до воспитанника зрительный, виртуальный образ.
Отметим также, что очень важное место в современной социальной рекламе занимает образ положительного героя в целом как для детей, так и для более взрослого поколения. Создание рекламного «положительного» или «отрицательного» образа занимает большой промежуток времени, так как от качества созданного виртуального, художественного пространства и героя, существующего в нем и транслирующего социальную проблему с телеэкранов, зависит и активность покупателей данного товара на рынке. Из вышесказанного следует, что визуальный образ оказывает большое влияние на принятие решения о совершении того или иного поступка.
Каждая целевая аудитория характеризуется определенными критериями при восприятии будущего «рекламного героя». Для взрослого населения страны, а именно молодежи, для создания виртуального героя в социальной рекламе в основном необходимо наличие следующих визуальных характеристик: отсутствие раздражения от его появления на экране телевизора; мимика выразительная и привлекательная, ухоженность или наоборот в зависимости от поставленной социальной проблемы; вежливость и обходительность.
Примечания
1. Кафтанджиев Х. Семиотика абсолюта / Х. Кафтанджиев. - М.: РИП-холдинг, 2006.
2. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: [учеб. пособие для студ. филол., линг. и переводовед. фак. высш. учеб. заведений] / Н. Б. Мечковская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Савельева О. О. Введение в социальную рекламу / О. О. Савельева. - М. РИП-холдинг, 2006.
4. Тен Ю. П. Символы России и зарубежных государств / Ю. П. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
5. Чаган Н. Г. Социокультурные основания рекламы: теоретический и технологический аспекты: дис. ... док. пед. наук / Н. Г. Чаган.
А. Б. Конобеева
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Модернизация современного образования в России вызвана необходимостью в эффективной и гибкой образовательной системе. Приоритетными задачами высшего профессионального образования становятся формирование культуры коммуникаций, активного самопознания, самообразования, саморазвития, самоорганизации и самоопределения, передача знаний и умений у студентов, подготовка будущих специалистов к самостоятельности и ответственности, построение мыследеятельностного содержания высшего образования. Ключевые слова: образование в сфере культуры, методология, европейское образовательное пространство, высшая профессиональная школа, мыследеятельностное содержание, компетентность, мыследеятельностное содержание, рефлексивный процесс, самообразовательная деятельность студентов, инновационная практика, Болонский процесс.
Modernization of modern formation in Russia is caused by necessity for effective and flexible educational system. Priority problems of the higher vocational training are formation of culture of communications, active self-knowledge, self-education, self-development, self-organising and self-determination, transfer of knowledge and abilities at students, preparation of the future experts for independence and responsibility. Teaching in the higher vocational school during the present period is connected with construction higher education maintenances. Keywords: liberal education, methodology, the European educational space, the higher vocational school, the maintenance, competence, the maintenance, reflective process, self-educational activity of students, innovative practice, Bolonsky process.
Необходимость обновления современного образования в России продиктована потребностями общества, нуждающегося в эффективной и гибкой образовательной системе.
Приоритетными задачами высшего профессионального образования являются формирование культуры коммуникаций, активного самопознания, самообразования, саморазвития, самоорганизации и самоопределения у студентов, передача знаний и умений, подготовка будущих специалистов к самостоятельности и ответственности (2). Изменение содержания обучения в соответствии с международными стандартами и учетом положительного опыта действующей национальной образовательной системы, его переход от массово-репродуктивного к активно-дея-тельностному позволят создать необходимые условия для выявления и формирования творческой индивидуальности будущего специалиста (6).
