказчиков.
Важное место занимает совместная деятельность сотрудников предприятий и выпускающих структур среднеспециального образовательного учреждения по профессиональному отбору студентов и заключению с ними контрактов на работу после окончания учебного заведения. Более широкий спектр видов интеграционных связей и форм взаимодействия предприятия и колледжа имеет место в сфере организационно-методического обеспечения учебного процесса. Система организационно-методического обеспечения целевой подготовки специалистов, ориентированных на выполнение конкретных инженерных функций, включает в себя: 1) квалификационные характеристики специалистов с наиболее типичными для данного профиля функциональными специализациями; 2) учебные планы с гибкой, многовариантной структурой системы целевой профессиональной подготовки; 3) рабочие программы учебных дисциплин функциональной инженерной специализации; 4) учебные пособия и методические разработки по содержанию инженерного труда и специфике различных видов функциональной деятельности специалистов; 5) учебники, учебные пособия и конспекты лекций по дисциплинам функциональных инженерных специализаций; 6) программы производственных практик с многовариантной структурой их содержания по каждой функциональ-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(3), 2012
ной специализации; 7) методические пособия и ционально-ориентированного курсового и ди-указания по содержанию и организации функ- пломного проектирования.
Заказ на целевую подготовку специалистов
Исследование содержания инженерного труда ФИС
Разработка структурно-логических связей дисциплины
Методология функциональной подготовки
Методика и инструментарий профотбора на ФИС
Технический колледж
Конспекты лекций, учебные пособия по спецкурсам ФИС
Методические указания по проведению специализированных лабораторных практикумов
Рабочие места студентов-практикантов с учётом их ФИС
Функционально-ориентированные учебные пособия
Функционально-ориентированные специалисты
Конкретизация целей подготовки специалистов
Согласование числа и глубины ФИС
Учёт функциональной структуры и динамика заказа
Согласование и соучастие в разработке программ и дисциплин
Заключение контрактов со студентами с учётом ФИС
Предприятие
Участие специалистов завода в чтении лекций ФИС
Использование новой техники и оборудования для обучения студентов
Рабочие места
студентов-практикантов с учётом их ФИС
Реальная функционально-ориентированная тематика
Обоснование видов, глубины и числа ч-специализаций
Разработка структуры гибкого учебного плана
Обоснование числа и содержания дисциплин ФИС
Профотбор студентов на функциональные специальности
Г
Организационно-методическое обеспечение функциональной подготовки
I "
Лекционных курсов функциональной специальности
Специализированных лабораторных практикумов
Производственных функционально-ориентированных практик
к
Курсового и дипломного функционально-ориентированного проектирования
Рис. 1. Структурная схема системы интеграционных связей колледжа и предприятия
по целевой подготовке специалистов
Внедрение интегрированной системы непрерывного взаимодействия «политехнический колледж - предприятие» по подготовке специалистов инженерного профиля позволило, во-первых, оптимизировать учебные планы в соответствии с потребностями предприятий региона, во-вторых, в значительной степени приблизить материальную базу учебного процесса к дейст-
вующей на производстве, в-третьих, за счет участия в реализации учебного процесса специалистов предприятия повысить профессиональный уровень преподавателей и мотивацию обучаемых, в-четвертых, снизить затраты предприятий на адаптацию молодых специалистов, в-пятых, обеспечить устойчивое развитие учебного заведения.
INTEGRATED SYSTEM FOR CONTINUOUS INTERACTION «POLYTECHNIC COLLEGE - COMPANY» OF TRAINING SPECIALISTS IN ENGINEERING
© 2012 V.A.Gusev1, V.I.Yablonskiy2°
1 The Volga Region State College. Samara 2 Arzamas Branch Nizhniy Novgorod State University after N.I.Lobachevsky
This article discusses approaches to designing an integrated system of continuous interaction between educational institutions and employers, there is a block diagram of the system integration links the college and businesses to target training.
Key words: function-oriented training of specialists, with a specific purpose, functional-engineering specialization, subject-industrial field specialization, system of integration of a technical college and a company.
Vladimir Anatolevich Gusev, Doctor of Pedagogics, Associate
Professor, Dept .of Physics, FSBEI HPE Samara State Aerospace University after Academician S.P.Korolev, director of SBEI SPI Middle Volga Region College. E-mail: college@sgppk. ru
Vladimir Ivanovich Yablonskiy, Director of SEI Nizhniy Novgorod State University after N.I.Lobochevskogo, Arzamas Polytecnical College. E-mail: apk [email protected]