Важность овладения педагогом целостной системой профессиональной деятельности подчеркивали Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Общие вопросы профессиональной деятельности педагога рассмотрены в трудах Ю. П. Азарова, Е. П. Белозерцева, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. К.Марковой, Л. М. Митиной, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской, В. Э. Тамарина, Н. Д. Хмель, А. И. Щербакова, О. А. Абдуллиной, З. И. Васильевой, И. Ф. Исаева, В. А. Кан-Калика, В. А. Крутецким, А. И. Мищенко, И. Т. Огородниковым, А. И. Пискуновым, Л. Ф. Спириным, Е. Н. Шияновым и др.; концепции формирования личности преподавателя - Н. В. Александровым, Э. А. Гришин, Ю. К. Васильевым, В. А. Крутецким, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, П. А. Просецким, В. К. Розовым, В. А. Сластениным, Л. В. Спирин и др., смысл профессиональной жизнедеятельности - Л. Витгейнштейн, Н. Гартман, Э. Гуссерль, А.Ф. Лосевым, М. К. Мамардашвили, В. В. Налимовым и др.); развитие самосознания - К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бизяевой, Л.Н Захаровой, Б.Т. Лихачевым, Л.М. Митиным, Е.Н. Шияновым и др. Принцип преемственности вузовского и послевузовского образования педагога реализован в работах А.В. Да-ринского, С.Г. Вершловского, И.Д. Лушникова, А.Г. Мороза и др.
Преподавание в высшей профессиональной школе в настоящий период связано с отказом от традиционной модели подготовки специалистов, поиском новых форм организации учебного и научно-исследовательского процесса, построением мысле-деятельностного содержания высшего образования (5). Каким требованиям сегодня должна отвечать система повышения квалификации преподавателей вуза?
Отсутствие базового педагогического образования у определенной части преподавателей вуза предопределяет слабую теоретико-методологическую и технологическую подготовку (3). В условиях модернизации образования, ориентации на развитие и саморазвитие личности, профессионала возникает необходимость в методической и методологической деятельности преподавателя (в наличии умений проектировать, программировать и сценировать свою педагогическую деятельность в соответствии с современными требованиями и осознанием европейского и международного измерения) (1), формировании высокой психологической культуры преподавателя с целью роста педагогического профессионализма и мастерства, компетентности, развитии его способности раскрыть внутренние резервы и вести диалог со студентами, формировании их мыслительных и личностных качеств, использовании интерактивных форм и инновационных, научно обоснованных педагогических технологий и подходов в обучении, запуске рефлексивных процессов и механизмов самообразовательной деятельности студента (что подразумевает усвоение различных способов мышления и деятельности, совершенствование коммуникативных способностей и др.), способности эффективно управлять исследова-
тельской деятельностью студентов в условиях инновационных преобразований, проводимых в системе образования, научно-методическом обеспечении образовательного процесса. Иначе говоря, основным образовательным ресурсом является не только объем знаний, но и способность получать качественные знания, интегрировать и преобразовывать их в новый тип знаний.
Инновационная деятельность преподавателя, осмысливающего, структурирующего ту или иную научную информацию в соответствии со своей профессионально-педагогической деятельностью, должна обеспечиваться методологическими, научными, кадровыми, информационными и другими ресурсами, способствующими развитию инновационной практики в вузе и совершенствованию качества образования.
Важнейшими положениями Болонского процесса являются содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества системы образования, разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования, позволяющих обеспечить сравнимость квалификаций по всей Европе; разработка и внедрение систем качества образовательных учреждений на базе различных моделей системы качества, в том числе модели международных стандартов ENQA, стандартов серии ISO 9000:2000, модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и других национальных моделей управления качеством в образовании (4, с. 84).
В рамках Болонского процесса требования к результатам обучения формулируются в виде различных компетенций, которыми должны овладеть бакалавры и магистры в процессе освоения базовых образовательных программ в соответствии с реальными потребностями образовательной практики, а также на основе подходов к обучению и преподаванию. Такими компетенциями являются: интеллектуальные, практические, коммуникационные, межличностные, командные, профессиональные и др. (6).
Данные результаты обучения и компетенции могут быть достигнуты выполнением и презентацией индивидуальных, групповых проектов и курсовых работ, проведением дискуссий, «круглого стола», творческих конкурсов возрастающей сложности, конференций, тренингов практических навыков под патронажем преподавателя - научного руководителя, преподавателя-консультанта, преподавателя-эксперта, стремящихся к новому уровню педагогического профессионализма.
Профессиональное становление преподавателя — это сложный динамический процесс самопознания, самосовершенствования, саморазвития, обеспечивающих высокий уровень профессионально-педагогической компетентности в условиях обеспечения соответствия государственных и региональных образовательных стандартов мировым на основе личностно-ориентированного подхода, реализации принципов саморегуляции, самопознания, самоопределения, самоактуализации, самосовершенствования, целенаправленности, системности, непрерывности, мно-гоуровневости, преемственности, вариативности и др. (1).
Таким образом, к современному преподавателю предъявляются принципиально новые требования, для реализации которых необходимы качественные изменения структуры, содержания и организационных форм всей системы профессионального образования.
Примечания
1. Андреев В. И. О гарантированности качества высшего образования и саморазвития конкурентоспособной личности / В. И. Андреев // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 149. Сер. «Гуманит. науки». Кн. 1. — Казань, 2007. — С. 61—69.
2. Бабкина Т. А. Молодой преподаватель вуза: становление педагогической позиции: монография / Т. А. Бабкина, Ю. И. Куницкая. — Гродно: ГрГУ, 2004.
3. Безродная Г. В. Методологические подходы к качеству образовательного процесса
в вузе / Г. В. Безродная // Философия образования. - 2007. - № 3. - С. 335-341.
4. Бонюшко Н. А. Стратегия формирования системы менеджмента качества вуза / Н. А. Бонюшко, К. М. Туманов // Стандарты и качество. - 2008. - № 9.
5. О работе высших учебных заведений по повышению роли вузовской науки в обеспечении качества подготовки специалистов: приказ Федерального агентства по образованию и Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2007 г. № 792 // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. - 2007. - № 8. - С. 30-31.
6. Смирнов С. А. Образование в неклассической культурной ситуации: в поисках новых моделей / С. А. Смирнов // Концепции философии образования и современная антропология: материалы международной конференции. - Новосибирск: НГПУ, 2001.
Т. П. Зуева
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена современному обоснованию сущности, содержания методической деятельности учителя начальных классов в связи со сменой целевых ориентиров в Российском образовании. Проводится сравнительный анализ понятий «методическая деятельность» и «методическая работа», исследуется динамика исторического развития методической деятельности в разные исторические эпохи, определены оптимальные формы осуществления профессиональной подготовки к методической деятельности будущих учителей начальных классов. Ключевые слова: образование в сфере культуры, методическая деятельность, методическая работа, содержание методической деятельности, инструменты педагогической деятельности.
Article is devoted a modern substantiation of essence, the maintenance of methodical activity of the teacher of initial classes in connection with change of target reference points in the Russian education. The comparative analysis of concepts «methodical activity» and «methodical work» is carried out, dynamics of historical development of methodical activity during different historical epoch is investigated. The optimum forms of realization of professional preparation are certain to methodical activity of future teachers of initial classes. Keywords: liberal education, methodical activity, methodical work, the maintenance of methodical activity, tools of pedagogical activity.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое экономическое и образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической науке и практике. Меняются требования к специалисту. Сегодня чтобы быть профессионалом, отмечает известный психолог Л. М. Митина, недостаточно иметь в арсенале только знания, умения и навыки, надо уметь ориентироваться в изменяющихся условиях и требованиях к профессии, успешно решать ситуативно возникающие профессиональные задачи. Необходимо быть способным разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, иметь систему ценностей, направленных на готовность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию (2).
Другими словами, в современной школе сложились такие объективные условия, которые требуют от специалиста готовности к быстрой адаптации в меняющихся обстоятельствах. Динамика жизни ждет соответствующих изменений в содержании профессиональной подготовки, однако российская образовательная система достаточно инертна.
К моменту окончания учебного заведения будущий учитель должен владеть инструментами профессиональной деятельности, которые позволяют достичь совре-